Спросить
Войти

От учительской семинарии до педагогического университета

Автор: указан в статье

А.В. Филимонов

ОТ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ ДО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Когда подъезжаешь к центру Пскова по Рижскому проспекту, еще издали видишь красивое здание с портиком и колоннами. Это старейшее высшее учебное заведение города и области -Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова, ведущий свою историю с 1932 г. Однако истоки педагогического образования в Пскове уходят в XIX век.

В течение длительного времени школы дореволюционной Псковской губернии довольствовались выпускниками различных курсов, гимназий, прогимназий, духовных училищ и семинарий. Лишь 29 сентября 1873 г. состоялось решение Государственного Совета об открытии в Петербургском учебном округе пяти учительских семинарий, в том числе в Пскове. Торжественное открытие Псковской учительской семинарии - первого педагогического учебного заведения губернии - состоялось 1 сентября 1874 г. [7, сс.1, 27, 28, 30]. Она была мужской и призвана была готовить учителей для земских школ. Срок обучения в семинарии - среднем учебном заведении - был трехлетним, а затем четырехлетним. В 1878 г. состоялся первый выпуск: тогда семинарию окончили всего 18 человек, примерно такое же количество выпускали ежегодно и в последующем.

Первым директором семинарии был назначен Владимир Александрович Ауновский -коллега и друг Ильи Николаевича Ульянова по работе в Пензе, Нижнем Новгороде и Симбирске, до приезда в Псков работавший директором Порецкой учительской семинарии Алатырс-кого уезда Симбирской губернии. Но Владимир Александрович был директором всего в течение восьми месяцев: 28 февраля 1875 г. в возрасте 40 лет он скончался от тяжелой болезни и был похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова. Даже за столь короткий срок он сумел сделать очень многое: оборудовал кабинеты зоологии, минералогии, ботаники, а также семинарскую библиотеку, заложив тем самым надежную базу для учебного процесса [8, с. 17-20].

Семинария с первых лет существования пользовалась репутацией учебного заведения с хорошо поставленным преподаванием. Преподавание осуществляли педагоги, знающие и любящие свое дело - преимущественно выпускники Петербургского университета и педагогического института. Большое внимание уделялось преподаванию естественных наук и трудовому воспитанию учащихся. При семинарии имелись хорошо оборудованные мастерские,

в 1877 г. был приобретен большой сад, начались занятия по садоводству и огородничеству, а затем и пчеловодству. Среди учащихся преобладали дети крестьян: если в конце XIX в. они составляли 70% всего контингента, то в 1909 г. - 80%. Общее количество учеников возросло, т.к. с 1891 г. по правительственному распоряжению начали принимать жителей прибалтийских губерний. Ежегодно при семинарии организовывались курсы учителей, а для повышения общего развития учащихся устраивались литературно-музыкальные вечера. С 1878 г. в распоряжении семинарии находилась расположенная поблизости Иоакимо-Анненская церковь - памятник архитектуры XVI в.

В начале своей деятельности семинария не имела собственного здания и приступила к работе в наемном помещении - доме статского советника Е .А. Окунева по ул. Успенской, д.3, сданном владельцем в аренду на два года ("в деревянном, ветхом одноэтажном доме и таком же флигеле" [1, ф.67. оп. 1. д.9. лл. 46, 50-53; д, 2. л. 14]. Впоследствии срок аренды был продлен.

Уже с конца XIX в. неоднократно поднимался вопрос о строительстве для семинарии специального здания, но составленные в начале XX в. смета и проект не были утверждены, т.к. их посчитали дорогостоящими и в целях "возможно большей экономии постройки" рекомендовали переработать [1, ф. 67. оп.1. д. 164. лл. 17-19, 146, 185] К тому времени существующее здание семинарии сильно обветшало и даже становилось опасным для проведения занятий. Лишь в

1909 г. Министерство просвещения предоставило семинарии кредит на сумму 50 тыс. руб., привлекались и другие средства: например, от государственного казначейства было получено около 165 тыс. руб., а построить здание по проекту петербургского инженера Л.М. Харламова взялся в
1910 г. петербургский купец первой гильдии С.Л. Гликштейн. Основные работы были выполнены к концу 1912 г., а полностью строительство здания завершилось в марте 1914 г.

Это было каменное здание в виде буквы "П", расположенное на углу Покровской и Иоаки-мо-Анненской улиц, близ старого здания семинарии - дома Окунева. Вдоль Покровской улицы располагался трехэтажный квартирный корпус с 8 квартирами, по Иоакимо-Анненской улице

- двухэтажный учебный корпус с классами и актовым залом, третья часть здания - трехэтажная

- была обращена в сад, здесь первые два этажа занимали классные комнаты, а третий служил интернатом. Все здание было оборудовано водопроводом, электрическим освещением, вентиляцией и центральным паровым отоплением. В расположенных поблизости деревянных зданиях размещались теперь мастерские, больница на 8 мест и 6 квартир для администрации. Здание было построено в тихом месте, на сухом грунте, открыто к реке Великой, поблизости не было ни заводов, ни фабрик, с трех сторон его окружали сады. Таким образом, семинария получила хорошее помещение, отвечавшее всем необходимым требованиям [1, ф. 67. оп. 1. д. 164. лл. 269-270]. Постройка его сняла многие проблемы и трудности, стоявшие перед учебным заведением все предыдущие годы.

Так постепенно учительская семинария укрепляла свою учебно-материальную базу, в чем немалая заслуга принадлежала директорам, каковыми после В. А. Ауновского были Ф.В. Кестнер, А.А. Константиновский, А.В. Введенский, С.С. Закусев.

С началом Первой мировой войны, в августе 1914 г. классы семинарии и ее общежития были заняты двумя военными госпиталями, ей пришлось переселиться в квартиры, принадлежавшие Псковской губернской чертежной землеустроительной комиссии (дом Гладкова на углу Плоской и Великолуцкой улиц). Некоторые воспитанники были призваны на военную службу, добровольцы поступили в школу прапорщиков [1, ф. 67. оп. 1. д. 211. л. 80; д. 224. л. 44].

Продолжала функционировать семинария некоторое время и после революционных событий 1917 г. Но отступавшие под натиском германских войск в феврале 1918 г. солдаты Северного фронта разграбили ее имущество, а пришедшие вскоре немцы в мае того же года заняли дом Гладкова, вывезли оттуда шкафы, разгромили библиотеку. Семинария вообще осталась без постоянного помещения, но и в этих условиях, хотя и с перерывами, продолжала работать [1, ф. 67. оп. 1. д. 242. л. 16; д. 240. л. 27].

Мужская учительская семинария в начале XX в. была не единственным учебным заведе-

нием, готовившим в Пскове педагогические кадры. В октябре 1909 г. в городе был открыт учительский институт - еще одно среднее учебное заведение, но предназначенное для подготовки учителей городских школ и начальных училищ Министерства народного просвещения. Первыми в институт были приняты 24 человека, из них 14 уже имели учительский стаж. Затем число воспитанников выросло до 66 человек, а социальный состав их был почти таким же, как в учительской семинарии: крестьянским на 62% в 1909 г. и на 85% в 1913 г. В 1912 г. состоялся первый выпуск: 12 выпускников получили назначения, главным образом, в отдаленные городские училища. [8, с. 21-22].

Учительский институт был открыт в наемном помещении - полукаменном доме мещанина В.И. Рушанова, расположенном на Завеличье, на углу набережной р. Великой и улицы Ми-роносицкой (ныне Коммунальной), и построенном в конце 80-х гг. XIX в. по проекту архитектора А. Н. Векшинского. После смерти В.И. Рушанова здание было нанято для размещения здесь учительского института. Институт находился здесь два учебных года, затем домовладение приобрел известный журналист А.Н. Брянчанинов и разместил в своем доме типографию издаваемой им газеты "Псковская жизнь". В настоящее время верхний деревянный этаж здания утрачен, а по бокам сделаны небольшие симметричные каменные пристройки. В таком виде можно сегодня увидеть это здание на берегу Великой, напротив Кремля. Размещается здесь областная станция юных техников [11].

Из дома Рушанова учительский институт был переведен в старое здание реального училища на ул. Успенской (ныне ул. Калинина), наискосок от церкви Успения с Полонища. Само же реальное училище переехало в новое, специально для него построенное здание на Сергиевской улице, у Ботанического сада [12]. В старом здании реального училища учительский институт работал все последующие годы, специального здания для него так и не было построено. В годы Первой мировой войны в здании была размещена воинская часть, затем семьи беженцев, а в 1915 г. оно, как и все расположенные поблизости дома, было взято для нужд Северного фронта. [8, с. 22] Разрушено оно было в годы Великой Отечественной войны, и никаких следов его на ул. Успенской не осталось.

Так и существовали в дореволюционном Пскове два педагогических учебных заведения, выполняя, в общем-то, единую задачу, но в соответствии с тогдашними правилами раздельно, т.к. готовили учителей для школ разных ведомств.

Октябрьская революция положила начало коренным преобразованиям в области народного просвещения, в том числе и в системе подготовки учительских кадров, тем более что при быстром росте числа школ и учащихся их требовалось гораздо больше.

В 1919 г. произошло слияние учительской семинарии и учительского института, и на их базе был создан институт Народного Образования (ИНО) - первое высшее педагогическое учебное заведение Пскова и губернии с четырехлетним сроком обучения. ИНО готовил учителей для школ I и II ступени, причем для II ступени - на трех факультетах: словесно-историческом, физико-математическом и естествознания. [3, 1919. 4 ноября; 1920. 17 января] Следовательно, ИНО являлся преемником двух дореволюционных педагогических учебных заведений. Выступая на торжественном собрании в октябре 1920 г., посвященном годовщине института, член его Президиума И.В. Малышев, подчеркнув, что ИНО вырос из "корней учительской семинарии и учительского института", сказал, что "Октябрьская революция возродила учительскую семинарию к новой жизни - уже в лице ИНО, рабоче-крестьянской школы..." [3, 1920. 28 октября]

Размещался ИНО в здании учительской семинарии, построенном в 1914 г.

Состав преподавателей ИНО был довольно квалифицированным: большинство их имели университетское образование, почти все приобрели опыт практической работы в дореволюционных учебных заведениях, в том числе псковских. Среди них ректор ИНО В.К. Гринкевич, преподаватели Н.А. Эрн, А.М. Агеев, А.В. Пирожков, Л.Л. Беке, П.С. Вознесенский, И.В. Малышев и др. Перед студентами выступали с лекциями профессора, приглашенные из Петрограда - Фихтенгольц, Перельман, Гревс, Лавровский и др. Институт располагал хорошо оборудованными кабинетами и лабораториями, имел богатую библиотеку (кстати, библиоте-

карем работал бессменный в дореволюционное время директор учительского института А.Я. Чихачев), студенты факультета естествознания проходили практику в опытной школе и в совхозе "Елизарово". В 1922 г. при ИНО был открыт рабфак, в конце 1922/23 учебного года в институте обучались 292 студента; в 1923 г. был сделан первый выпуск - 42 человека.

Профессора и преподаватели ИНО были организаторами в 1920 г. Псковского отделения общества мироведения, в 1921 г. при нем было организовано физико-математическое общество, им же принадлежала главная роль в создании и деятельности Псковского общества краеведения, первым председателем которого стал ректор ИНО В.К. Гринкевич.

Но история Института Народного Образования оказалась короткой: в том же 1923 г. из-за острого недостатка средств и недостаточного количества квалифицированных преподавателей Наркомпрос вынужден был преобразовать его в педагогическим техникум - среднее учебное заведение, которым и было представлено в течение почти десяти дет педагогическое образование Пскова [3, 1923, 1 и 5 августа] Это был, несомненно, шаг назад, но в тех условиях он являлся закономерным. Техникум был учебным заведением по сравнению с ИНО явно пониженного типа, но он не изменил своего профиля и продолжал готовить учителей для школ I и II ступени, а также работников для дошкольных и политико-просветительских учреждений. Педтехникумов с тремя отделениями - школьным, дошкольным и политико-просветительским

- в стране было только два: в Пскове и в Воронеже. Располагался Псковский педтехникум все в том же здании, но в 1923 г. получил "новый адрес": решением губисполкома улица Покровская была переименована в улицу К. Либкнехта. В 1924 г. имя этого германского революционера стал носить и сам техникум [1, ф. 590. оп. 1. д. 1511. л. 23]

С историей Псковского ИНО, а затем и педтехникума связан кратковременным период деятельности видного русского историка и политического деятеля, профессора Николая Александровича Рожкова (1868-1927). В декабре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) постановило выслать его за принадлежность к меньшевистской партии в Псков, а в случае первого "антисоветского" выступления выслать за границу. В автобиографии, написанной Н. А. Рожковым в 1924 г., он упомянул об этом одной строчкой: "Осенью 1922 г. был арестован и в январе 1923 г. выслан в Псков, где провел полтора года".

Приехав в Псков, Н.А. Рожков стал работать в ИНО, а после его реорганизации - в пед-техникуме, активно сотрудничал в обществе краеведения, возглавляя его историко-культурную секцию. Во многом благодаря ему в 1924 г. увидел свет первый выпуск сборника псковских краеведов "Познай свой край", для которого Николай Александрович написал передовую статью. Он часто выступал с публичными лекциями перед населением, работал над своим главным трудом "Русская история в сравнительно-историческом освещении". [8, с. 40-44]

Выпуски специалистов из техникума были небольшими: в 1926 и 1927 гг. они составили по всем отделениям по 49 человек, в 1929 г. - 60, в 1930 г. - 71 [3, 1926, 14 мая; 1927, 19 июня; 1929, 6 июня; 1930, 1 января; 4, 1930, 1 мая, 10 июля] Этого явно недоставало для постоянно расширявшейся сети школ. Окружные плановые органы, составляя пятилетний план профессионального образования в округе, прямо отмечали, что возможности техникума позволят обеспечить потребность школ в учителях к концу пятилетки лишь на 25%. Несколько лучше обстояло дело с обеспечением дошкольных и политико-просветительских учреждений [1, ф. 324. оп. 1. д. 316. л. 387] И это при том, что кадры учителей готовили в то время помимо Псковского педтехникумы Гдова, Невеля, Великих Лук. Ставился вопрос об открытии еще одного техникума - в Порхове, но этот план осуществлен не был. Но все больше становилось ясным, что Псков нуждается в новом педагогическом учебном заведении. Хорошо понимали это и руководители Ленинградской области, которые вошли с предложением в Москву об открытии в Пскове педагогического института. "Удовлетворить ходатайство Ленинградского облисполкома, - говорилось в Постановлении Наркомп-роса РСФСР от 7 мая 1932 г., - об открытии осенью текущего года педагогического вуза в

г. Пскове..." [9, с.160] Открытие института состоялось 17 октября 1932 г.: на первый курс были приняты первые 150 студентов.

В течение первых двух лет институт и педтехникум работали в одном здании и под руководством одного директора - Н.В. Фалютинского, составляя единое "педагогическое объединение" [4, 1932, 17 октября; 1933, 4 августа]. Таким образом, педагогический техникум сыграл лишь переходную роль к созданию на его базе педагогического института. В 1934 г. институт отделился от техникума и стал существовать самостоятельно, тогда же при нем был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей семилетних школ, а существующие ранее отделения преобразованы в факультеты. В институте с того времени действовали два факультета - физико-математический и естествознания [4, 1934, 17 октября] Институты размещались в здании дореволюционной учительской семинарии, что еще раз подчеркивает преемственность педагогического образования в Пскове. Она прослеживается и в том, что в этих учебных заведениях работали ряд преподавателей, последовательно переходивших из одного учреждения в другое по мере их реорганизации.

Так, преподаватель учительской семинарии A.M. Агеев являлся впоследствии деканом физико-математического факультета в ИНО, затем работал в педтехникуме и в пединституте. Н. А. Эрн являлся деканом факультета естествознания ИНО, впоследствии работал в педтехникуме и до 1935 г. в пединституте, преподаватель ИНО Л. Л. Беке в течение пяти лет был директором педтехникума, а в 1932-1933 гг. - заместителем директора пединститута; в ИНО и в пединституте работал преподаватель математики А.В. Пирожков.

В 1936 г. состоялся первый выпуск педагогического и учительского институтов: дипломы получили 14S молодых учителей. [4, 1936, 5 июля]. Всего же за шесть довоенных выпусков из стен института вышло 933 специалиста.

В конце 1930-х гг. педагогический и учительский институты занимали в городе в общей сложности 12 домов, из которых 10 были заняты общежитиями и располагались по ул. Калинина - вблизи учебных зданий. Аудитории, кабинеты и лаборатории размещались в здании бывшей семинарии по ул. К. Либкнехта, д.6 и в находившемся рядом здании - ул. К. Либкнех-та, д. 4. В главном здании к этому времени была произведена частичная внутренняя перепланировка, в результате институт располагал 56 учебными комнатами, в числе которых - 13 аудиторий (комнат больших размеров), два зала (физкультурный на первом этаже и актовый на втором вместимостью 300-350 человек), в том же здании размещалась столовая [2, ф. 3. оп. 2. д. 10S. лл. 205-206]. Библиотека из 45 тыс. томов разместилась в церкви Успения с Полонища, где помимо книжного фонда располагались два читальных зала [4, 1939, 30 сентября].

Уже в те годы разрабатывались планы дальнейшего расширения института, развертывания в нем пяти факультетов, что потребовало новых помещений. В сентябре 1940 г. бюро Псковского горкома ВКП(б), рассмотрев докладную записку директора пединститута и признав задачу расширения института целесообразной, постановило "просить обком ВКП(б) поставить вопрос перед ЦК ВКП(б) о передаче пединституту здания бывшего реального училища по Пролетарскому бульвару, дом № 1, как отвечающего требованиям развертывания института" [2, ф. 104S. оп. 1. д. 53. л. 203].

Здание Сергиевского реального училищ, возведенное в 190S г. на участке между улицами Кузнецкой, Застенной и Кахановским бульваром (ныне улицы Кузнецкая, Свердлова и Октябрьский проспект) по проекту инженера-архитектора Л. М. Харламова (он же автор проекта здания учительской семинарии) было одним из лучших учебных построек дореволюционного Пскова. Близкая к "П"-образной в плане постройка основным своим корпусом была обращена на Кахановский бульвар и располагала максимальными удобствами для организации учебного процесса [15, с. 115,116]. Можно представить, насколько улучшилась бы учебно-материальная база пединститута в случае положительного решения вопроса о передаче этого здания ему.

Но планы реализовать не удалось, т.к. вскоре началась Великая Отечественная война. Институт эвакуировался в г. Киров и временно прекратил свою деятельность. Преподаватели и студенты института активно участвовали в боевых действиях на фронте, в партизанских отрядах, истребительных батальонах, героически трудились в тылу. 13 сентября 1942 г. в передовой статье "Вузы накануне учебного года" газета "Правда" писала: "Сту-

денты Псковского педагогического института, участвующие в местных партизанских отрядах, пользуются большим авторитетом среди партизан как смелые организаторы, как подлинные народные мстители".

В годы войны были превращены в руины и исчезли из городского пейзажа здание реального училища на Пролетарском бульваре и его предшественник - старое здание на ул. Калинина, как и дом Гладкова, где в последние годы существования работала учительская семинария. От здания института по ул. К. Либкнехта, д.6 осталась лишь обгоревшая коробка, учебно-материальная база вуза оказалась целиком уничтоженной.

Но по решению СНК РСФСР в мае 1945 г. Псковский педагогический и учительский институт предстояло восстановить, на этот раз в составе четырех факультетов: к двум уже имевшимся добавились исторический и литературный. Больше стало отделений и в учительском институте [5, 1945, 25 мая; 1946, 2 августа]. Для размещения института Псковский облисполком выделил здание бывшей духовной семинарии по ул. Советской, д. 21 (бывшей Великолуц-кой) [1, ф. 903. оп. 1. д. 82. л. 170; д. 88. л. 19; ф. 734. оп. 2. д. 2. л.].

Здание этого старейшего в Пскове учебного заведения представляет собой комплекс разновременных построек. Самым ранним является здание " старой семинарии", выстроенное специально для духовной семинарии в 30-е гг. XVIII в. Оно неоднократно перестраивалось, но сохранило конструкции стен. Первые перестройки были связаны с реконструкцией всего комплекса в конце Х^П в., когда появились каменная ограда с воротами и новые корпуса, в том числе корпус на месте будущей южной пристройки. Эти работы связаны с именем архитектора А. Мельникова. В 40-х гг. XIX в. петербургским архитектором А.Ф. Щедриным был разработан и осуществлен проект строительства главного семинарского корпуса, обращенного фасадом к бывшей Великолуцкой улице, в стиле позднего русского классицизма с домовой церковью в центре. Перед главным фасадом в начале ХХ в. был разбит сквер, тогда же по проекту петербургского архитектора А. Павловского главный корпус был соединен двухэтажной южной пристройкой с корпусом "старой семинарии" в единый "П"-образный комплекс. Был повышен объем домовой церкви, частичное изменение претерпело оформление фасадов, здание приобрело в плане форму каре. [10, с. 255-256].

С Псковской духовной семинарией связаны жизнь и деятельность Василия Ивановича Беллавина (в монашестве Тихон) - первого послереволюционного Патриарха Московского и Всея Руси, который с 1878 по 1884 гг. прошел здесь полный курс обучения, а после окончания в 1888 г. Петербургской духовной академии вернулся в родную семинария уже преподавателем. Там же, в здании семинарии, в домовой церкви во имя Трех Святителей 14 декабря 1891 г. он принял постриг. Служить в семинарии Тихону довелось недолго, но он не забывал родные стены и неоднократно приезжал сюда в последующие годы [13; 14, с. 67-90].

В первые послереволюционные годы здание духовной семинарии занимали различные учреждения: сначала оно принадлежало военному ведомству, а в 1919 г. здесь открылся Дом просвещения (Народный дом) [3, 1919, 6 апреля, 3 и 8 мая] Когда в том же году возникла идея организации в Пскове университета, специальная комиссия, осмотрев несколько зданий дореволюционных учебных заведений, нашла наиболее подходящим для его размещения именно здание духовной семинарии. Но эта идея, как и множество других, осталась нереализованной. [16, с.169]. В Народном доме были оборудованы театрально-зрительный зал, классы для лекций и ритмической гимнастики, чайная, сюда же была переведена 2-я Советская библиотека, свезена часть книг из бывших библиотек епархиального училища и кадетского корпуса; вместе с книгами библиотеки духовной семинарии здесь сосредоточилось до 20 тыс. томов. В зрительном зале в сопровождении "волшебного фонаря" читались лекции, проводились митинги. Заведовал домом просвещения А. Зильбер, отец будущего писателя В. А. Каверина. [3, 1919, 17 и 20 мая].

В конце того же 1919 г. здание вновь перешло в военное ведомство: здесь был организован гарнизонный клуб "Красная звезда" с несколькими студиями - живописи, рисования и черчения, музыкально-драматическая, а в следующем году открылась "Мастерская народной дра-

мы", слушателями которой могли стать красноармейцы, члены их семей и просто граждане Пскова (по рекомендации двух слушателей "мастерской"). Здесь же в 1920 г. некоторое время размещался губком РКСМ [3, 1919, 7,12 и 21 декабря; 1920, 3, 24 и 28 февраля, 11 сентября], и, наконец, здание было передано погранотряду, который и располагался здесь все довоенные годы. "В больших светлых комнатах, бывших классах, где раньше поповичам вбивали в головы "премудрость божию", - писала газета "Псковский набат", - теперь устроены спальни для красноармейцев, клуб, библиотека-читальня и т.п. Везде чистота и порядок. Спальни поражают своим видом. Казармы обставлены как не бывало. На стенах - портреты вождей революции, плакаты и лозунги. В библиотеке масса газет и книг" [3, 1923, 15 июня].

В 1921 г. специальное совещание при губмузее решало вопрос о судьбе книг, вывезенных из духовной семинарии "в количестве 30 ящиков": "имевшие научную ценность" передавались ИНО, остальные - библиотеке музея. [1, ф. 590. оп. 1. д. 709. л. 189]. Весьма символично, что педагогический институт, одним из предшественников которого был ИНО, получил после войны здание духовной семинарии.

Но разместился институт здесь не сразу, т.к. от здания, как и большинства построек в городе, уцелела лишь коробка. Институт начал свой первый учебный год в помещении педучилища в Печорах, а облисполком постановил закончить восстановление главного корпуса по ул. Советской, д.21 к 25 декабря 1945 г., остальных - к 10 февраля 1946 г. [1, ф. 903. оп. 1. д. 128. л. 106]. Но уложиться в намеченные сроки строительные организации города не смогли, хотя им постоянно выделялась дополнительная рабочая сила, в том числе немецкие военнопленные. Институт в 1946 г. вернулся в Псков, но еще один год работал в помещении школы № 6 на ул. Л. Поземского [1, ф. 903. оп. 1. д. 218. л. 39]. Лишь в 1947 г. он начал переезд в здание по ул. Советской, которое окончательно было восстановлено в 1949 г.

В процессе восстановления здание претерпело частичную перестройку и перепланировку, которая началась еще в довоенные годы. Были окончательно разобраны купол и главка домовой церкви, на мезонине выстроен классический треугольный фронтон, хотя корпус сохранил в основе черты памятника эпохи позднего классицизма. Работы по восстановлению здания проводились по проекту архитектора А. А. Ларкина.

В то время здание "защищал от пыли и шума чудный палисадник, окаймленный густыми кустами акации, росшими вдоль ограды; были и высокие деревья, дававшие приятную тень и приют студентам для занятий в предэкзаменационную пору, - вспоминал учившийся в институте на рубеже 1940-1950-х гг. С. А. Иванов, ныне профессор. - К сожалению, позднее нашлась какая-то неумная городская голова, которая дала указание убрать ограду, уничтожить кустарник, провести значительную вырубку деревьев. И теперь институт лишен естественной защиты, принимает на себя пыль, которую метет ветер с дороги, а трава на газонах вытаптывается бездумными псковичами, проходящими мимо института...". В здании бывшей домовой церкви размещался актовый зал "с изумительной акустикой. В зал собирались студенты всех четырех факультетов, о микрофонах и усилителях тогда и понятия не имели, но преподавателя, не обладавшего громким голосом, было слышно в задних рядах. И опять, как в случае с палисадником, нашелся "реформатор", который приказал искалечить зал, обладавший прекрасной акустикой, сделав из него аудиторию № 33. В ней невозможно проводить занятия: студенты не слышат преподавателя, сами преподаватели себя не слышат - акустика-то нарушена! И "выгадав", кроме 33-й, еще две аудитории, получили сомнительное приобретение и обидную потерю великолепного актового зала". [8, с. 150]

Но при всем этом учебно-материальная база института с восстановлением здания значительно улучшилась, в 1948 г. он сделал первый послевоенный выпуск: институт окончили в основном те, кто прервал учебу в связи с войной. Со следующего, 1949 г. выпускались уже поступившие после войны. Численность выпускников возрастала из года в год. В первые послевоенные годы в стенах института начали трудиться преподаватели, отдавшие затем институту длительный отрезок своей жизни: А.И. Голышева - специалист по зарубежной литературе, ставшая профессором, химик М.Н. Чеченкин, зоолог М.М. Мешков, И.Т. Гомо-

нов (русский язык), Г.М. Дейч - впоследствии доктор исторических наук, профессор, защитивший диссертацию по истории псковского крестьянства XIX - начала XX вв., Г.В. Проскурякова, стоявшая у истоков псковского краеведения, Я.Н. Першиц - первый в институте доктор наук, создавший научную школу физиков, С.М. Глускина - один из инициаторов и авторов многотомного "Псковского областного словаря с историческими данными" и др.

В 1952 г. учительский институт был упразднен, и педагогический институт стал главным центром педагогического образования в области. В 1948 г. Псковский горисполком закрепил за институтом коробку здания бывшего учебного корпуса по ул. К. Либкнехта, д. 6 для восстановления под общежитие студентов и квартиры преподавателей [1, ф. 734. оп. 2. д. 1. л.3 71]. Завершилось его восстановление в 1951 г., при этом была произведена частичная внутренняя перепланировка здания, внесены некоторые изменения и в интерьер фасада.

Вскоре перестало удовлетворять потребности института учебное здание по ул. Советской, д. 21, т.к. серьезных перспектив для расширения вуза в нем не имелось. Руководство института в начале 1953 г. даже предлагало произвести надстройку в нем третьего этажа [2, ф. 1219. оп. 2. д. 634. лл. 34-35], но обком КПСС и облисполком решили все же построить новый учебный корпус, обратившись с ходатайством в Министерство просвещения РСФСР, Совет Министров СССР, а затем и в ЦК КПСС. В 1953 г. разрешение было получено [1, ф. 734. оп. 2.

д. 13. л. 77; 2, ф. 1219. оп. 2. д. 542. лл. 22-23, 69-72].

В сентябре 1953 г. Псковский горисполком отвел земельный участок для строительства нового учебного корпуса и других зданий института на Советской площади (ныне площадь Ленина). "Главное здание педагогического института поставить по оси моста через р.Великую с закрытием улиц Единства и Воровского и прокладкой новой улицы - продолжения улицы К. Маркса", - говорилось в решении [1, ф. 734. оп. 2. д. 1. д. 321]. Строительство было начато в 1955 г.

"Здание института явится одним из основных элементов новой архитектурной композиции Советской площади и прилегающих к ней районов, - писала газета "Псковская правда". -По проекту дом рассчитан на объем в 45 с лишним тысяч кубических метров. Он вместит обширные аудитории, просторные лаборатории, учебные кабинеты. В первом этаже по правую и левую стороны от большого вестибюля будут расположены административные помещения и общественные организации института. В этом же этаже отведено место для огромного физкультурного зала. В проекте предусмотрены также актовый зал площадью в 260 кв. метров, помещение библиотеки, большой читальный зал, просторное помещение для занятий преподавателей" [5, 1955, 6 июля].

По свидетельству автора проекта здания Э.П. Штольцер он был типовым, но его пришлось несколько изменить в сторону упрощения: убрать колоннады с торцов здания и пилястры с капителями между главным портиком и торцами. Но при всем этом здание выглядит величественно, оно стало организующим центром планировки центральной площади города. Учебный корпус был сдан в эксплуатацию в сентябре 1960 г. [6, 1960, 27 сентября].

Особенно большое значение имела его постройка для самого учебного заведения, т.к. контингент студентов увеличивался, росла потребность в учебных площадях. В 1956 г. Псковский пединститут в числе других педвузов был переведен на пятигодичный срок обучения и стал готовить учителей широкого профиля [2, ф. 1219. оп. 2. д. 979, л. 14; 5, 1956, 24 октября], а летом 1957 г. по решению Совета Министров РСФСР с Псковским пединститутом был объединен Выборгский, что привело к увеличению числа преподавателей до 100, а контингент студентов превысил 1000 человек [5, 1957, 14 августа]. Институт стал одним из крупнейших педагогических вузов Северо-Запада России.

В коллектив Псковского пединститута влилась группа преподавателей, приехавших из Выборга, ряд из них оставили в истории вуза глубоким след. В течение 15 лет работала деканом исторического факультета Н.П. Попова, 19 лет трудилась С.И. Колотилова, под руководством которой был создан ряд краеведческих пособий для школ области, стал доктором психологических наук, профессором Ю. М. Мухин, а Е.А. Маймин - крупным специалистом в области русской литературы, автором 17 монографий о технике литературного

анализа и творчестве А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Фета и др. Е.А. Маймин стал первым в Псковской области Заслуженным деятелем науки РСФСР [5, 1989, 22 декабря]. Яркий след оставила деятельность на посту ректора И.В. Ковалева, назначенного на эту должность при слиянии двух институтов.

1960-1970-е гг. были временем дальнейшего организационного строительства вуза, выражавшемся в открытии новых специальностей, кафедр, росте контингента студентов и количества выпускников, развертывании научных исследований, росте числа преподавателей с учеными степенями и званиями. В 1963 г. в результате разделения историко-филологического факультета образовался самостоятельный факультет иностранных языков. Кстати, одним из первых преподавателей этого факультета была вдова известного поэта О.Э. Мандельштама - Надежда Яковлевна, работавшая в Пскове в течение двух лет. "С приездом Н. Я. Мандельштам оживилась жизнь всего института, - вспоминала С.М. Глускина. - К ней приезжали очень интересные люди: Ф. Вигдорова, известная писательница, удивительный человек, журналист (Надежда Яковлевна устроила встречу студентов с нею); поэт И. Бродский, А.И. Солженицын; известные филологи Вяч. Всев. Иванов, Симон Маркиш. Именно в эти два псковских года Н.Я. Мандельштам писала свою первую книгу." [8, с. 179].

В 1970 г. контингент студентов значительно увеличился за счет ликвидированного Великолукского пединститута, а в 1977 г. открылся еще один новый факультет - начальных классов, позднее из него выделился факультет коррекционной педагогики (ныне психолого-педагоги-ческий), а затем открылся и факультет технологии и предпринимательства. В настоящее время в вузе функционируют 11 факультетов (включая факультеты профессионального образования и довузовской подготовки, дополнительного образования.

В 1964 г. Я.Н. Першиц первым в институте защитил докторскую диссертацию, им на кафедре физики была открыта аспирантура. Позднее докторами наук стали психолог П. А. Соро-кун, филолог Е.А. Маймин, географ В.А. Исаченков, психолог Ю.М. Мухин, историки С. А. Иванов и Е.П. Иванов, астроном Б.И. Фесенко и др., ученое звание профессора без защиты докторской диссертации было присвоено историку П. А. Николаеву (ректор), филологу А.И. Голышевой, физику В.Н. Мощанскому, филологу И.И. Петровой, географу В.К. Лес-ненко, археологу И.К. Лабутиной, историку В.Н. Лещикову (ректор) и др., успешно развивалось научное сотрудничество с ведущими центрами страны и зарубежья.

В последние годы в связи с требованиями жизни в институте были открыты новые специальности: социальная работа, практическая психология, музейное дело и охрана памятников, биоэкология, практическая журналистика, связь с общественностью и др.

Расширение перечня специальностей по подготовке специалистов, рост научного потенциала профессорско-преподавательского состава сделали возможным изменение статуса вуза: приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2005 г. Псковский пединститут был переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова".

Сегодня на 28 кафедрах университета трудятся 260 преподавателей, из которых подавляющее большинство имеют ученые степени и звания - 71%, в том числе 32 доктора наук и профессора. По всем формам обучается 3,5 тыс. студентов, подготовка их осуществляется по 21 специальности; по 15 специальностям работает аспирантура.

В 1982 г. за успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и воспитании студентов Псковский педагогический институт был награжден орденом "Знак Почета". Всего за 75 лет существования пединститут-педуниверситет выпустил около 31 тыс. специалистов.

Университет сегодня размещается в нескольких учебных корпусах. В главном корпусе на площади Ленина размещаются факультеты: физико-математический, иностранных языков, технологии и предпринимательства, социально-гуманитарный. В 1991 г. распоряжением Администрации области вузу было передано здание общественно-политического Центра обкома

КПСС - постройка 1954 г., возведенная по проекту архитектора А.А. Лар

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты