А.К. Быков
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Более 60 лет прошло со дня окончания священной войны и достижения Великой Победы над фашистской Германией. Несмотря на давность, историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как героический символ для всего Отечества, а ее итоги и последствия — как выдающиеся события в истории нашей страны и всего мира. Так думают, согласно социологическим опросам, 70 % юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 % людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрел символическую значимость и для последующих поколений [1].
В основе такого восприятия Победы лежат объективные и субъективные обстоятельства. С субъективной точки зрения здесь и генетически присущий народу патриотизм, и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны и послевоенной историей страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом.
Объективно же Советский Союз принял на себя удар основных сил гитлеровской Германии и ее союзников и сыграл главную роль в их разгроме. На советско-германском фронте было уничтожено 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий союзников Германии — почти в 3,5 раза больше, чем на всех остальных фронтах Второй мировой войны. Людские потери Советского Союза, как известно, составили 27 млн. человек, в том числе потери Вооруженных сил — 8,6 млн. человек. Боевые потери фашистской Германии — 5,5 млн. человек, ее союзников — 1,2 млн., всего — 6,7 млн. человек. Но главное, следует подчеркнуть то, что фашистская армия, потерпев поражение, вообще прекратила свое существование. Напротив, Красная Армия, победив в войне, в 1945 г. насчитывала 12 млн. человек и считалась сильнейшей в мире.
Великая Победа советского народа, одержанная над фашистской Германией, обладает огромным воспитательным зарядом, потенциалом для современных поколений российских граждан. Под воспитательным потенциалом Великой Победы в данной статье понимается исторический и духовно-нравственный смысл и значение Победы для личности, общества, государства, страны, мира в целом, степень реальных возможностей применения исторического социальнопедагогического опыта войны в целях воспитания подрастающего поколения, патриотического воздействия на всех граждан страны.
Воспитательный потенциал Великой Победы в контексте исторической и духовно-нравственной ценности ее значения и уроков заключается в следующем.
политика правительства в данной войне совпадает с интересами народных масс, то народ способен мужественно перенести все трудности войны, проявить стойкость и отвагу в борьбе с врагом, самоотверженно работать в тылу, снабжая свою армию вооружением, боеприпасами, продовольствием; что война есть всестороннее испытание всех материальных и духовных сил каждого народа и что лишь те государства способны выдержать испытания войны, которые оказывались сильнее противника по прочности тыла, по опыту, мастерству и боевому духу войск, по выдержке и единству народа и армии на всем протяжении войны. Именно таким показало себя в годы Великой Отечественной войны наше государство.
Духовная поддержка народом своей армии оказывала огромное влияние на повышение и укрепление морального духа Красной Армии, на поведение солдат на поле боя. Работники тыла посылали воинам на фронт миллионы патриотических писем. Они призывали своих отцов и сыновей, братьев и внуков, с оружием в руках сражавшихся на фронте, беспощадно разить врага и с победой возвратиться домой.
Так, Советская власть в годы войны эффективно сотрудничала как с церковью, так и целым рядом конфессий, проявлявших патриотические устремления. Русская Православная Церковь с первых дней войны встала на сторону воюющего народа и всеми способами пыталась облегчить участь советских воинов, добиться победы над врагом. Сотрудничество государства и церкви во время войны, в частности, выражалось в сборе денег на нужды воюющего народа, в благословении советских воинов на выполнение священного долга.
чувств военнослужащих, возникающих в ходе подготовки и ведения боевых действий. Он выражается в несокрушимой воле и уверенности армии в победе над врагом, в их стойкости, мужестве, массовом героизме, способности преодолеть все тяготы войны, дисциплинированности. Каждый день ведения боевых действий требовал от солдат и офицеров максимального напряжения всех физических и духовных сил, беспредельной верности Отечеству и воинскому долгу.
Исторической основой стала генетическая память народов СССР, в которой запечатлены исторические победы Киевской Руси, Московского царства, царской России, Российской империи над иноземными захватчиками, которые вторгались в нашу страну с Востока, Юга и Запада, особенно победы над ливонскими псами-рыцарями, над татаро-монгольскими угнетателями, захватнической армией Наполеона Бонапарта. Память об этих и других исторических подвигах народов нашей страны обогащалась данными исторической науки, в первую очередь военной, а также произведениями литературы и искусства, темой которых была защита Отечества. Таких данных и произведений во время Великой Отечественной войны было очень много. Преемственность в потоке чередующихся исторических времен сплочала народ в трагическое для него время.
Историческая память с началом войны во многом способствовала осознанию советским народом опасности его существования и жизненной необходимости защиты Отечества, мощному подъему патриотизма, стала стимулом активной борьбы с агрессором, укрепляла волю к победе. Потрясение, которое испытал наш народ в начале войны, вызвало не страх — породило такие чувства, которые сделали каждого гражданина участником общей борьбы. Присущие людям ценности не носили отвлеченного, абстрактного характера, но постоянно подтверждались ходом истории, в котором отцы брали пример с дедов, сыновья — с отцов.
В годы войны были восстановлены некоторые элементы русской военной символики в армии и приняты важные решения, поднимающие боевой дух армии и флота. В частности, было решено возродить гвардию и наиболее отличившимся соединениям и частям присваивать наименования гвардейских. В 1943 г. в армии и на флоте был возрожден важный элемент национальной формы одежды — погоны, введены новые образцы боевых знамен и порядок их вручения.
Сложные времена и тяжелая обстановка на фронте способствовали актуализации возрождения и развития таких духовных ценностей, как неодолимая стойкость и вера в непобедимость народа. Именно в самом начале войны вновь стали актуальными слова Петра I: «.Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь» [4: 187].
Национальные традиции героического прошлого нашего Отечества получили отражение в наименовании ряда военных операций в годы войны. В частности, Орловская операция 1943 г. имела название «Кутузов», а наступательная операция этого же года на белгородско-харьковском направлении получила наименование «Полководец Румянцев». План Смоленской операции, осуществленный осенью 1943 г., имел кодовое название «Суворов», а Белорусской операции 1944 г. было дано наименование «Багратион». Данью памяти великим русским полководцам было учреждение в годы войны орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова, медалей Нахимова и Ушакова. Учрежденный орден Славы рассматривался руководством страны как преемник Георгиевского креста.
Готовность народов России к участию в вооруженной защите общей Родины ярко проявилась, в частности, в создании национальных объединений и частей в составе Красной Армии. В годы войны было сформировано 56 таких соединений, в том числе 21 стрелковая дивизия; кроме них, 20 кавалерийских дивизий (калмыцких — 2, башкирских — 2, чечено-ингушских — 1, кабардино-балкарских - 1 и т. д.) [5: 79].
теллигенции, другие для простого народа слои. К примеру, советская песня была одним из выдающихся и в то же время наиболее демократичных явлений отечественной культуры и пользовалась заслуженной популярностью среди великого множества самых непохожих друг на друга людей.
Важным направлением укрепления морального духа народа и армии являлось обеспечение оперативной информацией о положении дел в действующей армии и в различных регионах страны. Огромное значение в решении этой задачи придавалось радиовещанию. Оно велось не только на русском, но и на языках других народов СССР. Центральное радио работало более 18 часов в сутки на 70 языках народов СССР и 28 иностранных. По указанию ЦК ВКП (б) и правительства Всесоюзное радио постоянно совершенствовало радиопередачи, вводило новые программы, расширяло тематику и увеличивало время трансляции центральных передач для воинов. Кроме «Последних известий», которые с началом войны стали транслироваться 14 раз в сутки, с 23 июня 1941 г. в эфир вышла регулярная передача «Слушай, фронт!», знакомившая воинов с жизнью и деятельностью тыла. Всесоюзное радио ввело передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронта».
Нравственный фактор в войне сыграл чрезвычайно важную роль. Верно сказал М.А. Шолохов: «Воюют-то не просто народы, армии, солдаты и генералы. Сражаются идеи. Превосходство и духовная зрелость советского воина были несомненны даже в самые трудные первые дни войны». И эти качества - возвышенные и благородные чувства патриотизма, нравственную стойкость, безграничную верность своей Родине - советские воины пронесли от Брестской крепости до Бранденбургских ворот.
Союз вышел из войны с высоким морально-политическим авторитетом и возросшей военной силой, соизмеримой с военной силой США. Гуманистический смысл победы над фашизмом велик потому, что она политически поставила вопрос об устранении из жизни общества мировых войн как общественно-политического явления. Война пополнила исторический опыт человечества новым содержанием, опытом международного сотрудничества в борьбе за выживание человечества, опытом осознания общей ответственности всех народов за жизнь на Земле. Этот опыт имеет непреходящее значение.
Кроме вышеперечисленного, воспитательный потенциал Великой Победы заключается в конкретных формах, методах эффективного педагогического взаимодействия людей на фронте и в тылу, богатейшем опыте воспитательной работы в экстремальных условиях, накопленном в годы войны.
Таково основное содержание воспитательного потенциала Великой Победы. Оно выражает глубинные истоки формирования фундаментальных качеств гражданина и воина, без которых немыслимо экономическое и социально-политическое функционирование и развитие общества, российского государства.
В современных условиях реализация воспитательного потенциала Великой Победы означает новое осмысление историко-педагогического опыта борьбы и победы советского народа в войне и его применение для воспитания гражданско-патриотических качеств в интересах решения стоящих перед обществом и государством задач в экономической, социальной, политической, военной и духовной сферах.
Библиографический список