Спросить
Войти

Вклад представителей общественных организаций в культурное наследие Ставрополья во второй половине XIX - начале XX вв

Автор: указан в статье

УДК 94(470.6):316:72

Е. Ю. Любушкина

ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАВРОПОЛЬЯ ВО ВТОРОМ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

В статье рассматривается участие представителей общественных организаций в со-циокльтурной жизни Ставрополья во второй половине XIX - начале XX вв. Представлены биографические сведения общественных деятелей, дан анализ деятельности некоторых общественных организаций Ставрополья, показана роль личности в работе общественных организациях и истории Ставрополья. Автор на основании опубликованных источников и архивных документов показывает, как в результате деятельности общественных организаций выросло количество школ, развивалось музейной дело и другие культурно-образовательных учреждений.

E. Yu. Luybyshkina

THE CONTRIBUTION OF REPRESENTATIVES OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE CULTURAL HERITAGE OF STAVROPOL IN THE SECOND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

This article deals with the participation of representatives of public organizations in the social and cultural life of Stavropol in the second half of XIX - beginning of XX centuries. The article presents biographies of public figures, the analysis of some social organizations of Stavropol, the role of personality in the work of public organizations and the history of Stavropol. It is shown how the activities of public organizations affected the expansion in

the number of schools, developed the museum business, and other cultural and educational institutions. Different published sources and archival documents are referred to in order to confirm the conclusions.

Неоценимый вклад в развитие науки, просвещения и культуры на Ставрополье во второй половине XIX - начале XX вв. внесли краеведы, учителя, врачи, священнослужители, общественные деятели. Объединяясь в общественные организации по интересам, они являлись исследователями региона, основателями многих культурных учреждений, пропагандистами просветительских идей, разработчиками новых форм работы с населением. Сформулированная тема актуализируется комплексом архивных документов, ранее не привлекаемых историками. Работа с ними позволяет показать как в результате деятельности социально-активных

представителей общественных организаций совершенствовались их формы работы с населением, создавались и развивались культурно-образовательные учреждения

Многое сделали для развития Ставрополья краеведы и ученые: кавказовед Г. К. Праве, историк и археолог Г. Н. Про-зрителев, ботаники А. П. Норман, М. И. Бр-жезицкий, энтомолог В. Н. Лучник, геологи В. В. Богачев, С. А. Гатуев, палеонтолог И. Хоменко, статистик А. С. Собриевский и др. Краевед, гласный городской Думы Георгий Константинович Праве являлся членом многих общественных организаций, а также был председателем Ставропольского общества по изучению Северо-Кавказского края в естественно-историческом, географическом и антропологическом отношениях, Ставропольского общества помощи бедным, Ставропольского городского Попечительства о бедных. Г. К. Праве является основоположником музейного дела на Ставрополье. В 1887 г. им был основан частный краеведческий музей имени его жены М. В. Праве, а также научная библиотека с литературой по истории г. Ставрополя и Северного Кавказа [14, с. 119]. С 1904 г. музей стал общественным учреждением и получил звание народного музея учебных пособий. Позже коллекции музея составили фонд краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Прозрителев Григорий Николаевич - краевед, просветитель, адвокат окружного суда, начальник юридического отдела губернского правления, общественный деятель, являлся членом более 10-ти общественных организаций на Ставрополье, был председателем Ставропольского на Кавказе Общества содействия воспитанию и защиты детей.

Общественный деятель, зоолог Николай Яковлевич Динник состоял членом многих российских научных обществ, а также различных общественных организаций на Ставрополье. Его заслуги неоднократно отмечались в научных кругах: в 1885 г. Русское географическое общество наградило его серебряной медалью за статью «Горы и ущелья Терской области», в 1888 г. Кавказское отделение общества - золотой медалью за труды по кавказоведению, в 1912 г. за первую часть труда - «Звери Кавказа» Академия Наук присудила ему Ахматовскую премию в 500 руб. [16, с. 168].

В 1910 г. усилиями Г. К Праве и Н. Я. Дин-ник было открыто Ставропольское общество для изучения Северо-Кавказского края в естественно-историческом, географическом и антропологическом отношениях, с целью «всестороннего изучения Северного Кавказа» [3, л. 1]. Организаторами Общества было собрано до 60 тыс. экспонатов и более 70 тыс. книг о природе, истории, экономике и культуре, которые вошли в основной фонд краеведческого музея и краевой научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова [8, с. 268]. Реализуя просветительские цели, члены Общества устраивали публичные лекции, экскурсии, выставки и пр.

Большой вклад в развитие медицины на Ставрополье внесли известные врачи губернии П. С. Лабенский, А. А. Мухаринский, А. Г. Бердичевский, С. Л. Бердичевский, И. М. Маянц, Н. К. Белоконь, М. И. Иерусалимский, И. Н. Соколовский, Г. Щеголев и др. Многие из них являлись учредителями и активными работниками Ставропольского медицинского общества (1883 г.). Обязательным для каждого из действительных членов Общества было представление в течение 3-х лет какой-либо научной работы. Заседания и собрания Общества были посвящены обсуждению вопросов, связанных с профилактикой и лечением различных заболеваний, с внедрением новых методов оказания хирургической помощи (камнесечения, трепанации черепа). В 1887 г. врачом И. Н. Соколовским была проделана первая в Ставропольской губернии операция грыже-иссечения [12, с. 4].

Просветительская работа включала организацию лекций, публичных чтений, распространение различных научных брошюр. Тематика лекций включала ознакомление публики с гигиеническими сведениями, рассмотрение санитарных вопросов, эпидемиологии. На собраниях ставились вопросы «очистки города от нечистот и о необходимости организации вывозной системы в Ставрополе» [12, с. 1-2]. Обществом вносились предложения в Думу об организации артели для очистки города и вывозки нечистот из частных домов. Важное место в числе санитарных мер Общества занимал надзор за качеством продаваемых продуктов [12, с. 6], который осуществлялся совместно с полицией. Общество сотрудничало с 13-ю общественными организациями России, в частности, с Обществом русских врачей в г. Москве, с Петербургским медицинским обществом, Императорским кавказским медицинским обществом, Бальнеологическим обществом в г. Пятигорске. В 1904 г. Общество открыло школу обученных сиделок, обучение в которой было бесплатным, однако в нее принимались только жительницы г. Ставрополя не моложе 20 лет и не старше 45 [15, с.1-3]. В целом, в формах работы Общества наблюдалась как научно-исследовательская, так и служебно-практическая направленность.

Работники в сфере образования и просвещения, чиновники, общественные деятели решали проблемы ликвидации безграмотности населения, прежде всего среди низших слоев сельского и городского населения, проблемы женского образования. В деятельности

просветительских обществ активное участие принимали женщины - учительницы, работа которых положительно отмечалась местной администрацией. Просветительской организацией - Обществом для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе (1878 г.) были открыты 3 начальные народные, 4 воскресные школы (2 мужские и 2 женские), 6 пришкольных библиотек, 3 народные библиотеки-читальни (Ташлянская, Новофортштадтская и им. В. Г. Белинского), организовывались лекционные кампании, чтения, выставки. В школах Общества преподавали лучшие педагоги Ставрополья A. А. Рослякова, Н. Ф. Богданова, А. Т. Первушина, А. Н. Моренец, М. К. Добрынина,

B. А. Васильева, И. П. Кувшинский, В. С. Исто-манов и др. С 1892 г. члены Общества организовывали вечерние народные чтения. К концу 90-х гг. XIX в. усилиями 18-ти чтецов-педагогов проводились чтения как в г. Ставрополе, так и в селах губернии. Тематическая направленность их была разнообразной, но наиболее востребованными были декламации религиозного, исторического и естественно-исторического характера. Слушателями чтений были в основном рабочие, ремесленники, солдаты, число которых с каждым годом увеличивалось: за 12 лет их посетило 112 557 чел. [7, с. 62].

Известный в Ставрополе общественный деятель, сторонник народного просвещения и женского образования Яков Васильевич Абрамов являлся учредителем в г. Ставрополе 3-й женской гимназии и Общества вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольской городской 3-й женской гимназии, которые были открыты в 1905 г. Кроме того, Я. В. Абрамов принимал активное участие в деятельности Ставропольского городского Попечительства о бедных, где выполнял обязанности участкового попечителя 4-го участка г. Ставрополя, а также в работе Общества вспомоществования недостаточным ученицам ставропольских женских гимназий Ольгинской и Св. Александры.

По инициативе местных меломанов г. Ставрополя в 1883 г. был организован Кружок любителей музыки. Однако в связи с финансовыми трудностями его деятельность была прекращена и возобновлена лишь в начале 1890-х гг. В. Д. Беневским, который внес огромный вклад в развитие музыкального дела не только на Ставрополье, но и за его пределами. Беневский

Василий Дмитриевич закончил Камышин-ское духовное училище, Астраханскую семинарию. В августе 1890 г. В. Д. Беневский переехал из г. Астрахани в г. Ставрополь работать учителем пения в епархиальном училище и в ставропольской духовной семинарии [4, л. 4]. В. Д. Беневский был членом Ставропольского общества помощи бедным, Церковно-певческого благотворительного общества в г. Ставрополе и др. В 18901891 гг. по его инициативе был организован Кружок любителей изящных искусств. С начала 1890-х гг. он проводил вечерние беседы о русской музыке, народной песне, техническом и художественном строении музыкальной речи, жизни и творчестве композиторов-классиков. В архивных документах отмечено, что «В. Д. Беневским был практически введен в жизнь курс «Музыкальной литературы» [4, л. 7]. С 1899 г. им были организованы ежегодные летние курсы для народных и сельских учителей по музыкальной методике Беневского с практическими занятиями по организации детских подвижных игр в школе [4, л. 10]. В течение ряда лет в период летних каникул эти курсы проводились в разных городах Кавказа: Тифлисе, Екатеринодаре, Ставрополе, Владикавказе. Впоследствии занятия на курсах проводились его помощниками и учениками: Шульгиным, Титаренко, Першиным. 5 июня 1904 г. была издана баллада В. Д. Беневского «Варяг». В 1908 г. вышел в свет ряд его хоровых песен и обработок, среди которых сборники «Русский народный хор», «Школьный друг», «1812-й год в народной песне» (памяти славных героев 1812 г.) и др. [4, л. 12].

Активное участие организаторов Кружка в социокультурной жизни города нашло широкий отклик у общественности. В 1900 г. свободным художником и дирижером Иваном Егровичем Поповым в г. Ставрополе была открыта первая на Северном Кавказе частная музыкальная школа [5, л. 3]. В 1902 г. при участии И. Е. Попова и членов Кружка любителей музыки было учреждено Ставропольское отделение Императорского Русского Музыкального Общества, объединившее известных общественных деятелей, купцов, просветителей. В том же году по инициативе членов Общества были открыты музыкальные классы в г. Ставрополе.

Внесли свой вклад в развитие духовной культуры на Ставрополье в рассматриваемый период и представители духовенства.

При епископе Кавказском Германе Осецком было учреждено Ставропольское Братство св. Андрея Первозванного (1873 г.), он же являлся его почетным председателем. Общество осуществляло миссионерскую и религиозно-просветительскую работу в целях ослабления раскола в епархии. Деятельность Братства была направлена на просвещение калмыков Большедербетовского улуса, где были открыты в 1873 г. школы в с. Дербетовке и в с. Большая Джалга, для обучения калмыков установлены стипендии [6, с. 100]. В 1874 г. при духовной семинарии была открыта кафедра калмыцкого языка для подготовки миссионеров [1, с. 138]. В 1882 г. Братство основало в Прасковей-ском уезде Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь на том месте, где временно пребывало тело кн. Михаила Ярославича Тверского, убитого в орде татарами в 1319 г. Это был первый на Северном Кавказе по времени возникновения храм в честь Воскресения Христова [10, с. 675]. При первом епископе Ставропольском и Екатеринодарском, Владимире было учреждено Братство св. равноапостольного кн. Владимира (1888 г.), которое возникло на основе кружка учредителей бесплатной столовой. Членами Братства были общественные деятели Г. Н. Про-зрителев, Г. К Праве, И. П. Кувшинский, И. В. Бентковский, Д. И Евсееев, директор народных училищ М. В. Краснов, доктор медицины П. С. Лабенский, мировой судья И. А. Манжос-Белый, непременный член приказа общественного призрения В. М. Кап-терман и др. В 1888 г. была открыта столовая для бедных, неспособных к труду, бездомных. В последствии организация обедов и учреждение столовых вошло в практику уже объединенного Ставропольского Ан-дреевско-Владимирского братства (1892 г.), а также других общественных организаций Ставрополья. В 1888 г. Братством св. равноапостольного кн. Владимира был открыт приют или убежище для бесприютных детей, в 1889 г. - дом для беспомощных [9, с. 1943]. В 1893 г. объединенное Ставропольское Андреевско-Владимирское братство возглавил Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский (позже Кавказский и Ставропольский), при котором деятельность Братства подразделялась на религиозно-просветительную, миссионерскую и благотворительную функции.

При Агафодоре активно развивалось миссионерское дело в епархии. Для эффективной работы в этом направлении были учреждены должности противосектантских и противораскольнических окружных, затем уездных миссионеров, открыт епархиальный миссионерский совет, организовывались миссионерские курсы для пастырей и ревнителей православия, дома для религиозно-нравственных чтений и собеседований с народом [11, л. 159-160]. По его инициативе в 1900 г. был открыт Ставропольский епархиальный комитет православного миссионерского Общества, который он возглавил. Комитет содействовал епархиальному начальству и духовенству в распространении православия в пределах епархии, организовывал работу миссионеров, контролировал учебно-воспитательную работу в школах русской грамоты, открытых для инородцев, в частности трухмен, осуществлял проти-вобуддистскую миссию среди калмыков преимущественно в Большедербетовском улусе Ставропольской губернии [2, л. 33].

Агафодор был одним из инициаторов создания Ставропольского епархиального цер-ковно-археологического общества (1894 г.), занимавшегося изучением памятников истории и археологии, их охраной на Северном Кавказе. В разные годы председателями общества были ректор Ставропольской духовной семинарии, протоиерей П. Г. Смирнов, священники Д. Успенский, С. М. Никольский. Епархиальный миссионер Симеон Никольский был членом многих общественных организаций, в том числе Императорского Московского археологического общества, Ставропольского епархиального комитета православного миссионерского общества. С периодом его председательства связана наибольшая активность в деятельности общества. В 1894 г. Общество открыло древлехранилище, в 1900 г. - музей в Кре-стовоздвиженской церкви, который в 1906 г. получил название Ставропольского епархиального музея [13, с. 121]. При участии Ага-фодора были открыты Общество взаимного вспомоществования в церковных школах Ставропольской епархии (1910 г.) и санаторий для учителей церковно-приходских школ епархии в климатической станции на р. Теберде. При нем в епархии открылось 500 церковно-приходских школ, возведено более 200 храмов [11, л. 160].

Таким образом, представители общественных организаций внесли весомый вклад в развитие социальной инфраструктуры и культуры региона. В результате их деятельности увеличилось количество школ, в том числе воскресных, библиотек, проявилась тенденция к проведению вечерних курсов, лекционных кампаний, народных чтений. Участниками общественных организаций были заложены основы становления музейного дела, практика открытия приютов, столовых для бедных. Играя важную роль в

повседневной жизни Ставрополья, а также руководствуясь гуманными целями, представители общественных организаций заботились о физическом и нравственном здоровье населения, пропагандируя здоровый образ жизни, развивая интерес к художественному творчеству, прививая вкус к культурным ценностям. Богатое наследие, которое оставили представители общественных организаций Ставрополья второй половины XIX - начала XX в. составляет кладезь истории и культуры региона.

Источники и литература

1. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Москва-Пятигорск: [б.и.], 1992. 191 с.
2. Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК). Ф.439. Оп.1 Д.263.
3. ГАСК. Ф. 645. Оп. 1.Д. 7.
4. ГАСК. Ф. Р-3823. Оп. 1. Д. 8.
5. ГАСК. Ф. Р-3823. Оп. 1. Д. 50.
6. Кавказские епархиальные ведомости. 1875. №3.
7. Краснов М. Историческая справка к двадцатипятилетию Общества содействия распространению народного образования в г. Ставрополе. Ставрополь: [б.и.], 1913. 102 с.
8. Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 11. Ставрополь: [б.и.], 1964. 320 с.
9. Обозрение деятельности Ставропольского братства св. равноапостольного кн. Владимира с 25 апреля 1888 г. по 1 января 1891 г. Ставрополь: [б.и.], 1891. 85 с.
10. Православные русские обители. СПб.: [б.и.], 1994. 560 с.
11. Ставропольские епархиальные ведомости. 1913. №11.
12. Ставропольское медицинское общество. Ставрополь: [б.и.], 1888. 220 с.
13. Ставропольское епархиальное церковно-археологическое общество в первом десятилетии своего существования и деятельности. Ставрополь: [б.и.], 1905. 87 с.
14. Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественно-историческом, географическом и антропологическом отношениях. СПб.: [б.и.], 1913. Вып. 2. 98 с.
15. Устав школы обученных сиделок при обществе врачей г. Ставрополя. Ставрополь: [б.и.], 1905. 45 с.
16. Фёдоров С.М. Выдающийся исследователь Кавказа Николай Яковлевич Динник // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 5. Ставрополь: [б.и.], 1953. 342 с.

References

1. Gedeon, mitropolit Stavropol&skii i Bakinskii. Istoriya khristianstva na Severnom Kavkaze do i posle prisoedineniya ego k Rossii. (History of Christianity in the North Caucasus region before and after attaching it to Russia). Moskva-Pyatigorsk, 1992. 191 p. (In Russian).
2. State archive of Stavropol Territory (GASK). F.439. Inv.1. D.263. (In Russian).
3. GASK. F. 645. Op. 1.D. 7. (In Russian).
4. GASK. F. R-3823. Op. 1. D. 8. (In Russian).
5. GASK. F. R-3823. Op. 1. D. 50. (In Russian).
6. Kavkazskie eparkhial&nye vedomosti. (Caucasian eparchial sheets). 1875. No. 3.(In Russian).
7. Krasnov M. Istoricheskaya spravka k dvadtsatipyatiletiyu Obshchestva sodeistviya rasprostraneniyu narodnogo obrazovaniya v g. Stavropole. (Historical background to the 25-year anniversary society for the dissemination of public education in the city of Stavropol). Stavropol&, 1913. 102 p. (In Russian).
8. Materialy po izucheniyu Stavropol&skogo kraya. (Materials for the study of the Stavropol region). Issue 11. Stavropol&, 1964. 320 p. (In Russian).
9. Obozrenie deyatel&nosti Stavropol&skogo bratstva sv. ravnoapostol&nogo kn. Vladimira s 25 aprelya 1888 g. po 1 yanvarya 1891 g. Stavropol&. (Review of the activities of the Stavropol Brotherhood of St. the Apostles kn. Vladimir with 25 April 1888 year on 1 January 1891 year). 1891. 85 p. (In Russian).
10. Pravoslavnye russkie obiteli. (Russian Orthodox monastery). St. Peterburg, 1994. 560 p. (In Russian).
11. Stavropol&skie eparkhial&nye vedomosti. (Stavropol eparchial sheets). 1913. №11. (In Russian).
12. Stavropol&skoe meditsinskoe obshchestvo. (Medical society in Stavropol). Stavropol&, 1888. 220 p. (In Russian).
13. Stavropol&skoe eparkhial&noe tserkovno-arkheologicheskoe obshchestvo v pervom desyatiletii svoego sushchestvovaniya i deyatel&nosti. (Diocesan church-archeological society in the first decade of its existence and activities in Stavropol). Stavropol&, 1905. 87 p. (In Russian).
14. Trudy Stavropol&skogo obshchestva dlya izucheniya Severo-Kavkazskogo kraya v estestvenno-istoricheskom, geograficheskom i antropologicheskom otnosheniyakh. (Proceedings of the society for the study of Stavropol North Caucasus Krai in natural-historical, geographical and anthropological relations). St. Peterburg, 1913. Issue 2. 98 p. (In Russian).
15. Ustav shkoly obuchennykh sidelok pri obshchestve vrachei g. Stavropolya. (Charter School trained nurses in Stavropol physicians society). Stavropol&, 1905. 45 p. (In Russian).
16. Fedorov S. M. Vydayushchiisya issledovatel& Kavkaza Nikolai Yakovlevich Dinnik // Materialy po izucheniyu Stavropol&skogo kraya (Materials for the study of Stavropol Krai). Issue 5. Stavropol&, 1953. 342 p. (In Russian).

УДК 94(470.6).084.8

Н. И. Mедвенский

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ГОРАХ АБХАЗИИ В ХОДЕ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ 1942-1943 гг. МАРУХСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. II ЭТАП

В статье рассматриваются предпосылки, общий ход и итоги второго этапа боевых действий на Марухском операционном направлении в ходе битвы за Кавказ 1942-1943 гг., состав и численность советских и немецких войск, а также специфика ведения войны в горных условиях. Благодаря возросшему воинскому искусству солдат и офицеров группы войск Марухского направления, планы противника по прорыву в долину р. Чхалта и

далее к г. Сухуми, потерпели неудачу. По мнению автора, срыв немецкого наступления на данном участке высокогорного фронта явился важным тактическим успехом советского командования и в значительной мере способствовал окончательному провалу операции «Edelweiss».

N. I. Medvenskiy

COMBAT OPERATIONS IN MOUNTAINOUS AREAS OF ABKHAZIA DURING THE BATTLE FOR THE CAUCASUS OF 1942-1943. MARUKH DIRECTION. II STAGE

The article touches upon the preconditions, general course and the outcome of the second stage of combat operations in Marukh direction during the battle for the Caucasus of 1942-1943, the composition and size of Soviet and German forces as well as the specifics of warfare in mountainous terrain. Due to generalship of soldiers and officers of the troop of forces of Marukh direction plans of the enemy to break

through the Chkhalta river valley and farther to Sukhum was failed. According to the author the failure of the German offensive in this alpine front sector was an important tactical success of the Soviet command and largely contributed to the total failure of the Operation Edelweiss.

Оборона перевалов Главного Кавказского хребта является важнейшим эпизодом битвы за Кавказ 1942-1943 гг. Одним из главных участков высокогорного фронта стало Марухское направление, на котором советские войска противостояли частям 1-й немецкой горнострелковой дивизии «Edelweiss» (далее - ГСД), входящей в состав 49-го горно-

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СТАВРОПОЛЬЕ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА xix НАЧАЛО xx ВВ representatives of public organizations sociocultural environment stavropol krai second half of xix beginning of xx centuries
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты