Спросить
Войти

Оплата труда в сфере высшего образования

Автор: указан в статье

Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное на конкурсной основе, в основном сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательский состав, создать сеть негосударственных образовательных учреждений.

Вместе с тем, в условиях хронического недофинансирования необходимость периодического повышения ставок заработной платы и окладов работников всей бюджетной сферы, устанавливаемых единой тарифной сеткой (ETC) и требующих значительного увеличения бюджетных ассигнований на реализацию этих мер, привела в конечном итоге, из-за сокращения общего диапазона ЕТС, ее «сжатия» к серьезным нарушениям основных принципов построения системы оплаты труда: деформации внутриотраслевых и междолжностных соотношений и, как следствие, к усилению уравниловки в оплате труда работников.

В условиях ETC не удалось приблизиться к выполнению норм оплаты труда педагогических работников и профессорско-преподавательского состава, предусмотренных действующим

законодательством, создать реальный стимул для привлечения в образовательные учреждения молодых специалистов, предотвратить продолжающийся значительный отток высококвалифицированных работников и увеличение среднего возраста педагогических кадров.

Как видно из табл. 1 (см. с. 78), уровень заработной платы как в отрасли в целом, так и в сфере высшего профессионального образования, на протяжении многих лет продолжает оставаться весьма низким. По отношению к прожиточному минимуму трудоспособного работника этот уровень не достиг даже показателя 1990 г. И, несмотря на положительную тенденцию к росту относительного размера оплаты труда в отрасли «Образование», еще очень высока доля работников, находящихся за чертой бедности. По данным выборочного обследования организаций в 2004 г., удельный вес численности работников с начисленной заработной платой на уровне и ниже прожиточного миЕ. В. Чеканов

Оплата труда в сфере высшего

образования

Таблица 1

ДИНАМИКА АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 1990-2003 гг.1

1990 1995 2000 2001 2002 2003

Среднемесячная заработная плата (руб. в месяц; 1990 и 1995 в тыс. руб.) в отрасли «Образование» 0,203 309,2 1234,6 1821,0 2922,1 3383,9

в учреждениях высшего профессионального образования 0,236 365,1 1815,5 2748,4 4284,9 5344,1

Прожиточный минимум трудоспособного работника (руб. в месяц; 1990 и 1995 в тыс. руб.) 0,067 7 9 2 1320 1629 1967 2304

Среднемесячная заработная плата в % к прожиточному минимуму в отрасли «Образование» 3,0 1,1 0,94 1,1 1,5 1,5

в учреждениях высшего профессионального образования 3,5 1,2 1,4 1,7 2,2 2,3

нимума в образовании один самых высоких в экономике — 41%2.

Основной задачей провозглашенной Концепцией модернизации российского образования является повышение качества образования, которое невозможно без привлечения в сферу образования талантливой молодежи и повышения эффективности использования труда педагогических работников. Эта задача, безусловно, не может быть решена без кардинальных мер по повышению заработной платы педагогических работников.

Для решения этой задачи Концепцией предусмотрено:

— повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума;

— отказ от Единой тарифной сетки в сфере образования и переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной деятельности.

В существующих экономических условиях совершенствование ЕТС, устанавливающей ставки (оклады) почти 15 млн работников бюджетной сферы, путем увеличения числа разрядов, размера тарифной ставки

первого разряда ЕТС при одновременном увеличении общего диапазона сетки и пересмотре межразрядных соотношений представляется крайне проблематичным.

В этих условиях целесообразно попытаться решить задачу усиления стимулирующей роли заработной платы в привлечении и закреплении квалифицированных педагогических кадров, повышении эффективности педагогического труда путем учета всего многообразия факторов, влияющих на организацию заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников на основе отраслевых условий оплаты труда с учетом специфики и особенностей их труда.

При формировании новой отраслевой системы оплаты труда в сфере образования предлагается исходить из того, что в условиях единого образовательного пространства, обеспечивающего конституционное право на образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, подтверждаемого выдачей документа государственного образца, ставки заработной платы (оклады), предусмотренные отраслевой системой оплаты труда, должны являться государственными гарантиями минимального уровня оплаты труда работников образования на всей территории Российской Федерации для конкретных профессионально-квалификационных групп работников при соблюдении установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы).

В ходе разработки новой системы оплаты труда предлагается опираться на основные принципы построения тарифных условий оплаты труда:

— каждой мере труда — соответствующая мера оплаты;

— оплата труда по количеству и качеству;

— принцип материальной заинтересованности.

Эти принципы могут быть реализованы через обеспечение внутриотраслевой дифференциации размеров ставок заработной платы и должностных окладов педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, которую предлагается осуществлять в зависимости от уровня образования, стажа педагогической (научно-педагогической) работы, наличия квалификационных категорий, присваиваемых по результатам аттестации, сложности труда по категориям работников, продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы), других особенностей организации педагогического труда.

Важным моментом в построении тарифной системы является обоснованное установление исходных уровней оплаты качественно разнородного труда. Объективной основой установления исходного уровня оплаты труда работникам различной квалификации является их уровень образовательной и профессиональной подготовки, поскольку время обучения (подготовки) специалистов для выполнения определенного вида работы, как сравнительно точная количественная мера, может выступать в качестве измерителя уровня квалификации работника.

В сфере образования такой подход к определению заработной платы особенно актуален, так как именно в этой сфере связь уровня образования с заработной платой самая слабая из всех отраслей экономики, что подтверждается данными табл. 2 (см. с. 80).

Имея один из самых высоких удельный вес высококвалифицированных работников (3-е место среди отраслей экономики), образование находится на предпоследнем месте по заработной плате (10-й ранг). Таким образом, наблюдается значительная диспропорция между уровнем образования работников и их заработной платой.

Оценка уровня квалификации методом определения времени обучения, необходимого для ее приобретения, имеет под собой определенную научную базу и подтверждается на зарубежном опыте. Использование метода измерения уровня квалификации временем обучения пригодно для всех категорий работников, поскольку уровень квалификации — это определенная степень обученности, а без образования невозможно получить какую-либо квалификацию.

Система образования, все составные звенья которой тесно связаны друг с другом единством содержания, преемственностью и последовательностью обучения, позволяет установить «единую вертикаль» в определении исходных уровней оплаты качественно разнородного труда в зависимости от уровня образования как основного фактора определения сложности конкретного вида труда.

Базовой точкой отсчета в установлении исходных уровней оплаты труда различной квалификации является уровень начального общего образования. При определении исходного уровня оплаты труда работников, имеющих начальное общее образование, могут рассматриваться различные варианты: минимальный размера оплаты труда; минимальный прожиточный минимум; минимальный потребительский бюджет; другие научно обоснованные социальные нормативы.

Определение остальных исходных уровней оплаты труда может осуществляться на основании коэффициентов соотношений по уровню образования.

Таблица 2

СВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ С ОПЛАТОЙ ТРУДА3 (по данным выборочного обследования по проблемам занятости населения на конец ноября 2003 г.)

Удельный вес лиц с высшим образованием в численности занятых, % Ранг Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. Ранг

Экономика в целом 23,2 5498,5

Промышленность 18,1 9 6439,1 5

Сельское хозяйство 7,0 11 2163,8 11

Строительство 19,4 7 6551,9 4

Оптовая и розничная торговля и общественное питание 18,6 8 3958,5 7

Жилищно-коммунальное хозяйство 12,8 10 4665,3 6

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 27,2 6 3754,9 8

Образование 48,2 3 3383,9 10

Культура и искусство ,0 1/^ 3 5 3474,5 9

Наука и научное обслуживание 64,5 1 7005,3 2

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение ,8 3, 5 2 14873,2 1

Управление 40,4 4 6897,7 3

На базе минимального уровня оплаты простого труда выстраивается «единая вертикаль» в определении исходных уровней оплаты качественно разнородного труда по одному из основных тарифообразующих факторов — уровню образовательной и профессиональной подготовки.

Базовые размеры ставок (окладов) по всем уровням образовательной и профессиональной подготовки должны повышаться одновременно с повышением минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума трудоспособного населения.

По мере увеличения ресурсного обеспечения отрасли в качестве минимального норматива оплаты труда необходимо использовать более совершенные социальные индикаторы. Например, минимальный потребительский бюджет, отличающийся от прожиточного минимума прежде всего тем, что включает в себя набор потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для воспроизводства рабочей силы, а не только обеспечивающие физиологическое выживание человека как прожиточный минимум.

1 Рассчитано по: Образование в Российской Федерации : стат. ежегодник. М., 2005. С. 98; Россия в цифрах. 2004 : крат. стат. сб. / Феде-ральн. служба гос. статистики. M., 2004. С. 109.
2 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005 : стат. сб. / Росстат. M., 2005. С. 162.
3 Образование в Российской Федерации. С. 99.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты