Спросить
Войти

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА МОРДОВСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Автор: указан в статье

УДК 94(470.345):314 ББК Т3(2Рос.Мор)6

Ю. В. Богдашкина

бюджетная политика МОРДОВСКОЙ АССР в годы великой отечественной войны

В статье исследуются вопрос-ы, связанные с бюджетной политикой Советского Союза и Мордовской АССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются трудности, с которыми столкнулся СССР в первые месяцы военных действий. Автор анализирует изменения налоговой системы, рассматривает переориентацию расходных статей бюджета, проведение мероприятий, призванных увеличить поступление средств в общесоюзный и республиканский бюджет (размещение государственных займов, проведение денежно-вещевых лотерей, введение платного обучения). В статье содержатся данные о структуре бюджета начала войны, приводятся сведения о бюджетной структуре периода окончания боевых действий. Автор приводит сведения о добровольных пожертвованиях населения, деятельности профсоюзных организаций Мордовской АССР в ходе войны, информацию о мероприятиях по размещению населения из эвакуированных районов, борьбе с детской беспризорностью.

Y. V. Bogdashkina

THE BUDGETARY POLICY OF THE MORDOVIAN AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

In article are investigated the questions connected with the budgetary policy of the Soviet Union and the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic in days of the Great Patriotic War. Author writes about difficulties, changes of tax system, reorientation of budget expenditures, carrying out the actions urged to increase receipt of funds in the all-union and republican budget (placement of the state loans, carrying out cash and prize lotteries, introduction of paid training). Article contains data on structure of the budget of the beginning of war, data on the budgetary structure of the period of the end of military operations are provided. The author provides data about donations of the population, activity of the trade-union organizations оf the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic during war, information on the events held for the organization of placement of the population from the evacuated areas, fight against children&s homelessness.

Великая Отечественная война стала серьезной проверкой на прочность всех сфер жизни советского государства, в том числе финансов.

Основная задача финансовой политики СССР в условиях войны заключалась в том, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование потребностей фронта и обслуживавшего его тыла. Необходимо было в кратчайшие сроки добиться увеличения

бюджетных доходов, чтобы компенсировать убыль по некоторым источникам поступления средств и обеспечить возросшие военные затраты.

В результате оккупации в 1941-1942 гг. от СССР была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40 % населения, производилось 68 % чугуна, 58 - стали и алюминия, 40 - железнодорожного оборудования, 65 - угля, 84 - сахара, 38 % зерна.

На отторгнутых территориях располагались не только крупные промышленные предприятия, но и производилась значительная часть сельскохозяйственной продукции, а также находилось около 30 % строительных объектов. В результате были потеряны крупные источники доходов бюджета.

Трудности, с которыми столкнулся Советский Союз на начальном этапе войны, неизбежно отразились на структуре государственных доходов, которые уменьшились с 180,2 млрд руб. в 1940 г. до 177,0 млрд в 1941 г. и 165,0 млрд руб. в 1942 г. [7, с. 15-16].

Начавшаяся война потребовала мобилизации всех финансовых ресурсов государства: появляются новые налоги с населения, пересматриваются тарифные ставки уже существующих.

Наглядный пример введения новых налогов с населения являет собой Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения» от 3 июля 1941 г. Указом устанавливалась надбавка в размере 100 % к сумме сельскохозяйственного налога, в зависимости от заработка - 50, 100 и 200 % - к сумме подоходного налога. От 100%-й надбавки к сельскохозяйственному налогу освобождались семьи, два и более членов которых были призваны на военную службу. Семьи с одним военнослужащим платили 50 % надбавки. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на один месяц вперед [4, с. 135]. С введением в 1942 г. военного налога эти надбавки были отменены.

В 1941 г. было принято решение направить 75 % средств, полученных в результате самообложения на селе, в местные бюджеты для финансирования социально-культурных мероприятий, что дало дополнительную возможность высвободить некоторые бюджетные суммы на нужды фронта. В 1942 г. для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены налог со строений,

земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота и разовый сбор на колхозных рынках [7, с. 18].

Военным налогом облагались все граждане СССР, достигшие 18 лет, за исключением жен военнослужащих, членов их семей, получавших государственные пособия, инвалидов I и II групп и пенсионеров, пожилых граждан (мужчин в возрасте 60 лет и старше, женщин в возрасте 55 лет и старше), не имевших самостоятельных источников дохода.

Число плательщиков военного налога составляло по РСФСР к концу войны 86,7 млн чел. В 1944 г. из 37 млрд руб., поступивших по уплате государственных налогов от населения, сумма сборов по военному налогу составила 20,7 млрд руб. (55,9 %). За 1942-1945 гг. поступления военного налога в бюджет составили более 72,1 млрд руб., что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и изъятии денежной массы из обращения [7, с. 17]. В 1944 г. из 37,2 млрд руб., поступивших по госналогам с населения, военный налог дал 28 млрд руб. С введением военного налога достигалось более широкое участие населения в финансировании военных затрат [4, с. 99].

Ставки военного налога для колхозников и единоличников были установлены в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи). В этих пределах средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливались совнаркомами союзных республик, а ставки для районов -исполкомами краевых и областных Советов депутатов трудящихся в зависимости от экономических особенностей каждого района. Исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было предоставлено также право в исключительных случаях повышать или понижать на 50 % районные ставки налога для отдельных селений, в зависимости от расстояния этих селений от рынков сбыта и средних размеров доходов их граждан, получаемых от

60 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках.

Со всех других граждан (кроме колхозников, единоличников и лиц, работавших по найму), имевших самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, военный налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих, но не менее исчисленной с них суммы подоходного налога за текущий год. Остальные граждане, не имевшие самостоятельных источников дохода, уплачивали военный налог в размере 100 руб. в год.

За 1942-1945 гг. по военному налогу в госбюджет поступило 72,1 млрд руб. После окончания войны это налог был отменен [5, с. 201].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Им облагались мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет. Освобождались от обложения жены военнослужащих, учащиеся - мужчины до 25 лет и женщины до 23 лет. Введя налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, государство вместе с тем увеличило государственную поддержку многодетным и одиноким матерям. За 1941-1945 гг. этот налог дал дополнительно в бюджет около 8,1 млрд руб. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям в военное время составили 5,7 млрд руб.

В целом если до войны налоги с населения составляли в доходах государственного бюджета 5,2 % (9,4 млрд руб.), то в военные годы они абсолютно выросли в 4,2 раза, и их относительная доля увеличилась до 13,2 % (39,8 млрд руб.) в 1945 г. [7, с. 18].

Важную роль в привлечении средств населения для финансирования возросших военных расходов сыграли государственные займы. За годы войны были выпущены четыре военных займа на общую сумму 72 млрд руб. Подписка на эти займы составила 89,7 млрд руб. Выпускная сумма займов покрывалась подпиской в невиданно короткие сроки - в течение одного-двух дней; вся подписка по каждому займу продолжалась не более 6-10 дней.

Государственные военные займы выпускались сроком на 20 лет каждый. По строению они несколько отличались от займов, выпущенных в годы третьей пятилетки. Среди населения были реализованы лишь облигации выигрышных выпусков военных займов. Процентные выпуски предназначались исключительно для размещения в колхозах, промартелях и других кооперативных организациях. Количество выигрышей было уменьшено: в течение срока займа выигрывают не все облигации, а их треть; остальные должны погашаться по нарицательной стоимости в порядке проведения тиражей погашения. Так как при этом размеры доходов владельцев облигаций займов остались неизменными (3 % годовых), то сокращение числа выигрышей позволило повысить их размеры. Максимальный размер выигрыша был повышен с 3 тыс. руб. (по займу третьей пятилетки) до 50 тыс. руб.

Поскольку к моменту вероломного нападения Германии на СССР Мордовия уже являлась союзной республикой, бюджетная политика республики являлась логичным продолжением бюджетной политики Советского Союза.

В сентябре - октябре 1941 г. многие тыловые области и республики, в том числе Мордовия, стали прифронтовыми. Прифронтовое положение сразу сказалось на уровне доходов бюджета МАССР: в 1939 г. - 147 616,5 тыс. руб., в 1941 г. -142 864,8 тыс. руб. [12, л. 5].

Поэтому на партийные органы Мордовии возлагался перевод мордовской экономики на военные рельсы, обеспечение мобилизационных мероприятий, прием населения из эвакуированных районов.

Предприятия Мордовской АССР в срочном порядке переводились на выпуск боеприпасов, оружия, производство тканей для изготовления парашютов. Швейные фабрики Мордовии начали шить обмундирование

для Красной армии. В июле 1941 г. на Саранском консервном заводе было организовано производство пищевых концентратов.

Важнейшим звеном перевода экономики на военные рельсы явилась эвакуация производительных сил. 27 июля 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», в котором оговаривался порядок размещения эвакуированного населения. В числе республик, которым предстояло принять и разместить население из эвакуированных областей, значилась и Мордовская АССР [3, с. 29]. В Поволжье в этот период было эвакуировано 350 фабрик и заводов, 17 предприятий разместились на территории Мордовской республики.

Не последнюю роль в проведении мобилизационных мероприятий сыграли профсоюзные организации Мордовии. Они «обязаны были вести неустанную работу по укреплению трудовой дисциплины в промышленности и на транспорте, памятуя о том, что задача борьбы с текучестью рабочей силы и прогулами является не кратковременной кампанией, а требует повседневной работы в массах» [10, с. 68].

Одним из ключевых направлений работы профсоюзных организаций в годы Великой Отечественной войны являлась организация помощи фронту и Красной армии. На приемных пунктах открывались мастерские по пошиву и ремонту одежды, изыскивались необходимые помещения для размещения эвакуированных предприятий из прифронтовой зоны.

Профсоюзные активисты уделяли внимание и поддержанию морального духа бойцов Красной армии. Так, коллективу работников обкома ВКП(б) по подписным листам удалось собрать средства на покупку подарков бойцам в размере 6 877 руб. На фронт были отправлены подарки на сумму 3 653 руб. и раненым бойцам в госпиталь -на сумму 3 224 руб. [10, с. 69].

Изменения системы налогообложения, вызванные началом войны, коснулись и

местного бюджета мордовской автономии. Кроме военного налога, налога на одиноких и малосемейных граждан и ряда других были введены налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота и разовый сбор на колхозных рынках.

На протяжении всего периода войны отчисления от налогов по Мордовской АССР составляли: от подоходного налога с колхозов -25 %, от налога с нетоварных операций - 100, от сельскохозяйственных заготовок - 100, от сельскохозяйственного налога - 25, от государственного налога на лошадей единоличных хозяйств - 50, от доходов МТС - 15 % в бюджеты всех районов [11, л. 13].

Руководство страны приняло решение направить 75 % средств, полученных в результате самообложения на селе, в местные бюджеты для финансирования социально-культурных мероприятий, что дало дополнительную возможность высвободить некоторые бюджетные суммы на нужды фронта.

Часть средств для ведения войны была получена в виде добровольных взносов населения и доходов от денежно-вещевых лотерей.

К 1 марта 1943 г. на строительство танковой колонны «Мордовский колхозник» трудящиеся республики сдали 36,6 млн руб. деньгами и 16,7 млн руб. облигациями. В 1943 г. за счет военных займов 335,8 млн руб. и денежно-вещевой лотереи удалось выручить соответственно 335,8 млн и 52,6 млн руб. Всего за годы Великой Отечественной войны трудящиеся Мордовии внесли в Фонд обороны и на строительство танков 54,5 млн руб. наличными деньгами и более 45,0 млн руб. облигациями [6, с. 157].

Такие специфические бюджетные мероприятия, как военные займы, денежно-вещевые лотереи, добровольные пожертвования, не только сыграли важную роль в финансировании военных расходов, но и позволили правительству страны не прибегать к крупномасштабным внешним займам. За годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли общей суммы 270 млрд руб., что составило четвертую часть всех доходов государственного бюджета.

Большое значение в деле помощи фронту имели воскресники и субботники, организованные по инициативе комсомола. Первый военный воскресник, посвященный Дню авиации, состоялся 17 августа 1941 г. В нем приняли участие 119 227 человек, из них 24,7 тыс. комсомольцев. Было заработано 101 тыс. руб. и 111 тыс. трудодней [9, с. 260]. Все заработанные средства были перечислены в Фонд обороны Родины. Всего за годы войны комсомольцы и молодежь Мордовии на субботниках и воскресниках заработали и перечислили в фонд Родины более 1 млн руб.

Изменения коснулись и созданных в годы первых пятилеток общеобразовательных учреждений [1; 2]. Фашистские захватчики уничтожили большое количество библиотек, высших учебных заведений и техникумов.

Существенный ущерб, нанесенный материальной базе, объяснялся еще и тем, что власти были вынуждены занять для военных нужд здания, принадлежавшие культурно-просветительским учреждениям тыла.

Непростая судьба ожидала школы Мордовии - на территории большей части из них размещались военные госпитали. Сокращение материально-технической базы явилось существенным препятствием для реализации закона о всеобуче. По состоянию на 25 мая 1945 г. в Мордовии оставалось семь школьных зданий, занятых под военные цели и другими организациями, причем три из них (Ковылкинская школа глухонемых, Саранская школа № 14 и Май-данская СШ) были заняты без разрешения СНК СССР [8, с. 56].

В целях борьбы с детской беспризорностью при исполкомах были созданы комиссии по благоустройству детей, оставшихся без попечения родителей. В 1941 г. из фронтовой и прифронтовой полосы в

Мордовию прибыли в организованном порядке 3 175 детей, для размещения которых были созданы и реорганизованы 14 детских домов и 12 детских интернатов. Одной из распространенных форм устройства осиротевших детей и предупреждения детской беспризорности был патронат. В 1944 г. на содержание 2 500 патронированных детей было ассигновано 1 335 000 руб. За годы войны бюджет детских домов Мордовии по сравнению с предвоенными показателями увеличился на 420 %.

2 октября 1940 г. постановлением СНК СССР для учащихся 8-10-х классов школ Москвы, Ленинграда и городов столичных республик устанавливалась плата за обучение в размере 200 руб. в год, во всех остальных городах и селах - в размере 150 руб. [8, с. 57].

С началом войны резко сократились трудовые ресурсы в области сельскохозяйственного производства, в которое для восполнения убыли рабочей силы были вовлечены женщины, дети, старики и эвакуированное население. 2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР был узаконен труд детей во время войны. В документе оговаривалась продолжительность рабочего дня - от 6 до 8 часов в зависимости от возраста и характера выполняемой работы.

На протяжении всей войны рабочие, колхозники и интеллигенция Мордовской АССР, как и все трудящиеся Советского Союза, самоотверженно работали в тылу, обеспечивая фронт и страну продовольствием, а промышленность - сырьем. За 1941— 1944 гг. колхозы и совхозы Мордовии сдали государству более 33 млн пудов хлеба и много других продуктов [6, с. 162-163].

Несмотря на трудности первых месяцев войны, советское государство выделяло средства на финансирование социально-культурной сферы (по Мордовии предусматривались вложения в размере 131 300 тыс. руб. с увеличением против 1942-1943 гг. на 31,5 %).

Ассигнования по отдельным отраслям к 1944 г. распределялись следующим образом: просвещение - 97 442 тыс. руб. (или 53,5 % по сравнению с 1943 г.), здравоохранение и физкультура - 31 025 тыс. руб. (или 7,3 %), социальное обеспечение -2 833 тыс. руб. [9, с. 156].

В 1944 г. было отпущено 1 400 тыс. руб. на строительство в Саранске театра оперы и балета. Несмотря на суровые военные будни в 1944 г. мордовским бюджетом были предусмотрены расходы на развитие искусства в размере 1 308 тыс. руб. против 985,4 тыс. руб. в 1942 г. [9, с. 158].

К 1942 г. бюджет по медицинским учреждениям составлял 23 132 тыс. руб., в 1943 г. -28 728 тыс. руб., на 1944 г. предусматривалось выделить на здравоохранение 30 825 тыс. руб. Как правило, в годы войны увеличение ассигнований на здравоохранение было связано не с открытием новых медицинских учреждений, а с переоборудованием зданий с учетом необходимости оказания медицинской помощи раненым и пострадавшим, много средств уходило на медикаменты.

Итак, в годы Великой Отечественной войны командно-административная экономическая модель доказала свою эффективность в мобилизации финансовых средств

государства для обеспечения нужд действующей армии и эффективной работы тыла. Эффективность финансовой системы на начальном этапе войны была обеспечена за счет высокого уровня национального дохода и значительных финансовых резервов (более 20 млрд руб.).

Начиная с 1943 г. доходы государственного бюджета возрастали быстрее, чем расходы, а со следующего года и вовсе стали превышать расходы, что свидетельствовало об окончательном переводе экономики на военные рельсы. Перед бюджетом Мордовской АССР в годы войны стояли те же непростые задачи, что и перед бюджетом Советского Союза, - скорейшая мобилизация всего производства, размещение эвакуированного населения и т. д. Уже в 1945 г. доходы бюджета Мордовской АССР выразились в сумме 171 516,0 тыс. руб., в 1946 г. -216 686,2 тыс. руб. [11, л. 13].

Несмотря на все сложности военного времени, финно-угорская автономия наравне со всеми союзными республиками вела неутомимую борьбу с немецкими захватчиками. Победа советского тыла заложила основу военных побед.

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании общероссийской идентичности : региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 83.
2. Арсентьев Н. М. Празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами российского государства как фактор формирования социальной памяти россиян / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. -№ 2. - С. 24-31.
3. Бикейкин Е. Н. Военно-промышленная база Поволжья накануне и в годы Великой Отечественной войны. / Е. Н. Бикейкин, А. Н. Чекушкин // Экономическая история. - 2011. -№ 2. - С. 25-35.
4. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н. А. Вознесенский. - М. : Госполитиздат, 1948. - 341 с.
5. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917 - 1950 гг.) / В. П. Дьяченко. - М. : Наука, 1978. - 591 с.
6. История Мордовской АССР : в т. 2. Т. 2. 1917-1981 / НИИЯЛИЭ при Совете Министров Мордов. АССР ; редкол.: В. З. Дробижев, д-р ист. наук, проф. (отв. ред.). - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 432 с.
7. Марискин О. И. Налоги с населения России в годы Великой Отечественной войны / О. И. Марискин // Экономическая история. - 2011. - № 2. - С. 15-19.
8. Матвеева Л. А. Общеобразовательные учреждения Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: проблемы выживания / Л. А.Матвеева // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2011. - № 2. - С. 55-61.
9. Мордовия в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. // НИИГН при Правительстве РМ; редкол.: А. А. Данилов, В. А. Юрченков (отв. ред.). - Саранск, 2005. - Т. 1. - 382 с.
10. Синдянкина О. К. Профсоюзные организации Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / О. К. Синдянкина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2011. - № 2. - С. 67-74.
11. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р-234. -Оп. 4. - Д. 533.
12. ЦГА РМ. - Ф. Р-436. - Оп. 1. - Д. 1344.

References

1. Arsent&ev N. M. Akademicheskaja i universitetskaja gumanitarnaja nauka v formirovanii obshherossijskoj identichnosti : regional&naja praktika grazhdansko-patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitanija // Integracija obrazovanija. - 2008. - № 4. - S. 83.
2. Arsent&ev N. M. Prazdnovanie Tysjacheletija edinenija mordovskogo naroda s narodami rossijskogo gosudarstva kak faktor formirovanija social&noj pamjati rossijan / N. M. Arsent&ev // Gumanitarij : aktual&nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2012. - № 2. - S. 24-31.
3. BikejkinE. N. Voenno-promyshlennaja baza Povolzh&ja nakanune i v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. / E. N. Bikejkin, A. N. Chekushkin // Jekonomicheskaja istorija. - 2011. - № 2. - S. 25-35.
4. Voznesenskij N. A. Voennaja jekonomika SSSR v period Otechestvennoj vojny / N. A. Voznesenskij. - M. : Gospolitizdat, 1948. - 341 s.
5. D&jachenko V. P. Istorija finansov SSSR (1917 - 1950 gg.) / V P. D&jachenko. - M. : Nauka, 1978. - 591 s.
6. Istorija Mordovskoj ASSR : v t. 2. T. 2. 1917-1981 / NIIJaLIJe pri Sovete Ministrov Mordov. ASSR ; redkol.: V Z. Drobizhev, d-r ist. nauk, prof. (otv. red.). - Saransk : Mordov. kn. izd-vo, 1981. - 432 s.
7. Mariskin O. I. Nalogi s naselenija Rossii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny / O. I. Mariskin // Jekonomicheskaja istorija. - 2011. - № 2. - S. 15-19.
8. Matveeva L. A. Obshheobrazovatel&nye uchrezhdenija Mordovii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: problemy vyzhivanija / L. A.Matveeva // Gumanitarij : aktual&nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2011. - № 2. - S. 55-61.
9. Mordovija v period Velikoj Otechestvennoj vojny. 1941-1945 gg. // NIIGN pri Pravitel&stve RM ; redkol.: A. A. Danilov, V A. Jurchenkov (otv. red.). - Saransk, 2005. - T. 1. - 382 s.
10. Sindjankina O. K. Profsojuznye organizacii Mordovii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. / O. K. Sindjankina // Gumanitarij : aktual&nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2011. - № 2. - S. 67-74.
11. Central&nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Mordovija (CGA RM). - F. r-234. - Op. 4. - D. 533.
12. CGA RM. - F. R-436. - Op. 1. - D. 1344. .

Поступила в редакцию 1 ноября 2015 г.

Сведения об авторе

Богдашкина Юлия Викторовна - аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Область научных интересов: экономическая история, бюджетная политика Мордовской АССР.

Тел.: 8 906 162-86-34

E-mail: yulia91.08@rambler.ru

Bogdashki^ Yulia Victorovna - the postgraduate student of economic history, and information technology FGBOU VPO Historical and Sociological Institute of The Mordovian State University. Research interests: economic history, fiscal policy Mordovian ASSR.

БЮДЖЕТ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НАЛОГИ С НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ И ДЕНЕЖНО-ВЕЩЕВЫЕ ЛОТЕРЕИ budget budgetary policy taxes on the population state loans and cash and prize lotteries
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты