Спросить
Войти

2012. 04. 024. Линдеманн С. Этническая политика избегания переворотов: на примере Замбии и Уганды. Lindemann S. The ethnic Politics of coup avoidance: evidence from Zambia and Uganda. - mode of access: http://hup. Sub. Uni-hamburg. De/ giga/afsp/article/view/460/458

Автор: указан в статье

Также они имеют контакты с АКИМ (с. 133). «Боко Харам» взяла на себя отвественность за подрыв региональной штаб-квартиры ООН в Абудже 26 августа 2011 г., когда погибли 18 человек, включая 15 сотрудников ООН.

Автор отмечает низкую степень сотрудничества Алжира и Марокко в борьбе с АКИМ. 21 апреля 2010 г. Алжир, Мали, Мавритания и Нигер объявили о создании объединенной штаб-квартиры для борьбы с терроризмом в г. Таманрассете на юге Алжира. Предполагается, что страны-члены выделят несколько тысяч солдат для борьбы с бригадами АКИМ.

Страны, выступающие под эгидой Алжира, отказываются принимать участие в любых контртеррористических инициативах Франции, «они хотят уничтожить АКИМ только региональными силами» (с. 134). Марокко напротив, активно сотрудничает с США, Францией и Испанией. Уже были проведены несколько совместных американско-марокканских учений.

По мнению автора, страны Африки постепенно начинают осознавать опасность действий «Аль-Каиды» на континенте и постепенно, хотя и медленно, начинают координировать свои силы в борьбе с ней.

В.С. Олишевко

2012.04.024. ЛИНДЕМАНН С. ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИЗБЕГАНИЯ ПЕРЕВОРОТОВ: НА ПРИМЕРЕ ЗАМБИИ И УГАНДЫ. LINDEMANN S. The ethnic politics of coup avoidance: evidence from Zambia and Uganda. - Mode of access: http://hup.sub.uni-hamburg.de/ giga/afsp/article/view/460/458

Вмешательство военных в политику стран Тропической Африки - распространенная практика, но «треть государств сумела избежать переворотов» (с. 3). Автор (Институт исследований религиозного и этнического разнообразия общества Макса Планка, Гет-тинген, Германия) считает, что вероятность силового противостояния военных и гражданских властей находится в прямой зависимости от их этнического состава. Она сильно уменьшается, если в обеих структурах преобладает одна и та же этническая группа или если они в равной степени этнически сбалансированы.

В качестве примера рассматриваются Замбия и Уганда. В то время как в Замбии не было военных переворотов, в Уганде произошло четыре переворота при Оботе и во время правления Фронта национального освобождения Уганды (ФНОУ), при этом во время правления Амина и Мусевени переворотов не происходило. Согласно выводам автора, отсутствие переворотов в Замбии связано именно с выверенным этническим составом правительства и армии, в то время как в Уганде при Амине и Мусевени армия и правительство состояли из привилегированных этнических групп.

В 1956-2010 гг. в Африке произошли 90 военных переворотов и 91 попытка военного переворота. В 64,6% стран Тропической Африки произошел по крайней мере один переворот, в 41,7% африканских стран было несколько переворотов. Всего перевороты или их попытки произошли в 39 из 48 стран (81,3%) (с. 4). 17 стран из 48 (35,4%) избежали военного переворота, среди них: ЮАР, Намибия, Маврикий, Эритрея, Кабо-Верде, Ботсвана, Малави, Зимбабве, Сенегал, Джибути, Ангола, Мозамбик, Камерун, Танзания, Кения, Габон и Замбия.

Замбия характеризуется «сравнительно большим этническим и языковым разнообразием» (с. 7). В доколониальные времена несколько этнических групп, таких как бемба или лози, имели централизованные королевства, остальные жили децентрализованными обществами. Активность миссионеров, колониальная образовательная политика и трудовая миграция привели к возвышению пяти языковых групп: бемба, ньянджа, тонга, баротсе и северозападной (этнолингвистической группы, включающей несколько небольших этнических групп).

После обретения независимости в 1964 г. первый президент Замбии Кеннет Каунда и его Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) провозгласили «договор элиты», лозунг правления был «Одна Замбия, одна нация». Каунда правил, основываясь на «этническом балансировании». Правительственные назначения отражали этническое и языковое разнообразие страны при однопартийном режиме Первой республики (1964-1972), еще больше оно проявилось во время однопартийной Второй республики (1972-1991). Во время Третьей республики (1991 - по настоящее время) основанное на объединении профсоюзов Движение за многопартийную демократию (ДМД) выиграло многопартийные выборы, на которые ЮНИП была вынуждена пойти под общественным давлением. Это не привело к концу «этнического балансирования».

Президенты ДМД Фредерик Чилуба (1991-2001) и Леви Мванаваса (2001-2008) продолжили политику «договора элиты». Правительства ДМД также остаются основанным на широком этническом представительстве.

Широкая этническая база властных структур Замбии наглядно отражается и в армии. Вооруженные силы этого государства были созданы на основе Северного Родезийского полка армии Великобритании, куда набирались новобранцы изо всех частей страны. Генерал Малимба Машеке, главнокомандующий ВС при Каун-де, считал этнический баланс в армейском руководстве главным фактором предотвращения переворотов.

Попытка военного переворота 16 октября 1980 г. возникла в условиях усиливающегося экономического кризиса в Замбии. Ее основой стало сотрудничество влиятельных бизнесменов, установивших контакты с недовольными армейскими офицерами. Большинство заговорщиков принадлежало к группе бемба. После короткой перестрелки заговорщики были арестованы. Полиэтнический состав правительства и армии стал препятствием для реализации планов заговорщиков. Вторая попытка переворота 30 июня 1990 г. под руководством лейтенанта Мвамба Лучембе заключалась в захвате государственного радио на несколько часов и выходе в эфир с заявлением о приходе армии к власти. Руководство переворота состояло из младших офицеров, попытка получила небольшую спонтанную общественную поддержку вследствие предшествовавших ей экономического спада и пищевых бунтов. Последняя попытка состоялась 28 октября 1997 г., когда капитан Лунгу с несколькими соратниками захватил радиостанцию, заговорщики в основном были ньянджа - выходцами из восточной части страны и являлись сторонниками ЮНИП. В очередной раз благодаря этническому разнообразию государственного руководства попытка переворота не удалась (с. 17).

Население Уганды также полиэтнично. В доколониальные времена на ее территории были представлены различные этнические образования от королевства Буганда до неструктурированных обществ Северо-запада. Баганда - этническая группа, создавшая королевство Буганда, была привилегированной во время правления англичан, что постоянно вызывало этнические конфликты в колониальные и послеколониальные времена. Первое правительство

независимой Уганды под руководством премьер-министра Милто-на Оботе пыталось создать в правительстве этнический баланс, основанный на союзе Народного конгресса Уганды (НКУ) Оботе и монархической партии кабака Екка (КЕ). В армии, как в колониальные времена, преобладали выходцы из северной части Уганды. В сфере гражданской власти сложилось две противоборствующие группировки: «центристская фракция», представлявшая «малоимущий» северо-восток, и «консервативная фракция», служившая интересам «привилегированного» юго-запада.

После разрыва альянса НКУ и КЕ монархисты во главе с ка-бакой - королем Буганды и одновременно церемониальным президентом Уганды начали поддерживать «консерваторов» (с. 19). Подобный раскол произошел и в армии - главнокомандующий Ополот, имевший родственные связи с кабакой, поддерживал выходцев из северо-восточной части страны, а заместитель Ополота -Иди Амин был сторонником севера. В середине 1965 г. Оботе консолидировал власть, установив прямой контроль над министерством обороны. Кабака как президент, остававшийся титулярным главнокомандующим, стал собирать собственные вооруженные отряды.

4 февраля 1966 г. «консерваторы» попытались сместить Обо-те и других северных лидеров путем начала парламентского расследования фактов получения золота и слоновой кости от конголезских повстанцев. 22 февраля 1966 г. Оботе совершил упреждающий переворот, приказав армии атаковать дворец кабаки. После кризиса 1966 г. Оботе следил за этнической сбалансированностью правительства, но армейское руководство оставалось этнически несбалансированным. В офицерском корпусе главные должности принадлежали ланги, ачоли, икесо, в военной полиции преобладали нилотские лугбара, алур, мади и каква. Новым главнокомандующим был Иди Амин - каква. Такой дисбаланс вызвал взаимные подозрения. 25 января 1971 г. Амину удалось прийти к власти в результате переворота. Как указывает автор, в отсутствие этнического баланса в армии «кажущаяся широкая этническая база правительства Оботе не была серьезным препятствием для переворота» (с. 20).

Во время правления Амина (1971-1979) многие посты в силовых структурах были отданы иностранцам - часто суданцам.

К 1977 г. 60% из 22 высших офицеров являлись каква, нубийцами или суданцами. Только 5% населения были мусульманами, при этом 80% высших офицеров исповедовали ислам. В 1977 и 1979 гг. нилотские народы (в первую очередь каква), нубийцы и суданцы составляли 75 и 78,2% соответственно в правительственных структурах, 87,5 и 88,9% соответственно являлись мусульманами. Офицеры лугбара последовательно удалялись из армии.

Фронт национального освобождения Уганды, изначально провозглашенный как этнически объединяющий, с самого начала был разделен на враждующие этнические группировки президентов Луле и Бинайса. В мае 1980 г. власть взяла военная хунта ФНОУ. Победу одержала партия Оботе, и он вновь стал президентом Уганды. Вскоре в Уганде обострились межэтнические противоречия, начались антиправительственные выступления. Так называемая Народная армия сопротивления во главе с Мусевени развернула партизанскую войну на западе страны. В июле 1985 г. произведен военный переворот, власть взяла военная хунта во главе с генералом Базилио Олара-Окелло. Был распущен парламент, действие конституции приостановлено (с. 21). С самого начала большинством рядовых ФНОУ были баганда, а посты офицеров занимали выходцы из западных и центральных районов страны -баньяколе, в частности подгруппа, к которой относился Мусевени, -бахима (с. 22). С 1986 г. пять из шести главнокомандующих были из Западной Уганды. Все полные генералы с 1986 г. были бахима.

Как указывает автор, в Замбии имелись полувоенные формирования ополчения, учрежденные в 1971 г. В них мужчины от 18 до 35 лет получали военную подготовку, «хоть и явно недостаточную для отражения настоящего военного вмешательства извне» (с. 24). По мнению автора, «такие полувоенные формирования сыграли важную роль в предотвращении вмешательства военных в политику в Африке» (с. 23). Также отмечается активная работа разведки в среде военных по предотвращению переворотов.

В Уганде полувоенные формирования также были многочисленны и играли большую роль при всех послеколониальных правительствах. В частности, Амин опирался на формирования Департамента государственных исследований, части государственной безопасности и военную полицию. Эти формирования, в отличие от замбийского аналога, были укомплектованы каква, нубийцами и иностранцами. Мусевени, в свою очередь, создал более 30 различных подразделений безопасности, «которые рассматриваются как ключевой фактор стабильности режима» (с. 24). Бригада президентской гвардии возглавляется сыном Мусевени подполковником Мухози Кайнеругаба.

Политическое вмешательство гражданских в армейскую жизнь во времена Первой республики в Замбии было минимальным, в 1972 г. после учреждения однопартийной системы в казармах начали работу так называемые «рабочие комитеты». Все военные должны были «посещать семинары политического образования, где объяснялась политика партии и развивалась верность однопартийной системе» (с. 25). После очередного переворота в 1991 г. новое руководство посчитало, что военные должны быть политически нейтральны и профессиональны, как следствие этого в армии были немедленно ликвидированы все политические структуры.

В Уганде до 1986 г. гражданские режимы уделяли мало внимания политической индоктринации военных. В 80-х годах Оботе начал принимать на службу офицеров, не входящих в правящую партию, что послужило одной из причин переворота 1985 г., так как доминировавшие в армейском руководстве ачоли посчитали это угрозой своим интересам. После прихода к власти Мусевени «политическая индоктринация армии стала важной государственной задачей» (с. 25). Еще в период партизанской войны с правительством Оботе движение Мусевени создало развитую систему политического образования, политкомиссары присутствовали на всех уровнях повстанческих сил. Эта система продолжает работать до настоящего времени и является «одной из надежных опор политической лояльности с 1986 г.» (с. 25).

Автор полагает, что значительные выплаты и возможность большой карьеры в государственных структурах или на полугосударственных предприятиях также является одним из залогов предотвращения вмешательства военных в политическую жизнь. В Замбии при Каунде у военных были высокие зарплаты. Военные закупали основные виды продовольствия и пиво по сниженным ценам. В 1973 г. Каунда назначил трех высших офицеров государственными министрами. Эта политика продолжалась в 70-80-е годы, многие генералы стали членами кабинета, центрального комитета правящей партии или губернаторами. Бывший главнокомандующий Машеке, ставший премьер-министром в 80-е, заявил, что

именно возможность кооптации в государственные структуры предотвращает захват власти силой.

При Мванавасе замбийская армия активно участвовала в миротворческих операциях, что также означало значительное увеличение зарплаты. К 2008 г. военные участвовали в девяти миротворческих миссиях, а число замбийцев - наблюдателей ООН увеличилось с 1994 по 2008 г. с восьми до 108 человек соответственно. При Чи-лубе из трех вице-президентов один был бригадиром, другой генерал-лейтенантом. В правление Мванавасе министром внутренних дел стал генерал-лейтенант, министром здравоохранения - бригадир, многие офицеры стали послами и членами кабинета министров.

Как указывает автор, «в Уганде прямые выплаты в целом были ниже, чем в Замбии» (с. 27). Уменьшение расходов на армию и спецслужбы стало одной из причин попытки переворота в 1997 г., предпринятой сравнительно маловлиятельной группой младших офицеров.

Примеры Замбии и Уганды наглядно демонстрируют, что «вероятность переворота значительно уменьшается, если правительство и армия принадлежат к одной этнической группе или если они этнически сбалансированы» (с. 29). Другие факторы, такие как наличие полувоенных формирований, политическая индоктрина-ция военных и значительные выплаты, могут рассматриваться только как второстепенные.

В. С. Олишевко МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2012.04.025. ОЗХАН Т. «АРАБСКАЯ ВЕСНА» И ТУРЦИЯ: КЭМП-ДЭВИДСКАЯ СИСТЕМА, ИЛИ НОВЫЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. OZHAN T. The arab spring and Turkey: the Camp David order vs. new Middle East // Insight Turkey. - Ankara., 2011. - Vol. 13, N 4. - P. 55-64.

Т. Озхан (Фонд политических, экономических и социальных исследований - SETA1, Вашингтон) считает, что события так назы1 SETA - Siyaset, ekonomi ve toplum arastirmalari vakfi - это некоммерческий, независимый, внепартийный фонд, находящийся в Вашингтоне (США). Занимается изучением национальных, региональных и международных проблем, касающихся Турции и американо-турецких отношений. С 1999 г. издает журнал «Insight Turkey». - Прим. реф.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты