Спросить
Войти

2011. 02. 052. Дрейер Д. Т. Американо-китайские отношения: соглашение или диалог впустую? Dreyer J. T. US-China relations: engagement or talking past each other? // J. of contemporary China. - 2008. - Vol. 17, n 57. - p. 591-609

Автор: указан в статье

сокращении оборонных расходов на 15%. Акцент делается на стратегическом значении Океании для ситуации в Евразии. Американцам следует вывести военные базы из Японии, Южной Кореи и Филиппин и перевести их на Гуам, Каролинские, Маршалловы, Северные Марианские и Соломоновы острова.

Как отметил в 1999 г. политолог Р. Росс, с военной точки зрения отношения США и Китая будут стабильнее отношений США и СССР. Причина - география Восточной Азии. В годы «холодной войны» военно-морской мощи США было недостаточно; требовались и значительные сухопутные силы в Европе. В Евразии такие силы не потребуются, поскольку американский военно-морской флот по-прежнему будет сильнее китайского. И все же сам факт роста экономической и военной мощи Китая будет обострять противоречия. Гегемон Западного полушария США постарается помешать Китаю сделаться гегемоном значительной части Восточного полушария.

К.А. Фурсов

2011.02.052. ДРЕЙЕР Д. Т. АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СОГЛАШЕНИЕ ИЛИ ДИАЛОГ ВПУСТУЮ? DREYER J.T. US-China relations: Engagement or talking past each other? // J. of Contemporary China. - 2008. - Vol. 17, N 57. - P. 591609.

Джун Дрейер - профессор политических наук в Университете Майами - характеризует сближение США и КНР как «молчаливое соглашение не соглашаться». Пример - высказывания Мао Цзэдуна о негласной договоренности китайского лидера и американского президента Никсона «проклинать друг друга время от времени» (с. 592).

В период президентства Никсона основной сложностью была проблема Тайваня. Перед Г. Киссинджером стояла задача определить ту степень компромисса, на который мог пойти Вашингтон, и сформулировать позицию, которая могла уменьшить угрозу международного конфликта. Итогом стало Шанхайское коммюнике 1972 г., в котором американский подход к проблеме был сформулирован следующим образом: «Соединенные Штаты принимают во внимание, что все китайцы, по обе стороны Тайваньского пролива, считают, что существует только один Китай, и Тайвань является

его частью». Правительство США не оспаривает эту позицию. В 1979 г. США подтверждало свою заинтересованность в мирном разрешении проблемы «самими китайцами». Китайская же сторона указывала, что Правительство КНР является «единственным законным правительством Китая», а пути разрешения тайванской проблемы - всецело внутреннее дело Китая (с. 594). В тот период для США сближение с Китаем, учитывая его возрастающий авторитет, было более приоритетным, нежели поддержка Тайваня.

В президенство Картера основой отношений между Пекином и Вашингтоном стал Закон об отношениях с Тайванем (ЗОТ) 1979 г., в котором была заявлена поддержка Тайваня. Стабильность в зоне Тайваньского пролива объявлялась предметом международной заинтересованности, дипломатическое признание КНР увязывалось с мирной политикой Пекина в отношении Тайваня. США также заявляли о том, что «любая попытка определить будущее Тайваня иначе чем мирными средствами, в том числе с помощью бойкотов и эмбарго», будет рассматриваться как «угроза миру и безопасности на западе Тихого океана и как предмет серьезной озабоченности для США (с. 594). Более того, Вашингтон заявлял о намерении продавать в Тайвань вооружения оборонительного характера. ЗОТ по своей сути противоречил Шанхайскому коммюнике и трактовался Пекином как вмешательство во внутренние дела.

«Диалог впустую» между двумя государствами продолжился и в 1982 г., прежде чем обе стороны подписали второе компромиссное коммюнике, получившее название Шанхай-2. Главным камнем преткновения в тот период была продажа американского оружия тайваньскому правительству. Ситуация обострилась после заявления Тайваня о расчете на продолжение продажи. Подписание Шанхая-2 привело к некоторому смягчению обстановки. Вашингтон уменьшил количество поставляемого в Тайвань оружия, но в коммюнике не говорилось ничего о передаче военных технологий, а Тайвань получал американские разработки для конструирования боевых кораблей и истребителей.

Смягчение напряженности между двумя государствами связано с изменением внутриполитического курса Китая при Дэн Сяопине. Для США политика Дэна явилась «комфортным коммунизмом». Этот курс породил надежду США на постепенную демократизацию Китая (с. 596) в целом, на мирное разрешение

Тайваньского вопроса, а также на последующую экономическую и политическую интеграцию.

Переломным моментом стал расстрел студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь (Пекин) в 1989 г. Восприятие Китая американским общественным мнением резко изменилось в худшую сторону. Американские санкции в отношении Китая, в том числе ограничение поставок оружия, введенные в 1989 г., подтолкнули Пекин к активному сотрудничеству с Москвой, особенно по военно-технической линии. Поэтому если в предыдущие годы администрация США мотивировала важность КНР для Америки необходимостью сдерживать общего врага (СССР), то после распада СССР стала выдвигаться идея необходимости сотрудничества с КНР для предупреждения враждебных дестабилизирующих действий самого Китая.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и КНР стало откликом на продажу Тайваню самого современного оружия.

Третьим событием, негативно отразившимся на американо-китайских отношениях, стала война в Персидском заливе. Пекин в этом вопросе рассматривал действия США как захватнические и приписывал им роль «международного хулигана» (с. 599).

Более того, этот конфликт продемонстрировал Китаю необходимость модернизации его вооруженных сил. Война в Персидском заливе привела к «определению двух параллельных курсов, которых должен был придерживаться Пекин: скорейшая модернизация армии и необходимость создания альтернативного мирового порядка» (с. 599) для сдерживания США. Первый привел к увеличению военного бюджета страны, второй же - к ориентации на создание многополярного мира.

Фактором обострения стала демократизация Тайваня, хотя руководство Китая и отстаивало принцип «одно государство - две системы».

Вашингтон добивался интеграции Китая в существующий мировой порядок, полагая, что это приведет к демократизации китайского общества. Объясняя стремление США провести вступление КНР в ВТО, Клинтон говорил: ВТО «станет отравленной пилюлей для Китая и открытие китайского экономического рынка подорвет контроль коммунистической партии над страной». «Этого

не случилось, - подчеркивает Дрейер, - не случится и в перспективе» (с. 602).

Подчеркивая нереальность этих надежд, автор отмечает отдельные достижения, например в борьбе с торговлей наркотиками.

Постоянные противоречия, заключает Дрейер, являются единственно возможным вариантом развития отношений между государствами, и такой «диалог впустую» можно рассматривать как форму консенсуса - соглашение не соглашаться. Именно это дает возможность обеим сторонам избежать конфронтации внутри страны, с собственным электоратом.

Дрейер предлагает избавиться от употребления высокопарных клише, таких как «XXI век будет принадлежать Китаю» или «Китай восстанавливает свое законное место в мире». По ее мнению, еще ни одной великой империи не удавалось вернуть былую мощь. Более того, XXI век необязательно будет «принадлежать» какой-либо одной державе вообще (с. 607).

А.А. Благодатских

КУЛЬТУРА

2011.02.053. ХЭТЧ У. МЕЖДУ АЗИЕЙ И ЗАПАДОМ: ИЗУЧЕНИЕ ЯПОНСКОЙ «ИДЕНТИЧНОСТИ» ПО ГРАМШИ. НАТСН W. Turning Western, turning Asia: A study of Japanese «identity» from a Gramscian perspective // Pacific rev. - L., 2010. - Vol. 23, N 3. - Р. 377-406.

Автор статьи - доцент правительственного колледжа Колби, США, редактор журнала «The Japanese Economy» - анализирует причины частой смены ориентации политики Японии с Азии на Запад, с Запада на Восток, которая наблюдается в течение последних 150 лет истории страны. По мнению автора, «неустойчивость» японской идентичности не может быть объяснена с помощью популярного сейчас в политологии культурологического подхода, взамен он предлагает в качестве методологии концепцию Грамши, преимущество которой - взаимосвязь материальных и нематериальных факторов, влияние культуры на действия политиков

До середины XIX в. Япония не сталкивалась с Западом как таковым, более ранние контакты до закрытия страны в 1642 г. несравнимы по масштабам с теми отношениями, которые стали раз-

КНР ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США США ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты