Спросить
Войти

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ ПАЛАТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ДЕСЯТОГО СОЗЫВА (1979-1989 ГГ.)

Автор: указан в статье

УДК 94:330:621(470+571)"19" ББК У03

А. Ю. Климанов

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ ПАЛАТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ДЕСЯТОГО СОЗЫВА (1979-1989 гг.)

В статье на примере РС<ФСР исследуется важное направление в деятельности постоянных комиссий Верховного Совета СССР - их участие в решении актуальных проблем экономического и социального развития конкретных союзных республик. Автор анализирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета СССР десятого созыва по решению проблем социально-экономического развития Нечерноземной зоны РС<ФСР в период X пятилетки На основании исследования архивных материалов, касающихся деятельности профильных постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР по подготовке вопроса о выполнении плановых заданий по развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РС<ФСР к заседанию Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г, автор выявляет особенности обсуждения этой темы в постоянных комиссиях Верховного Совета СССР. В статье отмечается, что принципиальный подход депутатов Верховного Совета заключался в необходимости перераспределения капиталовложений, направляемых на развитие сельского хозяйства, в пользу объектов социальной инфраструктуры для преодоления принципа остаточного финансирования социальной сферы в российском селе.

В ходе изучения механизма обсуждения и принятия решений депутатами союзного Верховного Совета, а также различных аспектов практической реализации программы развития российского Нечерноземья, автор оценивает общую эффективность обсуждения социально-экономической проблематики союзных республик на уровне Верховного Совета СССР.

A. Y. Klimanov

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NON-BLACK EARTH REGION IN THE STANDING COMMISSIONS OF THE CHAMBERS OF THE SUPREME SOVIET OF THE TENTH CONVOCATION

(1979-1989)

In the article the author examines on the example of the RSFSR the important direction in activity of the permanent commissions of the USSR Supreme Soviet - their involvement in solving urgent problems of economic and social development of the special Soviet republics. The author analyzes the activity of the permanent commissions of the USSR Supreme Soviet of the tenth convocation on deciding problems of socio-economic development of the RSFSR non-Chernozem zone in the period of the tenth five year plan. Based on the research of archival materials concerning the activities of the relevant permanent commissions of the Council of the Union and the Council of Nationalities of the USSR Supreme Soviet for the preparation of the issue of planned targets on agricultural development of non-Chernozem zone of the RSFSR implementation to the Presidium of the USSR Supreme Soviet in 1980, the author reveals the specific features of discussion on this topic

in the permanent commissions of the USSR Supreme Soviet The article notes that the principal approach of the Supreme Council deputies was focused on the necessity of making changes in the capital investments structure allocated for the development of agriculture, in favour of social infrastructure to overcome the principle of residual financing of social sphere in the Russian village.

Researching the mechanism of discussion and decision-making by deputies of the Union Supreme Council, as well as various aspects of the implementation of the program of the Russian non-black earth region development, the author assesses the overall effectiveness of the discussion of the socio-economic perspective of the Union republics at the level of the USSR Supreme Soviet.

Общая проблематика и процедура планово-бюджетного обсуждения вопросов социально-экономического развития союзных республик в Верховном Совете СССР (ВС СССР) десятого и одиннадцатого созывов уже рассматривалась автором [1]. Цель настоящего исследования - проанализировать, используя архивные материалы, механизм подготовки решений постоянными комиссиями ВС СССР, которые касались социального развития Нечерноземной зоны РСФСР в годы десятой пятилетки.

Важным направлением в работе постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР десятого созыва являлось решение проблем экономического и социального развития отдельных союзных республик. Общая направленность обсуждения социально-экономических вопросов по конкретным союзным республикам в основном состояла в оптимизации развития их социальной инфраструктуры. На уровне отдельных постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР затрагивались проблемы непроизводственного строительства, вопросы развития сельскохозяйственного и промышленного производства для удовлетворения потребительского спроса населения в товарах и услугах.

Проблемы жилищного строительства, развития социально-культурных учреждений в Нечерноземье в период работы ВС СССР десятого созыва нашли отражение в деятельности постоянных комиссий по сельскому хозяйству и комиссий по строительству и промышленности стройматериалов палат ВС СССР при подготовке ими вопроса «О ходе выполнения плановых заданий по развитию сельского хозяйства

Нечерноземной зоны РСФСР» к заседанию Президиума ВС СССР в 1980 г. [2, д. 1765-1771].

Специфика изучения данного вопроса в постоянных комиссиях заключалась в приоритетном внимании к социальной составляющей развития региона как ключевому условию успешного решения производственных и технических задач. Такая направленность в обсуждении прослеживается и в период работы совместной депутатской подготовительной комиссии (так назывался совместный рабочий орган конкретных постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР, который создавался для предварительной подготовки различных вопросов), и на совместных заседаниях собственно постоянных комиссий.

Во всех справочных и информационных материалах министерств и ведомств, присланных в совместную подкомиссию в рамках подготовки вопроса к заседанию Президиума союзного Верховного Совета, проблема социального обустройства региона находилась в центре внимания.

Так, по данным Управления статистики ЦСУ СССР, план по вводу в действие жилых домов в Нечерноземной зоне, установленный на 1976-1979 гг. (по сумме годовых планов), был выполнен на 74 % (по РСФСР в целом - на 76 %), школ - на 88 (92), дошкольных учреждений - на 60 (67), клубов и Домов культуры - на 29 % (44 %) [2, д. 1768, л. 237]. В справочных материалах Госплана СССР проблема миграции населения в Нечерноземной зоне была охарактеризована как «одна из острейших» [2, д. 1769, л. 208]. «За последние три года среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, сокращалась в среднем на 53 тыс. человек, или на 1,4 % в год против 1,2 % в 1971-1975 гг., а в Новгородской, Псковской, Орловской, Смоленской, Вологодской, Калининской, Тульской областях - на 6%. Главная причина высокой миграции - неудовлетворительные условия труда и быта сельского населения» [2, д. 1769, л. 208].

Аналогичная мысль проводилась в записке депутата Г. М. Орлова - члена постоянной комиссии по строительству и промышленности строительных материалов Совета Союза, первого секретаря правления Союза архитекторов СССР. Записка Орлова представляет собой наиболее интересный аналитически проработанный документ, поступивший в подкомиссию. В нем говорилось об устойчивой тенденции оттока сельского населения из региона за последние двадцать лет. Орлов отмечал, что, по данным всесоюзных переписей 1959, 1970 и 1979 гг., численность сельского населения 29 областей и автономных республик региона уменьшилась за двадцать лет на 20 %, при этом в Вологодской, Новгородской, Брянской, Калининской, Костромской, Рязанской, Горьковской и Орловской областях - на 35-45 %. В записке был приведен комплекс факторов, повлиявших на отток населения: наличие все еще сезонного характера труда; менее льготные, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, условия труда; близость городов и промышленных центров, предоставлявших лучшие условия труда и быта; низкий уровень культурно-бытового обслуживания и качества жизни. В северных и северозападных областях Нечерноземной зоны это положение усугублялось еще и суровыми природно-климатическими условиями [2, д. 1767, л. 123-124].

Суть предложений Орлова заключалась в качественном развороте строительства в пользу непроизводственного сектора: депутат предлагал увеличить долю капитальных вложений в непроизводственную сферу до 40 % от общего объема капитальных вложений (вместо 18 %). Максимальная концентрация капитальных вложений в непроизводственном секторе должна была стать стратегическим направлением в развитии региона. Орлов в своей записке говорил также о необходимости качественного перелома в обеспечении нужд села инженерными коммуникациями (водоснабжением, теплоснабжением, канализацией), реальная обеспеченность которыми варьировалась от 5 до 40 от фактической потребности. Выполнение планов жилищно-гражданского строительства на селе следовало сделать одним из важнейших показателей работы союзных строительных министерств (Мин-сельстроя СССР, Минстроя СССР, Минтяж-строя СССР, Минпромстроя СССР), отвечавших за строительство в Нечерноземье [2, д. 1767, л. 123-124].

В выступлении члена постоянной комиссии по сельскому хозяйству Совета Союза, первого секретаря Мордовского обкома КПСС А. И. Березина на совместном заседании комиссий по сельскому хозяйству и комиссий по строительству и промышленности стройматериалов говорилось об отсутствии должной отдачи от инвестиций в сельское хозяйство Нечерноземной зоны на протяжении X пятилетки. Так, за четыре года пятилетки вложения составили 25,9 млрд руб., но реально было освоено только 17,3 млрд руб. [2, д. 1770, л. 144.]. Березин привел конкретные данные о невыполнении плановых заданий четырех лет пятилетки по производству валовой продукции сельского хозяйства. План производства зерна за эти годы был выполнен только на 87 %, картофеля - на 74, сахарной свеклы - на 58, овощей - на 72, льноволокна -на 63, мяса и молока - на 94 % [2, д. 1770, л. 144.]. Производство продукции в таких традиционных для Нечерноземья отраслях, как льноводство, картофелеводство и овощеводство, даже сократилось по сравнению с предыдущей пятилеткой. Например, производство льноволокна за четыре года X пятилетки уменьшилось по сравнению с тем же периодом IX пятилетки на 32 тыс. тонн,

или на 17 %, производство картофеля - на 2,5 млн тонн, или на 10,2 % [2, д. 1770, л. 144.]. За четырехлетний период X пятилетки ни одно из союзных строительных министерств не выполнило планов строительно-монтажных работ на сельскохозяйственных объектах Нечерноземья. В связи с этим план четырех лет по вводу в действие комплексов по выращиванию крупного рогатого скота был реализован на 53 %, по производству молока - на 43, по выращиванию и откорму свиней - на 31, овцеводческих комплексов - на 29, тепличных комбинатов - на 66 % [2, д. 1770, л. 153].

В процессе подготовительной процедуры на уровне подкомиссии все депутаты высказывали озабоченность повсеместной нехваткой рабочих кадров, нестабильностью в составе трудовых коллективов в колхозах, совхозах, водхозах и строительных организациях Нечерноземья. Только 18 % руководящих работников и специалистов хозяйств имели высшее образование и 44 % - среднее специальное. В документе, подготовленном совместной депутатской подкомиссией к заседанию постоянных комиссий палат, обеспечение хозяйств кадрами было названо «особенно острой проблемой, имеющей решающее значение в деле реализации программы подъема сельского хозяйства» [2, д. 1770, л. 317].

На совместном заседании постоянных комиссий по сельскому хозяйству и по строительству и промышленности стройматериалов едва ли не самой главной причиной срыва плановых заданий за прошедший период X пятилетки все выступавшие депутаты называли нехватку рабочих кадров. Выступивший на совместном заседании заместитель Председателя Совета Министров РСФСР А. В. Алексанкин «очень узким вопросом, острейшим вопросом» называл кадровый вопрос. Отсутствие благоустроенного жилья, плохое бытовое обслуживание, тяжелые условия труда доводили текучесть рабочих кадров в сельской местности до 35-40 % в год [1; 2, д. 1770, л. 60]. Хронический дефицит кадров усугубляла

неразвитая производственно-техническая база. По данным Алексанкина, удельный вес тяжелой техники (приводился пример тяжелых тракторов грузоподъемностью 6 тонн) в машинном парке мелиоративных организаций за годы X пятилетки снизился с 42 до 33 % [2, д. 1770, л. 60].

Однако главным, магистральным направлением обсуждения, к которому снова и снова возвращались выступавшие депутаты, были темы строительства жилья и решения бытовых вопросов. Председатель постоянной комиссии по строительству и промышленности стройматериалов Совета Союза В. П. Ломакин отмечал, что положение дел в непроизводственном строительстве «остается исключительно плохим». Освоение лимита капитальных вложений на непроизводственное строительство за четыре года X пятилетки составило 66 % плановых показателей (при реализации от плановой программы по производственным объектам на 90%). Ломакин предлагал не снимать вопрос с контроля и судить о проделанной работе не по намеченным к выполнению программам министерств и ведомств, а по их фактической реализации [2, д. 1770, л. 300-301].

Член постоянной комиссии по сельскому хозяйству Совета Союза от Калининской области председатель колхоза им. С. М. Кирова В. В. Григорьев высказался за изменение «структуры капиталовложений, направляемых на развитие сельского хозяйства в сторону резкого увеличения строительства жилых домов и других объектов непроизводственного назначения» [2, д. 1770, л. 203]. В колхозах и совхозах Калининской области на каждые 100 тракторов приходилось 84 механизатора, или отсутствовало 5 тыс. человек персонала. Эта ситуация не являлась исключительной: в 43 % колхозов и совхозов Нечерноземной области на единицу техники приходилось менее одного тракториста. Григорьев предлагал «коренным образом изменить отношение со стороны строительных министерств и ведомств к строительству на селе и, прежде

всего, благоустроенного жилья и дорог» [2, д. 1770, л. 203-205]. Из 716 колхозов и совхозов Калининской области только 107 центральных усадеб были соединены с районными центрами улучшенными дорогами с твердым покрытием [2, д. 1770, л. 204]. В справке Минсельхоза СССР, поступившей в совместную депутатскую подкомиссию, отмечалось: «На тысячу квадратных километров в Нечерноземной зоне сейчас приходится всего 48 км дорог с твердым покрытием; это в шесть раз меньше по сравнению, например, с Литовской ССР и в 11 раз меньше по сравнению с Эстонской ССР» [2, д. 1769, л. 204].

Инициированные депутатами проблемы получали отклик и со стороны профильных министерств, отвечавших за строительные мероприятия в Нечерноземье. Из доклада представителя Министерства строительства СССР на совместном заседании постоянных комиссий палат Верховного Совета вырисовывается еще один ракурс проблемы развития Нечерноземной зоны РСФСР. Существенными причинами срывов строительных планов были слабая техническая база и маломощность подведомственных Минстрою СССР организаций, осуществлявших строительство в Нечерноземье. Дефицит рабочих кадров в 1980 г. составлял в них от 10 до 15 %. Создавался своего рода замкнутый круг: строители были не в состоянии освоить выделенные капитальные вложения. Строительные организации региона испытывали трудности из-за систематических перебоев и недостаточных поставок материальных ресурсов. Например, в 1980 г. выделенные Госснабом СССР фонды были фактически реализованы по металлопрокату на 95,5 %, по цементу - на 93,7, по стеклу - на 95,9 % [2, д. 1771, л. 23].

Минстрой СССР вынужден был спускать на места не только производственные директивы, но и одновременно доводить до подведомственных строительных организаций поручения «разрабатывать совместно с заказчиками и монтажными организациями мероприятия по обеспечению строек

материально-техническими и людскими ресурсами» [2, д. 1771, л. 24]. Минстрой СССР просил комиссии поручить Госплану СССР и Госснабу СССР удовлетворить запросы министерства о надлежащем и своевременном материально-техническом обеспечении строек в Нечерноземье [2, д. 1771, л. 24]. К началу 1980 г. в рамках программы развития собственной производственной базы в регионе было введено в эксплуатацию только 8 предприятий стройиндустрии по производству строительных материалов и конструкций вместо 44, предусмотренных в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1976 г. «О неотложных мерах по созданию важнейших предприятий производственной базы строительства, осуществляемого в сельской местности Нечерноземной зоны РСФСР» [2, д. 1770, л. 309]. Как и в целом по народному хозяйству, неискоренимой проблемой здесь оставались распыление средств и «долгострои». Количество строившихся объектов увеличилось с 19,8 тыс. на начало пятилетки до 30,8 тыс. в 1979 г., или более чем в 1,6 раза. В финансовых показателях объем незавершенного строительства при этом соответственно вырос с 1,4 млрд до 2,7 млрд руб., или в 1,9 раза [2, д. 1770, л. 301]. Не выполнялись плановые задания по мелиорации земель - ключевому звену ускоренного развития сельхозпроизводства в Нечерноземье. Задания по мелиорации земель в Нечерноземной зоне, установленные на 1976-1979 гг., были выполнены по вводу в сельхозоборот осушенных земель на 59 %, а орошаемых угодий - на 68 % [2, д. 1770, л. 312].

Для того чтобы соразмерить реальные возможности строительного комплекса с возросшей строительной программой в Нечерноземье и получить реальную отдачу от капиталовложений, некоторые депутаты предлагали выбрать строительство на селе в качестве приоритетного, даже за счет промышленного строительства. В частности, на совместном заседании постоянных комиссий весьма радикально прозвучало

предложение депутата постоянной комиссии по сельскому хозяйству Совета Союза Ф. С. Орлова об изменении приоритетов в строительстве на будущую пятилетку. Он призывал «прямо сказать, что освоение таких больших ассигнований немыслимо без ограничений в строительстве объектов по другим отраслям хозяйства, и на это следует пойти» [2, д. 1770, л. 197]. Конкретность и откровенность прозвучавшего предложения подчеркивает неформальный, остроактуальный характер обсуждения насущных вопросов социально-экономического развития на заседаниях постоянных комиссий. В выступлениях депутатов остро чувствуется желание конструктивно и содержательно обсудить проблемы одного из наиболее сложных звеньев сельскохозяйственного комплекса крупнейшей союзной республики и предложить реальные направления качественного изменения ситуации. Орлов предлагал Госплану СССР пересмотреть существующие нормы планирования на непроизводственное строительство, увеличить объемы оборудования для домостроительных комбинатов, «всемерно содействовать индивидуальному жилищному строительству» [2, д. 1770, л. 199]. Депутат постоянной комиссии по строительству и промышленности строительных материалов Совета Союза, Председатель Госплана Белорусской ССР В. А. Гвоздев отмечал, что планирование развития социальной сферы на селе должно осуществляться не только на государственном и республиканском уровнях, но и в области и в районе, а также в самих колхозах и совхозах. При этом он говорил о важности повышения роли сельских Советов в эффективном использовании средств, вкладываемых в развитие сельского хозяйства Нечерноземья. Для этого, по мнению депутата, следовало «коренным образом повысить организующую роль местных Советов, предоставив им соответствующие права, материальные и денежные ресурсы» [2, д. 1770, л. 230-231].

В решении постоянных комиссий и в последовавшем на его основе постановлении Президиума ВС СССР от 5 мая 1980 г. суммировались все наиболее болезненные проблемы развития региона и министерствам и ведомствам предлагалось приложить усилия для обеспечения комплексного решения задач Нечерноземья [2, д. 1770, л. 327-328].

В справочной информации председателей постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР, направленной в Президиум Верховного Совета в апреле 1981 г., и в материалах министерств и ведомств, поступивших в комиссии, содержались сведения о ходе выполнения рекомендаций постоянных органов палат ВС СССР. Министерство водного хозяйства по результатам рассмотрения вопроса в постоянных комиссиях развернуло работу по исправлению ситуации на подведомственных ему производственных участках в Нечерноземной зоне. В частности, в информационной записке председателей комиссий по сельскому хозяйству и по строительству и промышленности стройматериалов Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР констатировалось, что министерство приступило к созданию и развитию производственной базы мелиоративных организаций, которая в этом российском регионе фактически отсутствовала. В 1980-1981 гг. в эксплуатацию были введены крупные предприятия стройиндустрии, происходило строительство объектов производственной базы 130 мелиоративных организаций. За счет резкого увеличения ввода в строй жилья в последние годы X пятилетки для мелиораторов были построены жилые дома общей площадью 2 555 тыс. м2, что в три раза больше, чем в 1971-1975 гг. [2, д. 1771, л. 5].

В Министерстве сельского хозяйства была создана группа специалистов из заместителей начальников главных управлений Минсельхоза СССР во главе с заместителем министра для координации работы министерства по освоению капиталовложений в сельское хозяйство Нечерноземья. По предложению Минсельхоза конструкторские

организации Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР начали разработку специализированного зерноуборочного комбайна, отвечающего специфике региона [2, д. 1770, л. 216].

Однако в целом информация министерств и ведомств убеждает в том, что развитие Нечерноземья являлось исключительно трудной проблемой, ее решение требовало многолетних концентрированных усилий для преодоления устойчивых негативных тенденций в социальном секторе и, как следствие, в производственной сфере Нечерноземной зоны РСФСР. О масштабах проблемы свидетельствует, например, справка Минстроя СССР, из которой следует, что на 1981 г. дополнительная потребность в рабочих кадрах в регионе составляла 79 140 человек. На покрытие этого дефицита предполагалось направить 24 500 человек, из них 9 750 выпускников ПТУ. Однако и при полном использовании всех источников комплектования строек с учетом набора рабочих самими стройками на местах, дефицит рабочей силы, составлявший более чем 18 тыс. человек, оставался [2, д. 1770, л. 23].

Тяжелая ситуация с кадрами не позволяла реализовывать задуманные строительные программы. В 1976-1980 гг. из 29 областей и автономных республик РСФСР, входивших в Нечерноземную зону, только Свердловская область выполнила пятилетний план по капитальным вложениям и строительно-монтажным работам [2, д. 1770, л. 46]. По сформировавшейся за многие годы практике производственных приоритетов наиболее уязвимыми в этой ситуации оказывались жилищная и социально-бытовая программы.

Качественный подбор кадров также был затруднен вследствие невыполнения строительными министерствами и республиканскими ведомствами программы строительства сельских профтехучилищ. В справочном материале Госпрофобра РСФСР значилось, что Главнечерноземвод-строй и Госкомсельхозтехника РСФСР основные подрядчики по строительству сельских ПТУ - освоили выделенные на X пятилетку капиталовложения, соответственно, на 58 и на 47 % [2, д. 1770, л. 72]. В 300 районах Нечерноземной зоны сельские ПТУ отсутствовали, а существующая незначительная их сеть не обеспечивала подготовку необходимого число квалифицированных рабочих для сельского хозяйства [2, д. 1770, л. 71].

Резюмируя изложенное, следует заключить, что изучение проблемы в постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей помогало решить лишь отдельные аспекты темы, проследить развитие конкретных производственных ситуациий. В целом же о трудностях преодоления долговременных экстенсивных тенденций в развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР свидетельствует то обстоятельство, что в повторном постановлении Президиума ВС СССР от 7 мая 1981 г. как положительный момент отмечалось даже не увеличение, но сохранение общего объема производства валовой продукции сельского хозяйства в регионе в X пятилетке по сравнению с заданиями пятилетнего плана 1971-1975 гг. [1; 2, д. 1770, л. 3]. В этом же постановлении по-прежнему констатировалось неудовлетворительное ведение работ по строительству объектов социально-культурного назначения в Нечерноземье [2, д. 1770]. Вот почему и в последующие годы продолжался отток сельского населения из региона: за 1981-1988 гг. он составил 4,5 млн человек [3, с. 261].

Изучение состояния отдельных звеньев народного хозяйства в союзных республиках, в частности в РСФСР, во время работы постоянных комиссий ВС СССР высвечивало содержание системных проблем, стоявших перед экономикой страны. Исследование архивных материалов показывает, что организационная схема работы постоянных комиссий по изучению актуальных вопросов развития отдельных союзных республик предполагала довольно тщательную подготовку таких тем и

многоступенчатую процедуру обсуждения. Рекомендации постоянных комиссий по социально-экономическим вопросам развития конкретных союзных республик всегда основывались на тщательной проработке различных сторон проблемы. В то же время органы союзного Верховного Совета нередко оказывались в положении посреднических звеньев в урегулировании снабженческо-производственных вопросов различных союзных и республиканских министерств и ведомств между собой. Практическая реализация решений постоянных комиссий происходила медленно, недостаточно эффективно из-за недостатков и противоречий общей модели экстенсивной, затратной экономики. Эти обстоятельства в деятельности постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР десятого созыва, безусловно, препятствовали эффективной реализации принимаемых ими решений.

Библиографический список

1. Климанов А. Ю. Проблемы социально-экономических отношений Союза ССР и союзных республик в деятельности постоянных комиссий Верховного Совета СССР десятого и одиннадцатого созывов. 1979-1989 гг. / А. Ю. Климанов // Экономическая история : ежегод. 2010 под ред. Л. И. Бородкина, Ю. А. Петрова. - М. : РОССПЭН, 2010. - С. 569-593.
2. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 7523. - Оп. 136.
3. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / под общ. ред. В. В. Журавлева. - М. : Политиздат, 1990.

References

1. Klimanov A. Ju. Problemy social&no-jekonomicheskih otnoshenij Sojuza SSR i sojuznyh respublik v dejatel&nosti postojannyh komissij Verhovnogo Soveta SSSR desjatogo i odinnadcatogo sozyvov. 1979-1989 gg. / A. Ju. Klimanov // Jekonomicheskaja istorija : ezhegod. 2010 / рod red. L. I. Borodkina, Ju. A. Petrova. - M. : ROSSPJeN, 2010. - S. 569-593.
2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. - F. 7523. - Op. 136.
3. Na poroge krizisa: narastanie zastojnyh javlenij v partii i obshhestve / pod obshh. red. V. V Zhuravleva. - M. : Politizdat, 1990.

Поступила в редакцию 1 декабря 2015 г.

Сведения об авторе

Климанов Алексей Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент Московского технологического университета. Область научных интересов: вопросы развития социально-экономических отношений Союза ССР и союзных республик в 1970-1980-е гг., социальное планирование предприятий машиностроительной отрасли в 1960-1980-е гг. Автор 17 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8-903-520-06-55

E-mail: alexklim70@mail.ru

Klimanov Alexei Yurievich, PhD in History, associate professor in Moscow Technological University. Research interests: development of socio-economic relations of the USSR and Union republics in the 1970s and 1980s; social planning in the engineering industry in the period of 1960-1980s. Author of 17 scientific and educational publications.

94 экономическая история
ПОСТОЯННЫЕ КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ДЕПУТАТЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР НЕЧЕРНОЗЕМНАЯ ЗОНА РСФСР СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СТРУКТУРА КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ the standing commissions of the ussr supreme soviet non-chernozem zone of the rsfsr social infrastructure structure of investments
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты