Спросить
Войти

История развития дореволюционного отечественного туристско-экскурсионного дела

Автор: указан в статье

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 2, ч. 2 Гуманитарные науки 2009

УДК 379.85(470)(091)(045)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА

Л.В. Баталова, Г.В. Мерзлякова Аннотация

В статье на основе архивных источников рассматривается процесс зарождения туристско-экскурсионного дела в Российской империи, который пришелся на 60-е годы XIX в. - начало XX в. Особое внимание уделяется выявлению и изучению организационной структуры и деятельности первых отечественных туристско-экскурсионных обществ и клубов, в том числе и в Удмуртии. Исследуются формы и методы туристско-экскурсионной деятельности.

Начало туристско-экскурсионного дела в России принято относить к 60-м годам XIX в. (см. [1, с. 175]). Именно тогда в отдельных учебных заведениях во время каникул стали проводить экскурсии в крупные города России, на Кавказ, в Крым. При этом присутствовал специальный образовательный элемент: учащихся знакомили с ландшафтом местности, населенными пунктами, где посещались исторические и памятные места. В конце XIX - начале XX вв. передовые педагоги различных учебных заведений России (школ, гимназий, коммерческих училищ и др.) обратили особое внимание на туризм и экскурсионное дело, все шире развивающиеся в стране. В экскурсиях они увидели возможность отойти от традиций российского обучения с его преимущественно теоретическим характером, значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. Так, в ряде учебных заведений Казанского учебного округа, в том числе в Ижевской и Глазовской женских гимназиях педагоги осознали необходимость введения образовательных экскурсий в программы обучения и стали их организовывать для учащихся (см. [2, л. 14]).

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. А в 1904 г. циркуляр № 18066 министра народного просвещения адресованный попечителю Казанского учебного округа сообщал о том, что «министерство Народного просвещения, озабочиваясь правильною постановкою физического развития

учащихся, насколько таковое находится в средствах школы, предложило в последние годы целый ряд мероприятий, направленных к достижению этой цели. Так, в указанном циркуляре от 2 августа 1900 г. особенное внимание учебноокружного начальства было обращено на «образовательные прогулки и путешествия учащихся под руководством их наставников, в виду благотворительного влияния, какое эти прогулки и путешествия могут иметь на учащихся и в духовном, и в физическом отношении. Желательно, чтобы в летние и в рождественские вакации устраивались дальние поездки по России, в особенности с целью ознакомления учащихся с историческим местами, памятниками, святынями, музеями, известными фабриками и заводами. Чтобы не лишать возможности сирот и детей недостаточных родителей пользоваться таким сильным образовательным средством, как путешествия, можно было бы, в виду поощрения назначать в число экскурсантов достойных из беднейших учеников, пополняя расход по их поездке из специальных средств учебного заведения или др. источников. При этом само собой разумеется, что и независимо от образовательных экскурсий представляется необходимым обратить внимание на ознакомление учащихся с родиной и ее историей, а также с достопримечательностями тех мест, где живет и учится молодежь» [3, л. 33].

Определенную роль в развитии ученических экскурсий имело также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последние годы условия этого специального тарифа сохранились в общих чертах вплоть до 1917 г.

После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа - «Ученические экскурсии» [4, с. 8].

Естественно, что средств, отпускаемых земствами на проведение экскурсий сельских школьников в Москву, было недостаточно: они составляли 1/3 всей суммы расходов, остальные 2/3 приходились на родителей учащихся, попечителей школ и прочих лиц. Чаще всего суммы, выделяемые уездными земствами для организации экскурсий, составляли 100-200 руб., губернские же земства в большинстве своем ограничивались созданием условий по приему школьных экскурсий с периферии.

Дальние экскурсии по России организовывали Глазовская и Ижевская женские гимназии. Так, например, в 1908 г. Ижевская женская гимназия организовала образовательную экскурсию в Казань, в 1912 г. - в Москву [5, л. 46], а Глазовская женская гимназия в 1912 г. - в Санкт-Петербург [6, л. 53].

Учебными заведениями устраивались экскурсии и за границу. До наших дней дошло уведомление, адресованное начальникам средних мужских и женских учебных заведений и директорам народных училищ Казанского учебного округа от попечителя Казанского учебного округа об организации ученических экскурсий в Финляндию в 1912 г., в котором говорилось, что «по сообщению Финляндского генерал-губернатора, за это время количество летних экскурсий

в Финляндию, организуемых попечительскими советами учебных заведений, значительно возросло» [7, л. 5].

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начинала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях появляется все больше статей, в которых предпринимались первые попытки освещения вопросов теории экскурсоведе-ния. Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под ред. Б.Е. Райкова.

В 1910-е годы в России начали издаваться три специальных журнала, посвященные экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант» и «Школьные экскурсии и школьный музей». В журналах подробно освещалась работа съездов и совещаний, на которых рассматривались вопросы экскурсионного дела. Большой интерес представляют материалы Первого Всероссийского съезда по улучшению отечественных лечебных местностей, состоявшегося в Петрограде 7-11 января 1915 г. В его резолюциях отмечалось, что с помощью экскурсий по России необходимо отвлечь значительное число русских от путешествий и лечение за границей и сохранить тем самым для родины огромные суммы денег, вывозимых за рубеж. Съезд признал, что развитие туризма и экскурсий является делом государственной важности, так как путешествия по России будут стимулировать промышленное и коммерческое предпринимательство, «а таковое же ознакомление иностранных туристов с Россией привлечет в нее иностранные производительные капиталы» [8, с. 68]. Таким образом, на первом Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей, вероятно, впервые в российской практике было оценено значение туристско-экскурсионного дела как важного фактора экономического развития многих районов страны.

Журнал «Русский экскурсант» сохранил и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся. Все они группировались в восемь типов: историко-археологические, историко-литературные, естественно-исторические, на фабрики и заводы, художественно-географические и этнографические, экскурсии трудовой помощи, общеобразовательные и бытовые, экскурсии отдыха и развлечений (см. [9, с. 50-56]).

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось число дальних экскурсий, но продолжали развиваться ближние, то есть по территории своих губерний. Экскурсии становились обязательной формой работы с учащимися в учебных заведениях России.

В 1915-1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств. Первой министром народного образования была подписана новая программа для высших начальных школ. В объяснительной записке к программе указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по нескольку полных учебных дней в течение года.

В мае 1916 г. попечитель Казанского учебного округа получил циркуляр № 3097 Министерства Народного Просвещения, в котором регламентировались

занятия и вводились обязательные для всех учениц женских гимназий экскурсии объемом 30 часов в год [10, л. 7].

В июне 1916 г. на съезде директоров, начальниц, председателей педагогических и попечительских советов, родительских комитетов и преподавателей средних учебных заведений Казанского учебного округа обсуждались вопросы, связанные с устройством и организацией образовательных экскурсий учащихся, рассматриваемых как «мероприятия, ведущие к улучшению школьной жизни».

Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьезным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий. Первой ласточкой была учебная экскурсия в Крым, проведенная Крымским горным клубом (КГК) в июне 1902 г.

В начале XX в. еще не разрабатывались методические приемы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу; в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщив при этом определенную информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода. Поэтому КГК и провел первую учебную экскурсию таким образом, чтобы ее участники, проехав по маршруту Севастополь - Бахчисарай - Ялта, изучили достопримечательности южного берега Крыма - наиболее притягательного района отдыха в те времена в России. Сорок учителей средних и низших заведений Одесского учебного округа приняли участие в ней.

С развитием экскурсионного дела рос и интерес, особенно среди учителей, к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть в основном из журналов - «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Естествознание и география» и т. д. Вот, например, какую задачу ставил перед собой журнал «Школьные экскурсии и школьный музей»: «дать читателю планы и программы наиболее существенных, типичных экскурсий. Помимо этого, много внимания в журнале будет уделяться «материалам» для бесед и уроков, как на самих экскурсиях, так и во время классных занятий» [11, с. 2]. Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учебы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды.

Экскурсионное дело к середине 1910-х годов в школах России заняло прочные позиции.

Для первого этапа развития туризма в России и в Удмуртии характерно внимание к лечебно-оздоровительному отдыху. Первые мероприятия по разведке минеральных вод и их эксплуатации с лечебными целями проводились

по личной инициативе Петра I, который, ознакомившись с европейскими курортами, решил открыть «ключевые воды» в России. В 1717 г. им издается указ «О приискании в России минеральных вод», а в 1719 г. по его же указу открывается курорт Марциальные Кончезерские воды близ Петрозаводска, где строятся дворец для царской семьи, питьевая галерея над источником и гостиница для приезжих. Это был первый официально утверждённый курорт России. На протяжении почти 200 лет строится целый ряд лечебных курортов, многие из которых приобрели впоследствии мировую известность. Среди них: «Кемери» в Прибалтике; «Старая Русса», «Сергиевские минеральные воды» и «Липецк» в Центральной России; «Евпатория» и «Ялта» в Крыму; «Кавказские минеральные воды» и др. Это курорты, которые привлекали людей не только из России, но и из Европы.

В Удмуртии также находится старейшая здравница России, бальнеологический и грязевой курорт «Варзи-Ятчи». История возникновения Варзи-Ятчин-ского курорта уходит своими корнями в 40-е годы XIX в. На территории Удмуртии, в пределах Алнашского района, вследствие особых природных обстоятельств формировались сероводородные торфяные болота. Сероводородные воды и грязи этих болот широко применялись в народной медицине. Затем на базе сероводородной воды и сероводородных торфяных отложений Варзи-Ятчин-ского болота возник грязевый курорт «Варзи-Ятчи».

Когда впервые местные жители стали использовать грязь, установить трудно. Есть предположения, что вначале курорт развивался на основе источников серной воды. Этими источниками широко пользовались для лечения самых разнообразных заболеваний кожи, нервной системы, женских болезней, а главным образом, заболеваний суставов. Источник был популярен не только среди жителей удмуртского края, но и среди жителей Казанской, Уфимской и Пермской губерний.

Лечебная слава «Варзи-Ятчей» настолько распространилась, что в 1852 г. Вятская палата государственных имуществ запросила Елабужскую уездную администрацию о свойствах варзи-ятчинских вод. В 1874 г. химики Казанского университета Грабовский и Ломан провели анализ варзи-ятчинских вод, и данные анализа подтвердили их целебные свойства. По распоряжению владельца Кокшанского и Бондюжского химических заводов П.К. Ушкова в 1883 г. заводской химик англичанин И.О. Макмилэнд исследовал варзи-ятчинскую воду и грязь в лаборатории завода и выяснил, что они имели все основания называться лечебными. 2 сентября 1885 г. П.К. Ушков арендовал у Варзи-Ятчинского сельского общества семь десятин земли в районе варзи-ятчинского болота сроком на 24 года (см. [12, с. 148]). Он построил на участке ванный павильон для грязевых процедур, корпус для больных на 30 коек, дом для врача, фельдшера, акушерки и смотрителя, гостиницу с шестью номерами для приезжающих и другие подсобные здания. Так было положено начало курорту. Поначалу это курортное богатство использовалось стихийно, а в 1885 г. официально начал свое существование курорт «Варзи-Ятчи». К февралю 1889 г. строительство было закончено. Деятельность здравницы началась в июне 1889 г. В этом же году П.К. Ушков официально передал Варзи-Ятчинский курорт Елабужскому земству.

Однако в дореволюционной России курортное дело строилось из коммерческих соображений. Правительство заботилось не столько о нуждах больных, сколько было заинтересовано в организации всевозможных развлечений и празднеств для богатой публики. Плохо был приспособлен для лечения больных единственный в те времена на территории Удмуртии курорт «Варзи-Ятчи». Грязевое хозяйство велось не планово, лечение проводилось без врачебного наблюдения и научно-медицинского обоснования. Следует отметить, что Ела-бужское земство недооценило минеральных богатств Варзи-Ятчей, мало внимания уделяло курорту, не заботилось о его дальнейшем развитии.

Курорт функционировал только летом - с конца мая до середины августа. Пропускная способность его исчислялась десятками больных. Так, в 1889 г. на курорте лечилось 24 человека, в 1890 г. - 45 человек, а в 1895 г. - 96 человек. С 1889 г. по 1895 г. прошло лечение 386 человек [14, с. 122]. У 69% из них значительно улучшилось состояние здоровья, у 13% - улучшилось незначительно и 18% больных уехали в прежнем состоянии. По социальному уровню это были преимущественно чиновники, купечество, мещане, духовенство. Рабочие и крестьяне среди лечившихся составляли всего 40%. Варзи-Ятчинские воды и грязи с описанием грязелечебницы в 1893 г. были представлены на первую Всероссийскую гигиеническую выставку и на основании экспертной комиссии 29 мая 1894 г. награждены бронзовой медалью. В 1914 г. на заседании Горного совета слушалось дело о признании варзи-ятчинского серного болота как имеющего общественное значение. Постановили, если медицинский совет признает его, по составу грязей и целебным свойствам, действительно имеющим такое значение, то ходатайствовать о признании перед вышестоящими органами. 17 марта 1921 г. Президиум ВЦИК РСФСР специальным постановлением определил «Варзи-Ятчи» грязевым курортом страны.

Параллельно расширению и углублению образования в стране развивается туристско-экскурсионное движение: организуются различные туристические общества, кружки и клубы любителей природы. Первенство в этой области принадлежит клубу с названием «Общество любителей естествознания и Альпийского кавказского клуба», созданному в 1878 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания. Именно с него начинается история образования различных объединений любителей путешествий и экскурсий в Российской империи. Среди наиболее известных можно выделить появившиеся в конце XIX - начале ХХ вв. Крымский горный клуб (Одесса, 1890-1920)1, Русское горное общество (Москва, с 1901 г.), Кавказское горное общество (Пятигорск, с 1902 г.) и др.

Наиболее значительную роль в развитии отечественного туризма сыграли собственно туристские организации и, в частности, Общество туристов-цик-листов (велосипедистов) (Петербург, с 1895 г.), переименованное позднее в Русский туринг-клуб. Общество имело сеть филиалов в 135 русских городах, среди них Благовещенск, Рига, Москва, Тобольск, Харьков. В 1893 г. было создано Казанское общество велосипедистов, а в 1897 г. - Пермское общество велоси-

1 Возник в Одессе в 1890 г.; в 1902 г. преобразован в Крымско-Кавказский горный клуб. С 1891 по 1915 гг. издавал «Записки Крымского горного клуба» («Записки Крымско-Кавказского горного клуба»), в котором публиковались отчеты экспедиций, описывались маршруты путешествий и экскурсий.

педистов-любителей. В Сарапуле в 1899 г. находился представитель Общества велосипедистов-туристов уездный врач Н.Н. Блинов (см. [14]).

Общество велосипедистов-туристов стало инициатором заключения первых договоров с владельцами гостиниц о льготном обслуживании членов этого Общества. Эти гостиницы получали право именоваться «Гостиницами Общества велосипедистов-туристов». В 1899 г. в Сарапуле функционировало уже три гостиницы: гостиница «Вознесенские номера» на Вознесенской улице, гостиницы В.П. Мощевитина и В.Т. Смагина на Большепокровской улице; в Перми - четыре гостиницы: «Уральские мебельные комнаты», гостиницы А.Г. Гаврилова, П.К. Попова и В.А. Пьянкова; две гостиницы - в Кунгуре. Пять гостиниц находилось в Казани, среди которых гостиница «Европейская» и «Ярославское подворье» (стоимость комнат от 50 коп.), и пять гостиниц в Екатеринбурге.

В 1901 г. на базе Общества велосипедистов-туристов было основано Российское общество туристов (РОТ; с 1911 г. Правление Общества находилось в Москве), которое ставило своей целью организации путешествий внутри страны и за рубежом. В числе задач Общества были проведение коллективных поездок членов РОТ, создание гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание путеводителей и справочных книг. Начиная с 1910 г. РОТ вело активную деятельность по организации туристских поездок и походов, среди которых были заграничные путешествия малочисленными группами по оригинальным маршрутам, разработанным с участием самих туристов, а также поездки в различные регионы России для лиц, не имевших достаточных материальных средств для многодневных самостоятельных экскурсий. Благодаря договорам, заключённым РОТ с зарубежными туристскими организациями, русские туристы имели различные льготы и скидки. Описания наиболее интересных маршрутов, впечатлений путешественников публиковались в журнале «Русский турист».

РОТ оставило значительный след в истории отечественного туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, приглашавшая посетить, в отличие от горных клубов, не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России и Западной Европы. Своими периодическими изданиями, рассказывавшими об истории русских городов, экскурсионных маршрутах по стране или о замечательных местах, представляющих собой историческую национальную гордость, оно всячески пыталось пробудить у соотечественников интерес к познанию и пониманию истории своей Родины.

Организацией и проведением разнообразных туристских путешествий занимались также Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Петербургское общество народных университетов и др.

Подводя итоги первого просветительского этапа развития туризма в России, отметим, что Крымско-Кавказский горный клуб, Российское общество туристов, Русское и Кавказское горные общества сумели заложить прочный фундамент развития экскурсионно-туристского дела в стране, проведя множество экскурсионных поездок и туристских путешествий, в которых приняли участие десятки тысяч человек, как по России, так и по зарубежью. Но, к сожалению, удовлетворить растущий спрос на экскурсионно-туристское обслуживание в полном объеме они не могли из-за ограниченности своих возможностей, так как перечисленные общества и клубы не субсидировались государством, а их

деятельность держалась, фактически, на энтузиазме влюбленных в свое дело людей. К тому же ни одно из них не ставило своей главной целью превращение во всероссийскую туристско-экскурсионную организацию по обслуживанию любителей путешествий и экскурсий. Главной задачей в первую очередь было проведение туристских путешествий и экскурсий на ограниченном пространстве и прежде всего для членов своих организаций.

В рассмотренный период также зарождается экскурсионно-туристское дело в Удмуртии, представленное лечебно-оздоровительным и экскурсионным туризмом. Дальние поездки осуществлялись в основном в такие города, как Казань, Москва, Санкт-Петербург. Организация экскурсий в учебных заведениях носила эпизодический характер. Экскурсионная практика еще не стала целенаправленной учебной деятельностью и не приобрела методического характера.

L.V. Batalova, G.V. Merzlyakova. First Tourist-Excursion Societies and Clubs of the Russian Empire.

Basing on the archive records, the article looks at the process of emergence of tourist-excursion business in the Russian Empire from the early 1860s and up to 1917. Special attention is paid to revealing and studying organizational structure and activities of the first tourist-excursion societies and clubs in Russia, as well as in Udmurtia. Forms and methods of tourist-excursion activity are also scrutinized.

Литература

1. Русский турист. - 1901. - № 6.
2. Центральный государственный архив Удмуртской республики (ЦГА УР). - Ф. 81. -Оп. 1. - Д. 41.
3. ЦГА УР. - Ф. 81. - Оп. 1. - Д. 82.
4. Звягинцев Е. Содействие Московского земства экскурсиям сельских школьников // Русский экскурсант. - 1914. - № 1.
5. ЦГА УР. - Ф. 81. - Оп. 1. - Д. 41.
6. ЦГА УР. - Ф. 81. - Оп. 1. - Д. 128.
7. ЦГА УР. - Ф. 81. - Оп. 1. - Д. 162.
8. Экскурсии - дело государственной необходимости // Русский экскурсант. - 1915. -№ 2.
9. Русский экскурсант. - 1916. - № 3.
10. ЦГА УР. - Ф. 81. - Оп. 1. - Д. 92.
11. Школьные экскурсии и школьный музей. - 1913. - № 1.
12. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 г. - Вятка, 1897.
13. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1901 г. - Вятка, 1900.

Поступила в редакцию 31.03.08

Баталова Лариса Вячеславовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии, директор Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета, г. Ижевск.

E-mail: isc@udsu.ru

Мерзлякова Галина Витальевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии, проректор по учебной работе Удмуртского государственного университета, г. Ижевск.

E-mail: isc@udsu.ru

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты