Спросить
Войти

Социально-экономическое положение Кокандского ханства в эпоху Норбутабия (1763-1798)

Автор: указан в статье

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 3 2016

УДК 93

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА В ЭПОХУ НОРБУТАБИЯ (1763-1798)

Сотиболдиев Гайратжон Отамирзаевич

старший преподаватель

Хайдаров Махмуджон Тоирович

старший преподаватель Наманганский инженерного-педагогический институт Наманган (Узбекистан)

Аннотация. Прогресс в Кокандском ханстве начинается в эпоху правления Нарбутабия во второй половине XVIII века. Была уничтожена феодальная раздробленность и укреплена политическая власть.

SOCIAL-ECONOMICAL SITUATION OF KOKAND KHAN IN NORBUTABIYA&S ERA (1763-1798)

Sotiboldiev Gayratjon Otamirzaevich

senior lecturer

Khaydarov Makhmudjon Toirovich

senior lecturer

Namangan Institute of Engineering and Pedagogy, Namangan (Uzbekistan)

Abstract. The process was begin in the time of Norbutabiy who was khan of Kakand in second half of XVIII century. In his leading time political government was developed and he got rid of some troubles.

Исследование вопросов связанных с формированием Кокандского ханства в XVIII веке в Ферганской долине; деятельность первых правителей, в особенности эпоха 30-летнего правления Норбутабия; легитимация власти династии минг [15]; анализ социально-политической, экономической и культурной жизни ханства имеет не только научное, но и практическое значение. Объективное изучение исторических событий недавнего прошлого дает ответы на многие вопросы сегодняшнего дня и призвано формировать в молодом поколении гордость за свой народ, его выдающихся представителей, понимание законов исторического развития, а также гуманистические ценности, представляющие собой общечеловеческое достояние. Изучение периода Норбутабия даёт возможность обогащения наших знаний об истории средних веков узбекского государства.

Образованное в начале XVIII века Кокандское ханство стало превращаться в могущественное государство в Средней Азии. В результате в стране развивалась внутренняя и внешняя торговля, нормализовалась социально-экономическая жизнь. Купля-продажа была упорядочена. В начале второй половины XVIII века Кокандское ханство имело свою денежную систему и контролировало товарно-денежные отношения. Торговля считалась неотъемлемой частью ханства, и была значительным источником дохода для государства.

В период правления Кокандских ханов Шохрухбия (1709-1721) Аб-дурахимбия (1721-1734) и Абдукаримбия (1734-1750) социально-экономическое состояние ханства было нестабильным, так как они были заняты укреплением политического положения нового государства, устранением феодальных междоусобиц. Хотя в этот период постоянно осуществлялись внутренние и внешние торговые отношения, но они были беспорядочными и оказались без контроля. В начале правления Эрдонабия (1750-1752, 1753-1762) улучшилась экономическая жизнь и наметился рост благосостояния населения. По сведениям Махмуда ха2

ким Яйфони в эпоху Эрдонахона население жило благополучно. Народ был доволен правлением своего хана [1]. После прихода к власти Нор-бутабия, начался период процветания [2].

Норбутабий, Норбутахон (прим 1749-1798) хан Коканда (прим 17631798) внук Абдулкаримбия сын Абдурахмонхона, в 14 лет сел на трон. Норбутабий направляет все свои усилия на укрепление центральной власти. Прежде всего, он подчиняет независимых беков. После подавления восстаний и волнений в Чусте и Намангане, он оставляет своих преданных людей в этих владениях. В то же время, одержав верх над восставшим беком Ходженда, захватывает город. Но Уратепа все-таки осталась формально зависимой от Бухары. В последние годы правления Норбутабия, его брат Ходжибек с помощью хакимов Уратепе и Ку-рамы попытался поднять мятеж. Он овладел городами Туракурган и Андижан. Норбутабий повел войска на Андижан и заключил мир с братом. В конце правления он пытался овладеть Ташкентом.

В годы его правления границы Кокандского ханства расширяются, укрепляется позиция Средней Азии. В ходе подобных политических событий развивалась экономическая жизнь государства. В экономике ханства большая роль принадлежала ремеслам и торговле. Города становились кустарно-промышленными и торговыми центрами со значительным торгово-ремесленным населением.

В начале образования ханства в XVIII веке города Андижан, Марги-лан, Ош, Ходженд являлись крупными городами Ферганской долины. В результате усиления политической мощи государства, постепенно стало повышаться значение этих городов в качестве экономических центров. Наряду с ними появлялись новые города. Прежде не игравшие значительной роли мелкие города превратились в крупные экономические центры. В частности, столица город Коканд образовался в начале XVIII века и постепенно превратился в крупный экономический центр Средней Азии. Мулла Олим Махдум Хожи описывает правление кокандского ха3

на Норбутабия так: «В период его правления не было никаких забот и тревог, не было голода и дороговизны. Во времена того хана введена в оборот денежная система, из амбаров никто не покупал зерно, так как оно давалось даром. Многие народы соседних областей, услышав о столь дешевой и мирной жизни, стали переселяться в Хуканд, что послужило причиной благоустройства и процветания Ферганы» [3]. Такое описание можно встретить и в трудах Махмуда Хаким Яйфони. Он пишет: «... все богаты и равны, в каждом доме полно зерна и не было другого выхода, как отдать зерно даром. За монету можно было купить овцу и эту монету выпустил, и ввел в оборот Норбутахон. Со всех сторон приезжали переселенцы и собирались тут» [4]. А Мулла Ниёз Мухаммад Хукандий отмечает: «Во время правления Норбутабия улучшилась внешняя и внутренняя обстановка, что эффективно отразилось на развитии торговли» [5].

До эпохи правления Норбутабия, торговля велась за счёт денежных средств соседних ханств, точнее, посредством монет Бухары и товарооборота. Из вышеуказанных сведений видно, в истории Кокандского ханства чеканка монет приходится в эпоху Норбутабия. По свидетельству Ниёза Мухаммад Хукандия, Норбутабий ввел черные монеты и на одну такую монету можно было купить овцу [6]. В статье З. Мадрахимова во втором номере за 2010 год «Монеты Кокандского ханства», в журнале «Уроки Имом Ал-Бухори» и в статье А. Эгамбердиева в третьем номере за 2011 год «Монеты Коканда», в журнале «Эхо из прошлого» приводятся сведения, что вес монет эпохи Норбутабия составлял от 2,35 гр. до 4,55 граммов. В целом проведенная денежная реформа в эпоху Норбутабия, обусловила рост и развитие экономического благосостояния. Кроме этого был завершен процесс объединения Ферганской долины, восстановлена экономика, наблюдалось обилие и дешевизна. Это привело к тому, что в Фергану переезжали люди из отдалённых районов и областей. В промежутке 1763-1798 годах благодаря благополучной по4

годе, был обильный урожай. Слухи о низких ценах и об обильной жизни в ханстве дошли до всего Туркестана. Люди семьями и племенами начали переселяться в долину.

Рис. 1. Медная монета Коканда Краеведческий музей города Коканда)

По сведениям Остонакулова, одновременно в 1759 г. с переходом Джунгарского и Яркендского ханства под власть Китая, усиление колониального гнёта Китая в Кашгаре, тюркские племена группами переселились и обосновались в Фергане и Бадахшане. Кокандское ханство проявило гостеприимство и оказало помощь беженцам. Кроме этого переезд населения Восточного Туркестана в Коканд был осуществлен как обычная миграция и по определенным политическим мотивам. Вернее, из-за вражды двух территорий и военных походов они были переселены правителями Коканда [7]. В исторических источниках имеются определенные сведения, подтверждающие эти события. Во второй половине XVIII веке новые переселенцы обосновывались на восточных территориях долины.

Восточные Туркестанцы, переселившиеся в Ферганскую долину старались расселяться поплотнее. Поэтому они занимали мало осваиваемые земли. В основном они строили свои жилища, предварительно очистив от тугаев, колючек и каменистых поверхностей [8]. Первоначально на таких территориях обосновывались 10-12 семей, затем им со стороны ханства давалось право на владение данной землей. На сегодняшний день такие права имеются у граждан Кадырова Хакима, Ниязо-ва Адыла [9] проживающих в Язъяванском [10]* районе Ферганской области.

Большинство из них, обосновавшись в верхней части реки Акбура, в долине Куршаб, в окрестностях Узган, в районах Сузак и Жалалобод, долины Кугартсай, а также в окрестностях Шахрихана, Язъявана и Андижана, образовали собственные поселения [11]. В том числе они размещались на правой стороне Сырдарьи и на побережьях Нарына и Ка-радарьи. Приход и поселение этих племен играли важную роль в освоении земель Ферганы. Этот процесс привёл к сокращению необходимых пастбищ для скотоводов-киргизов [12]. Некоторые богатые киргизы продавали свои пастбища и уходили в широкие предгорные зоны. Например, земли в окрестностях села Зоварик, расположенного на юге Андижана, были проданы киргизом по имени Бойбичизаур местному населению и кашкарцам. Как пишет русский историк В.П. Наливкин: «такие

небольшие земли продавались киргизами очень дешево, за одного коня

Езёвон - Фаргона вилоятидаги туман. Мах,аллии ахоли «Езёвон» сузини шаркий туркистонлик, Офокхужа хизматкори Навруз Охунд билан боглашади. «Офокхужа жиловбардори Навруз Охунд билан хаж сафарига кетишда кун кеч булиб Езёвон худудига чодир тиккан. Шунда Офокхужа бу жойларни куриб «ёзи равон» экан деб айтган» деб ривоят килишади. Навруз Охунднинг авлоди Али Охунд эса, Езёвонга дастлаб кучиб келганлардан бири хисобланиб, унинг кулида Офокхужанинг ягтаки сакланиб колган. ^озирда хам мавжуд бу ягтак ёзёвонлик Нуъмон Абдуллаев кулида сакланмокда. Ажабланарлиси, тарихи 300 йилдан зиёд булган бу мутабар асори-атикани тикиш вактида нина-ип ишлатилмаган. Чунки унинг чоки йук. Табаррук якта-гнинг олд кисмига ^уръони Каримнинг «Фатх» сураси доира шаклида настаълик хатида чиройли килиб битилган. Орка тарафида мухр бор.

или даже за кусок хлопчатобумажной ткани» [13]. Некоторые киргизы-бедняки под влиянием уйгурцев и кокандцев, переходили к оседлому образу жизни и начали заниматься земледелием [14]. Позднее формировались новые поселения. Поселки под названиями «Кашкар», «Ила-тан», «Уйгур», «Китай» и «Язъяван» появились в результате этих переселений. Коканд превратился в культурно-экономический центр долины.

В эпоху Норбутабия было построено несколько медресе: В 1762 г. -Медресе Сулаймония, в 1789 г. - Эшон Хонхужа, в 1794 г. - Имам Бакир, в 1795 г. - Тура Хаким, в 1798 г. - Мадрасаи Мир, в числе этих построек медресе имени Норбутабия, которое в народе называют Мадрасаи Мир. Это медресе было построено вблизи центральной площади. Это медресе было одноэтажным, с внутренним двором, с прямоугольной схемой (52 х 72 метр), четыре угла украшены минаретами. Вокруг двора (38 х 38 метр), расположен ряд помещений - худжры. Фасад обращен на север. В медресе Миёнсарай размещены мечеть с куполом и учебные помещения с 12 окнами и решетками. Медресе Норбутабия построено из жженого кирпича. Комнаты украшены декоративной отделкой по ганчу. Орнамент звездообразной отделки внутри купола мечети и ниши выглядит роскошно и величественно. Двери расписаны узорами, а во внутренней части использованы исламские орнаменты. Декоративная отделка внешней композиции медресе Норбутабия аналогична стилю Бухарской архитектурной школы.

В год, когда умер Норбутабий (1798), была завершена работа по строительству медресе вблизи макбары Эрдонахона. Кроме этого, Норбутабий проводил работы по благоустройству государства. Например, в городе Коканде на территории махалли Жахонобод был возведен сад. В этот сад была отведена вода из арыка Газияклик, при посредстве послов и торговцев с разных стран были привезены и посажены семена цветов и разных культурных декоративных деревьев.

В истории узбекского государства, Норбутабия можно назвать великим государственным деятелем, мудрым политиком, экономистом и представителем науки и просветительства. Потому что в его эпоху в Ферганской долине было создано централизованное государство, введена денежная система, улучшено экономическое состояние ханства. В эпоху Норбутабия, в Коканде жили и творили известные деятели культуры. Из них Мухаммад Гази, Надыр, Хужамназар Хувайдо, Хожа Масла-хатуддин Умматвали, и его сын Хожа Мухаммад Носируддин... Норбута-би в течение всей жизни преклонялся перед Хожа Мухаммад Носируд-дином и Хожа Мухаммад Якуб Охундом и был их мюридом. Своих сыновей: Мухаммад Амин, Мухаммад Олим и Мухаммад Умархана тоже отдал в руки Мухаммад Носируддина на воспитание. Может поэтому ханы Олимхан (1798-1810) и Умархан (1810), которые получили воспитание Норбутабия, создали условия для развития творчества Мохларойим, Увайси, Дилшод Барно, Фазли Намангани в Кокандской литературной среде.

Список использованных источников

1. Махмуд Х,аким Яйфоний. Хуллас ут-таворих. ^укон шахар Г.Гулом номидаги вилоят адабиёт музейи. ^П. 4101. 7 а-варак.
2. Мадрахимов З. ^укон хонлигида савдо муносабатлари. т.ф.н. дара-жасини олиш учун такдим этилган диссертация. Т., 2009. Б. 45.
3. Мирзо Олим Махдум Хожи. Тарихи Туркистон / Сузбоши ва изохлар Ш. Вохидов, араб ёзувидан табдил Ш. Вохидов ва Р. Холикованики, курсаткичлар Ш. Вохидов ва Д. Сангированики. Т.: Янги аср авлоди, 2008. Б. 56.
4. Махмуд Х,аким Яйфоний. Хуллас ут - таворих. 8 б-варак.
5. Мулла Ниёз Мухаммад Хукандий. Тарихи Шохрухи. Казань, 1885. С. 40-45.
6. Бейсембиев Т.К. «Тарихи Шахрухи» - как исторический источник. С. 67.
7. ^улдошев Ш.Т. ^укон хонлиги ва Шаркий Туркистон уртасидаги сиёсий, иктисодий ва маданий алокалар (XVШ-XIX асрнинг биринчи ярми). т.ф.н. даражасини олиш учун такдим этилган диссертация.Т., 2009. Б. 114.
8. Абдуллаев У. Фаргона водийсида этнослараро жараёнлар (Х1Х-ХХ аср бошлари). Т., 2005. Б. 28. // ^улдош Ж. Мустакиллик нури билан. (Пахтаобод тумани тарихидан). Андижон, 1996.
9. Алишер Бек. Мозий ул-Ёзиёбон. Б. 30-31.
10. .Алишер Бек. Мозий ул-Ёзиёбон (Езёвоннинг утмиши). Фаргона, Ил-мий-оммабоп тадкикот. 2002. Б. 34.
11. Жалилов С. Фаргона водийси шаркий туманларининг сугорилиши тарихидан. т. ф. н. даражасини олиш учун такдим этилган диссертация. Т., 1965. Б. 51.
12. Жалилов С. Фаргона водийси шаркий туманларининг сугорилиши тарихидан. Б.31.
13. Наливкин В. Краткие история Кокандского ханства. С. 34.
14. Жалилов С. Фаргона водийси шаркий туманларининг сугорилиши тарихидан. Б. 31.
15. Вохидов Ш. ^укон хонлигида тарихнавислик. Т.: Академнашр, 2010. Б. 11.
ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО fergana valley historical events historical development social and economical life kokand khan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты