Спросить
Войти

Венгерские рыцарские турниры эпохи Ренессанса

Автор: указан в статье

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

УДК 94 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Третьяков Алексей Сергеевич,

преподаватель истории

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан, Республика Хакасия harald-viking@yandex.ru Третьякова Ольга Сергеевна, учитель истории МБОУ «Подсинская СШ», с. Подсинее, Республика Хакасия helga-sonne@yandex.ru

ВЕНГЕРСКИЕ РЫЦАРСКИЕ ТУРНИРЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей организации турниров в Венгрии XV века - эпохи так называемого Венгерского Ренессанса. Предпосылки для политического и культурного подъема были подготовлены королем Сигизмундом Люксембургским (1387-1437 гг.), однако пик развития государственных институтов данной эпохи связан с именем короля Матиаша Корвина Хуньяди (1458-1490 гг.). В связи с этим необходимо рассмотреть характерные черты рыцарских турниров через призму исторических событий Венгрии XV в.

Венгрия, Матиаш Корвин, Сигизмунд Люксембург, XV век

В период правления Сигизмунда Люксембургского (1387-1437 гг.) постоянным центром культурной жизни Венгрии стал город Буда. Благодаря интенсификации международных отношений королевства в XV веке развивается и рыцарская культура, формируется образ западноевропейского рыцаря. Вместе с тем, складывание рыцарской культуры проходило сверху - по настойчивому требованию королевской власти.

Первые турниры проходили в Венгрии при дворе Белы III (1172-1196 г.) в Эстергоме, но позже турниры не проводились из-за монгольского вторжения. Возобновление интереса к турнирам связано с личным интересом короля Карла Роберта (1310-1342 гг.) - неоднократного участника рыцарских состязаний, однако после его смерти турниры вновь не проводились. Для Сигизмунда Люксембурга -одновременно короля Венгрии, Чехии и Германии и императора Священной Римской империи, турниры стали еще одним фактором, чтобы показать престиж своей власти перед местными магнатами и дворянами. Известно, что в мае 1412 г. в Буде организован турнир в честь приезда польского короля Владислава II Ягеллона. Ян Длугош сообщает, что в течение двух дней приняли участие в турнире около 100 рыцарей из 20 стран. Победителю обещали в качестве награды серебра столько, сколько весит его конь, именно такая информация содержалась в приглашениях в Ашаффенбург Конраду фон Эглоффштайну - дойчмейстеру Тевтонского ордена.

В феврале 1418 г. Сигизмунд организовывает турнир по случаю завершения Констанцского собора, восстановившего единство католической церкви и привлекшего в город (территория Священной Римской империи), политическую и интеллектуальную элиту Европы. Сигизмунд сам вышел на ристалище в чужой броне (королю на тот момент было 50 лет), одержал несколько побед и только потом снял шлем, получив восхищение гостей турнира. В 1431 г. на Пасху Сигизмунд повелел повторить там же в Констанце турнир, но с привлечением венгерского дворянства, сохранилось послание Миклоша Вардая своему отцу, чтобы тот

отправил ему хорошую лошадь в Констанц, потому что он хотел бы участвовать в турнире.

Описание турнира 1433 г. в Пеште есть у Бертрандона де ла Брокьера, французского пилигрима в его «Заморских приключениях». Он отмечает, что рыцари сражаются на низкорослых лошадях. «Я видел Гараи в рыцарской игре, который, согласно обычаю страны, сражался на маленькой лошади с низким седлом, богато отделанным, и использовал очень короткие копья, и это была приятная игра, цель которой в том, чтобы один из бойцов упал на землю». Он отмечал отсутствие барьера на ристалище - уже ставшим нормой на его родине - как меры безопасности для участников турнира (подобный вид состязания изображен, скорее всего, на миниатюре его земляка Пьера Шоке, сопровождавшем в 1502 г. невесту короля Владислава Анну де Фуа в Венгрию, см. Рисунок 1).

Рисунок 1 - Турнир венгерских рыцарей. Pierre Choque, Discours des Ceremonies du Sacre et manage d&Anne

de Foix avec Ladislaus Roy de Hongrie. 1502.

До 1458 г. упоминаний о турнирах практически нет, это связано с ослаблением королевской власти и междоусобицами, борьбой с турками. Ситуация изменилась при дворе короля Матиаша Корвина, когда турниры стали регулярными. Одним из самых зрелищных был турнир в честь бракосочетания Матиаша и неаполитанской принцессы Беатрисы Арагонской - рыцари сначала бились в Секешфехерваре (традиционное место коронации), а затем самые достойные восемь рыцарей из Венгрии, Богемии и Священной Римской империи бились в Буде. Причем, еще в Секешфехерваре Беатриса потеряла сознание, когда в копейной сходке обломок копья пронзил насквозь бедро рыцаря и приколол его к лошади. В апреле 1479 г. состоялся турнир в столице Моравии - Оломоуце, в честь подписания перемирия в Богемской войне между Матиашем Корвином и Владиславом Ягеллоном. Благодаря тому, что Матиаш лично участвовал в нескольких видах состязаний можно получить сведения о типах сражения на турнирах при венгерском дворе.

Перед началом турнира перечислялись участники, оглашались их гербы, представляли наиболее знатных гостей венгерских магнатов, герольды огласили, что участвует сам король Венгрии и Богемии -Матиаш не скрывал своей личности в турнире. Далее объявлялся бой на лошадях с копьями - цель выбить противника с лошади. Придворный историк Бонфини отмечал, что неаполитанских и французских знатных гостей турнира удивляли правила безопасности турнира, точнее отсутствия таковых. Допускался смертельный исход, отдельно оговаривалось, что в случае причинения тяжкого вредя королю, то нанесший этот вред не понесет наказания. Копья были значительно короче, чем в Западной Европе, то есть дистанция для удара сокращалась; на невысоких лошадях седла были низкие, что приводило к тому, что проигравший рыцарь отлетал назад, переворачиваясь через голову, что только увеличивало число травм. Бонфини объясняет это венгерскими историческими традициями - кочевое прошлое, и если ты настоящий воин, то должен уметь сражаться на любой лошади (см. Рисунок 2).

&».»» «с

•&& ¡гч Ч^

_ 4 VT"« 1

Рисунок 2 - Иллюстрация из Королевского налогового реестра 1480-1485 гг.

Рыцарь откинулся назад, так как копье соперника ударило ему в шею. Пропорции всадника и лошади не являются художественным вымыслом, так как письменные источники подтверждают, что турнирные лошади были низкорослыми. Данная порода лошадей вымерла в XVIII веке.

Если брать в расчет физические параметры, то при таком центре тяжести выбить человека из седла коротким копьем сложнее. Отличия, которые были отмечены Бонфини, также состояли в отсутствии символизма как в западноевропейской рыцарской культуре: так, если рыцарь одерживал победу в венгерском турнире, то забирал весь доспех побежденного и оружие, а не шпоры или часть плюмажа, например, как это делалось во Франции в эту же эпоху. Исключение делалось только в том случае, если кто-либо из присутствующих желал отдать победителю сумму, эквивалентную стоимости доспеха. После конного турнира проходили сражения мечников один на один, где король Матиаш одержал победу. Завершающим мероприятием в программе был массовый бугурт пеших рыцарей - сражались на мечах, копьях, допускалась булава; но поскольку это состязание считалось менее престижным, то король в нем не принимал участие. Во времена Матиаша рыцари, победившие на турнире на лошади с копьем, получали золотые шпоры из рук короля, а также причислялись к почетному Ордену Дракона.

Сохранившиеся музейные экспонаты указывают, что длина копий составляла от 3 до 4 метров, наконечники выполнены либо в виде короны, либо пирамидальные (см. Рисунок 3). Слева внизу на рисунке более опасный пирамидальный наконечник для турниров «Божьего суда». Остальные - коронообразные -для обычных состязаний, менее травмоопасные. Средний вес копий, вместе с воронкообразной гардой, 6,5 - 7,5 кг. Внутри турнирные копья были либо полые, либо делался желоб на половину или 2/3 длины, чтобы копье легко ломалось.

Рисунок 3 - Наконечники копий XV- начала XVI вв. Венгерский национальный музей, Будапешт.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.

Еще одной отличительной чертой венгерских турниров был запрет на присутствие женщин и детей из простолюдинов - правило действовало еще со времен правления Карла Роберта. Ввиду отсутствия культа прекрасной дамы, то знатные женщины тоже были редкими гостьями турниров (исключение - жены королей), так как главная цель турнира - демонстрация боевой удали, либо испытание судьбы.

Судопроизводство Венгерского королевства считало легитимным решение спора через турнирный поединок на лошади с копьем. Основанием для такой меры было только убийство одного из членов высшего общества. Допускалось четыре схода, если после этого оба участника были живы, то обжалование не допускалось, так как это считалось Божьим судом. Подобный символизм рыцарской культуры был неприемлем для венгерского магнатства и дворянства, поэтому испытание судьбы поединком особой популярностью не пользовалось.

Еще одной функций турнира являлась демонстрация престижа страны на международной арене. Известно о том, что в 1472 г. в Англию было отправлено три дворянина из Черной Армии короля Матиаша ко двору Эдуарда IV Йорка Уласло Бодна, Фридьёш Вардай и Ласло из Трансильвании. Они были торжественно встречены в Кале, а затем английская сторона препроводила их в Кентербери на турнир в честь дня Святого Георгия 23 апреля, победитель которого должен был стать рыцарем Ордена Подвязки. Все венгры дошли до 3-го последнего дня турнира, Ласло из Трансильвании стал лучшим мечником, а Фридьёш Вардай награжден золотым наконечником, так был единственным, кто смог сбить копьем верхом на полной скорости подвешенную монету - пенс.

После смерти короля Матиаша известно лишь о нескольких крупных турнирах. Первый состоялся в 1502 г. в Секешфехерваре в честь брака короля Уласло II и Анны де Фуа. Турнир длился 12 дней, его описание есть у выше упомянутого француза Пьера Шоке. Он отмечал, что копья на венгерских состязаниях короче и толще, похожи на копья фламандской пехоты, а лошади почти ничем не защищены. Поскольку седло было низкое, то всадник сгибал ноги, тем самым был более мобильным на небольшой лошади, такой стиль езды он назвал «а ля гинета», имея в виду испанскую легкую кавалерию. Еще один турнир состоялся в 1523 г., победителем стал Георг фон Бранденбург, обыграв самого короля Лайоша II. После поражения под Мохачем при последующих правителях крупные турниры не проводились, а на турнир в день коронации Фердинанда I в Праге в 1527 г. венгерская знать не приехала.

Таким образом, в Венгерском королевстве XV века сложились особые правила рыцарских турниров. Геополитическое положение - постоянная угроза турецкого нападения, особое положение магнатов и дворян в системе государственного управления, несформированная рыцарская культура наделяли данные состязания лишь отчасти функцией демонстрации боевой удали. Система организации турниров в Венгрии свидетельствуют о том, что рыцарские турниры использовались правителями для укрепления своей власти, а кажущаяся суровость традиций во многом обусловлена историческими условиями складывания государственности.

Список использованной литературы

1. Beihammer Alexander D. Diplomatics in Eastern Mediterranean 1000-1500: Bertrandon de la Broquière, aspects of cross-cultural communication // Alexander D. Beihammer. - Leiden-Boston, 2008.
2. Domanovszky Sândor Magyar mûvelôdéstôrténet // S. Domanovszky. - Babits Kiado, Szekszârd, 1993.
3. Kalmâr Jânos Regi Magyar fegyverek // Kalmar J. - Budapest, 2004.
4. Lander, J. R. Government and Community: England, 1450-1509. Harvard University Press, 1980.
5. Lindner Theodor Sigmund (Kaiser) // Allgemeine Deutsche Biographie. -Lpz.: Duncker Humblot, 1892.
6. Szendrei Jânos Magyarorszâg tôrténeti emlékei évi ezredéves orszâgos kiâllitâson // Szendrei J., Czobor B., Szalay I. - Budapest, 2004.
7. Voigt Gustav Der Adel am Obermain. in: Die Plassenburg. Schriften für Heimatforschung und Kulturpflege in Ostfranken. Bd. 28, Kulmbach 1969.

© Третьяков А.С., Третьякова О.С., 2018

ВЕНГРИЯ МАТИАШ КОРВИН СИГИЗМУНД ЛЮКСЕМБУРГ xv ВЕК
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты