Также они имеют контакты с АКИМ (с. 133). «Боко Харам» взяла на себя отвественность за подрыв региональной штаб-квартиры ООН в Абудже 26 августа 2011 г., когда погибли 18 человек, включая 15 сотрудников ООН.
Автор отмечает низкую степень сотрудничества Алжира и Марокко в борьбе с АКИМ. 21 апреля 2010 г. Алжир, Мали, Мавритания и Нигер объявили о создании объединенной штаб-квартиры для борьбы с терроризмом в г. Таманрассете на юге Алжира. Предполагается, что страны-члены выделят несколько тысяч солдат для борьбы с бригадами АКИМ.
Страны, выступающие под эгидой Алжира, отказываются принимать участие в любых контртеррористических инициативах Франции, «они хотят уничтожить АКИМ только региональными силами» (с. 134). Марокко напротив, активно сотрудничает с США, Францией и Испанией. Уже были проведены несколько совместных американско-марокканских учений.
По мнению автора, страны Африки постепенно начинают осознавать опасность действий «Аль-Каиды» на континенте и постепенно, хотя и медленно, начинают координировать свои силы в борьбе с ней.
В.С. Олишевко
Вмешательство военных в политику стран Тропической Африки - распространенная практика, но «треть государств сумела избежать переворотов» (с. 3). Автор (Институт исследований религиозного и этнического разнообразия общества Макса Планка, Гет-тинген, Германия) считает, что вероятность силового противостояния военных и гражданских властей находится в прямой зависимости от их этнического состава. Она сильно уменьшается, если в обеих структурах преобладает одна и та же этническая группа или если они в равной степени этнически сбалансированы.
В качестве примера рассматриваются Замбия и Уганда. В то время как в Замбии не было военных переворотов, в Уганде произошло четыре переворота при Оботе и во время правления Фронта национального освобождения Уганды (ФНОУ), при этом во время правления Амина и Мусевени переворотов не происходило. Согласно выводам автора, отсутствие переворотов в Замбии связано именно с выверенным этническим составом правительства и армии, в то время как в Уганде при Амине и Мусевени армия и правительство состояли из привилегированных этнических групп.
В 1956-2010 гг. в Африке произошли 90 военных переворотов и 91 попытка военного переворота. В 64,6% стран Тропической Африки произошел по крайней мере один переворот, в 41,7% африканских стран было несколько переворотов. Всего перевороты или их попытки произошли в 39 из 48 стран (81,3%) (с. 4). 17 стран из 48 (35,4%) избежали военного переворота, среди них: ЮАР, Намибия, Маврикий, Эритрея, Кабо-Верде, Ботсвана, Малави, Зимбабве, Сенегал, Джибути, Ангола, Мозамбик, Камерун, Танзания, Кения, Габон и Замбия.
Замбия характеризуется «сравнительно большим этническим и языковым разнообразием» (с. 7). В доколониальные времена несколько этнических групп, таких как бемба или лози, имели централизованные королевства, остальные жили децентрализованными обществами. Активность миссионеров, колониальная образовательная политика и трудовая миграция привели к возвышению пяти языковых групп: бемба, ньянджа, тонга, баротсе и северозападной (этнолингвистической группы, включающей несколько небольших этнических групп).
После обретения независимости в 1964 г. первый президент Замбии Кеннет Каунда и его Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) провозгласили «договор элиты», лозунг правления был «Одна Замбия, одна нация». Каунда правил, основываясь на «этническом балансировании». Правительственные назначения отражали этническое и языковое разнообразие страны при однопартийном режиме Первой республики (1964-1972), еще больше оно проявилось во время однопартийной Второй республики (1972-1991). Во время Третьей республики (1991 - по настоящее время) основанное на объединении профсоюзов Движение за многопартийную демократию (ДМД) выиграло многопартийные выборы, на которые ЮНИП была вынуждена пойти под общественным давлением. Это не привело к концу «этнического балансирования».
Президенты ДМД Фредерик Чилуба (1991-2001) и Леви Мванаваса (2001-2008) продолжили политику «договора элиты». Правительства ДМД также остаются основанным на широком этническом представительстве.
Широкая этническая база властных структур Замбии наглядно отражается и в армии. Вооруженные силы этого государства были созданы на основе Северного Родезийского полка армии Великобритании, куда набирались новобранцы изо всех частей страны. Генерал Малимба Машеке, главнокомандующий ВС при Каун-де, считал этнический баланс в армейском руководстве главным фактором предотвращения переворотов.
Попытка военного переворота 16 октября 1980 г. возникла в условиях усиливающегося экономического кризиса в Замбии. Ее основой стало сотрудничество влиятельных бизнесменов, установивших контакты с недовольными армейскими офицерами. Большинство заговорщиков принадлежало к группе бемба. После короткой перестрелки заговорщики были арестованы. Полиэтнический состав правительства и армии стал препятствием для реализации планов заговорщиков. Вторая попытка переворота 30 июня 1990 г. под руководством лейтенанта Мвамба Лучембе заключалась в захвате государственного радио на несколько часов и выходе в эфир с заявлением о приходе армии к власти. Руководство переворота состояло из младших офицеров, попытка получила небольшую спонтанную общественную поддержку вследствие предшествовавших ей экономического спада и пищевых бунтов. Последняя попытка состоялась 28 октября 1997 г., когда капитан Лунгу с несколькими соратниками захватил радиостанцию, заговорщики в основном были ньянджа - выходцами из восточной части страны и являлись сторонниками ЮНИП. В очередной раз благодаря этническому разнообразию государственного руководства попытка переворота не удалась (с. 17).
Население Уганды также полиэтнично. В доколониальные времена на ее территории были представлены различные этнические образования от королевства Буганда до неструктурированных обществ Северо-запада. Баганда - этническая группа, создавшая королевство Буганда, была привилегированной во время правления англичан, что постоянно вызывало этнические конфликты в колониальные и послеколониальные времена. Первое правительство
независимой Уганды под руководством премьер-министра Милто-на Оботе пыталось создать в правительстве этнический баланс, основанный на союзе Народного конгресса Уганды (НКУ) Оботе и монархической партии кабака Екка (КЕ). В армии, как в колониальные времена, преобладали выходцы из северной части Уганды. В сфере гражданской власти сложилось две противоборствующие группировки: «центристская фракция», представлявшая «малоимущий» северо-восток, и «консервативная фракция», служившая интересам «привилегированного» юго-запада.
После разрыва альянса НКУ и КЕ монархисты во главе с ка-бакой - королем Буганды и одновременно церемониальным президентом Уганды начали поддерживать «консерваторов» (с. 19). Подобный раскол произошел и в армии - главнокомандующий Ополот, имевший родственные связи с кабакой, поддерживал выходцев из северо-восточной части страны, а заместитель Ополота -Иди Амин был сторонником севера. В середине 1965 г. Оботе консолидировал власть, установив прямой контроль над министерством обороны. Кабака как президент, остававшийся титулярным главнокомандующим, стал собирать собственные вооруженные отряды.
Во время правления Амина (1971-1979) многие посты в силовых структурах были отданы иностранцам - часто суданцам.
К 1977 г. 60% из 22 высших офицеров являлись каква, нубийцами или суданцами. Только 5% населения были мусульманами, при этом 80% высших офицеров исповедовали ислам. В 1977 и 1979 гг. нилотские народы (в первую очередь каква), нубийцы и суданцы составляли 75 и 78,2% соответственно в правительственных структурах, 87,5 и 88,9% соответственно являлись мусульманами. Офицеры лугбара последовательно удалялись из армии.
Фронт национального освобождения Уганды, изначально провозглашенный как этнически объединяющий, с самого начала был разделен на враждующие этнические группировки президентов Луле и Бинайса. В мае 1980 г. власть взяла военная хунта ФНОУ. Победу одержала партия Оботе, и он вновь стал президентом Уганды. Вскоре в Уганде обострились межэтнические противоречия, начались антиправительственные выступления. Так называемая Народная армия сопротивления во главе с Мусевени развернула партизанскую войну на западе страны. В июле 1985 г. произведен военный переворот, власть взяла военная хунта во главе с генералом Базилио Олара-Окелло. Был распущен парламент, действие конституции приостановлено (с. 21). С самого начала большинством рядовых ФНОУ были баганда, а посты офицеров занимали выходцы из западных и центральных районов страны -баньяколе, в частности подгруппа, к которой относился Мусевени, -бахима (с. 22). С 1986 г. пять из шести главнокомандующих были из Западной Уганды. Все полные генералы с 1986 г. были бахима.
Как указывает автор, в Замбии имелись полувоенные формирования ополчения, учрежденные в 1971 г. В них мужчины от 18 до 35 лет получали военную подготовку, «хоть и явно недостаточную для отражения настоящего военного вмешательства извне» (с. 24). По мнению автора, «такие полувоенные формирования сыграли важную роль в предотвращении вмешательства военных в политику в Африке» (с. 23). Также отмечается активная работа разведки в среде военных по предотвращению переворотов.
В Уганде полувоенные формирования также были многочисленны и играли большую роль при всех послеколониальных правительствах. В частности, Амин опирался на формирования Департамента государственных исследований, части государственной безопасности и военную полицию. Эти формирования, в отличие от замбийского аналога, были укомплектованы каква, нубийцами и иностранцами. Мусевени, в свою очередь, создал более 30 различных подразделений безопасности, «которые рассматриваются как ключевой фактор стабильности режима» (с. 24). Бригада президентской гвардии возглавляется сыном Мусевени подполковником Мухози Кайнеругаба.
Политическое вмешательство гражданских в армейскую жизнь во времена Первой республики в Замбии было минимальным, в 1972 г. после учреждения однопартийной системы в казармах начали работу так называемые «рабочие комитеты». Все военные должны были «посещать семинары политического образования, где объяснялась политика партии и развивалась верность однопартийной системе» (с. 25). После очередного переворота в 1991 г. новое руководство посчитало, что военные должны быть политически нейтральны и профессиональны, как следствие этого в армии были немедленно ликвидированы все политические структуры.
В Уганде до 1986 г. гражданские режимы уделяли мало внимания политической индоктринации военных. В 80-х годах Оботе начал принимать на службу офицеров, не входящих в правящую партию, что послужило одной из причин переворота 1985 г., так как доминировавшие в армейском руководстве ачоли посчитали это угрозой своим интересам. После прихода к власти Мусевени «политическая индоктринация армии стала важной государственной задачей» (с. 25). Еще в период партизанской войны с правительством Оботе движение Мусевени создало развитую систему политического образования, политкомиссары присутствовали на всех уровнях повстанческих сил. Эта система продолжает работать до настоящего времени и является «одной из надежных опор политической лояльности с 1986 г.» (с. 25).
Автор полагает, что значительные выплаты и возможность большой карьеры в государственных структурах или на полугосударственных предприятиях также является одним из залогов предотвращения вмешательства военных в политическую жизнь. В Замбии при Каунде у военных были высокие зарплаты. Военные закупали основные виды продовольствия и пиво по сниженным ценам. В 1973 г. Каунда назначил трех высших офицеров государственными министрами. Эта политика продолжалась в 70-80-е годы, многие генералы стали членами кабинета, центрального комитета правящей партии или губернаторами. Бывший главнокомандующий Машеке, ставший премьер-министром в 80-е, заявил, что
именно возможность кооптации в государственные структуры предотвращает захват власти силой.
При Мванавасе замбийская армия активно участвовала в миротворческих операциях, что также означало значительное увеличение зарплаты. К 2008 г. военные участвовали в девяти миротворческих миссиях, а число замбийцев - наблюдателей ООН увеличилось с 1994 по 2008 г. с восьми до 108 человек соответственно. При Чи-лубе из трех вице-президентов один был бригадиром, другой генерал-лейтенантом. В правление Мванавасе министром внутренних дел стал генерал-лейтенант, министром здравоохранения - бригадир, многие офицеры стали послами и членами кабинета министров.
Как указывает автор, «в Уганде прямые выплаты в целом были ниже, чем в Замбии» (с. 27). Уменьшение расходов на армию и спецслужбы стало одной из причин попытки переворота в 1997 г., предпринятой сравнительно маловлиятельной группой младших офицеров.
Примеры Замбии и Уганды наглядно демонстрируют, что «вероятность переворота значительно уменьшается, если правительство и армия принадлежат к одной этнической группе или если они этнически сбалансированы» (с. 29). Другие факторы, такие как наличие полувоенных формирований, политическая индоктрина-ция военных и значительные выплаты, могут рассматриваться только как второстепенные.
В. С. Олишевко МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Т. Озхан (Фонд политических, экономических и социальных исследований - SETA1, Вашингтон) считает, что события так назы1 SETA - Siyaset, ekonomi ve toplum arastirmalari vakfi - это некоммерческий, независимый, внепартийный фонд, находящийся в Вашингтоне (США). Занимается изучением национальных, региональных и международных проблем, касающихся Турции и американо-турецких отношений. С 1999 г. издает журнал «Insight Turkey». - Прим. реф.