Спросить
Войти

Комсомол в период перестройки

Автор: указан в статье

в.в. ТКАЧЕНКО (Москва)

комсомол в ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Анализируется деятельность комсомола в период перестройки в СССР. Сделан вывод о том, что в указанный период необходим был переход комсомола на качественно новый уровень работы с молодежью. Вместе с тем большинство комсомольских организаций так и не смогли определить свое место и роль в решении государственных задач.

Особое место и назначение ВЛКСМ в системе общественно-политических отношений советского периода определялось его функциями активного помощника и резерва Коммунистической партии, которая формировала основные направления деятельности комсомола на каждом историческом этапе. Формы участия ВЛКСМ в социально-политическом управлении развивались в рамках сотрудничества комсомольских организаций с Советами народных депутатов, министерствами и ведомствами, местными органами государственного и хозяйственного управления. Комитеты комсомола нередко выступали инициаторами принятия новых законов и нормативных актов, участвовали в их разработке, контроле за исполнением, содействовали проведению их в жизнь. ВЛКСМ, его центральные и местные органы выносили на рассмотрение партийных, государственных органов и общественных организаций вопросы, связанные с улучшением жизни, труда и быта юношей и девушек, их образования, культурного досуга. Формами проявления инициативы и самодеятельности членов ВЛКСМ являлись комсомольские съезды, отчетно-выборные конференции, комсомольские собрания и активы, а также совещания, семинары, слеты молодых рабочих, колхозников, специалистов народного хозяйства [2, с. 75].

По состоянию на 1 января 1985 г. ВЛКСМ объединял в своих рядах 41944490 юношей и девушек, или 65,7% молодежи комсомольского возраста. В РСФСР наиболее крупными являлись комсомольские организации Мо-

сквы (1293179 комсомольцев), Ленинградской (812966) и Московской (622650) областей, Башкирской АССР (574598), Свердловской (559137) и Ростовской (547429) областей, Татарской АССР (515218), Краснодарского края (485472), Челябинской области (483345) [3, с. 41-42]. В нем насчитывалось 467877 первичных, 1566518 цеховых организаций и 510914 комсомольских групп (там же, с. 47).

В период перестройки проявились три основные группы причин, которые требовали коренных изменений в комсомоле: 1) внутренние противоречия в развитии самого комсомола, недостатки в его деятельности; 2) острые проблемы в жизни советской молодежи, в решении которых комсомол по своему статусу в обществе должен был играть гораздо более эффективную роль; 3) запросы общества к молодежи и комсомолу в решении общенародных задач, вставших перед страной на этапе перестройки и ускорения [1, с. 18]. В ходе отчетно-выборной кампании, которая являлась, по существу, смотром того, как идет перестройка комсомольской работы, реализовывались решения XXVII съезда КПСС, июньского (1986 г.) и январского (1987 г.) пленумов ЦК КПСС во всех звеньях комсомола; в Мурманской, Павлодарской, тюменской, чимкентской, Киевской и многих других областях резко критиковались пассивность, отсутствие реального влияния комитетов комсомола на решение производственных вопросов, создание социально-бытовых условий для работающих, организацию отдыха молодежи. Особенно остро ставились эти вопросы на собраниях и конференциях в комсомольских организациях всесоюзных ударных комсомольских строек.

Большинство собраний, конференций и съездов проходило в обстановке взыскательности и конструктивной критики в адрес комитетов комсомола. Резко осуждись их отрыв от жизни, формализм и заорганизованность в работе, бумаготворчество. Отмечалось, что некоторые из секретарей комсомольских организаций проявляют инертность, избегают решения острых проблем, волнующих молодежь, не заботятся об активизации внутрисоюзной жизни. Комсомольцы давали этим серьезным недостаткам принципиальную оценку. В 1986 г. работа 3392 комитетов и секретарей комсомольских организаций была признана неудовлетворительной (в 1985 г. - 407). В ряде случаев выражено недоверие секретарям

© Ткаченко В.В., 2011

райкомов и горкомов ВЛКСМ. Ранее работавшие 16 секретарей, рекомендовавшиеся к избранию, не были избраны на организационных пленумах. Против избрания некоторых секретарей Карагандинского, Марыйского, Оренбургского и читинского областных комитетов комсомола голосовал каждый пятый делегат.

цК ВЛКСМ критиковался за медлительность в решении назревших проблем, недостаточное использование им законодательных прав в отстаивании интересов молодежи, касающихся условий труда, быта и отдыха, нечеткость позиций и критериев оценки деятельности комитетов комсомола в работе с несоюзной молодежью, насаждение множества обязательных форм работы для низовых комсомольских звеньев. Ход отчетов и выборов показал также наличие серьезных противоречий между самодеятельным характером комсомольских организаций и бюрократическими методами руководства, желанием молодежи активизировать свою деятельность и использованием комитетами комсомола для этих целей старых, малоэффективных приемов [3, д. 185, л. 133-134].

Вопросы совершенствования деятельности аппарата цК ВЛКСМ рассматривались на заседаниях его Бюро. Так, 23 января 1986 г. в протоколе № 53 отмечалось, что по-прежнему основная часть рабочего времени ответственных работников уходит на подготовку информаций, справок, выступлений внутриаппаратного значения, переписку между отделами. Ежегодно в ЦК ВЛКСМ контролируется выполнение более 600 постановлений, часть из них реализуется не полностью. Отдельные документы недостаточно глубоко проработаны, не нацеливают на решение вопросов. Отделы ЦК ВЛКСМ слабо внедряют передовой опыт, мало внимания уделяют гласности в той работе, которую ведут комитеты комсомола. Низка эффективность работы постоянных комиссий ЦК ВЛКСМ, расширенных секторов (Там же, д. 117, л. 46). На состоявшемся 29 января 1988 г. заседании Бюро ЦК ВЛКСМ (протокол № 9) подчеркивалось, что причина сложившегося положения заключается в том, что смысл и значение решений Коммунистической партии, хх съезда ВЛКСМ многим комитетам не удалось донести до широких масс комсомольцев, воплотить их в делах трудовых коллективов и организаций, выработать механизм реализации социально значимых инициатив и творческих возможностей молодежи.

Отчеты и выборы совпали с периодом завершения подготовительной работы по переходу предприятий и организаций на новые условия хозяйствования. Однако большинство комсомольских организаций так и не смогли определить свое место и роль в решении задач радикальной экономической реформы. На многих собраниях и конференциях о решениях июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС говорилось лишь как о глобальных, имеющих важнейшее значение для экономики страны, а вопросы практического участия комсомольских организаций в их выполнении на конкретном предприятии часто рассматривались поверхностно, без глубокого анализа состояния дел. В ходе отчетов и выборов отчетливо проявились слабое знание комсомольцами вопросов экономики, неумение комитетов комсомола широко использовать имеющейся опыт передовых молодежных коллективов, работающих по-новому [3, д. 216, л. 28]. В течение 1987-1991 гг. изменился возрастной состав ВЛКСМ. Количество комсомольцев старше 18-23 лет увеличилось на 3,6%, 24-27 лет -на 2%. В то же время число комсомольцев в возрасте 14 лет уменьшилось на 2,3% и 15-

17 лет - на 3,5%, что говорит о «старении» комсомола (табл. 1).

Таблица 1 состав членов влКсм по возрасту (на 1 января соответствующего года), % [3, д. 376, л. 47]

Возраст, лет 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г.

14 3,3 2,3 2,1 1,5 1,0
15-17 22,6 22,0 21,0 20,0 19,1
18-23 42,5 43,0 43,6 45,7 46,1
24-27 30,8 32,0 32,6 31,6 32,8

Старше 28 0,8 0,7 0,7 1,2 1,0

На заседании Бюро ЦК ВЛКСМ 28 апреля 1988 г. (протокол № 12) констатировалось, что в ближайшие 10 лет с комсомольского учета будут сниматься по возрасту юноши и девушки, вступившие в комсомол в 1974 - 1983 гг. (в эти годы прием был наибольшим за всю историю ВЛКСМ, в среднем около 4,8 млн человек ежегодно). Анализ статистических отчетов показывает, что ежегодно снимались с учета по возрасту в среднем 48,1% от числа принятых в комсомол 14 лет назад [3, д. 221, л. 102]. По состоянию на 1 января 1991 г. численность ВЛКСМ составила 23651510 человек, или 39,5% граждан страны комсомольского возраста (см. табл. 2).

В сравнении с наивысшей численностью ВЛКСМ (42293501 человек в июне 1984 г.) его состав сократился на 18641991 человек, или в 1,8 раза.

Таблица 2

изменение численного состава влКсм (на 1 января соответствующего года)

[3, д. 376, л. 47]

Значительное сокращение приема молодежи в ряды ВЛКСМ в последние годы, а особенно в 1990 г., было вызвано прежде всего объективными процессами, происходившими в комсомоле. Прекратилось какое-либо давление вышестоящих комитетов на первичные комсомольские организации, происходило более глубокое осмысление молодежью необходимости вступления в комсомол. Но нужно отметить и другую тенденцию - комитеты комсомола всех уровней практически отказались от какой-либо работы по подготовке молодежи к вступлению в ряды ВЛКСМ. В результате у молодежи проявлялось безразличие к вступлению в комсомол, переходящее в нежелание. По результатам социологических исследований, проведенных НИЦ ИМ ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР в 1990 г., только 3% опрошенных определенно заявили, что они бы вступили в ВЛКСМ, 24% сделали бы это при условии, что его деятельность будет вполне отвечать интересам и запросам молодежи, 53% не вступили бы, а 20% не решили, как они будут поступать.

Значительное уменьшение числа вступающей в ряды ВЛКСМ учащейся молодежи отразилось на количественном составе комсомольцев-школьников. По итогам социологического исследования, проведенного в 31 регионе страны, 36% пионеров сообщили о своем желании стать комсомольцами, 35% не определили свое отношение к этому и 22% не хотели вступать в комсомол. Из числа опрошенных школьников, ставших комсомольцами, 20% указали, что вступили в союз в связи с исполнением им 14

лет, 13% - потому, что все вступают, 18% -для карьеры. В то же время 25% опрошенных вступили в ВЛКСМ, т.к. хотели бы в его рядах участвовать в перестройке общества, 24% - принести пользу школе, классу, 13% -использовать права комсомольской организации. В связи с продолжающимся кризисом в ВЛКСМ мотивы, побуждающие к вступлению в комсомол, ослабевали. Это подтверждали данные опроса: 74% комсомольцев-школьников считали, что не ощутили особой разницы между тем, когда они не были комсомольцами и когда ими стали [3, д. 376, л. 48-49].

В 1990 г. произошли изменения в организационном строении и структуре ВЛКСМ, входящих в него организаций. В 1990-м -начале 1991 г. состоялись съезды большинства союзов молодежи. В основном в принятых на съездах уставах, отдельных резолюциях и других документах подтверждалось, что союзы молодежи входят в состав ВЛКСМ как субъекты федерации. По состоянию на 1 января 1991 г., в ВЛКСМ входили

17 субъектов федерации. С 1988-го по 1991 г., количество комсомольских организаций уменьшилось: областных - на 21, городских - на 25, районных - на 391, в том числе районных в городах - на 198 и первичных -на 88859 (см. табл. 3 на с. 100).

Съезд комсомольских организаций РСФСР, проходивший в г. Москве 15 -

18 февраля 1990 г., накануне XXI съезда ВЛКСМ, реально показал существующие оттенки и четко выраженные различия политических позиций и взглядов делегатов, отсутствие у части из них уверенности в необходимости сохранения единства ВЛКСМ. На заседании Бюро ЦК ВЛКСМ 10 марта 1990 г. (протокол № 44) отмечалось, что эти процессы будут усиливаться, а консолидация части членов ВЛКСМ, стремление их к организационному оформлению, созданию на базе комсомола федерации молодежных организаций социалистической направленности может привести на XXI съезде ВЛКСМ к расколу комсомола, коренному изменению его модели. У части кадров и актива прослеживалось стремление к полной самостоятельности деятельности комсомольских организаций и органов, особенно это заметно в анализе отношения к КПСС [3, д. 303, л. 30].

Судьба ВЛКСМ была предопределена. В сентябре 1991 г. XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ объявил историческую роль комсо-

Год Численный состав ВЛКСМ, чел. Изменение численного состава в сравнении с предыдущим годом

в абсолютных данных, чел. %

1987 40856636 -1087363 -2,6
1988 38316086 -2540550 -6,2
1989 35629587 -2686499 -7,0
1990 31200516 -4429071 -12,4
1991 23651510 -7549006 -24,2

Таблица 3

Структура вЛКСм (на 1 января соответствующего года) [3, л. 44]

Наименование 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г.

Союзы молодежи - субъекты федерации ВЛКСМ - - - 17

Республиканские* 14 14 14 16

Краевые 6 6 6 6

Областные (в т.ч. Киевская, Минская, Московская городские) 153 144 144 132

Окружные 10 10 10 10

Городские 896 897 884 871

Районные 3547 3419 3377 3156

В том числе районные в городах 665 612 595 467

Первичные 472561 464786 438384 383702

*До 1990 г. к республиканским комсомольским организациям относились организации союзных республик (кроме РСФСР). На 1 января 1991 г. к республиканским отнесены комсомольские организации, действующие в автономных республиках.

мола исчерпанной и распустил организацию. Таким образом, в период перестройки в комсомоле сложилась ситуация, связанная со снижением доверия молодежи и эффективности форм и методов работы, требующая коренных изменений деятельности, перехода на качественно новый уровень работы с молодежью, решения ее проблем, удовлетворения ее потребностей и интересов. Вместе с тем в период перестройки большинство комсомольских организаций так и не смогли определить свое место и роль в решении государственных задач, их деятельность подвергалась критике. Кроме того, значительно уменьшилась численность членов ВЛКСМ, сократился прием молодежи в его ряды.

литература

1. Ильинский И.М. Комсомол в перестройке. М. : Знание, 1987.
2. Пивненко А.С. Комсомол в условиях развитого социализма: (ВЛКСМ в политической системе советского общества). Киев : Политиздат Украины, 1981.
3. Российский государственный архив социально-политической истории, ф. М-1, оп. 135.

Komsomol in the perestroika period

There is analyzed the work of Komsomol in the perestroika period in the USSR. There is made the conclusion that in the mentioned period it was necessary to convert Komsomol into a qualitatively new level of working with the youth. Meanwhile, most of the Komsomol organizations could not determine their place and role in solution ofpublic problems.

и.н. наумов, ю.и. перцева, д.ю. шарапов

(волгоград)

развитие Культурной политики, объекты и перспективы культурнопознавательного туризма в урюпинском районе волгоградской области

Рассматривается развитие сферы туризма в Урюпинском районе Волгоградской области. Утверждается, что поддержка туризма может способствовать экономическому развитию данного региона. Перечислены основные причины неразвитости сектора туризма волгоградской экономики и ориентиры культурной политики в этой сфере.

Туризм имеет огромное значение и может быть эффективным для тех городов и регионов, в которых он развивается. Не является исключением и Волгоградская область. Положительное значение туризма очевидно прежде всего той экономической выгодой, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, продажи изделий народных промыслов и т.д. Очевидна также возможность улучшения качества жизни жителей за счет реставрации или реконструкции жилого фонда, улучшения инфраструктуры территорий. В социальной сфере туризм предоставляет новые рабочие ме-

© Наумов И.Н., Перцева Ю.И., Шарапов Д.Ю., 2011

1OO
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты