Спросить
Войти

Ҷашнгирии наврўз дар дарборҳои қадимаи шоҳони Эрон (ҷанбаи сарчашмашиносӣ)

Автор: указан в статье

УДК 902,7 ББК 63,5

Хусенов Фаррух Рахимович, номзади илми таърих, сармуаллими кафедраи таърихи умумии факултети таърих ва ууцуци МДТ «Донишгоуи Давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров» (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд),

Хусенов Фаррух Рахимович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории факультета истории и права ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова» (Республика Таджикистан, г. Худжанд),

Husenov Farruh Rahimovich, candidate of historical sciences, senior lecturer of the department of general history attached to the faculty of History and Law under Khujand State University named after academician B.G. Gafurov» (Tajikistan Republic, Khujand) EMAIL: farrukh_2522@mail.ru

Вожахри калидй: Навруз, муаллифони асримиёнаги, фарвардин, муъбади муъбадон, сулолаи Сосониён, тахт.

Дар мацола таулили муцоисавии маълумоти муаллифони асримиёнаги, ки доир ба цашнгирии Навруз аз цониби шоуони цадимаи эрони маълумот додаанд, гузаронида шудааст. Цанбауои цадимаи Навруз, ауамияти он ба уаёти дарбори, инчунин ауамияти ицтисодии он барои давлат нишон дода шудааст. Ривоятуое оварда шудаанд, ки оид ба арзиши цадимаи Навруз далолат мекунанд. Тартиби цашни Навруз дар дарбори Сосониён, аз цумла дида баромадани шикоятуои раъият аз цониби шоуаншоу дар ин руз барраси шудааст. Рамзуои Навруз омухта шудаанд. Нацши овозхонон, мусицанавозон, созандагон ва масхарабозон дар рузуои ид нишон дода шудаанд. Дар мацола собит гардидааст, ки Навруз цашни заминдорон буд. Дар замони цадим беудошти давлат ва хазина пеш аз уама ба уосилноки вобаста буд, ба ин хотир Навруз дар сатуи давлати ва бо риояи, расму русум ва урфу одати цадима цашн гирифта мешуд.

В статье проведен сопоставительный анализ сведений средневековых авторов, сообщавших о праздновании Навруза древнеиранскими правителями. Показаны древние истоки Навруза и значение праздника в жизни двора, а также его экономическая значимость. Приведены легенды, свидетельствующие о древних значениях Навруза. Представлен порядок встречи Навруза Сасанидским двором, в том числе процесс проведения разбора жалоб подданных самим шахиншахом. Изучена символика праздника. Отражена роль певцов, музыкантов, инструменталистов и скоморохов в праздничные дни. В статье констатируется, что Навруз являлся земледельческим праздником, так как в древний период истории благосостояние государства и казны прежде всего зависело от урожайности, поэтому Навруз праздновался на государственном уровне, с соблюдением древних поверий, ритуалов и обычев.

In his article the author conducts the comparative analysis dealing with the information of medieval authors concerning Navruz celebration by the ancient Iranian governors. The author shows ancient sources of Navruz and the significance of the mentioned holiday in the court&s lives, and its economic importance being taken into account as well. He adduces the legends testifying on ancient value of Navruz. An order of a meeting of Navruz by the Sasanids court, the process of citizens& complaint to the tsar himself is canvassed

ЦАШНГИРИИ НАВРУЗ ДАР ДАРБОРХОИ ЦАДИМАИ ШОХОНИ

ЭРОН

(ЦАНБАИ САРЧАШМАШИНОСИ)

ПРАЗДНОВАНИЕ НАВРУЗА ДВОРАМИ ДРЕВНЕИРАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

CELEBRATION OF NA VRUZ BY COURT YARD THE ANCIENT IRANIAN GOVERNORS (SOURCE STUDY ASPECT)

inclusive. The symbols of the holiday are studied in the article. The role of singers, musicians, instrumentalists and buffoons in the holidays is reflected. The author of the article ascertains that Navruz considered an agricultural holiday in both the ancient period of the history well-being of the state and treasury, above all, depended on productivity, therefore Navruz was celebrated at the state level, with observance to the ancient rituals and customs, in general.

По истории празднования Навруза в разные периоды истории имеется много трудов отечественных и зарубежных исследователей, достаточно обстоятельно изучивших этот древний праздник. В процессе исследования темы статьи мы опирались на эти труды. Также об истории празднования Навруза в древний период истории сообщают средневековые авторы - Табари, Ибн ал-Асир, Гардизи, О. Хайям, А. Бируни, Фирдоуси, Саолиби и другие. Цель нашего исследования-более обстоятельное изучение празднования Навруза дворами древнеиранских правителей на основе трудов вышеназванных средневековых авторов и, по мере возможности, выявление его влияния на политику и экономику государства. Автором статьи написана кандидатская диссертация на тему «Трансформация дворцовых церемоний в Мавераннахре и Хорасане (IX-начала XIII вв.)». В одном из параграфов в хронологической рамке диссертационной работы изучен порядок встреч Навруза дворами правителей Мавераннахра и Хорасана (21, 133-160). Но, так как древний период не входил в хронологическую рамку диссертационной работы, этому периоду было уделено минимальное внимание.

По мнению историка А.Э. Негмати, все календарные праздники ираноязычных народов возникли в глубокой древности на реальной почве, но позже были окутаны религиозно-магическими элементами (15, 9). Поэтому он был не согласен с мнением Е.Э. Бертельса, который считал календарный праздник Сада древним зороастрийским праздником (15, 13).

Тот же А.Э. Негмати пишет следующее о значении праздников в жизни и истории человечества: «Праздник - это многогранное общественное непроизводственное мероприятие, которое отражает жизнедеятельность человека и общества. Празднества являются одними из важнейших социально-культурных ценностей, которые содействуют формированию человека и его духовному развитию. Праздник в процессе исторического развития человеческого общества вобрал в себя самое ценное, чего достигло общество в области культуры на разных этапах своего развития. Одной из важнейших функций праздника является приобщение людей к культурным достижениям и воздействие на духовный мир общества. Формы и структура народных праздников всегда отражают общественную формацию, политико-экономическую жизнь людей, их интересы и чаяния и т.д.» (15, 6).

Многие исследователи едины во мнении, что праздник Навруз был основан древнеиранским царём Джамшидом. Согласно сообщению Гардизи, Джамшид в день Навруза возвратился из похода с большой ценной добычей и приказал сложить её во дворце, чтобы каждый пришедший мог её увидеть. Когда взошло солнце и его лучи упали на драгоценности, то от их блеска осветился весь дворец Джамшида. Именно поэтому, пишет Гардизи, Джамшиду дали прозвище «Шид», что на древнеперсидском языке означает «лучезарный». Гардизи, связывает с этим событием появление Навруза. Также, по сообщению Гардизи в древности с приходом Навруза зороастрийские маги начинали взимать налоги с подданных (9, 515; 10, 274-275; 22, 274). Фирдоуси связывает традицию празднования Навруза с восшествием на престол Джамшида (2, 64). Согласно Саолиби по приказу Джамшида из слоновых костей и скворцов была создана повозка, и дивы его на нем, по небесным пространствам принесли в Вавилон. По легенде это событие произошло в первый день Фарвардина, что и стало началом празднование Навруза (3, 47). Сообщение Ибн ал-Асира о появлении Навруза тождественно сообщению Саолиби (13, 68).

Несколько по-иному трактует историю Навруза историк Табари. По его версии, когда Джамшид впервые сел на царский престол для разбора жалоб людей, то вокруг него стояли придворные ученые, и этот день пришелся на день хурмузда месяца фарвардин, то есть на 21 марта. По завершении разбора жалоб своих соплеменников Джамшид объявил этот день Наврузом (1, 68).

По мнению Акбара Турсуна, поскольку Навруз, пожалуй, самый старый праздник на Земле, поэтому средневековые авторы при объяснении происхождения Навруза прибегали к языку мифологии и религиозных преданий (4, 18). Ть есть вывод Акбара Турсуна о появлении Навруза тождествен вышеизложенному нами мнению А.Э. Негмати. Мы также придерживаемся такои точки зрения.

Согласно письменным источникам, ахеменидские цари в этот день принимали представителей областей, восседая на террасе своего дворца в Вавилоне. К ним приходили с ценными дарами (14, 24). Среди ученых существует спорное мнение, согласно которому легендарный архитектурный комплекс Ахеменидов в Персеполисе был задуман и построен именно для того, чтобы в день Навруза здесь совершалась торжественная коронация или другие ритуалы, связанные с Наврузом (12, 241). На рельефах зала приемов в Персеполисе изображены армия царя царей, шествие народов, входивших в империю Ахеменидов, а также дворцовые вельможи, сатрапы и др. Персонажи движутся друг за другом, неся дары, выказывая уважение и преданность монарху. Процессия останавливается перед царем (12, 242). Как бы то ни было, ясно одно: ахеменидские цари были главными фигурами празднества Навруз, считавшегося весьма важным по символике и связанными с ним космогоническими представлениями (19, 136).

По словам Бируни, пришедшие после Джамшида цари сделали весь месяц Фервердин-Мах праздником Навруз. Навруз был распределен по шести частям месяца. Первая пятидневка была отведена для царей, вторая - для благородных, третья - для царских слуг, четвертая - для челяди, пятая - для простых подданных, а шестая - для крестьян (8, 229).

Согласно сообщению Омара Хайяма при дворах древнеиранских царей, начиная с Кайхусрава - полумифического царя из династии Киянидов, до Яздигурда III - последнего сасанидского шахиншаха, соблюдался следующее обычай: в день Навруза первым к царю приходил мубад мубадов с золотым кубком, полным вина; с перстнем, дирхемом и царским динаром, охапкой ростков ячменя, мечом, луком со стрелой, чернильницей и пером, восхвалял и благодарил его. После восхваления царя мубад мубадов отведывал вина и давал кубок царю, ростки ячменя вкладывал в другую руку царя, а дирхемы и динары клал у его престола. После мубада мубадов к царю приходили вельможи и предлагали свою службу (20, 141-142).

В эпоху Сасанидов праздновали два Навруза: народный Навруз и великий Навруз. Народный Навруз продолжался с первого числа месяца фарвардин (21 марта) и продолжался пять дней. В первый день Навруза царь, восседая на троне, в торжественной обстановке принимал простых подданных. На второй день - дихкан, на третий день - войска и мубадов, четвертый день - членов семьи и приближенных, на пятый день - членов династии и служителей двора, а в шестой день царь отстранялся от всех государственных дел и праздновал Навруз только в окружении своих близких и придворных. Этот день Навруза назывался великим Наврузом. В день великого Навруза царь приказывал выставить напоказ все пришедшие до этого дня дары, и часть из них он раздавал, а другую, наиболее ценную часть, приказывал хранить в казне (22, 112-113).

В первый день Навруза, когда сасанидские шахиншахи принимали рядовых подданных, каждый мог приходить с различными жалобами, и он должен был их рассмотреть. Выше мы привели сообщение Табари, согласно которому Навруз появился после того, как эпический царь Джамшид первые провел разбор жалоб подданных. О взаимосвязи Навруза и разбора жалоб подданных правителем свидетельствуют также предания, сохранившиеся в трактатах Низам ал-Мулька (16, 44-45; 17, 40-41) и Газзали (11, 103-104). Согласно этим преданиям, в дни Навруза и Мехргана сасанидские шахиншахи устраивали общий прием. На этом приёме шахиншах разбирал жалобы подданных. За несколько дней до этого глашатаи двора оповещали об этом народ. В этот день шахиншах внимательно выслушивал жалобщиков. В случае, если кто-нибудь жаловался на самого шахиншаха, то он сходил с трона, опускался на колени перед мубадом мубадов, который стоял по правую руку от трона, и говорил: «Прежде всех решений разреши дело этого человека со мною, не проявляя ни лицеприятия, ни предпочтения». Тогда мубад мубадов объявлял, чтобы все присутствующие, имевшие тяжбу с правителем, выстроились в первом ряду, чтобы первыми рассмотрели их жалобы. Затем мубад мубадов судил шахиншаха, и если истец доказывал свою правоту, то по приказу мубада мубадов его требование удовлетворялось, но если предъявленные обвинения оказывались ложными и не имели доказательств, то по приказу мубада мубадов истец подвергался суровому наказанию. По завершении тяжбы с шахиншахом он снова возвращался на трон и, возложив корону на голову, продолжал сам разбирать жалобы подданных.

Об аналогичном обычае двора Сасанидов сообщает и Бируни. Согласно Бируни, мероприятия такого рода, проводили в дни праздника «Даймох», который отмечался за 90 дней до наступления Навруза (7, 246). По словам Омара Хайяма, слово «Дай» на

пехлевийском языке означает «дьявол» и в этом месяце климат слишком суров (20, 134). Впрочем, сам Бируни пишет, что, по некоторым существующим версиям, этот праздник и есть Навруз. По сказаниям Бируни, процесс разбора жалоб самим царем в эти дни отличался от его проведения во время празднования Навруза. По его словам, в этот день царь сходил с царского престола и, надев белые одежды, выходил на площадь, садился на белую подстилку и разбирал жалобы подданных. Во время разбора жалоб по приказу царя стража дворца и его телохранители отсутствовали, и каждый мог разговаривать с царем свободно. В этот день царь считал себя равным всем и садился за один стол с феодалами и крестьянами государства (7, 246).

В дни Навруза сасанидские цари могли прощать любую вину, кроме трёх преступлений: разглашения их тайн, оскорбления Бога и невыполнения приказа (23, 188).

В дни Навруза вожди, предводители, военачальники, представители других стран и областей приезжали к царскому двору и преподносили царю подарки. Каждый представитель привозил в подарок то, чем была богата его местность и особо отличалась (5, 63). В эти дни сасанидские цари амнистировали заключенных (22, 8).

За 20 дней до начала Навруза в царском дворе на 12 колоннах сеяли пшеницу, ячмень, рис, бобы, просо, кукурузу, горох, маш, чечевицу, фасоль, кунджут, нахуд. Эти растения росли до шестого дня Навруза. На шестой день праздника во дворце в торжественной обстановке перед царем, ученые-ботаники в сопровождении музыки и песен о «Наврузи Бузург» снимали колосья и по высоте каждого колоса определяли урожайность в новом году (23, 190).

Иранский историк Хасан Бегунах приводит сообщение арабского автора Абуусмана Басри, известного как Джахиз (777-869), о праздновании Навруза сасанидскими царями: «Падишах в день Навруза пускал в полёт белого сокола, для благословения испивал немного чистого молока. За двадцать пять дней до начала Навруза, в сторону 12 столбов из сырцовых кирпичей, построенных у дверей дворца, сеяли из разных зёрен до их прорастания, эти ростки в великий Навруз воспевали под негромкую музыку. На собрании рассыпали, чтоб ко дню Мехр 16-го Фарвардина, из тех, что не были собраны, народ прослеживал и принимал во внимание и ростки ячменя данных зёрен считались благословенными» (6, 273).

Праздничные дни не обходились без музыки и песен. Как отмечает историк А. Раджабов, в дни празднования Навруза были широко распространены наврузовские поздравительные мелодии, говорившие о добрых делах а также добрые пожелания и благие намерения (18, 136). А. Раджабов также отмечает, что особо ценными считались циклы, в которых музыкант-поэт прибегал к сравнениям, взятым из различных периодов, и намекал на минувшие исторические события и т.п. Поэтому, прежде чем пытаться сочинить наврузовские циклы, музыканты и поэты должны были получить обширное профессиональное образование и хорошо ознакомиться с историей самого Навруза (18, 138).

Для придворного музыканта эпохи Сасанидов, а также последующих веков знание поэзии и музыки, особенно умение разбираться в наврузовских циклах, было обязательным (18, 145). Как отмечает А. Раджабов, в эпоху Сасанидов Навруз как государственный праздник и музыкально-зрелищное представление был чётко дифференцирован, и за это перед шахом отвечал глава культурных мероприятий (18, 139). Легендарный музыкант и певец эпохи Сасанидов, Борбад, создал музыкальные циклы о Наврузе под непосредственным патронажем Хусрава Парвиза (590-628) (18, 149).

Хуниакары (певцы, инструменталисты, сказители, танцоры, танцовщицы, скоморохи и т.д.), особенно музыканты-исполнители праздничных песен и мелодий, считались одними из приближённых лиц правителя. Статус хуниакара позволял им получать в праздники подарки и высокие почести. Согласно письменным источникам, для праздничных мероприятий были построены специальные площади (Nawruzgahan) (18, 153).

Проведенный сопоставительный анализ источников показывает, что отголоски торжественной встречи Навруза древнеиранскими правителями сохранились и в IX-XII вв. Именно в этот период истории были написаны источники, на которые мы опирались. С праздника Навруз начинались полевые работы дехкан, и поэтому он является земледельческим праздником. В древний период истории благосостояние государства и казны, прежде всего, зависело от урожайности, поэтому Навруз праздновался на государственном уровне, с соблюдением древних поверий, ритуалов и обычев.

Одной из причин торжественной встречи Навруза при дворе Сасанидов было то, что именно при этой династии зороастризм стал государственной религией Ирана. С этого

времени Навруз при царях Сасанидов отмечался всенародно и приобрёл религиозную окраску. Другая причина столь пышной встречи Навруза в Иране заключалась в укреплении экономической мощи государства.

После того как Иран, Хорасан и Мавераннахр были завоеваны арабами, празднование Навруза было под запретом. Причина запрета Навруза арабами состояла в том, что этот праздник считался праздником огнепоклонников. Несмотря на запрет, население Хорасана, Мавераннахра и Ирана продолжало праздновать Навруз. Даже после нашествия монголов, уничтоживших значительную часть не только материальной, но и духовной культуры народов Мавераннахра и Хорасана, после которого в том числе такие древние земледельческие праздники, как Сада и Мехрган, перестали праздноваться дворами, но продолжались праздноваться населением, претерпев значительные изменения, всё же Навруз остался как народный праздник и празднуется по сей день, как на государственном уровне ряда стран, так и всенародно.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Абуалй, Мухаммади Балъамй. Таърихи Табарй. Дар ду чилд. Ч,илди I / Абуалй Мухаммади Балъамй. - Техрон, 1380/2001.-111 с.
2.Абул;осим, Фирдавсй. Шохнома. Ч,илди I. -Душанбе: Адиб, 1987.-480 с.
3.Абумансур, Абдулмалик ибни Мухдммади Саолибии Нишопурй. Таърихи гурар ус-сияр маъруф ба «Шохнома»-и Саолибй. -Душанбе: Бухоро, 2014. -444 с.
4.Акбар, Турсун. Навруз как культурно-исторический феномен: к герменевтике ирано-таджикского новогоднего праздника// Навруз как явление мировой культуры. -Душанбе, 2012. -С. 16-62.
5.Алиасгар, Шердуст. Навруз и источник творения в мифологии и религиях // Навруз как явление мировой культуры. -Душанбе, 2012. -С. 63-89.
6.Бегунах, Х. Навруз-единый праздник и фактор воссоединения // Навруз как явление мировой культуры. -Душанбе, 2012. -С. 310-313
7.Берунй, А. Осор-ул-бо;ия / А. Берунй. -Душанбе: Ирфон, 1990.-432 с.
8.Бируни, А. Избранные произведения. Т.1. / А. Бируни. -Ташкент: Изд. АН Узбекской ССР, 1957. -488 с.
9.Гардезй, А. Зайн-ул-ахбор (Таърихи Гардезй): бо тасхеху тахшия ва таълики Абулхайи Хабибй / А. Гардезй. -Техрон: Дунёи китоб, 1363.-733 с.
10.Гардезй, А. Зайну-л-ахбор / А. Гардезй. -Душанбе: Бухоро, 2014. -416 с. 11^аззолй, М. Насихат-ул-мулук / М, Fаззолй. -Душанбе: Ирфон, 2011. -175 с.
12.Додхудоева, Л. Навруз как этнонациональный ресурс художественной культуры // Навруз как явление мировой культуры. -Душанбе, 2012. -С. 240-267.
13.Ибн ал-Асир. Таърихи комил: баргардони Саид Махмуд Хусайни Рухонй. Ч,илди I / Ибн ал-Асир. - Техрон: Асотир, 1370. -450 с.
14.Кишвари, Б. Баррасии ойинхо ва маросими Навруз, бузургтарин чашни бостонии эрониён //Известия АН РТ (отделение общественных наук). №2. -Душанбе, 2011. -С. 24.
15.Негмати, А.Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков / А.Э. Негмати. -Душанбе: Дониш, 1989.-128 с.
16.Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ: перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера. -М.:-Л.: АН СССР, 1949. -380 с.
17.Низомулмулк. Сиёсатнома / Низомулмулк. -Душанбе: Адиб, 1989. -200 с.
18.Раджабов, А. Навруз как фенмен музыкальной культуры // Навруз как явление мировой культуры. -Душанбе, 2012. -С. 133-177.
19.Фрай, Р. Наследие Ирана: издание второе, исправленное и дополненное / Р. Фрай. -М.: ИВЛ, 2002. -463 с.
20.Хайям, О. Наврузнаме / О. Хайям. -Душанбе: Адиб, 2012. -250 с.
21.Хусенов, Ф.Р. Трансформация этикета торжественных празднеств // Трансформация дворцовых церемоний в Мавераннахре и Хорасане (1Х-начала XIII вв.): дис. ... канд. истор. наук. -Душанбе, 2018. -С. 133-160.
22.Шаъбонй, Р. Одоб ва русуми навруз / Р. Шаъбонй. -Душанбе: Пажухишгохи фархонги форсй-точикии Сафорати Ч,умхурии Исломии Эрон дар Точикистон, 2011. -259 с.
23.Якубов, Ю. Навруз в источниках и мифах // Навруз как явление мировой культуры. -Душанбе, 2012. -С. 182-192.

REFERENCES:

1.Abuali Muhammadi Balami. History of Tabari. In two volumes. Volume I / Abuali Muhammadi Balami. -Teheran, 1380/2001.-111 p.
2.Abulkasim Firdousi. Shahname. Volume I. - Dushanbe: Adib, 1987.-480 p.
3.Abumansur Abdulmalik ibn Muhammadi Saolibii Nishopuri. «Shahname» Saolibi. -Dushanbe: Bukhoro, 2014. -444 p.
4.Akbar Tursun. Navruz as a cultural-historical phenomenon: to hermenevtik the irano-tajik New Year&s holiday // Navruz as the phenomenon of world culture. -Dushanbe, 2012. -P. 16-62.
5.Aliasgar Sherdust. Navruz and a creation source in mythology and religions // Navruz as the phenomenon of world culture. -Dushanbe, 2012. -P. 63-89.
6.Begunah H. Navruz-uniform holiday and the reunion factor // Navruz as the phenomenon of world culture. -Dushanbe, 2012. -P. 310-313
7.Biruni A. Osor-ul-bokija/A. Biruni. - Dushanbe: Irfon, 1990.-432 p.
8.Biruni A. The selected products. Volume I. / A.Biruni. -Tashkent: publishing house of academy of Sciences of the Uzbek Soviet Socialist Republic,1957.-488 p.
9.Gardezi Abusaid. Zajn-ul-ahbor/ Gardezi Abusaid. -Teheran: The book world, 1363 kh. -733 p.
10. Gardezi Abusaid. Zajn-ul-ahbor/ Gardezi Abusaid. - Dushanbe: Bukhoro. 2014. -416 p.
11.Gazzoli, M. Nasihat-ul-muluk./M. Gazzoli. -Dushanbe: Irfon, 2011.-.175p.
12.Dodkhudoeva L. Navruz as an ethnonational resource of art culture // Navruz as the phenomenon of world culture. -Dushanbe, 2012. -P. 240-267.
13.Ibn al-Asir. Al-Kamil: transfer of Said Mahmud Husain Ruhony. -Volume I. -Teheran: Asotir, 1370 kh. -450 p.
14.Kishvary B. Consideration customs and rituals of Navruz, the greatest and most ancient holiday of Iranians // News of AN RT (Branch of social studies). №2. -Dushanbe, 2011. -P. 24.
15.Negmati A. E. Agricultural calendar holidays of ancient Tajiks and their ancestors/A.E. Negmati. - Dushanbe: Donish, 1989.-128 p.
16.Nizam al-Mulk. Siaset-name. Transfer, introduction in studying of a monument and the note of professor B.N. Zakhoder.-Moskva-Leningrad: 1949.-380 p.
17.Nizomulmulk. Siasetname / Nizomulmulk. - Dushanbe: Adib, 1989. -200 p.
18.Rajabov A. Navruz as phenomenon musical culture // Navruz as the phenomenon of world culture. -Dushanbe, 2012. -P. 133-177.
19.Frai, R. Heritage of Iran: The edition the second, corrected and added / R. Frai. -M.: Publishing house of east literature, 2002. -463 p.
20.Khaim, O. Navruzname / O. Khaim. - Dushanbe: Adib, 2012. -250 p.
21.Khusenov, F.R. Transformation of etiquette of solemn festivals // Transformation of palace ceremonies in Maverannahre and Khurasan (IX-has begun XIII centuries): The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of historical sciences. - Dushanbe, 2018. -P. 133160.
22.Shabony, R. Customs and traditions of Navruz/ R. Shabony. - Dushanbe, 2011. -259 p. 23.Yakubov U. Navruz in sources and myths // Navruz as the phenomenon of world culture. -Dushanbe, 2012. -P. 182-192.
Наврўз муаллифони асримиѐнагӣ фарвардин мўъбади мўъбадон сулолаи Сосониѐн тахт Навруз средневековые авторы фарвардин мубад мубадов
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты