Спросить
Войти

Просвещение и профессионализм - главные направления в национальной политике России

Автор: указан в статье

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 37.0:323/324 ГРНТИ 14.15.07

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Н.А. Томилов

Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН Россия, 644010, Омск, просп. К. Маркса, 15

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55а; n.a.tomilov@gmail.com

Автор выражает обеспокоенность формированием мировоззрения граждан России, которое прежде всего основывается на уважении к истории и культуре народов страны и укреплении представлений об общности исторических судеб. Констатируется исчезновение или значительное сокращение программ этнологического, этнографического образования в школах и вузах.

EDUCATION AND PROFESSIONALISM - PRINCIPAL DIRECTIONS IN THE NATIONAL POLICY OF RUSSIA

N.A. Tomilov

Archeology and Ethnography Institute (Siberian Branch) of Russian Academy of Science Russia, 644010, Omsk, prosp. K. Marksa, 15 Dostoevskiy Omsk State University

Russia, 644077, Omsk, prosp. Mira, 55a, n.a.tomilov@gmail.com

The author expresses disquiet in mindset formation of the Russian citizens, which, first of all, is based on the respect for history and culture of the country and strengthening of ideas about the community of historical destinies. He speaks about the disappearance or considerable reduction of the programs for ethnological, ethnographic education at schools and higher educational institutions.

© ToMunoB H.A., 2016_

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

23 января 2012 г. в свет вышла статья тогда еще основного претендента на пост Президента Российской Федерации В. В. Путина «Россия: национальный вопрос». Отрадно то, что в этой статье дана откровенная оценка сегодняшней ситуации роста в России межэтнической и межконфессиональной напряженности, русский народ, наконец-то, определен государствообра-зующим этносом, обозначены основные проблемы в национальной политике и поставлены задачи по их решению.

Отмечу все же, что среди учебных предметов, роль которых в образовательном процессе должна быть повышена, им названы русский язык, русская литература, отечественная история, и в этот перечень не вошла этнография -специальная наука об историко-культурных общностях, прежде всего о народах, их истории, культуре, социальном развитии и т. д. А ведь именно этнографические знания в первую очередь играют существенную роль в формировании мировоззрения у граждан разных национальностей, направленном на возрастание уважения к истории и культуре народов страны и на укрепление представлений об общности исторических судеб народов России и о россиянах как исторической общности, сложившейся на основе российской цивилизации.

О необходимости введения всеобщего этнографического образования в таком многонациональном государстве, как Россия, ученые заявляли не раз в 1980-1990-х гг., в том числе и через подготовленную омскими учеными и опубликованную в 1992 г. в журнале «Этнографическое обозрение» резолюцию «Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России».

Тем не менее, в сознание россиян представления о потерях общества, связанных с всеобщим этнографическим невежеством, так глубоко и не проникли. Отсюда необходимость еще и еще раз возвращаться к этой проблеме.

Такое положение, что этнография, как учебная дисциплина о народах и их культуре, фактически не преподается в вузах, средних специальных учебных заведениях и школах России, не может не углублять кризис в межнациональных отношениях. Подготовленные в системе образования специалисты работают, как правило, в разнонациональной среде и, будучи руководителями коллективов и отдельных подразделений, мало что знают о национальностях, об особенностях образа жизни разных народов, а значит и не умеют правильно вести себя в инонациональной среде, часто прямо или косвенно проявляют неуважение и шовинистские нотки или просто оскорбляют чувства национального достоинства

людей. Знание народов, их истории и их культуры - это уже путь к взаимопониманию.

Если обратить внимание на зарубежный опыт, то, например, в большинстве университетов США и некоторых других англоязычных стран культурная и социальная антропология (это название этнографии в англоязычных странах) является обязательным предметом наряду, скажем, с иностранным языком, для изучения не только будущими гуманитариями, но и специалистами всех естественнонаучных профилей. Почти в каждом университете таких экономически развитых стран, как Канада, США, Япония и другие, функционируют этнологические отделения, факультеты и кафедры. Заведующий кафедрой этнологии Московского госуниверситета В.В. Пименов приводил в 1992 г. данные о том, что в небольшой Норвегии в четырех университетах имеются отделения этнологии, а в Венгрии в трех университетах - этнологические кафедры, что общее число этнологов в России примерно в 20 раз меньше, чем в США. И далее он сделал вывод о печальном состоянии этнологического образования в чрезвычайно сложной по этническому составу населения и национальным проблемам Российской Федерации. Об университетской этнографии он писал следующее: «Кафедры этнологии (этнографии) имеются только в двух ведущих университетах страны - Московском и Петербургском. В Омском университете, где имеется очень активная и серьезная школа этнологов, этнология входит в состав комплексной кафедры. Ни в одном российском университете нет ни отделения, ни факультета этнологии».

Еще в 1987 г. более 300 участников научной конференции «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний» (Омск) указали в своем решении, что расширение научных этнографических исследований, преподавания этнографических знаний в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах, подготовки специалистов этнографов для нужд социальной сферы будет способствовать достижению качественно нового состояния и оптимизации социальных, в том числе национальных проблем, дальнейшему развитию экономики, культуры и науки, действенности гражданского, нравственного и эстетического воспитания, углублению патриотического и интернационального мировоззрения, борьбе со всеми разновидностями национализма и расизма, расширению взаимопонимания между народами. Такие же мысли были высказаны и на Всесоюзной научной конференции «Национальные и социально-культурные процессы в СССР» (Омск, 1990), участниками которой были 240 ученых, а также на Всероссийской

ТББМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)

научной конференции «Региональные проблемы межнациональных отношений в России» (Омск, 1993), V Конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003), Международной научно-практической конференции «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 2007), Международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий» (Барнаул, 2011), и других форумах 1990-х - начала 2000-х годов.

С учетом дальнейшего осмысления проблемы этнографического образования в новых условиях жизни России актуальность ее определяется следующим образом: политическое, экономическое, мировоззренческое и воспитательное значение этнологических знаний в современном обществе существенно велико для разрешения территориальных споров между государствами, предотвращения войн, разрешения межнациональных конфликтов, снятия напряженности в межнациональных отношениях, для решения национальных проблем, использования рационального хозяйственного и экономического опыта народов в традиционных отраслях хозяйства, для возрождения и развития культуры, для формирования историзма мышления людей, борьбы против шовинизма и расизма, утверждения идей равенства народов, воспитания уважительного отношения к истории и культуре каждого народа и каждой национальной группы, расширения взаимопонимания между народами, укрепления представлений об общности исторических судеб человечества.

И еще одно существенное предложение. Конечно, все мы, ученые, поддерживаем идею о необходимости создания системы подготовки профессионалов-этнографов (или этносоциоло-гов) в сфере высшего образования, с тем чтобы они могли работать в регионах страны как чиновники и успешно справляться с решением задач в области национальной политики, осуществляя прежде всего меры по профилактике межнациональных конфликтов и по стабилизации межнациональных отношений в позитивном направлении. Именно такая категория чиновников (можно сказать, инженеров национальной сферы страны) необходима сегодня и в будущем как России, так и другим странам СНГ. Как нам представляется, именно они будут способны осуществлять стратегические направления национальной политики - способствовать положительной деятельности всех народов, заботиться о межнациональном мире в регионах и стране в целом, укреплять историческую общность россиян, а значит обеспечивать стабильное развитие России.

Томилов Николай Аркадьевич - заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук профессор, заведующий кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского; директор Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии.

Статья поступила в редакцию 4 июня 2016 г.

Цитаты

На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире.

Русский философ П.Я. Чаадаев

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ prevention of international conflicts ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ethnological education ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ mindset formation НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИ-ТИКА national policy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты