Спросить
Войти

Большетерёхино — сибирская деревня, которой 416 лет

Автор: указан в статье

j^jty ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 1 (23)

УРОКИ ИСТОРИИ

УДК 94(571.13) ГРНТИ 03.23.55

БОЛЬШЕТЕРЁХИНО СИБИРСКАЯ ДЕРЕВНЯ, КОТОРОЙ 416 ЛЕТ

Е.А. Девдараидзе

Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, Омск, просп. Маркса, 35

Статья знакомит читателей с историей, жизнью и жителями затерявшейся в Сибири, старинной деревни Большетерёхино, чья история перекликается с историей России. Изучение родного сибирского края, составляющего более половины территории России, поможет осознать свои корни, свою принадлежность к «народу сибирскому», проникнуться нежностью и любовью к родной «колыбели».

BOL&SHETEREHINO - 416 YEAR-OLD SIBERIAN VILLAGE

E.A. Devdaraidze

Omsk State Railway University

Russia, 644046, Omsk, pr. K. Marksa, 35

The article deals with the history, life and the people of an old village Bol&sheterehino lost in Siberia. Its history is aligned with the Russian history. The author points out that the study of the native Siberian region, constituting more than a half of the Russian territory, will help to realize the origins, belonging to the Siberian people and appreciate tenderness and love of the native "cradle".

Большетерёхино - «деревня в Сибири... Какие названья нам предки дарили! Какие дарили преданья и были! Спасибо, что пели, любили и были!»

Галина Целищева

Большетерёхино - древнейшее русское поселение в Сибири. Оно расположилось на левом берегу сибирской реки Оши. Деревня расположена в 300 м от центрального шоссе, соединяющего районный центр Колосовку (30 км) с городом Тарой (45 км) [10, с. 170].

© Е.А. Девдараидзе, 2017

Память - как мостик, который, образно говоря, соединяет берега прошлого, настоящего и будущего. Пока мы помним, кем были наши предки, будем знать, кто мы. Высоко оценивая роль памяти, Д.С. Лихачев писал: «...Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, ... к их песням и развлечениям. Уважение к могилам предков. Всё это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его родным и друзьям., так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ» [9, с. 256]. Изучение родного сибирского края, занимающего более половины территории России, поможет нам осознать свои корни, свою принадлежность к народу сибирскому, проникнуться нежностью и любовью к родной колыбели.

В 1582 г. были осуществлены поход Ермака и присоединение Сибири к Русскому государству. Через несколько лет после гибели Ермака отрядом князя Андрея Елецкого была основана Тара (1594).

В XVII - XVIII вв. начался трудоемкий процесс заселения края. Заселение области осуществлялось вдоль рек Сибири, в основном, силами поморов и казаков, самой деятельной, мужественной и стойкой частью русского населения. Вслед за казаками шли крестьяне. Открывались новые возможности: возводились пути-дороги, деревни, церкви, строились сооружения через реки, налаживалась русская жизнь в Сибири.

Первыми русскими землепроходцами на территории Омской области осваивалась в основном таёжная зона Среднего Прииртышья и берегов Оши. Это были лучшие благодатные, привольные, с «первозданной природой» земли («дебрь плодовитая»), пригодные для развития земледелия, стойлового животноводства, лесных и рыбных промыслов, ко всему речные, извилистые берега охраняли новопоселенцев от вражеских набегов [6, с. 6].

Быт первых землепроходцев на новых местах был достаточно тяжелым: суровые климатические особенности Сибири в сочетании со стычками с местным населением, а также конфликтами с московскими властями. Всё это привело к формированию особого сибирского характера: недоверчивого, упорного, склонного к самостоятельности. Здесь оказались тщетными попытки помещиков, характерные для Центральной России, распространить торговлю и власть над крестьянами и землей.

В сибирской глубинке всегда ценили человека по умению трудиться, стойко и твердо переносить трудности, по обостренной способности к сопереживанию и взаимовыручке. На некоторых участках близ Тары и по р. Оше сразу рубили избы и основывали деревни. Большинство сибирских поселений начиналось с возникновения «отъезжих мест» и устройства простого жилища. В документах того времени встречаются названия: «дворён-ки», «клетишки», «временные шалаши, полуземлянки с печами или избами, из которых впоследствии вырастали заимки, хутора -однодворки, потом деревни» [13, с. 202].

Новые деревни получили названия по фамилиям их «основателей, переселенцев из самого города и деревень с низовий Оши» [8, с. 119].

Старинная сибирская деревня Больше-терёхино, названная по фамилии сибирского казака, появилась в 1600 г. [14, с. 62]. Кто были эти люди - первооснователи деревни? Одно известно, что это были люди мужественные и смелые, толковые, не лишенные смекалки и житейской мудрости. Умения пахать землю, сеять, разводить скот, строить были унаследованы у дедов и отцов и передавались из поколения в поколение.

С начала XVII в. деревня-поселение (заимка) была малодворной - в один-три двора. Основание небольших деревень («гнезд») в несколько дворов было характерно при заселении русским населением Сибири. Первые землянки, дома строили вдоль реки Оши. Огороды, хозяйственные дворы были обращены к воде. Опасаясь пожара, бани «по-черному» ставили у самой воды. Корчевали лес, к посеву готовили пашни, сеяли хлеба, собирали урожай. К началу XVIII в. Терёхинская деревня выросла до 10 дворов и более. Вместе с тем была проложена сухопутная дорога (большак), которая прилегала к деревне, связывая её с другими населенными пунктами. Она была важна в сельскохозяйственном отношении (заготовка сена, дров, выращивание на продажу овса, зерновых культур, овощей). Близкое расположение к тракту сделали деревню перевалочным пунктом. Здесь проезжие люди всегда находили приют, отдых для себя и лошадей. Многие жители деревни служили на тракте постоянными ямщиками, зарабатывая на

жизнь обслуживанием проезжавших путников, что тоже давало дополнительный доход семье.

В 1701 г. переписчиком Качановым была произведена перепись населения г. Тары и близлежащих деревень с постоянными жителями. В списке деревень с постоянными жителями Тарского воеводства на 1701 г. названо 14 деревень, расположенных на берегах реки Оши. Из них самая западная - деревня Терё-хино. Её, по мнению омского историка А.Д. Колесникова, принято считать старейшим из селений района [6, с. 6]. В архиве Корсин-ского краеведческого музея сохранились следующие демографические данные: «17951800 годов в деревнях: Скатово - 15 дворов, в Большетерёхино - 3 двора (мужчин - 18, женщин - 28 ), Карсино - 9 дворов (мужчин - 32, женщин - 42)» [5].

В XVII в. деревня была нанесена на карту Тарского уезда Тобольской губернии известным сибирским ученым и картографом С.У. Ремезовым, посетившим Тару, татарские юрты и русские деревни дважды (1686-1692). Эта карта была помещена в «Историю сибирскую» [12, с. 17]. Ремезовская летопись сохранилась благодаря её изложению нашим предком, архитектором-самоучкой, тобольским ямщиком и летописцем Иваном Черепановым [3, с. 10].

Первые фамилии села были: Терёхины, Черепановы и другие. Наши предки, обосновавшиеся на берегу реки Оши, богатой рыбой, умели строить добротно и на века.

Деревянные строения XVII в. отличались простотой и строгостью, прагматичностью, равномерностью, строились с деревянным полом, с русскими печами, слюдяными окнами. В условиях изобилия строительного материала (сосны, пихты, лиственницы) дома в Сибири строили крупнее, чем в европейской части России. Нижние ряды стен («венцы») складывали из лиственницы, пихты, жилую часть - из сосны, а отделку элементов дома -из кедра. В отдельных местах этнографы прошлого зафиксировали и целые дома из сибирского кедра [1, с. 61].

Деревня, расположенная на живописных берегах Оши, радовала глаз добротностью и строгостью вековых деревянных домов, обильно украшенных ажурной резьбой по карнизам, наличникам, воротам. В начале XVII в. к дому стали пристраиваться сени («сенцы»).

Это было связано с условиями снежной зимы: бывало, что из-за наметенных за ночь

снегов и сугробов невозможно было открыть наружную дверь. Потому двери в домах открывались внутрь.

В конце XVIII — начале XIX вв. в Сибири начинают возводиться наиболее приемлемые для местного климата жилища — «крестовые» дома. Крестовый дом («крестовик») представлял собой помещение значительных размеров, разделенное внутри крестообразно, двумя капитальными стенами и характеризовался как вершина строительного искусства сибирских старожилов. Появлялись сибирские жилища, новые типы усадеб, адаптированные к Сибири. Сибирский климат способствовал возникновению крытых дворов, связанных с избой. Это обеспечивало прохладу летом и укрытие от снежных заносов - зимой.

Возраст дома - более двухсот лет

При постройке дома сохранились некоторые правила. В старину при постройке избы под кладку (нижний венец) всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матицу третью часть того, что кладут под кладку: ковригу хлеба, немного соли и иконку. Всё привязывали к матице новым полотенцем. При поднятии матицы остаток дня считается праздничным. В жилом доме было запретным прорубать окно или дверь — это могло предвещать смерть хозяина или крупную потерю.

Дома и избы строились из больших брёвен, толщиной не менее 35-40 см. В суровых сибирских условиях наиболее приемлемой была техника рубки избы в «угол», т.е. «в чашу». Общая высота дома равнялась 13-20 рядам-венцам бревен. Подполье сибирского дома было весьма обширное и глубокое, если позволяли почвенные воды. Характерной чертой старожилов является большая сибирская изба, состоящая из двух объединённых в один дом частей с расположенной справа возле

входа за сенями кухней и в дальнем левом от входа, «красном» углу с иконами избы -«божницей». Уронить икону до сих пор считается дурной приметой - «божа обидится».

Если в Европейской части России даже в XIX в. были ещё распространены повсеместно земляные полы, то в Сибири обязательно полы делали дощатыми, подчас даже «двойными». Такие полы имелись даже у бедных крестьян. Соломенные кровли, повсеместно распространенные среди крестьянских построек в России, даже среднего достатка, у сибиряков никогда не встречались. Исключительно только у переселенцев на первых порах или у самых последних лентяев.

Полтора-два века назад крыши крыли без единого гвоздя. Крытые доской крыши домов вплоть до второй половины ХХ в. -важнейший признак сибирского жилища, встречающийся в Сибири.

Декоративное искусство сибиряков было особенным, отличающимся сдержанностью, определенной скупостью в размерах и красочности изображений, строгостью линий. Для них было важно обильно украсить карнизы домов, резные углы стен, ставни, наличники окон, вокруг дома - ажурный резной пояс. «Окна без ставней, что человек -без глаз» - говаривали сибиряки. Многие исследователи отмечали любовь сибиряков к свету, солнцу. Это подтверждается наличием в доме больших окон, их количеством, которое доходило до 8-12 штук, причем при маленьком проёме между окнами. Украшающая резьба окон была «пропильная», прорезная или накладная. При накладной резьбе выпиленный узор набивался или наклеивался на основу. Дом украшали также резным карнизом, галереей с точеными «балясинами», балкончиками с резными перильцами, а на печную трубу сверху ставили ажурный металлический «дымник». Особо любили украшать ворота, но не все полотно, а столбы, карниз крыши ворот. Крыльцо имело резные столбы, ограждения - перильца, точеные «балясины», резную арку входа. Из надворных построек украшались, пожалуй, только амбары. В целом для творчества сибиряков характерны следующие особенности: ясность и уравновешенность композиции; использование элементов декоративного искусства местных народов: геометрические, растительные орнаменты; предпочтение в вышивке красного и синего, зеленого и жёлтого, реже - чёрных

цветов; в резьбе по дереву сквозная резьба сибиряков доходила до кружевной тонкости.

Старинные, искусно срубленные и украшенные резьбой, деревянные дома многое могли рассказать о своих хозяевах: как они были трудолюбивы, предприимчивы и рачительны. Строили такие дома особые зажиточные люди, привыкшие все делать основательно и надолго: Григорий Пахомович Черепанов, братья Яков Тимофеевич и Матвей Тимофеевич Черепановы, Кривосудов Петр Трифонович и др. Черепановский род был одним из старейших терёхинских родов и фамилий, в течение времени семьи Черепановых дали четыре отдельных рода [10].

Братья Черепановы в начале XVII в. занимались ямщицким промыслом, извозом почты, грузов и пассажиров в Тобольской губернии [3, с. 449]. Крестьяне-извозчики участвовали в ямщицком деле, не отвлекаясь от земледельческих занятий. К ямщицкому роду Черепановых принадлежал тобольский ямщик И.Л. Черепанов, автор «Новой Сибирской истории», ок. 1760 г.

Среди них были самоучки, писавшие иконы, оформлявшие гостиные и залы, замечательные мастера по дереву в строительстве и архитектуре. Свидетельством того служат резные узоры на домах, построенных в XIX в. Таких домов в деревне в конце XX в. оставалось всего четыре и один крестовый.

У Черепановых - Дмитрия Григорьевича и Никиты Григорьевича, воевавших в Первой мировой войне стрелками и разведчиками, был красивый, высокий двухэтажный дом с самыми красивыми резными ставнями и карнизами, доставшийся им от родителей. В нем жили две большие, предприимчивые и трудолюбивые семьи.

Братья Черепановы: Дмитрий Григорьевич и Павел Григорьевич. Середина ХХ века

Позднее правая сторона дома по наследству перешла сыну Дмитрия Григорьевича Черепанова и Фёклы Захаровны Машинской -Андрею Дмитриевичу (1927 г.р.), участнику Русско-японской войны 1945 года, прожившему в нем с семьей до своей смерти. Вторая, левая, сторона дома принадлежала семье Черепановых, Анне и Никите Григорьевичу [15].

Основным занятием русского населения было земледелие. По меткому выражению Н. Бердяева, «над русским человеком властвует земля». В XVII в. на сибирских полях сеялась озимая и яровая рожь, пшеница, горох, ячмень, гречиха, овёс, конопля. Они составляли и основу питания, и товарную продукцию. Для этих посевных культур вдоль берегов Оши распахивалась пашня. На вновь разработанных землях хлеб сеяли не более восьми лет подряд, после чего оставляли их на 15 лет. Именно такая разница в годах образования д. Корсино (1585) и д. Большетерёхино (1600). По мере развития собственного земледелия основным продуктом питания становится ржаной хлеб [1, с. 119]. Его пекли из кислого теста, которое в специальной деревянной посуде («квашонка», «дежа») заквашивали чаще всего остатками теста от предыдущей выпечки. Заквашивали, конечно, и дрожжами, пивной или квасной гущей. В ржаной хлеб иногда добавляли ячменную (ячную) муку. В зависимости от сорта муки хлеб делился на ситный и решетный. Пекли хлеб на чисто выметенном поду русской печи в виде круглых ковриг. В неурожайные годы в хлеб добавляли молотую сарану, дикую гречиху («кандык»), а приходилось - рыбную муку и даже мох.

Кроме ржи выращивали ячмень, овес, гречу, горох, полбу. Все эти культуры шли для приготовления муки и дальнейшего использования в пищу в разных кушаньях. Так, из ржи и ячменя, предварительно прорастив его, делали солод, а затем варили пиво. Из пшеницы пекли калачи, тертые и крупчатые (мука крупчатая - «только из самой доброй пшеницы», мука высшего сорта).

Сочетание земледелия, охоты и скотоводства способствовало подъему животноводства. Хлеб производился в достатке, а чаще в избытке.

Наряду с полевым земледелием возникает и приусадебное огородничество. На каждой крестьянской усадьбе XVIII в. «позади дворов» располагались огороды с посадками капусты, моркови, редьки, свеклы, брюквы,

репы, хрена, бобов, укропа, мака, чеснока, тыквы и огурцов. За огородами - конопляники. Из пряностей сеяли мак, мяту, шалфей, анис [3, с. 70]. Получили распространение хмель, табак. Особо значимым для сибиряков стал картофель, который выращивался первоначально жителями на грядках.

Сибирский край приобретает некоторую самостоятельность, в 1685 г. центральная власть России прекращает хлебные поставки. В Большетерёхино у крестьян имелись огромные покосы и большие табуны лошадей. Зажиточные крестьяне имели по 50-70 лошадей, до 40 коров и 100 голов мелкого скота [3, с. 380]. Но было немало и таких крестьян, которые имели 3-4 лошади, 2-3 коровы. Для пастбища у каждого хозяина за усадьбой шла изгородь из 3-4 рядов жердей, в которой оставлять ворота открытыми считалось серьезным проступком, т. к. за изгородью расстилались пашенные и лесные угодья крестьян.

К концу XVIII в. русские крестьяне составляли уже 82 % населения Сибири.

В XIX в. земледелие становится развитой отраслью крестьянского хозяйства, благодаря расширению новых плодородных посевных площадей, а картофель - повсеместной не только огородной, но и полевой сибирской культурой. В середине XIX в. современники констатировали: «Сибиряк на всём Востоке России чувствует себя, как дома».

Бывало, крестьяне терпели неудачи. <Жлеб прозяб», «хлеб водой вымыло», - писали они в челобитных властям. Только упорным трудом, сметливостью и хваткой сибирского крестьянина обеспечивался успех. Сельскохозяйственный опыт освоения Сибири русским населением явился значительным «вкладом в развитие трудовых навыков всего человечества» [3, с. 507].

К началу ХХ в. Сибирский край по-прежнему играл огромную роль в снабжении страны продовольствием. Сибирь оставалась одним из самых крупных в мире районов пушного промысла. В Западной Сибири процент зажиточных крестьян («стодесятников») был намного выше, чем в Центральной России (35-40 %). Это было связано с ростом применения сельскохозяйственных машин и наемной силы. Из всего ввозимого количества машин около 80 % приходилось на Западную Сибирь. Она была обеспечена жатками, молотилками, и сенокосилками, сеялками и веялками. Тем не менее, потребность сельского

хозяйства Западной Сибири в машинах удовлетворялась далеко не полностью. Только зажиточные крестьяне могли использовать в обработке земли дорогостоящие сельскохозяйственные машины. Остальные пользовались сохами, косулями, сабанами. Наряду с применением машин в Сибири зарождалась и развивалась агрономия. Зажиточные крестьяне, располагающие денежными средствами, имели больше возможностей для введения новшеств агротехники. Естественно, урожайность у них была выше, чем у бедных крестьян. Основными арендаторами и нанимателями являлись зажиточные старожилы. Одним из источников пополнения наемной рабочей силы, обусловившим своеобразие Сибири, были ссыльные новопоселенцы.

В начале ХХ в. в Сибири четко определилась торговая специализация: зерно, масло, и мясо. Существовала целая сеть маслодельных заводов и артелей. Более 80 % вывозимого сибирского масла шло за границу, остальное сбывалось в Европейской России и Сибири. Сибирское масло фактически завоевало общеевропейский рынок. В 1896 г. сибирское масло составляло 8,7 % экспорта масла из России, а в начале ХХ в. - уже 93,8 %. В 1897 г. в Западной Сибири был 51 маслодельный завод, а в 1900 г. - 275 заводов [4, с. 203, 211]. Большая часть машин из капиталистических стран Западной Европы и США поступала в Сибирь. Главными поставщиками молока являлись зажиточные крестьяне.

Крестьянство Сибири испытало грубое насильственное вмешательство в годы гражданской войны 1918-1921 гг. Линия раскола прошла крайне противоречиво: между зажиточными и не очень, между старожилами и переселенцами, внутри крестьянского мира, и почти везде между казаками и крестьянами. И те, и другие защищали интересы «своей» Сибири. Сибирский характер не смог смириться с насилием и ответил массовыми восстаниями [1, с. 336]. По тракту: «Лоскуто-во - Корсино» прошлись колчаковцы. Многие крестьяне метались, как шолоховский Григорий Мелехов, служили то у белогвардейцев, то у красногвардейцев. Отвоевав, вернулись к мирному крестьянскому труду.

В первые годы нэпа количество колхозов и артелей по Омской области сократилось. Возрождаются основные традиции общинной жизни, в сельской местности развивается культура, ширится движение за полную грамотность населения. Обретя некоторое спокойствие, сибирская деревня пережила непродолжительный подъём в 1920-е гг. Крестьяне активно втягиваются в рыночные отношения. Развивается кооперация, возникают добровольные товарищества по обработке земли, коммуны. Но наиболее быстро идут процессы развития крепких единоличных хозяйств. После посещения Западной Сибири И.В. Сталин принял решение о переходе к коллективизации.

«С 1924 года стали создаваться товарищества по совместной обработке земли, так называемые ТОЗЫ. Впервые такое товарищество в Корсинском округе возникло в Больше-терёхино. Зимой 1929-1930 гг. деревня переживала большой политический подъем, повсеместно проходили бурные собрания крестьян с обсуждением вопросов коллективизации. 30-е годы в Советском Союзе - время массовой коллективизации. Колхозы создавались повсюду. На 1 февраля 1930 года в Омском округе было коллективизировано 29 % крестьянских хозяйств» [5].

В 1929 г. в Корсинском округе первый колхоз возник в Большетерёхино с названием «Страна Советов». По словам Степаниды Александровны Мезениной, одними из первых в деревне, вступившими в колхоз, были Афанасий Яковлевич Черепанов, Клавдия Дмитриевна Шатова и Иван Дмитриевич Черепанов. «В 1930 году в Корсинском округе на 1 января 1933 года колхоз объединял 100 хозяйств, 378 человек членов колхоза. Так в Корсино почти 2 года существовало 2 колхоза» [4].

Сплошная коллективизация явилась труднейшей задачей для социалистического строительства [4. Т. 4, с. 119]. За счет крестьянства в стране росли индустриализация и военный потенциал. Крестьянство же проживало нелегкое время, трудилось с помощью примитивных орудий, используя в своей работе быков и лошадей. Но, несмотря на массовое раскрестьянивание, репрессии против цвета сибирского крестьянства в 1930-е гг., деревня выстояла.

Все трудности были усилены ошибками, допущенными в организации колхозов, отрицательно сказалась на развитии колхозов гигантомания, попытка создать колхозы-гиганты, куда входили несколько селений, разбросанных на больших территориях. Особенно пагубно на колхозном движении сказалось принудительное обобществление коров

и мелкого скота. С 1932 г. на крестьянские семьи были наложены «оброки» и обязательства в обязательном порядке сдавать государству по низким ценам сельскохозяйственную продукцию. Причем объем продукции с годами возрастал.

В 1941 г. работа колхоза в деревне Большетерёхино была прервана Великой Отечественной войной. Деревня была обескровлена: война забрала самых сильных и здоровых мужчин, какая-никакая техника и лошади были мобилизованы на фронт. И, как следствие, уменьшилась площадь посевных, сократилось поголовье скота и семенной фонд. Вся крестьянская работа легла на плечи оставшихся в деревне женщин, стариков и детей. Им пришлось выполнять доведённые до колхоза планы по сбору зерна, продукции животноводства и полеводства. Всем большетерёхинским подросткам в военные годы, в четырнадцать лет, только вступившим в комсомол, приходилось выполнять тяжёлую, часто мужскую работу. Сельскохозяйственные работы проводились круглый год. С весны по осень - на полях, покосах и на току, зимой - на животноводческих фермах и лесозаготовках. Девушки с раннего возраста вместо ушедших на войну отцов научились выполнять мужскую работу, ловко управлять лошадьми, косили, убирали урожай, возили сено, дрова на коровах и быках, нередко вручную.

«Конец войне!» - эта радостная новость «со слезами на глазах» о победе 9 мая 1945 г. застала жителей деревни в обычный рабочий день на пахотном поле, которое после так и назовут «Победа».

Много дней стоял рёв над деревней. Почти в каждом втором доме оплакивали не вернувшихся с войны мужей, сыновей и братьев. В длинном списке погибших земляков на обелиске в соседней деревне Корсино много фамилий (более двадцати) большетерёхинских мужчин. Жизнь в деревне после 9 мая нисколько не отличалась от военной. Ушло напряжение, но послевоенная жизнь людей была не сладкой. Тот же непомерный труд от зари до зари, скудное питание, отсутствие достатка и одежды. Основным источником доходов было своё приусадебное хозяйство, которое крестьяне вынуждены активно развивать. Только надежда, которая теплилась в каждом сердце, и вера в лучшую, счастливую и сытую жизнь принуждала впрягаться и «рвать жилы» в крестьянском труде.

В 1947-1948 гг. размер обязательных поставок сельскохозяйственной продукции (мяса, овощей, молока, яиц, шерсти и овчины) увеличивался четырежды. Подростки 1927-1930 гг. рождения подорвали своё здоровье, работая по 14-16 часов в сутки: мало кто из них дожил после войны до 60-70 лет.

Благодаря непрестанному труду, стойкости, терпению, развитому чувству товарищества, мужеству и выдержке населения, жизнь постепенно налаживалась, восстанавливалось хозяйство. Почти в два раза выросли посевные площади. Сибирь стала одной из крупнейших зерновых баз страны.

В 1950 г. началось укрупнение колхозов, наметился некоторый подъём хозяйства, затем наступила стабильная жизнь села до 1976 г. Большетерёхинский колхоз: «Страна Советов» вместе с колхозом «Знамя Ильича» (д. Хапилина) был присоединён к корсинско-му колхозу «Серп и молот». Деревня процветала, благодаря славным, трудолюбивым её жителям.

Достопримечательностью и гордостью деревни были молокозавод, сливкоотделение и маслобойка, стоявшие в центре. На молокозаводе работали в разные годы: Семен Филиппович Черепанов, Иван Васильевич Черепанов (малый), Екатерина Васильевна Сарина, Клавдия Филипповна Дёмина, Александр Дмитриевич Черепанов. Сюда приезжали из других деревень, чтобы получить масло.

Большетерёхино в 1970-е годы

С 1976 г. продолжилась политика государства по укрупнению колхозов и сокращению «неперспективных» деревень. Это укрупнение колхозов стало началом гибели деревни. Большетерёхинский колхоз «Страна Советов», расположенный на территории «неперспективной деревни» Корсино, был соединён с

бражниковским колхозом «Заря» в пользу Бражниково.

В семидесятые годы в Большетерёхино была закрыта начальная школа. В перестроечные и девяностые - были разрушены последние сельскохозяйственные фермы, маслобойка, заброшены пашни и поля, закрыт клуб. Люди оказались брошенными на произвол судьбы. В поисках работы, в заботах о воспитании и образовании детей, люди были вынуждены уехать кто в соседнюю деревню Кор-сино, кто в Тару и Колосовку, где были работа и школа для детей. Опустели дома с резными воротами и ставнями, опустели дворы, заросли поля, обмелела речка. Многие опустевшие дома были проданы и вывезены в соседние населенные пункты.

В настоящее время от когда-то многолюдной, цветущей и богатой деревни Больше-терёхино остались только воспоминания ее уроженцев и старожилов. Сегодня деревня, хотя и живет еще, но в ней всего пять жилых домов, в которых постоянно проживают около двадцати человек. Привлекает внимание обилием скворечников лишь «маленькая, с покосившимися ставнями избушка. Xозяином необычного жилого комплекса для птиц является пенсионер В.Т. Алексеев. «Со строительным материалом проблем нет: на заброшенных усадьбах старых деревянных заборов много» [11, с. 4]. За последние пять-шесть лет он сделал и развесил по деревне больше 40 мини-домиков для птиц. Если бы так же легко можно было завлечь людей!

41 6 лет - это очень большой срок, но, кажется, если бы и сейчас пришлось выбирать место для поселения, лучшего и придумать нельзя. А место деревни действительно замечательное: высокое, на восхитительном изгибе Оши. Рядом - дорога на г. Тару, а за дорогой простор полей, лугов, лесов со всеми богатствами: родниками, ягодами и грибами, всяким зверьем, рыбой и птицей. Кажется, живи да радуйся. Но лихие времена разорили родные «гнезда», строившиеся веками, а птенцы, когда-то вылетевшие из них, мечтают вновь вернуться в свои родные, любимые, благодатные места, исхоженные пешком их предками. Лишь в Святую Троицу память большетерё-хинцев заставляет вернуться в деревню, на кладбище помянуть добрым словом родных односельчан, пройтись по родным улицам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Красноярск : РИО КГПУ, 2003.
2. История Сибири с древнейших времён до наших дней: в 5 т. Т. 2. Ленинград : Наука, 1968.
3. История Сибири с древнейших времён до наших дней: в 5-ти т. Т. 3. Ленинград : Наука, 1968.
4. История сибирского села Корсино (рукопись) / Р. А. Фомина.
5. Колесников А. Начало заселения Колосов-ского района // Нов. вымпел. 2002. 20 июля. С. 6.
6. Колесников А.Д. Омская пашня. Омск,
1999.
7. Колесников А.Д. Оша - начальный район земледелия // Омский и Тарский уезды в топографическом, историческом и экономическом описании. Омск, 2002. С. 119.
8. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. 256 с.
9. Мосин А.Г. Словарь уральских фамилий. Екатеринбург, 2000.
10. Оша // Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 2. Омск, 2010. С. 170.
11. Парахонько Г. Крайние точки. Новый вымпел. 2016, март.
12. Петрова Т.А. «Летопись Сибирская. Тобольского ямщика Ивана Черепанова 1760» в аспекте лингвистического источниковедения: дис. ... д-ра наук. Челябинск, 2009. 230 с.
13. Сигутов П. Т. О датировке сёл Сибирского края // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. № 3. Омск, 1994. С. 202.
14. Список населенных мест сибирского края. Том 1 Округа Юго-Западной Сибири. Новосибирск, 1928. С. 62.
15. Щелыгина С.А. Рукопись о людях Большетерёхино.

REFERENCES

1. Andyusev B.E. Sibirskoe kraevedenie. Krasnoyarsk : RIO KGPU, 2003.
2. Istoriya Sibiri s drevneyshih vremen do nashih dney: v 5 t. T. 2. Leningrad : Nauka, 1968.
3. Istoriya Sibiri s drevneyshih vremen do nashih dney: v 5-ti t. T. 3. Leningrad : Nauka, 1968.
4. Istoriya sibirskogo sela Korsino (rukopis&) / R.A. Fomina.
5. Kolesnikov A. Nachalo zaseleniya Kolosov-skogo rayona // Nov. vympel. 2002. 20 iyulya. S. 6.
6. Kolesnikov A.D. Omskaya pashnya. Omsk,
1999.
7. Kolesnikov A.D. Osha - nachal&nyy rayon zemledeliya // Omskiy i Tarskiy uezdy v topograficheskom, istoricheskom i ekonomicheskom opisanii. Omsk, 2002. S. 119.
8. Lihachev D.S. Zemlya rodnaya. M., 1983. 256 s.
9. Mosin A.G. Slovar& Ural&skih familiy. Ekaterinburg, 2000.
10. Osha // Entsiklopediya Omskoy oblasti: v 2 t. T. 2. Omsk, 2010. S. 170.
11.Parahon&ko G. Kraynie tochki. Novyy vympel. 2016, mart.
12. Petrova T.A. «Letopis& Sibirskaya. Tobol&skogo yamschika Ivana Cherepanova 1760» v aspekte lingvisticheskogo istochnikovedeniya: dis. ... d-ra nauk. Chelyabinsk, 2009. 230 s.
13. Sigutov P. T. O datirovke sel Sibirskogo kraya // Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya. № 3. Omsk, 1994. S. 202.
14. Spisok naselennyh mest sibirskogo kraya. Tom 1 Okruga Yugo-Zapadnoy Sibiri. Novosibirsk, 1928. S. 62.
15. Schelygina S.A. Rukopis& o lyudyah Bol&sheterehino.

Девдараидзе Екатерина Анатольевна - кандидат философских наук, заведующая сектором научной библиотеки. Омский государственный университет путей сообщения; e-mail: Devdari@mail.ru

Devdaraidze Ekaterina Anatolyevna - Cand. Sc. {Philosophy}, Head of the Library Scientific Sector. Omsk State Transport University; e-mail: Devdari@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2016 г.

СИБИРЬ siberia ДЕРЕВНЯ БОЛЬШЕТЕРЁХИНО the village bol'sheterehino ИСТОРИЯ РОССИИ russian history
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты