Спросить
Войти

История становления и законодательное оформление деятельности фабрично-заводской полиции в конце XIX - начале XX века

Автор: указан в статье

Навстречу 300-летию российской полиции

УДК 159.9 АХМЕДОВ Чингиз Нарман оглы

Заместитель начальника кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел. 8 (812) 744-70-93 E-mail: mail@univermvd.ru

AKHMEDOV Chingiz Narimanovich

Deputy head of the chair of State and Law History of the Saint-Petersburg University ofthe MIA ofRussia, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: + 7 (812) 744-70-93 E-mail: mail@univermvd.ru

История становления и законодательное оформление деятельности фабрично-заводской полиции в конце XIX - начале XX века

History offormation and legislative execution ofthe factory police activity ofRussia at the end ofXIX- the beginning ofthe 20th century

В статье на основе архивных материалов рассматривается исторический опыт становления и развития фабрично-заводской полиции, а также нормативно-правовое регулирование её деятельности в конце XIX - начале XX века. Автор последовательно показывает работу Министерства внутренних дел по улучшению финансирования чинов фабрично-заводской полиции и её роль в охране фабрично-заводского имущества.

In article on the basis of archival materials historical experience of formation and development of factory police, and also standard and legal regulation of its activity at the end of XIX - the beginning of the XX century is considered. The author consistently shows a role of the Ministry of Internal Affairs on improvement of financing of ranks of factory police and its role in the protection of factory property.

Во второй половине XIX в. Россия вступила на путь ускоренного капиталистического развития, что способствовало бурному росту промышленности, в результате которого сформировались основные промышленные районы России: Московский, Петербургский, Прибалтийский, Уральский, Южный (Донбасс и Криворожье), Бакинский.

В конце XIX — начале XX вв. в 65 регионах Российской империи (вместе с Привислинским краем и Кавказом) действовали 15641 фабрика и завод, где на каждом из них трудились до двухсот рабочих [1, с. 10-14]. В этих же регионах России было построено свыше 1010 фабрик и заводов, с численностью рабочих более 200 [2, с. 15-18].

С момента возникновения полиции как органа государственной власти на неё возлагались многочисленные обязанности, среди которых особое место занимала охрана собственности.

Во второй половине XIX века из-за недостатка специализированных подразделений полиции для охраны фабрик, заводов или частных владений их владельцы вынуждены были нанимать полицейских за свой счет. На занимаемые должности они назначались после согласования с министром внутренних дел, а их финансирование осуществлялось за счет владельцев этих промышленных объектов. Как правило, нанимались нижние чины полиции, чье содержание не обходилось нанимателю очень дорого.

С момента появления института полицейских урядников в системе уездной полиции в 1878 г. частные лица начали охотно нанимать конно-полицейских урядников для охраны своего имущества [3, с. 72-80].

По нашим наблюдениям, одна из первых должностей полицейского урядника была учреждена в 1879 г. по просьбе Лифляндского губернатора в Аницком приходе Ворворского уезда за счет прихода[4, с. 2-34]. В течение 1879 -1880 гг. за счёт владельцев должности полицейских урядников были учреждены на Невском механическом и горном заводах Русского общества в Санкт-Петербурге [5], на сахарном заводе Товарищества Цыбулевского в Подольской губернии [6], при Кашперовском сахарном заводе[7], при мануфактуре красильной и набивной фабрики Модвига Рабенека [8], на заводе Франко-Русского уральского общества [9].

С увеличением количества промышленных объектов потребности в их охране с участием чинов полиции с каждым годом возрастали. Общее количество чинов полиции, содержащихся на частные средства,

с 1881 по 1889 гг. составляло 732 человека, в том числе на охране фабрик, заводов и промыслов — 572 [10, с. 27-32].

Особенно заметно усилился состав полиции на средства промышленных предприятий, начиная с 1896 года. В частности, в Ивано-Вознесенске на средства фабрикантов была сформирована конно-полицей-ская стража из 20 стражников под руководством полицейского пристава с общим годовым содержанием в сумме восьми тысяч рублей [11]. На 14 фабриках, заводах и рудниках в Бахмутском уезде Екатеринослав-ской губернии были учреждены 113 должностей городовых с годовым содержанием 21325 рублей [12].

На Брянском рельсопрокатном заводе Орловской губернии (Южно-Российском заводе) была создана полицейская команда из 50 городовых под руководством полицейского надзирателя с содержанием 10 150 рублей в год [13].

На Гусевских мануфактурах гофмейстера высочайшего двора Нечаева-Мальцева была учреждена команда их 10 конных урядников и 20 городовых под руководством пристава с годовым жалованием 7665 рублей 50 коп. В этот же период урядники были назначены на Астраханский нефтепромышленный завод, фабрику коммерции советника Демидова, лесопильный завод полковника Храповицкого, на Комоленский машиностроительный завод в Муромском уезде Владимирской губернии, на Холуницкие заводы Поклезского-Козелля в Вятской губернии и многие другие места на территории Российской империи. На территории Курляндии были учреждены 6 должностей урядников за счет промышленных предприятий [14, с.18-21].

Однако, указанное количество чинов полиции не удовлетворяло общей потребности, требуемой для охраны промышленных объектов в связи с увеличением их количества.

Вокруг этих промышленных объектов выросли целые города, поселения, образовались фабрично-заводские районы, такие как Лодзь, Иваново-Вознесенск, где по сведениям министра внутренних дел стали скапливаться разного рода люди, не имеющие определенного рода занятий. Эти лица часто проводили преступную пропаганду среди рабочих, в результате которой совершались всевозможные преступления, приводившие к разгрому и расхищению имущества [15]. Забастовки, стачки и беспорядки причиняли огромный материальный ущерб фабрикам и заводам, дестабилизировали оперативную обстановку, что обязывало руководство Министерства внутренних дел к срочному принятию административных мер.

По установленным Министерством внутренних дел данным причина забастовок и беспорядков на фабриках и заводах в большинстве случаев заключалась «во внешних влияниях, совершенно не стоящих в связи ни с постановкой фабричного дела, ни с отношениями к фабричной администрации» [16]. В забастовках и беспорядках участвовали разного рода люди, порой не являющиеся работниками этих заводов и фабрик, но при этом извлекающих выгоду из разгрома фабричного и заводского имущества [17]. Зачастую в беспорядках участвовало большее количество людей, чем трудилось на этих фабриках и заводах или проживало на прилегающих к им территориях. По данным Министерства внутренних дел, при наличии на фабрике 2229 или 1025 рабочих при возникновении беспорядков количество лиц, участвовавших в них, доходило до 2700 или 2000 человек соответственно [18, с. 121].

Часто в беспорядках участвовали бездомные люди, так называемые «коты», не имеющие определенного места занятия и места жительства [19]. Такие лица участвовали в беспорядках на Александровском ЮжноРоссийском заводе в г. Екатеринославе [20].

В отличие от рабочих им нечего было терять. В результате разгромов и разграблений фабричного имущества они получали материальные выгоды. По сведениям Министерства внутренних дел, число беспорядков и забастовок на фабриках, заводах и горных промыслах в период с 1895 по 1897 гг. существенно выросло, и их количество составило 303 случая [21], с общим числом участников 72567 человек [22].

Как отмечал министр внутренних дел И. Л. Горемы-кин, «полицейские силы на фабриках и заводах с населением в 946, 1458, 2633 и 4322 человека ограничивались наличием одного полицейского урядника, который не был в состоянии не только принять меры к предупреждению беспорядков, но даже иметь какой-либо надзор за рабочим населением» [23]. Отсутствие полиции в большинстве случаев служило одной из главных причин беспорядков на промышленных объектах с сопровождением уничтожения оборудования и имущества фабрик и заводов.

По утверждению руководства Министерства внутренних дел, «при наличности достаточного состава полиции, данные беспорядки могли бы быть прекращены в самом начале её возникновения» [24].

Из-за отсутствия необходимого числа чинов полиции на фабриках и заводах для подавления там беспорядков неоднократно привлекались войсковые подразделения. «Участие военных в подавлении беспорядков отрицательно воздействовало на имидж военнослужащих, еще больше усложняло политическую обстановку, настраивало простых людей против военного ведомства с одновременным причинением казне значительных расходов по перевозке и содержанию войск в местах временной их стоянки, вредно влияло на успех обучения войск», - заявлял военный министр [25].

Необходимо отметить, что в период с 1895 по 1897 гг. по данным Министерства внутренних дел для подавления беспорядков на фабриках и горных промыслах, в которых принимали участие 72567 человек, войсковые подразделения участвовали 26 раз [26].

С момента проведения последней полицейской реформы, которая состоялась в декабре 1862 г., состав уездной полиции существенным образом не изменился, за исключением появления в 1878 г. полицейских урядников в структуре уездной полиции. Однако за 20 лет фабрично-заводская деятельность создала целые фабричные районы, возникали новые города и поселения, такие как Лодзь, Иваново-Вознесенск и другие [27].

Полицейские урядники по причине увеличения количества населения и разбросанности территории административного участка оказались не в силах справиться с новыми изменениями и отвечать новым требованиям [28].

В свою очередь, руководство Министерства внутренних дел осознавало необходимость создания специальных подразделений фабрично-заводской полиции, на которую можно было возложить охрану промышленных объектов, обеспечение охраны общественного порядка, своевременное предупреждение и пресечение забастовок и беспорядков на этих объектах.

С целью создания таких специализированных подразделений полиции министр внутренних дел И.Л. Го-ремыкин 29 октября 1898 г. направил на имя Государственного секретаря Проект «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений» [29].

Ввиду отсутствия достаточного количества финансирования из казны государства, фабрично-заводскую полицию планировалось создавать только в пределах внутренних губерний, Привислинском крае и на Кавказе, где количество рабочих на промышленных объектах составляло 1172061 человек [30].

Кроме того, по мнению министра внутренних дел и министра финансов, полиция должна создаваться только на тех промышленных объектах, где количество рабочих составляет 200 и более человек. По их утверждению, «весьма ограниченное число рабочих не вызывало собой необходимости в усилении полицейского надзора» [31]. На обозначенной территории «число таких промышленных объектов составляло 1182, из которых 25 находились на Кавказе, где общая численность фабрично-заводских рабочих составляла 724789 человек» [32]. Такой значительный рост рабочих требовал увеличения числа как низших, так и старших чинов полиции.

Министр внутренних дел И.Л. Горемыкин предложил установить следующие нормы: один городовой на 250 рабочих (мужского или женского пола, живущих на фабриках или вне ее) и один полицейский надзиратель на 3 000 рабочих [33]. Придерживаясь вышеуказанной нормы и исходя из общего количества населения, следовало бы назначить 240 полицейских надзирателей и 2899 городовых.

При определении общей численности полицейских надзирателей было учтено, что только в 134 промышленных районах общая численность рабочих превышает 1000 человек. Некоторые фабрики и заводы расположены в одной местности, и, по мнению министра внутренних дел, «могли бы быть подчинены ведению одного полицейского надзирателя» [34]. Кроме того, в некоторых промышленных районах уже имелись полицейские должности, учрежденные на средства казны, «из которой ныне отпускается на этот предмет по 46459 рублей 55 коп. в год» [35]. Это позволило министру внутренних дел и министру финансов «в интересах сокращения расходов казны, ограничить число учреждаемых новых должностей» [36]. В результате общее количество полицейских надзирателей составило 160, из них 40 чинов первого и 120 - второго разряда. На промышленные объекты назначались 2320 городовых, из них 400 определялись в качестве старших и 1920 — младших [37]. Местом дислокации чинов полиции должна была быть территория тех фабрик и заводов, на которых наиболее часто происходили забастовки и беспорядки [38].

Распределение вновь созданных полицейских чинов по заводам и фабрикам на территории России осуществлялось лично министром внутренних дел. Вновь введенные чины полиции должны были находиться в непосредственном подчинении руководителей местной полиции (полицмейстеров и уездных исправников). Нести службу они должны были в районах промышленных объектов.

В случаях необходимости планировалось создавать подвижные полицейские группы фабрично-заводской полиции, «направляя их в те местности, где в данный момент ощущается наибольшая потребность в организации правильного и достаточно сильного полицейского надзора» [39]. По мнению министра внутренних дел, «это даст возможность ограничить привлечение

войск в фабричные районы самыми крайними случаями и тем самым освободить казну от излишних расходов» [40].

Финансирование чинов вновь созданных подразделений устанавливалось совместным решением министра внутренних дел и министра финансов, исходя из занимаемой ими должности и присвоенных разрядов на основании существующего правила, утвержденного 2 декабря 1862 года и приложения к 660 ст. Общего учреждения губернского [41].

На основании вышеуказанных нормативных актов полицейским надзирателям присваивался X класс по должности, VII разряд по пенсии и оклад содержания (согласно табелю о рангах), устанавливалось жалование в размере 550 рублей в год чинам первого разряда и 500 рублей - второго разряда. Кроме того, полицейскому надзирателю первого разряда выделялось 150 рублей на канцелярские расходы, а надзирателю второго разряда - 100 рублей. Городовым назначалось гораздо меньшее жалование: старшие городовые получали выплату в размере 205 рублей, а младшие — 175 рублей в год [42].

Каждому чину полиции, независимо от занимаемой должности, выдавалось единовременное пособие в размере 25 рублей на покупку обмундирования. Приобретение револьвера и шашки для каждого чина полиции казне государства обходилось в 27 рублей [43].

Создание фабрично-заводской полиции с установленными окладами их содержания и другими расходами потребовали ежегодного отпуска из казны государства 520000 рублей, из которых 82000 рублей отпускалось на содержание полицейских надзирателей, 418000 на содержание полицейских урядников и городовых и 20000 на передвижения полицейских из одного района в другой. Кроме того, единовременно выделялись деньги в сумме 62640 рублей на приобретение обмундирования и вооружения [44]. Указанные суммы по просьбе министра внутренних дел ежегодно должны были поступать с 1 января 1900 г. в его распоряжение.

Что же касается определения задач вновь сформированных полицейских подразделений, то они в Проекте министра не были рассмотрены. Он лишь высказал пожелания, чтобы их деятельность не ограничивалась обеспечением охраны собственности, а они должны также обеспечивать своевременное предупреждение и пресечение забастовок и беспорядков [45]. После принятия мнения Государственного совета 1 февраля 1889 г. деятельность полиции по предупреждению и пресечению забастовок и беспорядков тоже осталась без обсуждения [46].

Министром внутренних дел 1 сентября 1898 г. за № 4732 было направлено письмо на имя руководителя Государственного контроля, где он просил дать заключение на Проект об учреждении особой фабричной полиции. На основании полученного ответа от 20 октября 1898 года от заместителя Государственного контроля, сенатора А. Иващенкова, видно, что Проект министра внутренних дел в целом одобрялся. Но, при этом были высказаны некоторые замечания. «Едва-ли представляется надобность в сохранении тех полицейских должностей, которые имеются при некоторых промышленных заведениях и которые утверждены на средства владельцев», отмечал А. Иващенков [47] и предлагал «упразднить существующие на некоторых фабриках и заводах на частные средства полицейские должности, а освобождающиеся таким путём

средства обратить в пособие казне по содержанию фабричной полиции» [48].

С решением А. Иващенкова не согласился министр внутренних дел. В отправленном письме на имя государственного секретаря 9 ноября 1898 г. он отметил, что «означенные взносы фабрикантами и заводчиками делаются добровольно, вследствие желания иметь на территории принадлежащих им заведений чинов полиции, и поэтому взносы эти могут быть ими во всякое время прекращены, а вместе с тем и упразднены полицейские должности» [49].

Обращение министра внутренних дел было рассмотрено 5 декабря 1898 года в Государственном совете на заседании соединенных Департаментов законов и государственной экономики с участием товарищей (заместителей) министра внутренних дел сенатора барона Икскуль фон Гильденбанда A.A., министра финансов тайного советника В.Н. Коковцова, министра земледелия и государственных имуществ, государственного контроля и представителя военного министра, помощника начальника Главного штаба генерал-майора Ус-саковского и 20 сенаторов [50].

Сенаторы при рассмотрении Проекта министра внутренних дел разделили его на два связанных между собой вопроса, первым из которых был «Об организации упомянутого комплекта чинов фабрично-заводской полиции» и второй - «Об источниках, на которые имеют быть обращены расходы по его содержанию» [51].

При рассмотрении первого вопроса сенаторы согласились с предложением министра внутренних дел о создании полиции на промышленных объектах, «признавая её вполне соответствующей целям, преследуемым правительством», с утверждением «требуемого количества чинов полиции руководством Министерства внутренних дел» [52]. Учитывая, что ликвидация массовых беспорядков требует от чинов полиции знаний и правильного применения определенных навыков «умственного и нравственного развития в отношении бастующих», сенаторы обратили внимание на подбор кандидатов на должности нижних чинов фабрично-заводской полиции, которые «должны будут быть в состоянии предупреждать, в большинстве случаев, самое возникновение стачек и иных беспорядков в среде фабричных и заводских рабочих» [53].

Из-за низкого жалования нижних чинов полиции, отмечали сенаторы, «приискание достойных и способных кандидатов для замещения должностей низших полицейских агентов в промышленных центрах, представляется весьма затруднительным» [54]. Получение же дополнительных вознаграждений чинами полиции от руководителей предприятий, которые позволили бы привлечь достойных кандидатов на должности фабрично-заводской полиции, сенаторы назвали нежелательными, поскольку это, по их мнению, поставит полицейских в зависимое положение [55].

При формировании кадрового состава фабрично-заводской полиции сенаторами было предложено расширить полномочия министра внутренних дел по подбору, расстановке и назначению нижних чинов полиции. Как утверждали сенаторы, в каждом отдельном случае фабрично-заводская полиция должна формироваться не только из городовых, но при необходимости и из полицейских урядников [56]. Это обосновывалось тем, что «многие из самых даже крупных фабрик и заводов расположены не в городской черте, а в сельских местностях» [57], где единственными представителями от полиции оставались полицейские урядники.

При рассмотрении второго из поставленных выше вопросов об источниках финансирования, сенаторы единогласно одобрили Проект министра внутренних дел о выделении 520000 рублей из средств государственной казны, без учета ежегодных добровольных взносов некоторыми фабрикантами и заводчиками, на содержание чинов полиции в принадлежащих им промышленных заведениях [58].

Проект «Об усилении полицейского надзора в районах промышленных заведений» 12 января 1899 г. был представлен государю императору и вступил в законную силу 1 февраля 1899 года на основании мнения Государственного совета [59].

Исходя из первой части этого нормативного акта, для усиления полицейского надзора за населением фабрик, заводов и промыслов в губерниях Европейской России и Закавказья учреждались 160 должностей полицейских надзирателей, 40 - первого и 160 - второго разряда, с присвоением им должностных окладов. Расходы в размере восьмидесяти двух тысяч рублей ежегодно отпускались из казны государства с 1 января 1899 года.

Был рассмотрен вопрос об обеспечении квартирами чинов фабрично-заводской полиции. Нормативный акт возложил на владельцев фабрик, заводов и промыслов отвод или наем квартир с отоплением и освещением для чинов полиции по нормам, установленным министром финансов, министром внутренних дел, земледелия и государственных имуществ [60].

Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел, министерством земледелия и государственных имуществ 30 сентября 1899 г. были разработаны и утверждены нормы квартирного довольствия для чинов фабрично-заводской полиции, и на основании циркуляра № 33612 от 23 октября 1899 г. все руководители промышленных объектов были об этом уведомлены [61].

Согласно утвержденным нормам квартира для полицейского надзирателя фабрично-заводской полиции должна состоять из 6 комнат; из них 2 комнаты предназначались для жилья, 1 комната для канцелярии, 2 комнаты для помещения арестуемых (для мужчин и женщин отдельно) и шестая — кухня [62].

Если при промышленном заведении имелись готовые здания, из которых одно было пригодно для жилья полицейскому надзирателю, а другое для помещения арестантов или канцелярии, то допускалось предоставление помещения для жилья и кухни отдельно от комнат, назначаемых для помещения канцелярии и для арестантских. Высота комнат должна была быть в 4 аршина, и общая площадь быть не менее 30 сажен [63].

Квартира, отводимая для полицейского урядника или городового, должна состоять из полутора комнат (комнаты с перегородкой). При этом квадратное содержание этой квартиры, вместе с кухней, при высоте в 4 аршина, должно быть не менее 7 с половиной сажен. При размещении городовых в казармах для них устанавливались общие палаты. Семейным городовым предоставлялись такие помещения отдельно, в отличие от холостых. Кроме того, чины полиции для топки печей обеспечивались дровами и каменным углём круглый год [64].

С 1900 по 1902 гг. из казны государства отпускались деньги в размере 20000 рублей на передвижение полицейских чинов их одного промышленного района в другой в случаях возникновения беспорядков на промышленных объектах. Однако в течение трех лет не было

ни одного случая передвижения чинов фабрично-заводской полиции, в связи с чем не было произведено расходов из выделяемого кредита с этой целью [65]. В то же время выделяемая сумма на формирование полиции в фабрично-заводских районах оказалась недостаточной.

Так, например, главнокомандующий гражданской части на Кавказе ходатайствовал о назначении на промышленные заведения, расположенные в губерниях Тифлисской, Бакинской, Кутаисской и Дагестанской области, 139 городовых. Но его ходатайство оставалось не разрешённым из-за отсутствия в распоряжении министра внутренних дел необходимых денежных средств [66].

29 октября 1902 г. товарищ (заместитель) министра внутренних дел Дурново П.Н. обратился на имя государственного секретаря с представлением «О кредите в 20 ООО рублей на содержание фабрично-заводской полиции» [67]. В обращении указывалось, что за трёхлетие существования фабрично-заводской полиции (с 1900 по 1902 гг.) не было ни одного случая её передвижения и выделяемая сумма в размере 20 000 рублей на этот предмет остается не расходованной [68]. В представлении также говорилось о том, что «В то же время кредит в размере 418 000 рублей, предназначенный на формирование полиции в фабрично-заводских районах, оказался исчерпанным, потребность-же в усилении полицейского надзора в означенных районах осталась не вполне удовлетворительной» [69].

Там же указывалось, что в последующие годы возникшие беспорядки в отдельных промышленных районах вынудили министра внутренних дел самостоятельно создавать дополнительные полицейские команды за счет суммы, предназначенной для передвижения полицейских чинов из одного промышленного района в другой. В частности, в марте 1902 г. такая полицейская команда в составе 35 городовых с содержанием 5460 рублей была создана при Боткинском заводе после совершения беспорядков [70].

Такая же полицейская команда, состоявшая из двух конных урядников и 3 городовых, 13 октября 1902 года была образована и при Гусевском заводе Баташева, расположенном в Мельниковом уезде Владимирской губернии. Расход на её содержание был отнесен на указанный выше кредит в 20000 рублей [71]. В заключение П. Дурново просил «кредит в 20000 рублей на удовлетворение издержек по передвижению чинов фабрично-заводской полиции присоединить к кредиту в 418000 рублей, предназначенному на содержание самой полиции». Что касается денег, расходуемых на передвижение полиции, если бы в таковых встретилась надобность, по предложения Дурново П.Н., её следовало бы «покрывать сбережениями, образующимся в течении года от некомплекта как классных, так и низших чинов названной полиции» [72].

Однако обращение руководства Министерства внутренних дел не было удовлетворено. В своем ответе государственный секретарь В. Коковцов сообщал, что «упомянутый кредит совершенно исключен из сметы усиления фабрично-заводской полиции» [73, с.10-12]. Далее В. Коковцов указал, что «при таком положении дела не имеется уже надобности в докладе означенных представлений Государственному совету»[74, с. 10-11].

Острая нехватка чинов полиции, недостаточное финансирование в очередной раз вынудило руководство Министерства внутренних дел вновь обратиться в адрес государственного секретаря с просьбой об увеличении

кредита на содержание фабрично-заводской полиции [75]. В своем обращении 9 февраля 1903 г. министр внутренних дел Плеве В.К. добивался увеличения суммы на содержание фабрично-заводской полиции. По его словам, за последние три года количество промышленных объектов России резко увеличилось. Только за один год на территории Бакинской губернии количество фабрик и заводов увеличилось с 6 до 28 [76]. Из-за отсутствия достаточного количества финансирования полиция была создана только в 801 промышленных объектах из 1716. В большинстве случаев полицию представлял один городовой, стражник или урядник [77].

Не имея возможности исполнить намеченные ранее предложения по организации полиции на промышленных объектах, руководство Министерства внутренних дел вынуждено было изменить нормы назначения количества чинов полиции на душу фабрично-заводских рабочих. Теперь один городовой назначался на 400 рабочих (вместо 250), а урядник - на 500 и более (вместо 400) рабочих [78]. В своем заключении министр внутренних дел просил «увеличить на 1903 год кредит на организацию полицейского надзора на промышленных объектах на шесть тысяч рублей» [79].

Просьба Плеве В.К. была удовлетворена. На основании мнения соединенных Департаментов законов и государственной экономии Государственного совета от 21 апреля 1903 г. на вознаграждение полицейских урядников и городовых в районе промышленных заведений, ранее выделенная сумма в размере 418000 рублей с 1903 г., увеличилась ещё на шесть тысяч рублей [80].

Существенные улучшения в финансировании фабрично-заводской полиции произошли после назначения на пост министра внутренних дел Дурново П.Н., который имел большой опыт в управлении [81].

Новый министр, хорошо знакомый с организацией деятельности фабрично-заводской полиции, 28 ноября 1905 г. вновь обратился в Государственный совет с просьбой об увеличении кредита на её содержание [82]. В обращении П.Н. Дурново указывал, что чины общей полиции находятся в значительно лучших условиях по сравнению с чинами фабрично-заводской, хотя «находящиеся в постоянных сношениях с самым непосредственным элементом - фабрично-заводскими рабочими, прилагают наиболее труда и ответственности» [83]. «Оставлять их при существующих окладах представлялось бы невозможным», - писал Дурново П.Н. и предлагал «повысить денежное содержание до тех размеров, какие устанавливались для прочих чинов полиции» [84]. Было предложено увеличить жалование 160 полицейским надзирателям на сто рублей, 300 полицейским надзирателям на 110 рублей в год [85]. Кроме того, предлагалось увеличить жалование 128 земских стражников в губерниях Царства Польского и чинов городских полицейских команд.

Новый годовой расход на содержание чинов фабрично-заводской полиции должен был составлять 158593 рублей, из которых 16000 рублей предназначались для классных чинов, а 142593 рублей для нижних чинов [86]. Представление министра внутренних дел было рассмотрено Государственным советом 17 декабря

1905 г. и полностью удовлетворено. На основании мнения соединенных Департаментов законов и государственной экономии Государственного совета с 1 января
1906 г. на содержание фабрично-заводской полиции из казны государства отпускалось 158593 рубля [87].

Таким образом можно сделать выводы, что в конце XIX века в России по инициативе министра внутренних

дел впервые сформировалась фабрично-заводская полиция, которая содержалась за счёт казны государства. Деятельность фабрично-заводской полиции была направлена на охрану общественного порядка на территории промышленных объектов и прилегающих к ним районов, а также на предупреждение и пресечение забастовок и погромов, которые причиняли значительный материальный ущерб экономике государства.

Формирование фабрично-заводской полиции сопровождалось определенными трудностями, такими как недостаточное финансирование чинов полиции со стороны государства и нехватка квалифицированных кадров. Однако там, где её организация была остро необходима, и вследствие отсутствия средств на её достаточное финансирование, к 1914 г. в большинстве губерний России, таких как Минская [88], Псковская [89], Астраханская [90], Ставропольская [91], Архангельская [92], Вологодская [93], Тургай Таврическая [94], Черноморская [95], фабрично-заводская полиции всё же не была создана.

С появлением фабрично-заводской полиции забастовки, беспорядки, погромы не прекратились, а в некоторых губерниях их количество даже выросло и угрожало безопасности государства. Это явилось причиной проведения специального совещания в Министерстве внутренних дел с участием прокурора Санкт-Петербургского окружного суда, и обращения Санкт-Петербургского градоначальника к жителям столицы 5 июля 1913 года [96].

По нашему мнению, при формировании фабрично-заводской полиции недостаточно чётко были сформулированы её основные обязанности, что явилось причиной принятия специальной программы с указанием дополнительных обязанностей чинов фабрично-заводской полиции [97].

Накопленный историко-правовой опыт формирования и организации деятельности фабрично-заводской полиции оказался полезен для создания органов милиции Советского государства. В марте 1920 г. для борьбы с хищениями и саботажем на предприятиях, в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) Народного комиссариата внутренних дел Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее НКВД РСФСР) был образован отдел промышленной милиции [1, 440]. После ликвидации её в 1922 г. поэтапно создавалась ведомственная милиция. Она стала формироваться в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее СНК РСФСР) от 6 февраля 1924 г. для охраны предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка на обслуживаемых объектах.

В январе 1925 г. НКВД РСФСР на основании постановления СНК РСФСР от 06 февраля 1924 г. утвердил «Положение о ведомственной милиции Советского государства [95 с. 58].

Список литературы:

1. РГИА. Ф. 1149. Он. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 10-14.
2. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 15-18.
3. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т) XII. 1896. Д. 80; РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т) XII. 1897. Д. 72.
4. РГИА. Ф. 1286. Оп. 40. Д. 26. Л. 2-34.
5. ПСЗ. Собр. 2. Т. №60500.
6. ПСЗ. Собр. 2. Т. 20. №60959.
7. ПСЗ. Собр. 2. Т.27. №61140.
8. ПСЗ. Собр. 2. Т. 31. №61176.
9. ПСЗ. Собр. 2. Т.45. №61711.
10. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т) XII. 1896. Д.80. Л. 4, 27-32 об.
11. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 4.
12. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 4.
13. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 4.
14. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 4, 18-21.
15. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 2.
16. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 2.
17. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 3 об.
18. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 3 об.
19. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 2 об;
20. Невский С.А. Учреждение фабрично-заводской полиции в Российской империи. //Журнал Экономические и гуманитарные исследование регионов. № 5. 2015. С.121.
21. РГИА. Ф. 1149. Он. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 3.
22. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 5.
23. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 2 об.
24. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)ХП. 1898. Д. 119. Л. 3.
25. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5.
26. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5.
27. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5 об.
28. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5 об.
29. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5 об.
30. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5 об.
31. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 6.
32. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5 об.
33. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 5 об.
34. СЗ РИ. Т. II. Изд. 1892. Ст. 660.
35. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 6.
36. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 6.
37. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) ХП. 1898. Д. 119. Л. 6 об.
38. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 3.
39. ПСЗ. Собр. 3. Т. XIX. Часть 1. № 16439.
40. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 30.
41. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 30 -30 об.
42. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 30 -30 об.
43. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 30 об.
44. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 41.
45. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 41 об.
46. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 41 об. -42.
47. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 42.
48. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 42.
49. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 42 об.
50. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 30 -30 об
51. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 8.
52. ПСЗ. Собр. 3. Т. IX. №16439.
53. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т) XII. 1898. Д. 119. Л. 6 об.
54. РГИА. Ф. 150. Оп. 1 Ед. хр. 126.Л. 2.
55. РГИА. Ф. 150. Оп. 1 Ед. хр. 126.Л. 2.
56. РГИА. Ф. 150. Оп.1Ед. хр. 126.Л. 3.
57. РГИА. Ф. 150. Оп.1Ед. хр. 126. Л. 3;
58. РГИА. Ф1161. Оп. 1. Д. 4. Л. 2.
59. РГИА. Ф1161. Оп. 1. Д. 4. Л. 7-7 об.
60. РГИА. Ф. 1162. Оп. 1. 1902-ОГЭ. Д. 4. Л. 2.
61. РГИА. Ф. 1162. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л.2.
62. РГИА. Ф. 1162. Оп. 1. 1902-ОГЭ. Д. 4. Л. 2.
63. РГИА. Ф. 1162. Оп. 1. 1902-0ГЭ. Д. 4. Л. 2.
64. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л. 2. 7.
65. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л. 2 об.
66. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л. 11-12.
67. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л. 10-11.
68. РГИА. Ф.1149. Оп. (Т).13. 1903. Д.ЗЗ. Л. 21.
69. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л.5об - 6 об.
70. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л. 6 об.
71. РГИА. Ф.1162. Оп. 1. Д. 4. Л. 8.
72. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)13. 1903. Д. 33. Л. 5 об.
73. ПСЗ. Собр. 3. Т^Ш! № 22824.
74. Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802- октябрь 1917. Вступительная статья Некрасова В.Ф. и Сальникова В.П. Серия «Внутренние войска и органы внутренних дел России». СПбУ; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. — СПб.: Фонд «Университет», 2000. С. 215.
75. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т).13. 1905. Д. 146. Л.2 об.
76. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т)13. 1905. Д. 146. Л. 2 об.
77. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т).13. 1905. Д. 146. Л.2 об.
78. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т).13. 1905. Д. 146. Л. 3.
79. РГИА. Ф. 1149. Оп. (Т).13. 1905. Д. 146. Л. 3 об.
80.ПСЗ.Собр.З.Т.1. № 27310.
81. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.4.
82. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.12
83. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.13.
84. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.14.
85. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.23.
86. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.24.
87. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.ЗЗ.
88. ГАРФ. Д.102. Оп. 71. Д.652. Л.40.
89. ГАРФ. Оп. 270 Оп.1. Д 38. Л. 1-20.
90. ГАРФ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 126. Л.
91. РГИА. Ф. 150. Оп. 1 Ед. хр. 126.Л. 2. Ведомство СПб. Градоначальника. 1900. № 8.
92. РГИА. Ф. 150. Оп. 1 Ед. хр. 126.Л. 2.
93. РГИА. Ф. 150. Оп.1 Ед. хр. 126.Л. 3.
94. РГИА. Ф. 150. Оп.1 Ед. хр. 126. Л. 3; Кетриц Б. Новая фабрично-заводская полиция. Право. Еженедельная юридическая газета. 1900 г. № 11. Воскресенье 12 марта. С. 577. (Электронный вариант).

95. 200 лет МВД России. Энциклопедия. М., Объединен

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПОЛИЦИЯ ЗАБАСТОВКА БЕСПОРЯДКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПОДАВЛЕНИЕ БЕСПОРЯДКОВ ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК ПОЛИЦЕЙСКИЙ СТРАЖНИК ФАБРИКАНТЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ factory police
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты