Спросить
Войти

ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА В ТРАДИЦИОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГИДАТЛИНЦЕВ В ХIХ В

Автор: указан в статье

УДК 94 (470,67) «18»:67/68

DOI: 10.21779/2542-0313-2016-31-4-37-42

П.М. Тагирова

Промыслы и ремесла в традиционном хозяйстве гидатлинцев в XIX в.

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; patimat-tagirova@mail.ru

В статье освещаются основные виды промыслов гидатлинцев - субэтнической группы аварцев, проживающих на территории Республики Дагестан. Промыслы и ремесла в традиционном хозяйстве Дагестана издавна занимали особое место, в том, числе и у гидатлинцев. В условиях господства натуральных и полунатуральных форм хозяйств, малоземелья, материальной маломощности большинства узденских хозяйств, при наличии свободного времени и избытка рабочих промыслы и ремесла играли важную роль в хозяйстве гидатлинцев. Ремесленное производство составляло значительную часть производительной деятельности гидатлинского населения. Исследователи, изучавшие проблемы традиционного хозяйства горной части Дагестана, давали высокую оценку развитию художественного ремесла у гидатлинцев.

Особое внимание в статье уделяется художественной обработке камня, дерева и металла. Каменная кладка строений и внутренний интерьер жилищ гидатлинцев говорят о высоком уровне развития зодчества. Обработка дерева издавна являлась одним из древних самобытных промыслов гидатлинцев. Хорошо были развиты у гидатлинцев и художественная обработка дерева, о чем свидетельствует наличие специального термина «ц1улал устар», и металлообработка. По сложности исполнения, разнообразию и техническим приемам они превосходят работы современных мастеров. В Гидатле имелись и свои ювелиры, которые занимались производством женских украшений из серебра.

В своих исследованиях археологи отмечают становление промыслов и ремесел на территории Гидатлинского союза сельских общин в глубокой древности (III-II тыс. до н. э.) [8, с. 113-131]. В Х!Х в. ремесла и домашние промыслы, как и ранее, играли огромную роль в хозяйстве горцев и получили дальнейшее развитие, являясь большим подспорьем в их экономической жизни. Кустарные изделия обеспечивали нужды горцев в одежде, обуви, предметах домашнего обихода и оружии, а также приносили определенные доходы. В Гидатлинском союзе были развиты если не все виды ремесел и кустарных промыслов, имевших место в Дагестане [13, с. 27], то многие и основные из них. Причем, как и повсеместно в горах, в Гидатлинском союзе промыслами занимались все хозяйства, удовлетворяя этим собственные потребности.

Кустарные промыслы прямо были связаны с развитостью того или иного вида отрасли хозяйства и наличием необходимого сырья. Развитию кустарных промыслов в Гидатле способствовали животноводство, которое давало сырье для различных промыслов (шерсть, овчина, кожа и пр.), и усиление торгово-экономических связей как между отдельными селами, так и с соседними районами и равниной.

Основные виды кустарных промыслов гидатлинцев - обработка шерсти, кожи, дерева, металлов, камня.

По свидетельству Н.И. Воронова, побывавшего в Гидатле в 60-е годы ХЕХ в., при опросе жителей «о житье-бытье», они ответили: «.. .а у нас всего понемножку: найдется свой кузнец, свой скорняк, свои плотники, свои каменщики.» [5, с. 30]. Эти и другие

ремесленники в гидатлинских селах были и раньше: в одной из статей «Гидатлинских адатов» упоминаются кузнецы, плотники, шорники, мельники.

Как отмечает А.Д. Эльмурзаева, домашнее производство и обработка металла, кожи, выделка овчины, шапочное и сапожное дело, обработка камня и дерева были чисто мужскими занятиями... Четкое разделение труда было в семье и в быту [12, с. 24].

Найденные на Гинчинском поселении обломки сосудов с отпечатками рогожи или циновки свидетельствуют об использовании растительных волокон для изготовления грубых плетеных изделий. Таким образом, создаются предпосылки для зарождения ткачества, существование которого в III тыс. до н. э. подтверждается археологическими материалами [7, а 47].

И в дальнейшем производство различных тканей продолжало оставаться одним из главных промыслов горцев. Для этого в горах было свое сырье, которое обеспечивало производство сукна для собственного потребления. Первое письменное упоминание о тканях имеется в «Гидатлинских адатах», где они использовались в качестве штрафа, который мог заменить корову. В адатах ткань названа «шалью». Это местное сукно, каждый кусок которого составлял примерно 5-6 метров. 4 таких шалей были равны стоимости одной коровы [6, с. 15].

В Х1Х веке продолжалось производство сукна из шерсти, которое в основном употреблялось для собственных нужд. Сукно в Гидатле вырабатывали отличного качества, черного и белого цветов. Из него шили верхнюю мужскую одежду и черкески.

Гидатлинцы из шерсти изготавливали также высококачественный войлок, бурки, паласы, мешки, хурджины, теплые носки, веревки и т. д. Производство ковровых изделий, сумахов, паласов, чулок, носков было распространено повсеместно.

Кроме сукноделия и производства шалей из овечей шерсти, гидатлинцы вырабатывали холст из растительных волокон (конопля, лен), который также шел на изготовление одежды, паласов, мешков, веревок и т. д.

И после вхождения в состав России в Дагестане продолжали заниматься хлопководством и шелководством, о чем писали и отдельные авторы второй половины Х1Х в. Так, Н. Львов, не уточняя территории и регионы, писал в 1867 г., что во всех садах Дагестана растут шелковичные деревья (каро) и что горцы выделывают в небольшом количестве шелко-сырцовый шелк» [2, с. 25]. В Гидатле разведением тутового шелкопряда и производством женских головных уборов (чаба) из шелка занимались женщины селения Тлях. Они обеспечивали сырцовым шелком селения Гидатлинской долины. Асиятилов С.Х. отмечает наличие в Тляхе большого количества тутовых деревьев, что и «позволяло им разводить шелкопряда и на специальном ткацком станке делать «х1 от1 ол чаба» - женские платки, которые были необходимой принадлежностью женского туалета» [3, с. 74]. Это был шелковый головной убор в виде палантина, и ткался он строго по размеру: длина - 2,5 м и ширина - 1 м. Украшали «чаба» тонкими цветными полосками по краям и бахромой из того же шелка. Нитки для цветных полос окрашивали натуральными красками 8-9 видов, полученных из местного сырья. Также интерес представляет обязательный женский головной убор гидатлинок - «г1оркъ», который украшали прачевой нашивкой - «чухт1ур», а у состоятельных женщин «чухт1ур» был вышит серебряной нитью. Подобным шитьем занимались местные рукодельницы, перенося на изделия причудливые узоры, изображения цветов и птиц. Таким же шитьем украшались и прихваты на люльке. «Постельные принадлежности для люльки - «кинидулкъай» для новорожденного первенца готовит обычно мать роженицы», - отмечает М.М. Абдуллаева [1, с. 36].

Особое значение в кустарных промыслах имело производство войлока, чем практически занимались в каждом селении, так как войлок находил широкое применение в быту горцев. Им застилали полы домов, из него делали попоны для лошадей, он был необходимой принадлежностью постели горцев. Кроме того, из войлока изготовляли обувь - «буртнил хьатал». Детская и женская обувь расшивалась узорами из ярких ниток.

С животноводством была связана обработка кожи и овчин. Из них шили шубы, штаны, папахи, выделывали ремни и кожаные детали для сельскохозяйственного инвентаря. Из обработанной козьей шкуры изготовляли обувь, ремни, сумки, нитки и т. д. Обувь была разнообразна: чувяки и «махьсал», башмаки «пашмакъал», мужская -«накайдул хьатал» и детская.

Одним из древних и самобытных промыслов в Гидатлинском союзе была обработка дерева. Гидатлинцы достигли большого мастерства в художественной обработке дерева. «При описании горцев Дагестана исследователями прошлых веков отмечалось, что мужчины обычно сидят и стругают палочки. А ведь сидя на галереях, крышах домов, в местах, защищенных от ветра, горцы занимались изготовлением всевозможных поделок из дерева: от простых ложек и вилок до высокохудожественных кубков, кувшинов, трубок и прочих» [4, с. 152]. Об этом свидетельствует наличие специального термина или названия для обозначения мастера по дереву. «Если для обозначения специальностей, не связанных с художественным мастерством, - пишет С.Х. Асиятилов, -в аварском языке употребляется слово с окончанием «хъан», указывающее на занятие человека («къадахъан» - каменщик, «векьарухъан» - землепашец, «лъет1ахъан» - лесо-сплавщик), то для обозначения специалиста по обработке дерева употребляется название «ц1улал устар» - мастер по дереву. Этим самым специальность мастера по дереву приравнивается по тонкости и совершенству работы к профессии ювелира. Слово «устар» применяется только для обозначения специальностей ювелира и мастера по обработке дерева и не распространяется на другие отрасли производства, даже на специалистов по меди и железу» [3, с. 80].

Гидатль славился разнообразием художественной резьбы по дереву - от узоров на детских игральных палочках до орнаментации фасадов жилищ. Резьбой в Гидатле украшали столбы, фасады цагуров, наличники окон и дверей, балконы, карнизы, деревянные кровати, инкрустированные диваны (менг), стулья, лари для муки и зерна, корыта для приготовления еды, основания ткацких станков, детские люльки, табуретки и т. д.

Побывав в Гидатле, известный архитектор Мовчан Г.Я. пишет: «Древним мастерам столярно-плотничного дела был известен весьма ограниченный набор инструментов: топор, долото, стамеска - вот, наверное, и все. Пилы и рубанка не знали, зато перечисленными орудиями владели в совершенстве. Даже деревянные замки делались самой различной, часто довольно хитрой конструкции, целиком из дерева. Горцы Кавказа вообще славятся резьбой по дереву, но гидатлинцы заслужили тут пальму первенства. Теслом и топором они не только наносили разнообразные и самые нежнейшие фактурные узоры на ровную поверхность, но и выделывали объемную скульптурную деревянную утварь сложной и прекрасной формы...» [9, с. 164].

Как и повсюду, в Гидатле была широко развита обработка камня. Руками мастеров-каменщиков воздвигались жилые дома, оборонительные сооружения, общественные здания, мосты, заборы, ограды и т. д. Побывав в селении Тидиб, Мовчан Г.Я. писал: «Я не знаю ни одного сохранившегося дома в СССР с такой ранней датой постройки (задолго до 1475 г.). Это был уникальный памятник международной ценности. Уже в

1963 г. этих домов в Тидибе не было. Дагестанцы проворонили свой лучший шедевр» [4, с. 175]. Безусловно в древности Гидатль был одним из самобытных очагов архитектуры. В Гидатле была развита резьба по камню, которая имела многовековую традицию и всегда совершенствовалась, приобретая новые формы узора. Камень был основным строительным материалом горцев, что способствовало не только развитию строительной техники, но и искусству резьбы по нему. Гидатлинцы украшали резьбой буквально все строения: фасады домов, столбы, колонны, двери, окна, выступы межэтажных перекрытий. В старых селах Гидатля сохранились еще строения с арочными перекрытиями окон и этажей, украшенные резьбой. Исключительно большое внимание уделялось художественной обработке и украшению надмогильных плит, которые дают наиболее полное представление о развитии камнерезного искусства горцев. Как и повсюду в горах, на территории Гидатля до наших дней сохранилось множество надмогильных плит, являющихся свидетельством высокой развитости у гидатлинцев камнерезного искусства.

Известно, что в Гидатлинской долине гончарное производство было высоко развито еще в древности, о чем говорит керамика Гинчинского могильника. Здесь обнаружены горшки, сосуды, кувшины, миски красно-охристого, коричневого, черного и бурого цветов с различными орнаментами, относящиеся к бронзовой эпохе (III-II тыс. до н. э.) [8, с. 74], что свидетельствует о высоком уровне гончарного производства в этом регионе. Но письменных сведений об обработке глины и гончарном производстве в ХК веке и в последующее время нет.

История обработки металла в Гидатле уходит вглубь веков, это подтверждают многочисленные находки археологических раскопок. В исследуемый период наиболее развитым видом металлообработки в Гидатле было кузнечное дело, изготовление домашней утвари, холодного оружия и художественных изделий (женских украшений). Кузнечное дело и производство сельскохозяйственных орудий было распространено повсеместно, ибо в условиях развитого земледельческого хозяйства без кузнецов невозможно было обойтись - постоянно требовался не только ремонт сельскохозяйственных орудий, но и обновление изношенного, что и делали по заказу местные кузнецы. Изготовлением холодного оружия занимались в селениях Урада, Хучада, Тидиб, Мачада. «В середине XIX в., кроме Азмузги, Харбука и Лакии, клинки изготовлялись в селениях Чиркей, Араканы, Гидатль бывшим артиллеристом и литейщиком ядер у Шамиля Ги-датла Магомой, он же делал нарезные пистолеты» [10, с. 23].

Определенное место у гидатлинцев занимала художественная обработка металлов. Здесь были свои мастера - серебряки, которые занимались производством различных женских украшений. Они делали из серебра кольца, серьги, браслеты, пояса, подвески, бусы, цепи и т. д. У гидатлинских женщин, как говорилось выше, был обязательный традиционный головной убор «г1оркь», на который по бокам нашивались серебряные диски - «к1илк1ал», а размер их зависел от благосостояния женщины. Местные ювелиры при изготовлении «к1илк1ал» использовали технику филиграни и зерни. Эти украшения гидатлинские женщины передавали из поколения в поколение (от матери к дочери), и во многих семьях они сохранились по сегодняшний день как реликвии.

Распределение кустарей и промыслов в селениях Гидатля было неодинаковым. Были селения, в которых в той или иной мере было представлено несколько видов промыслов. Тип домашних промыслов в этих селениях можно назвать смешанным [11, с. 23]. Таких селений в Гидатле было большинство.

Экономическая необходимость заставляла жителей сел Гидатля заниматься разными промыслами. Развивались как главные отрасли сельского хозяйства и торговоэкономические связи, так и домашние промыслы. Последнее побочное значение в хозяйстве и выполнялись без отрыва или с частичным отрывом от основного земледель-ческо-скотоводческого хозяйства. Они носили в основном самодостаточный характер. Наряду с земледелием и скотоводством значительную роль в экономике Гидатля играли художественные промыслы, служившие дополнительным источником благосостояния местных жителей.

Со второй половины Х1Х в. в области развития кустарного производства гидатлинцев, как и всех горцев, происходят определенные изменения. В таких отраслях, как изготовление холодного и огнестрельного оружия и кустарная выделка, наметился определенный спад из-за привозных фабричных изделий. Такая тенденция была обусловлена завершением Кавказской войны, а после окончательного присоединения в традиционных промыслах за относительно короткий период наблюдались качественные изменения: шел процесс эволюции промыслов и их приспособления к новым рыночным условиям.

Литература

1. Абдулаева М.М. Обычаи и обряды гидатлинцев, связанные с рождением ребенка (середина Х1Х - начало ХХ1 в.) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.
2. Алиев Б.Г. Технические культуры как одна из доходных статей жителей равнинного и предгорного Дагестана // Вестник института истории, археологии и этнографии. - 2015. - № 3 (43).
3. Асиятилов С.Х. Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев Х1Х - первая половина ХХ в. - Махачкала, 1967.
4. Бутаев И. Ч. Гидатль: исторические этюды. - Махачкала, 2013.
5. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. - Тифлис, 1868. - Вып. 1.
6. Гидатлинские адаты / пер. М.-С. Саидова; публ. Х.-М. Хашаева. - Махачкала, 1957. - С. 32-41.
7. История Дагестана. - М.: Наука, 1967. - Т. 1.
8. Магомедов Р.Г. Гинчинская культура. Горы Дагестана и Чечни в эпоху бронзы. -Махачкала, 1998.
9. Мовчан Г.Я. Старый аварский дом. - М.: ДМК Пресс, 2001.
10. Мусаева А.Г. Традиционные промыслы Нагорного Дагестана после присоединения к России в Х1Х - начале ХХ в. // Известия ДГПУ. - 2014. - № 1.
11. Мусаева А.Г., Азизова П.М. Промыслы и ремесла в традиционном хозяйстве союза вольных общин Каралал в Х1Х веке // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
12. Эльмурзаева А.Д. Обычай взаимопомощи у народов Дагестана (конец Х1Х -начало ХХ века) // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2013. - № 4 (130).
13. ХашаевХ.-М. Общественный строй Дагестана в Х1Х в. - Махачкала, 1961.

Поступила в редакцию 12 сентября 2016 г.

UDC 94 (470,67) «18»:67/68

DOI: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-37-42

Crafts in the traditional economy of Ghidatl& in the 19th century

P.M. Tagirova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; patimat-tagirova@mail.ru

The article covers the main types of crafts of Gidatl& people - a sub-ethnic group of the Avars residing in the territory of the Republic of Dagestan. Crafts have long occupied a special place in the traditional economy of Dagestan, and ghidatl people as well. Under the rule of natural and semi-natural form of economy, lack of land, material inferiority of Uzden households, crafts played an important role in the Ghidatl& economy. Handicrafts made up a significant part of the productions of Ghidatl& people. The researchers who have studied the problem of the traditional economy of the mountainous Dagestan praised the development of artistic crafts of Ghidatl&.

Special attention is paid to the artistic metalwork, woodwork and stone processing. Stone buildings and home interiors of Ghidatl& people show the high level of architecture. Wood processing has long been one of the original ancient crafts of Ghidatl& people. Artistic woodworking was well developed, such special term as &ts&ulal ustar& is the evidence. Artistic metalworking was also developed. By the complexity of performance, diversity and technical methods these works are superior to the works of modern masters. Ghidatl& had its jewelers, who prodused women&s silver jewelry.

Received 12 September, 2016

КУЛЬТУРА БЫТ ХОЗЯЙСТВО ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА АВАРЦЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты