2010.01.011. ЧЕРНОВА-ДЁКЕ Т.Н. НЕМЕЦКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ПЕРИФЕРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. КАВКАЗ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ (1818-1917): (К 190-летию основания немецких колоний). - М.: Международный союз немецкой культуры, 2008. - 208 с.
Монография к.и.н. Т.Н. Черновой-Дёке представляет собой исследование истории немецких поселений на Кавказе. Книга состоит из введения, семи глав («Возникновение немецких колоний в Закавказье»; «Период становления немецких поселений (18191844)»; «Социально-экономическое положение немецких колоний»; «Демографические процессы» «Религиозная жизнь и специфика управления духовными делами общин»; «Система административного управления колониями»; «Ликвидационное законодательство и действия администрации Кавказского наместничества (19141917)») и заключения.
Автор считает, что исследуемая проблематика - «лишь кажущееся "мелкотемье"». Изучение кавказского анклава колоний позволяет лучше понять межнациональные отношения и конкретизировать «многогранный процесс формирования регионального социума» (с. 5). Хронологические рамки работы определены ходом исторических событий: переселение немцев в 1817-1818 гг. и конец империи в 1917 г. В основе изложения и архитектоники книги лежит историко-хронологический подход.
Появление немецких переселенцев в Закавказском регионе империи стало возможным благодаря добровольному вхождению Грузии в Российское государство. В условиях противоборства в Закавказье с Турцией и Персией, преодоления сопротивления горских народов первостепенной задачей в деятельности администрации столь важного в геополитическом отношении края было укрепление власти, порой - силой оружия, и лишь затем, особенно во второй половине XIX столетия, произошло смещение акцента на его хозяйственно-экономическое освоение и развитие. В этой
сложной обстановке в Закавказье происходило неординарное событие - переселение в Грузию швабов - крестьян и ремесленников из Вюртембергского королевства и становление немецких колоний.
Автор пишет, что принятые в 1817-1818 гг. российским правительством немецкие переселенцы обрели на Кавказе вторую родину и оставили глубокий след в развитии региона. Пройдя свой специфический путь адаптации и частичной интеграции, сохранив свою религию, язык, культуру, традиции, этот небольшой анклав этнических немцев среди сельского населения Закавказского края был очагом высокой культуры в аграрно-экономической и общественной сферах.
Немецкие переселенцы смогли выстоять, выжить и показать динамичное развитие хозяйства благодаря трудолюбию, привнесению своих навыков, удачной специализации колоний и, не в последнюю очередь, льготам и постоянной многолетней поддержке государства. Статус колониста, дарование прав и свобод, в частности в области вероисповедания, родного языка, образования, внутреннего управления колонией, обеспечивали равноправное положение немцев в империи. Специфика управления духовными делами, влияние пасторов, преодоление сектантства и раскола в общинах немцев-евангелистов свидетельствовали о насыщенности их религиозной жизни и их независимом духе.
Колонии управлялись центральными и местными властями. Своеобразие этого управления проявлялось и в законодательных актах, по которым неоднократно менялась структура административных учреждений и ведомств.
В первые десятилетия жизни колонистов сказывались языковой барьер и церковный запрет немцам на браки с местными «иноверцами», с людьми иной национальности. Швабам пришлось вначале пережить и враждебное отношение некоторых соседей. На поведение колонистов накладывали отпечаток не только страх, набеги конокрадов, поземельные споры или потравы посевов, но и проявление помощи, поддержка в трудные времена со стороны соседей. Со временем взаимоотношения становились более открытыми. Жизнь заставляла искать формы общения с жителями соседних уездов. Так, с развитием хозяйственных контактов зарождались деловые связи, например, сдача в аренду сенокоса русским духоборам или собственная аренда огородной земли и пашни у жителей
казенных деревень в округе; привлечение местной рабочей силы для уборки урожая; меновая торговля, закупка необходимого и т.п. Постепенно соседские взаимоотношения улучшались, укреплялись бытовые и деловые контакты - на основе арендных контрактов, совместного использования оросительной системы, сбыта своей продукции, ведения меновой торговли и т.п.
Находясь в ином этноконфессиональном окружении (русские, грузины, азербайджанцы, армяне, лезгины, евреи и др.), колонисты вынуждены были учить язык местных жителей, а не только русский (язык администрации). Включение в программу колонистских школ обязательного изучения русского языка произошло сравнительно поздно: протестантские церковные школы в Закавказском крае были переданы в ведение Министерства народного просвещения с апреля 1892 г. Элементарное знание немцами языков местных жителей и контакты с ними способствовали тому, что жизнь колонистов стала менее замкнутой. В немецкие поселения со временем стали поселяться и «кавказцы». Отход колонистов на заработки, деловые поездки, реже - на учебу, чтение прессы и т.п. раздвигали границы социума и общения.
Между тем в Тифлисе к началу Первой мировой войны 2,8% населения (до 2,5-3 тыс. человек) составляли немцы. При этом в семьях бережно сохранялись национальные традиции и родной язык (с. 85).
Попытки администрации реализовать в годы войны указ о ликвидации землевладения немецких колонистов, отмечает далее автор, оказались несостоятельными (с. 145).
После Февральской революции 1917 г. стремление немцев в новой жизненной ситуации защитить свои интересы вело к политическому пробуждению (после десятилетий аполитичной жизни), к активизации их общественной деятельности. Внутриполитическая обстановка в стране и в крае и пережитое в военные годы всколыхнули национальное самосознание немцев, проживавших на Кавказе. Так, на конгрессе представителей немецкого населения, проходившем в Москве 20-22 апреля 1917 г., среди 86 делегатов были участники из немецких колоний Елизаветпольской, Тифлисской, Ставропольской губерний и Кубанской области. 14 мая состоялся первый Краевой съезд делегатов «российских граждан немецкой национальности Закавказья», на нем присутствовали
представители почти от всех немецких колоний, был избран Краевой комитет с центром в Тифлисе (председатель Э. Бернштейн). Делегаты поддержали идею создания и учреждения Всероссийского Союза российских граждан немецкой национальности, высказались за создание местных комитетов с целью сбора информации о колониях и оказания им помощи, сближения с городским немецким населением. Вскоре в немецких поселениях Закавказья были созданы местные комитеты. Краевой комитет отстаивал право колонистов на создание отрядов самообороны осенью 1917 г. и другие их интересы.
Автор упоминает и о судьбе немцев этого региона в советский период.
В.М. Шевырин