Спросить
Войти

А. К. ВОЛНИН: В ТЕНИ ВЕЛИКОГО УЧЕНИКА

Автор: указан в статье

В. Б. Помелов

А. К. ВОЛНИН:

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО УЧЕНИКА

УДК 371.47.022 ББК 74.03

Статья посвящена жизни и деятельности видного российского организатора народного образования первой половины XX в. Александра Константиновича Волнина (1872—1942). В статье приводятся его биографические данные, показан крупный вклад Волнина в дело развития педагогического образования в России и на Украине. Приводятся сведения о его научных работах. А. К. Волнин работал в духовных и светских образовательных учреждениях Пскова и Киева. Был директором Велико-Сорочинской учительской семинарии (1909—1914), а также Полтавского учительского института (1914—1917), где как раз в эти годы учился А. С. Макаренко. Показаны усилия Волнина по открытию и организации работы учительского института в г. Новониколаевск (1917—1920) (ныне г. Новосибирск). Следующее место работы А. К. Волнина — Вятский институт народного образования (1922—1925), где он основал кафедру педагогики. Приводятся данные о семье А. К. Волнина. Включена оценка деятельности педагога, данная его бывшим учеником А. С. Макаренко.

V. B. Pomelov A. K. VOLNIN:

IN THE SHADOW OF THE GREAT DIScIPLE

The article is devoted to the life and work of the prominent Russian organizer of public education in the first half of the 20th century Alexander Kon-stantinovich Volnin (1872 — 1942). This article describes his curriculum vitae, shows the major contribution of Volnin into the development of teachers& education in Russia and Ukraine. It provides information about his scientific works. A. K. Volnin worked in spiritual and secular educational institutions in Pskov

and Kyiv. In 1909 — 1914 he was the director of Veliko-Sorochyntsi Teachers& Seminary, 1914—1917 — the director of the Poltava Teachers & Institute, where just in the same years A. S. Makarenko studied. The efforts of Volnin on opening and organization of the work of the Novonikolaevsk (nowadays Novosibirsk) Teachers& Institute (1917—1920) are shown. The next place of work of Volnin — Vyatka Institute of people education (1922—1925), where he founded the chair of pedagogy. Biographical information about the family of A. K. Volnin is included. An assessment of the activities of the Volnin, is given by his former pupil A. S. Makarenko.

Всякий раз, когда автору этих строк приходится обращаться к личности А. С. Макаренко, неизменно вспоминается и имя его учителя — Александра Константиновича Волнина, который сделал так много хорошего для дела развития образования в нашей стране, причем в самых разных ее регионах.

Однако, как это не покажется странным, до сих пор в историко-педагогической литературе нет даже более или менее крупного очерка о жизни и деятельности А. К. Волнина. Даже в тех редких случаях, когда встречаешь упоминания о Волнине, он неизменно характеризуется исключительно как учитель великого педагога Макаренко. Что ж, любой педагог гордился бы таким учеником! Но заслуги А. К. Волнина гораздо шире того, чтобы навсегда остаться в истории педагогики лишь фигурой, находящейся «в тени великого ученика». Данная статья включает в себя биографические сведения об А. К. Волнине, имея цель, по возможности, хоть в какой-то степени

устранить это «белое пятно». Сделать это тем более уместно, учитывая, что в 2017 г. исполнилось 145 лет со дня рождения А. К. Волнина.

А. К. Волнин родился 25 августа 1872 г. в Ростовском уезде Ярославской губернии в семье священника. В 1893 г. он окончил Ярославскую духовную семинарию, 9 июня 1897 г. — историческое отделение Московской духовной академии. С 1898 по июль 1900 гг. Волнин жил в Пскове, где преподавал богословс-ко-философские предметы, еврейский и немецкий языки в духовной семинарии и географию в епархиальном женском училище. Затем переехал в Киев, где работал в духовной семинарии и частной женской гимназии Смирновой. Одновременно состоял сотрудником и помощником редактора издаваемого в Киевской семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей». В 1902 — 1903 гг., как впоследствии писал в анкете, «проработал практический курс психологии у профессора Киевского университета Сикорского»1.

1 Архив Вятского государственного университета. Личное дело А. К. Волнина.

Основные труды А. К. Волнина посвящены духовной тематике. Первая его работа, статья «Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл», была опубликована в журнале «Вера и разум» (1899, № 2, 3, 5). Она была посвящена изучению апокалипсической литературы; в ней анализировались иудейские и христианские сведения, вошедшие в корпус писаний, известных как пророчества Сивилл. В 1908 г. А. К. Волнин защитил в Киеве магистерскую диссертацию на тему «Мессия по изображению пророка Исайи: Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исайи о лице Мессии». В этом труде автор проделал большую работу по текстуальной критике мессианских пророчеств. Волнин разбирает многочисленные древние и новые теории по вопросу о мессианских местах у Исайи и дает свою оценку различных толкований .

Им было написано большое количество научных работ не только духовного, но и светского характера. Укажем такие статьи А. К. Волнина, как «Сословное обособление русского духовенства. Исторический очерк»; «Роль женщины в первоначальной и последующей истории старообрядского раскола»; «Основные идеи в книгах Сивиллы»; «Печаловники в Древней Руси. Историко-педагоги-ческий очерк»; «Неплюевское трудовое братство»; «Недостаток вдумчивости и излишнее усердие в просветиская семинария, содержавшаяся на министерские средства и готовившая учителей для сельских школ. Ежегодный выпуск составлял до 25 человек. В конце июля Новониколаевский исполнительный комитет общественного самоуправления (так назывался руководящий губернский орган власти при Временном правительстве) получил от попечителя Западно-сибирского учебного округа письмо с просьбой принять необходимые меры по оборудованию помещения института и своевременному началу занятий. Открытие института состоялось в октябре 1917 г. Директором был назначен А. К. Волнин, который ранее сдал дела в Полтаве новому директору Ф. В. Лисогорскому. Вместе с Волни-ным в Новониколаевск (ныне Новосибирск), спасаясь от насильственной украинизации и разгула бандитизма, прибыли еще несколько его коллег по Полтавскому учительскому институту. Среди преподавателей выделялся Ф. В. Калинин, имевший двадцатилетний педагогический стаж и являвшийся членом Совета по народному образованию г. Новониколаевска.

Новониколаевский учительский институт разместился временно в помещении реального училища, в самом центре города — на углу Николаевского проспекта и Воронцовс-кой улицы. Министерство народного просвещения предоставило средства в размере 19470 рублей для найма и оборудования помещений. В прежние годы этих денег хватило бы надолго.

1 Сухова Н. Ю. Волнин Александр Константинович // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 239-240.

тельском деле».

С 5 ноября 1909 г. по июль 1914 г. А. К. Волнин был директором Велико-Сорочинской учительской семинарии имени Н. В. Гоголя и членом школьного отделения Миргородской земской управы. В семинарии он преподавал педагогику.

С июля 1914 г. по июль 1917 г. он работал директором Полтавского учительского института (как раз в эти три года там учился будущий великий педагог А. С. Макаренко) и председателем педагогического совета частной женской гимназии Ахшарумовой, в дальнейшем ставшей Мариинской гимназией, то есть содержавшейся на средства ведомства императрицы Марии. В институте он преподавал педагогику и логику. Полтавский учительский институт был четвертым по счету в Киевском учебном округе. Организатором института и его первым директором и стал А. К. Волнин. С 1917 г. он был председателем Полтавского правления общества взаимопомощи служащих Киевского учебного округа. А. К. Волнин был награжден орденами Анны и Станислава II и III степени, имел чин статского советника.

8 июля 1917 г. в министерстве народного просвещения было подписано постановление об открытии четвертого по счету в Западной Сибири Новониколаевского учительского института. Предшественницей института была существовавшая в Новониколаевске с 1911 г. четырехклассная учительНо сейчас это были, как говорится, сущие копейки. 1917 год, как известно, был не самым лучшим временем для открытия института. Деньги стремительно обесценивались, и на нормальное финансирование института их, разумеется, не хватало. А. К. Волнин, естественно, возлагал особые надежды на помощь местных органов самоуправления, особенно в связи с предполагавшимся строительством собственного корпуса на отведенном институту участке, но город отказался взять на себя содержание института1. В предоставленном корпусе институт проработал недолго. По решению комиссии по реквизиции помещений от 20.03.1919 г. помещение подлежало реквизиции; в нем разместились военные, а институту, в порядке компенсации выделили небольшое здание «Закупсбыта» и квартиру.

Несмотря на сложнейшую обстановку вокруг молодого учительского института и равнодушное отношение отдела народного образования, стараниями директора и его коллег работа учебного заведения была поставлена на должный уровень. А. К. Волнин стремился к налаживанию деловых отношений с коллегами из других учебных заведений того же профиля. 5 — 11 августа 1917 г. в Петрограде проходил 1-й Всероссийский съезд представителей учительских институтов. В работе съезда принимал участие и А. К. Волнин. 8 августа он выступил на съезде с докладом на тему «О постановке пре1 Кочурина С. А. Из истории Новониколаевского учительского института (1917-1920 гг.) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IV межд. науч. конф. Новосибирск: СибАК, 2011. С. 19-29.

подавания педагогических дисциплин в реформированных учительских институтах». В Новониколаевске А. К. Волнин организовал активную часть педагогической общественности города, создав педагогическое общество. На очереди стояло решение вопроса об открытии при институте курсов по подготовке учителей. С 10.10.1920 г. при институте планировалось открыть педагогические курсы. В Новониколаевском учительском институте были три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. В институте Волнин преподавал логику, психологию и педагогику. Он строил планы развития института. Институт готовился, как и другие аналогичные учебные заведения по всей стране, к преобразованию в ИНО (институт народного образования).

У руководства были основания для открытия на базе института педагогического вуза нового типа. Преподавательский коллектив готовился к открытию, были составлены учебные программы в соответствии с разработанными для ИНО требованиями. Однако реальная действительность оказалась печальной. Все приготовления в один момент были прекращены. Постановлением Сибирского отдела народного образования от 10.11.1920 г. А. К. Волнину было поручено в недельный срок приспособить здание бывшего учительского института для размещения этого самого отде1 Полвека в пути / под ред. Ю. М. Рябова. Киров, Изд-во КГПИ, 1970. 440 с. С. 340.

2 Шевчук М. Оляксандр Костянтинович Волнш - перший директор Полтавського вчитель-ского шституту // Науковий вкник Мел^опольского державного педагопчного университета. 2016. № 2 (17). С. 292-296. С. 295.

ла. Новой власти надо было куда-то размещать своих стремительно плодившихся чиновников. В этих условиях Новониколаевский учительский институт был вынужден прекратить работу. Сотрудники и студенты были распущены.

А. К. Волнин оставался директором вплоть до самого закрытия института и в течение еще почти двух лет жил в Новониколаевске. В 1918—1921 гг. он был председателем педагогического общества. В 1920—1921 гг. заведовал педагогическими курсами и секцией педагогического образования в отделе народного образования. На курсах он преподавал психологию (общую и детского возраста). В 1921 г. заведовал педагогическим отделом управления профессионального образования. В 1921—1922 гг. работал помощником по учебной части директора 1-го Сибирского опытного педагогического техникума в г. Новониколаевске.

А. К. Волнину, тем не менее, хотелось все-таки работать в высшем учебном заведении. Поэтому он принял решение переехать в город Вятку, о которой он слышал много хорошего. С 1923 г. он заведовал здесь педагогическими курсами переподготовки школьных работников 11-й ступени. В 1922—1924 гг. работал преподавателем Вятского педагогического института по кафедре педагогики . Фактически он стал основателем этой кафедры. Это подтверждают даже зарубежные исследователи2.

С 11 января 1925 г. А. К. Волнин — секретарь редакции журнала «Путь просвещения», выходившего в Вятке. (Редактором журнала был ректор института Николай Андреевич Дернов). Казалось бы, все его устраивало в Вятке, однако в конце августа 1925 г. А.К. Волнин уехал на постоянное место жительства в Москву1.

Известный кировский краевед Александр Львович Рашковский (1946—2017) в своем блоге писал следующее: «Об Александре Константиновиче Волнине я впервые узнал, обнаружив в переписке Е. Д. Петряева2 это письмо»3. Приведем цитату из этого письма, написанного в свое время моей многолетней коллегой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина Галиной Алексеевной Созиновой (1941—2014) в апреле 1972 г.: «...Александр Константинович Волнин заслуживает особого внимания. Это учитель Антона Семеновича Макаренко. В то время, когда Макаренко был студентом Полтавского учительского института, Вол-нин был директором этого института. Александр Константинович жил в Вятке и преподавал в педагогическом институте. □□ Уехал он, потому что был глубоко обижен. Один очень

1 Рашковский А. Л. Выдающийся педагог, богослов и читатель Герценки. К юбилею библиотеки. Режим доступа: иЯЬ^йр://тахрагк.сот>шег^аЛа652970/сойей/1079 / {дата обращения: 04.07.2017}
2 Прим. автора: Евгений Дмитриевич Петряев (1913-1987), кировский краевед.
3 Там же.
4 ГАКО. Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 126. Л. 158-160.
5 Прим. автора: Наши встречи состоялись в 1989-1990 гг. во время его приездов в Киров, в частности, для участия в торжествах по случаю 75-летия Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, отмечавшегося в ноябре 1989 г.

непорядочный человек написал на него злобную инсинуацию в журнале «Красная молодежь». После Вятки

A. К. Волнин работал завучем одной из московских школ. В 1939 году его нашел А. С. Макаренко. В 1940 г. ему (А. К. Волнину — В. П.) было присвоено звание заслуженный учитель школы РСФСР. Умер он в 1942 г.»4.

Информацию, содержавшуюся в приведенном письме, следует немного уточнить. А. К. Волнин преподавал с осени 1925 г. на рабфаке академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской и одновременно работал заведующим отделом учебных заведений управления железной дороги. В 1927 г. он перешел на работу учителем русского языка и литературы в школу № 1 Ярославской железной дороги.

В разговоре с Юрием Николаевичем Дерновым, сыном Николая Андреевича Дернова, ректора Вятского педагогического института имени

B. И. Ленина в 1921 — 1926 гг., автор данной статьи специально поднимал вопрос о том, почему А. К. Волнин все-таки покинул Вятку5.

Ю. Н. Дернов отъезд А. К. Вол-нина так же, как и отъезд ряда других известных преподавателей, например, знаменитого филолога, профессора Н. М. Каринского, объяснял весьма

прозаической причиной. К 1924 году гражданская война окончилась, жизнь в столичных городах постепенно стала налаживаться. Голод, донимавший ранее жителей Москвы и Петрограда (Ленинграда), отступил, и Волнин уехал туда, где ему хотелось проявить себя как педагогу, так сказать, на столичном уровне.

Отчасти это, конечно, так. Но нельзя не учитывать и другое, куда более важное обстоятельство. Известно, что вятские большевики в 1920— 1930-е гг. славились на всю страну своей «истовостью», беспощадностью к своим идеологическим оппонентам. Достаточно вспомнить историю уничтожения вятских церквей, в том числе собора Александра Невского, жемчужины отечественного храмостроения. А ведь никаких указаний из центра по его сносу не было. Все это делалось по местной инициативе. До сих пор одна из центральных улиц города Кирова (бывшей Вятки) носит имя руководителя губернского комсомола в 1920—1930-е гг. Риммы Яковлевны Юровской, дочери небезызвестно -го Якова Юровского, руководителя казни семьи императора Николая II. Неудивительно, что в условиях безжалостной идеологической травли в печати и на институтских собраниях А. К. Волнину, священнику по образованию, поневоле пришлось уезжать, куда глаза глядят...

Г. А. Созинова переписывалась с сыном А. К. Волнина Борисом (7.04.1906—?), доктором техничес1 Прим. автора: По другим данным она

2 ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 6. Д. 733.

ких наук, профессором Московского инженерно-строительного института. У А. К. Волнина были также сын Алексей (1.10.1909—?) и дочь Наталья (13.08.1912-?).1 Контакты Созиновой с Волниными прекратились в 1970-е гг., после смерти Б. А. Волнина. Со смертью же самой Созиновой оказались утраченными ценные фотографии, и те известные ей фактологические данные, которые могли бы позволить составить более полную и точную биографию А. К. Волнина и его семьи.

Все же нам удалось собрать следующие сведения о жене А. К. Волнина Лидии Дамиановне (урожденной Ма-каровской). Она родилась 19 июля (10 августа) 1878 г. в местечке Заве-режье Невельского уезда Витебской губернии в семье священника. Окончила Мариинскую женскую гимназию в Витебске в 1896 г. В 1896-1900 гг. она работала учительницей начальной школы в Витебской губернии. В 1900-1905 гг. служила учительницей истории и русского языка в женской гимназии и женском коммерческом училище в г. Вроцлав Варшавской губернии. С 5.08.1920 г. по 17.09. 1922 г. - преподаватель обществоведения в железнодорожной школе 11-й ступени г. Новониколаевска. С 16.10. 1922 г. - преподаватель обществоведения в Вятском школьном городке. В служебной анкете в 1923 г. она указала, что «работает над вопросом о фашизме». В конце августа 1926 г. Л. Д. Волнина уехала к мужу в Москву2.

ь в 1911 г.

Теперь нам хотелось бы обратиться к той части биографии А. К. Волнина, которая связана с А. С. Макаренко. В молодости, в первые годы своей педагогической деятельности Макаренко остро ощущал недостаток систематических научных знаний; ведь за плечами были лишь педагогические курсы. В 1914 г. открылся учительский институт в г. Полтаве. (Кстати, в один год с Вятским учительским институтом, в котором чуть позже пришлось работать Волнину, правда, это учебное заведение в годы работы Волнина называлось институтом народного образования).

Учительские институты, несмотря на свое «громкое» наименование — институт, вовсе не были высшими учебными заведениями. Их программа обучения была далека даже от гимназической. Задача этих учебных заведений состояла в подготовке преподавателей для городских и высших начальных училищ, то есть для начальной школы. Поэтому в обучении превалировала методическая направленность. Сюда поступали, как правило, учителя-практики, работавшие в начальной школе. Абитуриенты должны были иметь хотя бы два года педагогического стажа. Поступить в учительский институт было не так-то просто, так как таких институтов было в России совсем немного.

В Полтавском институте был серьезный конкурс (4—5 человек на место), прием был совсем небольшой.

Официально обучавшихся называли воспитанниками. В 1914—1915 учебном году их было всего 25—30, и состав воспитанников был пестрый. Рядом с молодыми юношами на скамьях аудиторий сидели порой взрослые, женатые люди. В первый год принимали только мужчин. Однокурсники Макаренко происходили из демократической, в целом малообеспеченной, преимущественно крестьянской и рабочей среды.

Сдача вступительных экзаменов чуть было не закончилась для Антона Макаренко провалом. Директор института А. К. Волнин впоследствии вспоминал: «Он не выдержал испытания по закону Божьему, но зато по всем остальным предметам сдал испытания блестяще... Но он так выделялся своими знаниями и начитанностью в области общеобразовательных предметов, основательными ответами на испытаниях, что произвел очень сильное впечатление. И оно выразилось при объявлении результатов вновь принятым слушателям, позволив мне высказать уверенность, что Макаренко будет лучшим учеником на своем курсе, несмотря на неудачную сдачу испытания по закону Божьему».

И действительно, в 1917 г. Макаренко окончил институт первым по успеваемости и даже получил золотую медаль за сочинение «Кризис современной педагогики». В ряде источников указывается, что эта работа не сохранилась1. Однако Гетц Хиллиг

1 Рашковский А. Л. Выдающийся педагог, богослов и читатель Герценки. К юбилею библиотеки. Режим доступа: иКЬ^йр://тахрагк.сот>шег^а^а652970/сойей/1079 / {дата обращения: 04.07.2017}.

утверждает, что этой работы вообще не существовало1. Свою точку зрения он неоднократно излагал на международных конференциях макаренкове-дов в Москве, Полтаве и Киеве2.

На празднование 20-летнего юбилея школы № 1 Ярославской железной дороги (в Москве) 18 февраля 1939 г. был приглашен А. С. Макаренко. Для Макаренко, который к тому времени уже жил в Москве, был известным всей стране педагогом и писателем, стало настоящим сюрпризом то, что в этой школе (с 1927 г.) работал Волнин. Антона Семеновича, как уважаемого гостя, провели по школе. Во время этой экскурсии Макаренко обратил внимание на стенгазету, в которой оказалась заметка А. К. Волнина под названием «Школа прежде и теперь». В ней он, в частности, писал о том, что «...старая школа страдала формализмом в отношении к учащимся, игнорируя их индивидуальные запросы, уважение которых отмечает от нее современную школу». А. С. Макаренко шутливо «раскритиковал» заметку и с теплотой сказал Волнину: «Вы ошибаетесь. Все учителя относились к нам внимательно и тепло, и я с удовольствием вспоминаю

3

эти отношения» .

В своей речи на торжественном собрании А.С. Макаренко, в частности, сказал: «Среди вас я вижу и моего учителя - Александра Константиновича Волнина. После девяти лет работы в бедной железнодорожной школе я пошел учиться, и я попал в руки Александра Константиновича. Жизненные ценности не всегда поддаются точному измерению. Часто в руках наших нет даже тех масштабов, которыми можно измерить важнейшие явления. Так и мне трудно измерить и трудно вам рассказать, как много сделал для меня и для других Александр Константинович. Он был директором Полтавского учительского института перед самой революцией. В то время, разумеется, директор не мог открыто быть большевиком и воспитывать большевистские характеры. Но из его рук много вышло большевиков, и многие из них положили головы на фронтах гражданской войны. Это потому, что он был всегда настоящим человеком, и он воспитывал в нас лучшие человеческие стремления. В моем же педагогическом развитии он создал самые главные принципы и навыки духа. У него я заимствовал главное положение моей педагогической веры: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.

Сегодняшняя встреча с ним для меня чрезвычайно радостна. Я по1 Шевчук М. Оляксандр Костянтинович Волнш - перший директор Полтавського вчитель-ского шституту // Науковий вкник Мел^опольского державного педагопчного университета. 2016. № 2 (17). С. 292-296. С. 293-294.

2 Hillig_G_ The myth of «diploma work» of a graduate from Poltava Teachers& Institute A.S. Makarenko URL:http://makarenkomuseum.m/alm/n09/ASM_alm_2012_1_{дата обращения: 23.07.2016}.
3 Краевед. Режим доступа: URL: http: // kraeved.ngonb.rronode/3712 {дата обращения: 04.07.2017}.

А. К. Волнин

терял его из виду двадцать два года назад. Я часто о нем вспоминал, и часто мне приходилось спрашивать себя: где Александр Константинович, отдал ли он революции свои замечательные силы? Не зная ничего о нем в течение такого долгого времени, я, естественно, начинал сомневаться. И вот сегодня я вижу, с какой большой благодарностью, с каким искренним

горячим чувством здесь все чествуют Александра Константиновича, премируют его, подносят ему подарки и с каким искренним и надежным желанием все ожидают от него и впереди такой же большой и такой же человеческой работы в деле коммунистичес-1

кого воспитания» .

Увы, эта встреча А. С. Макаренко и А. К. Волнина продолжения не получила. 1 апреля 1939 г. Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа в электричке, на станции Голицыно, в 40 км от Москвы, возвращаясь в столицу с дачи союза писателей, расположенной в поселке Апрелевка. Извещение о его смерти поместили несколько газет. На похоронах великого педагога был и А. К. Волнин, который, как впоследствии вспоминали присутствовавшие на панихиде бывшие воспитанники Макаренко, сказал в его адрес несколько прочувствованных слов. Сам же А. К. Волнин скончался в 1942 г. в Москве и был похоронен на кладбище Донского монастыря.

1 Макаренко А. С. Речь на юбилее школы № 1 Ярославской железной дороги // Педагогические соч.: в 7 т. Т. 7. Ред. кол. И. А. Каиров (гл. ред.), Г. С. Салько, Е. Н. Медынский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 468-470. С. 469.

Список литературы

1. Архив Вятского государственного университета. Личное дело А. К. Волнина.
2. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. Р-1137. Оп. 6. Д. 733.
3. ГАКО. Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 126. Л. 158-160.
4. ГАКО. Ф. Р-2304. Оп. 6. Д. 736.
5. Кочурина, С. А. Из истории Новониколаевского учительского института

(1917-1920 гг.) / С. А. Кочурина //

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IV межд. науч. конф. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 19-29.

6. Краевед. Режим доступа: URL: http: // kraeved.ngonb.rrnnode/3712 {дата обращения: 04.07.2017}.
7. Макаренко А. С. Речь на юбилее школы №1 Ярославской железной дороги / А. С. Макаренко // Педагогические соч.: в 7 т. - Т. 7. Ред. кол. И. А. Ка-иров (гл. ред.), Г. С. Салько, Е. Н. Медынский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - С. 468-470.
8.Полвека в пути / под ред. Ю. М. Рябова. - Киров, Изд-во КГПИ, 1970. - 440 с..
9.Рашковский А. Л. Выдающийся педагог, богослов и читатель Гер-ценки. К юбилею библиотеки. Режим доступа: URL:http://maxpark.com>user/ sacha652970/content/1079 / {дата обращения: 04.07.2017}.
10. Сухова Н. Ю. Волнин Александр Константинович / Н. Ю. Сухова // Православная энциклопедия. - М.,
2005. - Т. 9. - С. 239-240.
11. Шевчук М. Оляксандр Кос-тянтинович Волнш - перший директор Полтавського вчительского шституту / М. Шевчук // Науковий вюник Мел> топольского державного педагопчного университета. - 2016. - №2 (17). - С. 292-296.
12. Hillig_G_ The myth of «diploma work» of a graduate from Poltava Teachers& Institute A.S. Makarenko URL:http://ma-karenkomuseum.ru/alm/n09/ASM_alm_ 2012_1_{дата обращения: 23.07.2016}.
А. К. ВОЛНИН А. С. МАКАРЕНКО a. s. makarenko ПОЛТАВСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ poltava pedagogical institute НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ novonikolayevsky teachers'' training institute ВЯТСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ vyatka institute of people education Ю. Н. ДЕРНОВ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты