Спросить
Войти

МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ БССР (СЕНТЯБРЬ 1939–1940 гг.)

Автор: указан в статье

11. Сувалау, А.М. Карсю як аутар першай этнагенетычнай канцэпцьп паходжання беларусау / А.М. Сувалау, Я.Ф. Акадэмш // Пытанш псторьп Беларуси зборшк навуковых арыкулау. - Мшск, 1998. - С. 6-9.

12. Карский, Е.Ф. К вопросу об этнографической карте белорусского племени / Е.Ф. Карский // Известия отделения русского языка и словесности АН. - 1902. - Т. VII, кн. 3. - С. 219-234; ён жа. Этнографическая карта белорусского племени / Е.Ф. Карский // Белорусы. - Варшава, 1903. - Т. 1
13. Труды Московской Диалектологической комиссии. - М., 1915. - Вып. 5: Опыт диалектологической карты русского языка в Европе.
14. Багдановiч, М. Беларускае адраджэнне / М. Багдановiч. - Мшск, 1994.
15. Дорошенко Д. Бшоруси i i&x нацюнальне вщродження / Д. Дорошенко. - Кшв, 1908.
16. Шелепин, И.В. Краткий очерк истории Западной России, Литвы и Польши / И.В. Шелепин. -Вильна, 1901.
17. Антоневич, Н.И. История Белой Руси и белороссы / Н.И. Антоневич. - Львов, 1908.

The article is devoted to the problem of the elaboration of the scientific criteria of ethnic identification of the Belarussians of the Slavic historiography of the 19 - the beginning of the 20 centuries. The author analyses the degree of authenticity of the criteria in use, and, accordingly, the degree of the representativeness of the statistic data.

Пастутла у рэдакцыю 21.10.05.

УДК 93 (476)

Д.М. Толочко

МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ БССР

(СЕНТЯБРЬ 1939-1940 гг.)

В сентябре 1939 г. произошло судьбоносное событие в истории белорусского народа -его воссоединение в единое государство. Оно стало важнейшим шагом на пути создания белорусской государственности. Актуальность темы данной работы связана с тем, что на сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе отсутствуют исследования, в которых основательно изучаются социально-экономические аспекты интеграции Беларуси в период с сентября 1939 по июнь 1941 гг. В то же время в современной отечественной и зарубежной историографии зачастую прослеживается необоснованная критика политики Советской власти в крае.

Исследование темы интеграции белорусского народа имеет особую актуальность сегодня. Так, в последнее десятилетие в странах бывшего соцлагеря наблюдается отчетливое стремление к национальной дезинтеграции. Указанная тенденция вызвана как противоречиями внутри самих государств, так и внешним фактором, который связан, прежде всего, с целенаправленной политикой отдельных «сверхдержав» на искусственное разжигание в них межнациональных и межрегиональных противоречий и конфликтов. Более того, такого рода политика имеет целью не только максимальное ослабление государств, но и в перспективе полную ликвидацию их национального суверенитета. Подобные сценарии осуществляются в тех странах, которые не вписываются в рамки однополярного мира. Для этих целей используются различные методы, в том числе и манипулирование общественным сознанием через подконтрольные средства массовой информации.

В этих условиях важнейшая задача руководства страны и всего белорусского общества в целом состоит в том, чтобы не дать расколоть республику по национальным, региональным или другим признакам, сохранить единство белорусского народа. Это обусловливает важность научного исследования интеграции Беларуси в 1939-1941 гг.

С первых дней существования новой власти перед ней встали разнообразные вопросы, которые требовали немедленного разрешения. В регионе в связи с военными действиями стояли предприятия, не работали магазины, учреждения культуры. В этой связи требовалось обеспечить

население продовольствием, наладить медицинское обслуживание, организовать торговлю, возобновить работу промышленных предприятий и т. д. [ 1, 9].

Во втором пункте приказа командующего войсками Белорусского фронта М.П. Ковалева об организации Временных управлений на территории Западной Беларуси отмечалось, в частности, следующее: «Приказываю Временным управлениям срочно привести в действие все предприятия и учреждения, которые должны обслуживать население» [2, л. 55]. В соответствии с этим документом 19 сентября 1939 г., например, Барановичское Временное управление издало расширенное постановление, в котором говорилось о запрещении повышения цен на продукты питания, владельцам предприятий предлагалось в срочном порядке запустить их. Временное управление города Гродно 24 сентября 1939 г. созвало специальное совещание владельцев предприятий, магазинов, складов, на котором было предложено немедленно организовать их работу [3, 2].

Результаты подобных мероприятий не замедлили сказаться. Значительная часть промышленных предприятий и учреждений торговли в регионе к началу октября 1939 г. начала исправно функционировать. Так, по сообщению органов НКВД БССР, к 25 сентября 1939 г. в городе Вильно приступили к работе табачная фабрика, маслодельный завод, мельница, скотобойня, конфетная фабрика, кожевенный завод. В Гродно были пущены в эксплуатацию кожевенный, фанерный, кирпичный и пивоваренные заводы [4, 166]. Однако отдельные Временные управления, в частности, в Ошмянском, Поставском районах, не приняли своевременных мер по организации работы промышленных и торговых предприятий [5, л. 6-7].

Первым этапом на пути национализации промышленных предприятий стала организация на них рабочих комитетов, куда входили передовые рабочие, инженеры. Часть местных инженерных работников оказала значительную помощь в организации производства. Например, инженер целлулоидной фабрики города Гродно сумел уберечь ее от попыток разрушения и, благодаря ему, «все хозяйство фабрики, - отмечалось в донесении органов НКВД БССР, - находится в исправном состоянии» [4, 170]. Рабочие комитеты осуществляли контроль за производством, сбытом продукции, деятельностью владельцев предприятий.

Необходимо отметить, что этот контроль был весьма значительным. Владельцы предприятий являлись собственниками скорее номинально. Они не могли устанавливать цены на произведенную продукцию, увольнять рабочих, регулировать заработную плату и т. д. В этой связи можно привести характерный пример. В городе Белостоке часть собственников предприятий начали осуществлять продажу выпускаемой продукции рабочему персоналу по относительно невысоким ценам. По этому поводу секретарь ЦК КП(б)Б Н.Г. Грекова на совещании представителей Временных управлений заявила: «Хозяева заводов хотят показать, что они хорошие и разбазаривают рабочим по сниженным ценам текстиль и другую дефицитную продукцию ... Это является недопустимым. Может быть, надо послать наших уполномоченных на эти предприятия ... предупредить хозяйчиков, что если впредь такие случаи будут иметь место, они будут привлечены к высшей мере наказания» [6, л. 47].

Наряду с этим руководство БССР не исключало возможности проведения национализации тех промышленных предприятий и торговых учреждений, владельцы которых бежали либо по каким-то причинам не приступали к работе [7, л. 12]. Значительная часть владельцев предприятий и особенно частных торговцев не торопилась открывать свои промышленные и торговые предприятия в большинстве своем, как отмечали органы НКВД, по причине «боязни прогореть в новой обстановке» [4, 164]. Кроме того, случаи явного саботажа со стороны указанного контингента были также нередким явлением. Например, только в Гродненском уезде к 13 октября 1939 г. из-за отсутствия сырья не работало 9 винокуренных заводов. В то же время, согласно данным органов внутренних дел, владельцы этих предприятий умышленно не производили заготовку сырья. Гродненский стеклозавод также не функционировал на полную мощность. «Хозяин завода объясняет это положение отсутствием необходимых химикатов, в то время как они имеются в большом количестве», - отмечалось в донесении наркома внутренних дел БССР Л.Ф. Цанавы на имя первого секретаря ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко [8, л. 78]. Тем не менее указанные выше попытки саботажа со стороны владельцев предприятий не приобрели массового характера.

Первым официальным документом, в котором говорилось о необходимости проведения национализации банков и крупных промышленных предприятий, стало постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Вопросы Западной Украины и Западной Белоруссии» от 1 октября 1939 г. Согласно этому документу, Народные собрания Западной Украины и Беларуси должны были принять соответствующие решения [9, 79].

В этой связи 5 октября 1939 г. П.К. Пономаренко направил А.А. Жданову свои предложения по поводу национализации промышленных предприятий в регионе. Здесь предлагалось передать в собственность государства все лесопильные предприятия, коммунальные электростанции, типографии, картографические фабрики независимо от их мощности и количества рабочих. Национализации подлежали также крупные мельницы, предприятия текстильной промышленности, которые имели механическую силу не менее 20 л. с. и не менее 40 человек рабочих [10, л. 212-214]. По-видимому, руководство страны одобрило эти предложения, так как они без всяких изменений легли в основу постановления бюро ЦК КП(б)Б от 14 октября 1940 г. «О национализации крупных промышленных предприятий Западной Белоруссии». Затем это постановление, как и предусматривалось решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 1 октября 1939 г., получило юридическое оформление в принятой Народным собранием Западной Беларуси «Декларации о национализации банков и крупной промышленности».

Через 12 дней после окончания работы Народного собрания, т. е. 11 ноября 1939 г., бюро ЦК КП(б)Б постановило национализировать все предприятия текстильной и лесной промышленности вне зависимости от их мощности и численности на них рабочей силы. Для руководства отраслью было решено организовать государственный текстильный трест в городе Белостоке. Затем, согласно решениям бюро ЦК КП(б)Б от 20 ноября 1939 г. и 1-2 декабря 1939 г., в регионе началась национализация всех предприятий полиграфической, металлообрабатывающей, легкой и химической промышленности. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О национализации промышленных предприятий на территории Западной Белоруссии», принятый в декабре 1939 г., юридически закрепил национализацию всех отмеченных выше категорий промышленных предприятий [9, 119-121].

Основная роль в этом процессе отводилась Временным управлениям. Согласно отмеченному выше указу, им вменялось в обязанность создать специальные комиссии численностью от 3-х до 5-ти человек. В их состав должны были войти члены Временных управлений, представители фабрично-заводских комитетов и наркоматов, в ведении которых находилось данное предприятие [9, 120]. Так, 10 ноября 1939 г. Временное управление города Кобрина рассмотрело вопрос «О национализации крупной промышленности в г. Кобрине и уезде». С докладом выступил заведующий промотделом Ганзбург. На заседании было принято решение о национализации Кобринского лесозавода «Кресы» со всем имуществом, принадлежащим заводу, включая и жилые дома. В постановлении предусматривалось осуществить данное мероприятие в течение 10 дней [9, 122-123].

Однако не всегда Временные управления своевременно справлялись с возложенными на них задачами. Например, на заседании Временного управления Кобрина от 10 ноября 1939 г. главным был вопрос о неприятии мер по национализации промышленных предприятий. В частности, шел разговор о необходимости определения конкретного состава лиц, ответственных за национализацию, о сложностях, которые не давали возможности проведения ее в срок [11, 212]. Вместе с тем наблюдались и обратные случаи, когда Временные управления в Западной Беларуси ускоренно национализировали предприятия без всяких на то директив. В этих условиях вышестоящие инстанции настоятельно просили местное руководство проводить национализацию только после принятия соответствующих постановлений, к которым обязательно должна была прилагаться характеристика предприятий [9, 122-123].

Следует отметить, что решения бюро ЦК КП(б)Б о национализации всех предприятий текстильной, лесной, легкой промышленности Западной Беларуси противоречили декларации Народного собрания «О национализации банков и крупной промышленности». В этом документе предлагалось национализировать только крупные предприятия региона. Более того, в конце декабря местные органы власти начинают национализацию предприятий тех отраслей, которые не были предусмотрены постановлениями руководства республики. Имеются в виду небольшие частные мельницы, предприятия пищевой промышленности и т. д.

К февралю 1940 г. процесс национализации промышленности в Западной Беларуси был завершен. В собственность государства перешли не только крупные, но и мелкие предприятия, численность которых не превышала 2-3 рабочих. Только в одной Белостокской области было национализировано 685 предприятий [12, 34], в Брестской - 214 [13, л. 103].

Национализированные предприятия расширялись, переоборудовались, приобретали специализацию. К концу 1940 г. предприятий, в которых насчитывалось менее 5 человек, в регионе фактически не существовало, а с количеством рабочих от 5 до 127 человек осталось только 127. Фабрик и заводов с численностью рабочих от 20 до 100 насчитывалось 157, от 100 до 500 рабочих - 92, от 500 до 1500-16 предприятий [14, 109].

Вместе с тем необходимо отметить, что национализация мелких предприятий, которые производили товары широкого потребления, не привела к ожидаемым результатам. Последние, перейдя в собственность государства, работали зачастую недостаточно эффективно и не могли в полной мере обеспечить потребности населения региона в товарах широкого потребления. В качестве примера можно привести данные о выполнении производственного плана первого квартала 1940 г. по западным областям республики. Предприятия табачной отрасли выпустили продукции только на 73,6% от плана, маслобойной - 44,6%, кондитерской - 38,1%, хлебобулочной -45,4% [15, л. 54-55]. Вилейским обкомом на протяжении 1940 г. регулярно заслушивались вопросы развития пищевой и местной промышленности в области. В принятых резолюциях отмечалась совершенно неудовлетворительная работа предприятий данных отраслей. Это было неудивительным: за 1940 г. производственные планы спиртзаводов области, рыбтреста, мясокомбината и других предприятий пищевой и местной промышленности не были выполнены в полном объеме [16, л. 1-4].

Подобная ситуация объяснялась различными причинами: несвоевременным завозом сырья для предприятий региона, отсуствием квалифицированных руководящих кадров и др.

Неудивительно, что в регионе наблюдались значительный рост цен на промышленные товары первой необходимости, нехватка их в свободной продаже, процветала спекуляция. Так, если к началу сентября 1939 г. пара мужских ботинок на рынке стоила порядка 7 рублей, костюм - 25-30, то к середине 1940 г. их цена составила соответственно 100 и 400 рублей [17, л. 48].

Наряду с этим следует подчеркнуть, что национализация крупных и средних предприятий торфодобывающей, лесной, текстильной и др. видов промышленного производства была целиком оправданна. Перейдя в собственность государства, эти предприятия повысили эффективность своей работы. Так, в 1940 г. в западных областях было произведено около 43% всего объема древесины в республике, 49% пиломатериалов, 54% цемента, 98% шерстяных тканей, 32% хромовой и другой мягкой кожи и т. д., удалось практически полностью ликвидировать безработицу, объем валовой продукции увеличился на 195,7% [14, 109].

Таким образом, политика национализации экономики региона начала проводиться уже с первых дней установления здесь Советской власти. Инициатором ее проведения было партийное руководство страны и республики. Центральное место среди осуществленных в сфере экономики мер занимала национализация промышленности. Результаты ее были в целом позитивны: рост объемов производства, ликвидация безработицы. Наряду с этим национализация всех мелких предприятий не всегда оправданна и требовала особых подходов.

Литература

1. Ладысеу, У. Ваенныя падзе1 у лесе беларускага народа / У. Ладысеу // Беларуси пстарычны часошс. - 1999. - № 3. - С. 3-11.
2. Национальный архив Республики Беларусь (далее: НАРБ). - Фонд 4. - Оп. 21. - Д. 1741.
3. Советская Белоруссия. - 1939. - 29 сентября.
4. Polskie podziemie na terenach Zachodniej Ukrainy i Zachodniej Bialorusi w latach 19391941. - Warszawa - Moskwa: Oficyna Wydawnicza «Rytm», 2001. - 724 s.
5. Государственный архив Минской области (далее: ГАМО). - Ф. 659. - Оп. 1. - Д. 306.
6. НАРБ. - Ф. 4. - Оп. 21. - Д. 1561.
7. Там же. - Д. 1748.
8. Там же. - Д. 1683.
9. Беларуская нацыя: уз&яднанне. Верасень 1939 г. - чэрвень 1941 г.: зб. дакументау i матэрыялау / аут.-уклад. У.Ф. Ладысеу. - Мшск: Бел. дзярж. ун-т, 2004. - 199 с.
10. НАРБ. - Ф. 4. - Оп. 21. - Д. 1521.
11. Галiмава, Н.П. Да пытання аб развщщ прамысловасщ i сельскай гаспадарш Заходняй Беларуа пасля уз&яднання з БССР / Н.П. Галiмава, М.В. Кудзш // Праблемы уз&яднання Заходняй Беларуи з БССР: псторыя i сучаснасць: матэрыялы Мiжнар. навук.-тэарэт. канф., Мшск, 17-18 верасня 1999 г. / Бел. дзярж. ун-т. - Мшск, 2000. - С. 211-216.
12. Бальшавш Беларусь - 1940. - № 6.
13. ГАМО. - Ф. 659. - Оп. 1. - Д. 569.
14. Палуян, У. Caubmnbm-3KaHaMi4Hbm i культурныя ператварэннi (1939-1950 гг.) / У. Палуян // Назауседы разам: Да 60-годдзя уз&яднання Заходняй Белaрусi з БССР. - Мшск: Бел Эн. -1999. - С. 109-115.
15. НАРБ. - Ф. 4. - Оп. 21. - Д. 1509.
16. Там же. - Д. 573.
17. Там же. - Д. 1940.

In this article there was studied the question of the Republic western regions industry nationalization in September of 1939-1940. The author came to the conclusion that nationalization favored the industry volume rise, liquidation on unemployment. At the same time nationalization of the small enterprises was not justified in full measure. The latter ones having passed into state property, often worked ineffectively and could not meet the region&s requirement in consumer goods.

Поступила в редакцию 25.10.05.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты