Спросить
Войти

Деятельность участковых уполномоченных полиции: историко-педагогические аспекты

Автор: указан в статье

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

7. Oryol, V. E. Syndrome of psychological burnout personality. — Moscow, 2005.
8. Reshetova, T. V Burnut in the social professions // Psychological journal. — Vol. 23. — 2002. — № 3. — P. 85-95.
9. Maslach, C, Goldberg, J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied Preventive Psychology.

- 1998. - Vol. 7. - P. 63-74.

10. Leiter, M., Maslach, C. Banishing burnout: six strategies for improving your relationship with work. — Jossey-Bass, Imprint, 2005. —193 p.
11. Maslach, C. M. Job burnout: new directions in research and intervention // Current directions in psychological science. — Vol. 12. — 2003. — P. 189-192.
12. The Federal Law of the Police № 3-FZ (07.02.2011).

УДК 370.179: 351.74 А.Г. Ермаков*

Деятельность участковых уполномоченных полиции: историко-педагогические аспекты

В статье рассмотрена педагогическая составляющая деятельности сотрудников службы участковых уполномоченных полиции, а так же представлен исторический экскурс развития службы от губных старост до современного участкового.

A.G. Ermakov*. The activity of police divisional inspectors: historical and pedagogical aspects.

The article deals with pedagogical components of law enforcement divisional inspectors of police activities as well as historical development of police service starting from guba heads to the present-day divisional inspectors.

Правоохранительные органы имеют давнюю историю. Многие авторы, изучающие данное направление, относят их зарождение к периоду царствования Ивана Грозного, учрежденного им Разбойного приказа в Москве [14, с. 584]. В 1538-1541 гг. происходит Губная реформа (губа — административно-территориальная единица Древней Руси). Из местных дворян избирались губные старосты, в обязанности которых входило разыскивать и наказывать «лихих людей». Именно губные старосты послужили неким прообразом будущего участкового уполномоченного, т.к. осуществляли контроль, поддерживали власть, а также нейтрализовали антигосударевы настроения на местах.

Сама регулярная полиция впервые была создана в Санкт-Петербурге, она стала для Петра I одним из главнейших инструментов реформ по уничтожению старых порядков и становлению новой формы правления. Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для всей России. Ставя перед государством задачи преобразования России, Петр I связывал успех их решения с профессиональными, морально-этическими качествами государственных служащих, с уровнем их образования. Он мечтал поставить Россию в число передовых стран не только в военном и экономическом, но и в культурном отношении. Обращаясь к своим подданным с призывом учиться, царь выражал надежду на то, «что может быть еще на нашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую ступень славу Русского имени» [17, с. 69]. В соответствии с расширением круга обязанностей в полицейском аппарате формировались различные должности. Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений послужило восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачев во время правления Екатерины II. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы полицейских органов, способных эффективно осуществлять охрану общественного порядка. Страна была поделена на губернии и уезды, применительно к которым и стала строиться сеть полицейских учреждений [6, с. 25]. Таким образом, в конце XVIII века, в период царствования Екатерины II, в России складывается система местных органов полиции. Уже 7 ноября 1755 г. издается «Учреждение для управления губерний

* Ермаков, А. Г. Адъюнкт кафедры педагогики. Санкт — Петербургский университет МВД России. Санкт — Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1, e-mail: 600aa98@mail.ru, тел. (812) 744-13-13.

* Ermakov, A. G. The graduated in a military academy of chair of pedagogics of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Rassia. P.h. (812) 744-13-13.

Статья поступила в редакцию 8 августа 2011 года.

Всероссийской империи» [20], — документ, положивший начало реорганизации органов местного управления и создавший сельскую полицию. Реформа 1775 г. практически никак не коснулась городской полиции. Именно для решения этой проблемы в 1782 г. был введен в действие Устав благочиния или полицейский [17, с. 9, 11], по которому в городах создавался новый полицейский орган — Управа благочиния. Возглавлял Управу благочиния в уездных городах городничий, в губернских — полицмейстер. По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части (200-700 дворов) во главе с частным приставом. В свою очередь, части подразделялись на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, — низовое звено, деятельность которого вполне сопоставима с деятельностью сегодняшних участковых уполномоченных. В этот же период лично императрицей Екатериной II были установлены конкретные морально-этические нормы, которыми должна руководствоваться полиция. В качестве Наказа под названием «Зерцало управе благочиния» они вошли в состав «Устава благочиния или полицейского», утвержденного в 1782 г. Так, городовой полицейский должен был в необходимых случаях помогать всем без исключения («с пути сошедшему укажи путь»), следить за соблюдением семейно-этических норм («жена да прилепится к своему мужу»), бороться с нетрезвым образом жизни («всем и каждому воспрещается пьянство») [2, с. 206]. В содержание статей «Зерцала управе благочиния» также включены следующие положения.

— Управа благочиния сохраняет между всеми в городе живущими, хотя различных вер доброе гражданское согласие, мир и тишину.

— Качества частного пристава: частного пристава должность требует в его особе безпорочности поведения, здравого разсудка в деле, доброй воли к службе общей, точности во исполнении, безкорыстия во взыскании.

— Частный пристав имеет смотрение, чтоб в его части ничто не принималось противное службе императорского величества и общему добру.

— Частный пристав: старается во всем сохранить установленный порядок и стройность так, дабы лихие, недоброхотные к установленному порядку исправились, а добропорядочным гражданам доставить мир и безопасное житие; имеет попечение о призрении убогих его части и оных покровительствует и защищает от обид, притеснений и насилия, и доставляет неимущим честное пропитание, отдаляя их от разпутной и праздной жизни, старается устроить их к месту или к пропитанию или прокормлению работою, промыслом, рукоделием или ремеслом: чего же сам учинить не в силе, о том предложит управе благочиния.

— Качества квартального надзирателя. Квартального надзирателя должность требует безпорочности в поведении, доброхотства к людям, прилежания к должности и безкорыстия.

— Квартальный надзиратель в его квартале мирит и разнимает малые ссоры и споры, имеет попечение, чтоб молодые и младшие почитали старых и старших, и о повиновении слуг и служанок хозяевам и хозяйкам во всяком добре [9, с. 69-70].

Устав благочиния также давал наказ начальствующим должностным лицам: обеспечивать всем, независимо от состояния, правый и равный суд; давать покровительство невиновному и оскорбленному; воздерживаться от взяток. Данные положения были закреплены в статье Устава — Наказ управе благочиния. Первая часть Наказа управе благочиния включала правила добронравия. В основу их были положены общечеловеческие нравственные принципы, базирующиеся на библейских заповедях, которые должны были соблюдать чины полиции: не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь; не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь; буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром здравии, да удовлетворит по возможности; в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напои жаждущего; сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; блажен кто скотину милует, буде скотина и злодея твоего споткнется — подыми ее; с пути сошедшему указывай путь [18, с. 19].

С течением времени должность квартального надзирателя меняла свое название на околоточного надзирателя или уездного станового пристава, но функциональные обязанности оставались неизменными, дополняясь требованиями времени. Околоточный надзиратель, уездный становой пристав являются прототипами современного участкового уполномоченного полиции. Данные полицейские чины осуществляли территориальный надзор, т.е. одну из важнейших функций как городской, так и уездной полиции. От них полицмейстерами и исправниками всегда и совершенно неуклонно требовались твердые знания своих обязанностей и точное, а главное, честное исполнение долга [13, с. 50].

Согласно Инструкции, изданной министром внутренних дел, околоточный надзиратель был обязан днем и ночью обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка, принимать предписанные законом меры прекращения нарушения таковых. Околоточный надзиратель был обязан, не останавливаясь на общем знакомстве с населением околотка, стараться ближайшим образом узнать его жителей, чтобы иметь всегда готовыми те сведенья касательно обывателей околотка, которые необходимы для успешного производства розысков; он не должен был оставлять без внимания ни одного случая, а, напротив, на все обращать внимание, за всеми следить и все события запоминать и использовать все сведенья при необходимости; присутствовать при всяком собрании народа на улицах и площадях, прекращать уличные ссоры, шум, драку и разгул; не допускать, чтобы извозчики и торгующие с ларей, лотков в рынках и больших лавочках причиняли беспокойство проходящим, чтобы вообще на улицах и площадях были наносимы кому-либо из проходящих насмешки, оскорбление, особенно в отношении женщин и детей. Инструкция обязывала околоточных надзирателей взаимодействовать друг с другом, ибо при полной солидарности всегда скорее и легче обнаруживаются преступления и разыскиваются преступники [7, с. 5-6].

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Уездные полицейские управления, возглавлялись уездными исправниками, выбираемыми из числа дворян сроком на 2-3 года. Согласно реформе «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах» от 25 декабря 1862 г., глава полиции — уездный исправник, назначался правительством, а не избирался, как ранее, превращая полицию из сословного органа в орган общегражданский. В 1878 г. была введена новая полицейская должность полицейского урядника, ставшего непосредственным помощником станового пристава [11, с. 68].

Непосредственная близость к населению и значительный объем полицейских функций по предотвращению, пресечению преступлений, проведению дознания по уголовным делам, возложенный на полицейского урядника, обусловливал относительно высокие требования к уровню его общей и профессиональной подготовки и моральным качествам [10, с. 19]. В пределах своего участка урядник так же, как и околоточный надзиратель, обслуживающий городскую местность, выполнял многофункциональные обязанности, в т.ч. обязан был пресекать все действия, направленные против правительства, к подрыву доброй нравственности и прав собственности.

19 июля 1878 г. министром внутренних дел по согласованию с Министерством юстиции была подготовлена и утверждена единая инструкция для полицейских урядников. В ней содержались примеры законных решений ситуаций, с которыми мог встретиться урядник в своей деятельности, образцы различных документов и другие сведения разного характера, а также рекомендации моральноэтического характера, как следует добиваться исполнения закона или полицейского распоряжения твердо и настоятельно, но отнюдь не грубым или обидным образом. В специальном разделе инструкции описывались образцовые действия полицейских урядников, которые имели место при предотвращении и пресечении преступлений, а также правильное общение с населением. Инструкция выдавалась для руководства каждому уряднику, а проверка знания содержания инструкции возлагалась на станового пристава [17, с. 83]. Однако инструкция не являлась ключевой в подготовке урядников, которым приходилось выполнять разнообразные обязанности, тем более она не могла описать всего многообразия ситуаций общения и учесть особенности поведения и принятия правильных решений. Поэтому на местах, как правило, по инициативе губернатора и уездного полицейского начальства, с одобрения Министерства внутренних дел стали создаваться разноуровневые школы для обучения полицейских урядников. Сроки обучения в них устанавливались от нескольких недель до трех-четырех месяцев. Программа обучения составлялась на местах и менялась в зависимости от уровня и степени подготовки слушателей и особенностей каждой губернии и даже уезда [10, с. 20].

Одна из проблем, которая ставилась для решения в школах полицейских урядников — это грамотное разрешение трудностей осуществления взаимодействия полиции и населения, особенно сельского, не методом подавления, а методом убеждения. Загвоздка заключалась в сопротивлении самого населения реформам, проводившимся в то время. Как признавал один из полицейских служащих, о том, что если скажут, что порядок может быть наведен не за счет усиления полиции, а образованием и воспитанием населения, то нам, чинам полиции, это не даст успокоения, ибо далеко еще то время, когда деревня осознает, что свобода основана на уважении к чужой личности и чужому имуществу [15, с. 24].

При выполнении своих обязанностей урядник, как и околоточный надзиратель, руководствовался множеством законов, уставов, инструкций центрального аппарата государства и нормативными актами губернских властей [4]. Вся эта многосторонняя, сложная, тяжелая, ответственная, нравственная и умственная деятельность урядника требовала большого житейского опыта и запаса необходимых знаний. Изначально урядники не справлялись со своими обязанностями. В их адрес поступало много нареканий, проявлялось недовольство со стороны той части населения, с которой урядники вынуждены были иметь дело. В результате престиж полиции среди населения сельской местности, начиная от помещика и кончая последним крестьянином, стал падать [3, с. 21].

По мнению юриста и общественного деятеля И. Т. Тарасова, исследовавшего рассматриваемую проблему, это было связано с двумя причинами. Во-первых, низкий профессиональный уровень урядников: с самого начала на эту должность трудно было найти подходящих людей в глухой российской провинции, и кадры урядников приходилось пополнять совершенно случайными людьми, часто уволенными из других ведомств, не отвечающими требованиям не только полицейской, но и никакой другой государственной службы. Многие из них были не способны нести тяжелую полицейскую службу, где требовалась верность, скромность, благие намерения в службе Отечеству. Во-вторых, урядники были наделены большими полномочиями, не ограниченными никаким цензом [21, 17, с. 82].

В Санкт-Петербурге с 1895 г. была организована регулярная (2 раза в неделю) учеба околоточных надзирателей и городовых, которую проводило руководство столичной полиции. Служащих нижних чинов знакомили с обстановкой в городе, с новыми законами, распоряжениями. Такая форма подготовки пользовалась большой популярностью у служащих полиции, т.к. не только давала им знания, необходимые для службы, но предоставляла возможность собраться вместе, обсудить многие проблемы, встававшие перед ними. Часть занятий, имевших воспитательное и профессиональное значение, проводилась в музее столичной полиции, где слушателям рассказывалось о наиболее примечательных делах и служащих Санкт-Петербургской полиции. Большое внимание, помимо изучения нормативных документов, определявших функции, права и обязанности служащих местной полиции, уделялось ознакомлению их с правилами вежливости и этикета в общении с лицами различных сословий, а также внушалась необходимость для полицейских вести трезвый образ жизни [10, с. 19].

Развитие революционных событий 1905-1907 гг. и далее вплоть до 1917 г., распространение антиправительственных настроений послужили поводом к росту недовольства полицией, подрыву авторитета

полицейских как оплота ненавистного антидемократического режима. Низкий уровень заработной платы в полиции по сравнению, например, с рабочими оборонных отраслей, падение престижа полицейской службы привели к тому, что даже столичная полиция испытывала недостаток в кадрах. С началом Первой мировой войны деятельность большинства школ и курсов по подготовке полицейских была свернута. Как признавал один из последних министров внутренних дел дореволюционной России, возникла угроза, что полиция просто разбежится. Но именно полиция до конца оставалась на страже правопорядка [15, с. 28]. Однако февральская и октябрьская революции 1917 г. ликвидировали всю полицейскую систему.

Созданное большевиками правительство не могло управлять государством без полицейского аппарата, и поэтому уже на третий день прихода к власти, то есть 10 ноября 1917 г. (по новому стилю) был принят Декрет о создании милиции. Очень скоро возникла необходимость в такой категории сотрудников правоохранительных органов, которые обслуживали бы определенную территорию города или уезда, хорошо знали все население и занимались вопросами профилактики правонарушений и преступлений, без чего не могло обойтись молодое Советское государство. В феврале 1920 г. НКВД РСФСР была принята инструкция волостному милиционеру (волостной милиционер — прототип участкового уполномоченного полиции). В инструкции закреплялось, что волостной милиционер должен обязательно проживать в своем районе. Это было обусловлено тем, что на волостного милиционера были возложены обязанности по поддержанию порядка на территории проживания, т.е. на конкретной территории [5, с. 78].

В конце 1922 — начале 1923 гг. был поднят вопрос о введении в штаты городской милиции должности участкового надзирателя. В мае-июне 1923 г. началась разработка Инструкции участковому надзирателю. 17 ноября 1923 г. приказом НКВД РСФСР № 103 была утверждена Инструкция участковому надзирателю, положившая начало формированию института участковых уполномоченных милиции советского периода нашей истории [16, с. 24]. В Инструкции участковому надзирателю требовалось строжайше соблюдать установленный законом порядок, допуская действия, стесняющие граждан, лишь в случаях, когда такие действия будут безусловно необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей [8, с. 12].

С февраля 1930 г. участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров районных административных отделений, осуществлявших работу на участках, стали называть участковыми инспекторами милиции. В 1933 г. при школе старшего начсостава были организованы краткосрочные курсы участковых, где милиционеры проходили переподготовку [1, с. 28]. Для оказания методической юридической помощи участковым инспекторам милиции были изданы различные пособия и инструкции с разъяснениями и комментариями нормативно-правовых актов.

Большое внимание уделялось укреплению службы участковых инспекторов с начала 70-х гг. XX в. 29 июля 1970 г. приказом МВД СССР была введена в действие Инструкция по службе участкового инспектора милиции, которая предусматривала, в частности, что на эти должности должны назначаться лица, имеющие образование не ниже среднего юридического. Для этого в специальных средних школах милиции открывались отделения подготовки участковых инспекторов. Одновременно предусматривались меры по снижению текучести кадров участковых инспекторов [8, с. 24].

В системе органов внутренних дел служба участковых уполномоченных наиболее приближена к населению по роду своей деятельности. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев на всероссийском совещании с руководителями региональных органов внутренних дел сказал, что участковые являются по сути фундаментом правоохранительной системы. И формальный подход в их работе просто недопустим [20, с. 2]. Именно с участкового уполномоченного начинается реализация всего многообразия правоохранительной практики, важное место в которой отводится профилактической работе с населением, поскольку наибольшее количество противоправных действий совершается непосредственно в местах проживания граждан. Одним из важных направлений деятельности участкового уполномоченного является работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. Принятый Закон о полиции [22, с. 17] возлагает на сотрудников органов внутренних дел обязанности по проведению профилактической работы с использованием методов, соответствующих запросам и структуре социальных ожиданий современного общества.

Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что проходящая реформа правоохранительной системы — это очередной этап развития Министерства внутренних дел. В свете происходящих преобразований к уровню образованности, воспитанности, а также к деятельности каждого сотрудника предъявляются высокие требования. Эти обстоятельства требуют высокого уровня профессиональной подготовленности как в правовых аспектах, так и в педагогических, особенно для категории сотрудников наиболее приближенной к населению, — к службе участковых уполномоченных полиции.

Список литературы

1. Административная деятельность органов внутренних дел : учебник / под ред. В. П. Сальникова: В 2 ч. - Ч. 1. - М., 2005.
2. Ахмедов, Ч. Н. Участковый уполномоченный милиции: генезис института и специфика организации деятельности. - СПб.: Астерион, 2007. - 400 с.
3. Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: исторический опыт формирования и структурирования : монография. — СПб.: Астерион, 2008. — 384 с.
4. Гривачевский, Н. В. Сельская полиция // Вестник полиции. — 1910. — № 7. (Цит. по: Ялтаев Д.А. Уездная полиция в Казанской губернии в 1862-1917 годах: По материалам чувашских уездов : дис. ... ... канд. истор. наук. — Чебоксары, 2004).

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

5. Желудкова, Т. И. Становление и развитие института участковых инспекторов милиции в период строительства социализма (октябрь 1917 — 1936 гг.) / Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка : труды Академии МВД СССР. — М., 1985.
6. Иванова, Е. А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII

— начало XX в.) : дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. — 220 с.

7. Инструкция околоточного надзирателя Санкт-Петербургской столичной полиции. — СПб., 1900.
8. История отечественных органов внутренних дел : учебник для вузов. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.
9. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы : учебное пособие. — М.: Щит-М, 1999. — 200 с.
10. Косиковский, А. Р. Педагогическая направленность профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — 202 с.
11. Курицын, В. М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы : учебное пособие. — М.: Щит-М, 1998. — С. 53, 68, 121. (см. прил. док. — № 2, — № 6, — № 8).
12. Лобня // http:www.lobnua.ru/
13. Лушин, А. Нижегородские полицмейстеры. // Милиция». — 1998 — № 9.
14. МВД России. Энциклопедия. — М.: Объединенная редакция МВД России. Издательский дом «ОЛЬМА-ПРЕСС», 2002. - 623 с.
15. Мулукаев, Р. С. Полиция в России (IX — начало XX в.) : монография. — Н. Новгород, 1993. — 104 с.
16. Об объявлении «Дня участковых уполномоченных милиции». Приказ МВД России от 6 сентября 2002 г., № 868.
17. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. — М.: Наука, 1995. — 318 с.
18. Полное собрание законов Российской империи Т. XXI (1781-1783). — СПб., 1830. — № 15379. (Цит. по: Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: исторический опыт формирования и структурирования: Монография. — СПб.: Астерион, 2008. — 384 с.).
19. Полное собрание законов Российской империи Т. XX. — № 14392.
20.Р оссийская газета. — 2010. — 26 ноября. — № 5347 (268).
21. Тарасов, И. Т. Лекции по полицейскому (административному) праву. Т. 1. Ч. 2. — М., 1908. (Цит. по: Агапов А.Б. Административная ответственность : учебник. — М.: «Статут», 2000.).
22. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЭ «О полиции» // Российская газета. — 2011. — 8 февраля. — № 25 (5401).

Literature

1. Administrative activity of law-enforcement bodies / Ed. VP Salnikov: In 2 p. — P1. — Moscow, 2005.
2. Ahmedov, C. N. Law-enforcement system of the Russian empire: historical experience of formation and structurization. — Saint- Petersburg, 2008. — 384 p.
3. Ahmedov, C. N. The police divisional inspector : genesis of institute and specificity of activity. — Saint- Petersburg, 2007. — 400 p.
4. Grivachevsky, I. V. Rural police // Bulletin of Police. — 1910. — № 7. (Quoted by: Jaltajev D.A. District police in the Kazan province in 1862-1917: On materials of the Chuvash districts : dis. ... candidate of history sciences. — Cheboksary, 2004.) .
5. Zheludkova, T. I. Formation and development of institute of divisional inspector of militia in socialism building (October 1917 — 1936) / The theory and practice of perfection of protection of a public order : works of Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR. — Moscow, 1985.
6. Ivanov, Е. A. Legal bases of the organization and activity of the police of Russia (XVIII — the beginning of XX century) : dis. ... candidate of legal sciences. — Rostov on Don, 2003. — 220 p.
7. The instruction divisional supervisor of the St.-Petersburg police. — Saint-Petersburg, 1900.
8. History of domestic law-enforcement bodies. — Moscow, 2005.
9. History of police of Russia. A short historical sketch and the basic documents. — Moscow, 1999. — 200 p.
10. Kosikovsky, A. R. The pedagogical orientation of preventive activity of divisional militia officers of militia : dis. ... candidate of pedagogical sciences. — Moscow, 2006. — 202 p.
11. Kuritsyn, V. M. History of police of Russia. A short historical sketch and the basic documents. — Moscow, 1998. — p. 53, 68, 121. (See enc. — dock. — № 2, — № 6, — № 8).
12. Lobnua // http:www.lobnua.ru.
13. Lushin, I. Nizhny Novgorod the chief of police // Militia. — 1998. — № 9.
14. The Ministry of Internal Affairs of Russia. The encyclopedia. — Moscow, 2002. — 623 p.
15. Mulukaev, R. Л”. Police in Russia (IX — the beginning of XX century). — N. Novgorod, 1993. — 104 p.
16. About the announcement «Day of divisional militia officers of militia». The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from September, 6th, 2002, № 868.
17. Police and militia of Russia: history pages / A.V Borisov, A.N. Dugin, A.Y. Malygin, etc. — Moscow, 1995. — 318 p.
18. Full ral^cdon of laws of Russian empire V. XXI (1781-1783). — Saint-Petersburg, 1830. — № 15379. (Quoted by: Ahmeds Ch. N. Law-enforcement system of the Russian empire: historical experience of formation and structurization. — Saint-Petersburg, 2008. — 384 p.).
19. Full collection of laws of Russian empire V. XX — № 14392.
20. The Russian newspaper. — 2010. — November, 26th. — № 5347 (268).
21. Tarasov, I. T. Lectures on the policeman (administrative) law. V. 1. P. 2. — Moscow, 1908. (Quoted by: Agapov A.V Administrative responsibility. — Moscow, 2000.).
22. The federal law of the Russian Federation from February, 7th, 2011 №3-FZ «About police»//the Russian newspaper. — 2011. — on February, 8th. — № 25 (5401).

УДК: 378.14 E.M. Ермолов*

Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет (суворовцев)

В статье рассмотрены сущность, содержание, условия и пути становления качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев. Показана доминирующая роль образовательной среды учебного заведения в формировании лидерских качеств обучающихся.

E.M. Yermolov*. Formation and development of qualities of a leader of the military staff in the process of training and education of a cadet. The article deals with the nature, content, conditions and ways of becoming, of qualities of a leader of the military staff at the cadet. Shows the dominant role of the educational environment of the institution in the formation of the leadership qualities of students.

development, pedagogical support, formation and development as a leader, training and education of a cadet.

Современные процессы развития государства, общества, образования, педагогической науки объективно обусловливают необходимость модернизации системы образования в целом и, в частности, подготовки сотрудников силовых ведомств. В настоящее время важным компонентом как системы образования в целом, так и системы подготовки сотрудников силовых ведомств являются кадетские корпуса и суворовские училища.

Развитие педагогической теории и практики образования в кадетских корпусах и суворовских училищах имеет высокую социальную значимость с учётом важности подготовки подрастающего поколения к жизни в современном мире, включая служение Родине в качестве офицера, сотрудника полиции или гражданского служащего. Для этого необходимо увязать проводимую модернизацию образования с запросами личности, общества, государства [1].

Период обучения в кадетском корпусе (суворовском училище) в педагогическом плане особенно важен для профессионального и личностного самоопределения. В возрасте 11-17 лет у молодых людей на фоне психофизиологических изменений и активной социализации происходит пересмотр системы ценностных ориентаций личности, отношения к себе как к личности, к сверстникам. Данный возраст является периодом интенсивного становления характера и интеллекта, системы взглядов личности, её важнейших социальных, психологических и социально-психологических характеристик [3]. Для воинского коллектива среди таких характеристик личности особое значение имеют лидерские качества с учётом роли командира в подразделении [2].

Следовательно, педагогическим коллективам кадетских корпусов и суворовских училищ требуется проводить работу и способствовать посредством образовательной среды становлению и развитию лидерских качеств личности кадетов (суворовцев).

Как показал проведенный анализ теории и практики, это возможно при создании соответствующих социально-педагогических условий становления и развития лидерских качеств личности кадет (суворовцев, нахимовцев) в ходе получения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами, направленными на их профессиональную ориентацию по профилю образовательных учреждений силовых ведомств [4].

Анализ опыта создания социально-педагогических условий развития личности учащихся в образовательных учреждениях показывает, что такая социально-воспитательная деятельность имеет

* Ермолов, Евгений Михайлович, начальник Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса. Адрес: 194021, г. Санкт-Петербург, проспект Непокоренных, дом 6, корпус 1, кв.126. Тел. 8 9119412555, e-mail: avnprof@yandex.ru.

* Yermolov, Eugene Mikhailovich — head of the St. Petersburg Cadet rocket-artillery corps. Address: Russia, 194021, St. Petersburg, prospect Unconquered, 6, block 1, 126 sq. Tel. 8 9119412555 E-mail avnprof@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 28 августа 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты