Спросить
Войти

К вопросу о презумпции компетентности должностных лиц ведомственной милиции РСФСР (1924—1928 годов)

Автор: указан в статье

Д.А. Ерин

Ерин Дмитрий Александрович — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России

К вопросу о презумпции компетентности должностных лиц ведомственной милиции РСФСР (1924—1928 годов)

Защита государственной собственности от преступных посягательств в период восстановления экономики Советского государства и перехода к нэпу вызвала необходимость формирования в структуре советской милиции специальных формирований, основной задачей которых определялась охрана имущества государственных предприятий и учреждений, а также частных, имеющих государственное значение.

6 февраля 1924 года СНК РСФСР принял постановление «О ведомственной милиции», а 27 февраля 1924 года приказом № 55/с начальника милиции Республики оно было введено в действие1.

С первых дней формирования ведомственной милиции руководство ЦАУ НКВД РСФСР поставило перед губернскими и областными административными отделами задачу не только обеспечить комплектование подразделений ведомственной милиции наиболее подготовленными и «надежными» сотрудниками, особенно младший состав, занимающий должности младших и старших милиционеров, но и осуществлять комплектование профессионально подготовленными кадрами. В случае невозможности направления в подразделения ведомственной милиции указанного контингента, ЦАУ НКВД предписывало осуществлять профессиональную подготовку милиционеров либо в милицейских резервах, либо непосредственно в свободное от службы время.

Необходимо отметить, что руководство ЦАУ, учитывая специфику службы ведомственной милиции, предполагало, что в отличие от общей милиции, ведомственным милиционерам было необходимо выполнять не только обязанности по охране промышленных объектов, но и общемилицейские обязанности по обеспечению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В силу чего предполагалось, что ведомственный милиционер должен обладать знаниями не только основ караульной и сторожевой службы, а также постовой, розыскной, а с учетом особенностей большинства охраняемых объектов — противопожарной безопасности.

Вместе с тем, на практике подготовка младших милиционеров ведомственной милиции по специальным программам, отражающим специфику службы по охране промышленных объектов и государственных учреждений, осуществлялась нецентрализованно и во многом зависела от руководства губернских и областных административных отделов и реалий оперативной обстановки на местах.

По нашему мнению, необходимо выделить три направления профессиональной подготовки ведомственных милиционеров.

Первое — первоначальная, особенно на этапе организации ведомственной милиции в РСФСР 1924—1925 годов, подготовка ведомственных милиционеров в основном осуществлялась совместно с общегосударственной милицией, не учитывая специфики службы постового милиционера общегосударственной милиции и ведомственной. Так, на шестимесячных курсах при Саратовской губмили-ции с ноября 1924 года обучались и ведомственные милиционеры2.

Второе — подготовка милиционеров в период непосредственной службы в рядах ведомственной милиции, которая осуществлялась в рамках повышения профессионального уровня сотрудников милиции. Причем, необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев, именно такая подготовка и составляла основу всего процесса обучения ведомственных милиционеров в течение всего исследуемого периода. Как правило, занятия с милиционерами проводились «в свободное время» и в среднем, как, например, в Зарайском уезде Рязанской губернии, 5 часов в неделю, тогда как в Ульяновской губернии количество часов, выделяемых на профессиональную подготовку, устанавливалось в 10 часов3.

Вместе с тем, необходимо отметить, что во многих случаях информация об учебе ведомственной милиции, которая поступала из губерний и областей, не отражала реальной картины подготовки со-

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 393, оп. 43(а), д. 277, л. 18—18(об).
2 ГАРФ, ф. 393, оп. 43(а), д. 402, л. 17.
3 ГАРФ, ф. 393, оп. 51, д. 36. л. 4(об), 8(об); д. 38. л. 31.

Ерин Д.А. К вопросу о презумпции компетентности должностных лиц..

183

трудников. Во многих случаях профессиональная компетенция милиционеров подменялась политической благонадежностью и принадлежностью либо к ВКП(б), либо РКСМ.

Так, довольно часто акцент делался не на повышении уровня профессионализма, а на идеологической обработке в духе пропаганды идей партии большевиков. Так, в приказе №12/с от 1 ноября 1926 года начальника Гомельского адмотдела по результатам проверки охраны фабрики «Герои труда» указывалось, что «...учебы с милиционерами, кроме политчасти, не ведется...»1.

Обучение в процессе службы имело свои особенности, так как, несмотря на обязательность организовывать постоянные занятия с ведомственными милиционерами, на практике во многих губерниях и областях руководство ведомственной милиции подходило к этому вопросу либо формально, либо в силу объективных причин занятия не проводились. Такой подход к организации первоначального и последующего профессионального обучения, несомненно, отрицательно сказывался на качестве несения караульной и сторожевой службы.

Третье направление подготовки кадров младших милиционеров ведомственной милиции проявлялось в организации на местах при губернских (областных) милицейских школах-резервах специальных подразделений, ориентированных на специальную подготовку милиционеров для ведомственной милиции. Причем, обучение в этих подразделениях было построено с учетом специализации ведомственной милиции и, соответственно, после окончания учебы ведомственная милиция получала вполне подготовленных специалистов, которых не приходилось доучивать в ходе службы.

Примером такого подхода к подготовке кадров для ведомственной милиции стал г. Ленинград, где практически одновременно с организацией ведомственной милиции был организован резерв охраны государственных учреждений, выделенный в особую группу при караульной команде резерва Ленинградской городской милиции в количестве 40 человек. Так, в течение трех месяцев 1927 года (апрель — июль) было подготовлено и отправлено в отделения города 33 человека2. К 1 января в эту группу (взвод) было добавлено 9 конных милиционеров, которые обучались особенностям конной службы ведомственной милиции. Кроме того, это учебное подразделение периодически привлекалось к несению караулов по охране различных предприятий и учреждений города, это позволяло курсантам сочетать теоретические знания с практикой и прибывать в отделения готовыми специалистами с определенной практической и теоретической подготовкой3.

Несмотря на все мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки, на протяжении всего периода 1924—1928 годов во многих территориальных подразделениях ведомственной милиции, проблема непрофессионализма младших милиционеров, непосредственно осуществляющих службу по охране предприятий и учреждений, стояла весьма остро. Так, например, по результатам обследования охраны предприятий и учреждений губернии ведомственной милицией в июле 1927 года Тамбовское ОГПУ сообщало, что «личный состав недостаточно хорошо ознакомлен со своими обязанностями... регулярных занятий не проводится»4.

Значительная часть ведомственных милиционеров слабо ориентировалась не только в нормативно-правовых актах, регулирующих организационно-правовые аспекты деятельности ведомственной милиции, но и в своих непосредственных обязанностях постового. О чем свидетельствовали многочисленные результаты проверок как со стороны ЦАУ НКВД, так и со стороны губ- и обладмот-делов5.

Вместе с тем, с учетом практики подготовки кадров для ведомственной милиции на местах приказом начальника милиции РСФСР «Об организации подготовительных курсов для поступающих в милицию» от 23 октября 1928 года № 50 устанавливалась «Инструкция о подготовке поступающих в рабоче-крестьянскую милицию»6, которая впервые установила специфику подготовки ведомственной милиции с учетом особенностей будущей службы. Организация подготовки милиционеров ведомственной милиции, согласно предлагаемой в инструкции программе, позволила в последующий период коллективизации и индустриализации обеспечить ведомственную милицию компетентными сотрудниками, способными достаточно эффективно решать поставленные коммунистической партией и советским правительством, задачи по охране социалистической собственности.

1 ГАРФ, ф. 393, оп. 43(а), д. 708, л. 2.
2 ГАРФ, ф. 393, оп. 48, д. 34, л. 15.
3 ГАРФ, ф. 393, оп. 48, д. 34, л. 151, 152.
4 ГАРФ, ф. 393, оп. 43(а), д. 1622, л. 63.
5 ГАРФ, ф. 393, оп. 43(а), д. 902, л. 13.
6 Бюллетень НКВД. — 1928. — № 39.
184

Юридическая техника. 2010. М 4

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты