Спросить
Войти

Интеграция женщин в литературной среде и их участие в становлении общественной и благотворительной деятельности литературной интеллигенции и объединений литераторов на рубеже второй половины XIX века в России

Автор: указан в статье

Сазонова Елена Александровна Московский городской педагогический университет, кафедра «Отечественная история», соискатель

Интеграция женщин в литературной среде и их участие в становлении общественной и благотворительной деятельности литературной интеллигенции и объединений литераторов на рубеже второй половины XIX века в России

Integration of women in the literary environment and their participation in the development of public and charitable activities of literary intelligentsia and of writers associations at the turn of second half of XIX century in Russia.

Abstract: the article contemplates involvement of women into the sphere of intellectual professional activity in second half ofXIX century, and also their participation in the country’s public and charitable life of that period.

Во второй половине XIX века женщины принимали активное участие в литературном труде.

Женщины раньше добиваются самостоятельного положения в среде литературной интеллигенции, чем в среде врачей или учителей средней школы. Они пишут критические статьи, издают книги, создают самостоятельные издательства, работают на скромных должностях редакционных сотрудников. Среди женщин, окончивших Санкт-Петербургские Высшие женские курсы (Бестужевские курсы), было немало тех, кто занимался литературным трудом.

Наряду с этим женщины были прекрасными профессиональными переводчицами, библиографами, искусствоведами, авторами публицистических статей и научных книг по педагогическим вопросам, по истории, истории литературы и составительницами исторических биографий [4, с.236].

К концу XIX столетия на территории Российской империи одну треть всех лиц, профессионально работающих в области искусства и литературы, составляли женщины [2, 9], деятельность которых требовала профессионального объединения для защиты своих интересов.

Организационной формой сплочения литературных сил до образования Литературного фонда (Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым) являлись литературные и издательские артели. Идея создания данных ассоциаций была очень популярна в передовых кругах 60-х годов ХК века. Одна из таких артелей, «Общество переводчиц и издательниц», возникла в 1863 году по инициативе М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой. Хотя устав артели не был утвержден, она существовала до конца 70-х годов ХК века, объединив 30 участниц и выпустив ряд книг. Деятельность данной артели доказала, что инициаторы ее создания, М.В. Трубникова и Н.В. Стасова, не столько стремились интегрироваться в мир профессиональной литературы, сколько помогали своим современницам занять достойное положение на литературном поприще, а также защищали интересы литературных работников от произвола издателей.

В области литературной деятельности на первый план выходят фигуры таких женщин, как Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, Е.Н. Цевловская-Водовозова, М.К. Цебрикова и А.Н. Энгельгардт, которая являлась активной сотрудницей артели М.В. Трубниковой и стала в Санкт-Петербурге объектом городских толков и обсуждений после того, как приняла на себя обязанности первой продавщицы в книжной лавке Н.А. Серно-Соловьевича.

В 1860 году А.Н. Энгельгардт стала журналистом, участвуя в детском периодическом журнале «Подснежник»; в 1862 году она перевела для педагогического журнала «Учитель» произведение Ж.Ж. Руссо «Эмиль». В «Вестнике Европы» А.Н. Энгельгардт в течение 25 лет публиковала переводы и литературно-критические статьи.

М.К. Цебрикова нашла в культуре протеста 60-х годов XIX века путь к новому самоопределению. После многих лет плодотворной деятельности М.К. Цебрикова завоевала большое внимание общественности как литературный критик, педагог, писатель и редактор.

Определяя путь развития собственной личности, М.К. Цебрикова видела свою главную задачу в содействии решения женского вопроса и агитировала за разработку проекта женского образования, аргументируя свои соображения с точки зрения естественного (природного) равенства.

М.К. Цебрикова включилась в борьбу за высшее женское образование, считая «женское дело» одним из главных аспектов в своей жизни, и наряду с Н.В. Стасовой [10, л.д. 1, 5], М.В. Трубниковой, А.П. Философовой принимала самое деятельное участие в создании Санкт-Петербургских Высших женских курсов.

Нападки со стороны правительства были направлены против публицистической деятельности М.К. Цебриковой. В 1884 году был закрыт либеральный журнал «Отечественные записки», в котором писательница публиковала свои работы в течение 16 лет.

В 1889 году М.К. Цебрикова была полна решимости опубликовать акцию протеста в виде письменного обращения всех писателей к царю. Но достичь по этому вопросу соглашения среди коллег не удалось, поэтому М.К. Цебрикова стала действовать в одиночку, чтобы спасти честь русских литераторов. Она избрала традиционную русскую форму протеста и направила письмо лично Александру III.

Факт обращения женщины с политическим письмом к первому лицу государства стал первой в истории подобной акцией, что было удостоверено и современниками М.К. Цебриковой [6, с. 224].

Литературный критик С.А. Венгеров поставил этот документ в один ряд со знаменитым письмом В.Г. Белинского Н.В. Гоголю, включив письмо М.К. Цебриковой в сборник под названием «История русского общественного движения». Женские издания в 1906 году тоже опубликовали письмо М.К. Цебриковой не только как знак исторической памяти, но и в целях политического просвещения [3, с. 260].

За «Открытое письмо Александру III» М.К. Цебрикова 21 марта 1890 года была сослана в Вологодскую губернию.

Не только М.К. Цебрикова, но и Е.Н. Цевловская-Водовозова активно участвовала в общественной жизни того периода, а также являлась членом «Союза взаимопомощи русских писателей».

За подписанное от лица 155 писателей обращение, датированное 9 марта 1901 года, против ареста членов «Союза взаимопомощи русских писателей», протестовавших против избиения казаками студенческой демонстрации на Казанской площади в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года, Е.Н. Цевловская-Водовозова была выслана из Санкт-Петербурга вместе с некоторыми членами «Союза взаимопомощи русских писателей»: Н.Ф. Анненским, В.А. Мякотиным, А.В. Пешехоновым, П.Б. Струве, Д.Н. Маминым-Сибиряком, Н.Г. Гариным-Михайловским, В.И. Семевским.

Вскоре «Союз взаимопомощи русских писателей», который, по мнению министра внутренних дел Д.С. Сипягина, являлся приютом для разного рода сомнительных в политическом отношении лиц, был закрыт, несмотря на то, что его деятельность по большей части была напрямую связана с благотворительностью. «Союз взаимопомощи русских писателей» имел право проводить собрания для обсуждения докладов и соображений по предметам профессионального интереса; создавать бюро справок по предмету спроса и предложения литературного труда; организовывать пенсионные, страховые кассы, кассы взаимопомощи, санатории, потребительские товарищества; принимать поручения от членов общества и органов печати для ходатайства в правительственных и общественных учреждениях; иметь суд чести; выпускать в свет печатные издания - сборники и периодические издания; созывать съезды деятелей печати, устраивать литературные вечера, концерты и чтения [11, с. 14].

Пример родоначальниц женского движения, нашедших свое место в литературе, показывает, что вступление женщин в сферу интеллектуальной и профессиональной деятельности было неотделимо от их участия в решении общественных вопросов. Начиная с 60-х годов XIX века, женщины участвовали в становлении общественной сферы жизни.

Подчас создание художественных произведений было для женщин лишь побочным способом заработка. Женщины выступали в печати как основательницы воскресных школ или их руководительницы, как представители благотворительных обществ, как члены академических организаций или объединений литераторов.

Женщины, работавшие на литературном поприще, порой удостаивались высоких почестей за свои произведения и литературные труды.

Появилась женщина нового типа, которая научилась участвовать в общественной жизни страны и оказывать на нее влияние. Самоутверждение на основе новых представлений о ценностях жизни явилась предпосылкой объединения женщин в различные общества и объединения, в том числе и в литературные, наряду с мужчинами.

Литература

1. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1964. Т. 2. 581 с.
2. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966. 373 с.
3. Кайдаш С.Н. Сила слабых: женщина в истории России (XI - XIX вв). М.: Сов. Россия, 1986. 286 с.
4. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Мысль, 1971. 368 с.
5. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.: Мысль, 1981. 285 с.
6. Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции / Пер. с нем. Ю.П. Шаттона. М.: РГГУ, 2005. 444 с.
7. Спайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930: / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 614 с.
8. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 239 с.
9. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (18781918). М.: Педагогика, 1980. 144 с.
10. Агентурная записка об открытии Бестужевских высших женских курсов в Петербурге, составе и количестве слушательниц и общем направлении преподавания на курсах с приложением газеты «Голос», № 348 от 17 (29) декабря 1878 года со статьей об организации «Общества для доставления средств высшим женским курсам» и сборе пожертвований членами комитета Общества Ковалевской С.В., Стасовой Н.В. Боткиной М.В. и других. 8-17 октября 1878 // РО ГАРФ. Ф. 109 (Третье отделение его императорского величества канцелярии). Оп. 1. Ед.хр. 1265. Л. 1, 5.
11. Отчет о деятельности Союза взаимопомощи русских писателей за 1897 и 1898 гг./ред-сост. Г.Д. Рындзюнский. Спб.: Типо-Литография А.Э. Винеке, 1899. 60 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты