Спросить
Войти

Деятельность органов прокуратуры Алтайского края по надзору за исполнением законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны

Автор: указан в статье

Деятельность органов прокуратуры Алтайского края...

УДК 34:94(571.150).084 ББК 67.3(2)62

Деятельность органов прокуратуры Алтайского края по надзору за исполнением законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны

И.Ю. Маньковский1, С.П. Шатилов2

&Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2Барнаульский юридический институт МВД России (Барнаул, Россия)

The Activity of Altai Territory Prosecutor&s Authorities on the Supervision of the Execution of the Laws in the Sphere of Soldiers& Families Interests Security during the World War II

I.Yu. Mankovskiy1, S.P. Shatilov2 &Altai State University (Barnaul, Russia)

2Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia)

Анализируется новое направление общего надзора прокуратуры Алтайского края — надзор за исполнением законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. На основе разнохарактерных источников, и прежде всего архивных материалов, проанализированы различные аспекты деятельности органов прокуратуры Алтайского края, осуществляющих надзор за исполнением законов органами в государственной власти и местного самоуправления в данной сфере, особенности рассмотрения жалоб, поступавших от военнослужащих и членов их семей, о ненадлежащем оказании материальной помощи. Выявлены и подверглись анализу основные проблемы, с которыми органы прокуратуры столкнулись, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих.

DOI 10.14258/izvasu(2018)3-03

The article analyzes the new direction of general supervision of the Prosecutor&s Office of the Altai Territory — supervision over implementation of laws in the sphere of protecting the interests of service families during the Great Patriotic War. On the basis of various sources and, above all, archival materials, the analysis is given to various aspects of activities of the prosecutor&s office in the Altai Territory, which supervises the implementation of laws by state and local government bodies in this area, and the peculiarities of handling complaints received from servicemen and their families against inadequate provision of material assistance. The main problems the prosecutors faced, supervising the implementation of laws in the field of protecting interests of families of military personnel have been identified and analyzed.

С каждым годом в Российской Федерации принимается все больше нормативных правовых актов, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В нашей стране гражданам, в том числе имеющим статус военнослужащих, устанавливаются гарантии социальной защиты. Политика государства по отношению к семьям военнослужащих сегодня играет важную роль. Проводимые в настоящее время военные преобразования в Вооруженных силах и успехи наших военнослужащих в Сирии напрямую зависят от эффективного решения многих социальные проблем в жизни и быте последних.

Преобразования властных структур, обеспечивающих государственную безопасность, заставляют исследовать не только научную теорию,

но и исторический опыт деятельности государственных органов, осуществляющих обеспечение социальных гарантий военнослужащих, в том числе опыт, накопленный в связи с деятельностью в чрезвычайных ситуациях. Одним из таких периодов, безусловно, являются годы Великой Отечественной войны. Изучение данного опыта может позволить избежать ошибок в государственной политике и наладить максимально эффективную систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Проблема обеспечения семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны на общероссийском и региональном уровнях остается одной из слабоизученных [1, с. 31-44; 2, с. 317-344]. Российские исследователи обращались к отдельным аспектам деятельности государственных органов, защищающих интересы военнослужащих и их семей [3, с. 151-153; 4, с. 5-12]. На наш взгляд, изучение различных проблем механизма защиты прав военнослужащих и членов их семей представляет интерес как для научной общественности, так и для практических органов, занимающихся данным вопросом.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для государственной власти и общества в целом, потребовавшим быстро и эффективно перестроить государственные и общественно-политические институты в соответствии с условиями военного времени [5, с. 31].

В годы войны в результате массовой мобилизации населения призывного возраста в ряды Красной армии родные мобилизованных получили статус членов семей военнослужащих. Это давало им дополнительные права на получение помощи со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в виде предоставления на безвозмездной основе жилья, дров, продуктов питания, вещей, кормов для скота и т.д. Трудоспособным членам семей военнослужащих предоставлялись рабочие места в колхозах, совхозах и на предприятиях, а также выплачивались денежные пособия. Только за первые три месяца войны по Алтайскому краю семьям военнослужащих были выплачены денежные пособия в размере 9 973 000 руб. [6, с. 92]

Правовой основой взаимоотношений органов власти и семей военнослужащих в Алтайском крае стали Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» и решение крайкома ВКП(б) от 19 сентября 1941 г. «Об устройстве эвакуированных семей командного состава РККА» [6, с. 95]. Во исполнение данных правовых актов

во всех городах и районах были созданы комиссии, в обязанности которых входило рассмотрение в трехдневный срок заявлений членов семей военнослужащих о назначении пособий и получении иной помощи.

В рассматриваемый период сотрудники органов прокуратуры Алтайского края осуществляли надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления в сфере охраны интересов семей военнослужащих, рассматривали жалобы, поступавшие от военнослужащих и членов их семей, о ненадлежащем оказании материальной помощи.

В ходе проверок реализации органами власти Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [7] сотрудники прокуратуры неоднократно выявляли факты его формального исполнения. Так, во время проверки комиссии при Онгудайском райисполкоме было установлено, что вся работа по назначению пособий проводилась техническим аппаратом, члены комиссии лишь формально подписывали протоколы. Персонально каждое заявление семей военнослужащих в порядке Указа не рассматривалось, мотивы отказа в назначении пособий нигде не фиксировались [8, с. 480]. Такой необъективный подход приводил к тому, что некоторые семьи военнослужащих необосновано были лишены пособий. В частности в ходе проверки Тюменцевского района были выявлены две семьи, не получавшие пособия в течение трех месяцев. В г. Рубцовске был выявлен факт невыплаты пособия без каких-либо законных оснований гр. Куцая М.А., являвшейся нетрудоспособной и имевшей двух несовершеннолетних детей.

При проверке сотрудниками прокуратуры деятельности комиссии по определению пособий в Тальменском районе был установлен факт незаконного отказа в пособии гр. Лобановой, имевшей двоих детей и мужа, находившегося в рядах Красной армии [8, с. 481].

Достаточно часто выявляли случаи получения пособий лицами, не имевшими на них права. Например, в Кулундинском районе был выявлен факт получения пособия в течение двух месяцев гр. Касьин как жены военнослужащего, в то время как ее муж находился в местах лишения свободы [8, с. 482].

Во исполнение решения крайкома ВКП(б) от 19 сентября 1941 г. «Об устройстве эвакуированных семей командного состава РККА» по информации 47 районов ВКП(б) и проверки 16 районов органами прокуратуры было установлено, что эвакуированным семьям командного состава

Деятельность органов прокуратуры Алтайского края.

своевременно не выплачивались денежные средства согласно их аттестатам.

При ненадлежащем оказании материальной помощи членам семей военнослужащих последние писали жалобы в органы прокуратуры Алтайского края. В 1942 г. при проверке работниками прокуратуры Алтайского края деятельности подчиненных прокуратур на местах было установлено, что жалобы и заявления семей красноармейцев в основном рассматривались в установленные законом сроки [6, с. 92]. Все поступающие жалобы подлежали строгому специальному учету. В районных прокуратурах все жалобы анализировались, обобщались, по ним делались аргументированные выводы и принимались кардинальные меры в целях ликвидации и недопущения в дальнейшем нарушения законности.

Со стороны руководства органов прокуратуры устанавливался строгий контроль за рассмотрением жалоб, вплоть до окончательного их разрешения. О результатах проверки по жалобам красноармейцев и членов их семей в обязательном порядке сообщалось заинтересованным лицам [5, с. 256].

В то же время в процессе проверки по жалобам сотрудниками прокуратуры вскрывались факты их необоснованности со стороны заявителей. Так, в курьинских районных организациях при потребности в 30 вакансий (статистиках, делопроизводителях-секретарях, счетоводах, бухгалтерах) и их предоставлении трудоспособным членам семей военнослужащих последние шли на них неохотно. По нашему мнению, причины таких отказов заключались, во-первых, в низкой заработной плате, проще было жить на пособия. Во-вторых, многие члены семей военнослужащих в мирное время не работали, находясь на иждивении мужа, и не привыкли к труду. В-третьих, в годы войны условия труда были тяжелыми, так как приходилось работать по 12-15 часов [9, с. 73].

Похожая ситуация была выявлена в Курьинском, Славгородском, Белоглазовском районах при проверке жалоб отдельных эвакуированных семей начальствующего командного состава на плохие квартирные условия. Органам местного самоуправления приходилось предоставлять квартиры по 3-4 раза, при этом не имея хорошо отремонтированного жилищного фонда, к проживанию в котором привыкли члены семей командного состава [6, с. 95].

К 1943 г. в Советском Союзе получила еще большее развитие военная промышленность, продукция которой не подлежала распределению, а продукция сельского хозяйства максимально отправлялась на фронт, минимально оставлялась в тылу. Все это обострило дефицит промышленных и продовольственных товаров для мирного населения. Возникшая ситуация не позволила в полном объеме удовлетворять потребности членов семей военнослужащих и, как следствие, возникло недовольство с их стороны, что и приводило к массовым жалобам, направляемым в органы прокуратуры Алтайского края.

В связи с многократным ростом числа жалоб от членов семей военнослужащих по фактам невыплат пособий и неоказании помощи сотрудники прокуратуры были вынуждены нарушать сроки их проверки. Вместо семи дней, предусмотренных законодательством для проверки, в ряде случаев рассмотрение жалоб затягивалось на срок от 20 до 36 дней [5, с. 255].

Данные обстоятельства вызвали необходимость принятия Постановления ЦК ВКП(б) от 22 января 1943 г. «О мерах по улучшению работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» и Приказа №6/с Прокурора СССР от 3 февраля 1943 г. «О постоянном надзоре за выполнением законов, охраняющих интересы семей защитников родины» [10, с. 221]. В правовых актах приводились факты нарушения законности органами власти: «во многих городах и районах имеют место многочисленные нарушения органами власти законов о выдаче пособий и предоставлении различных льгот семьям военнослужащих, а также факты преступно-бюрократического отношения к жалобам и материально-бытовым нуждам этих семей. Отмечалось, что обеспечение каждой без исключения семьи военнослужащего своевременной выдачей и предоставлением пособий и льгот, предусмотренных законом, а также повсеместная забота о семьях военнослужащих и удовлетворение их материально-бытовых нужд имеет огромное значение в военно-политическом отношении и приравнивается к заботе государства о Красной армии» [4, с.10].

Во исполнение данных правовых актов сотрудниками прокуратуры Алтайского края была проделана существенная работа по выявлению и устранению нарушений законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих.

В процессе надзора за исполнением законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих стали выявляться факты жестокого отношения к семьям военнослужащих со стороны должностных лиц. Так, у г. Корякиной М.Г. из Коновского сельсовета, являющейся женой красноармейца и работавшей в полевой бригаде, на иждивении которой находились родители мужа, за неуплату налогов по распоряжению секретаря РК ВКП(б) изъяли корову, и только после того, как гр. Корякина М.Г. отдала 300 руб., животное было ей возвращено. В то же время секретарь РК ВКП(б) предупредил, что если оставшиеся 100 руб. налога не будут уплачены, корова будет изъята вновь. При том что льготы по налогам этой семье не была предоставлены [6, с. 92-93].

Подобные факты вызвали необходимость ужесточения юридической ответственности должностных лиц за формальный подход к решению проблем семей военнослужащих. Кроме того, к юридической ответственности стали привлекать и должностных лиц вышестоящих органов за ненадлежащее исполнение подчиненными им организациями и лицами законов о выплате пособий, предоставленных льгот и оказании помощи семьям военнослужащих [11, с. 70].

Сотрудники прокуратуры также обеспечивали систематический и повседневный надзор за законностью действий местных органов власти, ведающих вопросами материально-бытового обслуживания семей военнослужащих.

Активно осуществлялся надзор за законностью деятельности жилищных органов, пресекались факты преступно-бюрократического отношения последних к семьям военнослужащих, нуждающихся в неотложном ремонте занимаемой ими жилой площади.

Проводили борьбу с фактами необоснованного возбуждения уголовных дел против членов семей военнослужащих и необоснованного их предания суду, выносили протесты в отношении незаконных приговоров по делам о членах семей военнослужащих в кассационные сроки [10].

Все вышеизложенное дает нам основание сделать вывод о том, что с самого начала войны прокуратура Алтайского края столкнулась с новым направлением общего надзора — надзором за исполнением законов в сфере охраны интересов семей военнослужащих, имеющим свои сложности. Во-первых, трудно было своевременно выявлять факты нарушения законности со стороны органов власти при оказании материальной помощи семьям военнослужащих, в установленные сроки их рассматривать и выносить объективные решения. Во-вторых, масштаб мобилизации в ряды Вооруженных сил лиц призывного возраста и отсутствие в необходимых размерах средств для оказания помощи семьям военнослужащих у органов государственной власти и местного самоуправления вызвали рост жалоб, в связи с чем увеличивалась нагрузка на сотрудников прокуратуры Алтайского края.

Однако, несмотря на вышеуказанные проблемы при осуществлении надзорной деятельности, органам прокуратуры Алтайского края удалось своей работой способствовать обеспечению семей военнослужащих необходимыми материальными благами и, как следствие, повысить спокойствие и уверенность у военнослужащих в будущем за свои семьи при выполнении своих конституционных обязанностей, связанных с защитой Отечества.,

Библиографический список

1. Хабарова Е.В. Социальное обеспечение населения Республики Алтай в годы Великой Отечественной войны // Теории и проблемы политических исследований. — 2015. — № 1-2.
2. Хаблиева Л.Ч., Тедеева УШ. Материально-бытовая помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Северной Осетии) // Научный диалог. — 2017. — № 8.
3. Попова А.В. Организация социальной помощи населению Ойротской автономной области в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 1-1.
4. Исаметдинов Ж.Б., Мухаммадиев И.С. Деятельность прокуратуры по надзору за оказанием помощи фронту и семьям фронтовиков в Таджикистане в годы ВОВ (1941-1945 гг.) // Вест. Таджик. гос. ун-та права, бизнеса и политики. Сер. гуманитарных наук. — 2015. — Т.65, № 4.
5. Семенова Е.Н. Образование органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2015. 2 (155).
6. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф .1. — Оп. 18. — Д. 106.
7. Правда. 1941. 27 июня.
8. ГААК. — Ф. 1. — Оп. 18. — Д. 158.
9. История государства и права России : учеб. пособие для иностранцев / Старцев А.В., Суверов Е.В., Богуц-кий А.В., Тяпкин М.О. Шатилов С.П., Антропов В.М., Миронов Е.В. Моисеев С.В. — Барнаул, 2016.
10. Архив прокуратуры Алтайского края. — Ф. Р-1474. — Оп. 2. — Д. 7. — Л. 223об.
11. Шатилова О.А. Деятельность судебных и прокурорских органов в период Великой Отечественной войны // Вестн. Алт. акад. экономики и права. — 2009. — №13.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ НАДЗОР УКАЗ ПОСТАНОВЛЕНИЕ АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты