Спросить
Войти

Стратегия долгосрочного выживания

Автор: указан в статье

Экономика. Рынок

с^н или средней

квадратичной

V = , где

величины V мгно/

Так как случайная переменная величина всегда принимает какое-нибудь значение, то

Определим среднее знавенная скорость [2].

Для исчисления стоимости предприятия среднюю скорость роста стоимости можно рассматривать как случайную величину. Нам необходимо знать совокупность значения этой величины, а также вероятность, с которой эти значения могут появляться. Эти данные образуют закон распределения случайной величины.

Случайная переменная величина

у может принимать любые значения,

находящиеся в интервале (а, б), такая случайная величина называется непрерывной.

Считая, что для каждого участка, находящегося на интервале (а, б) допустимых значений переменной, вероятность попадания на этот участок пропорционален длине интервала, можно охарактеризовать случайную величину, указав вероятность

Т(х)йх того, что х < У < х+/£хФункция ^ (х) называется распределением вероятности случайной величины. Из теоремы сложения вероятностей следует, что вероятность попадания в интервал равна

чение случайной величины, если случайная величина может принимать

значение Х1,Х2г...гХ с вероятностями р19р2,

то среднее значение величины (ее математическое к

ожидание) называется

2-1

Для непрерывной случайной величины с плотностью распределения вероятности математическое ожидание

равно

Дисперсией случайной величины называется среднее значение квадрата отклонения случайной величины от

ее среднего значения

(У - V)2 = V2 - (V)2 это тождество используется при вычислении дисперсии.

Данная модель позволяет обеспечить заданные параметры процессов функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда.

Рост стоимости предприятия может быть принят в качестве интегрального критерия при принятии стратегических управленческих решений и оценке эффективности управления [3].

Выводы. Анализ

Мы считаем, что стоимостной и финансовый подходы действуют в направлении движения денежных ресурсов (денежный поток) и управления рыночными отношениями, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов. Прогнозный и комплексный финансовый анализ обеспечит своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.

Представленная модель позволяет разработать теоретическую и методологическую основу для формирования конкурентоспособности предприятия и его не только эффективное, но и прозрачное функционирование на стратегическом и тактическом уровнях планирования - в условиях неопределенностей, жесткой конкуренции и вероятностной оценки перспективных финансовых показателей эффективности.

Представленная модель позволяет лучше понять экономическую и социальную сущность предприятия, определить локальную и интегральную оценку формирования и управления конкурентоспособным предприятием в условиях неопределенности на основе изменения конкурентных сил.

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. - 1999. -№ 5. - С. 86.
2. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. - М. Наука, 1967. - 608 с.
3. Гайнанов Д.А., Хамзина Д.Н. Использование сбалансированной системы показателей для повышения конкурентоспособности предприятия // Сб.стат. V Всеросс. науч.-практ. конф. «Конкурентоспособность предприятий и организаций». -Пенза, 2007. - С. 74 - 76.

СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ

О.В. КИРИЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент Ю.В. ЗУБАРЕВА,

кандидат экономических наук, Тюменская ГСХА, г. Тюмень

Каждая страна стремится обеспечить население продовольствием за счет собственного производства. От решения этой задачи во многом зависит экономическая безопасность

государства. Стратегия развития, принятая в Российской Федерации, предусматривает решение этой задачи путем развития производства продуктов питания в каждом регионе

Manufacture and distribution of food stuffs, strategy and strategic planning, strategy of development of the enterprise.

- с учетом его природно-климатических условий, определяющих цену этих продуктов.

Экономическая реформа, формирования рынка, развитие различных форм собственности и демократизация внешнеэкономических связей определяют задачи. Эти задачи требуют деловой активности, предприимчивости и коммерческой инициативы.

Цель и методика исследований

В современных условиях в связи с переходом от жесткой системы распределения выпущенной продукции и формированию рынка собственными силами и обеспечение своего места в общей массе производителей необходимо четко определиться с возможностями предприятия, удержать существующий сегмент рынка, самостоятельно вести переговоры и реализовать товары на рынке. В настоящее время для предприятий АПК исключительно важной становится выработка стратегий долгосрочного выживания, обеспечивающих адаптацию предприятий к быстро меняющейся конкурентной среде.

Одним из факторов внешней среды, оказывающим влияние на формирование стратегий предприятий, является рынок. Оценивая рынок, в котором действует предприятие, следует учитывать прежде всего состояние и динамику развития его конкурентной среды. Усилению конкурентной борьбы способствует следующие изменения в конкурентной среде регионального товарного рынка: увеличение количества конкурентов при выравнивании их присутствия на рынке и рыночных потенциалов; снижение концентраций рынка; неудовлетворенность одного или нескольких субъектов рынка своей долей и попытка ее увеличить за счет доли конкурентов; снижение входных барьеров на рынке; улучшение условий и факторов формирования конкурентной среды.

Выбор стратегии развития предприятия во многом основывается на оценке конкурентной среды рынка и рыночной позиции данного предприятия на нем. При выборе конкурентных стратегий предприятиям АПК целесообразно придерживаться следующих принципов:

- экономичность;

- научность;

- количественно выраженными;

- взаимодополняющими между собой и выбранными целями.

В развитых странах мира накоплен большой опыт становления и функционирования системы реализации на продовольственном рынке. Система реализации выступает в качестве организатора распределения и продвижения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к потребителю. Благодаря высокотехнологичной и хорошо

организованной рыночной инфраструктуре в развитых странах мира предприятиям, занимающимся реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, принадлежат ключевые позиции в обеспечении аграрной продукцией всех ее потребителей.

Положительный опыт зарубежных стран в сфере реализации сельскохозяйственной продукции, особенно в части функционирования распределительных и логистических центров, может быть широко использован в России для ритмичного снабжения продуктовых рынков и магазинов высококачественной агропродоволь-ственной продукцией по доступным ценам. Это будет способствовать более эффективному функционированию продовольственного рынка в России.

В развитии АПК за последние десятилетия наблюдаются неустойчивость и тенденции к понижению по всем показателям. Причина этого -факторы, непосредственно определяющие положение экономики страны и вызванные объективными условиями. К таким факторам относятся:

- резкое падение основных показателей эффективности производственного потенциала АПК: земли, основных фондов, трудовых ресурсов как результат необдуманной аграрной политики;

- уход государства от ответственности за экономику в аграрном секторе, что повлекло за собой разные эквиваленты отношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

- вытеснение отечественных товаропроизводителей с российского рынка, что сказалось на рентабельности аграрного сектора;

- обвальное протекание процесса банкротства сельскохозяйственных организаций, что привело к сокращению рабочих мест, уходу из села квалифицированных кадров, резкому ухудшению демографической ситуации на селе, исчезновению десятков тысяч деревень;

- нарушение экологических основ ведения сельскохозяйственного производства, что отрицательно сказывается на здоровье населения, качестве сельскохозяйственной продукции, уровне плодородия почвы,

В Тюменской области (включая автономные округа) производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за январь-сентябрь 2007 г., по оценке, составило 25845,5 млн руб. (107,9% к уровню соответствующего периода предыдущего года), в расчете на душу населения

- 7751,6 руб. (126,9%). Более половины (52,9%) продукции сельского хозяйства произведено в хозяйствах населения, 42,4% - в сельскохозяйственных организациях и 4,7% - в

Экономика. Рынок

крестьянских (фермерских) хозяйствах. По сравнению с январем-сентябрем 2006 г. производство продукции увеличилось во всех категориях хозяйств: в сельскохозяйственных организациях - на 5,6%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 25,2%, в хозяйствах населения - на 8,4%.

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области на 1 ноября 2007 г. составило

305.9 тыс. голов (101,1% к соответствующей дате предыдущего года), из них 46,8% содержалось в сельскохозяйственных организациях, 4,2% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах, 49,0% - в хозяйствах населения. По сравнению с началом ноября
2006 г. поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях выросло на 1,0%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 8,8%, в хозяйствах населения - на
0,7%.

Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий на 1 ноября 2007 года составило 376,9 тыс. голов (109,8% к соответствующей дате предыдущего года), из них 38,0% содержалось в сельскохозяйственных организациях, 5,1% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах, 56,9% - в хозяйствах населения. По сравнению с началом ноября 2006 г. поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях увеличилось на 5,9%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 12,7%, в хозяйствах населения - на 12,3%.

Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий на 1 ноября

2007 года составило 135,8 тыс. голов (105,6% к соответствующей дате предыдущего года), из них 1,3% содержалось в сельскохозяйственных организациях, 1,9% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах, 96,8% - в хозяйствах населения. По сравнению с началом ноября 2006г. поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях увеличилось на 3,6%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 16,6%, в хозяйствах населения - на 5,4%.

За десять месяцев 2007 г. хозяйствами всех категорий произведено

83.9 тыс. тонн мяса скота и птицы на убой в живом весе (107,0% к объему десяти месяцев 2006 г.), из них 72,2%

- сельскохозяйственными организациями, 4,2% - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 23,6% - хозяйствами населения. По сравнению с соответствующим периодом 2006 г. производство мяса возросло в сельскохозяйственных организациях на 8,7%, крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 25,6% и уменьшилось в хозяйствах населения на 0,5%.

Производство молока в хозяйствах всех категорий составило 456,8 тыс. тонн (105,5% к уровню января-октября 2006г.), из них 42,3%

приходилось на сельскохозяйственные организации, 3,2% - крестьянские (фермерские) хозяйства, 54,5% -хозяйства населения. По сравнению с соответствующим периодом 2006

года производство молока возросло в сельскохозяйственных организациях на 8,4%, крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 23,5%, хозяйствах населения - на 2,5%.

Экономика. Рынок

Производство яиц в хозяйствах всех категорий составило 1046,1 млн шт. (99,0% к уровню января-октября 2006г.). По сравнению с соответствующим периодом 2006 года производство яиц уменьшилось на 1,0%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения возросло соответственно на 44,0% и на 0,2%. В сельскохозяйственных организациях производство куриных яиц сократилось на 1,1 %.

К числу основных внешних факторов, негативно влияющих на развитие пищевой промышленности, следует отнести широкомасштабный импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, за последние годы имеющий тенденции к росту. Рост импорта сырья и продовольствия оказывает негативное воздействие на развитие всего АПК и дорого обходится государству. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2006 году импортные поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия возросли на 24% и в денежном выражении составили 586 млрд руб., или 36% от общего розничного товарооборота на продовольственном рынке страны.

Однако несмотря на увеличение объема импорта продовольствия, российский экспорт продовольственных товаров за последние годы сохранил положительную динамику роста.

За январь-октябрь 2007г., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в хозяйствах всех категорий увеличилась реализация скота и птицы в живом весе на 6,4%, молока и молочных продуктов - на 6,3%, зерна - на 3,7%, картофеля -на 4,2%, уменьшилась реализация овощей - на 11,2% и яиц - на 3,2%. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в сельскохозяйственных организациях увеличилась реализация зерна, картофеля, скота и птицы (в живом весе), молока и молочных продуктов, в хозяйствах населения - молока и молочных продуктов, яиц, овощей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах -зерна, картофеля, скота и птицы (в живом весе), молока и молочных продуктов, яиц.

За январь-октябрь 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в хозяйствах всех категорий увеличилась реализация молока и молочных продуктов на 6,1%, картофеля - на 7,7%, сохранилась на том же уровне реализация овощей, сократилась реализация скота и птицы в живом весе на 14,7%, яиц - на 18,7%. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в сельскохозяйственных организациях увеличилась реализация молока и молочных продуктов, в хоТаблица 1

Объем реализации основных видов продукции в области

Январь-октябрь 2007 г. в % к соответствующему периоду предыдущего года Справочно

январь-октябрь 2006 г. в % к соответствующему периоду предыдущего года

Объем реализации основных видов сельскохозяйственной продукции 65,1 100,2 65,0 102,6

Скот и птица (в живом весе), тыс. тонн 71,6 106,4 67,3 98,7

Молоко и молочные продукты, тыс. тонн 295,8 106,3 278,4 101,4

Яйца, млн штук 907,4 96,8 936,9 101,5

Зерно, тыс. тонн 568,5 103,7 548,1 120,9

Картофель, тыс. тонн 192,6 104,2 184,8 117,3

Овощи, тыс. тонн 57,0 88,8 64,2 97,4

Таблица 2

Отдельные показатели розничной и оптовой торговли продовольственными товарами, цен и индексов цен по регионам Тюменской области

Показатель Январь -октябрь 2007г. в % к соответствующему периоду предыдущего года январь-октябрь 2006г. в % к соответствующему периоду предыдущего года

Оборот розничной торговли продовольственными товарами, млн рублей 153391,1 116,6 121768,3 117,1

Товарные запасы в розничной сети и на складах торгующих организаций на конец октября, млн рублей 13792,8 132,2 9634,9 105,1

Уровень запасов, дней торговли 108 97,3 111 103,7

Продажа отдельных видов продовольственных товаров организациями оптовой торговли, тонн

мясо и птица 27767,0 106,6 26330,1 132,2

масло растительное 6427,7 130,3 4943,5 128,5

сахар 16167,2 114,1 14197,6 119,9

кондитерские изделия 14429,9 130,9 11042,4 120,0

мука 30116,7 148,7 20291,8 128,5

крупа 5010,6 151,0 3339,3 126,2

макаронные изделия 4331,3 154,9 2814,2 131,5

товарная пищевая рыбопродукция (без рыбных консервов) 2092,3 122,8 1710,5 106,3

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции на конец октября 114,01 102,62

Цены производителей по отдельным видам сельскохозяйственной продукции на конец октября, рублей за единицу продукции

Скот и птица, за тонну 68472,65 111,73 59921,05 99,31

Молоко, за тонну 10124,55 93,38 12153,69 113,68

Яйца, за тыс. штук 1906,47 127,34 1500,00 88,79

Зерновые культуры, за тонну 2927,67 120,71 2105,59 106,50

Картофель, за тонну 7184,59 136,65 5196,25 107,30

Овощи, за тонну 11505,09 106,33 8576,32 106,17

Индекс потребительских цен на продовольственные товары на конец октября 110,09 111,99

Мясо и птица 106,92 112,35

Колбасные изделия и копчености 110,80 109,44

Масло сливочное 117,28 111,63

Масло подсолнечное 130,00 99,50

зяйствах населения - скота и птицы (в живом весе) и яиц; в крестьянских (фермерских) хозяйствах - молока и молочных продуктов (таблица1).

В Тюменской области (включая автономные округа) в январе - октябре 2007 г. оборот розничной торговли составил 317,9 млрд рублей (120,8% к соответствующему периоду предыдущего года), из них 48,3% приходилось на продовольственные товары. По сравнению с январем-октябрем 2006 г. продажа продовольственных товаров в розничной торговле увеличилась на 16,6%.

Организациями оптовой торговли за десять месяцев 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года больше продано крупы и макаронных изделий (на 51,0% и на 54,9%), муки (на 48,7%), кондитерских изделий (на 30,9%), масел растительных (на 30,3%), товарной пищевой рыбной продукции (на 22,8%).

В розничной сети и на складах торгующих организаций на конец октября 2007г. имелось товарных запасов на сумму 13,8 млрд рублей (132,2% к аналогичной дате 2006 г.) или на 108 дней торговли (97,3%).

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции на конец октября т.г. к соответствующему периоду 2006 г. составил 114,01%. За рассматриваемый период увеличились цены на картофель на 36,7%, яйца - на 27,3%, зерновые культуры

- на 20,7%, скот и птицу - на 11,7%, овощи - на 6,3%. Отмечено снижение цен на молоко - на 6,6%.

Индекс потребительских цен на продовольственные товары на конец

октября 2007г. к соответствующему периоду предыдущего года составил 110,09%. Почти на треть возросли цены на масло подсолнечное, сыр, на 13 -29% - на крупу и бобовые, молоко и молочную продукцию, плодоовощную (включая картофель), масло сливочное, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, муку пшеничную, яйца.

В Тюменской области (включая автономные округа) качество отдельных видов продуктов питания, поступивших на потребительский рынок в январе-сентябре 2007г., по данным Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тюменской области, оставалось невысоким. Наиболее низкого качества поступили в продажу для населения товары отечественного производства: плодоовощные консервы (забраковано и снижено в сортности 21,8% к общему объему проинспектированных товаров), минеральная вода (18,4%), цельномолочная продукция (16,1%), мясо всех видов (14,1%), кондитерские изделия (13,2%). По сравнению с январем-сентябрем 2006г. наибольшее увеличение доли забракованных и сниженных в сортности отечественных товаров отмечено: по минеральной воде (на 16,3%), плодоовощной консервации (на 8,6 %), цельномолочной продукции (на 7,1 %). Большой удельный вес забракованных и сниженных в сортности товаров импортного производства приходился на минеральную воду (100%), вина виноградные и плодовые (64,8%). По сравнению с январемЭкономика. Рынок

сентябрем 2006 г. доля забракованной и сниженной в сортности импортной минеральной воды увеличилась на 34,5 п.п., вин виноградных и плодоовощных снизилась на 23,3 %.

При переходе к рыночным отношениям принятие управленческих решений в области производственносбытовой деятельности должно опираться на достаточно надежную информационную основу. Необходим не только тщательный анализ предыстории, но и прогноз развития рынка конкретного товара с учетом субститутов, покупательского спроса, действий конкурентов и т.д. Такая база формируется на основе ситуационного анализа положения предприятия на региональных, муниципальных и локальных товарных рынках.

Выполненные нами исследования показали что, использовать ситуационный анализ в том виде, в котором он изложен в литературе, невозможно, так как в принципе отсутствуют методики, тем более применимые в условиях современного этапа развития рыночных отношений, предопределяющего необходимость соответствия результатов рыночных исследований следующим требованиям:

1. Комплексному подходу к изучению рынка.
2. Переходу от изучения совокупного спроса к анализу и прогнозированию спроса на конкретных товарных рынках.

Основы рыночных исследований изложены в зарубежных публикациях известных экономистов: Р.Дама-ри, Ф.Котлера, Дж. Эванса и других. Особое внимание в этих работах уделено изучению направлений исследований и обработки информации без детализации конкретных методик и схем. Это связано с тем, что все методики являются собственностью их разработчиков или заказчиков.

Особенности зарубежных методик обусловили практическую невозможность их использования в существующем виде для изучения российского рынка. В процессе перехода от плановой экономики к рыночной в России постепенно стало формироваться отечественная теория и практика анализа рынка. Получили известность работы следующих ученых: Е.П.Голубкова, И.Н.Герчаковой, И.И.Кретова и других.

Ситуационный анализ предполагает сравнительный анализ потенциала предприятия, существующих и перспективных потребностей рынка. Однако в представленном перечне практически полностью отсутствовали такие важные вопросы, как рынки ресурсов, уровень запасов предприятия, показатели производственной и финансовой деятельности, вероятность форс - мажоров и другие, которые были добавлены автором.

Таблица 3

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок, в регионах Тюменской области*

Показатель Забраковано и снижено в сортности в % к общему объему проинспектированных товаров

отечественных импортных

январь- сентябрь 2007г. справочно январь- сентябрь 2007г. справочно

январь- сентябрь 2006г. январь- сентябрь 2006г.

Мясо всех видов 14,1 10,9 11,7 0,8

Колбасные изделия и копчености 10,3 68,6 1,0 5,7

Рыба и рыбопродукты 10,9 14,8 - 26,6

Цельномолочная продукция 16,1 9,0 - Масло животное 8,2 4,9 - 0,1

Сыры всех видов 10,8 20,8 - 7,3

Маргарин, майонез 2,7 7,3 - Масло растительное 5,4 16,9 8,0 0,4

Кондитерские изделия 13,2 51,2 - 0,3

Консервы мясные и мясорастительные 4,2 18,4 Плодоовощная консервация 21,8 13,2 2,9 0,2

Минеральная вода 18,4 2,1 100,0 65,5

Водка и ликероводочные изделия 0,3 1,4 8,5 5,7

Вина виноградные и плодовые 0,9 0,7 64,8 88,1

Коньяк 0,6 0,8 5,8 48,7

Шампанское 1,4 3,1 - 52,6

Пиво 2,4 2,0 - 13,4

*По данным Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Т юменской области

Выводы. Рекомендации

Реализуя основные принципы рациональных затрат материальных ресурсов и времени, авторы исключили дублирующие вопросы, для чего сгруппировал вопросы по предметному принципу.

Таким образом, были сформулированы пять более сложных по структуре групп, объединяющих 266 факторов. Естественно, что в каждом конкретном случае предприятию не следует изучать все 266 факторов.

Специфика ситуационного анализа в Тюменской области определяется особенностями развития отраслей специализации, состоянием их материальной базы в различных районах комплекса и наличием объектов социальной инфраструктуры. Они формируют производственные составляющие региона и соответственно регионального рынка труда: Юг области, ХМАО, ЯНАО Выполненные нами исследования позволили сформировать структурную схему (по территориальному и предметному принципам), адекватно отражающую региональные особенности.

Юг области - это комфортная зона для сельскохозяйственного производства и благоприятная для постоянного проживания. Цель использования методики заключается в поиске новых, конкурентоспособных, желательно дефицитных товаров в условиях кажущегося изобилия.

Ханты-Мансийский автономный округ расположен на территории райЭкономика. Инвестиции

онов освоения, пригодных для проживания, но менее комфортных, чем Юг области, где количество отраслей сельскохозяйственного производства ограничено. Поэтому цель ситуационного анализа применительно к этой зоне заключается в поиске конкурентоспособных товаров и снижении степени риска вложения средств.

Организация собственного сельскохозяйственного производства в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа представляется практически невозможной. Специализация сельскохозяйственных отраслей нацелена на сохранение традиционного образа жизни коренных народностей Севера. Цель анализа - снижение степени риска вложения средств.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1986. - 340 с.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. ЮЛ. Кантуревского. - СПб.: Питер, 2002. -544с.
3. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 804 с.
4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.

- М.: Издательско-книготорговый цент «Маркетинг”, 2002. - 892 с.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

А.В.ШУЛЬГИНА,

ст. преподаватель, Курганская ГСХА им. Т.С.Мальцева

Понятие «инвестиционная привлекательность» все еще остается предметом научных дискуссий. Поскольку инвесторов при вложении ресурсов, в основном, интересуют доходность и риск таких вложений, то инвестиционную привлекательность, в общем виде, можно определить как ожидаемое соотношение доходности и риска инвестиций на данном предприятии по сравнению с другими.

Многими экономистами отмечается, что инвестиционная привлекательность предприятий гарантируется надежностью финансового состояния и имеет с ним много общего. Таких позиций, например, придерживаются М.Н. Крейнина, Е.И. Шохин, Н.И. Лахметки-на, Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова и другие.

В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность» и ее взаимосвязей с финансовым состоянием предприятия.

Однако отмечается, что инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния

предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов. Наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции, клиентоориен-тированности предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей. Немаловажное значение для повышения инвестиционной привлекательности имеет уровень инновационной деятельности в рамках стратегического развития предприятия. Следует отметить, что задачи по реализации инноваций являются ведущими во всей системе факторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятия [1].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность - экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Для оценки уровня инвестиционной привлекательности предприятия необходимо выявить: достигнутый уровень эффективности использования имущества предприятия и рентабельности продукции; степень финансовой устойчивости предприятия и соответствие этого уровня нормативным значениям; платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса, а также соответствие показателей платежеспособности и ликвидности баланса их нормативным значениям; качество продукции, ее конкурентоспособность, технико-экономический уровень производства и способность предприятия к саморазвитию на базе инновационной стратегии.

Кроме того, Е.И. Шохин и Н.И. Лах-меткина отмечают, что на инвестиционную привлекательность влияет стадия жизненного цикла предприятий [2]. Цель и методика исследований Изучение инвестиционной привлекательности отдельных предприятий и инвестиционных проектов начинается с оценки и прогнозирования состояния экономики и макроэкономических показателей инвестиционного рынка.

Investment attraction, national project «Development of the AIC».

ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ СТРАТЕГИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ manufacture and distribution of food stuffs strategy and strategic planning strategy of development of the enterprise
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты