2004.03.033. БРАМ Ч. МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Изучение израильско-черкесской общности.
BRAM СН. Muslim revivalism and the emeigence of civic society. A case study of an Israeli-Circassian community // Centr. Asian survey. -Abingdon, 2003. - Vol.22, N 1. - P. 5-21.
Чен Брам (Еврейский университет, Иерусалим, Израиль) анализирует сложное взаимодействие между исламским возрождением и гражданским обществом на примере черкесской общины. На самом деле речь идет об адыгах, эмигрировавших в Османскую империю после российского завоевания Кавказа и поселившихся в том числе на нынешней территории Израиля в конце 1870-х годов (на Ближнем Востоке их называют черкесами, и автор повторяет этот термин). Сейчас в Израиле две черкесские деревни с населением в 2200 и 800 человек, их жители подчеркивают свои хорошие отношения как с арабскими, так и с еврейскими соседними поселениями. Черкесы, единственные из мусульман, подлежат обязательной военной службе в армии Израиля.
В 1950г. в большей черкесской деревне был создан местный совет и проведены первые демократические муниципальные выборы в нееврейском секторе Израиля. Новый статус, принесший правительственные финансовые ассигнования и самостоятельность в решении местных дел, способствовал успешному развитию деревни -проведены электричество и водопровод. Правда, в 80-е годы тот же статус и соответствующие ему преимущества получили арабские деревни. Поэтому черкесы и друзы стали острее ощущать свое неравенство с еврейским сектором, что и способствовало появлению исламского возрождения.
Во время муниципальных выборов 1988 г. в черкесской деревне несколькими юношами, связанными с арабскими исламистами, сформировался особый исламский список - «Аль-Hyp». Этих юношей называли «вернувшимися к религии», в отличие от преобладавшей в деревне традиционной религиозной модели. Неожиданно «Аль-Hyp» получил два из семи мест в совете. «Кристаллизация этой исламской группы, ее относительный успех и вторжение религии в политику было беспрецедентным в консервативной черкесской общности» (с. 10).
Появление первой религиозной группы ускорило формирование других социальных групп в деревне: «Черкесская культурная и национальная ассоциация», «Юношеский спортивный центр», «30 -плюс клуб» (последний ориентирован на израильскую культуру). Все эти гражданские организации участвовали в следующих муниципальных выборах 1993г., ограничив политическое влияние «Аль-Нур» и оказав воздействие на ряд черт группы.
Идеология исламского возрождения стремится установить связь между черкесской общностью и остальным миром, она снижает роль доисламских традиций адыгов. Особенно заметным оказалось влияние исламистов в школе: они требуют возвращения в начальной школе к обучению на арабском языке (с 1977 г. оно идет на иврите — единственный случай в нееврейском секторе страны), проводят дополнительные занятия по религии. Косвенно исламисты способствовали и снижению статуса службы черкесов в израильской армии (было несколько случаев отказа от службы и дезертирства).
Тем не менее, успех «Аль-Нур» был ограниченным, группа вскоре превратилась в «маргинальную силу», прежде всего из-за сложного взаимодействия между «религиозной и этнонациональной идентичностями в черкесской общности» (с. 14). Первая фактически подчинена второй. «Идеология возрождения осознавалась как угроза желанию сохранить культурное наследие сообщества и четкие границы, отделяющие его от нечеркесских мусульманских соседей»
(с. 15).
В то же время деятельность исламистов, подтолкнув создание новых социальных групп, вела к изменению традиционной социальной структуры деревни. Об этом свидетельствовали успех «30 - плюс клуба», первая за более чем 120 лет поездка на Кавказ в 1990 г. и последующие обмены визитами, победа в муниципалитете представителей новых веяний. Этот черкесский опыт сходен с тенденциями у друзов и бедуинов Израиля.
Таким образом, вновь подчеркивает автор, взаимоотношения между исламским возрождением и рождением гражданского общества диалектичны и сложны. Исламские группы сами обладают некоторыми чертами гражданского общества, действуя за рамками традиционной клановой системы, они расчищают путь и показывают пример различным группам «с другими идеологическими и политическими Целями» (с. 19).
С. И. Кузнецова