Спросить
Войти

ПРОБЛЕМА ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ США В 1945-1946 ГГ. (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДОКЛАДА Р. НАТАНА)

Автор: указан в статье

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

УДК 94(73):331"1945/1946" ББК У03

И. К. Корякова

ПРОБЛЕМА ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ США В 1945-1946 гг. (на основе анализа доклада Р. Натана)

I. К. Koryakova

THE ISSUE OF PRICES AND WAGES IN THE SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE USA IN 1945-1946 (on the basis of analysis of the R. Nathan Report)

Инфляция являлась острейшей проблемой социально-экономического развития США после окончания Второй мировой войны. Вопрос о путях ее преодоления в результате стал одним из центральных в политической борьбе в послевоенные годы. Особенно актуально он звучал для американских профсоюзов, стремившихся не допустить резкого снижения жизненного уровня рабочих с началом перевода экономики с военных на мирные рельсы развития. Значение этой проблемы дня рабочих обусловливалось и тем, что в годы войны, несмотря в целом на улучшение экономического положения рабочих, увеличение заработной платы существенно отставало от роста цен, что объяснялось во многом политикой регулирования цен и заработной платы, которая проводилась правительством США. Суть этой политики сводилась к тому, что государство в годы войны осуществляло контроль над двумя важнейшими экономическими показателями - ценами и заработной платой. Чтобы остановить стремительное повышение цен, начавшееся со вступлением США в войну в декабре 1941 г., конгресс 30 января 1942 г. принял Закон о чрезвычайном контроле цен. Большую роль по обеспечению проведения этого закона в жизнь играла Администрация по контролю за ценами (ОПА), созданная президентом страны Ф. Рузвельтом еще в апреле 1941 г.

Заработная плата регулировалась американским правительством в соответствии с так называемой формулой «малой стали», одобренной в июне 1942 г. и узаконенной в октябре 1942 г. По этой формуле допускалось, что с 1 января 1941 до мая 1942 г. стоимость жизни возросла на 15 %. Это значило, что базовые ставки оплаты труда можно было повышать в этих 15-процентных пределах. Профсоюзы не имели права требовать увеличения оплаты труда сверх 15 %, даже если платежеспособность предпринимателей позволяла идти на это, что явилось крупной победой бизнеса над профсоюзами, достигнутой с помощью государства.

В результате проведения государством такой политики, по официальным данным, за счет незначительных послаблений в формуле «малой стали» базовая ставка заработной платы с января 1941 г. по июль 1945 г. возросла на 24 %, а стоимость жизни поднялась за это время на 32 % [2, с. 266]. В этом проявился антирабочий характер государственной политики стабилизации заработной платы во время войны, что, естественно, вызывало негативную реакцию со стороны профсоюзов.

Однако в условиях нехватки рабочей силы в военное время трудящиеся были заняты на производстве не 40 часов, а в среднем 48 часов в неделю. Согласно Закону 1938 г. о справедливых условиях труда, установившему 40-часовую рабочую неделю, каждый дополнительный час оплачивался в полуторном размере. В итоге с учетом всевозможных дополнительных выплат за сверхурочный труд, за работу в ночное время, в праздничные дни валовые недельные заработки рабочих выросли в 1941-1945 гг. на 70,5 %, что в реальном исчислении означало прирост на 28 %. Однако, как указывал Н. В. Сивачев, «этот рост происходил вследствие интенсификации труда за счет усиления эксплуатации трудящихся» [2, с. 266].

Столь очевидная антирабочая направленность политики государственного регулирования цен и заработной платы в годы войны способствовала получению предпринимателями рекордных прибылей. В 1940-1945 гг. чистая прибыль корпораций составила 70 млрд долл. [1, с. 21].

Осознавая необходимость мобилизации всех национальных ресурсов на разгром фашизма, профсоюзы вынуждены были мириться с резким усилением их эксплуатации и несправедливым распределением

тягот войны, и даже отказались от проведения забастовок, которые в условиях острой нехватки рабочей силы имели серьезные шансы на успех. Все это делало неизбежным обострение борьбы по вопросу о заработной плате с наступлением мира. Как заявлял в ноябре 1945 г. глава КПП Ф. Мэр-рэй, вопрос о повышении заработной платы рабочим «является, возможно, самым насущным вопросом, стоящим перед страной сегодня» [7, р. 84].

Острота этого вопроса усугублялась еще и тем, что окончание войны вело к массовому свертыванию военного производства, а соответственно сокращению сверхурочного времени, которое трудящиеся были заняты на производстве, что приводило к уменьшению дополнительных выплат, за счет которых увеличились валовые заработки рабочих в военные годы. Переход от 48-часовой рабочей недели в январе 1945 г. к 42-часовой рабочей неделе уже в августе 1945 г. резко сократил «принесенный домой заработок» рабочего. Как отмечает американский исследователь Ф. Зигер, с мая 1945 к октябрю 1945 г. заработная плата рабочих уменьшилась в среднем на 23 % [10, р. 212].

Руководство крупнейших профсоюзных объединений в стране - Американской федерации труда (АФТ) и Конгресса производственных профсоюзов (КПП) - не могло позволить себе игнорировать интересы рядовых рабочих и поддержало их требования о повышении базовых ставок оплаты труда в пределах 20-30 %. Лидеры АФТ и КПП были единодушны и в том, что добиваться повышения заработной платы следовало не повышая цен, а за счет астрономических прибылей бизнеса, позволявших ему идти на более справедливое распределение национального дохода. О возможности компаний безболезненно для своих доходов поднять заработную плату, не повышая цен, говорили многие профсоюзные лидеры [3].

И АФТ, и КПП твердо выступили за продолжение государственного контроля за ценами на период реконверсии. Однако профсоюзы в этом вопросе натолкнулись на мощное сопротивление бизнеса. Серьезно

укрепивший свои экономические и политические позиции, а соответственно повысивший свой моральный авторитет за годы Второй мировой войны, бизнес уже в августе 1945 г. развернул яростную кампанию за немедленное и полное снятие всяческого контроля государства за ценами. Осознавая, что в условиях острого и значительного отложенного спроса населения, с одной стороны, и «товарного голода» - с другой, неконтролируемые цены, безусловно, принесли бы рекордные прибыли, предприниматели фактически прибегли к шантажу как средству давления на правительство и граждан своей страны. Они заявили, что только свободная игра рыночных цен поможет им развернуть бесперебойное производство товаров мирного времени и расширить это производство до необходимого уровня, т. е. до полного удовлетворения потребностей американских покупателей.

Бизнес отказывался за столом переговоров удовлетворять обоснованные требования трудящихся об увеличении заработной платы, требуя от правительства отмены контроля за ценами на их продукцию, чтобы перенести все издержки, связанные с повышением оплаты труда, на самих же рабочих. В этих условиях профсоюзам не оставалось другого выбора, кроме как менять стратегию борьбы, а иначе говоря, обратиться к эффективному оружию - стачкам. И стачечный взрыв наступил. Американские исследователи называют забастовки, проходившие с осени 1945 по весну 1946 г. «великий стачечной волной 1945-1946 гг.» [10, р. 212], так как это время было пиком забастовочного движения в США в XX в. С ноября 1945 по июнь 1946 г. в забастовках участвовали рабочие почти всех основных отраслей производства: автомобилестроительной, электротехнической, угольной, нефтеперерабатывающей, сталелитейной, сельскохозяйственного машиностроения. В забастовки были вовлечены портовые грузчики, рубщики и упаковщики мяса, железнодорожники. В центре борьбы стоял вопрос о повышении заработной платы приблизительно на 20-30 % в час.

Забастовочная борьба осени 1945 - весны 1946 г. завершилась «пирровой победой» [8, р. 246] американских профсоюзов. Им удалось добиться повышения заработной платы в среднем не выше, чем на 18,5 цента в час (на 15-20 %), но при условии, что государство в обстановке действия Закона о контроле над ценами разрешало предпринимателям повышать цены на производимую продукцию, тем самым перекладывая издержки, вызванные ростом оплаты труда, на потребителей, т. е. самих же рабочих.

К тому же бизнес праздновал победу, когда в конце июня 1946 г. высший законодательный орган страны одобрил законопроект о продлении государственного контроля за ценами еще на один год, но с очень ослаблявшими его поправками, что свидетельствовало фактически о свертывании контроля над ценами. Это вызвало недовольство и критику членов конгресса со стороны профсоюзов за нежелание принять «адекватное», отвечающее требованиям дня законодательство, регулирующее цены. Согласный с мнением профсоюзов, президент Г. Трумэн наложил на данный законопроект вето, и страна в июле 1946 г. осталась вообще без какого-либо контроля за ростом цен, которые немедленно стали резко идти вверх. В первые 16 дней без контроля правительства над ценами стоимость жизни в США возросла на 25 % [4].

Профсоюзы настаивали на принятии конгрессом «адекватного» закона о продлении деятельности ОПА. Однако большинство членов высшего законодательного органа страны не отреагировало на требования рабочих. В конце июля 1946 г. конгресс все же принял законопроект, который продлевал контроль за ценами и деятельность ОПА, но лидеры профсоюзов справедливо подчеркивали, что данный закон «далеко не оправдывает ожиданий» рабочих, так как фактически очень серьезно ослаблял контроль правительства за ценами на товары первой необходимости и устранял этот контроль на ряд жизненно важных товаров. С большими оговорками Г. Трумэн одобрил его. Разъясняя суть нового законодательства рабочим, главный экономист АФТ Б. Шишкин заявил, что оно выгодно «джентльменам, которые всеми силами стремятся к легкой прибыли за ваш счет» [5]. В результате ослабления государственного контроля, цены продолжали расти. 9 ноября 1946 г. президент страны Г. Трумэн издал исполнительный приказ об отмене контроля над ценами. Контроль сохранялся лишь над арендной платой за жилье и ценами на сахар и рис. Как и предсказывали профсоюзы, в результате отмены государственного контроля началась «бешеная гонка цен», которая фактически обесценила прибавки к заработной плате, которых добились рабочие в 1946 г., и вновь остро поставила перед ними вопрос о настоятельной необходимости добиваться повышения оплаты труда.

Однако отчетливо осознавая, что как американский бизнес, так и государство не являлись сторонниками идеи увеличения базовых ставок оплаты труда рабочим, профсоюзы в целях привлечения на свою сторону общественного мнения, во-первых, и для более убедительного давления на предпринимателей, во-вторых, обратились к известному американскому экономисту Р. Натану с предложением тщательно исследовать данный вопрос и представить результаты этого исследования на общественное обсуждение. Пользующийся авторитетом как среди предпринимателей, так и в правительственных кругах (в годы Второй мировой войны он работал на правительство США), Р. Натан был специально нанят Конгрессом производственных профсоюзов для изучения вопроса о заработной плате. В результате уже 11 декабря 1946 г. был опубликован подготовленный Р. Натаном доклад, который назывался «Национальная политика по заработной плате на 1947 г. Анализ, подготовленный для Конгресса производственных профсоюзов».

Этот доклад вызвал такой большой резонанс в стране, что практически сразу же после его публикации в американском обществе развернулась дискуссия по основным вопросам, поднятым в нем. Ключевыми из них были: произошло ли реальное снижение уровня жизни рабочих в ноябре 1946 г. по сравнению с июнем 1946 г. и январем 1945 г. и каковы причины этого; если это снижение произошло, то стоит ли повышать базовые ставки оплаты труда и в каком размере; возросли ли прибыли предпринимателей и возможно ли за их счет, не поднимая цены на производимую продукцию, увеличить заработную плату рабочим.

Основные идеи доклада Р. Натана сводились к следующему. Используя официальную статистику Министерства труда США, Р. Натан убедительно доказал, что в первую очередь с января 1945 по октябрь 1946 г. произошло значительное «уменьшение недельных заработков почти всех категорий рабочих». По расчетам Р. Натана, к октябрю 1946 г. реальная недельная заработная плата, приносимая рабочими домой, по сравнению с ее уровнем в январе 1945 г. сократилась в среднем на 21 %. Согласно его оценкам, «большинство производственных рабочих в важных относительно высоко оплачиваемых массовых отраслях производства страдали от резкой потери в недельных заработках с января 1945 г. по октябрь 1946 г.» [6, р. 5]. Только рабочие, занятые в низкооплачиваемом производстве, получили некоторое увеличение реальных недельных заработков в этот период.

Р. Натан выделил две основные причины столь существенного уменьшения размера приносимых рабочими домой заработков. Первой причиной явилось сокращение выплат за сверхурочную работу в связи со свертыванием военного производства. Второй причиной был неудержимый рост цен с июля по октябрь 1946 г., обесценивший прибавки к заработной плате, которых добились рабочие зимой-весной 1946 г.

Разъясняя первую причину, Р. Натан обращал внимание на то, что сокращение рабочей недели с 45 до 40 часов вело к серьезному уменьшению дополнительных выплат фактически за 7,5, а не за 5 часов, так как согласно Закону о справедливых условиях труда, принятому в 1938 г., сверхурочные часы оплачивались в полуторном размере.

Прибавки же, которых профсоюзы добились в начале 1946 г., чтобы компенсировать потерю дополнительных выплат за сверхурочную работу, не были значительными. Как отмечал Р. Натан, общественное мнение соблазнили «фальшивым чувством безопасности в отношении национальных фондов заработной платы путем преувеличения степени и значения приростов в почасовых заработках чистого времени» [6, р. 3]. Почасовые заработки чистого времени означали почасовую оплату труда без учета дополнительных выплат за сверхурочные часы. Р. Натан писал о широко распространенном мнении, что «каждый получил прибавку в 18,5 центов в час в этом (1946. -И. К.) году» [6, р. 3]. «Это мнение - ошибочно», - утверждал Р. Натан, так как в течение всего периода с января 1945 по октябрь 1946 г. средние почасовые заработки чистого времени (average straight-time hourly earnings) во всех отраслях обрабатывающей промышленности выросли только на 12,7 цента, с 97 до 109,7 цента в час. В целом почасовые заработки, не включающие дополнительные выплаты за сверхурочную работу, увеличились с января 1945 по октябрь 1946 г. всего на 13,1 %. «Валовые» средние почасовые заработки в 1941 г. были приблизительно на 2,7 цента выше почасовых заработков чистого времени. К январю 1945 г. разрыв между ними увеличился до 7,6 цента в час, отражая увеличение в количестве сверхурочных часов. Однако с августа 1945 г. размеры «валовых» и «чистых» почасовых заработков вновь стали сближаться в связи с уменьшением количества сверхурочных часов, достигнув к лету 1946 г. почти такой же разницы, как и в 1941 г. [6, р. 3, 41]. Более того, Р. Натан справедливо утверждал, что изменения в «чистой» почасовой оплате не отражали непосредственно изменения в стоимости рабочей силы. В то время как наблюдался значительный рост в долларах и центах «чистых» почасовых заработков, повышение стоимости часа работы было «намного более умеренным» [6, р. 4] для предпринимателя. Увеличение стоимости рабочей

силы на единицу продукта было «еще менее значительным» [6, р. 4]. Из-за сокращения сверхурочной работы и являющегося следствием этого сокращения дополнительных выплат средняя стоимость часа работы для предпринимателей выросла только на 2/3 от размера увеличения «чистой» почасовой оплаты (2/3 от 13,1 % составляло приблизительно 8,6 %) [6, р. 4].

В результате происходившей в то время демобилизации предприниматели были в состоянии увеличить количество своих рабочих и тем самым ликвидировать сверхурочную работу, которая обходилась дороже. Это вело к сокращению почасовой стоимости рабочей силы. С января 1945 по октябрь 1946 г. общая занятость гражданской рабочей силы увеличилась с 51,4 млн чел., в то время как среднее количество часов, которые рабочие были заняты на производстве, упало с 45,4 до 40,5 часов в неделю [6, р. 31].

Говоря о второй важной причине уменьшения размера приносимых рабочими домой заработков, а именно о начавшемся с июля 1946 г. стремительном росте цен, обесценившим и так несущественные прибавки к заработной плате, которых рабочие добились зимой-весной 1946 г., Р. Натан отмечал: «За пять месяцев, завершившихся октябрем 1946 г., стоимость жизни выросла почти на столько же, на сколько за 50 месяцев после Перл-Харбор (декабрь 1941 г. -И. К.)» [6, р. 3].

В целом с января 1945 по октябрь 1946 г. стоимость жизни в США выросла на 16,8 %, причем ее рост с января 1945 г. по май 1946 г. составил только 3,6 %. Но после ослабления контроля за ценами темпы инфляции стали неудержимыми, что резко снизило уровень жизни большого количества американских семей. Р. Натан показал, что три четверти занятых в производстве американцев жили на заработную плату и испытывали большое падение реальной стоимости своих заработков. С января 1945 по январь 1946 г. индекс цен вырос на 2 %, к ноябрю 1946 г. он превысил уровень января 1945 г. на 16,8 % [6, р. 49].

В результате, несмотря на рост средних почасовых заработков между январем 1945 и октябрем 1946 г. на 8,2 %, как следствие увеличения стоимости жизни на этот же период на 16,8 %, реальные почасовые заработки сократились на 8 %.

Таким образом, убедительные расчеты Р. Натана показали, что по причине стремительной инфляции средние почасовые ставки рабочих к ноябрю 1946 г. сократились на 8 % по сравнению с уровнем января 1945 г.

Недельные же заработки рабочих обрабатывающей промышленности с января 1945 по октябрь 1946 г. сократились на 21 %, а в некоторых отраслях, производящих товары длительного пользования, падение составило 27,5 % [6, р. 6]. Вычисления Р. Натана основывались на том, что с января 1945 по октябрь 1946 г. произошло значительное сокращение дополнительных выплат за сверхурочную работу, оплачиваемых в полуторном размере, а увеличение почасовых ставок, которых профсоюзы добились зимой-весной 1946 г., не смогло это компенсировать. В целом сокращение средних недельных заработков составило 3,5 %. Если же учитывать инфляцию, то снижение реальных недельных заработков рабочих к ноябрю 1946 г. по сравнению с уровнем января 1945 г. было еще более значительным и составило 21 %.

В итоге к ноябрю 1946 г. уровень жизни американских промышленных рабочих фактически оказался на 21 % ниже их уровня жизни в январе 1945 г.

В подтверждение низкого уровня жизни рабочих в ноябре 1946 г. Р. Натан привел и данные о разнице между размером фактического, или реального недельного, заработка среднего рабочего, занятого в обрабатывающей промышленности, с одной стороны, и размером недельного прожиточного минимума для семьи из четырех человек - с другой. Этот недельный прожиточный минимум включал количество денег, «необходимое для поддержания минимального уровня здоровья и достатка» [6, р. 57]. Он был разработан в сентябре 1945 г. возглавляемым Геллером Комитетом по исследованию в социальной экономике в университете Калифорнии в Беркли.

Согласно расчетам Геллеровского Комитета, в октябре 1946 г. фактический средний заработок рабочего был на 24 долл. ниже прожиточного минимума. Следует учитывать при этом, что так называемый «Геллеровский бюджет обеспечивал очень скромный уровень текущего потребления» [6, р. 57] и не предусматривал никаких статей расходов на сбережения для старости, на отдых или на чрезвычайные ситуации.

Таким образом, в результате снижения к ноябрю 1946 г. реальных заработков рабочих, по мнению Р. Натана, во-первых, серьезно подрывался уровень жизни больших масс американцев, во-вторых, создавалась угроза «долгосрочной стабильности» американской экономики путем перемещения дохода назад, из массового потребления в сбережения немногих, в-третьих, подвергалось опасности «социальное и политическое здоровье демократии» из-за концентрации дохода, богатства и, как следствие власти и влияния [6, р. 2-3].

Такое положение дел требовало, с точки зрения Р. Натана, незамедлительного исправления прежде всего путем увеличения почасовых ставок заработной платы. Им делается логичный вывод о том, что, учитывая инфляционную тенденцию для возвращения «реальных почасовых заработков в обрабатывающей отрасли к уровню января 1945 г., было необходимо к концу 1946 г. повысить их на 10 %. Однако повышение почасовых ставок на 10 % могло только компенсировать последствия инфляции второй половины 1946 г., но не восстановило бы уровень недельных заработков, а соответственно уровень жизни среднего рабочего в целом в январе 1945 г. Для восстановления же размера недельных заработков рабочих на уровне января 1945 г. было необходимо увеличить почасовые ставки заработной платы на 23 % [6, р. 12].

Р. Натан справедливо полагал, что «изменения в реальных недельных заработках являются самой лучшей главной оценкой

способности поддерживать или улучшать уровень жизни» [6, р. 6].

В целом расчеты Р. Натана показывали, что для восстановления жизненного уровня среднего рабочего в январе 1945 г. профсоюзам требовалось в конце 1946 г. добиваться увеличения почасовых ставок заработной платы на 23 %.

Другой «революционный», буквально шокирующий американский бизнес-вывод, сделанный Р. Натаном, заключался в том, что авторитетный экономист считал возможным и необходимым повысить заработную плату рабочим без увеличения цен, а за счет астрономических прибылей корпораций. Он заявлял: «Все факты ведут к заключению, что не только с точки зрения рабочего, но и также для пользы всей экономики дальнейшее существенное повышение заработной платы без общего увеличения цен возможно, оправдано и необходимо» [6, р. 13].

Значительную часть своего доклада Р. Натан посвятил анализу природы прибыли американских корпораций в первый послевоенный год, а также возможности за счет части прибылей повышения заработной платы рабочим без повышения цены на производимую ими продукцию. Одна из главных идей доклада Р. Натана заключалась в том, что «полная занятость, современная структура цены и заработной платы американской промышленности приносит уровень прибылей корпорациям до вычета налогов такой же высокий, как и в самый бурный период процветания во время войны» [6, р. 8]. Прибыли корпораций после уплаты налогов были на 50 % выше их военного пика и «совершенно не имели прецедента ранее в нашем национальном опыте» [6, р. 8]. В годы Второй мировой войны прибыли всех корпораций до уплаты налогов выросли до беспрецедентных высот, достигнув 24,9 трлн долл. в 1943 г., или в 2,5 раза превысив уровень 1929 г. Прибыли корпораций обрабатывающей отрасли достигли 14,9 трлн в 1943 г., что было в три раза выше уровня 1929 г. С окончанием войны прибыли упали в первые месяцы, но очень быстро вновь выросли к концу 1946 г.

Прибыли корпораций в 1946 г. были в пять раз выше их среднего уровня в период с 1936 по 1939 г., в то время как ВВП в 1946 г. только в 2,3 раза выше уровня 1939 г., а соответственно доля прибылей корпораций в ВВП в 1946 г. значительно выросла по сравнению с 1939 г.

Как следствие, Р. Натан делал вывод: «Увеличение средней почасовой заработной платы на 8,2 % в обрабатывающей отрасли легко могло быть покрыто из обильных прибылей» [6, р. 11]. По его мнению, даже корпорации обрабатывающей промышленности, чьи прибыли не были столь высокими, как у компаний других отраслей, могли позволить себе повышение заработной платы рабочим на 21 % без снижения своих прибылей по отношению к чистой стоимости капитала ниже среднего уровня в 6,9 %, какой они имели в период с 1936 по 1939 г. [6, р. 11]. При этом прибыли корпораций после уплаты налогов по-прежнему были бы в два раза выше среднего уровня прибылей в период 1936-1939 гг. [6, р. 11].

По мнению Р. Натана, «теперешний дисбаланс между заработной платой и прибылями является нездоровым» [6, р. 13]. Для исправления ситуации необходимо было, с его точки зрения, «большое повышение заработной платы немедленно» [6, р. 14]. Только таким образом можно добиться «индустриального мира», расширения производства, повышения эффективности и производительности и «в конечном итоге стабильного процветания» [6, р. 14].

Повышение заработной платы являлось, по мнению Р. Натана, одним из главных элементов обеспечения «устойчивого экономического роста и более широкого распределения выгод от такого роста среди всего нашего народа» [6, р. 14]. «Обуздание монополии и концентрации богатства» нужно осуществлять с «новой решительностью», подчеркивалось в докладе [6, р. 14].

Естественно, что данный документ вызвал буквально переполох в предпринимательских кругах. Больше всего крупный бизнес возмутили в докладе Натана две идеи. Первая заключалась в том, что Р. Натан выносил обсуждение и решение вопроса о заработной плате на «национальный уровень», и «что, когда национальное решение сделано, оно может быть применимо с соответствующими модификациями к каждому частному случаю» [9, р. 1]. По мнению представителей бизнеса, принятие подобной точки зрения и применение данной практики явилось бы «революционным шагом» на пути установления «плановой экономики» [9, р. 1].

Вторая неприемлемая для бизнеса идея Натана состояла в том, что в докладе формулировалось «опасное и ошибочное требование того, что заработную плату можно, следует и необходимо увеличить повсеместно и незамедлительно» [9, р. 1].

В ответ экономисты НАП подготовили контрдоклад, главная задача которого состояла в том, чтобы опровергнуть основные положения документа Р. Натана. Однако сделать это было очень сложно, так как выводы Натана, основанные на официальной статистике Министерства труда, были хорошо обоснованными и являлись логичными и убедительными, а его расчеты - верными. Даже экономисты НАП вынуждены были признать «статистику и арифметику мистера Натана неопровержимой» [9, р. 6].

В результате данной дискуссии, вопреки всем стараниям бизнеса (и их экономистов), стало очевидным, что уровень жизни трудящихся к ноябрю 1946 г. серьезно снизился как по сравнению с уровнем лета 1945 г., так и в сравнении с лучшими его показателями января 1945 г. Цифры официальной статистики свидетельствовали, что развернувшееся с июля 1946 г. галопирование цен фактически аннулировало прибавки к базовой стоимости оплаты труда, которых добились профсоюзы в начале 1946 г., чтобы компенсировать, с одной стороны, отставание роста почасовых расценок от роста цен в годы войны, а с другой - утрату дополнительных выплат в связи с сокращением рабочей недели летом 1945 г.

Несмотря на увеличение в денежном выражении как недельных, так и почасовых заработков, реальный доход рабочих к октябрю 1946 г. снизился. Более того, быстрыми темпами исчерпывались их военные сбережения. Организованные рабочие фактически к концу 1946 г. вернулись к тому же положению, с какого начинали свою кампанию за повышение заработной платы в августе-октябре 1945 г. Перед ними стояли те же задачи: добиться увеличения заработной платы, чтобы компенсировать снижение реальных заработков, произошедшее из-за утраты выплат за сверхурочную работу, с одной стороны, и отставание роста заработной платы от роста цен в годы войны - с другой.

В итоге профсоюзы уже в конце 1946 г. вынуждены были с новой силой поставить вопрос о повышении заработной платы и развернуть кампанию за успешное его разрешение. В основе их борьбы лежал хорошо взвешенный, научно обоснованный, тщательно аргументированный доклад влиятельного американского экономиста Р. Натана. Он использовался профсоюзами как «руководство» в переговорах с предпринимателями во втором после окончания войны раунде борьбы рабочих за повышение заработной платы в США.

Библиографический список

1. История США : в 4 т. / под ред. Г. Н. Севостьянова. - М., 1987. - Т. 4.
2. Сивачев Н. В. США : государство и рабочий класс (от образования Соединенных Штатов Америки до окончания Второй мировой войны) / Н. В. Сивачев. - М., 1982.
3. "America United" - A Radio Forum. March, 18, 1945. 13/14. AFL Pamphlets (1889-1955) // George Meany Memorial Archives (далее GMMA).
4. American Federation of Labor Weekly News Service. - 1946. - 23 July.
5. American Federation of Labor Weekly News Service. - 1946. - 30 July.
6. A National Wage Policy for 1947. Analysis Prepared for the Congress of Industrial Organizations by Robert R. Nathan Associated. Inc. - Wash., 1946.
7. CIO Executive Board Proceedings, November, 1945. - GMMA.
8. Lichtenstein N. The Most Dangerous Man in Detroit : Walter Reuther and the Fate of American Labor / N. Lichtenstein. - N. Y., 1995.
9. National Association of the Manufacture of the United States of America. Research Department. 1946. The Nathan Report. An Appraisal of Robert R. Nathan&s "A National Wage Policy for 1947". - N. Y., 1946.
10. ZiegerR. The CIO, 1935-1955 / R. Zieger. - Chapel Hill, 1995.

Поступила в редакцию 21 ноября 2014 г.

Сведения об авторе

Корякова Ирина Константиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (г Саранск). Область научных интересов: история США, профсоюзы США. Автор более 40 научных и учебно-методических работ, в том числе 1 монографии.

Тел.: (8342) 29-26-43

E-mail: depart-gener-hist@isi.mrsu.ru

ПРОФСОЮЗЫ БИЗНЕС business ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА wages ЦЕНЫ prices СТАЧКИ АМЕРИКАНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРУДА american federation of labor
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты