Спросить
Войти

Повышение уровня самообеспеченности региона продовольствием на основе зональной специализации агропромышленного производства

Автор: указан в статье

д.г. оловянников

УДК 338.439 (571.54) Д.Г. ОЛОВЯННИКОВ

ББК 65.32 (2Р-6Бу) аспирант Восточно-Сибирского государственного

технологического университета, г. Улан-Удэ e-mail: dimpx@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ НА ОСНОВЕ ЗОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Рассматриваются вопросы повышения уровня эффективности системы продовольственного обеспечения региона, что особенно актуально сейчас, когда во всем мире произошел спад в развитии всех секторов экономики, в том числе агропромышленного и продовольственного комплексов. Предлагается модель обеспечения продовольствием Республики Бурятия, намечаются пути совершенствования системы размещения и эффективной специализации агропромышленного производства региона.

D.G. OLOVYANNIKOV

post-graduate student of East-Siberian State University of Technology,

Ulan-Ude e-mail: dimpx@yandex.ru

THE INCREASE OF THE REGIONAL FOOD SELF-SUFFICIENCY ON THE BASIS OF THE TERRITORIAL SPECIALIZATION OF AGRICULTURE

The article deals with the issues of increasing food supply efficiency at the regional level. These issues are very urgent nowadays when there has been a decline in production in all sectors of the economy, including agriculture and food sectors. In this article the author offers the food supply model for the Republic of Buryatia and also outlines the ways to improve the arrangement system and the effective specialization of the agricultural production in the region and some other measures.

Сегодня, в период мирового экономического кризиса, когда развитые страны принимают превентивные меры по защите наиболее уязвимых секторов экономики, все большее внимание уделяется поддержке агропромышленного и продовольственного комплексов. В нынешних условиях происходят резкое падение производства, рост безработицы, снижение доходов населения и как следствие — сжатие спроса. Агропромышленный сектор экономики в настоящее время выполняет важнейшую функцию — обеспечение продовольственной безопасности страны, недопущение волнений среди

населения из-за недостатка в рационе граждан продуктов питания. Снижение своего жизненного уровня население, как правило, напрямую связывает с изменением характера питания, и эти ощущения являются самыми болезненными.

Развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности — это сегодня наиболее актуальные задачи для субъектов Российской Федерации, несущих непосредственную ответственность перед населением за достаточность обеспечения его качественным продовольствием [1, с. 63].

© Д.Г. Оловянников, 2010

Первая группа Благоприятная природная среда Продукты питания производятся в достаточном количестве: хлеб и хлебопродукты, картофель Вторая группа Благоприятная природная среда Продукты питания производятся в недостаточном количестве: мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты

Продовольственный рынок

Третья группа Недостаточно благоприятная природная среда Продукты питания производятся частично: овощи и бахчевые Четвертая группа Неблагоприятная природная среда Продукты питания не производятся: экзотические фрукты, масло растительное, сахар

Модель обеспечения Республики Бурятия продовольствием

На рисунке представлена модель, характеризующая состояние продовольственного обеспечения Республики Бурятия. Основные продукты питания сгруппированы в зависимости от достаточности их производства и благоприятности природно-климатических условий.

К первой группе относятся продукты питания, которые производятся в республике в достаточном для внутреннего потребления количестве. Доля ввоза таких продуктов незначительна. Высокий уровень производства достигается в основном за счет наличия конкурентных преимуществ, прежде всего благоприятных климатических условий.

Ко второй группе относятся продукты питания, которыми регион снабжает себя в недостаточном количестве, что приводит к замещению товаров местных производителей продукцией из других регионов и создает угрозу продовольственной безопасности. При этом благоприятная природная среда обеспечивает возможность наращивания производства в случае проведения соответствующей государственной политики.

Третья группа — продукты питания, которые производятся частично в силу недостаточно благоприятных климатических условий и отсутствия других конкурентных преимуществ. В эту группу могут временно попасть товары из первой группы, если вследствие неурожая, засухи или иных аналогичных природных явлений регион не сможет произвести продукты питания в достаточном для внутреннего потребления объеме. Если в результате неурожая или других подобных явлений в данную группу попадут продукты питания первой необходимости и произойдет замещение товаров местных производителей продуктами, ввезенными из других регионов или импортными товарами, то следует говорить об угрозе продовольственной безопасности и необходимости принятия срочных мер. В случае импорта продуктов питания, которые не относятся к стратегически важным и производятся в регионе в небольших количествах, создается частичная угроза продовольственной безопасности, и ситуация требует проведения постоянного мониторинга.

Четвертая группа — продукты питания, которыми республика не обеспечивает себя в силу неблагоприятных природных условий. При этом не возникает угроза продовольственной безопасности, если речь идет преимущественно об экзотических продуктах, которые не относятся к продуктам первой необходимости.

Таким образом, наиболее значимой для Республики Бурятия является вторая группа, так как регион имеет благоприятные природные условия и возможности для увеличения производства входящих в эту группу продуктов.

Один из эффективных путей развития продовольственного рынка региона в данном направлении — это решение проблемы рационального размещения и эффективной

Д.Г. ОЛОВЯННИКОВ

специализации агропромышленного производства. Данную проблему можно решить за счет:

- создания межрайонных специализированных зон и агропромышленных объединений по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции на кооперативной и интегрированной основе, с участием всех отраслей и сфер агропромышленного комплекса, различных заинтересованных структур, в том числе потенциальных инвесторов;

- создания в республике запасов сырья и готовой продукции агропромышленного комплекса, что позволит обеспечить устойчивое развитие производства, стабильное потребление продукции и регулирование цен на продовольственные товары.

Для решения поставленных задач предусматривается специализация сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности в разрезе муниципальных образований. Это будет способствовать обеспечению населения собственными продуктами питания, развитию системы закупок и сбыта на селе и даст возможность сформировать сбалансированную экономическую структуру АПК республики.

По признакам географического положения, общности проблем и перспектив развития муниципальных образований территорию республики можно условно разделить на семь зон (табл.).

На первом этапе реализации данной стратегии необходимо разработать меры по защите экономических интересов местных товаропроизводителей. При этом актуальна также активизация инвестирования в развитие как добывающих, так и перерабатывающих отраслей экономики. На втором этапе обязательным является повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках.

Дальнейшая схема совершенствования работы агропромышленного комплекса должна выстраиваться исходя из показателей развития каждой зоны, специализирующейся на производстве той или иной продукции, и имеющегося ресурсного потенциала: площади и качества земель сельскохозяйственного назначения, наличия крупных специализированных организаций, мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья, наличия трудовых ресурсов, состояния инженерной инфраструктуры.

Зональная специализация районов Республики Бурятия

Номер зоны Административный район Перспективные направления развития

1 Тарбагатайский Картофелеводство, овощеводство, кормопроизводство. Молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Переработка мясной и молочной продукции, рыбы, зерна, картофеля и овощей

Иволгинский

Заиграевский

Прибайкальский

2 Кабанский Зерновое производство, кормопроизводство. Молочное и мясное скотоводство. Переработка молочной и мясной продукции, картофеля и овощей

Селенгинский

Хоринский

3 Кяхтинский Зерновое производство (пшеница, рожь, гречиха). Грубошерстное и тонкорунное овцеводство, молочное и мясное скотоводство, свиноводство. Переработка зерна, молока, мяса, первичная обработка дикоросов

Мухоршибирский

Джидинский

Бичурский

4 Закаменский Зерновое производство (фураж), кормопроизводство. Мясное скотоводство, мясо-шубное овцеводство, коневодство. Переработка мясной продукции

Тункинский

5 Еравнинский Зерновое производство (фураж), кормопроизводство. Мясное скотоводство, мясо-шубное овцеводство, коневодство. Переработка мясной продукции

Кижингинский

6 Баргузинский Зерновое производство (фураж), кормопроизводство. Мясное скотоводство, оленеводство, коневодство. Переработка мясной продукции

Курумканский

Баунтовский

7 Северобайкальский Кормопроизводство. Оленеводство, яководство, коневодство. Переработка мясной продукции

Муйский

Окинский

При проведении политики укрупнения производства и создания прогрессивных кооперативных и интегрированных формирований необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

- концентрация государственной поддержки в крупных эффективно функционирующих сельскохозяйственных организациях;

- развитие адресной государственной поддержки товаропроизводителей с ориентацией на осуществление комплексных инвестиционных проектов;

- стимулирование развития собственной сырьевой базы организаций перерабатывающей промышленности;

- повышение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных организаций [2].

Следует отметить, что эффективное функционирование агропромышленного комплекса и продовольственного рынка будет невозможно без создания нормальных условий для жизни и труда сельского населения. В этой связи является необходимым постоянное развитие сельских территорий и повышение качества жизни сельского населения.

Расширение продовольственного рынка невозможно также без улучшения кадрового состава работников сельскохозяйственного производства. Для этого важно:

- совершенствовать и развивать целевую подготовку специалистов в области сельского хозяйства в высших и средних специальных учреждениях Республики Бурятия;

- создавать условия для закрепления молодых специалистов на селе;

- осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создавать резерв специалистов, руководителей;

- совершенствовать систему поддержки руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, а также формы оплаты труда сельскохозяйственных товаропроизводителей [там же].

Проведение всех перечисленных мероприятий благоприятно скажется на увеличении:

- валовой продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- доли рынка местных производителей мяса, молока, рыбопродуктов, картофеля;

- налоговых поступлений от организаций агропромышленного комплекса в республиканский бюджет;

- инвестиций в основной капитал организаций агропромышленного комплекса;

- уровня занятости сельского населения;

- уровня среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций.

Все это позволит преодолеть основные негативные тенденции, сложившиеся на продовольственном рынке республики, и существенно улучшить ситуацию с обеспечением региона продуктами питания.

Список использованной литературы

1. Дугина Е.Л., Доржиева Е.В. Становление и развитие продовольственного рынка России. Улан-Удэ, 2009.
2. Об одобрении Концепции развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и период до 2020 года: постановление Правительства Республики Бурятия от 11 дек. 2008 г. № 529.

Bibliography (transliterated)

1. Dugina E.L., Dorzhieva E.V. Stanovlenie i razvitie prodovol&stvennogo rynka Rossii. Ulan-Ude, 2009.
2. Ob odobrenii Kontseptsii razvitiya agropromyshlennogo kompleksa i sel&skikh territoriy Respubliki Buryatiya na 2009—2017 gody i period do 2020 goda: postanovlenie Pravitel&stva Respubliki Buryatiya ot 11 dek. 2008 g. № 529.
продовольственный рынок обеспечение продовольствием специализация производства агропромышленный комплекс развитие экономики food market food supply production specialization agricultural sector economic development
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты