Спросить
Войти

Сравнительный анализ состояния здоровья и образа жизни студентов

Автор: Ишмухаметов Инсаф Басырович

нагрузкой, но с использованием брюшного дыхания. Замеры ЧСС проводились до начала бега и сразу после завершения бега, а также через каждую минуту после завершения бега, но в ходьбе. Результаты изложены в таблице.

Таблица

Распределение ЧСС при грудном и брюшном видах дыхания_

Фамилия ЧСС до начала ЧСС после за- ЧСС через ЧСС через ЧСС через ЧСС через

испытуемого бега вершения бега 1 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин.

Грудное дыхание

Гусева А. 80 156 132 102 96 80

Шалыгина В. 83 174 168 138 114 90

Поляков Ю. 74 144 102 90 73

Брюшное дыхание

Гусева А. 79 136 108 79

Шалыгина В. 80 154 135 105 81

Поляков Ю. 77 127 102 79

Как следует из таблицы, стрелки, выполняющие одинаковую нагрузку за одно и то же время, затрачивают меньше энергии и быстрее восстанавливаются.

Использование брюшного дыхания перед выходом на огневой рубеж и затаивание дыхание на полувдохе во время стрельбы позволяют биатлонисту избежать кислородного голодания и снизить колебания оружия, возникающие в результате сокращения сердца. Тем самым биатлонист может подавить предстартовое волнение и повысить физическую выносливость и результативность стрельбы.

Во время гонки биатлонист должен менять тип дыхания. При преодолении подъёмов он, как правило, будет использовать грудной или смешанный тип дыхания. С выходом на равнинные участки трассы и спуски биатлонисту лучше использовать брюшной тип дыхания. Это позволит спортсмену подходить к огневому рубежу с минимальными значениями ЧСС после нагрузки в лыжной гонке.

Литература

1. Зрибнев, М. А. Базова школа та методика навчання влучно! стршьби зi стршецько! збро! : навч. поабник. Частина I. Початкова та базова тдготовка i спецiалiзацiя. - Львов : АСВ, 2014. -242 с.

REFERENCES

1. Zrybnev N. A. (2014), Basic Marksmanship Training System and Methodology. Part I. Initial and Basic Training and Specialization: guidance Manual, Army Academy, Lviv.

Контактная информация: zrybnev@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2015.

УДК 796.011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНТОВ

Инсаф Басырович Ишмухаметов, кандидат биологических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Башкортостан

Аннотация

Целью работы явилось исследование образа жизни и состояния здоровья студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Согласно специально составленной оздоровительной программе студенты экспериментальной группы активно занимались физическими упражнениями и вели здоровый образ жизни в течение исследуемого периода. Результаты исследования показали, что у студентов с высокой двигательной активностью потребность к сохранению и укреплению своего здоровья оказалась значительно выше, чем у студентов с низким уровнем двигательной активности. Оптимальная двигательная активность, соблюдение основных принципов здорового образа жизни способствовали существенному укреплению здоровья студентов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p42-46

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENTS& HEALTH STATUS AND LIFESTYLE Insaf Basyrovich Ishmukhametov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Bashkortostan

Annotation

The purpose of work was research of the life style and state of health of the students who are trained in a higher educational institution. According to specially made improving program the students of experimental group were actively engaged in the physical exercises and led a healthy lifestyle during the studied period. The results of research showed that students with high physical activity have much stronger requirement to preservation and strengthening of the health, than the students with the low level of physical activity. Optimum physical activity, observance of the basic principles of a healthy lifestyle promoted the essential strengthening of students& health.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение интенсивности обучения, внедрение новых образовательных технологий, информационные перегрузки, психоэмоциональные стрессы, присущие для учебного процесса в ВУЗе, часто приводят к перенагрузкам, и в конечном итоге к нарушению здоровья учащейся молодежи [1, 2].

Целью данной работы явилось изучение воздействия на организм студентов различных учебно-воспитательных программ.

МЕТОДИКА

Для выявления влияния экспериментальной программы на состояние здоровья студентов были созданы две группы [3]. Студенты одной группы (55 чел., из них 24 юношей и 31 девушка) согласно учебному плану и программе (ФГОС) университета по физическому воспитанию занимались общепринятыми физическими упражнениями 2 раза в неделю (контрольная группа). Для студентов второй группы (54 чел., из них 22 юноши и 32 девушки) была составлена специальная рабочая программа, которая включала кроме обязательных уроков физической культуры дополнительно факультативные занятия физическими упражнениями три раза в неделю, а также лекции и диспуты об основных принципах здорового образа жизни (ЗОЖ), просмотр видеофильмов о пагубном действии на организм никотина, алкоголя и наркотиков (экспериментальная группа).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный в течение 5 лет сравнительный анализ воздействия занятий физическими упражнениями на организм студентов, обучающихся по различным учебно-воспитательным программам, показал, что только 12,5% юношей и 8,2 % девушек контрольной группы делают утреннюю гигиеническую гимнастику [3]. В то время как среди студентов экспериментальной группы этот показатель достигал 57,5% и 54,3% соответственно. Более половины (54,2%) опрошенных студентов контрольной группы считают, что у них отсутствует сила воли, чтобы заниматься физическими упражнениями дополнительно, 20% - не считают нужным, 5% - не занимаются из-за слабого состояния здоровья.

Изучение режима питания показало, что среди студентов контрольной группы 35,4% юношей и 17,8 % девушек питаются только 2 раза в сутки. Среди студентов экспериментальной группы доля оптимально питающихся 3 раза в день была значительно

больше и составила 75,1 % у юношей и 84,7% у девушек.

Данные анкетного материала позволили выявить ряд существенных отклонений и в режиме дня студентов с низкой двигательной активностью, в частности нарушение режима сна. Лишь 26,4% юношей и 30,9% девушек контрольной группы придерживались режима дня. Среди студентов экспериментальной группы доля лиц, соблюдавших режим дня, была значительно больше и составила 54,5% юношей и 62,7% девушек. Таким образом, у значительной части студентов контрольной группы имеет место ежедневный дефицит сна, что значительно снижает их трудоспособность, способствует развитию утомляемости и ухудшению их здоровья.

Также нами была изучена распространенность вредных привычек у исследуемых студентов с различной учебно-воспитательной программой.

Результаты исследования показали, что среди студентов контрольной группы на 1-м курсе курили - 35,4%; на 2-м курсе - 39,7%; на 3-м курсе - 40,3%; на 4-м курсе -42,7%; на 5-м курсе - 48,6% юношей. Студентки данной группы также пристрастились к курению табака: за исследуемый период прирост курящих девушек составил 12,4%. Следовательно, уровень распространенности курения среди студентов с низкой двигательной активностью увеличивается от младших курсов к старшим.

В то же время доля курящих студентов-юношей экспериментальной группы снижалась, начиная со 2 курса (38,7%), и составила на 5 курсе 14,5%. В данной группе доля курящих девушек снизилась по сравнению с начальным периодом исследования на 16,7%. Степень распространенности употребления алкогольных напитков среди исследуемых студентов контрольной группы составила 33,0% на 1-м курсе; 54,6% на 2-м курсе; 57,6% - на 3-м курсе; 63,6% - на 4 курсе; 58,7% - на 5 курсе. Сопоставление данных по курсам показывает, что количество студентов контрольной группы, употребляющих алкоголь, на старших курсах оказалось значительно больше, чем на младших. Доля студентов экспериментальной группы, употребляющих алкогольных напитков, наоборот, снижалась с 32,6% на 1 курсе до 15,6% на выпускном курсе.

Естественно, низкий уровень двигательной активности, нарушение основных принципов ЗОЖ не может не сказаться на состоянии здоровья студентов контрольной группы, что побудило нас проанализировать официальные данные о состоянии здоровья студентов. Согласно данным, полученным из материалов отчетности здравпункта Стер-литамакского филиала Башкирского государственного университета, уровень общей заболеваемости студентов может быть оценен как невысокий, поскольку он не превышает 20 случаев заболеваний на 100 студентов, хотя в доступной литературе мы не нашли современной градации уровня заболеваемости этой возрастной и социальной группы населения. Исследование показало, что за анализируемые пять лет общая заболеваемость студентов контрольной группы возросла практически вдвое - с 10,4 случаев до 19,2 на 100 студентов, причем выявленная тенденция статистически достоверна (рис. 1). Общая заболеваемость студентов экспериментальной группы за исследуемый период возросла незначительно (с 10,2 до 14,2 случая). Аналогичная закономерность обнаружена и для первичной, т.е. впервые выявленной в текущем году заболеваемости. Первичная заболеваемость у студентов контрольной группы в течение исследуемого периода возросла значительно: с 4,3 до 8,2 случая на 100 студентов. Тогда как у студентов экспериментальной группы прирост впервые выявленной заболеваемости составил всего 2,5 случая.

В структуре общей заболеваемости у студентов контрольной группы лидируют болезни органов дыхания (БОД), на которые приходится около трети всех имеющихся заболеваний (29,5%). Затем следуют болезни органов пищеварения (БОП) с удельным весом около 19,3%, далее идут болезни глаза и его придатков (18,8%), нервной системы (БНС), системы кровообращения (БСК), крови, уха, мочеполовой системы (БМПС), эндокринной системы (БЭС), инфекционные заболевания, болезни костно-мышечной системы (БКМС), новообразования (НО) и психические расстройства (рис. 2).

25
20
15
10
5
2010
2011 2012 2013

■&I. общая(эгсп) -■-первичная (:экеп)

■> общая (контр) -3. первичная (контр)

201-1

Рис. 1. Динамика показателей общей и впервые выявленной заболеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп, на 100 студентов

Рис. 2. Структура общей заболеваемости студентов контрольной группы, %

В структуре общей заболеваемости у студентов экспериментальной группы лидируют болезни органов зрения (БОЗ), на которые приходится около трети всех имеющихся заболеваний (32,4%). Затем следуют болезни нервной системы (БНС), с удельным весом около 20%, далее органов пищеварения (БОП), системы кровообращения (БСК), органов дыхания (БОД), уха, мочеполовой системы (БМПС), эндокринной системы (БЭС), инфекционные заболевания, болезни костно-мышечной системы (БКМС), новообразования (НО) и психические расстройства.

В структуре впервые выявленной заболеваемости у студентов контрольной группы первые ранговые места сохраняют болезни органов дыхания (39,6%) и пищеварения (13,1%), далее следуют болезни глаза (11,7%) и нервной системы (9,6%), а замыкают лидирующую пятерку болезни системы кровообращения (6,8%). Следовательно, независимо от уровня общей и впервые выявленной заболеваемости в среднем у каждого пятого студента контрольной группы имеется, как минимум, одно заболевание.

В структуре впервые выявленной заболеваемости у студентов экспериментальной группы на первом ранговом месте находятся болезни органов зрения (15,6%), затем идут болезни пищеварения (8,6%) и нервной системы (9,0%). Доля заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов с высокой двигательной активностью значительно ниже, чем у студентов с низкой двигательной активностью.

Согласно полученным в наших исследованиях данным можно сделать вывод, что рост распространенности заболеваний среди студентов контрольной группы произошел преимущественно за счет следующих классов болезней: органов дыхания, пищевариБОП; 19,3

Б. глаза; 18,8

тельной системы, нервной системы и органов чувств

Отношение к здоровью включает в себя субъективную оценку или самооценку человеком своего психического и физического состояния. Каждый второй студент контрольной группы (48,0%) оценил свое здоровье как « хорошее», 30,0% считали свое здоровье как « удовлетворительное». Всего 13,0% респондентов считает, что состояние здоровья отличное. Тогда как 65,7% студентов экспериментальной группы оценили свое здоровье как «хорошее», 20,5% считают свое здоровье отличным.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости внедрения специальной учебно-воспитательной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья студентов, приоритетное место в структуре которой должно занимать формирование здорового образа жизни, осознание студентами важности сохранения и укрепления своего здоровья.

Литература

1. Ахмерова, С.Г. Современные подходы к формированию здоровья учащихся методами и средствами гигиенического воспитания : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Ахмерова С.Г. - Уфа, 2010. - 35 с.
2. Бирюкова, Н.А. Здоровьесберегающая технология в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Бирюкова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 23-26.
3. Ишмухаметов, И.Б. Особенности формирования здоровья будущих педагогов в современных условиях / И.Б. Ишмухаметов // Медицина труда и промышленная экология. - 2012. -№ 1. - С. 29-33.

REFERENCES

1. Akhmerova, S.G. (2010), Modern approaches to formation of health ofpupils by methods and means of hygienic education, dissertation, Ufa.
2. Biryukova, N. A. (2006), "Health saving technology in general education establishments", Hygiene and sanitation, No. 1, pp. 23-26.
3. Ishmukhametov, I.B. (2012), "Features of formation of health of future teachers in modern conditions", Medicine of work and industrial ecology, No. 1, pp. 29-33.

Контактная информация: oksanastr1@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2015.

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Эдуард Николаевич Калдариков, кандидат педагогических наук, Калмыцкий государственный университет (КалмГУ), Элиста

Аннотация

Нами анализировалась физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия в процессе урочных и внеурочных форм занятий. Анализ содержания учебных программ по физическому воспитанию школьников показал, что наибольшие доли физических упражнений из национальных видов спорта в вариативной части составляли такие величины: средней школьный возраст - 34,5%, старший школьный возраст - 42,4%.

На уроках физической культуры общеобразовательных организаций использовались следующие физические упражнения из национальных видов спорта: элементы танцевальных движений, подвижные игры, национальная борьба «Бек ноолдан», альчики, метание аркана, метание копья. По данным нашего опроса интерес у обучающихся в Республике Калмыкия к физическим упражнениям национальных видов спорта существенно повышается. К сожалению, учителя физической куль-

СТУДЕНТ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЬЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты