Спросить
Войти

ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ "КАТАЛЬНЫХ ГОРОК" - МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ И ЕДИНСТВО НАЗНАЧЕНИЯ

Автор: указан в статье

Раздел 1. Проблемы организации строительства

УДК 712.03+712.06

ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ «КАТАЛЬНЫХ ГОРОК» - МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ

И ЕДИНСТВО НАЗНАЧЕНИЯ

Афонина М.И.

ФГБОУВПО Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: a.marinamgsu@yandex.ru, pz@mgsu.ru

Всё новое - это хорошо забытое старое

из мемуаров Розы Бертэн, личной портнихи французской королевы Марии-Антуанетты (1824)

Аннотация. В работе рассмотрен опыт создания исторических развлекательных «катальных» объектов. Представлены естественные оборудованные места и сооружения для катания, которыми человек пользовался на протяжении длительного времени, всегда получая удовольствие. Приведены примеры использования традиционных саней и их аналогов в различных климатических, географических зонах и исторических периодах. Для подтверждения многообразия, используемых человеком катальных объектов представлена информация: об экстремальном развлечении в плетеных диванчиках (о. Мадейра), езда в санях по льду под парусом (Скандинавские страны) и др. Важное место в работе занимает материал о создании в С. Петербурге и других городах Российской империи (XVIII-XIX вв.) сложных сезонных масштабных сооружений - «катальных горок», для исконно русского традиционного Масленичного развлечения. Подробно описаны самые известные парковые исторические и значимые Царскосельские «Катальные горки», авторами которых являлись архитекторы Ф.Б.Растрелли, А. Ринальди и инженер А.К. Нартов. Традиционные развлечения были перенесены русской армией в Европу и там нашли своих поклонников, которые продолжили развитие в виде первых аттракционов «Русские - Американские» горки. Представленные иллюстрации позволяют представить объекты, их внешний вид и оценить размеры и конструкции сооружений. Статья содержит выводы и список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Сани, санки - одно из древнейших используемых человеком изделие, известное не только в северных странах, но и Древнем Египте, возраст самых древних останков саней относят к II тысячелетию до нашей эры [1]. Археологические находки говорят, что сани не всегда использовались для катания по склонам, их употребляли для перемещения по горизонтальным поверхностям, в качестве тяговой силы впрягали различных животных. Люди длительный период времени перемещались на санях по снегу, земле, льду, используя этот нехитрый инвентарь для утилитарных задач, развлечений, занятий спортом и даже престижа.

Сани являлись транспортом, предметом роскоши и забав, некоторые объекты, где они использовались канули в небытие, единицы вошли в историю как шедевры мастерства архитекторов и на этих примерах учатся до сих пор. Простое развлечение нашло отражение в работах художников, что дает возможность восстановить общую картину явления и представить сооружения для катания с достаточной степенью достоверности. Для понимания масштабности и значимости объектов, необходимо ознакомиться с воспоминаниями исторических личностей и их записями на эту тему.

В работе рассмотрены примеры «катальных» исторических сооружений разных исторических периодов, климатических зон, где на протяжении длительного времени человек использовал сани в практических целях.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Анализ исторических источников, изучение электронных картинных галерей, фотографии музейных экспонатов, электронные ресурсы, собственные обследования. Многочисленные исследования связаны с теорией садово-парковой архитектуры, конкретные работы о развитии исторических комплексов Санкт-Петербурга, материалы конференций и интернет ресурсы [2-12].

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие и многообразие рекреационных и спортивных объектов отечественные и иностранные исследователи обосновывают необходимость двигательной активности детей и взрослого населения. Системный и глубокий подход в исследовании вопросов рекреационных объектов достаточно изученный. Много работ, посвящено создания садово-парковых комплексов, в том числе исторических. Однако, несмотря на проработанность теории садово -паркой архитектуры, архитектурно-планировочных решений, исследования, посвящённые созданию и использованию исторических временных (зимних) специализированных сооружений в контексте применения исторического опыта и использования его в современных сооружениях актуальны.

Целью исследования явился обзор исторического опыта создания временных (сезонных), постоянных сооружений и естественных пространств в качестве «катальных» поверхностей и использование имеющегося опыта в современных объектах рекреации и аттракционов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- выполнен исторический обзор литературы в области садово-паркового строительства;

- изучены художественные произведения и электронные картинные галереи в контексте зимнего досуга жителей северных стран;

- проведен анализ электронных ресурсов туристической и развлекательной направленности;

- изучен «жизненный цикл», конструктивные особенности исторических «катальных» сооружений, инвентарь и оборудование, которые использовались на исторических объектах.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Исконные катальные забавы позволяют каждому участнику ощутить комфорт родных мест, беззаботно прыгать от счастья, бегать сломя голову, кататься на санках с гор, словом, делать все то, что нравится, ощущая сопричастность традициям своего народа. Таким образом, родные игры в родных местах в свободное от забот время и есть та середина, которую Аристотель в «Никомаховой этике» называет счастьем.

Для скатывания с гор в исторические времена использовали различные приспособления: катульки (заостренные впереди доски), ледянки (решета, обмазанные навозом и покрытые коркой льда), замерзшие шкуры животных, кору, старые корзины и др. Впереди привязывалась веревочка, за которую держались при спуске и использовали при подъеме горку. Само слово "сани" -исконно русское слово, однако встречаются и другие названия: возила, дровни, каптана и избушка. Катались на замерзших водоемах, в этом случае сани толкал вперед помощник (рис. 1А), в некоторых случаях в качестве тяговой силы использовались животные. А Б

Рис. 1. Зимние катания в произведениях искусства: А - зимний пейзаж с катаниями на льду, 1609 г. Рейксмузеум, Амстердам Avercamp Hendrick Хендрик Аверкамп [13]; Б - крепость зимой

недалеко от Санкт-Петербурга [14]

В России, Северной Европе и Скандинавских странах в XVII в. получили распространение сани с парусом для передвижения по льду, на открытых водоемах, которые в последующем стали буерами (рис. 1Б). Считается, что первые прототипы современного буера были созданы в Голландии около четырехсот лет назад. Местным рыбакам приходилось уходить на десятки

километров от берега, чтобы зимой ставить сети. Они приспособились перевозить свои снасти на санях, позже переоборудовали лодки, поставив их на полозья. Среди местных жителей до сих пор проводятся соревнования на подобных плоскодонных судах, которые одинаково хорошо ходят, как по воде, так и по льду [15].

Продолжением традиций рыбаков северных стран явился очень специфический вид спортивного зимнего досуга - буерный спорт. Современные буера - фантастические болиды с крылом вместо паруса (зарегистрированная скорость перемещения 203км/час, по некоторым данным 254 км/ч).

Необыкновенное «санное» развлечение на протяжении нескольких веков существует на о. Мадейра (г. Фуншале), в северной части Атлантического океана. Оно пользуется большой популярностью и даже стало традиционным видом бизнеса на острове. История создания британским капитаном Бакли, двух полозной повозки с сиденьями для пассажиров запряженной волами, как средство передвижения проработало на этом маршруте больше 100 лет (рис. 2А). Несколько позже появилось новая версия - скатывание по уплотненному склону на небольших диванчиках на полозьях (рис. 2Б), которыми управляли с помощью тросов два молодых человека.

Рис. 2. Исторические фотографии О. Мадейра (1848 г.): А - катание на санях, запряженных волами; Б - сани-диванчики на склоне [16]

Раньше катали двух пассажиров в санях-корзинах на деревянных полозьях, смазанных жиром, в настоящее время появились даже 3-х местные, неизменными оказались два молодых мужчины-водителя. В настоящее время современный фуникулер поднимает туристов на высоту 800 м, в сани «запрягаются» два местных красавца (сагга1ге) в национальной одежде. Управляемые только веревками плетеные сани несутся вниз по асфальтовой дороге, тормозя только толстой резиновой подошвой знаменитых профессиональных ботинок «боташас» своих рулевых (рис. 3А). Спуск включает разные участки, включая крутые повороты, дорога за годы натерта до блеска, саггаю уверенно преодолевая крутые «заносы», разворачивают седоков поперек дороги, почти касаясь припаркованных на обочине машин (рис. 3Б), рядом бежит фотограф, который делает памятные фотографии.

Ремней безопасности нет - вся надежда на резиновую подошву и мастерство «водителей». Эрнест Хемингуэй писал о своем путешествии на остров и катании в плетеных корзинах-санях, как о «самом волнующем опыте» его жизни. Говорят, что можно разгоняться до 48 км/ч, более точно трудно определить скорость спуска, который длится около 2мин [18].

На Руси, как известно, дороги были в плохом состоянии, а иногда их вообще не было, поэтому сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время. До начала XX века в болотистых и лесистых районах страны ими пользовались практически круглогодично. Иностранные послы вообще уверяли, что другого транспорта, кроме санного на Руси даже не знают. В народе ходило поговорка, что сани от Бога, а колесо - от черта [19].

Первые прообразы современных саней появились на Северном Урале и торфяниках Финляндии. Их устройство было примитивным и представляло две связанные жерди, прикрепленные к лошади или собаке, задние концы волочились по земле. Такая простая и

гениальная конструкция легла в основу современных саней и за 2 тысячи лет принцип движения саней до сих пор не изменился.

Рис. 3. Остров Мадейра катание по улицам в корзинах-санях: А - прямой участок спуска; Б - трехместные сани на узких улицах старой части города. [17]

Езда на санях считалась более почетной, чем в экипаже, поэтому до конца XVII в. торжественные выезды царей и патриархов даже летом были санными. Русские помещики в качестве демонстрации своей родовитости и богатства тоже долгое время и даже в начале XIX в. ездили на санях летом. Известно, что в XVII в. царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей.

Отдельным и очень важным традиционным развлечением всех слоев общества в допетровскую эпоху на Руси были ледяные горки. Первоначально развлечение имело магический смысл, считалось, что при скатывании с горки в человеке ускоряются «жизненные токи», которые пробуждают землю от зимней спячки, обеспечивая молодежи счастливую жизнь, а старикам - её продление. Видимо поэтому, самый пик катания приходился у христиан на Масленицу, всегда праздновали с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». По этому поводу были сложены даже стихи, со временем эта ритуальная сторона забылась, и катание с ледяных горок превратилось в веселое время препровождение.

Представить внешний вид сооружений того времени можно только знакомясь с произведениями художников, которые с большой любовью изобразили веселые народные гуляния. На картинах (рис.4) все находится в движении, где все участники забав находят себе интерес по душе.

Рис. 4. Горки в изображениях русских художников: А - «Масленица», 1878 г., Л.И. Соломаткин (18371883 гг.); Б - ледяные горы на Иртыше при Тобольске, Е.М. Корнеев (1782-1839 гг.) [19]

В деревнях просто заливали ледяную дорожку на естественном склоне, чем круче склон, тем веселее. Временные сооружения-горки строили артели молодых парней. Склон представлял собой значительное возвышение и длинный деревянный скат ровной или изогнутой формы, его покрывали слоем навоза, заливали водой, получалось прекрасное гладкое покрытие. Саму горку и вокруг старались украсить как можно ярче.

Рис. 5. Сложные горки в Санкт-Петербурге: А - сложная двухстороння горка 1788 г., художник Бенджамин Патерсен (1748-1815) [19]; Б - катание на Неве, художник М.-Ф. Дамам-Демартре (17631827) [20]

В больших городах создавались большие и сложные горки, которые соответствовали масштабу города. Простыми считались ледяные горки с односторонним скатом, а в Санкт-Петербурге сооружали конструкции с двумя скатами, направленными навстречу друг другу (рис. 5). Высота горки обычно составляла 21-25 м, а крутизна склона в верхней части нередко доходила до 500 и даже больше. Размер сооружений был внушительным, даже по современным меркам [19].

Народная зимняя забава - катание с ледяных гор получила в ХУШ в. широкое распространение при русском дворе, в результате были созданы два уникальных архитектурных сооружения - катальные горки, вошедшие в историю русской архитектуры, как исчезнувшие шедевры. Катальные горки представляли собой, по тем временам, весьма сложные инженерные сооружения. Возводили эти архитектурные и инженерные диковины исключительно итальянские архитекторы: первую возвел в Царском Селе Бартоломео Франческо Растрелли, вторую в Ориенбауме-Антонио Ринальди.

Катальная горка в Царском Селе

Императрица Екатерина Великая (1729-1796 гг.) обожала катание с горок, специально для неё в Царском Селе построили Катальную горку для зимнего и летнего катания. Строительство горы в Царском Селе связано с именем выдающегося русского инженера, изобретателя и ученого

A.К. Нартова, который начал работать над проектом с 1745 года. Способности и талант «механика», создавшего уникальное сооружение не имеет аналогов в строительной и инженерной практике тех лет. Чертежи и рисунки, сохранившиеся в архивах, содержат описание проекта под названием: «Сее сочиненной проект представляет общим именем гора Театрум. Сея проект представляет нижеследуящаго расположительного сочиненного плана и першпективой здание архитектуры являет с великолепным украшением которого еще нигде не бывало».

Строительство горы было поручено С.И. Чевакинскому, но уже с 1749 года работами руководил Растрелли. В 1751-1752 годах Ф.Б. Растрелли трудился над изготовлением модели горы, с подробнейшим исполнением деталей и передачей ее архитектурного оформления.

B.И. Неелов задокументировал строительство Катальной горы, завершенное к 1757 году, в полной описи.

Строительство продолжалось с 1754 по 1757 гг. В настоящее время этот проект назвали бы международным: архитектурную часть выполнил итальянец Ф.Б. Растрелли, а технический проект и расчеты - русский инженер А.К. Нартов. Царскосельская Катальная горка представляла собой двухэтажное здание со скатами для катания с возможностью использования наружных поверхностей склонов и внутреннего пространства. Внутренние интерьеры были заново отделаны в январе 1762 года, для этого использовались самые современные материалы и технологии того времени. При Екатерине II катание с горы было излюбленным Царскосельским развлечением даже летом [3-5].

Рис. б.Павильон Катальная горка в Царском Селе (не сохранился): А - общий вид комплекса; Б - гранитная терраса в Екатерининском парке Царского Села, построенная на

месте Катальной горки [4]

На уровне второго этажа к павильону в декабре 1763 года было пристроено два форса -конструкции, от которых отходили катальные горки. В августе 1764 года было «повелено прибавить длину катальных скатов (форсов) каменной горы; устроение карусели между деревянными катальными горами на трёх уступах». В 1765 году по проекту архитектора был построен третий форс (один из форсов горки предназначался для катания зимой, два других -летом).

Длина самого большого спуска составляла 302 м, он располагался до «Зала на острову» и использовался круглый год. Общая длина сооружения составляла около 270 м (центральный двухэтажный павильон имел в длину около 60 м). Восьмиугольный зал в центре павильона завершался куполом в виде восьмигранной башенки, увенчанной фигурой амура. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр. Верхний этаж павильона отапливался и имел деревянный пол, все двери нижнего этажа были застеклены.

Фасады горки были декорированы колоннами, пилястрами, лепниной, позолоченными вазами и статуями, окна - замысловатыми наличниками. Увенчанный куполом зал, как и боковые покои, покрыты окрашенными «в белую краску железом»; на кровле возвышалась деревянная балюстрада с резьбой, площадки форсов были окружены каменной ажурной балюстрадой; обе балюстрады и перила лестницы уставлены статуями и вазами. Для окраски фасадов и интерьеров сооружения Растрелли запрашивал «берлинскую лазорь, золото, лак»; были «вырезаны» 86 колонн и 36 пилястр с капителями.

В 1780 году, во время пребывания в Царском Селе графа Фалькенштейна (римского императора Иосифа II), в числе многих украшений царского сада, графу очень понравилась каменная катальная гора и он попросил у императрицы Екатерины «план горы». Императрица приказала графу Бецкому сделать большую модель катальной горы.

Скатывались с горки на специальных колясочках на колесах. Сама императрица забавлялась вместе с придворными дамами и кавалерами катанием. Впервые катались 31 июля 1759 года, сведения об этом содержатся в камер-фурьерском журнале: «Пополудни в 8-м часу Ея Императорское Величество с Дамами и Кавалерами изволила следовать, для катания, на вновь сделанную гору, где побыв несколько времени, оттоль соизволила отсутствие иметь в Петергофе».

На горе располагались две очень высокие карусели, маленький одноместный фаэтон и две деревянные лошадки, которые так были сконструированы, что любой мог с большой скоростью ездить по вершине холма, застеленной для этого досками. Просуществовала горка более 30 лет, даже по современным представлениям это немалый срок

В мае 1785 года, было решено обветшавшее здание, грозящее опасностью разобрать. Однако оно простояло еще несколько лет и к 1792 году катальная горка пришла в такую ветхость, что Екатерина II приказала ее срочно убрать. Устарелая архитектура здания раздражала Екатерину, и вскоре, было решено совершенно покончить с этим воспоминанием молодости и старомодной монументальной игрушкой. Императрица торопила со строительством новой каменной галереи на месте бывшего сооружения, но только в 1795 году катальная гора была полностью сломана, ее фундамент демонтирован, место спланировано и состоялось повеление Екатерины «против бывшей каменно-катальной горы на уступе к большому пруду» построить новую большую

светлую галерею и употребить оставшиеся от разборки материалы. Сооружение было сломано, а пудостский камень пошел на строительство Михайловского замка в Санкт-Петербурге. На этом месте по проекту Ч. Камерона предполагалось возвести галерею с 32 колоннами.

В 1809-1810 гг. по проекту архитектора Л. Руски здесь была возведена Гранитная терраса. В продолжении её на берегу Большого пруда была построена Большая гранитная пристань, украшенная статуями «Боргезский боец» и «Дискобол».

Работа на этом уникальном строительстве дала архитектору Неелову уникальный опыт, который он применил в 1763 году в Москве «при строении в Покровском Селе горы», сейчас это парк Покровское-Стрешнево «Напротив Большого пруда в Сарском Селе, вблизи дворца, -вспоминал архитектор, - я возвел большое каменное строение, с восьмиугольной сводчатой залой посередине, над нею купол, весьма пышно украшенный колоннами и статуями, и от него по двум сторонам идут пандусы, чтобы кататься зимой, а летом развлекаться при увеселениях, учиняемых Императрицей для вельмож своего Двора». В настоящее время от сооружения ничего не осталось, кроме исторических записей [3-5].

Парк в Ориенбауме (Ломоносов)

Парк в Ориендауме был создан по заказу императрицы Екатерины II и является шедевром мастерства Антоно Ринальди. Строительство комплекса было завершено в 1768 году, парк был прекрасен, кроме необыкновенно красивых строений одно, называлось «Катальной горкой». Размеры территории горки, вид и назначение ставят ее в ряд с наиболее интересными сооружений своего времени. Интересно, что до настоящего времени дошла часть сооружения и свободное место, которое производит неизгладимое впечатление на окружающих своим масштабом и гармонией.

Сооружение своей протяженностью напоминало колоссы античного мира с характерными чертами этого периода:

- греко-римская колоннада;

- стройная ордерность;

- стремление к органичным естественным пропорциям.

Только вот в самом развлечении не было ничего античного, прототипом катальных гор служили традиционные русские ледяные, кататься на них любили все от простого крестьянина до царственной особы.

Рис. 7. Катальная горка в Ораниенбауме. Реконструкция В. Гаврилова 1958 г. [21]

Самое прихотливое сооружение парка, устремляется ввысь на высоту более 30 м, и последовательно сужается, завершаясь колоколовидным куполом. По диаметру второго этажа выстроились колонны тосканского ордера, образуя галерею над которой вдоль третьего этажа тянется балюстрада. Строение как будто распахнуто, подставляя себя солнцу, что типично для архитектуры итальянского автора и влияния его учителя Ринальди Ван Вителена. При отделке интерьера павильона использовался искусственный мрамор и если не знать истории сооружения, то вполне реально можно предположить, что это по каким-то причинам недостроенный храм. Строительство комплекса в Ориенбауме затянулось на 12 лет.

Вдоль горки двумя галереями была установлена каменная колоннада с башенками в середине почти из 1000 колонн. В конце колоннады закруглялись, образуя площадь с обелиском в центре. Перекрытия галерей, устроенных в виде открытых террас, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катанием. Вход на горку был расположен в

павильоне через террасу на третьего этаже. Площадка, откуда начиналось катание, была выше уровня галереи, что давало возможность тележкам развивать значительную скорость.

Комплекс Катальных гор кроме павильона включал в себя деревянные скаты - один прямой и три волнообразных, а также крытые галереи колоннад протяженностью 532 м. Стартовая площадка располагалась на высоте 20 м. Катание осуществлялось по специально сконструированным склонам, оборудованным направляющими, которые являются уникальным изобретением русского инженера Нартова (одного из главных строителей Царскосельского сооружения). Спускались вниз на резных золоченых колясочках в виде «триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей». Кроме колеи для катания имелись еще две боковые для подъема колясочек (такое решение было применено впервые, прототип современных подъемников).

Ледяная гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 м и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой (общая длина горы - 532 м). Катание происходило в летнее время на колясочках в виде фигурных саней с 12-ю колесами и двигались по деревянной трассе с врезанными колеями. Конструкция колясочек и способ движения были использованы из проекта Катальной горки в Царском Селе.

Катили кавалеры, а дамы сидели внутри. Затем мужчины вставали на специальную площадку сзади коляски, и начинался спуск. Колесики прочно вставали в специальные пазы на скатах, и коляска стремительно скатывалась вниз, развивая скорость до 70 км/ч. Сохранились несколько воспоминаний современников из разных стран, которые описывают сооружение с восторгом, потому что такого чуда техники нигде не видели, некоторые писали, что так и не решились прокатиться, это могли сделать только смелые русские.

Рис. 8. Павильон Катальной горки: А - проект (лист из альбома гравировальных чертежей архитектора А. Ринальди) [22]; Б - вид сверху (современное состояние сооружения) [23]

После смерти Екатерины II средства на содержание Катальной горки значительно уменьшились и сооружение начало постепенно приходить в упадок. Последнее катание с гор происходило в 1801 году. Сырость разрушала деревянные скаты и фундаменты прогулочных галерей-колоннад, правая часть которых в 1813 году упала. Когда имение в 1831 году перешло в собственность великого князя Михаила Павловича, горы представляли собой «живописные развалины», которые были разобраны в конце 1850-х годов.

Сооружение является необыкновенным образцом высокого замысла и виртуозного исполнения. Катальные горки в Царском Селе и Ораниенбауме не имели аналогов ни в России, ни за границей. Павильон Катальной горки в Ораниенбауме был серьезно поврежден артобстрелами в

годы Великой Отечественной войны. Сразу же после её окончания начались реставрационные работы, восстановлен был только сам павильон, катальные горки восстанавливать не стали.

Сохранившийся павильон Катальной горки представляет собой 33 м трехэтажное каменное здание, завершающееся круглым барабаном, украшенным резными гирляндами, с колоколообразным куполом, который некогда венчала деревянная золоченая статуя Терпсихоры -музы пения и танцев. Павильон Катальной горки на территории садово-паркового ансамбля «Собственная Дача» представляет часть огромного увеселительного сооружения - летних катальных гор.

«Русские - Американские» горки

В Европе создавались горки, похожие на русские (рис. 9), но такого масштаба сооружений не было.

Рис. 9. Летучая (Катальная) горка (из книги лорда Балтимора «Gaudia Poética» (1770) [24]

Парижане в 1814 году были поражены катальными горками на Сене, их установила русская армия, зимовавшая во Франции. Катания тоже полюбились парижанам, которые с радостью восприняли веселую русскую традицию. В 1817 году в Париже опять появились две горки: «Воздушные прогулки» (Promenades Aériennes) в Parc Baujon и «Русские горки в Беллевилле» (Les Montagnes Russes à Belleville). Однако из-за более теплого климата конструкцию несколько модифицировали, использовав опыт российских императорских катальных горок, однако и здесь тележки с колесиками мчались по специальным рельсам, проложенным в желобе ската.

Рис. 10. Катальные сооружения в Париже XIX век: А, Б - воздушные прогулки [25]

«Русские горки» быстро завоевали Европу и Америку. В США инициативу подхватили железнодорожные и горнодобывающие компании, которые прокладывали трассы с крутыми виражами, что давало им неплохой дополнительный доход.

В конце XIX века американский изобретатель Джон Тейлор (John G. Taylor) запатентовал «Наклонную железную дорогу» (Inclined Railway), которая была открыта в 1884 году в Кони-Айленде. Значительно большую известность получили горки, автором которых стал Ла Маркус, Эдна Томпсон (LaMarcus Adna Thompson), ему принадлежит более 30 патентов [25].

Благодаря развитию техники, далеко шагнувшей вперед по сравнению с предшествующими эпохами, Томпсону удалось значительно усложнить конструкцию, добавив к ней новые элементы.

Так Русские горки превратились в Американские, однако во многих странах они по-прежнему называются «Русскими».

ВЫВОДЫ

Русские исторические «Катальные горки», которые являются частью единых парковых комплексов и самостоятельными временными (сезонными) сооружениями и уникальным примером реализованных проектов для традиционных забав, которые радуют человечество на протяжении всей жизни.

Исследованные объекты являются прародителями специализированных современных зимних рекреационных, спортивных сооружений и аттракционов и находятся во взаимосвязи с трансформированным и многообразным инвентарем (бобы, скелетоны, снегокаты, тюбы и др.) в основе которых лежат традиционные сани.

Рассмотренные «катальные» сооружения являются уникальным примером, когда многообразные формы от самых простых до крупномасштабных всесезонных сооружений служат одной задаче и являются ярким примером, который необходимо учитывать при проектировании и строительстве новых современных объектов рекреационного назначения.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Не смотря на существенные различия в менталитете современных людей от их предшественников все от мала до велика любят кататься на санках. Для реализации простых желаний весело провести время на свежем зимнем воздухе детей и взрослых создаются разнообразные объекты от самых простых горок до грандиозных объектов. Используя опыт исторических развлекательных сооружений, появляется возможность насыщать современное пространство различными формами, которые служат одной задаче устойчивому развитию территорий и создание гармоничного человека.

Литература

1. Сани и санки // Электронный познавательный журнал Наш мир. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nash-mir.uol.ua/text/14320018/ah-vy-sani-moi-sani/.
2. Афонина, М.И. Зимние этнокультурные спортивные объекты (трассы) - планировочные и строительные вопросы // Экология урбанизированных территорий. - 2017. - №2. - С. 71-76.
3. Кормильцева, О.М. Екатерингоф / Кормильцева О.М., Сорокин П.Е., Кищук А.А. - СПб: Искусство, 2004. - 128 с.
4. Баторевич, Н.И. Екатерингоф. История дворцово-паркового ансамбля. - СПб, 2006. - 271с.
5. Макашова, Е.А. Иконографический материал как основополагающий источник в создании концепции музеефикации павильона Катальной горки [Текст] / Макашова, Е.А., СясинаТ.С., Григорович Е.М. // Сб. науч. тр. - СПб.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник «Петергоф», 2017. Серия: «Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век» - С. 120-129.
6. Возняк, Е.Р. Теория исторических архитектурных форм: вчера и сегодня// Вестник гражданских инженеров. - 2013. - №3 (38). - С.22-31.
7. Жнец, А.Л. Аттракционы: от истоков к современности [Текст] / А.Л. Жнец // Материалы четвертой Международной Интернет-конференции «Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма» - 2011. - С. 729-733
8. Веселова, С.С. Национальные черты русского паркостроения [Текст] / С.С. Веселова // Архитектура, строительство, дизайн. - 2007. -№4. - С. 14-19.
9. Якубов, И. Разговор о комплексах развлекательных [Текст] / И. Якубов // Прямые инвестиции. - 2009. -№8. - С 56-60.
10. Белозерова, В.В. Народные праздники: праздники региональный аспект/ Материалы Международной научно-практической конференции «Социокультурное развитие современного города: проблемы и перспективы». - 2016. - С. 392-397
11. Сокольская, О.Б. Теоретическое и экспериментальное обоснование восстановления объектов садово-паркового наследия на приволжской возвышенности [Текст]: автореф.дис. док. сельскохоз. наук / О.Б. Сокольская - Волгоград: ФГБОУ ВПО Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, 2013. - 47 с.
12. Осипов, Ю.К. Малые архитектурные формы в пространстве городской среды / Осипов Ю.К, Малехина О.В. // Вестник сибирского государственого индустриального университета. - 2015. -№ 2 (12). - С. 61-63.
13. История возникновения саней в России и Европе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://vodoley-market.ru/atemp/gallery/Sani/9888889.jpg.
14. Hendrick Avercamp: master of the ice scene / Pieter Roelofs [et al.]. - Amsterdam: Rijksmuseum Amsterdam: Nieuw Amsterdam, cop. 2010. - 187, [1].
15. http://sailingschool .pro/iceboat/.
16. http://adventureda.blogspot.ru/2011/04/blog-post_06.html?m=1.
17. http://vectorme.ru/wp-content/uploads/2016/07/022.jpg.
18. http://tripdude.info/wp-content/uploads/2016/01/3973410154_fc328e75b8_o-660x4951.jpg .
19. http://nash-mir.uol.ua/text/14320018/ah-vy-sani-moi-sani/.
20. http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2012/10/ji57elhmu4.jpg.
21. https://imgp.golos.io/0x0/https://s20.postimg.cc/x6gho77l9/original.jpg.
22. http://www.citywalls.ru/photo 156171.html.
23. http://info-petersburg.ru/wp-content/images/oranienbaum-muzej-zapovednik_6638.jpg.
24. http://tsarselo.ru/images/photos/ac26ad131f9356cc64ddba6f1123df2d.jpg.
25. https://anashina.com/russkie-gorki/.

OVERVIEW OF THE HISTORICAL "ROLLER COASTER HILLS" - THE DIVERSITY OF FORMS AND UNITY OF PURPOSE

Afonina M.I.

Moscow State (National recearch) University of Civil Engineering, Moscow

Everything new is well forgotten old

from the memoirs of Rose Berlin, the personal dressmaker of the French queen Marie-Antoinette (1824)

Annotation. The article describes the experience of creating historical entertainment "roller coaster" objects. Presents the natural equipped places and facilities for skiing, which people used for a long time. In article described examples of use traditional sleighs and their analogues in various climatic, geographical zones and historical periods. To confirm the diversity used by man of the rolling objects, information is presented: on extreme entertainment in wicker sofas (Madeira), riding in a sleigh over the ice under a sail (Scandinavian countries) and others. The material on creation in St. Petersburg and other cities of the Russian Empire (XVIII-XIX centuries), complex seasonal large-scale facilities - "roller coaster", for the age-old Russian traditional Pancake Week entertainment. The most famous historical park and significant Tsarskoye Selo "Roller slides" are described in detail, the authors of which were architects FB Rastrelli, A. Rinaldi and engineer AK Nartov. Traditional entertainment was transferred by the Russian army to Europe and there they found their fans, who continued to develop in the form of the first rides of the "Russian - American" roller coaster. In article presented illustrations wich allow you to present objects, their appearance and estimate the size and structure of buildings. The article contains conclusions and references.

"КАТАЛЬНЫЕ ГОРКИ" САНКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРКОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ КАТАНИЕ НА МАСЛЕНИЦУ РАСТРЕЛЛИ НАРТОВ РИНАЛЬДИ "РУССКИЕ АМЕРИКАНСКИЕ" ГОРКИ "roller coaster" sledges
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты