Спросить
Войти

Организация, компетенция, направления деятельности органов прокуратуры в системе судебно-административных учреждений кубано-черноморской области 1920-1924 гг.

Автор: указан в статье

Финансы

Научный вестник ЮИМ №1& 2013

УДК 347.9 ББК 65.724-1 К 27

ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

в системе судебно-административных учреждений кубано-черноморской области

1920-1924 ГГ.

Карякин Андрей Владимирович, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории

Кубанского государственного университета

ka-sapiens@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена структуре и деятельности органов кубанской прокуратуры в годы становления советской власти. Основу данной статьи составили архивные материалы, многие из которых были введены в научный оборот впервые.

Annotation. This article is devoted to structure and activity of bodies of the Kuban prosecutor’s office in the years of formation of the Soviet power. The basis of this article was made by archival materials, many of which were introduced into scientific circulation for the first time.

Распространение советского правового поля и организация советских учреждений в Кубанской области начались с приходом на её территорию Красной армии. В марте 1920 г. на Кубани была установлена советская власть. С 18 марта в Ека-теринодаре начал функционировать временный Кубанский исполнительный комитет. 27 марта он передал свои полномочия Кубанскому областному революционному комитету, который приступил к управлению Кубанской областью. С 29 марта ревком без каких-либо на то постановлений стал именоваться Кубано-Черноморским. Соответственно, Кубано-Черноморской областью стала называться управляемая им территория Кубанской области и Черноморской губернии. 11 мая 1920 г. Кубано-Черноморский ревком принял постановление о переименовании Черноморской губернии в округ.1

После утверждения положения о прокурорском надзоре 28 мая 1922 г. немедленного распро1 Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.) Краснодар, 1986. С. 62.

странения закона на места не произошло, что было связано с продолжением судебной реформы, обсуждением и изданием правовых актов, затрагивающих уголовные и гражданские сферы правового поля, судоустройства. 8 июля 1922 г. декрет ВЦИК назначает срок введения института прокуратуры на 1 августа 1922 г. и в связи с этим продлевает время введения уголовно-процессуального кодекса также до 1 августа 1922 г.2

В Кубано-Черноморской области советская прокуратура учреждается 12 сентября 1922 г. По истечении первого месяца своей работы Кубано-Черноморская прокуратура состояла из областного прокурора и шести его помощников, четыре из которых работали при камере прокурора в городе Краснодаре, а два других находились в Черноморском округе и Майкопском отделе. Деятельность помощников Краснодарской камеры прокурора распределялась следующим образом: один из них состоял при ревтрибунале и ведал его следствен2 История советской прокуратуры в важнейших документах. М., 1952. С. 274.

56

Научный вестник ЮИМ №1& 2013

Пространство исторического процесса

ным аппаратом, второй осуществлял надзор за деятельностью совета народных судей и следствием в г. Краснодаре. Работа двух других помощников прокурора касалась отделений камеры прокурора. Шесть отделов области оставались без помощников прокурора.3 Проблема комплектования личного состава, несмотря на настойчивые требования центра, не была решена и в следующем 1923 г. Только к августу 1924 г. личный состав Кубано-Черномор-ской прокуратуры был полностью укомплектован и составил одного областного прокурора и двадцать одного помощника прокурора.4 Проблема комплектации личного состава была тесно связана с низким уровнем образованности и юридической грамотности прокурорских работников. Советских квалифицированных юристов еще не могло существовать. Старые кадры, получившие образование и опыт работы в дореволюционных учреждениях, не соответствовали партийным принципам, на основе которых комплектовались штаты прокуратуры. Принцип партийной принадлежности и верности коммунистическим идеям ставился выше служебной компетентности. Большинство кадров служащих в Кубано-Черноморской прокуратуре были рекомендованы Кубано-Черноморским обкомом и являлись членами РКП(б). Обком играл решающее значение в комплектовании штата кубанской прокуратуры кадрами. Беспартийные прокурорские работники в основном становились служащими кубанской прокуратуры по направлению из центра. Полноценно выполнять свои служебные обязанности они не могли из-за постоянных препятствий, чинимых местными органами власти, и отсутствия поддержки областного прокурора. Это подтверждается отчётом генеральному прокурору прокуро-ров-ревизоров, проводивших проверку в 1923 г. «... что и в Краснодаре сильна тенденция не допускать для работы в прокуратуре беспартийных специали-стов-юристов. Атмосфера в отношении беспартийных такова здесь, что грозят лишить местную прокуратуру и тех немногих работников, которыми она располагает и на которых в сущности падает вся тяжесть работы».5 Обком имел большое влияние на работу прокуратуры. От него зависело назначение кадров. Кроме того, обком имел возможность повлиять на отзыв сотрудника прокуратуры со своего поста, несмотря на то, что это противоречило принципам «Положения о прокуратуре 1922 г.».6

Осуществление надзора прокуратурой от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций впоследствии стало называться общим надзором. В деятельности прокуратуры по обеспечению общего надзора можно выделить надзор за Кубано-Черноморским облисполкомом; надзор за законностью действия

3 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
4 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 13. Л. 19об.
5 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 27. Л. 5.
6 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 16. Л. 35.

местных органов власти, функционирующих в отделах; хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций.

К группе обязанностей по надзору за Кубано-Черноморским облисполкомом относилось присутствие областного прокурора в заседаниях президиумов облисполкома и его пленумов, участвуя в которых он обязан был давать свои заключения по обсуждаемым вопросам. Облисполком должен был заранее присылать в камеру прокурора проекты постановлений для предварительного просмотра. В случае издания облисполкомом незаконных постановлений прокурор обязан был их опротестовывать. Отмена опротестованных постановлений происходила по распоряжению центральных органов исполнительной власти, получавших информацию о нарушениях от центральной прокуратуры. Последняя в свою очередь получала обязательные уведомления о протестах от областного прокурора. Надзор Кубано-Черноморского областного прокурора за деятельностью местных финансовых органов сводился к следующим действиям. Областной прокурор обязан был собрать список действующих налогов и сборов по сведениям участковых помощников прокуроров, облисполкома, облфинотдела. Эти сведения областной прокурор должен был сравнить с декретами, распоряжениями центральных органов власти и перечнем местных налогов и сборов. В результате Кубано-Черноморская прокуратура обязана была оказать содействие изыманию сборов или своевременно опротестовать таковые.7

Необходимо отметить, что органы прокуратуры в период своего создания и развёртывания деятельности сталкивались с противодействием со стороны местных органов власти, руководители которых видели в деятельности прокуроров по внедрению единой законности ограничение прерогатив местной власти.8 Эта проблема не была решена в первые месяцы становления органов прокуратуры. После того как единичные случаи непонимания места и роли прокуратуры в государстве партийными и местными органами власти приобрели массовый характер, потребовалось издать несколько циркулярных инструкций, положительно повлиявших на решение проблемы. В инструкциях были прописаны правила взаимоотношений партийных органов и органов исполнительной власти с органами прокуратуры, их права и обязанности.9 Согласно отчётам Кубано-Черноморской прокуратуры и сведениям, полученным благодаря проведению ревизии центральной прокуратуры, можно сделать вывод, что в период становления отношения местных органов власти как областных, так и в отделах к прокуратуре не соответствовали установ-

7 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 18. Л. 183.
8 Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2003. С. 130.
9 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 1. Л. 35.
57

Пространство исторического процесса

Научный вестник ЮИМ №1& 2013

ленным законодательством нормам. Сотрудников прокуратуры не приглашали на экстренные заседания исполкомов. Случались попытки распоряжения и использования органами исполнительной власти служащих прокуратуры в неустановленных законом сферах деятельности. Исполкомы заранее не присылали в прокуратуру проекты постановлений к предварительному изучению. Характер незаконных постановлений исполнительных органов власти на Кубани, опротестованных прокуратурой, касался вмешательства в деятельность ОГПУ, вмешательства в работу суда и следственных органов. Кроме того, местные органы власти часто стремились отстоять «революционную целесообразность» вместо законности. Таким образом, можно сделать вывод, что эффективно выполнять свои обязанности прокурорам было сложно.

В связи с работой прокуратуры с местными органами власти необходимо отметить функцию юридического консультирования, обязанности в рамках которой исполняли прокуроры, если не было препятствий со стороны местных исполнительных учреждений.10

Третьим направлением деятельности прокуратуры в сфере осуществления общего надзора стал надзор за исполнением социалистической законности хозяйственными органами, различными учреждениями и организациями. На Кубани прокуратура обращала внимания на ту или иную организацию или учреждение в качестве реакции на информацию из прессы или жалобу.

Эту работу Кубано-Черноморская прокуратура осуществляла совместно с Государственным политическим управлением и Рабоче-крестьянской инспекцией, проводя ревизии, выявляя и преследуя злоупотребления в них. С этой целью «...помощник прокурора по надзору за органами ГПУ, в частности, обязан лично знакомиться с делами по экономическому отделу и быть в курсе в общем и целом всех важнейших хозяйственных дел, находящихся в разработке экономического отдела ГПУ и угрозыска».11

В порядке общего надзора на прокуратуре лежала обязанность проводить срочное и полное расследование жалоб и заявлений, особенно от рабочих и крестьян, проводить строгий их учёт и наблюдение за движением и окончательным результатом. Эта сторона деятельности органов кубанской прокуратуры была достаточно развита. Органы прокуратуры пользовались большой популярностью у населения Кубано-Черноморской области. В качестве примера можно привести следующие цифры. С 1 января 1924 г. по 1 июля 1924 г. органами прокуратуры было принято 734 жалобы. Из них было направлено в органы дознания 37, в

органы следствия 68, в народные суды 23, оставлено без последствий 40, дано разъяснение и отправлено по принадлежности жалоб и заявлений 532.12

Кроме всех вышеперечисленных обязанностей кубанской прокуратуры, к общему надзору следует отнести мониторинг политического состояния области. Этому виду прокурорской деятельности придавалось большое значение.13 Необходимо обметить, что в целом деятельность, структура и компетенция Кубано-Черноморской прокуратуры не отличались от аналогичных учреждений РСФСР. На Кубани органы прокуратуры были учреждены 12 сентября 1922 г. При формировании штатов остро стала проблема нехватки квалифицированных кадров, что в дальнейшем отразилось не в лучшую сторону на работе прокуроров и их помощников в области. Формирование штатного состава происходило по рекомендации местных партийных органов, лидеры которых занимали руководящие посты в учреждениях органов власти. По их инициативе прокуроров могли отзывать со своих постов. Таким образом, местные партийные органы власти существенно влияли на состав прокурорских работников. Те же принципы формирования кадрового состава сохранялись в суде, милиции. В действительности кубанская прокуратура могла влиять на состояние исполнения законов этими учреждениями только через местный областной партийный комитет. Это негативно складывалось на работе кубано-черноморской прокуратуры. Также благодаря этому принципу подборки чинов, как правило, в прокуратуру не попадали старые имперские кадры, которые имели необходимое образование и опыт работы.

Органы прокуратуры и по организационным принципам, и по направлениям деятельности были подобны учреждениям прокуратуры, существовавшим в Российской империи. Органы прокуратуры в Кубано-Черноморской области выполняли следующие функции: надзорную, процессуальную, исполнительно-распорядительную, информационную, культурно-образовательную.

Проведённый анализ фактической деятельности и правового регулирования органов кубано-черноморской прокуратуры привёл к заключению, что направление надзора за органами исполнительной власти, надзора за органами ОГПУ, принцип назначения кадров на должности прокуроров и их помощников не соответствовали законодательным и подзаконным актам, регламентировавшим деятельность прокуратуры. Результат деятельности кубано-черноморской прокуратуры по общему надзору и по надзору за органами ОГПУ был незначительным. Более эффективно в Кубано-Черноморской области исполнялась процессуальная, информативная, культурно-образовательная

10 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 7. Л. 8.
11 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 18. Л. 183об.
58
12 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 13. Л. 4об.
13 ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 5. Л. 163-165об.

Научный вестник ЮИМ №1& 2013

Пространство исторического процесса

функции. Положительный результат органы куба-но-черноморской прокуратуры показывали в уголовно-процессуальной сфере. Исключением был надзор за органами ОГПУ.

Органы прокуратуры являлись одним из основных объективных источников информации о происходящем в области.

Хотелось бы отметить, что кубано-черномор-ская прокуратура играла важную роль в культурно-образовательной жизни граждан. Кроме того, она активно реагировала на жалобы населения и участвовала в общественной жизни. Результатом такой деятельности был высокий авторитет чинов прокуратуры среди населения.

ИСТОЧНИКИ:

1. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 5.
2. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 7.
3. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 1.
4. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 18.
5. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 16.
6. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 27.
7. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 13.
8. ГАКК. Ф. Р-377. Оп. 1. Д. 2.
9. История советской прокуратуры в важнейших документах. М., 1952.
10. Основные административно-террито-риальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.) Краснодар, 1986.
11. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2003.

УДК 94

ББК 63.3(2)662.1+26.17 К 44

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАРТОГРАФИРОВАНИИ боевых ДЕЙСТВИЙ НА КУБАНИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

Киселев Илья Викторович, кандидат исторических наук, преподаватель Колледжа права, экономики и управления.

350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216, e-mail: kpeu_krasnodar@mail.ru, т. (861) 299-0388, 235-97-94

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы картографирования истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на примере Краснодарского края. Автор проанализировал достижения, перспективы и значение исследований в области исторической географии на Кубани.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF MAPPING OF OPERATIONS IN KUBAN IN THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

Annotation. The paper considers problems of mapping of history of the Great Patriotic War of 1941-1945 on the example of Krasnodar region. The author analyzed achievements, prospects and value of researches in the field of historical geography in Kuban.

59
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты