Спросить
Войти

О терминах, используемых б курсе стрельб

Автор: Н.В. Астафьев

сорско-преподавательских коллективах, анализ имеющихся проблем и недостатков, активизация теоретических и методических поисков и начинаний. Жизнь изменяется интенсивно, курсант и требования к нему - еще быстрее, а сам преподаватель более консервативен. Методическая работа по организации и проведению комплексных занятий должна сократить эту дистанцию в темпах развития жизни и учебной деятельности образовательных учреждений МВД России.

Таким образом, мы вновь возвращаемся к вопросу о необходимости освоения эффективных методик и технологий обучения. Чрезвычайно важным сегодня является не только то, чему, но и как учить.

Комплексный метод обучения на основе моделирования конкретных ситуаций позволит развить у курсантов способности к умению анализировать и принимать правомерные решения, укрепить чувство уверенности в себе. Кроме того, использование конкретных ситуаций в процессе комплексных занятий позволяет решить основные учебные задачи: представление концепций, тренинг в принятии решений, формирование и развитие профессионально-прикладных умений и навыков у курсантов и слушателей. Данный подход поставит вопрос о разработке соответствующих учебных и методических материалов.

Учитывая актуальность данной проблемы, в теории и практике профессиональной подготовки курсантов назрела объективная потребность в разрешении вопросов, касающихся как организации построения, так и разработки качественно новой методики формирования знаний, умений и навыков за счет междисциплинарных связей с кафедрами, формирующими профессионально важные качества у курсантов.

При проведении комплексных занятий в центре внимания должны находиться проблемы согласования формирования профессиональных качеств, прочности полученных знаний, умений применения их в экстремальных ситуациях как элементов одной системы. По этому поводу можно сказать, что знания, умения и навыки - это различные этапы совершенствования служебных действий.

Учитывая сказанное, можно резюмировать: нельзя решать проблемы междисциплинарных связей без разработки научно-методического обеспечения комплексных занятий, без определения их правильности, актуальности и востребованности практической деятельностью.

В связи с этим очевидна необходимость создания на базе нашей академии рабочей группы (совместно с практическими работниками) для более полного анализа информации о применении оружия, физической силы, тактических Действий сотрудниками милиции, а также для определения оптимальной системы формирования профессиональных качеств, необходимых сотруднику в современных условиях.

Основными задачами данной группы должны стать:

- взаимодействие и координация заинтересованных кафедр;

- определение тем и учебных вопросов, отрабатываемых на комплексных занятиях;

- корректировка структуры прохождения учебного материала;

- связь с практическими работниками подразделений органов внутренних дел.

Предполагаемые результаты деятельности комплексной научной группы:

- внедрение в учебный процесс современных технологий форм обучения, закрепленных актами внедрения;

- подготовка и издание учебно-методических пособий, практических рекомендаций, учебно-методических материалов;

- подготовка учебных видеофильмов и внедрение их в учебный процесс;

- привитие обучаемым прочных профессиональных навыков и умений.

О ТЕРМИНАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ Б КУРСЕ СТРЕЛЬБ

Доктор пед. наук, профессор Н.В. Астафьев

Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск

Анализ содержания приказа МВД России от 28 августа 1998 г. № 524 &"Об утверждении Курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации" (КС-98) показал, что при описании названий упражнений стрельб из пистолета используются различные по форме и в то же время одинаковые по содержанию термины. Так, в названии 4 упражнения учебных стрельб (УУС) использовано словосочетание "стрельба в ограниченное время", а в названии 5 УУС - "скоростная стрельба*&. Кроме того, в названиях упражнений КС-98 не соблюдено единообразие в последовательности перечисления условий. В этой связи решение проблемы определения единства в терминологии и единства в порядке перечисления терминов в названиях упражнений стрельб является актуальным. Решение поставленной нами проблемы позволит повысить доступность понимания огневых задач как преподавателями огневой подготовки, так и обучаемыми.

Задачами исследования явилось определение единых терминов, порядка их перечисления в упражнениях стрельб из пистолета и. с учетом этого, формулировка новых названий упражнений КС-98. & &

Условия упражнейий стрельб целесообразно дифференцировать на категории "основные" и "дополнительные". Основные условия упражнений стрельб, по нашему мнению, следует обязательно указать в названии упражнения. К основным условиям упражнений стрельб следует отнести: время на выполнение упражнения; положение для стрельбы; количество целей; мобильность цели.

На наш взгляд, во всех случаях описание названий упражнений стрельб целесообразно начинать со слов "Стрельба...". Если время на выполнение упражнения не ограничено (например. 1 УУС ПМ КС-98) и результат стрельбы оценивается количеством выбитых очков, то это обстоятельство указывается в названии упражнения - "Стрельба по одиночной цели на меткость из положения стоя".

Применение либо использование оружия сотрудниками правоохранительных органов всегда ограничено во времени. Практически во всех упражнениях стрельб для пистолета КС-98 время на его выполнение ограничено. В данной связи это обстоятельство не следует указывать в названии упражнений с ограничением времени. Если ограничение времени настолько значительно, что для уточнения прицеливания сотрудник не имеет возможности использовать прицельные приспособления. то в названии упражнения следует указывать «стрельба "с руки навскидку"» либо «стрельба с руки "от пояса"».

Если по условиям выполнения упражнения обучаемому необходимо вести огонь по одиночной цели, то в названии упражнения следует указывать - "по одиночной цели". Если по условиям выполнения упражнения обучаемому необходимо вести огонь по группе целей, то в названии упражнения следует указывать - "по группе целей". Когда группа целей расположена "в глубину" (на различной дальности), то в названии упражнения следует указывать - "по групповым целям, расположенным в глубину". Если группа целей расположена на одинаковой дальности "по фронту", то в названии упражнения следует указывать - "с переносом огня по фронту". Если цель перемещающаяся, то это обстоятельство указывается: например, "по фронтально удаляющейся (приближающейся) цели (группе целей)". Если цель неподвижная, то это обстоятельство не указывается.

86

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

В разделе "Порядок выполнения упражнения& целесообразно описывать некоторые дополнительные условия выполнения упражнений стрельб. К их числу относятся:

- описание цели или группы целей (название цели);

- способ удержания ("хват") пистолета ("рабочей" рукой; двумя руками; "нерабочей" рукой);

- особенности принятия положения для стрельбы (без использования упоров; с использованием упоров (о части тела; об окружающие предметы); с использованием укрытия);

- положение пистолета (вертикальное, горизонтальное);

- способ поддержки руки, удерживающей пистолет (кистью свободной руки ("под рукоятку"; "сбоку"; за запястье; за предплечье); поддержка "кисти-предплечья-локтя" руки, удерживающей пистолет, о "локоть-предплечье-кисть" свободной руки и т.д.);

-способ открытия огня (с досыланием патрона в патронник; с заранее досланным патроном в патронник (со взведением курка; самовзводом));

-физические и психологические воздействия на обучаемого, затрудняющие ведение прицельного огня (плохая освещенность. шум и звук, физическая нагрузка, нагрузка на вестибулярный аппарат и т.д.).

С учетом результатов исследования, названия упражнений стрельб из пистолета, представленные в КС-98. должны быть следующими:

- 2 УУС "Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время" будет иметь название "Стрельба по одиночной цели из положения стоя";

- 3 УУС "Скоростная стрельба по групповым неподвижным целям после передвижения с перекосом огня по фронту" будет иметь название "Стрельба по группе целей из положения стоя после передвижения". Дополнительное условие описано фразой "после передвижения":

- 4 УУС "Стрельба с места по неподвижным целям в ограниченное время из различных положений из-за укрытия" будет иметь название "Стрельба по группе целей со сменой положений для стрельбы из-за укрытия". Дополнительное условие описано фразой "со сменой положений для стрельбы из-за укрытия";

- 5 УУС "Скоростная стрельба по появляющейся цели после передвижения с коротких остановок" будет иметь название "Стрельба сдвоенными выстрелами по появляющейся цели из положения стоя после передвижения";

- 6 УУС "Стрельба по неподвижной цели в 01 раничен-ное время" б>дет иметь название "Стрельба по одиночной цели из положения стоя со сменой способов удержания пистолета";

- 7 УУС "Стрельба по неподвижной цели после передвижения" будет иметь название "Стрельба по группе целей из положения стоя после передвижения":

- 8 УУС "Стрельба из салона автомашины (с имитацией ее движения) по неподвижной (движущейся) цели в ограниченное время" будет иметь название "Стрельба по неподвижной (движущейся) группе целей из положения сидя при неустойчивой изготовке". Дополнительное условие описано фразой "при неустойчивой изготовке";

-9 УУС "Скоростная стрельба с места по неподвижным целям после внезапного их появления с переносом огня по фронту" будет иметь название "Стрельба сдвоенными выстрелами по группе появляющихся целей из положения стоя". Дополнительное условие описано фразой "сдвоенными выстрелами";

- 10 УУС "Скоростная выборочная стрельба из-за укрытия" будет иметь название "Стрельба сдвоенными выстрелами по группе целей (выборочно) из положения стоя из-за укрытия". Дополнительное условие описано фразами: "сдвоенными выстрелами", "выборочно", "из-за укрытия";

- 11 УУС "Стрельба с места по появляющимся и движущимся целям" будет иметь название "Стрельба по появляющимся и движущимся целям из положения стоя";

- 12 УУС "Выборочная стрельба в ограниченное время после внезапного появления цели" будет иметь название "Стрельба по появляющейся цели с заданной зоной поражения из положения стоя". Дополнительное условие описано фразой "с заданной зоной поражения";

- 13 УУС "Стрельба с близкого расстояния после внезапного появления цели" будет иметь название "Стрельба по появляющейся цели с заданной зоной поражения из положения стоя с прицеливанием по направлению ствола". В названии упражнения можно сделать уточнение - «"навскидку" с руки» или «"навскидку" от пояса».

Термины, предлагаемые нами для описания упражнений стрельб, а также новые названия упражнений КС-98 не следует считать абсолютно точными. Считаем, что при описании названий некоторых сложных упражнений стрельб допустимы исключения из представленных в настоящей статье правил. Обозначенная проблема требует проведения дальнейших научно-методических изысканий.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Б УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Канд. юрид. наук В.М. Гарманов,

ст. преподаватель

Тюменский юридический институт МВД России

Под активными формами обучения можно понимать приемы обучения, способствующие повышению интереса к преподаваемой дисциплине, самостоятельному мышлению и принятию решений.

Чешский педагог Ян Коменский (1592-1670 гг.) справедливо связывал обучение с раскрытием способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знаний.

Известно, что изучение уголовного права сопряжено с тем. что курсанты сталкиваются с достаточно большим объемом информации. Часть ее жестко задана, излагается в строгом порядке, подразумевается, что последующие знания должны опираться на предыдущие (метод последующего изложения). С первых же занятий обучаемые нацеливаются на необходимость знания базовых понятий.

Различные приемы обучения являются стимулом к активной познавательной деятельности. Понятно, что знания не должны просто воспроизводиться, важно привить умение их использовать (например, при решении задач по уголовному праву).

Традиционно мы проводим анализ элементов состава преступления, при этом решение сводится к уголовно-пра-вовой оценке действий указанных в задаче лиц. Но зачастую за рамками ответа обучаемых остаются многие варианты решения. Причиной тому - построение решения по принципу "вопрос - ответ". Очевидно, что вопрос-ответный способ проведения практического занятия не позволяет слушателям приобрести необходимые знания и навыки, в частности, по квалификации преступного деяния. Значит, преподавателю в ходе решения задачи следует моделировать ситу ацию, видоизменять условия задачи (по отношению к признакам фигурирующих лиц, их действию (бездействию), используемым ими средствам и т.п.). На это следует нацеливать и самих обучаемых, поскольку для них это новый стимул для восприятия материала. Если преподавателем после обсуждения той или иной задачи предлагается лишь одно из возможных решений, то обучаемый привыкает к упрощению анализа фабулы.

Психопедагогика я правоохранительных органах, 2004, N92 (22)

87
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты