Спросить
Войти

ПЕРВЫЙ ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЕМ СИМБИРСКА КАК ПРИМЕР РАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Автор: указан в статье

история финансов

the history of finance

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.176-187

УДК 908(470.1/.6):336.3

Ю. Ю. Гвоздков

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

(Ульяновск, Россия), e-mail: iskatel68@yandex.ru

ПЕРВЫЙ ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЕМ СИМБИРСКА КАК ПРИМЕР РАЦИОНАЛЬНОЙ эКОНОМИЧЕСКОЙ

политики городского самоуправления

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Введение. В настоящее время для городов России является актуальным вопрос по реализации проектов по их благоустройству и изменению инфраструктуры! в условиях недостаточности для этого имеющихся у них бюджетных средств. Одним из способов разрешения такой ситуации является заимствование денежных средств. Вместе с тем в истории городов России такой опыт заимствования уже имеется. Раскры,1вается опытт Симбирского городского самоуправления по вышуску первого облигационного займа Симбирска (1906 г). Целью данного займа являлось получение необходимых финансовых средств для города на расширение и улучшение водопровода, строительство скотобоен, находящихся в сфере введения городского общественного управления. Целями проведенного исследования и последующего анализа стали: выявление причин, в силу которых Симбирское городское общественное управление, не имея опытта, взялось за реализацию проекта по выпуску облигационного займа, оценка действий городского самоуправления по подготовке и вышуску вышеуказанного займа, а также результата по вышуску займа. Материалы и методы. Исследование опирается на архивные материалы, в которылх содержатся сведения об облигационном займе Симбирска 1906 г В ходе изучения этих материалов систематизировались и анализировались отраженные в них сведения. Быыи использованы системный подход, сравнительный анализ и логическое обобщение полученных результатов. Результаты исследования. В ходе исследования быыи определеныыпричины1 вышуска Симбирском облигационного займа, этапы реализации этого проекта, проанализирована и оценена на каждом из этих этапов активность городских органов общественного управления, рациональность их действий и результат выпуска займа, который, как показало исследование, является успешныш. Помимо этого, установлены,! новые исторические факты, связанные с историей Симбирской губернии, и в полном объеме сведения, касающиеся вышуска указанного займа. Обсуждение и заключение. Результат исследования свидетельствуют, что опыт заимствования денежных средств городами дореволюционной России может быть востребован с положительным результатом городами современной России Реализация подобных заимствований денежных средств городскими (муниципальныгми) органами самоуправления позволит разрешить многие городские проблемы, осуществить социальные проекты, требующие значительных финансовых ресурсов, и в итоге повысить качество жизни в городах.

© Гвоздков Ю. Ю., 2019

EXPERIENCE OF THE PLAN ECONOMY

Для цитирования: Гвоздков Ю. Ю. Первый облигационный заем Симбирска как пример рациональной экономической политики городского самоуправления в дореволюционной России // Экономическая история. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 176-187. DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.176-187.

Yury Y. Gvozdkov

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), e-mail: iskatel68@yandex.ru

THE FIRST BOND-SECuRED LOAN OF SIMBIRSK

AS an example of a sustainable economic policy

OF A MuNICIPAL GOVERNMENT IN CZARIST RuSSIA

Introduction. Nowadays the issue of implementation of city projects in terms of providing public amenities and changing their infrastructure under the conditions of existing insufficient public funds for these purposes is of present relevance for cities of Russia. One of the key ways of resolving this situation is borrowing monetary funds. However, in the history of Russian cities such kind of experience already exists. The submitted material reveals the experience of Simbirsk municipal government concerning the issue of the first bond-secured loan of the city of Simbirsk (the year of 1906). The purpose of this loan was obtaining necessary funds for the city intended for enlarging and improving public water supply system, building slaughter-houses within the scope of jurisdiction of the municipal public administration. The objectives of the undertaken study and subsequent analysis involved identifying the reasons, which caused Simbirsk Municipal Public Administration, lacking any experience, to take on a project implementation of issuing the bond-secured loan, assessing the municipal government actions on preparing and issuing the loan mentioned above, as well as the result of the loan implementation. Materials and Methods. The study is based on the archival records, which contain information on the bond-secured loan in Simbirsk of1906. Under study of these records, the information archival in them was systematized and analyzed. Such approaches as a systematic approach, a comparative analysis and a logical generalization of the obtained results were used. Study results. The undertaken study specified the reasons for issuing the bond-secured loan by Simbirsk, the stages of the implementation of this project, analyzed and evaluated the commitment of the municipal public administration during each of these stages, as well as rationality of their actions and the result of the bond-secured loan issue, which was successful. Apart from this, new historical facts related to the history of the Simbirsk governorate along with the full and complete information concerning the issue of the indicated bond-secured loan were determined. Discussion and Conclusion. The obtained results of the study indicate that the experience of borrowing monetary funds performed by the cities of Czarist Russia can be in demand with a positive outcome by the cities of modern Russia. The implementation of such borrowings of monetary funds by a city (municipal) government will benefit in resolving many city problems, undertaking social projects, which require considerable financial resources, and in the final analysis in improving the quality of life in cities.

For citation: Gvozdkov Y. Y. The First Bond-Secured Loan of Simbirsk as an Example of a Sustainable Economic Policy of a Municipal Government in Czarist Russia. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(2): 176-187. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.176-187.

Введение

Во времена проводимых государством реформ, в том числе экономических, как никогда встает вопрос о рациональности таких перемен. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова дает понимание термина «рациональный» как разумно обоснованный, целесообразный1. Однако, как показывает история, не всегда разумно обоснованными и целесообразными являлись новые экономические реформы, особенно после смены политического режима в государстве. Это в полной мере относится и к современной России. Смена политического режима в СССР фактически повлекла за собой его распад, упадок экономики. Нередко принимаемые на переходном этапе как центральными, так и региональными исполнительными органами власти и органами местного самоуправления решения не способствовали укреплению экономики, не были экономически обоснованы. Вместе с тем, следует отметить, на смену предыдущим региональным исполнительным органам и действовавшим органам самоуправления пришли новые структуры исполнительной власти, действительно наделенные функциональной самостоятельностью, появились органы местного самоуправления, которые самостоятельно могли планировать и реализовывать региональные и городские экономические проекты2. Прежние исполнительные органы и региональные органы самоуправления находились на протяжении длительного периода времени в зависимости от диктата центральных органов власти, реализации указаний коммунистической партии и фактически были лишены какой-либо самостоятельности в принятии важных, значимых решений, в том числе в вопросах экономики региона и города, реализации финансово затратных

социальных проектов. В указанных условиях возникает вопрос о приобретении опыта по реализации таких проектов с точки зрения их разумной обоснованности и целесообразности, направленности на получение успешного результата. Вместе с тем в истории России такой опыт уже имеется, о чем свидетельствует пример подготовки и выпуска, реализации первого (и единственного) облигационного займа Симбирска 1906 г. на расширение и улучшение водопровода и строительство городских скотобоен. К сожалению, вышеуказанный опыт общественного самоуправления Симбирска остался за рамками исследования исторической науки. При этом до настоящего времени не проводилось подробного анализа причин, побудивших город к такому заимствованию, не анализировались действия городского управления на каждом этапе проекта по выпуску займа, не оценивался результат этого проекта.

Методы

Практической основой для статьи послужили архивные материалы Государственного архива Ульяновской области (фонды 137 и 138), в которых содержатся сведения об облигационном займе Симбирска 1906 г. В ходе исследования данные сведения систематизировались и анализировались. Были использованы системный подход, сравнительный анализ и логическое обобщение полученных результатов.

Результаты

11 июня 1892 г. в ходе проведения контрреформ 1880-1890 гг. было принято Городовое Положение3, изменившее предыдущее соответствующее Положение от 16 июня 1870 г. Несмотря на сужение поля самостоятельности органов городского общественного самоуправления, что наблюдалось в ходе указанных контрреформ,
1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М. : АСТ. - Мир и образование, 2018. - С. 992.
2 Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 09.10.2003 года №131-Ф3. - КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
3 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. - Т. XII. 1892. - СПб., 1895.- С. 430-455.

в соответствии с вновь принятым Городовым Положением общественное управление городского поселения ведало делами о местных пользах и нуждах, в том числе по содержанию в исправности и устройстве состоящих в ведении общественного управления водопроводов4 и по участию в мероприятиях по охране здоровья народа, изысканию способов по улучшению местных условий в санитарном отношении5. При этом городской думе предоставлялось право обсуждать предложения о займах и иных обязательствах от имени городского поселения6. Данные нормативные положения, предоставляющие соответствующие права органам городского самоуправления, были в полном объеме реализованы самоуправлением Симбирска в ходе подготовки и выпуска первого облигационного займа. Следует отметить, что у органов общественного управления Симбирска до этого момента не имелось подобного опыта. Однако отсутствие последнего не стало препятствием к осуществлению такого мероприятия.

Практическая реализация вышеуказанного экономического проекта по заимствованию денежных средств городом началась летом 1902 г., когда в управе Симбирска была осознана острая необходимость в расширении и улучшении существующего водопровода, который не справлялся с возросшими городскими нуждами. При этом сразу стал рассматриваться вопрос о получении средств для этой задачи за счет выпуска городом облигационного займа, поскольку это позволяло осуществить данный проект без привлечения существенных средств имевшегося городского бюджета, а в дальнейшем выплаты по понесенным затратам произвести за счет дохода, полученного в ходе использования водопровода.

В тот период времени в других городах России уже практиковали выпуск облигационных займов для осуществления

проектов по городскому благоустройству, изменению их инфраструктуры. На конец XIX - начало XX в. российские города активно расширялись, с учетом возникших нужд существенно менялась их инфраструктура. Однако имевшихся денег в их бюджетах на такое городское развитие, переустройство не всегда хватало. Вместе с тем городские облигационные займы позволяли осуществлять эти мероприятия без существенных одномоментных затрат из бюджета города. Расчеты же с держателями облигаций займов, в том числе по выплате им дохода, производились в дальнейшем из полученных городом доходов (при доходности осуществленного проекта) или городского бюджета (при бесприбыльности мероприятия, для осуществления которого было сделано заимствование) и на протяжении длительного периода времени. В таких обстоятельствах облигационные займы были выгодны городам, поскольку позволяли успешно и экономически выгодно реализовать городские проекты. Это и служило в рассматриваемый период причиной таких городских финансовых заимствований. Так, первый подобный облигационный заем Санкт-Петербургом был совершен уже в 1875 г. [2, с. 53-64]. При этом городские займы были привлекательны и для держателей их облигаций, особенно когда последние приобретались по стоимости ниже нарицательной, поскольку они гарантировались недвижимым имуществом города и в условиях имевшейся в государстве финансовой ситуации обеспечивали в целом устойчивый доход на протяжении значительного периода времени. Следует отметить, что купонный доход по облигациям городских займов был сопоставим с доходом государственных ценных бумаг. Подготовка к выпуску, выпуск и размещение таких облигаций займов, их внешний вид на момент, когда городское управление Симбирска задумалось об осуществлении

4 Там же. - С. 433.
5 Там же.
6 Там же. - С. 441-442.

заимствования денежных средств на нужды города, носили в России типовой характер [3, с. 57-58].

11 июня 1902 г. городская управа Симбирска в соответствии с полномочиями приняла решение об изучении опыта по выпуску облигационных займов в других городах. После этого по личному указанию симбирского городского головы бухгалтер городской управы был направлен в Самару и Саратов для ознакомления с делопроизводством по выпуску городских облигационных займов. Как следует из доклада бухгалтера городской управы Л. И. Аграновича от 28 июня 1902 г., им в Самаре было изучено дело по займу Самарского городского общественного управления от 1886 г. на сумму в 40 000 руб. для организации водопровода и в Саратове дело по займу от 1896 г. на сумму в 100 000 руб. для постройки городских казарм, дело от 1898 г. по займу на 1 000 000 руб. для постройки в Саратове школьных зданий, выкупа и расширения водопровода7. Примечательно, что в докладе бухгалтер Л. И. Агранович не только привел подробное сравнение условий выпуска вышеуказанных займов, но и с учетом изученных дел дал рекомендации по выпуску облигаций номиналом в 100 и 500 руб. на общую сумму в 300 000-400 000 руб. с их погашением по 1 % в год, экономически обосновав свои предложения8. Следует также отметить, что в дальнейшем Л. И. Агранович активно участвовал в подготовке и выпуске вышеуказанного облигационного займа.

После поступления вышеуказанного доклада Л. И. Аграновича 24 июля 1902 г. на заседании Симбирской городской Думы было принято решение о совершении займа

на 200 000 руб. на расширение и улучшение городского водопровода9. При этом было постановлено совершить вышеуказанный займ, предварительно ходатайствуя о получении средств на это перед Правительством России, а в случае отказа последним в выделении средств просить разрешение о выпуске облигационного займа с компенсацией средств на это из доходов водопровода. Данное обстоятельство обращает на себя внимание, поскольку свидетельствует о том, что городское управление изначально рассматривало возможность выпуска облигационного займа для получения финансовых средств на нужды города. В ходе того же заседания городской Думы было принято решить вопрос о вышеуказанном займе одновременно с решением вопроса о заимствовании денежных средств на постройку ско-тобоен10, в которых также нуждался город.

На заседании Симбирской городской Думы 27 марта 1903 г. в свою очередь было принято окончательное решение о совершении займа в 90 000 руб. на постройку городских скотобоен11.

До принятия последнего решения был разработан проект указанных скотобоен с пояснительной запиской, в том числе с экономическим обоснованием, от 14 марта 1903 г.12 и заслушан доклад ветеринарного врача, заведующего бойнями, составленный еще 20 мая 1902 г., о необходимости устройства городских скотобоен13.

Таким образом, как установлено исследованием архивных материалов, перед выпуском облигационного займа общественное управление Симбирска провело все предварительные действия по изучению опыта таких заимствований, экономической оценке проекта.

7 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 137. - Оп. 40. - Д. 672. - Доклад в Симбирскую городскую управу от бухгалтера управы Л. И. Аграновича. - Л. 1-9.
8 Там же. - Л. 5-9.
9 Там же. - Журнал Симбирской городской Думы № 9. - Л. 26-42.

Там же. - Л. 29 об.

Там же. - Журнал Симбирской городской Думы № 4. - Л. 44-53.

Там же. - Пояснительная записка к проекту скотобоен для Симбирска и смета проекта. - Л. 91-115.

Там же. - Доклад ветеринарного врача, заведующего бойнями. - Л. 54-90.

10

После этого, а именно 8 июля 1903 г., в соответствии с вышеуказанными постановлениями Симбирской городской Думы от 24 июля 1902 г. и 27 марта 1903 г. составлен доклад Симбирской городской управы, из которого следует, что Симбирскому городскому управлению предстоит выпустить первый облигационный заем в размере 200 000 руб. на расширение и улучшение городского водопровода и 90 000 руб. на постройку общественных скотобоен, а всего (с учетом 10 000 руб. на расходы по выпуску облигаций) на общую сумму в 300 000 руб.14 В этом же докладе было отмечено, что вышеуказанный заем с учетом имущественного положения Симбирска является незначительным. Были предложены два варианта выплаты процентов дохода по вышеуказанным облигациям: 4,5 % и 5,0 % соответственно, с различными сроками погашения. Следует отметить, что при обсуждении вышеуказанного доклада городскими гласными были выражены мнения о невыгодности как для города, так и для возможных держателей облигаций займа доходности в 4,5%15. Последнее особо примечательно, поскольку свидетельствует о рациональности в подходе к выпуску займа.

Через сравнительно короткий промежуток времени были уже готовы условия выпуска вышеуказанного облигационного займа с планом его погашения. Как следует из этих условий, заем подлежал выпуску на сумму в 300 000 руб. облигациями достоинством в 100, 500 и 1 000 руб. каждая на предъявителя с 5 % их доходности и

1 % их погашения. Проценты дохода должны были выплачиваться за истекшие полгода 1 мая и 1 ноября ежегодно по предъявлении купонов. Срок погашения облигаций займа составлял 36,5 лет16.

Нужно отметить, что в дальнейшем данные условия несколько раз изменялись, однако в основной части, где отражались общая сумма, на которую подлежал выпуск облигаций, проценты их доходности и погашения, номинал, остались без изменений17. Вместе с тем заслуживающими внимания являются внесенные изменения, согласно которым облигации займа подлежали приему под залог по нарядам, поставкам и другим договорам с Симбирской городской управой по нарицательной стоимости.

18 июня 1903 г. городская управа вынесла заключение о совершении первого облигационного займа Симбирска на 300 000 руб. с 5 % доходности облигаций и 1 % их погашения18, а 29 октября 1904 г. императором России Николаем II было дано Высочайшее разрешение на производство данного займа19.

Все вышеуказанные действия городского самоуправления Симбирска по выпуску облигационного займа были известны как населению города, так и за его пределами, о чем свидетельствуют не одно обращение от торговых посредников, представителей банкирских домов в Симбирскую городскую управу о предоставлении услуг по размещению и реализации займа20. Помимо этого, опыт Симбирской городской управы по подготовке к выпуску вышеуказанного займа стал востребован и в других регио-

16
14 ГАУО. - Ф. 137. - Оп. 40. - Д. 672. - Доклад Симбирской городской управы о займе в 300 000 рублей на расширение и улучшение водопровода, постройку городских скотобоен. - Л. 119-121.
15 Там же. - Л. 120-121.

Там же. - Условия выпуска Симбирским городским управлением облигаций на расширение и улучшения

водопровода и на постройку скотобоен в г. Симбирске. - Л. 122-124.

Там же. - Условия выпуска Симбирским городским управлением облигаций на расширение и улучшение водопровода и на постройку боен в г. Симбирске. - Л. 148-150.

Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 137. - Оп. 40. - Д. 672. - Заключение управы Симбирска от 18.06.1903 года. - Л. 139.

Там же. - Уведомление министра внутренних дел Симбирской губернии от 18.11.1904 года. - Л. 137-138. Там же. - Обращения в Симбирскую городскую управу по возможности оказания услуг от торгового посредника Леонтьева Г. И. и банкирского дома И. Янкевича и А. Варшавского. - Л. 128, 129.

нах России21, о чем говорят обращения в Симбирскую городскую управу о предоставлении копий документов по подготовке к выпуску облигационного займа для реализации аналогичных проектов.

После того как 11 ноября 1905 г. условия выпуска облигационного займа были подписаны товарищем (заместителем) министра внутренних дел России22, согласован для изготовления проект вида облигаций и их купонов23, решены вопросы по производству данных облигаций и купонов в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг (г. Санкт-Петербург) и они были получены, на заседании городской управы от 9 августа 1906 г. был решен вопрос о содержании объявления по продаже облигаций займа24, где в полном объеме были отражены ранее утвержденные сведения об условиях выпуска данных облигаций.

Ранее, как следует из обращения Симбирской городской управы от 27 апреля 1905 г. в Экспедицию по заготовлению государственных бумаг, городским общественным управлением было решено изготовить облигации займа в количестве 1 300 шт. с купонами, а именно: облигаций номиналом в 100 руб. -1 000 шт., номиналом в 500 руб. - 200 шт. и номиналом в 1 000 руб. - 100 шт25. Это же было отражено в утвержденных условиях выпуска облигаций. Помимо этого, в указанных условиях отражалось, что при каждой облигации должен был иметься купонный лист для получения процентов по отдельным купонам в течение десяти лет и талон на получение нового купонного листа на последующие десять лет, который выдавался по предъявлении подлинной облигации, а непосредственно облигации используются с 1 ноября 1905 г. Из переписки Симбирской городской управы с Экспедицией по заготовлению государственных бумаг также видно, что каждая серия облигаций отдельного номинала (в 100, 500 и 1 000 руб.) должна была иметь нумерацию, а облигации серии - особый цвет26. Кроме того, на заседании 25 мая 1906 г. городская Дума решила стереотипы (формы, факсимиле подписей и другие материалы, необходимые для производства облигаций займа вместе с купонами) хранить непосредственно в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг в течение десяти лет27.

Изготовление вышеуказанных облигаций и купонов займа в учреждении, которое занималось производством государственных бумаг, свидетельствует об их оценке как важных финансовых бумаг. Также о важности проекта для города свидетельствует и то, что Симбирская городская Дума на заседаниях 14, 15, 19 и 24 июня 1906 г. создала комиссию из гласных городской управы для выработки плана по выгодной и успешной реализации займа28.

Погашение первого тиража облигационного займа Симбирска было осуществлено уже 3 октября 1906 г.29

Однако в первые годы после его выпуска осуществить полную реализацию по нарицательной стоимости облигаций займа городское управление в силу имевшегося на то время в России экономического кризиса, нестабильности финансовой обста23

21 ГАУО. - Ф. 137. - Оп. 40. - Д. 672. - Запрос городского главы г. Ромны в Симбирскую городскую управу по направлению копий документов по подготовке к выпуску облигационного займа. - Л. 153.
22 Там же. - Условия выпуска облигационного займа г. Симбирска. - Л. 160-161.

Там же. - Проект вида облигаций и купонов для их производства. - Л. 182.

24 Там же. - Журнал Симбирской городской управы от 09.08.1906 г. - Л. 189-192.
25 Там же. - Обращение городского общественного управления г. Симбирска в Экспедицию по заготовлению государственных бумаг. - Л. 143.
26 Там же. - Ответ Симбирской городской управы от 14.03.1906 года на запрос Экспедиции заготовления государственных бумаг. - Л. 166.
27 Там же. - Сообщение Симбирской городской думы от 26.05.1906 года в Экспедицию по заготовлению государственных бумаг. - Л. 174.
28 Там же. - Доклад Симбирской городской управы. - Л. 177.
29 Там же. - Журнал Симбирской городской управы от 03.10.1906 г. - Л. 201.

новки, вызванных ранее войной с Японией, революционными событиями [1, с. 60-65, 5, с. 66-67], несмотря на обеспеченность займа имуществом города, не смогло. При этом вышедшие в первый тираж облигации не подлежали оплате, поскольку на тот момент также не были реализованы30.

До середины февраля 1910 г. данный заем был реализован только на 12 000 руб., в связи с чем 18 февраля 1910 г. на заседании городской управы Симбирска было принято решение о реализации облигаций займа по 90 руб. за 100 руб.31, о чем был сделано соответствующее обращение в Совет фондового отдела Санкт-Петербургской биржи32, и другие финансовые рынки России. Как показали дальнейшие события, вышеуказанное решение городской управы Симбирска было целесообразным и соответствовало финансовой ситуации в России. Уже к середине марта данный заем был реализован на сумму в 250 000 руб., а к концу марта - на всю оставшуюся сумму33, что свидетельствует об успешности данного экономического мероприятия городского управления.

В истории выпуска первого симбирского займа особое внимание на себя обращают события, связанные с 1915 г. В этом году заканчивался десятилетний срок погашения купонов облигаций займа на получение процентов. Согласно условиям его выпуска, как отмечалось ранее, владелец облигации должен был для получения нового купонного листа предъявить в городскую управу талон на его получение и подлинную облигацию. Однако из переписки городской управы видно, что 10 апреля 1915 г. она

обратилась в Экспедицию по заготовлению государственных бумаг с просьбой изготовить новые 1 156 облигаций займа с купонными листами в связи с окончанием 1 ноября 1915 г. их срока. При этом в Экспедицию были направлены для образца три облигации займа различного номинала34.

Несмотря на то что уже шла Первая мировая война и учреждениями России в первую очередь выполнялись государственные заказы, к 18 августа 1915 г. Экспедицией заготовления государственных бумаг было отпечатано по заказу Симбирской городской Думы 1 156 новых облигаций займа с купонами35, а 15 сентября 1915 г. они были уже направлены в Симбирск36. Вместе с тем с учетом облигаций, которые ранее участвовали в тиражах и подлежали уничтожению (17 шт.), в Симбирск было направлено меньшее количество облигаций займа: 100-рублевых - 877 шт., 500-рублевых -175 шт. и 1 000-рублевых - 87 шт.; всего 1 139 шт. На всех данных облигациях была прежняя нумерация и отражен 1915 год их изготовления.

С 16 ноября 1915 г. в Симбирскую городскую управу стали поступать первые обращения держателей облигаций займа об их обмене в связи с истечением срока погашения купонов на новые облигации с купонными листами37. После получения городской управой новых облигаций займа с купонными листами их обмен на старые облигации производился строго по ведомостям38.

Последнее погашение облигационного займа (12-го тиража) произошло 4 октября 1917 г.39, после чего погашение займа в силу

ГАУО. - Ф. 137. - Оп. 40. - Д. 672. - Журнал Симбирской городской управы от 03.10.1906 г. - Л. 201.

Там же. - Журнал Симбирской городской управы от 04.03.1910 г. - Л. 267.

Там же. - Обращение Симбирской городской управы в Совет фондового отдела Санкт-Петербургской биржи. - Л. 268.

Там же. - Журнал Симбирской городской управы от 09.03.1910 г. и 13.03.1910 г. - Л. 279, 283.

Там же. - Обращение Симбирской городской управы от 10.04.1915 года в Экспедицию заготовления государственных бумаг. - Л. 388.

Там же. - Ответ Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. - Л. 374.

Там же. - Сообщение в Симбирскую городскую управу от 15.09.1915 по высылке облигаций займа. - Л. 377.

Там же. - Обращение в Симбирскую городскую управу от 16.11.1915 года Симбирского городского общественного банка об обмене облигаций на 95 000 рублей. - Л. 365. Там же. - Ведомости обмена облигаций займа. - Л. 368, 387. Там же. - Уведомление о проведении 12 тиража облигационного займа. - Л. 392.

30
31
32
33
34
35
36

Рис. 1. Облигация займа Симбирска, изготовленная в 1915 г. [4, с. 61]. Фотография предоставлена Ф. Ф. Иванкиным, одним из авторов каталога «Городские займы России 1863-1920 гг.» / Loan bond of Simbirsk, produced in 1915 [4, p. 61]. The photo has been provided by F. F. Ivankin, one of the authors of the catalogue "Russian municipal borrowings of 1863-1920"

Рис. 2. Купон облигационного займа Симбирска. Из личной коллекции автора / Warranty of the loan bond of Simbirsk. From the personal collection of the author

революционных событий в России, смены политического режима в государстве, а также региональных властей, не проводилось. При этом держателями облигаций не все старые облигации были обменены на новые.

29 августа 1918 г. облигации вышеуказанного займа были вывезены из банка Симбирска представителями Комуча в составе материальных ценностей40, однако какие-либо действия по ним, в том числе погашение и выплата процентов дохода, в дальнейшем не проводились.

Окончательная точка в судьбе первого и единственного облигационного займа Симбирска 1906 г. была поставлена уже советским правительством. Декретом Совета народных комиссаров от 9 октября 1919 г. были аннулированы облигационные займы бывших городских и земских самоуправлений без возмещения их стоимости41. В данном декрете привлекают внимание его положения, в соответствии с которыми долги частных лиц учреждениям, обеспеченные залогом аннулированных облигаций, подлежали взысканию, а за неисполнение декрета в части сдачи аннулированных облигаций займов в учреждения Народного банка лица и учреждения подлежали передаче суду.

Обсуждение

Несмотря на то что купоны облигаций первого (и единственного) займа Симбирска 1906 г. по расширению водопровода и улучшению, устройству городских скотобоен не были погашены до конца и в первые годы отмечались трудности по реализации займа, имеются все основания этот заем считать успешным. Анализ событий, связанных с его подготовкой и выпуском, показывает, что городским общественным управлением Симбирска в ходе реализации данных действий был проявлен именно рациональный подход. Выпуск вышеуказанного облигационного займа являлся способом получения денежных средств, необходимых для расширения,

40 ГАУО. - Ф. 138. - Оп. 1. - Д. 513. - Сообщение. - Л. 47.
41 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 год. - Управление делами Совнаркома

СССР. - М., 1943. - Декрет СНК № 487 от 09.10. 1919 г. - С. 696-697.

5% заемъ гор. Симбирска 1906 г, па pacunipeele водопровода и устройство городскихъ боенъ.

Въ произведенный 4-го октября 1917 г. 12 йтиражъпо-гашешя облигаций займа вышли сл£дующ;е №№

въ 1000 руб. № 80.

< 500 с JÊ№ 6, 24, 34, 163.

« 100 < №№ 43, 84, 11G, 151, 186, 283.

353, 358, 395, 411, 463, 465.
406, 518, 557, 669, 717.
830, 845, 876, 966.

Выдача капитала—по вышедшимъ въ тиражъ погашешя обли-гащямъ будетъ производиться по предъявлешп ихъ въ касс! Городской Управы съ 1-го ноября 1917 года, съ того же времени прекращается Teieaie % по облигации&ъ.

Городская Унрава.

Рис. 3. Объявление в газете «Симбирское слово» (1917. 11 октября. № 166) о 12-м тираже облигационного займа Симбирска 1906 г. / Announcement in the newspaper "The Simbirsk word" No. 166, dated October 11th, 1917 about the 12th circulation of the bond-secured loan of Simbirsk of 1906

улучшения водопровода и устройства городских скотобоен, в чем нуждался город, что свидетельствует о целесообразности займа. Не имея до этого опыта по выпуску облигационных займов, городское общественное управление Симбирска совершило все необходимые предварительные

Рис. 4. Декрет СНК № 487 от 9 октября 1919 г. об аннулировании облигационных займов / Decree of the Council of People&s Commissars No. 487, dated October 9th, 1919 of cancellation of bond-secured loans

действия, без которых невозможно было бы подготовиться к успешному выпуску займа, а именно: направило специалиста в другие регионы России, где уже имелся такой опыт, истребовало соответствующие документы и провело экономические расчеты этого заимствования. При этом было учтено имущественное положение города, поскольку он отвечал по обязательствам займа, были приняты во внимание интересы не только городского управления, но и возможных держателей облигаций займа. В марте 1910 г., видя, что по нарицательной стоимости невозможно реализовать в полном объеме облигации, городское самоуправление приняло решение о реализации облигаций займа по меньшей стоимости (90 коп. за 1 руб. нарицательной стоимости облигации), что сразу привело к покупке в короткий срок всех облигаций займа. Однако при этом также были учтены экономические интересы города, заинтересованность держателей облигаций. Выполнить обязательства по займу городское общественное управление после октября 1917 г. не смогло по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку в стране сменился политический режим, возникли новые органы управления городом, и оно по объективным причинам было лишено такой возможности. До этого же момента город строго выполнял свои обязательства, проводя все выплаты по облигациям.

Исследование архивных материалов, связанных с указанным облигационным займом Симбирска, анализ отраженных в них сведений, позволяет весь ход событий этого займа разделить на следующие этапы:

- появление проблемы, требующей разрешения: выявление острой необходимости Симбирска для городских нужд расширить, улучшить водопровод и построить городские скотобойни, что требовало денежных средств;

- определение путей разрешения этой проблемы: поиск денежных средств, необходимых для расширения, улучшения водопровода и постройки скотобоен;

- реализация оптимального способа

4-87 аннулировании облигационных займов и всех долгов бывших земских и городских самоуправлений.

Совет Народных Комиссаров постановил:

1. Облигационные займы бывших городских и земских самоуправлений аннулируются без всякого возмещения их стоимости.
2. Долги частных лиц учреждениям, обеспеченные залогом аннулированных сим декретом облигаций городских и земских займов, подлежат взысканию.
3. Все владельцы облигаций аннулированных городских и земских займов, как частные лица, так и учреждения, обязуются в месячный со дня опубликования настоящего декрета срок сдать имеющиеся у них облигации в учреждения Народного Банка (также в б. казначейства и б. сберегательные кассы).
4. Все долги б. городских и земских управлений частным лицам и учреждениям, как гарантированные правительством, так и не гарантированные, — аннулируются.
5. Лица и учреждения, не исполнившие постановлений настоящего декрета в сдаче принадлелмщих им аннулированных облигаций городских и зен-ских займов, предаются суду.

Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров

В л. Ульянов (Ленин).

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров

В. Б о н ч-Б р у е в и ч.

Секретарь Л. Фотиева.

9 октября 1919 года.

Распубликован в № 228 Известий Всероссийского Центрального Исшшгительного Комитета Советов от 12 октября 1910 года.

разрешения проблемы: выпуск городским управлением облигационного займа;

- контроль и оценка осуществления реализации способа разрешения проблемы, внесение в него необходимых изменений для получения положительного результата: отслеживание городским общественным управлением хода реализации облигационного займа и внесение изменений в условия его реализации.

Прохождение каждого этапа Симбирским городским управлением в ходе осуществления выпуска облигационного займа, как показывает проведенное исследование, характеризуется, безусловно, разумностью и целесообразностью.

Заключение

Актуальность проведенного исследования в том, что опыт общественного самоуправления Симбирска в ходе подготовки к выпуску и выпуск первого облигационного займа, его реализация, прохождение им этапов в ходе данного экономического проекта может быть востребован и в полной мере использован с успешным результатом в осуществлении в настоящем различных городских проектов, в том числе в социальной сфере. При этом анализ такого опыта городского заимствования денежных средств показывает, что он представляет несомненный интерес именно в современных условиях развития городов России, где также ощущается нехватка бюджетов

для реализации значимых городских проектов, требующих значительных финансовых вложений, и которые, как правило, не представляют интереса для частных структур, преследующих коммерческие интересы [3, с. 55-67]. Грамотная реализация подобных заимствований денежных вложений позволит успешно разрешить многие городские проблемы, требующие значительных финансовых ресурсов, и в итоге повысить качество жизни в городах. При этом такое заимствование денежных средств представляет интерес не только для органов городского самоуправления в целях осуществления различных городских проектов, но и для физических и юридических лиц, осуществивших инвестирование, поскольку вложение в эти проекты временно свободных денежных средств позволит в дальнейшем получить на протяжении длительного периода времени стабильный доход, что является актуальным в существующих экономических условиях.

Кроме того, проведенное исследование ?

ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ РАЦИОНАЛИЗМ ОБЛИГАЦИЯ КУПОН ДОХОД СИМБИРСК ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты