Спросить
Войти

Воспитательный потенциал Великой победы

Автор: указан в статье

А.К. Быков

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Более 60 лет прошло со дня окончания священной войны и достижения Великой Победы над фашистской Германией. Несмотря на давность, историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как героический символ для всего Отечества, а ее итоги и последствия — как выдающиеся события в истории нашей страны и всего мира. Так думают, согласно социологическим опросам, 70 % юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 % людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрел символическую значимость и для последующих поколений [1].

В основе такого восприятия Победы лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения здесь и генетически присущий народу патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом.

Объективно же Советский Союз принял на себя удар основных сил гитлеровской Германии и ее союзников и сыграл главную роль в их разгроме. На советско-германском фронте было уничтожено 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий союзников Германии — почти в 3,5 раза больше, чем на всех остальных фронтах Второй мировой войны. Людские потери Советского Союза, как известно, составили 27 млн. человек, в том числе потери Вооруженных сил — 8,6 млн. человек. Боевые потери фашистской Германии — 5,5 млн. человек, ее союзников — 1,2 млн., всего — 6,7 млн. человек. Но главное, следует подчеркнуть то, что фашистская армия, потерпев поражение, вообще прекратила свое существование. Напротив, Красная Армия, победив в войне, в 1945 г. насчитывала 12 млн. человек и считалась сильнейшей в мире.

Великая Победа советского народа, одержанная над фашистской Германией, обладает огромным воспитательным зарядом, потенциалом для современных поколений российских граждан. Под воспитательным потенциалом Великой Победы в данной статье понимается исторический и духовно-нравственный смысл и значение Победы для личности, общества, государства, страны, мира в целом, степень реальных возможностей применения исторического социальнопедагогического опыта войны в целях воспитания подрастающего поколения, патриотического воздействия на всех граждан страны.

Воспитательный потенциал Великой Победы в контексте исторической и духовно-нравственной ценности ее значения и уроков заключается в следующем.

1. Победа была достигнута во многом благодаря единству руководства страны и народа. Опыт Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии со всей силой подтвердил правильность вывода о том, что если

политика правительства в данной войне совпадает с интересами народных масс, то народ способен мужественно перенести все трудности войны, проявить стойкость и отвагу в борьбе с врагом, самоотверженно работать в тылу, снабжая свою армию вооружением, боеприпасами, продовольствием; что война есть всестороннее испытание всех материальных и духовных сил каждого народа и что лишь те государства способны выдержать испытания войны, которые оказывались сильнее противника по прочности тыла, по опыту, мастерству и боевому духу войск, по выдержке и единству народа и армии на всем протяжении войны. Именно таким показало себя в годы Великой Отечественной войны наше государство.

2. Единство руководства страны и народа зиждилось на благородных, справедливых целях войны. Только они способны поднять народ на борьбу и обеспечить его стойкость в ходе всей войны, вплоть до окончательной победы.
3. Победа ковалась в единстве армии и народа, армии и тыла. Помощь народа своей армии в годы Великой Отечественной войны проявлялась в самых разнообразных формах. По инициативе трудящихся в стране развернулось движение за создание фонда обороны. Граждане Советского Союза, стремясь ускорить разгром ненавистного врага, отдавали государству свои трудовые сбережения. Всего за период войны патриоты страны сдали в фонд обороны денег и различных ценностей на сумму 100 млрд. рублей. На средства, внесенные в фонд обороны, создавались танковые колонны, эскадрильи самолетов, увеличивался выпуск орудий, боеприпасов и т. д.

Духовная поддержка народом своей армии оказывала огромное влияние на повышение и укрепление морального духа Красной Армии, на поведение солдат на поле боя. Работники тыла посылали воинам на фронт миллионы патриотических писем. Они призывали своих отцов и сыновей, братьев и внуков, с оружием в руках сражавшихся на фронте, беспощадно разить врага и с победой возвратиться домой.

4. В годы войны было обеспечено единство всех социальных институтов государства и общества в борьбе с врагом.

Так, Советская власть в годы войны эффективно сотрудничала как с церковью, так и целым рядом конфессий, проявлявших патриотические устремления. Русская Православная Церковь с первых дней войны встала на сторону воюющего народа и всеми способами пыталась облегчить участь советских воинов, добиться победы над врагом. Сотрудничество государства и церкви во время войны, в частности, выражалось в сборе денег на нужды воюющего народа, в благословении советских воинов на выполнение священного долга.

5. Государство обеспечивало гибкость экономической политики в интересах победы над врагом. Под воздействием усиливавшихся в ходе войны трудностей в продовольственном обеспечении армии и гражданского населения допущена большая свобода в развитии подсобных хозяйств трудящихся, чем частично удовлетворялись и собственнические интересы граждан.
6. Победа была достигнута во многом благодаря высокому моральному духу армии в годы войны. Моральный дух армии представляет собой сложное сочетание идей, представлений о целях и характере войны, а также настроений и

чувств военнослужащих, возникающих в ходе подготовки и ведения боевых действий. Он выражается в несокрушимой воле и уверенности армии в победе над врагом, в их стойкости, мужестве, массовом героизме, способности преодолеть все тяготы войны, дисциплинированности. Каждый день ведения боевых действий требовал от солдат и офицеров максимального напряжения всех физических и духовных сил, беспредельной верности Отечеству и воинскому долгу.

7. Для советских людей был характерен массовый героизм на фронте и в тылу. Прославленный полководец Г.К. Жуков вспоминал: «Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко — подняться во весь рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались. А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19—20 лет — лучший возраст для человека — все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь» [2]. О невиданной стойкости советских воинов свидетельствует запись начальника генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии Гальдера 29 июня 1941 г.: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека...» [3: 237].
8. В идеологической работе руководство страны опиралось на историческую память народа, преемственность поколений.

Исторической основой стала генетическая память народов СССР, в которой запечатлены исторические победы Киевской Руси, Московского царства, царской России, Российской империи над иноземными захватчиками, которые вторгались в нашу страну с Востока, Юга и Запада, особенно победы над ливонскими псами-рыцарями, над татаро-монгольскими угнетателями, захватнической армией Наполеона Бонапарта. Память об этих и других исторических подвигах народов нашей страны обогащалась данными исторической науки, в первую очередь военной, а также произведениями литературы и искусства, темой которых была защита Отечества. Таких данных и произведений во время Великой Отечественной войны было очень много. Преемственность в потоке чередующихся исторических времен сплочала народ в трагическое для него время.

Историческая память с началом войны во многом способствовала осознанию советским народом опасности его существования и жизненной необходимости защиты Отечества, мощному подъему патриотизма, стала стимулом активной борьбы с агрессором, укрепляла волю к победе. Потрясение, которое испытал наш народ в начале войны, вызвало не страх — породило такие чувства, которые сделали каждого гражданина участником общей борьбы. Присущие людям ценности не носили отвлеченного, абстрактного характера, но постоянно подтверждались ходом истории, в котором отцы брали пример с дедов, сыновья — с отцов.

9. Государственные органы большое внимание уделяли целенаправленной пропаганде русского патриотизма. В пропаганде концентрировалось внимание не только на носителях патриотизма в лице революционеров, коммунистов, но и на мужественных образах народных героев прошлых веков — А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова.

В годы войны были восстановлены некоторые элементы русской военной символики в армии и приняты важные решения, поднимающие боевой дух армии и флота. В частности, было решено возродить гвардию и наиболее отличившимся соединениям и частям присваивать наименования гвардейских. В 1943 г. в армии и на флоте был возрожден важный элемент национальной формы одежды — погоны, введены новые образцы боевых знамен и порядок их вручения.

Сложные времена и тяжелая обстановка на фронте способствовали актуализации возрождения и развития таких духовных ценностей, как неодолимая стойкость и вера в непобедимость народа. Именно в самом начале войны вновь стали актуальными слова Петра I: «.Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь» [4: 187].

Национальные традиции героического прошлого нашего Отечества получили отражение в наименовании ряда военных операций в годы войны. В частности, Орловская операция 1943 г. имела название «Кутузов», а наступательная операция этого же года на белгородско-харьковском направлении получила наименование «Полководец Румянцев». План Смоленской операции, осуществленный осенью 1943 г., имел кодовое название «Суворов», а Белорусской операции 1944 г. было дано наименование «Багратион». Данью памяти великим русским полководцам было учреждение в годы войны орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова, медалей Нахимова и Ушакова. Учрежденный орден Славы рассматривался руководством страны как преемник Георгиевского креста.

10. В государственной деятельности тесно переплеталось патриотическое и интернациональное воспитание. Для нейтрализации антирусской пропаганды, адресованной противником нерусским народам СССР в целях облегчения его завоевания, в нашей пропаганде для укрепления единства общества стали чаще подчеркиваться исторические связи, общность судеб народов СССР, возвеличивались герои не только русского, но и других народов, прежде всего Богдан Хмельницкий, Георгий Саакадзе и другие.

Готовность народов России к участию в вооруженной защите общей Родины ярко проявилась, в частности, в создании национальных объединений и частей в составе Красной Армии. В годы войны было сформировано 56 таких соединений, в том числе 21 стрелковая дивизия; кроме них, 20 кавалерийских дивизий (калмыцких — 2, башкирских — 2, чечено-ингушских — 1, кабардино-балкарских - 1 и т. д.) [5: 79].

11. Активное развитие в годы войны гражданственности у советских людей, смысл которой состоял в осознании каждым из них своих прав и обязанностей по отношению к народу, государству и обществу, в осмыслении своего отношения к выполняемому воинскому долгу.
12. Проводимая патриотическая деятельность черпала свои силы в культуре народа и опиралась на нее. Культура была одним из важнейших факторов, объединявших людей, не разделялась на специфически отдельные для ин-

теллигенции, другие для простого народа слои. К примеру, советская песня была одним из выдающихся и в то же время наиболее демократичных явлений отечественной культуры и пользовалась заслуженной популярностью среди великого множества самых непохожих друг на друга людей.

13. Осуществление идеологической опоры на нравственно-духовные ценности жизни народа. Духовная, нравственная основа неизменно занимала доминирующее положение в жизни людей и не заслонялась вполне естественным стремлением к материальному достатку и бытовому комфорту.
14. Обеспечение качественной информационно-воспитательной составляющей государственной политики.

Важным направлением укрепления морального духа народа и армии являлось обеспечение оперативной информацией о положении дел в действующей армии и в различных регионах страны. Огромное значение в решении этой задачи придавалось радиовещанию. Оно велось не только на русском, но и на языках других народов СССР. Центральное радио работало более 18 часов в сутки на 70 языках народов СССР и 28 иностранных. По указанию ЦК ВКП (б) и правительства Всесоюзное радио постоянно совершенствовало радиопередачи, вводило новые программы, расширяло тематику и увеличивало время трансляции центральных передач для воинов. Кроме «Последних известий», которые с началом войны стали транслироваться 14 раз в сутки, с 23 июня 1941 г. в эфир вышла регулярная передача «Слушай, фронт!», знакомившая воинов с жизнью и деятельностью тыла. Всесоюзное радио ввело передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронта».

15. Достижение безоговорочного нравственного превосходства над врагом. Содержание понятия «нравственное превосходство» составляют такие существенные признаки, как более широкие социальные возможности формирования высокого нравственного потенциала по сравнению с противником; качественно иное состояние уже имеющихся нравственных сил, чем у противника; наличие условий и факторов более полной реализации в войне совокупных нравственных сил общества; готовность и способность советских людей перенести любые испытания и тяготы войны и не утратить воли к победе над врагом и др.

Нравственный фактор в войне сыграл чрезвычайно важную роль. Верно сказал М.А. Шолохов: «Воюют-то не просто народы, армии, солдаты и генералы. Сражаются идеи. Превосходство и духовная зрелость советского воина были несомненны даже в самые трудные первые дни войны». И эти качества - возвышенные и благородные чувства патриотизма, нравственную стойкость, безграничную верность своей Родине - советские воины пронесли от Брестской крепости до Бранденбургских ворот.

16. Объективная историческая значимость разгрома врага для будущего нашего Отечества. Для нашей страны победа означала спасение исторического прошлого, своей территории, обеспечение независимости, сохранение нового общественного и государственного строя, социальных завоеваний и социалистической перспективы развития. В результате победы над фашизмом Советский

Союз вышел из войны с высоким морально-политическим авторитетом и возросшей военной силой, соизмеримой с военной силой США. Гуманистический смысл победы над фашизмом велик потому, что она политически поставила вопрос об устранении из жизни общества мировых войн как общественно-политического явления. Война пополнила исторический опыт человечества новым содержанием, опытом международного сотрудничества в борьбе за выживание человечества, опытом осознания общей ответственности всех народов за жизнь на Земле. Этот опыт имеет непреходящее значение.

Кроме вышеперечисленного, воспитательный потенциал Великой Победы заключается в конкретных формах, методах эффективного педагогического взаимодействия людей на фронте и в тылу, богатейшем опыте воспитательной работы в экстремальных условиях, накопленном в годы войны.

Таково основное содержание воспитательного потенциала Великой Победы. Оно выражает глубинные истоки формирования фундаментальных качеств гражданина и воина, без которых немыслимо экономическое и социально-политическое функционирование и развитие общества, российского государства.

В современных условиях реализация воспитательного потенциала Великой Победы означает новое осмысление историко-педагогического опыта борьбы и победы советского народа в войне и его применение для воспитания гражданско-патриотических качеств в интересах решения стоящих перед обществом и государством задач в экономической, социальной, политической, военной и духовной сферах.

Библиографический список

1. Новая и новейшая история. - 2000. - № 4. - С. 3-14.
2. Рядовые Великой Отечественной // Красная звезда. - 1994. - 15 октября.
3. Совершенно секретно! Только для командования! Стратегии фашистской Германии в войне против СССР: документы и материалы. - М., 1967.
4. Приказ Петра I перед Полтавской битвой // Русский архив. - 1871.
5. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. - М.: Луч, 1995.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты