Спросить
Войти

Понятие и идентификационные учетные признаки видов деятельности

Автор: указан в статье

ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2006 г. М.Я. Симонович

ПОНЯТИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ УЧЕТНЫЕ ПРИЗНАКИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В XXI в. актуальность управления видами деятельности значительно возрастает в первую очередь из-за глобализации экономики и нового уровня информационных технологий, это приводит к изменению систем прогнозирования учета и контроля.

В данном процессе можно выделить четыре направления:

- возрастание значения сетей и повышение систем учета виртуального характера с определением результатов в другом времени и пространстве;

- сетевые возможности системы учета с появлением интернета позволяют проводить, например, торги в режиме он-лайн в любом географическом сегменте, для отдельных операционных сегментов и моментально получать информацию в отчетном сегменте нужного типа;

- постоянное дробление цепочки создания стоимости увеличивает количество и качество функциональных видов деятельности и так называемых «тепленьких местечек», которые дают большую добавленную стоимость, чем другие звенья;

- на смену экономике «уменьшающихся доходов» приходит экономика «возрастающих доходов» в сегментах и видах деятельности эффективно внедряющих научно-технический прогресс.

Пропагандисты концепции «возрастающих доходов» говорят о новой экономике. Это заблуждение. На самом деле новая представляет собой старую экономику в более интенсивной форме. По настоящему новая - это экономика сетей, фрагментированных цепочек создания стоимости и имеющихся в них «теплых местечек», «возрастающих доходов», особенно для тех, кто может завладеть информационными потоками, предоставив другим заниматься физическими, в какой-то степени предопределяя собственное конкурентное преимущество [1, с. 314].

Это приводит к необходимости отражения видов и сегментов деятельности, цепочек создания стоимости в системе финансового, управленческого и стратегического учета и создания системы анализа и контроля за этими процессами.

Международные и национальные стандарты обращают особое внимание на детализацию информации по самым разнообразным видам деятельности (отраслям, секторам, географическим и отраслевым сегментам, центрам и местам возникновения затрат, информационным материалам и т.д.).

Разработанный ВТО Классификатор услуг включает около 160 обобщенных услуг из 12 разрешенных крупных разделов: деловые услуги - 46 групп; телекоммуникационные - 25; дистрибьюторские - 5; строительные и инжиниринговые - 5; образование - 5; финансовые услуги и страхование - 17; защита окружающей среды - 4; охрана здоровья и здравоохранение - 4; туризм - 4; спорт - 5; транспортные услуги - 33; и прочие.

Руководство работой и достигнутые результаты, в равной мере зависят от наличия детальной информации, например, если взять общий результат за 100 % то 50 из них включает: руководство - 10; управление персоналом 9; политика и стратегия - 8; ресурсы - 9; производственные процессы - 14; а остальные 50 % на результаты: удовлетворенность персонала - 9; удовле -творенность покупателей - 20; влияние на общество - 7; результаты работы - 14.

И на этих этапах в процессах, группах имеются разнообразные сегменты, виды деятельности, по которым необходимо иметь релевантную информацию.

Р. Кох пишет, что в ХХ1 в. количество и разнообразие сегментов увеличивается. На данный момент большинство их уровней сами по себе представляют дискретные (лат. Б15сге1ш отдельный, разделенный - состоящий из отдельных частей. Примером такого разделения в учете являются виды и сегменты деятельности, временные горизонты (инвестиционные, инновационные и др.)) конкурентные сегменты, нежели являются частью более широкого, интегрированного конкурентного сегмента. Конкурентное преимущество в каждом сегменте и на каждом уровне всегда было желательным; сегодня оно необходимо [1], а это в свою очередь делает нужным использование инструмента бухгалтерского инжиниринга для измерения этого преимущества.

Виды деятельности появились в ХУЛ в., когда возникли акционерные компании (английская Ост-Индская, голландская Ост-Индская и др.) и понятие коммерческой тайны.

В России акционерные мануфактуры (Ярославские, Ивановские и др.) уже в 1850 г. вели две Главные книги: правления (открытую для акционеров) и производства (являющуюся коммерческой тайной).

В результате возникло два вида деятельности, отраженных в учете отдельно, и соответствующая система контроля взаимосвязанных показателей (остатков производственных ресурсов, затрат, доходов).

При этом в Главной книге правления результат определялся по формуле: доходы минус затраты по элементам плюс или минус изменение остатка производственных ресурсов за период. В Главной книге производства результат определялся по видам производств.

С момента разделения учета на финансовый и производственный и возникла интернациональная модель финансового учета. В СССР обеспечивался раздельный учет уже до 10-20 видов деятельности. В настоящее

время в отечественной практике намечен возврат к регулированию составления бухгалтерской отчетности по видам деятельности, т.е. к стандарту по сегментам. Ранее составление такой отчетности было обязательным (расшифровывалось до 20 видов деятельности) [2, с. 41]. Такое разделение учета и отчетности в рамках финансового учета определяется международным стандартом МСФО 14 и Российским стандартом ПБУ 12.

Отчетным сегментом в соответствии с МСФО 14 является тот, информация о котором включается в отчетность. Им может быть как сегмент деятельности, так и географический сегмент.

В соответствии с МСФО 14 в разрезе сегментов рекомендуется учитывать доходы, расходы и определять финансовый результат. При этом организация определяет самостоятельно виды деятельности, по которым ведутся отдельные сегменты, стандарт лишь рекомендует иметь связи со сторонними организациями, а также не менее 10 % от реализации организации, включая продажи другим сегментам; прибыли всех прибыльных сегментов; убытка всех не прибыльных видов деятельности; общих активов всех сегментов.

В соответствии с ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» все сегменты классифицированы на операционные, географические и отчетные.

Знание видов деятельности компании важно потому, что продолжительность их операционных циклов влияет на кредитный риск и, следовательно, на решение кредитного инспектора в отношении размера, условий и структуры ссуды [3, с. 57].

Стандарт МСФО 14 «Отражение финансовой информации по сегментам» определяет сегментирование как вид анализа информации содержащейся в финансовой отчетности, в соответствии с различными типами продукции или услуг и географическими районами, в которых компания осуществляет свою деятельность. Он определяет три категории сегментов: деятельности; географический; отчетный.

Сегментирование информации необходимо для проведения анализа основных направлений деятельности компаний; оценка риска и прибыльности компаний; принятие адекватных решений в отношении компании.

Стандарт акцентирует внимание пользователей на следующих составляющих при определении сегментов, по которым необходимо вести учет: природа продукции или услуг; характер производственного процесса; тип покупателя; методы реализации продукции или услуг.

В принципе под это определение может подойти любая деятельность, дающая результат и имеющая риск: инновационная, капитальное строительство, спонсорская, реорганизационная и др.

Но сегментирование характерно не только для финансового, но и для управленческого и стратегического учетов.

Б. Райан считает, что «основной целью калькуляции затрат является измерение и учет затрат на эксплуатацию различных процессов и сравнение этих затрат с заранее определенными показателями, установленные руководством. В этом смысле калькуляция (учет затрат) - очень важный инструмент контроля» [4, с. 375].

На основе понятия трансакционных издержек возникла аутсорсинговая деятельность (аутсорсинг - способ оптимизации деятельности предприятий за счет продажи непрофильных функций (проведение прединвестици-онных исследований, стратегического планирования, налогового планирования, обслуживание офисной техники и компьютерных систем, подбор кадров, обеспечение безопасности, организация питания и др.) внешним специализированным организациям.), которая оказывает значительное влияние на микро-, мезо- и макро- показатели экономики.

К. Нордстром из института Международного бизнеса Стокгольмской школы экономики считает, что рыночная экономика - это не идеология, а просто механизм. И этот механизм должен быть встроен в политическую систему, которая определяет правила игры и структуру, в этом контексте очень важно исследовать организацию учета по видам деятельности в системе финансового, управленческого и стратегического учета, использовать широкие возможности сетевого (виртуального) учета.

Термин «виды деятельности» (деятельность (вид деятельности) - единица работы или задача, содержащая конкретную цель; подход позволяющий показать и оценить результат использования ресурсов организации и функционирование ее сотрудников [5, с. 840], т.е. инновационная, спонсорская, реорганизационная, венчурная и др.) широко используется в финансовом учете (основная, операционная, спонсорская, реорганизационная, капитальные вложения и др.), в управленческом учете, в системе анализа, по видам деятельности (бюджетное планирование, проведение оценок, покупок сырья и материалов, выписка счетов-фактур, продажи, маркетинг и др.)), в стратегическом учете с акцентом на определяющие экономические показатели и процессы: учет собственности, инноваций, денежных потоков и др.

Э.А. Аткинсон и другие авторы определяют вид деятельности как единицу работы или задачу, содержащую конкретную цель. Значение деятельности состоит в том, что она порождает затраты [5, с. 182] и создает стоимость. С их точки зрения, существует четыре обширных класса видов деятельности в цепочке ценностей: по организации работы с клиентами; инновационная; операционная; сервисная.

И.А. Бланк определяет операционную деятельность как основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер ее определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой предприятие принадлежит; а основу операционной деятельности в большинстве случаев составляет производственно-сбытовая или торговая деятельность [6, с. 688].

Г.Е. Крохичева разработала теоретические и практические аспекты использования фрактальных производственных балансовых отчетов для учета и управления чистыми активами в разрезе видов деятельности. Последние ею представлены в виде двух группировок:

- сегменты деятельности всех видов (операционные, географические, прогнозные, отчетные);

- временные горизонты (инвестиционные, инновационные и другие потоки разной продолжительности) [7, с. 181-197].

Дж. Сигел и Дж. Шим определяют сегмент деятельности как подразделение, производственную линию, цех, участок с выделением функциональных зон или зон ответственности на предприятии, по которым отчетность может представляться самостоятельно. Активы, доходы и прибыль подразделений (сегменты) могут быть выделены пооперационно [8, с. 322].

В словаре при определении вида основной деятельности имеется в виду та, валовая добавленная стоимость которой превышает таковую другой деятельности, осуществляемой в приделах той же экономической единицы [9, с. 59], при этом упор делается на добавленную стоимость, которая в российском бухгалтерском учете не определяется.

В бухгалтерской модели идентификационных признаков видов деятельности правило эффективности основано на гипотезе Парето, которая гласит, что 20 % видов деятельности дают 80 % результата организации.

Уточненное правило Гарвардской школы дает соотношение 20:225. (исследования, проведенные учеными Гарвардской школы бизнеса, использовавшими метод начисления издержек по видам деятельности, позволило сделать вывод, что большинству компаний 80 % покупателей не приносят прибыли. Поэтому было предложено правило 20:225, согласно кото -рому во многих компаниях 20 % покупателей приносят 225 % дохода. Разумеется, обслуживание остальных 80 % генерирует 125 % убытков [10, с. 128]).

Каждый вид деятельности характеризуется теоретической мощностью (уровень выпуска деятельности, который становится возможным при совершенной эффективности [5, с. 858]) и эффективностью ее использования.

Эффективность - это показатель, характеризующий способность организации контролировать затраты при заданном уровне деятельности. В финансовом контроле обычно означает отношение прибыли к объему продаж, или операционной прибыли к объему продаж [5, с. 863].

Цель функционирования соответствующих сегментов деятельности в рамках финансового, управленческого, стратегического и оперативного учета направлена на эффективное использование ресурсов для достижения результата деятельности в соответствии с установленными стандартами организациями, холдингами и т. д.

Ресурсы деятельности - это ресурсы, потребленные деятельностью для создания результатов (т.е. факторы, позволяющие осуществлять деятельность [5, с. 855]) в соответствии с системой показателей, которая зависит от соответствующего сегмента и ориентирована на один из трех показателей: финансовый результат (основная, аутсорсинговая, лизинговая, совместная деятельность, доверительное и внешнее управление и др.); добавленную стоимость (звенья цепочки создания стоимости изделия); чистые активы (стратегический учет собственности, инноваций и др.).

Стандартные затраты деятельности - это эффективные и достижимые, предварительно установленные эталоны для затрат ресурсов деятельности, которые должны потребляться каждым продуктом (т.е. для количества ресурсов и цены на эти ресурсы). Они могут оцениваться для различных уровней производства и деятельности.

Литература

1. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. СПб., 2003.
2. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике: Учеб. пособие. М., 1999.
3. Карлин Т.П., Маклин А.Р. Анализ финансовых отчетов (на примере GAAP): Учебник. М., 2001.
4. Райан Б. Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Мик-рюкова. М., 1998.
5. Аткинсон Э., Банкер Р., Каплан Р., Янг М. Управленческий учет: Пер. с англ. М., 2005.
6. Бланк И.А. Управление активами. М., 2000.
7. Крохичева Г.Е. Виртуальный учет: Концепция, моделирование и организация. Ростов н/Д, 2004.
8. Сигел Дж., Шим Дж. Словарь бухгалтерских терминов: Пер. с англ. М., 2001.
9. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1999.
10. Дойль П. Маркетинг, ориентирование на стоимость: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб., 2001.

Ростовский государственный строительный университет 5 сентября 2006 г.

© 2006 г. В.Н. Третьяков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Денежные потоки (ДП) предприятия, будучи экономической категорией, выступают в роли ключевого элемента финансовой системы предприятия, его кровеносной системой, опосредуя протекание множества процессов финансово-хозяйственной деятельности.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты