Спросить
Войти

В ПОИСКАХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ТРАДИЦИИ (К ИЗДАНИЮ ПЕРВОГО ТОМА СЕРИИ HANDBOOK OF NORTH AMERICAN INDIANS)

Автор: указан в статье

РЕФЛЕКСИЯ

И. И. Крупник

В ПОИСКАХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ТРАДИЦИИ (К ИЗДАНИЮ ПЕРВОГО ТОМА СЕРИИ HANDBOOK OF NORTH AMERICAN INDIANS)

АННОТАЦИЯ. В статье описана пятидесятилетняя история создания монументальной энциклопедической серии Handbook of North American Indians, которая издавалась Смитсоновским Институтом в Вашингтоне. 20-томная справочная серия была первоначально задумана в 1966 г. и планировалась к публикации в 1976 г. Из-за продолжающихся задержек с изданием отдельных томов первый том серии «Введение» после недолгой первоначальной работы в 1972-1975 гг. был в итоге отложен. В 2013-2014 гг. группа смитсоновских антропологов возобновила работу над незаконченным «Введением», предложив его полностью измененное содержание, новую редколлегию и совершенно новый состав авторов. Возрождение издания вступительного тома после сорокалетнего перерыва открыло уникальную возможность оценить то, как изменились методы изучения культур индейцев Северной Америки, и то, как индейцы описываются и представляются современной аудитории, включая самих коренных американцев. Новое «Введение» к серии фактически не повторяет ни одной главы из первоначального содержания 1972 г. Взамен оно предлагает читателям новые темы XXI века, включая появление электронных (сетевых) сфер культурного наследия, новые формы партнерства с аборигенными организациями и культурными экспертами, растущее значение этических принципов в работе с аборигенными общинами и видение культурных явлений глазами коренных американцев.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индейцы Северной Америки, антропология, энциклопедическая серия, Смитсоновский институт, Уильям Стёртевант

УДК 394

D O I 10.31250/2618-8600-2019-3(5)-193-212

КРУПНИК Игорь Ильич — д. б.н., к. и.н., куратор арктических и северных этнологических коллекций, заведующий отделом антропологии Национального музея естественной истории, Смитсоновский институт (США, Вашингтон) E-mail: krupniki@si.edu

В 2013-2014 гг. отдел антропологии Национального музея естественной истории Смитсоновского Института в Вашингтоне совместно с Национальным музеем американских индейцев возобновил издание серии «Энциклопедический справочник по индейцам Северной Америки» (Handbook of North American Indians — далее HNAI). Работа над серией фактически прекратилась в 2008 г. после выхода второго тома «Индейцы в современном обществе» (Bailey 2008) и кончины ее главного редактора, известного антрополога-индеаниста Уильяма Стёртеванта (1926-2007). Серия планировалась к печати еще в 1970-е гг.; ее предполагалось издать в 20 томах летом 1976 г., к 200-летней годовщине независимости США.

С 1970-х гг. сроки выпуска серии постоянно сдвигались; к 2008 г. было издано всего 15 томов: 2-15 и 17 (Рис. 1; Приложение 1). В начале 2000-х гг. редакция надеялась издать еще том 16 — «Технологии и изобразительное искусство» (Technology and Visual Arts); но эти планы не осуществились. Три заключительных тома: «Биографический словарь (американских индейцев)» (18-19) и «Указатель» (20) — с самого начала рассматривались как справочные приложения. Потому главным пробелом в серии после 2008 г. оставался неизданный первый том — «Введение».

Рис. 1. Серия Handbook ofNorth American Indians (Тт. 2-17, 1978-2008)

Трудно переоценить значение такого вводного тома, который должен был стать своего рода «прологом» к фундаментальной сводке материалов о коренных народах Северной Америки. Сейчас работа над рукописью тома почти закончена, и он может выйти в свет в конце 2020 г. — спустя более чем сорок лет после выхода первых томов серии («Калифорния», т. 8 (Heizer 1978) и «Северо-восток», т. 15 (Trigger 1978)) и через двенадцать лет с момента издания последнего на сегодняшний день тома (Bailey 2008). Это позволит закрыть гигантский разрыв, как тематический, так

и хронологический, и показать, как нынешняя американская антропология исследует и представляет культуру, историю и современное состояние коренных жителей Северной Америки в XXI в.

В этой статье я хотел бы ответить на три вопроса: чем Том 1 в 2019 г. отличается от своего прототипа 1970-х гг.; как проходила первоначальная работа над вводным томом в 1970-е гг.; и в чем нынешняя редколлегия тома видела свои задачи в 2014-2019 гг.

ОБЩИЕ КОНТУРЫ СЕРИИ: 1966-2008 гг.

Планирование и публикация HNAI с момента первого обсуждения в отделе антропологии зимой-весной 1966 г. (он назывался тогда Smithsonian Office of Anthropology — SOA) было самым крупным событием в области изучения коренных жителей Северной Америки во второй половине XX века и вплоть до открытия Национального музея американских индейцев в Вашингтоне в 2004 г. Оно также инициировало невиданное ранее в индеанистике взаимодействие между специалистами разных областей, между учеными, общинами и экспертами в сфере культуры из среды коренных американцев. В течение сорока лет сотни специалистов по истории, этнологии, культуре, языкам, политической и общественной жизни индейцев работали в рамках единого плана, который был разработан редколлегией и главным редактором серии и был последовательно осуществлен небольшой по размеру издательской группой из десятка постоянных сотрудников.

Серия HNAI превзошла всех своих предшественников по числу участвовавших в ней авторов (более 850, включая нынешний вступительный том), количеству отдельных статей-глав (почти 900), ссылок на публикации о всех аспектах жизни северо-американских индейцев с начала XVI в. до 2018 г. (более 60 тысяч), числу карт и исторических фотографий, использованных для иллюстраций (свыше 15 тысяч), и общему объему материалов в 16 богато иллюстрированных книгах in quarto (том 13 был издан в двух книгах). По явно неполным подсчетам, с 1979 г. было напечатано свыше 120 рецензий на отдельные тома серии, включая несколько рецензий в российских академических журналах (Березкин 2002а; 2002b; 2006).

Как наиболее авторитетный источник по истории и культуре индейцев Северной Америки серия HNAI или ее отдельные тома имеются в 2 100 библиотеках мира, включая главные библиотеки России (в том числе МАЭ), а также в сотнях национальных индейских организаций, племенных офисов, музеев и колледжей в США и Канаде и в личных библиотеках ученых-американистов. Я хорошо помню, как приезжавшие в Москву в 1980-е гг. американские участники проекта «Перекрестки континентов» (Crossroads of Continents), включая главного редактора серии Уильяма

Стёртеванта (Рис. 2), привозили коробки с новыми томами и раздавали их своим советским коллегам.

Успех HNAI был во многом обусловлен давними традициями изучения индейцев в американской антропологии, в том числе в Смитсоновском Институте, где в 1879-1965 гг. действовало специальное Бюро американской этнологии (Bureau of American Ethnology). Его сотрудники издали первый двухтомный энциклопедический справочник об американских индейцах, Handbook of American Indians North of Mexico (Hodge 19071910), семитомную серию Handbook of South American Indians (Steward 1946-1959) и другие классические работы по индеанистике — справочники, монографии по отдельным племенам и группам, карты и лингвистические классификации.

Рис. 2. Главный редактор серии У. Стёртевант (слева) в МАЭ в 1983 г (?) за отбором экспонатов для выставки «Перекрестки континентов». В центре — Дж. ВанСтоун, справа — Б. Холм, на заднем плане — С. Я. Серов и сотрудница МАЭ РАН. Фото Ж.-Л. Руссело из коллекции Арктического научного центра Смитсоновского института

Опираясь на эту традицию, издатели НКА1 должны были решить несколько задач. Они должны были сохранить высокий академический уровень 20-томной серии на протяжении ее издания, которое в итоге растянулось на 40 лет. Одновременно они не могли не учитывать изменений в научных данных, трактовках и общественных взглядах на историю и культуру коренного населения Северной Америки за время подготовки серии. Этот период (1966-2008) ознаменовался гигантскими переменами в отношениях трех североамериканских государств — США, Канады и Мексики — и в политическом и общественном статусе коренных американцев.

Попытки согласовать эти два требования: постоянство высокого академического уровня и непрерывность обновления материалов серии — стали центральной темой истории ее вступительного тома. Сравнение того, что

считали важным отразить редакторы «Введения» в 1970-х и в 2010-х гг., показывает, насколько резко изменились как ориентация научных исследований в американской индеанистике, так и сама читательская аудитория HNAI со второй половины XX в. и до наших дней.

ИСТОРИЯ ПЕРВОГО НЕЗАКОНЧЕННОГО «ВВЕДЕНИЯ»:1966-1975 гг.

По определению любое многотомное издание должно иметь «первый» том; но такие первые тома далеко не всегда планируются как «введение». Например, прообраз HNAI, двухтомный Handbook of American Indians North of Mexico (Hodge 1907-1910), был построен как алфавитный справочник. В его первом томе были алфавитные статьи от A до M с очень коротким техническим предисловием (Hodge 1907b: v-ix), а во втором — статьи от N до Z, плюс библиография и указатель, без специального «введения». Следующая многотомная смитсоновская серия Handbook of South American Indians (Steward 1946-1959) была построена на культурно-историческом принципе. Ее первый том был посвящен так называемым окраинным (marginal) племенам, включая аборигенные группы юга Южной Америки, Чако и восточной Бразилии. Он открывался одностраничным вступлением и коротким предисловием главного редактора серии (Steward 1946b), то есть опять же без общего «введения».

16-томная серия Handbook of Middle American Indians (Wauchope 1964-1976), самый близкий интеллектуальный аналог HNAI, предполагала первый том под названием «Введение» (Wauchope 1960: 139). Но когда он вышел из печати в 1964 г. (West 1964), он имел другое заглавие — «Природная среда и ранние культуры», то есть был посвящен тому, что сейчас называют экологией и археологией древнего периода. Он открывался первой тематической главой (Maldonado Koerdell 1965), без какого-либо предисловия редактора. Анализ других многотомных изданий 1960-х гг. по антропологии, истории и социальным наукам показывает, что к моменту появления HNAI идея специального вступительного тома к большой энциклопедической серии только зарождалась.

Отсутствие устойчивой традиции «вводного» тома проявилось и на первых обсуждениях HNAI в Смитсоновском отделе антропологии (SOA) зимой-весной 1966 г., где обсуждалась структура серии. Сразу же столкнулись три точки зрения: давать статьи в алфавитном порядке, от «A» до «Z» — как Handbook of American Indians North of Mexico, или же тематически: по географическим или культурным ареалам — как организованы Handbook of South American Indians или многотомная серия «Народы мира: этнографические очерки» (Толстов 1956-1966), или по научным дисциплинам (археология, этнология, лингвистика и т. п.) — как Handbook of Middle American Indians. В первых двух случаях вступительный том к серии был не нужен: первый том начинался с буквы «А» или

с какой-то области или группы народов в соответствии с замыслом редколлегии, как в серии «Народы мира», которая открывалась томом «Народы Австралии и Океании» (Токарев, Толстов 1956) или в новой серии «Народы и культуры», которая открылась томом «Русские» (Александров, Власова, Полищук 1997). В последнем случае вступительный том или специальное «введение» могли быть предусмотрены, но не обязательны. Первый том мог строиться как «вступление» лишь в рамках определенного взгляда на предмет серии — хронологического или тематического.

Анализ документов SOA за январь-сентябрь 1966 г. (они хранятся в фонде HNAI в Смитсоновском Национальном антропологическом архиве в Вашингтоне) показал, что все эти точки зрения имели как своих сторонников, так и противников. Автор первого известного тематического проспекта HNAI, археолог Ричард Вудберри предложил посвятить первый том «географии, культурным и природным ареалам, лингвистике и истории изучения американских индейцев». Этот план явно повторял только что вышедший первый том серии Handbook of Middle American Indians (West 1964). Очевидно, что идея сделать первый том HNAI «вступлением» к серии пришла не сразу; она ознаменовала разрыв с тогдашней традицией многотомных справочных изданий.

В мае 1966 г. коллеги-американисты в SOA предложили У. Стёртеванту стать главным редактором HNAI, и тогда видение серии сместилось в сторону тематической организации, сторонником которой был Стёртевант. Но тема и структура первого тома долго оставались нерешенными. Первый известный проспект серии со Стёртевантом в качестве главного редактора от октября 1966 г. включал первый том под заглавием «Происхождение» (Origins) и состоял из трех частей: «Земля» (природная среда), «Люди» (демография, биологическая и медицинская антропология) и «Культура» (преимущественно археология и происхождение первых американцев). Впоследствии такая структура была использованы для третьего тома серии под названием Environment, Origins, and Populations (Ubelaker 2006).

Свидетельства того, что Стёртевант стал склоняться именно к «вступительному» тому серии (и видеть себя в качестве его редактора) относятся лишь к марту 1970 г. (Link, Krupnik n. d.). Организаторам HNAI потребовалось почти четыре года, чтобы дойти до такого понимания тома, и затем еще год, чтобы определить его структуру. В феврале 1971 г. Стёртевант подготовил одиннадцатистраничный проспект HNAI с предварительным содержанием всех 17 (на тот момент) томов серии. Том 1 состоял из десяти разделов: введение к серии; история изучения североамериканских индейцев; основные источники; общая история индейских культур; социальная и политическая организация; религия и народная медицина; социализация, психология и национальный характер; устное творчество; музыка и танцы; игры. Эта структура первого тома воспроизведена в единственной публикации того времени, посвященной подготовке HNAI (Sturtevant 1971: 6).

Полное содержание будущего вступительного тома появилось лишь в марте 1972 г. Оно включало названия всех 52 (впоследствии 53) планируемых глав с примерным количеством страниц в каждой и именами возможных авторов. По этому проспекту хорошо видно, как виделось содержание тома его будущему редактору и главному редактору серии. Самая большая глава «Отношения индейцев с европейцами» должна была занять 100 страниц; глава «История изучения индейцев с 1879 г. » — 80 страниц, глава об истории изучения до 1879 г. — 50. Все прочие главы планировались объемом по 20-30 стр., некоторые — еще короче.

Если бы том «Введение» с таким содержанием был издан в 1970-е гг., он стал бы уникальной сводкой по культурам североамериканских индейцев. Это была бы толстая книга в 800 страниц с обширной библиографией, десятками исторических фотографий и карт, детальным алфавитным указателем. Среди ее авторов (всего 60 чел.) предполагались редакторы других томов НЫЛ1 (А. Годдард, А. Ортиз, Р. Хайзер, Ф. Хульсе, Д. Уокер, У. Уошбурн), крупные фигуры в тогдашней американской антропологии (Дж. Мёрдок, Э. Спайсер, У. Фентон, Е. Адамсон Хёбел, Ф. Эгган), индейские активисты и интеллектуалы (Р. Баффалохэд, В. Делориа, Р. Косто, С. Момадэй и др.) и десятки активно работавших американских, канадских и европейских антропологов. Для сравнения в североамериканском полутоме «Народы Америки» в серии «Народы мира» (Ефимов, Токарев 1959) участвовало лишь 16 авторов, притом ни одного зарубежного специалиста. Сам Стёртевант определял роль «Введения» следующим образом:

Том имеет две основные цели... Первое: представить общее введение ко всей 20-томной серии НЫЛ1, включая ее историю, задачи и организацию работы. Мы также хотим получить написанные доступным языком вводные очерки, которые служили бы общим фоном для более детальных материалов в других томах, особенно для не-ан-тропологов и не-американистов. ... Одновременно том должен служить введением к методологии, источникам и основным достижениям североамериканистской антропологии и ее истории. Скорее всего он впоследствии станет прекрасным учебником для различных курсов по антропологии и истории американских индейцев ^ийетай 1972Ь: 1*).

Тем не менее очевидный научный уклон вступительного тома неизбежно проецировал академический и обращенный в прошлое характер серии НЫА1 — как для ученых-американистов, так и для нарождающейся интеллигенции из среды американских индейцев и широкого круга читателей. Подобная ориентация вводного тома в 1972 г. имела бы определенное звучание в свете социально-политических событий своего времени, которое ознаменовалось борьбой за гражданские права в США в 1960-е гг., появлением движения за права американских индейцев, знаменем которого стала серия массовых акций (оккупация Алькатраса и Маунт-Рашмора

в 1969-1971 гг., вооруженное противостояние в Вундид-Ни (Wounded Knee) в 1973 г. и других) (Deloria 2008; Fixico 2013; Hertzberg 1988; Smith and Warrior 1996).

В мае-июне 1972 г. издательская группа HNAI разослала стандартные письма-приглашения всем предполагавшимся авторам тома с приложением его пятнадцатистраничного проспекта, списком всех 53 глав и ожидаемым размером отдельных глав-статей. Очень быстро возникли первые трудности. Многие авторы отказались сотрудничать; другие просили отсрочки; некоторые письма остались без ответа. К объявленному сроку представления рукописей (июнь 1973 г.) редакция получила тексты только трех глав из 53. К началу 1974 г. их стало десять, но недостаток времени для запланированного выхода тома в 1976 г. был очевиден. Понимая это, редакция HNAI решила сосредоточиться на издании двух томов, для которых имелось наибольшее число написанных глав: «Калифорния» (Т. 8, Heizer 1978) и «Северо-Восток» (Т. 15, Trigger 1978). В мае 1979 г. в письме к одному из авторов тома Стёртевант признал: «... к сожалению, работа над первым томом откладывается и он может стать одним из последних изданных в серии» (Sturtevant 1979*).

Все выходившие с 1978 г. тома HNAI включали стандартное заявление в начале «Предисловия от редактора»: «... читатели могут обратиться к Тому 1, "Введение" за общей характеристикой антропологических и исторических методов и источников (серии) <...>, а также за подробным описанием истории ее создания» (Fogelson 2004: xiii; Helm 1981: xiii; Ortiz 1979: xiii). Но работа над томом «Введение» по сути прекратилась после 1975 г. и с выходом каждого нового тома HNAI отодвигалась все дальше. После болезни и кончины Стёртеванта в 2007 г. и официального закрытия издательской группы HNAI в декабре 2007 г. шансы на издание вступительного тома стали минимальными. В 2008 г. все имевшиеся подготовительные материалы были переданы в фонд HNAI в Национальном антропологическом архиве. Они уместились в одной архивной коробке.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ «ВВЕДЕНИЯ»: 2013-2014 гг.

Пять лет спустя, в феврале 2013 г., я пришел в архив, чтобы оценить, возможно ли в принципе возобновить издание Тома 1. Его архивные папки были сгруппированы в алфавитном порядке по фамилиям авторов глав. Кроме того, имелось несколько папок общего содержания: «Вступление» (в основном копии проспекта тома 1972 г.), «Предварительные проспекты», «Письма к авторам» и «Отрицательные ответы».

В короткой сводке о статусе тома, предположительно от начала 1975 г., значилось, что 12 глав были получены от авторов; 29 глав имеют назначенных авторов, но пока не поступили в редакцию; и 11 глав не имели авторов, то есть очевидно не были начаты. В файлах не было никаких документов,

которые указывали бы на продолжение работы после 1975 г. и каких-либо свидетельств того, что «просроченные» главы были когда-либо написаны и поступили в редакцию. Независимый источник, квартальный бюллетень HNAI (Handbook Quarterly Report), указывал на то же количество поступивших глав: 12 в марте 1979 г. и 12 летом 1983 г. Несколько глав были отрецензированы; но только к одной — «Терминологии родства» — имелся электронный файл на компьютерном диске образца 1980-х гг. Все рукописи и переписка к тому были напечатаны на машинке и относились к докомпьютерной эре.

Еще хуже обстояло дело с авторами. Большинство из них к этому времени уже умерли или были в преклонном возрасте. Надежды, что они смогут обновить тексты своих старых глав или написать новые, были невелики. Трудно было ожидать, что массивный том из 53 глав по замыслу Стёртеванта мог быть возрожден через сорок лет, даже при самых благоприятных обстоятельствах. Именно так я и написал в записке по результатам своего архивного исследования.

Однако разбор материалов к Тому 1 не убил надежду на его издание, а напротив, стимулировал новое обсуждение. К лету 2013 г. в Отделе антропологии Национального музея естественной истории (NMNH) сложилась небольшая инициативная группа (А. Годдард, И. Крупник, У. Меррилл), которая стала рассматривать возможные варианты возрождения тома. На этом пути были огромные препятствия, особенно после смерти главного редактора серии и закрытия издательской группы, знавшей все тонкости подготовки издания. Впоследствии некоторые члены бывшей редакции (лингвистический редактор А. Годдард, библиограф Ч. Марино, специалист по иллюстрациям Дж. Шерер, картограф Д. Коул) присоединились к нам. Но у новой команды не хватало ресурсов, чтобы издать задуманный Стёртевантом том в обозримые сроки.

Более серьезными были интеллектуальные препятствия. Многотомная серия HNAI уже заслужила к тому времени высокую репутацию среди профессионалов-антропологов и широкого круга читателей. Она по праву рассматривалась как самый полный источник сведений по всем вопросам, касающимся коренных жителей Северной Америки. Многие темы, которые предполагалось осветить во вводном томе в 1972 г. (например, история изучения индейцев, колониальная политика в отношении коренного населения, хозяйство, социальная организация, языки индейских обществ и др.), были подробно рассмотрены в уже изданных томах серии. Новое «Введение» дублировало бы эту информацию, пусть и в обновленном или сжатом виде.

Неизбежной была бы также конкуренция с другими обзорными изданиями по индейцам Северной Америки, опубликованными после 1972 г.: общими сводками, которые отчасти воплощали первоначальный план «Введения» Стёртеванта (Biolsi 2004; Kan and Strong 2006; Thompson

1996) и специальными обзорами по отдельным темам, таким как устная история, литература и музыка, народные экологические знания, политическая организация американских индейцев и др. (Biolsi and Zimmerman 1997; Browner 2009; Jones 2007; Mills and Slobodin 1994; Moerman 2009, 2010; Trigger and Washburn 1996; Vescey and Venables 1980; Wiget 1996). У нас не было никаких шансов победить эту «армию книг» своими малыми силами.

По мере размышлений о возможном содержании тома инициативная группа пришла к выводу, что правильнее будет ориентировать его на темы, важные для современной антропологии, а не на планы образца 1970-х гг. Отложив в сторону первоначальный план Стёртеванта и начиная как бы с нуля, мы получали очевидные преимущества. Можно было сосредоточиться на темах, которые не получили должного освещения или вообще не были затронуты в уже изданных томах серии, таких как проблемы этики в отношениях ученых с индейскими общинами, законодательные акты по сохранению наследия коренного населения, роль музеев и их взаимодействие с современными индейскими организациями и племенными администрациями.

Некоторые важные сегодня темы вообще не существовали в период работы над ранними томами серии и появились лишь после 2000 г.: глобальные изменения климата, аборигенные концепции культурного и социального «благополучия» (wellbeing), новые электронные носители культурного наследия (электронные каталоги, музейные цифровые сети, интернет и социальные сети и др.). При таком видении мы могли показать развитие науки, новые горизонты индеанистики и в целом подходы к изучению аборигенных народов в XXI в. Изменение «профиля» тома в сторону современной антропологии позволило бы найти новых авторов и рецензентов, в том числе среди самих коренных американцев, то есть отразить разнообразие взглядов и позиций по важнейшим темам. Немаловажно и то, что, издавая новое «Введение» в 2010-е гг., можно было сразу предусмотреть электронный вариант книги, которая, в отличие от остальных томов серии, была бы доступна в сети для широкого читателя.

В итоге мы решили идти по стопам Стёртеванта, который в 1966 г. отошел от традиции и настоял на специальном «вводном» томе в серии HNAI. Спустя почти пятьдесят лет мы также выбрали свой план — с иной организацией и новым набором авторов — в надежде, что это позволит представить Том 1 и весь проект HNAI как продукт науки XXI века.

НОВОЕ РАВНОВЕСИЕ: ТОМ 1 В 2019 г.

Такому решению способствовал еще один фактор: в 2013 г. было крайне трудно найти источник финансирования для издания «пропущенного» тома в серии, начатой в 1970-е гг. и формально законченной в 2008 г.

Чтобы получить подобное финансирование, требовалось собрать новую коалицию авторов (и издателей), а также учесть разные взгляды на содержание нового тома. Одни полагали, что он должен в первую очередь осветить историю издания НКА1. Другие хотели закрыть пробелы (особенно касающиеся современного положения индейских общин) в уже изданных томах. Третьи ратовали за совершенно новую книгу, рассчитанную на современную аудиторию. Такие обсуждения в дискуссиях, выступлениях, текстах и электронной переписке заняли вторую половину 2013-го и весь 2014 г. Одновременно мы искали новых авторов глав и обсуждали содержание будущего тома. Это была важнейшая часть подготовки к изданию.

В конце 2013 г. мы получили Смитсоновский грант на проведение двухдневной сессии под названием «Новые горизонты исследований коренных жителей Северной Америки: планирование Смитсоновской программы XXI века». По правилам гранта такая сессия должна была обсуждать настоящее и будущее, а не историю НКА1 или иную прошлую тематику. Заявка была подана от двух Смитсоновских музеев — Музея естественной истории (NMNH) и Музея американских индейцев (КМЛ1), а также Национального антропологического архива и Смитсоновского издательства, которое согласилось выпустить новый том. Сессия прошла в декабре 2014 г. На ней выступили более 30 человек (из 50 участников), которые представили проспекты своих будущих глав. К тому времени Том 1 уже имел полное содержание со списком всех глав и авторов, ответственного редактора (И. Крупник) и новую редколлегию (А. Годдард. А. Джекнис, С. Кан, И. Крупник, А. МакМуллен, У. Меррилл, Дж. Д. Роджерс, Г. Тайяк, Дж. Уаткинс).

Новая организация вводного тома имела мало общего с его содержанием 1972 г. и тем, как построены остальные тома НКА1. В команде был лишь один человек из тех, кто участвовал в обсуждении «Введения» в 1970-е гг. (А. Годдард, главный редактор Тома 17, «Языки» — Goddard 1996). В новом проспекте не повторялась ни одна (!) из 53 глав содержания 1972 г., хотя некоторые главы отчасти выполняют задачи первоначального «Введения». Большинство глав написаны двумя или несколькими соавторами, в отличие от «Введения» 1972 г. и всей серии НКА1, построенной на единоличном авторстве. Такое число участников (около 80 чел.) демонстрирует движение современной науки в сторону коллективного авторства.

Новый том из 36 глав и «Вступления» состоит из трех не равных по размеру частей, отражающих задачи издания: смотреть в будущее, оценить современное состояние науки и воссоздать историю проекта НКА1, как было обещано в ранее опубликованных томах серии. Каждая из частей может рассматриваться в качестве самостоятельной сводки по передовым областям индеанистики (главы 2-20), состоянию исследований в десяти «культурных ареалах» Северной Америки (главы 21-31) и истории проекта HNAI (главы 1, 32-36). Такое соотношение является следствием решения

редколлегии обратиться в новом томе к современному читателю. В этом его главное отличие от введения 1972 г., которое отражало упор тогдашней антропологии на «идеальное» — доконтактное или раннеконтакт-ное — прошлое индейцев Америки.

Первая и самая большая часть, состоящая из 19 глав, называется «Лицом к будущему: опыт коренных американцев и новые исследования в XXI в.» (ред. И. Крупник, Д. Роджерс и Дж. Уаткинс). Главы объединены в три тематические группы. Первая из них, «Истории коренных американцев в XXI веке», иллюстрирует прогресс, произошедший за последние два десятилетия в анализе динамики индейских обществ. Ее темы: взгляды школы «Новой индейской истории», отражающей представления самих индейцев о своей истории; учет роли приморских и береговых адаптаций, культурного обмена и ранних контактов в развитии аборигенных культур; влияние среды и аборигенных технологий на здоровье коренных американцев до Колумба; меняющееся законодательство об охране культурного наследия, особенно памятников истории коренного населения в США и Канаде; сложные взаимоотношения индейских общин с археологией и археологами; возрастающая роль этики и фиксированных этических правил («принципов») в североамериканской антропологии и др. Ни один из этих сюжетов не был упомянут в проспекте «Введения» 1972 г.; они слабо освещены или вообще отсутствуют в опубликованных томах серии.

Вторая группа из восьми глав под названием «Новые культурные сферы: наследие и аборигенные общины» показывает растущую роль коренных американцев в разных областях культуры XXI века: музейных программах, обращенных к аборигенной аудитории, особенно в новом Национальном музее американских индейцев; цифровых межмузейных сетях и музейных электронных каталогах; быстро развивающейся практике трехмерного (3-D) копирования предметов аборигенного культурного наследия; социальных сетях; в использовании современных цифровых технологий для поддержки языков коренных американцев, включая Wikipedia, Facebook, Twitter, тематические сайты и др. Все эти главы по определению принадлежат XXI веку и очевидно, что ни одна из них не могла быть написана в 1970-е гг.

Последняя группа из пяти глав, «Американские индейские общины и новые глобальные вызовы», посвящена темам, которые возникли на волне глобализации и усиления межкультурного обмена в конце XX — начале XXI в. Сюда входят идея «пищевого суверенитета» (food sovereignty) аборигенных общин; глобальные изменения климата; судьба аборигенных языков в условиях растущего многоязычия коренных американцев; появление в Северной Америке крупных общин представителей аборигенных народов из Мексики, Центральной и Южной Америки; роль аборигенных народов в структуре международных отношений и международных организаций.

Вторая часть тома из одиннадцати глав под названием «Развитие (transitions) в изучении коренного населения Северной Америки» (ред. С. Кан и А. МакМуллен) построена в соответствии с одиннадцатью «региональными» томами HNAI и в том же порядке: от Арктики (Том 5) до Северо-востока (Том 15). В целом она дает обзор исследований культур и современного состояния общин коренных американцев за последние 30-35 лет, между 1980-ми и 2015-2018 гг. Новые главы не являются сокращенными сводками своих томов в серии или аборигенных групп каждого региона, а отражают новые направления и своеобразие современных исследований в каждом регионе и потому сильно различаются в зависимости от местной ситуации и интересов их авторов.

В целом же главы демонстрируют общие тенденции в исследованиях коренных американцев в каждом из четырех разделов североамериканской антропологии в первые десятилетия XXI в. В этнологии это уход от традиционных тем (история, социальная организация, семья, хозяйство, религия и т. п.) в сторону современной тематики, вопросов культурного возрождения, отчасти этноистории и, главное, описанию и объяснению культурных явлений «изнутри», с точки зрения их носителей. В археологии — уменьшение раскопок, инициированных учеными-археологами, и преобладание практического подхода «сохранения культурных ресурсов» (cultural resource management) с учетом суверенитета индейских общин и в сотрудничестве с их культурными организациями и местными администрациями. В лингвистике — рост внимания к сохранению национальных языков и к программам их преподавания на всех уровнях. В биологической/физической антропологии — практически полный отказ от работы с остеологическими и краниометрическими коллекциями; сдвиг генетических исследований в сферу ранних генетических реконструкций и упор на изучение генетически обусловленных болезней и современного здоровья коренных американцев. Речь, таким образом, идет о радикальном сдвиге парадигм в современной индеанистике за последние сорок лет от детального и/или типологического изучения условно «традиционных» культур и их элементов (на чем строился проспект «Введения» в 1972 г.) к растущему видению мира глазами самих коренных американцев и, безусловно, с учетом их концепций своей культуры и истории.

Заключительная часть тома, «История Смитсоновского проекта HNAI» (ред. А. Джекнис и У. Меррилл), выполняет давнее намерение У. Стёртеванта рассказать в вводном томе о детальной истории всей серии и дать полный список лиц, принимавших участие в работе. Это обещание, повторяющееся в каждом опубликованном томе HNAI, до сих пор оставалось невыполненным. В нынешнем варианте первого тома этот блок из пяти глав (гл. 32-36) и тематически относящейся к нему главы «Интеллектуальные предшественники Смитсоновской серии HNAI» (гл. 1) идет намного дальше первоначального замысла 1972 г. Он показывает

широкую научную основу проекта HNAI и ее последовательный рост от первых профессиональных работ в американской индеанистике середины XIX в., деятельности Бюро американской этнологии к последующим энциклопедическим сводкам, классификациям и картам аборигенных языков культурных ареалов Северной Америки. Главы этой части подробно описывают историю зарождения проекта HNAI; роль ее главного редактора и издательской группы, в том числе по личным воспоминаниям участников проекта; и общее значение серии в американской антропологии и развитии знаний об американских индейцах.

С выходом нового «Введения» исследователи получат также подробную сводку материалов по истории серии, включая приложения к тому (Хронология проекта HNAI: 1965-2018; список членов издательской группы 1972-2008 гг.; основные архивные источники по истории HNAI и др.). Напомню, что доступные сейчас источники по этой теме, помимо рецензий на отдельные тома серии, можно пересчитать по пальцам: статья в Wikipedia \ раннее сообщение Стёртеванта о подготовке серии (Sturtevant 1971), короткие разделы в его опубликованной научной биографии (Jackson 2007; Merrill 2002) и рецензии на Том 17 («Языки» — Renner 1998).

Новый том завершится обширной сводной библиографией из примерно 7 000 названий. Он включает свыше 300 иллюстраций и карт, в том числе исторические и современные фотографии. В печатном варианте книги иллюстрации будут черно-белыми, а в электронном варианте — цветными. Том будет опубликован издательством Smithsonian Institution Scholarly Press в 2020 или начале 2021 г. в том же большом формате и с традиционной твердой обложкой серии. Мы надеемся, что читатели с энтузиазмом встретят новый том, который призван изменить облик серии HNAI и перевести ее содержательно и стилистически в XXI век.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Приношу свою благодарность моим коллегам по редколлегии и работе над новым томом HNAI — А. Годдарду, А. Джекнису, С. Кану, А. МакМуллен, Ч. Марино, У. Меррилу, Д. Роджерсу, Г. Тайяк, Х. Фритшел, К. Хейуард, Дж. Шерер, Дж. Уаткинсу, а также Ю. Е. Березкину и А. А. Сириной за ценные замечания к первоначальному тексту статьи. Ее расширенный английский вариант будет опубликован в виде редакторского предисловия к тому в 2020 г.

Приложение 1: Список томов серии Handbook of North American Indians (с годами изданий и именами ответственных редакторов томов) Vol. 1 — Introduction (Igor Krupnik)

Vol. 2 — Indians in Contemporary Society (Garrick Bailey) 2008

1 https://en.wikipedia.org/wiki/Handbook_of_North_American_Indians (дата обращения: 07. 09. 2019).

Vol. 3--Environment, Origins, and Population (Douglas Ubelaker) 2006

Vol. 4 — History of Indian-White Relations (Wilcomb Washburn) 1988

Vol. 5 — Arctic (David Damas) 1984

Vol. 6 — Subarctic (June Helm) 1981

Vol. 7 — Northwest Coast (Wayne Suttle) 1990

Vol. 8 — California (Robert Heizer) 1978

Vol. 9 — Southwest-1 (Alfonso Ortiz) 1979

Vol. 10 — Southwest-2 (Alfonso Ortiz) 1983

Vol. 11 — Great Basin (Warren d&Azevedo) 1986

Vol. 12 — Plateau (Deward Walker) 1998

Vol. 13 — Plains (Raymond DeMallie) 2000, in two books

Vol. 14 — Southeast (Raymond Fogelson) 2004

Vol. 15 — Northeast (Bruce Trigger) 1978

Vol. 16 — Technology and Visual Arts [William Sturtevant]

Vol. 17 — Languages (Ives Goddard) 1996

Vol. 18 — Biographical Dictionary-1

Vol. 19 — Biographical Dictionary-2

Vol. 20 — Index

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Русские / отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М., 1997.

Березкин Ю. Е. Археология и этнография индейцев Плато. Рец. на: Handbook of North American Indians, William C. Sturtevant, general ed. Vol. 12. Plateau. Deward E. Walker, Jr., volume ed. Washington: Smithsonian Institution, 1998 // Археологические вести. 2002a. Вып. 9. С. 239-245.

Березкин Ю. Е. Рец. на: Handbook of North American Indians / Gen. ed. W. C. Sturtevant. Vol. 13. Plains / Vol. ed. R. J. DeMallie. Washington, 2002. XVI, 1360 p., ill. // Этнографическое обозрение. 2002b. № 3. С. 155-163.

Березкин Ю. Е. Рец. на: Handbook of North American Indians. Vol. 14. Southeast / Ed. Raymond D. Fogelson. Wash.: Smithsonian Institution, 2004. 1042 p., ill. // Этнографическое обозрение. 2005. № 6. С. 156-161.

Народы Америки / под ред. А. В. Ефимова и С. А. Токарева. М., 1959. Т. 1.

Народы Австралии и Океании / под ред. С. А. Токарева, С. П. Толстова. М., 1956.

Народы мира. Этнографические очерки: в 18 т. /отв. ред. С. П. Толстов. М., 1956-1966. Т. 1-18.

Bailey G.A. (ed.) Indians in Contemporary Society // Handbook of North American Indi

ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ АНТРОПОЛОГИЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ СЕРИЯ СМИТСОНОВСКИЙ ИНСТИТ У Т УИЛЬЯМ СТЁРТЕВАНТ native north americans anthropology handbook of north american indians series smithsonian institution william sturtevant
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты