SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
Балясин Андрей Викторович, Филиппова Елена Николаевна, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», г.Саранск
E-mail: lenyska-77@mail.ru
Аннотация. В лыжных гонках специальная физическая подготовленность проявляется в возможности поддержания высокой работоспособности при выполнении упражнений в различных зонах физиологической мощности и способности лыжника сохранять высокую скорость передвижения на соревновательной дистанции.
В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление особенностей спортивной деятельности лыжников-гонщиков с различным уровнем психофизиологических показателей.
Введение. В лыжных гонках спортсмену постоянно приходится преодолевать сопротивление внешней среды. Поэтому, для сохранения, а тем более для повышения соревновательной скорости необходимо на протяжении длительного времени поддерживать высокий уровень психофизиологических особенностей организма [5].
Психофизиологические особенности организма - это способность человека, с одной стороны, во много раз улучшать качество функционирования своих анализаторных систем, свойств центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, а с другой стороны, их способность противостоять различным сбивающим факторам (утомление, нервно-психическое напряжение и т. п.) и длительно поддерживать оптимальный уровень функционирования [1].
Тренировочный процесс по мере приближения к главным стартам приобретает все более целенаправленный характер, обеспечивающих, в первую
очередь, оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень специальной работоспособности лыжников-гонщиков.
Основной задачей соревновательного периода подготовки лыжников-гонщиков, как известно, является эффективная реализация спортивной формы в основных стартах. В лыжном спорте, согласно правилам соревнований, лыжники 13-14 лет участвуют в гонках на следующих дистанциях 3 км - классическими ходами и на 5 км - коньковыми ходами. При этом выделяются факторы, ограничивающие способность переносить нагрузку при отсутствии специфических двигательных навыков, а также особенности физического развития [4].
Методика. Одно из основных условий рационального построения тренировки - объемы физических нагрузок, которые не должны превышать адаптивные возможности организма юных спортсменов, т. к. в этот период их организм несет двойную нагрузку:
а) естественные изменения антропо-морфологических и функциональных показателей, характеризующих функциональную подготовленность органов и систем организма в процессе его роста и развития;
б) приспособление к воздействию физических нагрузок.
В связи с этим тренировочный процесс должен способствовать нормальному естественному развитию организма юных лыжников[2].
С учетом этих требований разработана общая схема распределения нагрузок по зонам мощности у юных лыжников в соревновательном периоде (таблица 1).
При этом соотношение средств общей и специальной подготовки составило 30 и 70%.
В начале соревновательного периода для определения влияния психофизиологическихособенностей организмана соревновательную деятельность мы исследовали лыжников по психофизиологическим показателям и сравнили их влияние на соревновательную деятельность.
В данной работе применялось как педагогическое тестирование, так и исследование психологических показателей в естественных условиях тренировки и соревнований.
Психическое состояние у лыжников-гонщиков исследовали по трем методикам: ОСТ Русалова, тест Спилбергера-Ханина, шкала школьной тревожности Кондаша. Достоверных различий по темпераменту и ситуативной тревожности в целом не наблюдалось, однако заметные различия имели место по шкале общей тревожности (Кондаша). Это может быть связано с тем, что спортсмены с более низким уровнем тревожности и положительными эмоциями воспринимают тренировочный процесс достаточно полно, как того требует тренер.
Таблица 1
Объем тренировочной нагрузки в соревновательном периоде подготовки юных
лыжников-гонщиков
Параметры тренировочного процесса Январь Февраль Март Всего
Кол-во тренировочных дней 18 16 18 53
Кол-во тренировок 22 22 22 66
Кол-во часов 90 80 90 260
Бег, км:
низкаяинтенс., ЧСС 120-140 уд/мин 20 20 20 60
средняяинтенс., ЧСС 140-160 уд/мин 10 - - 10
высокаяинтенс., ЧСС 160-180 уд/мин - - - Всего 30 20 20 70
Передвижение на лыжах (км) при различной интенсивности:
низкая, ЧСС 120-140 уд/мин 80 40 60 180
средняя, ЧСС 140-160 уд/мин 220 200 180 600
высокая, ЧСС 160-180 уд/мин 30 25 30 75
Всего 330 265 270 865
Объем циклической нагрузки, км 360 285 290 935
Упражнения силовой подготовки, час:
общей 12 12 12 34
специальной 12 12 12 34
упражнения на гибкость и координацию, ч 6 5 5 16
Кол-во стартов и контрольных тренировок 8 9 8 25
Основные результаты. Основное отличие в подготовке испытуемых со средними и повышенными показателями тревожности и эмоциональности (Гр -1 иГр-2, соответственно) заключалось в неодинаковом распределении средств специально-силовой подготовки, а также - неоднородности используемых упражнений для развития специальных качеств лыжника-гонщика.
Например, применялись специализированные упражнения на лыжах (имитация лыжных ходов в движении с палками и без палок) и упражнения с отягощениями (вес партнера, штанга, гири, резиновые амортизаторы). При этом использовались продолжительные повторения (в быстром темпе - до 50 движений в минуту), с использованием преимущественно повторного и кругового методов.
Согласно этим данным, в целом можно выявить рациональность структуры тренировочных нагрузок, соотношение времени, отводимого в занятиях различной направленности, что способствовали повышению уровня
SCIENCE TIME
тренированности и спортивных достижений в соревновательном периоде.
Предполагалось при этом, что психическое состояние спортсменов (оцениваемое по уровню тревожности, а также некоторыми характеристиками темперамента) является непосредственным объектом влияния тренировочной программы на психоэмоциональную сферу юных лыжников-гонщиков, а также на их результативность[3].
В начале соревновательного периода мы исследовали лыжников по психологическим показателям (рисунок 1).
□ Гр-1 ПГр-2
b<xxLWJ
психическое состояние
темперамент
ситуативная тревожность общая тревожность
Рис.1 Сравнительная оценка психического состояния (в баллах) у лыжников-гонщиков обеих групп в начале соревновательного периода
Для корректного сравнения каждый из показателей физической подготовленности испытуемых обеих групп (рисунки 2-7), в зависимости от психологического состояния, соотнесен с уровнем прироста результатов (низкий, высокий, средний).
Рис.2 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2 в зависимости от
результата в беге на 60 м
SCIENCE TIME
Рис. 3 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2 в зависимости от
результата в кроссе на 1000 м
Рис. 4 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2 в зависимости от
результата в прыжках в длину с места
Рис. 5 Распределение испытуемых обеих групп Гр -1 и Гр-2в зависимости от
результата в подтягиваниях
Специальную подготовленность мы исследовали непосредственно в соревновательный период на дистанциях 3 и 5 км и рассчитали прирост спортивных результатов на этих дистанциях, который представлен ниже на рисунках 6-7.
Рис. 6 (слева) и 7 (справа) - Показатели прироста у лыжников-гонщиков экспериментальной и контрольной групп на дистанции 3 и 5 км (до применения предложенной методики тренировочных нагрузок).
Как и предыдущие показатели, приросты спортивных результатов ранжировали по трем уровням: 1 - отрицательный прирост, 2 - у лыжников группы Гр -1 прирост от 2,9% до среднего, у лыжников группы Гр-2 - от 1,3% до среднего, 3 - от среднего и выше. При этом у лыжников группы Гр -1 средний прирост составил 11,9%, а у спортсменов группы Гр-2 - 6,8%. Это позволяет сравнить успешность применяемой методики планирования тренировочных нагрузок в соревновательном периоде.
В таблице 2 приведены основные показатели тренировочных нагрузок у юных лыжников с различным уровнем тревожности и эмоциональности.
Из этих данных видно, у юных лыжников с повышенным уровнем тревожности и эмоциональности (Гр -1) параметры интенсивных нагрузок (в III и1У зонах) примерно в 1,5-2 раза превышают соответствующие показатели в группе спортсменов со средним и пониженным уровнем тревожности и эмоциональности (Гр-2).
Тренировочные нагрузки, выполненные юными лыжниками-гонщиками группы 2 в соревновательном периоде, оказали положительное влияние на рост разносторонней физической подготовленности и спортивные результаты (рисунок 8).
Таблица 2
Параметры тренировочных нагрузок в соревновательном периоде у юных спортсменов с разным уровнем тревожности и эмоциональности
№ п/п Уровень тревожности и
Показатели эмоциональности
Средний и низкий Повышенный
I + II зона 730 / 85,9 515 / 76,9
III зона 85 / 10,0 95 / 14,1
IV зона 35 / 4,1 60 / 9,0
ОРУ, ч 6 8
Гр-1_-ш— Гр-2
Рис. 8 Динамика показателей прироста у лыжников-гонщиков обеих групп
Исследование показало, что у спортсменов группы 1 средний прирост спортивных результатов на дистанции 5 км составил 6,1%, а у лыжников группы 2 - 11,4 % соответственно.
Заключение. В повседневной практике тренер, как правило, не имеет возможности управлять тренировкой с использованием физиологических показателей в качестве критериев состояния спортсменов. Поэтому для управления тренировочным процессом разработаны педагогические тесты, по результатам которых можно оценить уровень развития физических качеств, функциональные возможности и специальную тренированность на различных этапах годичного цикла[1].
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, построение тренировочного процесса юных лыжников с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей требует предварительной поисковой работы по выявлению факторов спортивных достижений и последующей разработки на этой основе динамических модельных характеристик физической подготовленности.
Результаты проведенного исследования показали, что при организации тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков важное значение имеет выделение факторов, лимитирующих достижение высокого уровня физической работоспособности.
Рациональное построение тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей юных спортсменов позволяет добиваться высоких спортивных результатов спортсменам с различной структурой физической, функциональной и психологической подготовленности[5].
Таким образом, факторами работоспособности являются функциональные резервы организма, которые связаны с биологическим возрастом юного лыжника, состоянием здоровья, генетической обусловленностью, психологическим состоянием и направленностью тренировочного процесса.
Литература: