Спросить
Войти

Наука о регулятивной функции государственной границы: основные теоретические и практические выводы, вытекающие из анализа истории пограничной мысли

Автор: указан в статье

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ

&Те о р и я и м е т о до л о г и я Theory and Methodology / Theorie und M etho do log i e

УДК 001:351.746.1

Боярский В.И.

Наука о регулятивной функции государственной границы: основные теоретические и практические выводы, вытекающие из анализа истории пограничной мысли

Боярский Вячеслав Иванович, доктор исторический наук, профессор, действительный член Академии военных наук и Международной академии информатизации

E-mail: bovich@inbox.ru

В 1993 году в научный и практический оборот введено понятие «погранология», обозначающее новую научную дисциплину (науку), изучающую характер, законы и закономерности такого социально-политического явления, как обеспечение и защита интересов личности, общества и государства в пограничных пространствах. Эта наука складывалась и развивалась на протяжении длительного исторического периода. В настоящее время идет процесс ее институализации как самостоятельной отрасли научных знаний, включающей в себя систему взаимообусловленных теорий, процесс теоретического

VJ VJ VJ /■— |—» VJ

осмысления явлений с позиций интегративной науки об охране границы. В данной статье представлены основные теоретические и практические выводы, вытекающие из анализа истории пограничной мысли — базовой категории погранологии.

Без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории...

Н.Г. Чернышевский

Наука в любое время представляет собой общий итог всего, чего она достигла к этому времени... Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важнейших институтов человечества, таких как религия, право, философия и искусство.

Дж. Бернал

Роль и место истории в системе пограничной науки

Наука растет - и растет стремительно. В наши дни, как правило, на стыке наук, на пересечении программ рождаются все новые и новые науки. В тесное соприкосновение входят все новые и новые предметы исследования. «Наука растет по экспоненциальному закону, т.е. таким образом, что за каждые сколько-то лет ее количественные характеристики возрастают во столько-то раз. Общее число статей в научных журналах всего мира удваивается за 12—15 лет. Число научных работников удваивается: в Западной Европе — за 15 лет, в США — за 10 лет, в СССР — за 7 лет. При таком бешеном темпе роста современное поколение ученых составляет 9/10 суммарной численности всех ученых, когда-либо живших на Земле» [Турчин 2000]. Вместе с наукой экспоненциально растут и другие количественные характеристики, относящиеся к человечеству: общая численность людей и общий объем производства материальных ценностей...

В числе новых наук — погранология — интегративная наука о процессах обеспечения безопасности общества, личности и государства в пограничном пространстве. При этом необходимо отметить, что эволюция этой науки сама по себе отражает эволюцию объекта, а различные стадии развития знания об охране государственной границы отражают различные фазы исторической зрелости его предмета, фиксируют крупные исторические сдвиги в его структуре, строительстве, формах и способах деятельности. Иными словами, задача исследователя состоит в том, чтобы сопоставить эволюцию исторической мысли об охране границы на разных ступенях исторической зрелости предмета исследования,

Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государственной границы:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНОЙ МЫСЛИ

которым в нашем случае является пограничная охрана (пограничная стража, пограничная служба), выявить конкретно всеобщие, инвариантные формы и законы, которые продолжают характеризовать данный предмет на всем протяжении времени от его рождения до наших дней.

Рассмотрение истории мысли об охране государственной границы и истории возникновения и развития пограничной охраны (пограничной деятельности) предполагает осознание и четкое представление о том, что сегодня представляет собой этот предмет и его теория. Здесь на первом плане предстает логический анализ предмета как исторически конкретного явления, а лишь после этого следует поиск ответа на вопрос об исторических обстоятельствах рождения предмета.

Отсюда следует, что предшествующие периоды истории охраны государственной границы — это не ступени к сегодняшнему дню, а самостоятельные исторические фазы, где каждая из них постигается в своей собственных противоречиях и закономерностях, вместе с ней рождающихся и исчезающих. Причем отрицание происходит при сохранении исторически сложившегося материала. Стержневым является факт, что предмет исследования в его сущности остается все время одним и тем же, что и сегодня, и сотни лет назад. Ибо условия возникновения предмета — одновременно и следствие его развития. Так, исторически необходимое условие возникновения пограничной охраны (пограничной деятельности) есть государственная граница. Именно она сохраняется на всем протяжении развития пограничной охраны и пограничной деятельности. В последующей же фазе теории охраны границы удерживаются лишь конкретно-всеобщие моменты, очищенные от исторических форм проявления, в которых она существовала и развивалась.

Государственная граница, ее характер порождает пограничную охрану, т.е. ту конкретно-историческую форму, в которой граница функционирует в виде деятельности элемента государства, конкретно-исторической формы пограничной службы как суть продукт жизнедеятельности самого государства. Все необходимые условия возникновения пограничной охраны наблюдаются на поверхности возникновения государства. Причем внутри государства эти условия, их необходимая совокупность актуально наличествуют до тех пор, пока государство живет как целостный организм.

Государство в каждой исторической фазе своего развития воспроизводит ту конкретно-историческую форму погранич-

V/ / V/ \ V/ I V/ V/

ной охраны (пограничной деятельности), в которой она функционирует как его необходимый и достаточный на данном этапе элемент. Она, пограничная охрана, по сути, и продукт, и составная часть государства. Это особенно важно, когда за факты, относящиеся к истории предмета, начинают принимать факты, которые лишь подготовили его появление. И тогда пограничная охрана превращается в явление «вечное» или очень древнее, гораздо ранее, чем само государство.

В этой связи следовало бы иметь в виду, что история гносеологических предпосылок рождения государства и его границ не есть история пограничной охраны как конкретно-исторического явления. Вот почему очень важно установить тот пункт, в котором начинается действительно история предмета — история пограничной охраны (где объектом исследования выступает история охраны государственной границы), начало его становления. Ибо нельзя говорить о не до конца развившейся форме, она или есть, или ее еще нет.

Логическое развитие категорий, в форме которых совершается построение теории охраны государственной границы, и историческое развитие совпадают лишь диалектически. Как правило, подлинная причина явления обнаруживается во времени значительно позже, чем ее собственное следствие. Таким образом, последовательность рассмотрения явления во времени не есть признак исторического подхода к делу.

Судьба исторически предшествующих явлений в каждой новой фазе определяется совершенно новыми законами. В то же время есть законы устойчивых форм, которые ни отменены, ни изменены быть не могут. Однако только тогда, когда возникает понимание явлений, обобщение, теория, когда полнее постигаются законы, управляющие явлениями, только тогда начинается истинное человеческое знание, возникает наука.

Погранология, имеющая мощную эмпирическую базу, изучает, прежде всего, пограничную деятельность, т.е. деятельность субъектов, обеспечивающих защиту интересов государства, общества и личности в пограничных пространствах. Исследование функционирования, воспроизводства и развития исторически сложившихся объектов — государственной границы, пограничных пространств и субъектов пограничной деятельности как атрибутов государства — позволяет выявить их исторические перспективы, рассмотреть их в единстве настоящего, прошлого и будущего.

Исторический метод при формировании новой науки, какой является погранология, позволяет также выявить закономерности, тенденция, взаимосвязи пограничных отношений, строительства специализированных государственных институтов (пограничной стражи, охраны, таможенной службы, органов контроля и др.), пограничного искусства, техники и вооружения, пограничной мысли и т.п. То, что история устанавливает как нечто закономерное, устойчивое, повторяющееся дает возможность экстраполировать в будущее возникновение новых узловых проблем или дальнейшего развития существующих проблем в области межгосударственного разграничения и взаимодействия, прогнозировать ситуацию в пограничной сфере и строить адекватную пограничную политику.

Как практическая наука погранология должна предоставлять руководству страны материалы, необходимые для выработки научно обоснованной пограничной политики и ее успешного осуществления.

Сегодня процесс глобализации протекает в крайне противоречивых формах, вызванных социально-экономической и духовной борьбой в мире.

Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государственной границы:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНОЙ МЫСЛИ

Сегодня же безопасность и устойчивость развития отдельных государств и мирового сообщества в целом оказываются в опасной зависимости не только от национальных концепций, военных доктрин государств и действий их лидеров, но также от целей и нравственных ценностей некоторых международных, надгосударственных структур, отдельных группировок и лиц. В тоже время в этих условиях единство многообразия мира и его стабильность обеспечиваются добрососедством взаимоотношений государств и народов, взвешенной, толерантной пограничной политикой, неприкосновенностью государственных границ при всей их информационной и экономической «прозрачности».

В условиях глобализации государственные границы становятся инструментом самоидентификации, самобытности государств и народов, преобладания национальных (государственных) интересов над облаченными в националистическую тогу «общечеловеческими» и персональными (групповыми) ценностями.

За исключением точных наук на истории базируются все социальные научные дисциплины. Между тем до сих пор нет теории пограничной истории. Именно сейчас, когда идет процесс формирования целостной теории функционирования государственной пограничной службы, ее оформления в законах важно определиться с местом и ролью самой пограничной истории в системе пограничной науки. Ибо это центральный вопрос методологии. Сегодня для этого есть все объективные и субъективные условия: накоплен, систематизирован и классифицирован достаточный фактографический материал, есть теоретические наработки.

Анализ исторической практики функционирования государственной границы России, ее охраны и защиты во всех ее проявлениях, анализ развития теории пограничной деятельности, анализ аналогичных процессов в других государствах свидетельствуют о том, что субъектами этих явлений постоянно выступает значительное число различных государственных структур. Это говорит о том, что охрана государственной границы не только и не столько сфера вооруженной борьбы. Она предстает в единстве и противоположности, во взаимосвязи экономических, национальных, социально-политических, военных, экологических, технических, культурных, мировоззренческих, духовно-нравственных и многих других аспектов. Это позволяет говорить о многоплановости функционирования государственной границы, о комплексном характере процесса ее охраны и защиты и, следовательно, о комплексном характере пограничной науки — погранологии — в целом.

В этой связи пограничная наука предстает как интегративная наука, объединяющая ряд находящихся на стыке научных дисциплин, изучающих различные стороны деятельности государственных структур по охране и защите Государственной границы и интересов государства в пограничных пространствах. Только отталкиваясь от этого положения, можно говорить о месте пограничной истории в системе пограничной науки.

Обращение к историографии истории охраны государственной границы позволяет убедиться в неоднозначности существовавших воззрений на место пограничной истории в системе пограничной науки, так же как на место ее определяющего компонента — самой пограничной службы в системе государства.

Практически до начала XIX века пограничная стража (ее построение, организация службы по охране границы) выступала как составная часть оборонительной системы государства, а охрана Государственной границы рассматривалась как составная часть военной деятельности. В XIX веке войсковые структуры централизованной пограничной стражи становятся инструментом активной финансово-экономической политики государства. И логично ее рассматривали через деятельность таможенного ведомства.

В советский период, с 1917 по 1989 гг. — и это определялось местом пограничных войск как составной части Вооруженных сил государства — пограничную историю рассматривали в первую очередь как составную часть истории военной. В равной мере ее с таким же успехом можно было рассматривать как составную часть истории служб государственной безопасности или же внутренних дел, поскольку организационно в различное время пограничные войска входили в состав этих структур. Однако здесь нет противоречия. При более детальном и глубоком рассмотрении этот факт лишь свидетельствует об устойчивом межведомственном характере охраны государственной границы как закономерности.

Неоспоримо, что объект пограничной истории значительно шире объекта истории военной, содержанием которой является вооруженная борьба, шире объекта истории таможни, истории контрразведки, истории финансового ведомства и др. С полным основанием можно было бы сказать, что пограничная история — это наука о закономерностях становления, развития и организации охраны Государственной границы, защиты интересов государства в пограничных пространствах во всех их проявлениях и формах. Она является многоаспектным составным элементом истории Российского государства и советский период истории пограничных войск здесь не составляет исключения. Он лишь подчеркивает правило. Это правило подтверждается практикой многосубъектной охраны государственной границы подавляющего большинства государств мирового сообщества, независимо от правящего режима, их общественного и политического устройства.

Это с полным основанием позволяет говорить о субъектно-региональном подходе к охране границы как одной из закономерностей оптимальной организации этого сложного многопланового процесса, о разделении между ведомствами сфер приложения сил по пространству (суша, море, воздушное, подводное пространства) и объекту защиты (собственно граница, биоресурсы, экономика, здоровье нации и т.д.). Заметим, что в этом плане предпочтительна постановка вопроса о более тесной координации деятельности субъектов охраны государственной границы в мирное время, чем об их слиянии, подчинении одного другому без учета их специфики.

Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государственной границы:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНОЙ МЫСЛИ

Все вышесказанное позволяет более четко определиться с местом пограничной истории в системе пограничной науки. Это не составная часть истории военного ведомства, истории таможни и контрразведки. Это самостоятельный раздел истории Российского государства, базовая составляющая пограничной науки. Государственная граница, ее характер порождает пограничную деятельность и пограничные отношения, в тех их конкретно-исторических формах, в которых граница функционирует в виде элемента деятельности государства.

Исходя из этого, пограничная история, как основание погранологии, по нашему мнению, должна рассматриваться в трех аспектах. Первый — история пограничных отношений (история формирования территории России, история межгосударственного разграничения, история государственных границ и т.д.); второй — история пограничной деятельности, которая в свою очередь может быть представлена несколькими направлениями: история субъектов пограничной деятельности (история пограничных войск, история таможни, история пограничной стражи и т.д.), история собственно пограничной деятельности (история охраны границы в экономическом, военном, политическом, санитарно-карантинном, миграционном, пограничном ветеринарном, пограничном фитосанитарном отношениях, история искусства охраны границы, история таможенного дела и др.), история пограничной техники (история создания и применения техники и вооружения в охране границы) и др.; третий — история развития мысли о межгосударственном разграничении, пограничных отношениях и пограничной деятельности, т.е. история развития пограничной мысли.

Вполне естественно, что история развития мысли и история пограничной деятельности (пограничных отношений) не совпадают, поскольку имеют различный предмет исследования и разные временные параметры. В этой связи исследователь, определяя последовательность развития научных знаний, должен ориентироваться не на историю изучаемого предмета, а в лучшем случае, на его идеальную модель, на историю его теоретического воспроизведения, на историю той науки, которую мы теперь именуем погранологией.

Анализ истории теории охраны государственной границы, в свою очередь, свидетельствует о двойственной природе искусства охраны границы, предметом которой является специальная служебно-боевая деятельность войсковых структур по охране границы в мирное время и непременное участие их в войнах и вооруженных конфликтах (что составляет область военного искусства). И как итог этой посылки — оперативно-войсковой характер пограничной службы, определяемый одной из закономерностей ее оптимальной организации. Следовательно, когда мы говорим об истории теории и практики охраны государственной границы, то это означает, что речь идет об эволюции функционирования составной части сложной социально-исторической системы государства в лице ведомств — субъектов охраны границы.

История же знаний отражена в самой науке, и в суждениях тех или иных творцов науки (в их трудах) содержится ключ к пониманию ее развития. На протяжении многих веков история пограничной мысли аккумулировала драгоценный социальный и нравственный опыт множества поколений людей, так или иначе связанных с границей, но получила свое более-менее систематизированное оформление менее века назад.

Историческая модель системы выступает как функция переменной во времени, в течение которого происходят описываемые изменения в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах. Скрещение элементно-структурного анализа с историческим позволяет выявить изменения системы, вызванные изменениями исходных условий, как, например, изменялась сущность охраны границы при изменении пограничной политики, господствующей в государстве идеологии, экономических отношений и др. Можно лишь отметить, что выявленные закономерности наличествуют как в дооктябрьский, советский период, так и постсоветский периоды истории России и предстают как диалектические связи общего, частного и особенного. Они пролонгируются и в будущее. Все это с полным основанием позволяет говорить о пограничной истории как научной и учебной дисциплине.

Но было бы совершенно неправильно рассматривать историю пограничной деятельности и охраны государственной границы с точки зрения тенденций, ведущих к сегодняшнему положению вещей, поскольку и сегодняшнее состояние охраны границы, и ее отражение в понятиях — не застывшие структуры, а, прежде всего очередная преходящая фаза их развития. Такой подход создает диалектико-материалистический угол зрения и на историю и на теорию пограничной деятельности, охраны границы.

Современная теория пограничного искусства выделяет в деятельности государства и его исполнительных органов комплексное применение разноведомственных, разнородных сил в различных сферах. Формы и способы действий пограничных органов ФСБ России, других субъектов пограничной деятельности находятся в диалектическом единстве, постоянно наполняются новым содержанием, видоизменяются и совершенствуются. В целом же необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование пограничного искусства возможно лишь на пути развития единой методологии, уточнения содержания понятий в соответствии с изменившимися условиями и с учетом осмысления все более увеличивающегося объема эмпирических знаний на базе предшествующего исторического опыта, его теоретического осмысления.

Анализ исторического знания об охране границы позволяет сделать вывод и о том, что ее сущность является объектом познания многих научных дисциплин и других теорий. В современных условиях к комплексному содержанию теории охраны границы следует отнести и теорию охраны и защиты биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, которые находятся в стадии становления.

Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государственной границы:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНОЙ МЫСЛИ

Теория и практика охраны государственной границы развивается по всеобщим закономерностям, в числе которых, и это подтверждено историческими исследованиями, следующие закономерности:

— зависимость состояния финансов и развития экономики государства от проводимой пограничной политики;

— соответствие организации охраны государственной границы проводимой пограничной политике;

— соответствие состояния охраны государственной границы экономике государства;

— альтернативность в развитии различных видов пограничной службы в зависимости от приоритетности выдвигаемых исполнительной властью (государством) задач;

— зависимость качества охраны государственной границы от морально-психологического состояния личного состава;

— зависимость состояния охраны государственной границы от наличия и состояния применяемых сил и средств, техники, вооружения и др.

— зависимость результата охраны границы от согласованности усилий, взаимообусловленности действий разнородных и разноведомственных сил и средств в различных сферах и др.

На определенном этапе развития государства происходит нарушение диалектического равновесия этих законов, что требует определенной корректировки составляющих компонентов. Нарушение, как правило, проявляется в том, что пограничная деятельность, охрана границы перестают соответствовать интересам и внутренним потребностям государства, противоречить характеру и уровню его развития и международному положению. Разрешение противоречия выступает

■ и V/ V/ АЛ V/

мощным фактором дальнейшего развития государственной пограничной политики (практики), пограничной деятельности, охраны и защиты государственной границы, а также всей совокупности сложившихся отношений между субъектами государственной системы охраны границы. Оно видится в приведении теории и практики охраны государственной границы в соответствие с требованиями реальной действительности, в соответствие с положениями международного права. И пограничная история выступает здесь как базовый компонент.

Действующие закономерности в пограничной деятельности, охране государственной границы и др. отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания и воли людей, внутренние существенно необходимые связи, диалектику объективного и субъективного. Они оказывают влияние на происходящие процессы лишь через субъективную деятельность людей, поэтому познание закономерностей, их сущности и диалектики является основой целесообразной практической деятельности исполнительной власти, исключает (сводит к минимуму) ошибки, позволяет предвидеть ход и исход событий, принимать оптимальные политические и иные решения, определять единые цели и пути их достижения.

На основе прогностической функции исторического анализа можно было бы обозначить отдельные направления даль-

V/ V/ ^ V V V/

нейшего развития пограничной науки. В их числе разработка общей теории пограничной науки, таких ее положений, как содержание охраны государственной границы и ее определение, обоснование государственной системы охраны границы, обоснование объекта и предмета исследования пограничной науки; разработка принципов оперативных, служебнооперативных и специальных действий, видов, форм и способов действий по охране государственной границы, действий по охране и защите ресурсов территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны и т.д.

Государство как социальный институт предполагает наличие четко выраженных пределов своего верховенства — границу, которую образно можно сравнить с кожным покровом живого организма. Она в полной мере наделена защитно-регулятивными функциями.

Каждая система, природная или общественная, стремится к контролю соотношения между порядком и хаосом (беспорядком). Такую систему, как государство, обязательно следует защищать от агрессивной среды путем уменьшения степени открытости, например, по показателю поступления извне, из-за рубежа, террористов, незаконных мигрантов, наркотиков, некачественной продукции, ужесточив пограничные и таможенные барьеры. В свою очередь, для отечественных товаров, наоборот, следует больше открыть свои рынки...

Если окружающая среда не агрессивна, тогда государство, которое на своих границах увеличивает степень его открытости, будет испытывать усиление деструктивных процессов в области экономики, культуры и по этим показателям увеличится энтропия (см. [Прангишвили, Бурков и др. 2004, с. 24—25]) ...

Всякое отклонение от состояния равновесия в любую сторону обуславливает либо излишнюю упорядоченность и организованность — «тотальная охрана границы» — или излишний беспорядок и дезорганизацию, «прозрачность границ». Регулятором такого равновесия в государстве выступает система ведомств, защищающих политические, экономические, военные и иные интересы государства в пограничном пространстве, ключевым из которых является сегодня Пограничная служба ФСБ России (см. [Институциональная политология. 2006]).

Наличие границы выступает как необходимый компонент самости государства, его неповторимости, условие его идентификации и существования. Она отражает права государства на сферу жизнеобитания — территорию. Граница, не имеющая официального статуса, порой становится предметом самых жестких международных конфликтов. Нередко, например, путают статус границы с её режимом, понимая под тезисом «отмирания границ» свободное перемещение

Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государственной границы:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНОЙ МЫСЛИ

между государствами лиц и грузов, забывая о статусе границы как предмете суверенитета государства, его неприкосновенности, т.е. нерушимости границ. Они существуют всегда и должны соблюдаться. Очерченные проблемы — прерогатива науки государственного управления и её составной части — погранологии, включающей управление процессами в пограничном пространстве.

Государственная граница. Пограничная деятельность — это, несомненно, части объективной реальности, но части особые. Их возникновение и существование связаны с социальной формой движения материи, т.е. историей человечества. Это определяет исторический характер объекта исследования теории охраны государственной границы как составной части погранологии. В них объективируются разъединительно-объединительные функции общества, они выступают воплощением специфических знаний людей.

Возникновение погранологии как отрасли знаний — это естественно-исторический процесс, результат пограничной деятельности человека. Ее исходным моментом являются обособленные социальные объединения людей. Пограничная деятельность — это та сторона общественной практики, которая представлена взаимодействием данного социального образования и окружающей среды, определяется законами материального мира и регулируется интересами этого социального образования, которые также историчны.

Развитие теории охраны государственной границы

В каждой очередной фазе исторического развития России знания об охране границы оформлялись как специфическая особая отрасль науки и развивались применительно к конкретным условиям. Они складывались из разрозненных воззрений, описаний процессов охраны границы в единую обобщенную теоретическую парадигму как совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное знание на данном этапе. Сами обобщения реализовались в виде практических рекомендаций, которые оформлялись в нормативных документах, регламентирующих эту деятельность. С накоплением достаточного количества материала, его осмысления, когда в познании стали использоваться научные методы абстрагирования и анализа, появилась возможность приступить к раскрытию сущности охраны границы, выявлению существующих здесь принципов, закономерных связей и отношений.

Первым из дошедших до нас нормативных документов, регламентирующих действия пограничной стражи, стал «Приговор о сторожевой и станичной службе». Составлен под руководством князя М.И. Воротынского, утвержден в Разрядном приказе 16 февраля 1571 г. В исторической литературе он подчас именуется «Общим уложением...», «Уставом...» ... В большей степени Приговор касался системы донецких сторож и станиц, высылаемых из Путивля и Рыльска на Северский Донец. Это были самые южные, передовые районы несения сторожевой службы. Вместе с тем Приговором должны были руководствоваться и другие сторожа «из всех украинных городов на польских сторожах» [Пограничная служба России... 2009, с. 130—132].

Внимательное изучение Приговора позволяет сделать вывод о том, что данный документ был самым настоящим уставом службы по охране границ Московского государства в последней трети XVI в. В нем достаточно четко были определены цели и задачи сторожевой и станичной службы, принципы и способы ее несения, нормы, порядок и правила выделения необходимых сил и средств для достижения ее максимальной эффективности. Он определял виды, формы и способы действий порубежников (пограничников) при несении ими службы и обнаружении противника. Документ дает представление о содержании основных положений теории охраны границы того времени.

Охрана границы выступала как обеспечение защиты государства от внезапного нападения противника, составная и неотъемлемая часть его оборонительного потенциала. Задача пограничной стражи состояла в непрерывном слежении за противником на окраинах государства и оповещении о нем центральной власти и пограничных воевод. Охрана границы реализовалась через деятельность высших органов исполнительной власти и деятельность учрежденной пограничной стражи. Служба по охране границы выступала в виде формы деятельности пограничной стражи. Основные способы службы по охране порубежья заключались в особом расположении сменяемых сторож по определенным рубежам и на избранных направлениях возможного движения противника, а также в высылке сменяемых станиц вглубь степи в определенные районы или же по определенным направлениям. В результате комплексное несение сторожевой и станичной службы обеспечивало решение задачи непрерывного слежения за противником и своевременного оповещения о нем государя и воевод на границах и рубежах в степи. Выделялось два вида службы по охране границы: сторожевая служба и станичная, имеющие свою специфику.

Были четко сформулированы требования, предъявляемые к сторожевой и станичной службе: непрерывность по времени и месту, скрытность действий, сосредоточение основных сил на главных направлениях, тесное взаимодействие с войсками в поле.

В последующем (март 1623 г.) был принят «Устав о сторожевой и станичной службе», который детализировал обязанности пограничных воевод, ввел круглосуточную систему охраны границы. Развитие коммуникаций, промышленности, торговли вели к увеличению числа задач по охране границы. В декабре 1753 г. был издан указ о перенесении внутренних таможен и места сбора пошлин на внешнюю границу. Охрана границы приобретает финансовоэкономическое значение. Рождается ряд новых проблем. Острота их решения определялась тем, что попыткам регули-

Боярский В.И. Наука о регулятивной функции государственной границы:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНОЙ МЫСЛИ

рования экономики на границе, протекционистской политике исполнительной власти противодействовала сначала стихийная, а потом организованная контрабанда товаров, которая в Российской империи в отдельные исторические отрезки времени приобретала характер национального бедствия. Это предопределило тесное взаимодействие таможенной службы и пограничной стражи. Оно было настолько тесным организационно, что это наложило отпечаток на терминологию, понятийный аппарат теории охраны границы.

В сентябре 1782 г. издан указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров» [Пограничная служба России... 2009, с. 132—136]. Таможенные заставы переданы в надзирательские дворы, реорганизована форпостная система. Надзор на границе стал осуществляться одновременно в военном и таможенном отношениях. В сентябре 1802 г. принято «Положение о Донском казачьем войске». Положение наряду с другими обязанностями казаков определило их задачи в охране границы на кордонных линиях и при несении службы «вне войска».

В преддверии войны в 1811 г. утверждено «Положение об устройстве военной стражи» [Пограничная служба России... 2009, с. 136]. На первую линию охраны границы встали полки Донского и Бугского казачьих войск, которые осуществляли войсковое прикрытие границы. Введение в государстве института земских фискалов как элемента борьбы с коррупцией, инициирует и на границе новую форму деятельности — разведывание через донос (1819 г.), новый способ охраны границы — преследование контрабандистов. Более четко осознается основная задача пограничной стражи — оберегать экономику государства от конкуренции извне.

Еще ранее, в 1753 г. на погранично-таможенную стражу была возложена новая задача — паспортный контроль.

В августе 1827 г. утверждено «Положение об устройстве таможенной пограничной стражи», чем положено начало перехода таможенной пограничной стражи на положение ведомства, приравненного к военному. Это начало становления пограничной стражи как специальных войск. В 1832 г. Таможенная пограничная стража переименована в пограничную стражу Департамента внешней торговли Министерства финансов. В 1893 г. Пограничная стража выделена из Департамента таможенных сборов министерства финансов. Образован Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) России, как особый род войск, предназначенный для охраны границы.

Важной вехой в упорядочении службы на границе стало принятие Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи (1910 г.) и Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи (1912 г.). Большое значение имел тот факт, что в этих документах регламентировался порядок применения оружия, производства обысков и

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты