Спросить
Войти

Исторические работы Кондратия Белова: лики революции и гражданской войны

Автор: указан в статье

УДК 94 (47). 75.044 ГРНТИ 18.31.09

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КОНДРАТИЯ БЕЛОВА: ЛИКИ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Л.М. Олещенко

Омский музей Кондратия Белова

Россия, 644010, г. Омск, ул. Валиханова, 10; e-mail: k.belov@mail.ru

Представлено собрание произведений Кондратия Петровича Белова, посвященных революции и Гражданской войне. Они обращены к малоизвестным страницам истории Сибири и имеют большое образовательное и воспитательное значение, пробуждают интерес к исследованию малоизвестных страниц истории Сибири, Омска и биографий незаурядных людей: вождей красного и белого движения, большевиков, анархистов, интернационалистов, партизан и многих других: тех, чьи имена прочно вошли в историю, и тех, кого историческая наука возвращает из небытия.

Белов.

K.P. BELOV&S HISTORICAL WORKS: FACES OF THE REVOLUTION AND THE CIVIL WAR

L.M. Oleschenko Belov Omsk Museum

Russia, 644010, Omsk, ul.Valihanova 10; k.belov@mail.ru

The author analyzes the works of K. Belov, dedicated to the Revolution and the Civil war. These works are addressed to the unknown pages of the Siberian history and have a great educational value. They arouse interest for research the unknown history pages of Siberia, Omsk and biographies of remarkable people: leaders of red and white movements, Bolshevists, Anarchists, Internationalists, guerrillas and others (those, whose names went down in history and those, who history made alive).

Кондратий Петрович Белов в основном известен как мастер пейзажа, однако в его художественном наследии особое место занимают произведения, посвящённые революции и Гражданской войне (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке). Как правило, картины выполнены в технике гуаши на бумаге. Некоторые из них были воспроизведены в большем размере в технике масляной живописи на холсте.

Большинство работ на тему революции и Гражданской войны было создано К.П. Беловым в 1950-1960-е годы, когда авторитет коммунистической партии в массах был непререкаем, а празднование пролетарских праздников и юбилейных дат проходило с невероятным размахом. В эти годы К.П. Беловым созданы произведения, многие из которых экспонировались на областных и республиканских выставках,

© Л.М. Олещенко, 2017_

посвящённых этим событиям. Работы написаны в реалистической манере без идеологической доминанты. Однако их тематика вполне устраивала организаторов выставок, возможно, потому, что в названиях работ, изображающих противников советской власти, присутствуют слова: крах, разгром, пленение...

Как отмечала журналист и сотрудник музея Л. Шорохова, картины исторической серии при жизни Кондратия Петровича были очень востребованы, однако после событий 90-х годов «художественная летопись гражданской войны в Сибири осела в музейных запасниках» [1].

И только в 2006 г. на выставке, посвя-щённой 15-летию музея, в его залах были представлены эскизы к историческим картинам художника. Год спустя, в 2007 г., в музее были выставлены эскизы и картины по этим

эскизам, позволившие получить полное представление обо всей серии.

После этих выставок только некоторые произведения исторической серии продолжали и продолжают экспонироваться. Очевидно, что накануне 100-летия Октябрьской революции и в дальнейшем, к этим событиям и их героям будет привлечено внимание историков, политиков, публицистов, культурологов и всех тех, кому небезразлична история страны.

Однако также очевидно, что водораздел между «белыми» и «красными» ещё долго будет проходить через сознание многих людей, сохранивших генетическую память о том времени. В этом контексте актуальными становятся те произведения искусства, в которых воссоздаётся правда жизни без категорических оценок, а событие предстаёт как объективная данность.

Белов в своих работах беспристрастен. Каждая его картина - зримый образ краткого эпизода из массы грандиозных событий начала ХХ века. В них он избегает изображения масштабных действий, ему чужд героический пафос. События приближены к зрителю так, как если бы художник смотрел на них как сторонний наблюдатель, которого он часто изображает в своих композициях на переднем плане.

Графические работы Белова зачастую воспринимаются как иллюстрации к исторической книге, которая пишется и переписывается, дополняется новыми фактами, именами. Техника гуаши позволяла художнику работать на относительно небольшом формате, широкими мазками, не вдаваясь в детали, выделять главное, создавать общий настрой.

Конечно же, обращение к исторической теме у Белова не было случайным. Он сам свидетель и участник многих событий того времени: четыре месяца провёл в армии Колчака, затем перешёл к партизанам, служил в Красной Армии, откуда и был направлен в годичную художественную студию, определившую его творческую судьбу. Однако интерес к истории художник сохранил на всю жизнь. Сам Кондратий Петрович в одном из интервью говорил: «Память - такая штука, только зацепишь ниточку - и она поведёт тебя. И то, чему я оказался свидетелем, о чём слышал, прочитал, узнал, повернулось иной гранью - потребностью рассказать людям об исторических событиях гражданской войны, о её героях, о том, как революция расколола

мир, определила его полюса. Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему» [2].

Современному зрителю, особенно молодому, мало знакомому с историей, эти картины нельзя рассматривать так же, как пейзажи художника, где не требуется каких-либо пояснений, кроме подписи под картиной. Исторические работы Белова требуют иного прочтения. За внешней стороной сюжетов лежат события, действия людей, повлиявшие на судьбу страны, без знания и понимания которых невозможно адекватное восприятие не только картин, но и современных проблем общества, корни которых уходят в прошлое.

В исторической серии работ Кондратия Белова присутствует несколько подходов к изображаемому. В некоторых работах он обращает внимание на событие как на действие масс людей, в него вовлечённых: «Последние из Антанты» (1953), «Вступление Красной Армии в Омск в 1919 г. по ул. Банной» (1954), «Куломзинское восстание» (1958), «Митинг 1917 г. в Омске» (1968). В других он делает акцент на конкретной ситуации, в которой действуют люди, этими массами управлявшие: «Интернациональный отряд 1918 г. (Карой Лигети)» (1968), «Последний поход Каланда-ришвили» (1968), «И.Я. Строд в Якутской тайге» (1968), «Допрос генералов (Тухачевский)» (1962), «Колчак в иркутской тюрьме.1920 г.» (1958). «Ф. Дзержинский в Омске в 1922 г.» (1966). Некоторые работы содержат исторический подтекст, без прямого изображения события: «Корабли Вострецова С.С. (подавление белого мятежа в Якутии в 1923 г.)» (1967), «По следам банды Бочкарёва» (1958).

При описании работ «Сибириады» К. Белова, искусствовед Л.П. Елфимов замечал, что её темы «малоизвестны, как малоизвестна и история Сибири» [3]. Это так, и исследование этой темы требует продолжения, тем более, что К. Белов создал зримые образы событий и людей, надолго запечатлевающиеся в памяти, вызывающие интерес.

Так, картина «Митинг 1917 года в Омске» (1969) представляет зрителю один из эпизодов городской жизни осени 1917 года, когда значительно активизировалось забастовочное движение рабочих, стали раздаваться призывы к революции (рис. 1). На переднем плане разношерстная толпа. Справа на трибуне оратор.

Красный флаг свидетельствует о его политической принадлежности к большевикам. Несмотря на то что фигуры людей написаны обобщённо, их социальный статус прочитывается: здесь служащие, студенты, офицеры, солдаты, вернувшиеся с войны, мужчины и женщины. И только в нескольких фигурах можно узнать рабочих. Они по-разному воспринимают слова оратора: кто-то внимательно слушает, кто-то равнодушно проходит мимо. Кажется, что ничто не изменится под этим светлым небом с белыми облаками, а оратор на трибуне со своими товарищами вносит временный диссонанс, который никак не повлияет на спокойную жизнь горожан. Действие разворачивается на фоне величественного Успенского собора, как бы противостоящего всему суетному, преходящему. Однако персонажи толпы через их отношение к происходящему рождают у зрителя ощущение надвигающейся смуты, которая начинает проникать в социальную среду провинциального сибирского города.

Герои исторических картин Белова - это те, кто творил историю вне зависимости от оценок их роли в судьбе России: В. Ленин, Ф. Дзержинский, М. Тухачевский, К. Лигети, Н. Каландаришвили, Я. Строд, А. Колчак, Р. Унгерн... Все они служили России так, как понимали своё предназначение. Имена многих связаны с Омском. Их судьбы в большинстве трагичны.

На картине «Интернациональный отряд» (1968) изображены идущие по омской улице на борьбу с белочехами интернационалисты во главе с венгерским революционером и поэтом Кароем Лигети, поддержавшим советскую власть, ставший большевиком. Он возглавил венгерскую парторганизацию, редактировал газету «Форрадалом» («Революция»), сформировал из пленных отряд (рис. 2).

. Омытая дождём улица, грозовые облака, контрасты света, развевающееся на ветру красное знамя создают напряжённую атмосферу. Фигура Лигети несколько отдалена от идущих за ним воинов, и только поэтому можно судить, что это именно он. Черты лица слабо прописаны, но в данном формате это не столь важно. Важно, что это было.

Известно, что отряд разгромили колчаковцы, раненого Лигети захватили в плен и в 1919 г. расстреляли в омской тюрьме. Но на картине К. Белова Карой Лигети живёт. Молодой, 28-летний, ведёт за собой отряд, верит в светлое будущее Красной Венгрии и Советской России.

В работе: «Н.А. Каландаришвили. Последний патрон». (1958) Белов создаёт романтический образ легендарного партизана Сибири Нестора Каландаришвили. Этот незаурядный человек стал легендарной личностью, овеянной множеством слухов, невероятных домыслов. И трудно уже отделить правду от вымысла. Его называли грозой помещиков на Кавказе, террористом, готовившим покушение на иркутского генерал-губернатора, политкаторжанином, бывшим «в авторитете» у сибирских воров, атаманом иркутских анархистов. В 1921 г. он стал членом партии большевиков РКП(б).

Он известен как основатель Корейской революционной армии, ставшей прообразом Корейской народной армии, и как герой советского кинобоевика «Сибирский дед», снятого в 1973 г. на киностудии «Грузия-фильм».

В январе 1922 г. с отрядом Нестор Ка-ландаришвили выехал на ликвидацию якутских повстанцев, попал в засаду и был убит недалеко от Якутска.

Белов по-своему интерпретирует последние минуты его жизни: стоя на высоком берегу реки с маузером в руке, Нестор всматривается вдаль, наблюдая разгром своего отряда. Рядом с ним красноармеец с винтовкой, во взгляде которого тревога, осознание неизбежности трагической развязки. Эта работа была воспроизведена в картине, написанной маслом на холсте большого формата (120х160) в 1960 г. (рис. 3).

Привлекала Белова и личность И. Стро-да (1894-1937) - советского военачальника, участника Первой мировой войны и Гражданской войны в Сибири, анархиста, сторонника большевиков, репрессированного и расстрелянного в 1937 г.

В декабре 1921 г. Реввоенсовет 5-й армии направил И. Строда в Якутск, назначив начальником головного эшелона 2-го Северного отряда командующего вооружёнными силами Якутской губернии и Северного края Н.А. Каландаришвили. После его гибели И. Строд принял командование отрядом. Его талант как боевого командира и искусного мастера таёжных боёв наиболее ярко проявился в борьбе с дружиной генерала Пепеляева. Небольшой сводный отряд И. Строда, неся большие потери

Рис. 1. Белов К.П. Митинг 1917 г. (канун Октября) в Омске. 1969 г. Б., гуашь. 60х80. Омский музей Кондратия Белова

Рис. 2. Белов К.П. Интернациональный отряд 1918 г. (Карой Лигети). 1968 г. Б., гуашь. 60х80. Омский музей Кондратия Белова

Рис. 4. И.Я. Строд в якутской тайге. 1958 г. 34 Б., гуашь. 60х80. Омский музей Кондратия Белова

Рис. 6. Дружина Святого Креста.1966 г. Б., гуашь. 60х80. Омский музей Кондратия Белова 35

Рис. 7. Пленение барона Унгерна. 1958 г. Б., гуашь. 60х80. Омский музей Кондратия Белова

Рис. 8. По следам банды Бочкарёва. 1958 г. Б., гуашь. 50х80. Омский музей Кондратия Белова

в людях, испытывая острый недостаток продуктов, воды, медикаментов неподалёку от слободы Амга выдержал беспримерную по героизму и стойкости 18-дневную осаду, вошедшую в историю Красной Армии под названием «Ледяная осада в Амге» [4]. Этим событиям была посвящена книга воспоминаний И. Строда «В якутской тайге», изданная в 1930 г. И. Строду посвящена картина К. Белова с аналогичным названием.

На картине «И.Я. Строд в Якутской тайге» изображена встреча боевого командира с якутом, с которым он ведёт мирную беседу в ожидании подходящего отряда, который еле заметен справа и почти сливается с природой (рис. 4). Величественные скалы на втором плане, светлый колорит картины передают мощь и спокойствие северной природы, в гармонии с которой живёт местное население. Кажется, ничто не предвещает грозных событий. Но сюда, в заснеженный край, тихо движется конный отряд. Скоро в бой.

Белов всегда стремился к документальной точности в отражении реальных событий. Можно только удивляться его знанию кажущихся незначительными сюжетов. Это в полной мере относится к его работе «Ф. Дзержинский в Омске в 1922 г.» (1966).

Белов скупыми графическими средствами показывает стремительно идущего вдоль железнодорожного пути наркома (рис. 5). Его сопровождает красногвардеец. Дзержинский о чём-то говорит с находящимся рядом человеком в форме с погонами, возможно, начальником станции. Чистый белый снег контрастирует с небом, полностью закрытым клубящимися облаками, которые, как и паровозные дымы, движутся по одному с людьми направлению, придавая всему листу экспрессию.

Известно, что Ф. Дзержинский уделял много внимания конкретной работе, выездам на места, живому общению с людьми. Только находясь на месте, видя реальную обстановку, погружаясь в дела специалистов, общаясь с рабочими, считал он, можно понять, что от тебя требуется, какие принять меры. Будучи Наркомом путей сообщения, он в своём штабном вагоне объездил всю Западную Сибирь. В одном из писем из Омска - Николаевска 20 февраля 1922 г. он пишет: «Я пришел к неопровержимому выводу, что главная работа не в Москве, а на местах». В другом письме из Омска 7 февраля 1922 г. Ф.Э. Дзержинский замечает: «Этот месяц моего пребывания и работы в Сибири научил меня больше, чем весь предыдущий год, и я внес в ЦК ряд предложений» [5]. Деятельная натура, твёрдый характер, вера в идеалы революции Дзержинского не могли не привлечь к нему внимание художника.

Образ Верховного правителя России А. Колчака предстаёт в произведениях: «Дружина Святого Креста» (1966), « Предварительный арест Колчака. На станции Тайга перед передачей чехам» (1966), «Колчак в Иркутской тюрьме» (1958) и других. Картина «Дружина Святого Креста» (1966) иллюстрирует ещё одну трагическую страницу нашей истории.

В начале сентября 1919 г. для борьбы с большевиками в Сибири стали формировать добровольческие дружины Святого Креста, каждая из которых представляла собой воинскую часть и религиозное братство. С октября 1919 г. эти формирования оказывали упорное сопротивление частям Красной Армии. Белов так описывает в своих воспоминаниях молебен перед отправкой дружины на фронт: «В августе-сентябре 1919 года началась запись добровольцев. Архиепископ Омский и Тобольский призвал священников, бежавших от большевиков снять сан пастырский и взять в руки меч, карающий антихриста. В Казачьем соборе служили молебны о здравии и спасении христолюбивого воинства.

Была сформирована дружина Святого Креста. После торжественного молебна священнослужители, одетые в английскую форму, с винтовками в руках, выстроились на базарной площади. Архиепископ благословил их на ратный подвиг, на крестовый поход. Колчак, окружённый представителями Антанты, медленно шёл вдоль строя. Выглядел он усталым и недовольным, будто предчувствовал, что поход закончится плохо. Действительно, под селом Седельниково дружина Святого Креста, нарвавшись на партизанский отряд Дьякова, наголову была разбита» [6].

На картине изображён один из молебнов, на котором присутствует Колчак вместе со своей гражданской женой А. Тимиревой. Голова его наклонена, черты лица заострены, взгляд исподлобья придаёт его облику зловещий характер. Он мрачен, отстранён от происходящего, как будто понимает бесперспективность этого предприятия, осознаёт свою

причастность к его неизбежному провалу (рис. 6).

В книге почетных гостей музея в 1994 г. А. Солженицын сделал запись: «Кондратий Петрович Белов сумел передать в своих картинах с глубоким чувством и любовь к Сибири, и - что почти невероятно в советских условиях - отразил с благородством и память о А.В. Колчаке... ».

Картина «Пленение барона Унгерна» (1958) представляет зрителю видного деятеля Белого движения на Дальнем Востоке барона Романа Фёдоровича фон Унгерна-Штернберга (1886-1921), оставившего в истории значительный след (рис. 7). Благодаря барону с его полным пренебрежением к опасности, увлёкшему в поход на Ургу (с 1924 г. - Улан-Батор) горстку казаков и солдат, сегодняшняя Монголия является независимым от Китая государством.

Сохранилось несколько версий его ареста, на основании которых сделана реконструкция этого события. Утром 19 августа 1921 г. Унгерн встретил монгольский дивизион. Барон попробовал склонить его на свою сторону. Однако монголы не хотели продолжать борьбу, и, чтобы выйти из неё, командир дивизиона Бишерельту-гун Сундуй с подчинёнными связали Унгерна и повезли его к белым (монголы считали, что пуля не берёт барона) [7].

На картине видим связанного, одетого в монгольский халат барона, мрачно бредущего по степи в сторону уходящих белых в сопровождении конных и пеших монголов. Напряжённый колорит, небо с клубящимися облаками передают тревожное чувство, охватившее Унгерна в этом походе в неизвестность. Вскоре захваченный красными барон после показательного судебного процесса в Новониколаевске (современный Новосибирск) был расстрелян.

На небольшом полотне «По следам банды Бочкарева» (1958) изображён красноармейский отряд, двигающийся на оленьих упряжках по глубокому снегу для сражения с белогвардейцами и бандитами, обосновавшимися в колымском посёлке Гижига. Это событие вошло в историю Гражданской войны. Однако на переднем плане картины зритель видит только стремительно несущуюся оленью

упряжку и трёх человек на санях, один из которых - местный житель, управляющий оленями, двое других - красноармейцы с винтовками. Сияющий в лучах солнца снег, бесконечные просторы заднего плана, люди на санях. Всё рождает ощущение почти весёлой гонки, если не знать того, что будет в конце пути (рис. 8).

... Осенью 1921 г. к пристани посёлка Ола подошли два парохода. С них высыпали на берег люди в чёрных офицерских мундирах, украшенных нашивками из черепа и костей. Это была «армия» есаула Бочкарева. Он пришёл со своим отрядом из Охотска. Бочкарёвцы захватили почту, земскую управу, милицию и провозгласили белогвардейскую власть.

Они расстреляли несколько человек по подозрению в большевизме и торжественно водрузили царский флаг. Затем Бочкарёв ограбил Олу, забрал все запасы пушнины, спирта и денег и уехал дальше к Гижиге.

Банда белогвардейцев устраивала беспорядки, вплоть до весны 1923 г. Однажды вечером в Гижигу вошёл пулемётный партизанский отряд, двигавшийся с Камчатки. Красноармейцам под командованием Григория Чубарова пришлось пройти 2 тысячи километров в суровых зимних условиях. С отрядом шли местные партизаны-тунгусы и камчадалы из Наяхана. Ночью они окружили бочкарёв-цев, которые забаррикадировались в избах и отстреливались из пулемётов. Лишь после штыковой атаки партизаны овладели избами. В одной из них они захватили Бочкарёва, взяв его живым [8].

Значение исторических картин К. Белова в том, что они, помимо того, что имеют художественную ценность, дают посыл к исследованию малоизвестных страниц истории Сибири, Омска и биографий незаурядных людей: вождей красного и белого движения, большевиков, анархистов, интернационалистов, партизан и многих других: тех, чьи имена прочно вошли в историю, и тех, кого историческая наука возвращает из небытия.

Исторические работы Белова - хорошая база для образовательной и научной работы со школьниками, студентами в музее: тематических экскурсий, курсовых и дипломных работ, конференций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Шорохова Л. Кондратий Белов. Сибирские хроники. Эскизы. Вступительная статья к каталогу выставки, посвящ. 15-летию музея К.П. Белова. Омск, 2006.
2. Кондратий Белов: альбом-монография. Омск, 1996. С. 27.
3. Елфимов Л.П. Грани мастерства // Кондратий Белов: альбом-монография. Омск, 1996.С. 27.
4. Строд Иван Яковлевич: Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Строд,_Иван_Яковлевич (дата обращения: 17.11.2016).
5. Сидоренко А.Г. Ф.Э. Дзержинский - строитель новой экономики России [Электронный ресурс]. URL: http://www.specnaz.ru/artide/7n97 (дата обращения: 19.11.2016).
6. Белов К.П. О моей жизни. Омск, 2005.
7. Кузьмин С.Л. История барона Унгерна. Опыт реконструкции. М.: Изд-во научных изданий КМК, 2011. С. 277-288.
9. Колымский поселок Гижига был освобожден от банды Бочкарёва 93 года назад [Электронный ресурс]. URL: http://magadanmedia.ru/news/society/ 10.04.2015/431279/kolimskiy-poselok-gizhiga-bil-osvobozhden-ot-bandi-bochkareva-92-goda-nazad.html (дата обращения 27.05. 2017).

Олещенко Людмила Михайловна - кандидат исторических наук доцент, научный сотрудник Омского музея Кондратия Белова; e-mail: ludmila4848@bk.ru

1. Shorohova L. Kondratiy Belov. Sibirskie hroniki. Eskizy. Vstupitel&naya stat&ya k katalogu vystavki, posvyasch. 15-letiyu muzeya K.P. Belova. Omsk, 2006.
2. Kondratiy Belov: al&bom-monografiya. Omsk, 1996. S. 27.
3. Elfimov L.P. Grani masterstva // Kondratiy Belov: al&bom-monografiya. Omsk, 1996.S. 27.
4. Strod Ivan Yakovlevich: Vikipediya [Elektronny resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Strod,_Ivan_Jakovlevich (data obrascheniya: 17.11.2016).
5. Sidorenko A.G. F.Ye. Dzerzhinskiy - stroitel& novoy ekonomiki Rossii [Elektronny resurs]. URL: http://www.specnaz.ru/article/71197 (data obrascheniya: 19.11.2016).
6. Belov K.P. O moey zhizni. Omsk, 2005.
7. Kuz&min S.L. Istoriya barona Ungerna. Opyt rekonstruktsii. M.: Izd-vo nauchnyh izdaniy KMK, 2011. S. 277-288.
9. Kolymskiy poselok Gizhiga byl osvobozhden ot bandy Bochkaryova 93 goda nazad [Elektronny resurs]. URL: http://magadanmedia.ru/news/society/ 10.04.2015/431279/kolimskiy-poselok-gizhiga-bil-osvobozhden-ot-bandi-bochkareva-92-goda-nazad.html (data obrascheniya 27.05. 2017).

Oleschenko Lyudmila Mihaylovna - Cand. Sc. {History}, Associate Professor, Researcher at Belov Omsk Museum; e-nail: ludmila4848@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2017 г.

—Ваша библиотека

Осипов Б. И. Про жизнь и смерть, про отчий край: Стихи с примечаниями и без них. Омск: Литера, 2017. - 72 с.

Профессор-филолог Омского государственного университета Борис Иванович Осипов подготовил третью книгу стихов. Ранее в Омске вышли небольшим тиражом книги «Про политику: Стихи с примечаниями» (2012), «Про женщин: Стихи без примечаний» (2014). В новую книжку включена философская и пейзажная лирика. Но, как говорит автор, «размышления о жизни и смерти у меня едва ли тянут на философские глубины». Зато читатель насладится мастерской игрой словами, остротой мысли, неожиданностью ассоциаций. Приведём одно из стихотворений:

О красоте

Вот в привычном восторге выхожу я на Невский, Стороною, где «меньше опасность обстрела», иду. «Мир спасёт красота», - говорил Достоевский, Позабыв уточнить: ну, а кто же спасёт красоту?

Красота не спасла Ленинград от обстрелов, И не видеть бы нам ни мостов, ни дворцов, Если б их от фашистских солдат оголтелых Не спасла непреклонность жильцов и бойцов.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕВОЛЮЦИЯ revolution ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА civil war СОБЫТИЕ ЗНАЧЕНИЕ value ХУДОЖНИК КОНДРАТИЙ БЕЛОВ an artist kondratiy belov
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты