Спросить
Войти

Политика советского государства в отношении частного капитала в годы социалистической индустриализации (по материалам Ярославской губернии)

Автор: указан в статье

лось требование «не усыплять, а держать народ все время в боеготовности». Московский критик Н. Куплевацкий в статье «Против шапкозакидательства» сделал вывод, что произведения оборонной тематики отличаются «козьмакрючковщиной» и «шапкозакидательством», а враг обязательно изображается «тупоголовым, нерасчетливым..., что скорее ослабляет чувство бдительности, нежели заостряет его»[20].

Морально-психологическая подготовка в межвоенный период была одной из составляющих воспитательной работы, с помощью которой руководство страны оказывало влияние на личный состав и постоянно воздействовало на него. Однако она развивалась не в том направлении, основной ее задачей было восхваление мероприятий, проведенных руководством страны.

Примечания

1. XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет [Текст] - М., 1935. - С. 198.
2. Правда. - 1938. - 17 ноября. - С. 2.
3. Там же. - С. 4.
4. М.И. Калинин о воспитании советских воинов [Текст] - М.: Воениздат, 1975. - С. 95.
5. XVIII съезд ВКП(б): Стенографический отчет [Текст] - М., 1939. - С. 146.
6. Российский государственный военный архив (далее РГВА). - Ф. 9. - Оп. 29. - Д. 505. - Л. 598-599.
7. Двухлетняя программа политзанятий с красноармейцами: сборник приказов и циркуляров Политического управления РККА СССР [Текст] - М., 1929. - № 16. - С. 134.
8. Там же. - С. 133.
9. Временный полевой устав РККА. 1936. (ПУ-36) [Текст] - М., 1937. - С.9; Советские Вооруженные Силы. Вопросы и ответы [Текст] -М., 1971. - С. 197 - 198.
10. Панасовский, В.Е. Герои Хасана и Халхин-Гола: К 50-летию событий [Текст] - М.: Знание, 1989. - С. 29.
11. См.: Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: Историко-теоретический очерк [Текст] - М., 1983. - С. 154.
12. РГВА. - Ф. 9. - Оп. 29. - Д. 427. - Л. 36.
13. См.: Там же. - Оп. 40. - Д. 54. - Л. 141; Л. 144.
14. Вооружиться опытом партийно-политической работы в боевой обстановке [Текст] // Партийно-политическая работа в РККА. - 1938. № 20. - С. 1-6.
15. Приказ народного комиссара Союза ССР № 0040 [Текст] // Военно-исторический журнал.

- 1990. - №1. - С. 86.

16. Цит. по: Как мы били японских самураев: сборник статей и документов [Текст] - М., 1938. - С. 21.
17. См.: Осьмачко, С.Г. Армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929-1941 гг.): боевой опыт и военная политика [Текст] / С.Г. Осьмачко - Ярославль, 1999. - С. 107.
18. РГВА. - Ф. 9. - Оп. 29. - Д. 394. - Л. 347.
19. Там же. - Д. 505. - Л. 255.
20. См.: Там же. - Л. 326.
21. Правда. - 1939. - 19 апреля.

О. Е. ФЕОФАНОВ

Политика советского государства в отношении частного капитала в годы социалистической индустриализации (по материалам Ярославской губернии)

Показана политика руководства СССР в 1925-1928 гг. по ограничению деятельности и фактической ликвидации частного капитала на территории Ярославской губернии.

The policy of the management of the USSR during 1925-1928 on restriction of activity and actual liquidation of the private capital on territories of the Yaroslavl province is shown.

В конце 1925 года Советское государство подошло к новому этапу своего развития. Курс на индустриализацию, принятый

XIV съездом партии, знаменовал окончание восстановительного периода в жизни страны и начало наступления на капитализм в решающей сфере народного хозяйства - материальном производстве. Решение этой задачи

было сопряжено с преодолением серьезных внутренних и международных трудностей.

Наряду со структурой и темпами развития промышленности одной из основных в экономической стратегии социалистической реконструкции являлась проблема накопления капитала. При отсутствии внешних кредитов советское руководство должно было изыскивать внутренние ресурсы для создания

материально-технической базы социализма.

XV конференция ВКП(б), открывшаяся в конце октября 1926 года, конкретно перечислила основные каналы накопления средств для индустриализации: «Тема расширения основного капитала будет зависеть: а) от размеров накопления обобществленной промышленности; б) использования через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства; в) использования сбережений населения путем вовлечения их в кооперацию, в сберегательные кассы, внутренние государственные займы, кредитную систему и т. п.» [1].

На первом этапе социалистической индустриализации (1926-1927 гг.) важной задачей экономической политики партии являлось использование денежных средств частных лиц и юридических компаний. В интересах стимулирования частного капитала ЦИК СССР и СНК СССР в конце января 1926 года отменили ограничения размера имущества, могущего переходить в порядке наследования и дарения. Вместе с тем устанавливался налог с такого имущества [2]. Это привело к некоторому усилению роста нэпманских элементов. Отметив довольно значительные, хотя и уменьшающиеся позиции частного капитала в области торговли (22% во всем товарообороте и около 40 % в розничной торговле), февральский пленум ЦК ВКП (б) 1927 года вместе с тем подчеркнул, что «было бы переоценкой своих сил и забеганием вперед, если бы мы ставили себе задачу теперь же совершенно вытеснить частный капитал с рынка и сконцентрировать в руках кооперации и торговли все 100% товарооборота» [3]. В этой связи ставилась задача осуществлять эффективный государственный контроль за доходами физических и юридических лиц. Однако государственное регулирование затруднялось плохой постановкой учета частнокапиталистических элементов. Не случайно СНК СССР 31 декабря 1926 года принял постановление « Об учете деятельности частного капитала», возложив на Центральное статистическое управление (ЦСУ) обязанность разрабатывать и анализировать сведения о частном капитале, представляемые отдельными ведомствами и предприятиями [4].

В начале 1927 года Советское государство усиливает натиск на частных владельцев, применяя административные методы. Сессия

ЦИК СССР (14-25 февраля 1927 г.) сочла необходимым более решительно вытеснять частного торговца. С мая 1927 года временный налог на сверхприбыли частных предприятий стал постоянным.

За период с XIV до XV съезда партии доля частнокапиталистических элементов в городе в оптовой торговле упала с 9,4 до 5,1%, в розничной - с 42,7 до 32,6%, в цензовой промышленности она снизилась не только относительно (с 3,9 до 2,4%), но и абсолютно (с 469 до 165 миллионов рублей.) [5].

Для социалистической эпохи характерна крайне высокая степень централизации экономики. На первый взгляд могло показаться, что на местах происходило механическое копирование всего, что делалось в центре. Спору нет: приказная система набирала обороты, инициатива не поощрялась. В то же время в истории отдельного региона, как в капле воды, отразилась полная драматизма экономическая история советского государства. Не является исключением и Ярославская губерния, которая в 1929 году вошла в состав Ивановской промышленной области.

Во второй половине 20-х годов в СССР сложились предпосылки для успешного функционирования фондового рынка: рубль стал устойчивым, кредитно-денежная политика правительства вызывала все большее доверие частных лиц. Однако путь к эффективному инвестированию без применения мер экономического принуждения лежал только через признание прав на существование частного предпринимательства де-факто и де-юре. Рассмотрим состояние частного капитала в 1926-27 гг. на примере Ярославского общества взаимного кредита, созданного в 1923 году.

Общества взаимного кредита (ОВК) -одна из немногих форм, в которых частному капиталу было дозволено существовать до конца 20-х гг. В отчете Ярославского общества взаимного кредита было открыто заявлено, что оно обслуживает частную торговлю и промышленность [6]. Однако в своей деятельности это Общество сталкивалось с немалыми проблемами. В частности, усилился нажим наркома финансов, который выражался в запрещении выдачи кредита Госбанком, ограничении процентных ставок по депозитам. Негативно отразилось на деятельности обществ административное, насильственное

сокращение частных торговых заведений и акционерных промышленных предприятий.

Тем не менее, несмотря на все препятствия, Ярославское ОВК закончило финансовый год достаточно успешно. Однако правление Общества выразило сомнение в том, что в следующем (1927/28) финансовом году удастся столь же эффективно вести дела. «Политика правительства направлена на дальнейшее постепенное вытеснение с рынка частной торговли и промышленности и замены их кооперативной и государственной. Это вытеснение проводится ... главным образом путем налогов и отказа государственных органов в отпуске некоторых товаров частным торговцам. В районе деятельности нашего Общества в последнее время заметно напряженное состояние торгующих лиц и товариществ. Этому способствуют, с одной стороны, довольно большие налоги, с другой - недостаток на рынке промышленных товаров. Торгуют почти исключительно товарами кустарного производства, да и те приходится разыскивать иногда на далеком расстоянии. Наблюдается сокращение частной торговли, а для расширения ее в дальнейшем нет никаких данных. Все это не может не влиять на дела нашего Общества, обслуживающего частную торговлю и частную промышленность, а потому Правление с таким оптимизмом, как в прошлом году, смотреть на будущую работу Общества в 1927/28 операционном году не может» [7].

Таким образом, вполне очевидно, что советское правительство отказывалось решать проблему товарного голода в стране путем допуска частного капитала в промышленность. Это привело к резкому снижению налоговых поступлений от частных лиц, столь необходимых для индустриализации.

Другой негативной стороной экономической политики большевиков являлось то, что частный капитал перестал доверять ценным бумагам правительства. В отчете Ярославского общества взаимного кредита за 1926/27 год было отмечено, что за данный период операций по покупке государственных процентных бумаг практически не было. Исключение составляет принудительная подписка на облигации на сумму 1545 рублей. В то же время общество активно распродавало облигации: в 1926/27 году было продано государственных облигаций на сумму 22100

рублей [8], что подтверждает факт недоверия ОВК государственным ценным бумагам.

Примером жесткого вторжения советского правительства в сферу действия экономических законов может служить политика снижения цен на товары, которая рассматривалась как «средство, с помощью которого рабочий класс воздействует на снижение себестоимости, заставляет хозяйственные организации увеличивать свою маневренность, проталкивает рационализацию производства и тем самым создает действительно здоровый источник накопления» [9].

Анализируя политику большевиков, следует отметить, что они недооценили дефицитность такого ресурса, как предпринимательская способность, которая существует в каждом обществе в ограниченном количестве и действует лишь при определенных условиях. Предпринимательство, развернувшееся в условиях нэпа, было парализовано государственной волей, и его не могло заменить ни планирование в глобальных масштабах, ни привлечение государственных средств в сфере социалистического строительства. «Замораживание» и тем более государственное снижение цен без учета действия закона спроса и предложения никогда не приносили позитивных результатов. Снижение товарных цен должно опираться на снижение себестоимости в производстве. В свою очередь, снижение себестоимости продукции промышленности должно было явиться непосредственным результатом технической реконструкции и рационализации старых заводов и строительства новых, результатом повышения производительности труда. В 1928/29 г. большевикам удалось снизить себестоимость промышленной продукции на 4,4% при задании в 7%. Таким образом, план снижения себестоимости продукции был выполнен лишь на 63% [10].

Вследствие повышенного спроса на промтовары и государственного вмешательства в политику цен отпускные цены на товары стали расти, особенно на металл и металлические изделия. В связи с высокими торговыми наценками в кооперации и других торгующих организациях розничные цены также возрастают. Наибольшей величины розничный индекс на промтовары достиг к маю 1926 г. - 2,71 против 2,25 в 1925 г. [11].

Постановление Совета Труда и Обороны от 2 июля 1926 г. обязывало хозяйственные организации установить предельные накидки, снизить цены на 10% [12]. Однако данное постановление не было выполнено, и оптово-розничные «ножницы» еще больше раздвинулись.

Пленум ЦК ВКП (б) в феврале 1927 г. разработал мероприятия по снижению себестоимости и розничных цен. В ходе этого процесса снижение цен было произведено главным образом (почти на две трети) за счет торговли и в меньшей мере (около одной трети) за счет снижения отпускных цен, т. е. за счет промышленности.

Политика снижения цен сталкивалась с трудностями, которые и следовало ожидать в результате реакции рынка. В «Известиях Ярославского губкома ВКП(б)» с тревогой отмечалось, что ряд организаций снижает цены не за счет режима экономии, а за счет снижения размеров капиталонакопления, то есть эффект получился противоположным желаемому. Кроме того, наблюдался рост арендных ставок, налогов, транспортных расходов, всего того, что препятствовало, а не способствовало промышленному подъему [13].

Тем не менее, большевики не отказались от политики снижения цен. При этом средства использовались чисто политические. Руководителей, препятствующих резкому снижению цен, привлекали к партийной ответственности, независимо от того, имели они уже взыскания по служебной линии или нет. «Партия и правительство дали практические директивы и требуют их безоговорочного выполнения» [14].

Грубое вмешательство правительства в сферу частного капитала привело к исчезновению частных финансовых компаний. Так, если в 1926/27 финансовом году общества взаимного кредита существовали в Ярославле и Рыбинске и сумма баланса Ярославского общества составляла 77,58 тыс. рублей [15], то по итогам 1928 г. на территории Ярославской губернии существовало в качестве наиболее крупного частного финансового учреждения только Ростовское общество взаимного кредита. Сумма его баланса в 1927 г. составляла всего 43 тыс. рублей, а в 1928 г. и вовсе 24 тыс. рублей [16].

У государственных банков данный показатель финансовой деятельности был в пять раз больше, но если учесть, насколько благоприятны были условия, созданные для государственных банков и, напротив, крайне неблагоприятны для частных финансовых организаций, приходится удивляться, что еще в 1928 г. можно было найти в стране организации, подобные Ростовскому обществу взаимного кредита.

Таким образом, политика государственного администрирования привела фактически к полному уничтожению частных финансово-кредитных компаний. Доля частнокапиталистических элементов в торговле и промышленности ежегодно снижалась. Новая экономическая политика потерпела крах. Наступила эпоха государственно-казарменного социализма.

Библиографический список

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Текст]. 8-е изд.

- М., 1970. - Т. 3. - С. 366.

2. Собрание законов и распоряжений Рабочекрестьянского Правительства Союза Советских Социалистических республик, издаваемое Управлением делами Совета Народных Комиссаров Союза СССР и СТО [Текст]. - М., 1926. - № 6. - С. 37-39. (Далее: СЗ СССР).
3. Цит. по: Кузьмин, В. И. В борьбе за социалистическую реконструкцию 1926-1937: Экономическая политика Советского государства [Текст]. - М., 1976. - С. 31-32.
4. СЗ СССР [Текст]. - М., 1927. - №2. - С. 25.
5. Кузьмин, В. И. Указ. соч. - С. 32.
6. См.: Там же. - С. 33.
7. См.: Отчет Ярославского общества взаимного кредита за 1926/27 гг. (3-й операционный год.) [Текст]. - Ярославль, 1927. - С. 13.
8. См: Там же. - С. 13.
9. См: Там же. - С. 13.
10. Лященко, П. И. История народного хозяйства СССР [Текст]. - Т. 3. - М., 1956. - С. 232.
11. Лященко, П. И. Указ. соч. Т. 3. - С. 233.
12. Собрание Узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР, издаваемого НКЮ [Текст]. - М., 1926.- № 51. -С. 374.
13. Известия Ярославского губкома ВКП (б) [Текст]. - 1927. - №3. - С. 2.
14. См.: Там же. - С. 2.
15. Отчет Ярославского общества взаимного кредита... - С. 79.
16. Ярославский округ Ивановской промышлен- обзор [Текст]. Ярославль, 1980. - С. 79.

ной области. Экономический и культурный

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты