Спросить
Войти

БАНКОВСКАЯ ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ: ФОТОАЛЬБОМ ОРЛОВСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 1899 Г

Автор: указан в статье

история финансов

history of finance

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.047.015.201904.321-340

УДК 336.71

с. А. саломатина1, Д. с. Парфирьев2

1 Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия),

e-mail: ssalomatina@hist.msu.ru 2Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия),

e-mail: parfiryeff@yandex.ru

Банковская история в фотографиях: фотоальбом Орловского коммерческого банка 1899 г.

Введение. В центре внимания авторов фотоальбом Орловского коммерческого банка, подготовленный в связи с завершением строительства нового здания банка в 1899 г На фотографиях изображены интерьеры здания, сотрудники и руководство банка на рабочих местах. Материалы и методы. Историческая фотография рассматривается в статье как источник сведений об истории Орловского коммерческого банка в контексте истории банковского дела XIX в. Результаты исследования. Банк строил новое здание в тот период, когда в мире окончательно сложилось представление, что центром банковского здания является операционный зал, рассчитанный на массовую клиентуру. Для Орловского коммерческого банка зал был не только функциональным, но и статусным пространством, имевшим общественное значение. В то же время далеко не все операции банка имели массовый характер. Открытое рабочее пространство для сотрудников (отсутствие кабинетов, отдельных помещений для отделов) говорит о простой структуре управления банка и небольшом составе руководства. Обсуждение и заключение. Пример исследования показывает, что изобразительные источники дают нам образ изучаемого объекта, который можно понять только с учетом исторического контекста, для реконструкции которого необходим большой корпус письменных источников. Однако именно визуальных данных часто не хватает для полноценной атрибуции, например, исторических фотографий. В этом смысле изобразительные источники имеют значение для исторического исследования не сами по себе, а лишь как часть более широкого корпуса используемых источников.

Для цитирования: Саломатина С. А., Парфирьев Д. С. Банковская история в фотографиях: фотоальбом Орловского коммерческого банка 1899 г. // Экономическая история. - 2019. - Т. 15. - № 4. -С. 321-340. DOI: 10.15507/2409-630X.047.015.201904.321-340.

© Саломатина С. А., Парфирьев Д. С., 2019

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований № 18-09-00732 «Роль коммерческих банков и железных дорог в развитии торговли сельскохозяйственными товарами в России во второй половине XIX в. (по статистическим и картографическим источникам Центрально-Черноземного района)». Авторы статьи выражают глубокую признательность за консультации Государственному музею Л. Н. Толстого, в частности хранителю фотофонда М. Г. Логиновой, Орловскому краеведческому музею, а также В. Р. Климову, Н. Э. Кульба-ке, С. А. Попову, В. В. Хутареву-Гарнишевскому, А. П. Шевыреву.

Sofya A. Salomatina1, Dmitrii S. Pafirev2

1 LomonosovMoscow State University (Moscow, Russia), e-mail: ssalomatina@hist.msu.ru 2 Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), e-mail: parfiryeff@yandex.ru

Banking History in Photos: a Photo Album of the Oryol Commercial Bank of 1899

Introduction. This article focuses on the photo album of the Oryol Commercial Bank, prepared just after completion of the bank&s new building in 1899. The photographs show the interiors of the building as well as the bank&s top managers and employees at their desks. Materials and Methods. In this article, historical photography is used as a source of information about the Oryol Commercial Bank in the context of nineteenth-century banking history. Results. The bank commissioned the new building when the idea of an operational hall for its customers was finally accepted by bank building planners. For the Oryol Commercial Bank, the hall not only functioned as a place of business, but also was a symbol of the bank&s high status and public importance -although not all of its operations were mass in this period. An open work area (with a lack both of offices for employees and separate rooms for departments) indicates a simple management structure and a small number of employees. Discussion and Conclusions. This study shows that visual sources provide us images of the objects under investigation, which can be understood only taking into account the historical context - the reconstruction of which requires a bulk of written sources. However, there often are insufficient visual data for exact attribution of historical photographs. In this sense, visual sources are important for historical research not merely on their own, but rather as part of a broader corpus of available relevant materials.

For citation: Salomatina S. A., Parfirev D. S. Banking History in Photos: a Photo Album of the Oryol Commercial Bank of 1899. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(4): 321-340. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.047.015.201904.321-340.

acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project no. 18-09-00732: "The role of commercial banks and railways in the agricultural trade development in Russia in the second half of the 19th century (based on statistical and cartographic sources of the Central Black Earth region)". The authors are deeply grateful for our consultations with the State Museum of Leo Tolstoy, in particular, the kind assistance of the photo fund curator, M. G. Loginova; to the Oryol Regional Museum; and to V. R. Klimov, N. E. Kulbacka, S. A. Popov, W. W. Hutarew-Garniszewski, and A. P. Shevyrev.

Внешний и внутренний вид банковских зданий XIX в. сохранился в большом количестве изобразительных источников, особенно в фотодокументах, потому что эти постройки часто являлись доминантами городской среды, а банковские учреждения, даже частные, имели важное общественное значение. Как правило, изображения банковских зданий используются для

изучения истории архитектуры и градостроительства, истории дизайна интерьеров общественных зданий [2; 3; 8; 10-12; 14; 27-29; 31]. В то же время, крайне редки примеры использования этих материалов для изучения именно истории. Удачной версией такого подхода является статья М. Г. Николаева о рисунках художника И. А. Владимирова, посвященных изъятию

322

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 15, № 4. 2019

ценностей из банковских сейфов в период национализации частных банков в 1918 г. [18]. В качестве еще одного примера можно привести книгу американского исследователя банковской истории Наоми Ламоро, посвященную Новой Англии XIX - начала XX в. [30, Inset of illustrations]. В этой работе иллюстративный материал подобран и прокомментирован так, что он становится частью доказательной базы исследования. В книге показана эволюция интерьеров банков XIX в. от небольшого пространства, в котором банкир и клиент обсуждали дела за одним столом, до объемного операционного зала с перегородкой, строго отделявшей пространство для клиентов от рабочих мест сотрудников, что стало следствием эпохи массовой банковской клиентуры, когда между служащим банка и клиентом уже нет личных отношений.

В нашей статье также делается попытка проанализировать фотодокументы как источник по истории банка XIX в. В центре внимания авторов находится альбом фотографий Орловского коммерческого банка 1899 г., хранящийся в фонде изоизданий Российской государственной библиотеки (РГБ)1. В альбоме всего семь фотографий, на которых изображены интерьеры банка, а также служащие и руководство на рабочих местах. Для атрибуции фотографий привлечены разнообразные сведения об истории банковских интерьеров XIX в., истории Орловского коммерческого банка, о его руководителях.

Банк рассматривается в нашем исследовании как коммерческое предприятие, для которого постепенно складывались стандартные архитектурные и пространственные решения. В то же время история Орловского коммерческого банка сама по себе заслуживает внимания: это был один

из крупнейших банков в российской провинции, тесно связанный с обслуживанием сбыта сельскохозяйственной продукции. Региональные банки XIX в. вообще очень мало изучены по сравнению с банками Санкт-Петербурга и Москвы.

Статья имеет следующую структуру: раздел об истории Орловского коммерческого банка; раздел о фотографиях интерьера банка в историческом контексте; раздел о фотографии, на которой изображены руководители банка. После текста статьи помещены фотографии из альбома.

В нашем исследовании делается вывод, что фотосъемка 1899 г. отразила стремление банка заявить о возросшем деловом и общественном статусе, который был следствием экономического подъема 1890-х гг., устойчивых традиций руководства, тесной связи с губернской элитой: крупными купцами, помещиками, высшими чиновниками и земскими деятелями.

Об истории Орловского коммерческого банка

Орловский коммерческий банк учредили в 1872 г. предприниматель и железнодорожный подрядчик Самуил Соломонович Поляков, елецкий купец первой гильдии и городской голова Дмитрий Сергеевич Русанов, петербургский банкирский дом, специализировавшийся на внешнеэкономических операциях, «Г. Винекен и Ко», а также постоянный субучастник Поляковых в Центральном Черноземье - петербургский банкирский дом, также связанный с хлеботорговлей, «В. Оболонский и Ко»2 [1, с. 99-110, 193; 4, с. 57, 84, 105, 109; 15, с. 382, 386, 387, 541; 25, с. 357-358]. В 1872-1873 гг. при участии семьи Поляковых и фирм Винекена и Оболонского учреждалась целая группа банков в Москве и Центральном Черноземье3.

Орловский коммерческий банк. 1899 [Изоматериал]: [Фотоальбом]. - [Орел], 1899. - 7 л. илл.; оригинальная фотография; 31^25 см.

Устав Орловского коммерческого банка (далее - Устав). - СПб., 1872. - С. 3.

Устав Московского земельного банка. М., 1873. - С. 1 ; Устав Рязанского торгового банка. - М, 1872. - С. 3; Устав Воронежского коммерческого банка. - Воронеж, 1873. - С. 1, 2, 39 ; Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - 1873. - № 20. - Ст. 210 ; № 51. - Ст. 573.

Первое правление банка состояло из С. С. Полякова (председатель), Д. С. Русанова, а также бывшего управляющего Орловским отделением Государственного банка А. П. Голяшкина. В 1876 г. пост председателя правления перешел к банкиру Лазарю Соломоновичу Полякову4, который непосредственно не занимался делами банка, центр его бизнеса был в Москве. Ключевой фигурой в банке до 1891 г. был Д. С. Русанов, а после его смерти - профессиональный банкир В. Э. Ромер, о котором речь пойдет в разделе, посвященном фотографии 7 [6, с. 229].

Руководство считало одним из приоритетов для банка обслуживание торговли сельскохозяйственной продукцией5. Банк действовал в аграрных губерниях, до 1890 г. -только в Орловской губернии (правление в Орле, отделения в Брянске, Ельце и Ливнах). Однако, сложная экономическая конъюнктура в Центральном Черноземье в 18801890-е гг. сдерживала рост, поэтому с 1890 г. банк постепенно распространил операции на другие губернии центра, юга и запада Европейской России. К 1908 г. у банка было еще 19 подразделений в 12 губерниях (Ахтырка, Белгород, Бобруйск, Вильна, Гомель, Елиза-ветград, Калуга, Кирсанов, Ковно, Кременчуг, Липецк, Новозыбков, Орша, Полтава, Старо-дуб, Сумы, Тамбов, Херсон, Черкассы)6.

Для регионального банка Центральной России Орловский коммерческий банк располагал существенным основным капиталом (1 млн руб. с 1874 г., 5 млн руб. с 1895 г.) и активно привлекал вклады населения&. Если судить по числу руководителей и акционеров, Орловский коммерческий банк

был довольно герметичным учреждением. По уставу в банке было очень небольшое число выборных и назначаемых долж-ностей8: три члена правления, включая председателя; директор, который мог быть членом правления; три кандидата в члены правления; три депутата, выполнявшие в банке те же контрольные функции, что и советы из 10-15 чел. в крупных банках Санкт-Петербурга и Москвы [5, с. 46-47; 9, с. 275-276; 19, с 21-22]. На первое годовое собрание 22 мая 1874 г. было представлено 6 510 из 8 000 акций, или 81 % капитала, от всего 11 акционеров. В 1890-е гг. состав акционеров начал расширяться, видимо, за счет регионов, где открывались новые отделения. Однако список акционеров все равно был небольшим: в собрании 17 апреля 1907 г. участвовал 41 акционер с 12 270 акциями (61,4 % капитала)9.

Фактически банк был коалицией крупных хлеботорговцев, помещиков, губернских чиновников и земских деятелей. Членами расширенного руководства банка были представители известных в Орле купеческих семейств Лепешовых, Каши-риных, Соболевых, связанных с торговлей сельскохозяйственной продукцией. Губернские чиновники привлекались в банк на должности депутатов и кандидатов в члены правления из небольшого числа учреждений, прежде всего из учреждений Министерства финансов: отделение Государственного банка, казенная палата и казначейство. Важную роль в формировании расширенного руководства банка играли чиновники губернского правления, включая вице-губернаторов [21].

4 Обзор деятельности Орловского коммерческого банка за двадцатипятилетие 1872-1897. - Орел, 1898. -С. XVII ; Общий состав Министерства финансов на 1 января 1873 г. - СПб., 1873. - Стб. 48.
5 Обзор деятельности... - С. I.
6 Голубев А. К. Русские банки. - СПб., 1908. - С. 63.
7 Орловский коммерческий банк. Отчет (далее - Отчет) за 1874 год. - Орел, 1875. - С. 32 ; Ежегодник Министерства финансов. Вып. VII [на 1874-1875]. - СПб., 1876. - С. 226-233 ; Указатель действующих в Империи акционерных предприятий. - СПб., 1903. - С. 46 ; Сводный баланс акционерных банков коммерческого кредита, действующих в России (в 1000-х руб.) на 1 января 1898 года. - СПб., 1898. - С. 4.
8 Устав. - С. 16-23.
9 Отчет за 1872/73 год. - Орел, 1874. - С. 18, 22 ; Отчет за 1906 год. - Орел, 1907. - С. 38, Протокол общего собрания акционеров.

Банк входил в группу банков Л. С. Полякова, тяжелое финансовое положение которого открылось к концу 1901 г. В правления всех банков были введены представители Министерства финансов. Оказалось, что проблемы банков были обусловлены прежде всего личным банкротством Л. С. Полякова. Орловский коммерческий банк рассматривался как здоровая часть поля-ковской империи. В 1903 г. Л. С. Поляков ушел с должности председателя и из правления Орловского коммерческого банка, пост председателя перешел к В. Э. Ромеру и остался вакантным после его смерти в 1907 г. Сильная местная коалиция вокруг банка стала одним из факторов его сохранения в составе Соединенного банка, созданного из остатков поляковских банков в 1909 г.10 [1, с. 99-148; 5, с. 238-248; 19, с. 48-56, 85-99, 132-140; 20].

Фотографии интерьера Орловского коммерческого банка

Успешные 1890-е гг. дали банку возможность построить новое здание. Этот заказ получил архитектор Сергей Константинович Родионов (1859-1925). Он много работал в Москве и Московской губернии, прежде всего в Клинском и Дмитровском уездах. Наиболее выразительные его постройки возведены в русском стиле; он много занимался строительством и реставрацией церквей и пристроек к ним. С. К. Родионов - потомственный дворянин, женатый на княжне Шаховской, племяннице князя Н. П. Трубецкого. Близость к аристократическим кругам играла важную роль в его карьере. Для Л. С. Полякова в 1890-е гг. Родионов занимался устройством синагоги в одном из принадлежащих Полякову домов в районе Тверского бульвара и Малой Бронной (М. Бронная, 2), а также работал на перестройках Московской хоральной синагоги (Б. Спасоглинищевский пер., 10) [13, с. 211; 17, с. 387-392].

Для зданий банка в Орле был выкуплен целый квартал между Гостиной площадью и берегом р. Орлик (ныне площадь К. Маркса, Гостиная, 6; ул. Правый берег р. Орлика, 22-24). Корпус, выходящий на Гостиную, строился в 1897-1899 гг., в 1900 г. завершено строительство второго корпуса, выходящего фасадом на набережную р. Орлик, где разместились квартиры служащих. Этот комплекс зданий в русском стиле изображен на многочисленных фотографиях и открытках центра Орла начала XX в. Примечательно, что банковские здания в русском стиле не характерны для Санкт-Петербурга и Москвы, хотя примеров таких зданий делового и общественного назначения в обеих столицах достаточно [11; 14; 24, с. 110-115].

Завершение строительства первого корпуса, видимо, стало поводом для фотосъемки в 1899 г., которая показывает интерьеры здания, спроектированные в эклектичном стиле с сильным влиянием традиций классицизма, в отличие от экстерьера здания в русском стиле [24, с. 113]. На некоторых фотографиях изображены сотрудники и руководство банка, которые находятся на рабочих местах, но в то же время это не постановочные сцены повседневной деятельности, а скорее групповые фотографии, на которых люди специально расположились перед камерой. Это попытка запечатлеть именно новизну и неординарность происходящего, а не привычную повседневность.

От этой фотосъемки сохранились семь фотографий, вклеенных в альбом. Этот альбом с картонными листами и белыми муаровыми форзацами сделан на заказ, на обложке надпись тиснением «Орловский коммерческий банк. 1899» (фотография 1).

Фотографии в альбоме любительского качества, не всегда резкие, часто снятые против источников, при том, что в Орле в то время было достаточно профессиональных фотографов [22]. Отдельная интересная тема - фотографии выглядят так, как будто это печать не оригинальной съемки,

10 Вестник финансов, промышленности и торговли. Отчеты обязанных публичной отчетностью предприятий (Далее - ВФПТ. Отчеты). - 1903. - № 16. - С. 428-429.

Фотография 1. Обложка фотоальбома Орловского коммерческого банка Photo 1. Cover of the photo album of the Oryol Commercial Bank*

Источник: Фонд изоиз-даний Российской государственной библиотеки (РГБ). Орловский коммерческий банк. 1899 [Изоматериал] : -[Фотоальбом]. - [Орел], 1899. - 7 л., илл.; оригинальная фотография; 31x25 см.

а пересъемка поврежденных фотографий, на которых много заломов, царапин и пятен. Ретушировать фотографии для альбома не стали (в нашей публикации фотографии отретушированы и откадрированы). Такие внешние особенности фотографий дают основание предполагать, что альбом мог быть изготовлен позже 1899 г. в качестве подарка тому, для кого была важна память о банке и запечатленных на фотографиях людях. Нет сведений, откуда альбом попал в библиотеку; скорее всего, до революции 1917 г. он хранился в Москве. Версия, что его могли подарить Полякову, не очень хороша из-за невысокого качества съемки и отсутствия на ней самого Полякова. Более вероятно,

что альбом связан с представителями семьи Ромеров, переехавших из Орла в Москву в 1910-е гг. Об этом речь пойдет в следующем разделе.

На первых двух фотографиях в альбоме изображен входной вестибюль. В этой статье представлена только одна из них, на которой изображена лестница, ведущая в операционный зал (фотография 2). Над дверью в помещение справа от лестницы на табличке угадывается надпись «Архив». К сожалению, это пока единственное подтверждение, что архив банка когда-то существовал. В настоящее время архивных материалов банка нет ни в Орле, ни в Москве (в составе архива Соединенного банка).

Надпись на табличке над человеком, стоящим на лестнице, почти не читается. Однако если сопоставить помещения, изображенные на всех фотографиях, с планом первого этажа здания, опубликованным в работе А. М. Ставцевой, можно предположить, что эта лестница ведет в помещение правления банка, изображенное на фотографии 7, поэтому эта надпись на фотографии 2, скорее всего, «Правление».

Фотография 3 - это вид операционного зала с верхней площадки лестницы, изображенной на фотографии 2. Рабочие места служащих расположены справа за ограждением и на балконе. Справа в зале - окна обслуживания клиентов с надписями на ограждении вверху (справа налево): «Переводы» (предположительно), «Вклады», «Текущие счета» (предположительно).

На фотографии 4 операционный зал изображен со стороны, противоположной точке съемки на фотографии 3. Слева в зале - окна обслуживания клиентов, на ограждении вверху читается надпись: «Специальные текущие счеты», т. е. кредитные счета клиентов. Справа на стене видна мемориальная доска с надписью «Построено в 1897-1899 гг. при председателе правления банка Л. С. Полякове и директоре В. Э. Ромере по проекту и под руководством архитектора С. К. Родионова».

Интересно, что в операционном зале Орловского коммерческого банка высота окон обслуживания клиентов была такой,

Фотография 2. Лестница, ведущая в операционный зал (Фотоальбом. Л. 2) Photo 2. A staircase to the operating hall. Photo album. L. 2

Фотография 3. Вид операционного зала с верхней площадки лестницы, изображенной

на фотографии 2 (Фотоальбом. Л. 3) Photo 3. The operating hall from the top of the stairs shown in photo 2. Photo album. L. 3

что клиент должен был сидеть при общении со служащим, тогда как более привычный вариант общения через банковское окно - когда клиент стоит.

Фотография 5 показывает секцию операционного зала в противоположной стороне от центрального входа. Это пространство минимально отделено от основного зала. На заднем плане слева видна та же линия окон обслуживания клиентов, что и на фотографии 4. Надписи на ограждении вверху: «Отдел ценных бумаг» (предположительно), «Комиссионный отдел», «Специальные текущие счета». В центре кадра

Фотография 4. Вид операционного зала с противоположной стороны относительно точки съемки на фотографии 3 (Фотоальбом. Л. 4) Photo 4. The operating hall from the opposite side relative to the shooting point in photo 3.

Photo album. L. 4

за столом сидят четверо служащих банка. Предположительно это средний управленческий персонал и специалисты - главы отделов, бухгалтеры и кассиры старших должностей, юрисконсульт, имена которых изредка встречаются в опубликованных источниках, но идентифицировать их на фотографии невозможно. Интересно, что второй слева человек на фотографии 5 и человек, стоящий на лестнице на фотографии 2, -одно и то же лицо.

Стол, за которым сидят служащие, видимо, рабочее место руководителя среднего звена. Рабочие места рядовых сотрудников

Фотография 5. Служащие банка, предположительно среднее руководящее звено (Фотоальбом. Л. 6) Photo 5. Bank employees, presumably the middle managers. Photo album. L. 6

находились в операционном зале за оградами (фотографии 3, 4, 5), а также на балконе (фотография 6). Примечательно, что все столы находятся в открытом пространстве,

т. е. предполагалось, что сотрудники должны работать у всех на виду. К тому же очевидно, что в банке было мало служащих, поэтому не было смысла делать рабочие каФотография 6. Балкон операционного зала. Рабочие места служащих (Фотоальбом. Л. 7) Photo 6. The balcony of the operating hall. Employees& desks. Photo album. L. 7

бинеты и выводить отделы в специальные помещения.

Операционный зал как центральное пространство банковского здания постепенно сформировался в течение XIX в. Б. М. Кириков описывает этот процесс на примере банковских зданий в Санкт-Петербурге.

В 1876-1879 гг. на площади около Александровского театра (пл. Островского, 7) было построено здание Петербургского городского кредитного общества. Автором проекта был В. А. Шретер, строили здание Э. Г. Юргенс и Э. Ф. Крюгер, несколько изменившие первоначальный проект. Это неоренессансное здание открыло новою эпоху банковского строительства в стиле эклектики. Операционный зал первоначально находился на втором этаже; над ним располагался главный двусветный зал, предназначенный для общих собраний членов городского кредитного общества. Такие собрания проходили нечасто, поэтому помещение сдавали для концертов и литературных вечеров, и только в 1905 г. это помещение было переделано в главный операционный зал [14, с. 167-168].

От себя добавим, что операции городского кредитного общества - ипотечного банка не требовали большого операционного зала. В таких пространствах нуждались коммерческие банки с массовой клиентурой, прежде всего по вкладам и переводам.

В 1887-1888 гг. по проекту В. А. Шре-тера было построено здание Русского для внешней торговли банка (Б. Морская, 32), где впервые появился полноценный центральный операционный зал, новизна которого заключалась еще и в металлических конструкциях с верхним светом через купол. Зал был двухъярусный с круговым балконом [14, с. 168-171]. В Орловском коммерческом банке также реализована идея двухъярусного зала, хотя и без освещения через купол.

Вот как комментирует эволюцию банковских интерьеров в Новой Англии XIX - начала XX в. экономический историк Наоми Ламоро [30, Inset of illustrations]. Здесь важно пояснить, что в ее исследовании речь идет об американской банковской системе, для которой было характерно очень большое количество мелких банков, тогда как в России банков было немного и это были статусные учреждения. Ламо-ро комментирует подборку иллюстраций, посвященных экстерьерам и интерьерам

банковских зданий в крупном финансовом центре на примере Бостона (штат Массачусетс), в небольшом городе на примере Провиданса (штат Род-Айленд), а также в сельской местности штата Коннектикут.

Большинство городских банков Новой Англии в начале XIX в. занимали скромные помещения на вторых этажах коммерческих зданий. Первые этажи обычно были отданы под магазины розничной торговли, а клиентами банков был небольшой круг лиц, персонально связанных с руководством банка, для обслуживания которых не требовалось большого пространства. Сельские банки часто были расположены в особняках очень скромных размеров. Внутреннее пространство таких банков не было разделено на зону для служащих и зону для клиентов. В то же время, если банк имел явное общественное значение, его трех-или четырехэтажное здание могло иметь внушительный вид, как, например, Бостонское отделение Второго банка Соединенных Штатов (аналог раннего Центрального банка, действовавший в 1816-1833 гг.).

К середине XIX в. некоторые известные банки в крупнейших городах начали строить монументальные здания. Однако даже в таких трех- и четырехэтажных зданиях собственно банк располагался в офисах второго этажа. В таких банках изменился интерьер: появился операционный зал со строгим разделением пространства на зону для служащих и зону для клиентов. Именно тогда понадобилось высокое ограждение, пример которого можно посмотреть на фотографиях 3 и 4. Это ограждение, формирующее окна обслуживания клиентов, стало символом дистанции, которая теперь существовала между служащими банка и их клиентами, между которыми уже не было близких личных отношений. Высокие ограды могли быть настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Примечательно, что на всех фотографиях в книге Н. Ламоро ограды рассчитаны на стоящего клиента, в отличие от зала Орловского коммерческого банка, где клиент сидел перед окном обслуживания.

332

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 15, № 4. 2019

Фотография 7. Руководство Орловского коммерческого банка. Справа за столом сидит член правления и директор банка Владимир Эмильевич Ромер (Фотоальбом. Л. 5) Photo 7. Top managers and members of governing body of the Oryol Commercial Bank. Vladimir Emilievich Romer, a board member and Director, sits on the right. Photo album. L. 5

Таким образом, операционный зал как центральное пространство - признак массовой клиентуры, приводящий к деловым безличным отношениям с банковским персоналом. Многочисленность клиентуры стало причиной общественного статуса банка, даже частного, что вылилось в монументальный тренд в банковской архитектуре. В соответствии с этим трендом новое здание Орловского коммерческого банка демонстрировало высокий общественный статус банка, его стремление показать ориентированность на обслуживание массовой клиентуры и открытость операций при небольшом штате.

Фотография руководства Орловского коммерческого банка

На фотографии 7 представлено руководство Орловского коммерческого банка: трое мужчин старшего возраста и стоящий за ними человек примерно 30 лет. Этих людей можно попробовать атрибутировать, сопоставив изображение с биографическими сведениями о руководителях банка, причем важно, кто из них есть на этой фотографии и кого на ней нет. Одновременно можно предположить, кто мог хранить альбом в Москве до 1917 г.

Среди людей на фотографии нет председателя правления Лазаря Полякова, внешность которого хорошо известна [5, с. 238]. Таким образом, эта фотосъемка не может быть очень статусной, например, к открытию здания.

Справа за столом сидит фактический распорядитель банка, член правления и директор Владимир Эмильевич Ромер (1840-1907), фотографии которого есть в публикациях11. В. Э. Ромер, сын австрийского подданного, управлявшего крупными имениями в России, родился в Смоленской губернии, окончил Новгород-Северскую гимназию, в Орловском коммерческом банке начинал с должности товарища директора в 1872 г. Занимая довольно скромные позиции в начале карьеры, В. Э. Ромер постепенно стал частью орловской элиты: коммерции советник, крупный землевладелец, общественный деятель, член ряда местных благотворительных организаций, кавалер ордена Анны до второй степени включительно, член Государственного совета от Орловского губернского земства с 1906 г. [6; 21].

Молодой человек, стоящий на фотографии слева, - предположительно Федор Владимирович Ромер (1870-?), второй сын В. Э. Ромера12. К сожалению, фотографий Федора Ромера пока найти не удалось. Однако из всего состава расширенного руководства 1898-1901 гг. (членов и кандидатов в члены правления, товарищей директора и депутатов) людей в возрасте около 30 лет всего трое: Ф. Э. Ромер и два сына Л. С. Полякова - Исаак (депутат; 1873 г. р.) и Михаил (кандидат в члены правления; год рождения неизвестен, но вряд ли у него была большая разница в возрасте с братом)13. Если присмотреться к известным фотографиям представителей семей Ромеров (братья Владимир Эмильевич14 и Федор Эмильевич15) и Поляковых [5, с. 263-267], то становится понятно, что на этой фотографии изображен скорее всего еще один Ромер.

Сведения о потомках В. Э. Ромера важны для нашего исследования, потому что вероятнее всего альбом принадлежал кому-то из них.

Федор Ромер окончил юридический факультет Императорского университета святого Владимира в Киеве, только в 1892 г. сменил австрийское подданство на российское, в 1895 г. поступил на государственную службу в Центральное управление Государственного банка в Санкт-Петербурге. В том же 1895 г. Ф. В. Ромер перевелся в Министерство земледелия и государственных имуществ и оставался причисленным к этому ведомству вплоть до 1915 г., дослужившись до чина статского советника16.

Деятели России: 1906 г. / ред.-изд. А. М. Шампаньер. - СПб., 1906. - С. 18 ; Государственный совет. -СПб., 1907. - С. 154.

Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 162. - Оп. 6. - Д. 789. - Л. 7.

Отчет за 1898 г. - Орел, 1899. - С. 70-71, Протокол общего собрания акционеров ; Отчет за 1899 г. - Орел,

1900. - С. 76-77 ; Отчет за 1900 г. - Орел, 1901. - С. 66-67 ; Отчет за 1901 г. - Орел, 1902. - С. 68-69 ;

ВФПТ. Отчеты. - 1900. - № 17. - С. 561-562 ; 1901. № 13. - С. 325-326 ; 1902. № 23. - С. 832-833.

Деятели России. - С. 18; Государственный совет. - С. 154.

Ромер Ф. Э. - Сочинения. Т. 1. - СПб., 1905. - Фото автора.

РГИА. - Ф. 587. - Оп. 16. - Д. 461 ; Список личного состава Главного управления землеустройства и земледелия, исправлен по 1 октября 1913 г. - СПб., 1913. - Стб. 75. В «Списке личного состава...» 1915 г. Ф. В. Ромера нет, тогда как в справочнике «Вся Москва» за 1915 г. он все еще указан причисленным к этому ведомству (Вся Москва: адресная и справочная книга (далее - Вся Москва) на 1915 г. - М., 1915. Алфавитный указатель адресов жителей г. Москвы и ее пригородов (далее - Алфавитный указатель). - С. 420).

11
12
13
14
15
16

Однако основная карьера Федора Роме-ра была связана с банковской деятельностью. В 1900 г. он был инспектором отделений и исполняющим должность товарища директора Орловского коммерческого банка, в 1901 г. официально стал товарищем директора, с 1907 г. - членом правления этого банка, с 1909 г. - членом правления вновь созданного Соединенного банка. В этой же должности Ф. В. Ромер упоминался в первой половине 1917 г., но поздней осенью 1917 г. его имя исчезло из последнего списка руководителей российских акционерных коммерческих банков17.

В рамках финансово-промышленной группы Соединенного банка Ф. В. Ромер входил в правления Московского общества Чернавских писчебумажных фабрик, Московского общества для сооружения и эксплуатации подъездных железнодорожных путей в России, Общества производства и торговли резиновыми изделиями «Богатырь», Русского страхового общества18.

В 1910-е гг. семья Ф. В. Ромера жила в Москве, на Тверском бульваре (в 1915 г. -в доме 6), в районе которого Л. С. Полякову принадлежало много недвижимости. В 1910 г. там же, в доме Полякова, какое-то время жила сестра Ф. В. Ромера - Надежда Владимировна Ромер (1881-?). В 1915 г. в Москву переехала их мать - Софья Лукинична (Тверской бульвар, 17), а в 1916 г. -брат Михаил Владимирович Ромер (1871-?), который также работал в Соединенном банке, в конце 1917 г. в должности управляющего городским отделением на Никольской улице (проживал в районе Арбата, Староко-

нюшенный переулок, 5)19. Фотоальбом мог принадлежать любому из этой семьи.

В состав руководства Орловского коммерческого банка входили и другие жители Москвы помимо Поляковых. На фотографии слева от Владимира Ромера сидит человек в мундире отставного генерала, поэтому это не банковский служащий, а скорее всего депутат, т. е. член наблюдательного совета. Из списка руководства банка на эту роль подходит только Александр Андреевич Берс (1845-1918), брат С. А. Берс, жены Л. Н. Толстого. Берс начинал с военной карьеры, а в 1883-1893 гг. был орловским вице-губернатором, после чего ушел в отставку в чине действительного статского советника с правом ношения мундира. После окончания службы в Орле он жил в Москве, работал в поляковском Коммерческом страховом обществе, в 1900-е гг. - еще и в поляковском Московском земельном банке (агентом банка в Орловской губернии был Орловский коммерческий банк). Депутатом банка Берс был в 1892-1908 гг.20 [23, с. 67-70]. Самые поздние его фотографии, которые удалось найти, относятся к 1880-м гг., и по ним, к сожалению, невозможно подтвердить его присутствие на фотографии 1899 г.

Так же непросто обстоит дело с вариантами атрибуции пожилого седого мужчины, сидящего на переднем плане, слева от отставного генерала. В 1899 г. это не мог быть товарищ директора Иван Лукич Лепе-шов (1855-1907), брат Софьи Ромер, потому что он был на 15 лет моложе Владимира Ромера, хотя и являлся его шурином21.

17 Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии за 1900 г. - С. 58 ; Отчет за 1900 г. - С. 67 ; Отчет за 1901 г. - С. 69 ; Отчет за 1906 г. - Орел, 1907. Протокол общего собрания акционеров; Акционерно-пае-вые предприятия России на 1917 год. - Петроград, 1917. - С. 583 ; Русские банки в 1917 году. - Петроград, 1918. - С. 98.
18 Вся Москва на 1915 г. Алфавитный указатель. - С. 420.
19 РГИА. - Ф. 162. - Оп. 6. - Д. 789. - Л. 7 ; Вся Москва на 1910 г. - М., 1910. Алфавитный указатель. - С. 373; Вся Москва на 1915 г. Алфавитный указатель. - С. 420 ; Вся Москва на 1917 г. - М., 1917. Алфавитный указатель. - С. 421 ; Русские банки в 1917 г. - С. 99.
20 Обзор деятельности. - С. XVIII; Отчет за 1905 г. - Орел, 1906. Протокол общего собрания акционеров; Вся Москва на 1896 г. - М., 1896. Алфавитный указатель. - Стб. 750 ; Вся Москва на 1905 г. - М., 1905. Алфавитный указатель адресов жителей. - С. 36.
21 Государственный архив Российской федерации (ГА РФ). - Ф. 102. - Оп. 83. - Д. 708. - Л. 2 ; МарЕ. Тайна имени // Поколение (Орел). - 2001. - № 134. - 29 сентября. - С. 3.

На фотографии точно нет Пармена Петровича Шеншина (1839-1908), кандидата в члены правления банка в 1891-1902 гг., представителя известного дворянского рода, дальнего родственника И. С. Тургенева и А. А. Фета, популярного в Болхове и Орле земского деятеля, потому что его фотографии тоже нашлись в публикаци-ях22 [26, с. 110]. Интересно, что в 1895 г. Шеншин написал рекомендательное письмо Федору Ромеру для приема на службу в Государственный банк23.

По биографическим данным этот пожилой человек на фотографии в наибольшей степени ассоциируется с Николаем Петровичем Римским-Корсаковым, депутатом банка, ливенским помещиком, представителем дворянства в Орловском отделении Дворянского земельного банка, активным деятелем целого ряда орловских организаций и учреждений, включая городскую Думу и губернскую земскую управу24. К сожалению, фотографий Н. П. Римского-Кор-сакова не сохранилось.

Также нет данных, чтобы окончательно исключить из списка возможных изображенных на фотографии члена правления в 1899 г. Александра Карловича Орема (?-1899)25 и кандидата в члены правления Александра Петровича Каширина (?-1907 или 1908), орловского купца, занимавшегося хлебной и мучной торговлей26.

Успех атрибуции фотографий конца XIX -начала XX в. не гарантирован, потому что слишком мало сохранилось атрибутированных образцов. На фотографиях сложно идентифицировать даже условных представителей региональной элиты, не говоря о простых людях. Однако сопоставление фотоизображения с биографическими сведениями людей, близких к банку, порождает интересные гипотезы и предположения, и даже в таком несовершенном виде результат атрибуции дает представление о коалиции сил вокруг банка, в которой орловцы занимали ведущие позиции, несмотря на тесные связи банка с ядром поляковской группы в Москве.

Заключение

Альбом любительских фотографий, сделанных в новом здании Орловского коммерческого банка в Орле в 1899 г., рассматривается в нашей статье как источник по истории банка XIX в. Эти фотографии показывают, как выглядел центральный офис крупного многофилиального регионального банка, который сильно вырос на волне экономического подъема 1890-х гг. Это было статусное пространство с двухъярусным операционным залом, в котором в прямой видимости для клиентов располагались рабочие места сотрудников. Все это создавало образ банка как общественно значимого учреждения, нацелен

ОРЛОВСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК ИНТЕРЬЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ИНТЕРЬЕРЫ БАНКОВСКИХ ЗДАНИЙ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ФОТОДОКУМЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ oryol commercial bank public interiors bank interiors
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты