УДК 94 (Р 477.75):[411.16+512.143]
Иудейские общины в Крымском ханстве: правовой статус и основные занятия населения1
Дмитрий Прохоров
(ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»)
Аннотация. В статье проанализировано положение представителей иудейских общин в Крымском ханстве - караимов и крымчаков. Целью работы является обобщение уже известных на сегодняшний день данных о развитии в крымских караимских и крымчакских общинах различных видов ремесел и промыслов, об их традиционных занятиях, об участии представителей этих этноконфессиональных общностей в экономической и хозяйственной жизни полуострова в ХУ-ХУШ вв. и, в частности, в период существования Крымского ханства. Актуальность работы обусловлена тем, что некоторые из публикаций на указанную тему содержат противоречивые и зачастую противоположные друг другу выводы. При работе над статьей использовались материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Республики Крым. Выявлено, что караимы, как и представители других немусульманских общин, имели в Крымском ханстве особый статус податного населения «райя» (или «зимми»); ремесленники караимы и крымчаки играли важную роль в хозяйственной жизни региона. Широкое распространение в караимских общинах Крыма получили торговля, земледелие, скотоводство, пчеловодство, огородничество, садоводство, виноградарство и виноделие. Во многом благодаря труду представителей немусульманской части населения ханства - караимов, евреев, армян и греков - активно развивалась его экономика.
Основную часть населения Крымского ханства в эпоху средневековья и Новое время составляли «райи» («райя») - крестьяне и горожане, которые имели низкий социальный статус и подлежали высокому налогообложению, а также «зимми»2 (к этой категории относились греки, армяне, караимы и ев1 Статья выполнена в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ № 33.5763.2017/БЧ по теме «Российская империя и Крым: основные проблемы, концепции, понятия».
реи-раввинисты, или крымчаки). Появление на Крымском полуострове рав-винистической общины относится ко второй половине XIII в., и формируется она из эмигрантов, прибывших из Европы, Византии и мусульманского Востока. Самоназвание евреев-раввинистов Крыма средневекового периода - «иеху-ди»; в более позднее время, а именно, в конце XIX - начале XX в. - «кърым-чах» (крымчаки). За столетия существования Крымского ханства крымские евреи подверглись значительной тюркизации - они переняли язык, многие обычаи и нравы крымских татар. Верующие крымчаки - иудеи, однако их литургия отличалась и от сефардского, и от ашкеназского ритуалов. Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению особой формы обряда, включающего элементы, характерные для различных толков. В начале XVI в. была создана собственно крымская литургия - т. н. «Ритуал Кафы» (разработанная рабби Моше га-Голе, который был взят в плен татарами и привезен в Крым в 1506 г.), что позволило объединить представителей разноэтничных иудейских общин полуострова на основе старожильческой тюркоязычной иудейской общины [24, с. 24]. Языком общения внутри общины стал крымчакский этнолект крымскотатарского языка, а языком богослужения, деловой переписки, научных и теософских трудов вплоть до начала ХХ в. оставался иврит. Свои религиозные службы крымчаки проводили в молитвенных домах - къаалах.
Судя по дошедшим до нас письменным источникам, первые свидетельства о пребывании караимов на Крымском полуострове датированы серединой XIII в. [4, с. 118; 10, с. 266, 267; 24, с. 19-21; 26, р. 61-64]. Данные о присутствии в Каффе еврейского населения фиксируются в документах последней четверти XIII в. В конце XV - начале XVI в. кварталы уже османской Кафы/ Кефе, где проживали евреи и караимы, упоминались в дефтерах - особых тетрадях записей дел как религиозного, так и светского характера кефинского тудуна (особого чиновника ханской администрации, наместника хана, выполнявшего надзорные и организационные функции). В Кафе пребывание тудуна регламентировалось заключенным между ханом и генуэзцами договором, при этом хан контролировал сбор таможенной пошлины, являвшейся официальной выплатой за полученные генуэзцами территории. Кварталы, в которых проживали представители еврейской и караимской общин, именовались, как правило, по имени сотника, или же папаса (духовного руководителя той или иной общины). Например, в указанный период в городе существовали кварталы сотника Исаака и папаса Авраама, причем караимский джемаат (община) в этот период (1542 г.) являлся главенствующей иудейской общиной в Кефе [8, с. 126]. К началу XVII в., по свидетельству путешественников (например, Ж. Бордье), эти кварталы приобретают все более замкнутый территориальный
«райя» - низших классов общества (которые, хотя и состояли в основном из немусульман, однако включали в себя и низшие сословия мусульман).
характер в связи с политикой, приводившейся османской администрацией в отношении немусульман, что позволяет сделать вывод о том, что кефинские караимы на протяжении почти 200 лет проживали в строго определенном районе города, лишь изредка оседая за его пределами [27, р. 102].
Помимо такого крупного торгового и ремесленного центра Юго-Восточного Крыма, как Кафа/Кефе, караимы также жили в Солхате (после 1475 г. -Эски-Къырым), Кырк-Оре (Чуфут-Кале; появление там общины происходит между 1342 и 1357 гг.), Карасубазаре, Мангупе (со второй половины XV в.), Гёзлёве (конец XVII - начало XVIII в.) и в ряде менее крупных населенных пунктах полуострова [6, с. 289, 290; 7, с. 245; 8, с. 124]. Необходимо заметить, что в Чуфут-Кале проживало некоторое число крымчаков: по утверждению М. Б. Кизилова, несколько семейств с типичными крымчакскими фамилиями обитали на Чуфут-Кале в конце XVIII - начале XIX в. [9, с. 9-10]. Присутствие крымчаков на Мангупе зафиксировано и архивными документами: так, например, в фискальных ведомостях по Бахчисараю за 1801-1809 гг. фигурируют несколько фамилий, указывающих на то, что их обладатели являлись крымчаками - выходцами из Мангупа [2].
В различных источниках XV-XVIII вв. встречается несколько форм экзо-этнонимов караимов. Известно, что в официальных документах Крымского ханства всех представителей иудейских общин именовали иехуди, или яху-ди (ягуди, яхудилер). При этом подчеркнем, что под термином «иудеи» могли подразумеваться как собственно караимы, так и евреи-раввинисты, поскольку различия между ними в Крымском ханстве не делали (кроме того, большинство источников XIII-XVIII вв. также не отличало караимов от приверженцев талмудического иудаизма, что в определенной степени создает для исследователя проблему терминологического характера). В известной степени это относится и к документам ханской администрации, а также непосредственно к ханским ярлыкам, в текстах которых ряд исследователей (В. В. Григорьев, В. Д. Смирнов и др.) упоминание об иудеях однозначно трактовали в пользу караимов.
О правовом положении караимской общины можно судить прежде всего по официальным документам ханской администрации - ярлыкам, выдававшимся ханами представителям караимской общины Чуфут-Кале, наиболее значительной среди других общин полуострова. О том, что многие крымские правители лояльно относились к караимам, красноречиво демонстрирует ярлык, выданный ханом Селямет-Гераем I населению Чуфут-Кале в сентябре 1608 г., которым подтверждались льготы караимов, ранее полученные от прежних ханов: члены караимской общины освобождались от некоторых налогов, пошлин и повинностей, им гарантировалась защита от вмешательства. Подтверждение права караимов Чуфут-Кале на выгон скота в границах, установленных прежними ханами, выдал в 1610 г. хан Джанибек-Герай I (в
связи с конфликтом, возникшим относительно территорий, занятых членами греческой общины под посевы), в 1635 г. - хан Инайет-Герай; в 1642 г. -хан Мухаммед-Герай IV и др. По заключению В. Д. Смирнова, «караимы в Крыму не просто только были терпимы татарско-ханским правительством, но состояли как бы под особым его покровительством, гарантировавшим их от произвола и насилий татарских беков, которые, как известно, не особенно были лояльны в своем обращении с прочими непривилегированными жителями Крымского ханства» [21, с. XVII, XVIII].
В период существования Крымского ханства близкое соседство с крымскими татарами не могло не оказать воздействия на быт и повседневную жизнь караимов, которые вскоре переняли их язык в качестве разговорного (в обиходе пользовались караимским этнолектом крымскотатарского языка), однако сохранив при этом иврит, или «лашон а-кодеш» («святой язык»), в качестве языка, на котором велось богослужение, осуществлялась деловая переписка, составлялись научные, теософские труды и поэтические произведения, а также надгробные эпитафии.
Средневековый период существования крымских караимских общин характеризуется развитием у них торговли и ремесел. Уже в начале XVI в. представители караимского населения Крыма занимают ряд ответственных постов в ханской администрации, распоряжаются финансами, чеканят монету, направляются в Россию в качестве послов и т. п. Наиболее распространенным в крымских караимских общинах являлось крупное и мелкое скотоводство, а также отрасли, с ним связанные, - ремесло (особенно кожевенное) и торговля. Многие путешественники сообщали о караимах как об торговцах и искусных ремесленниках (среди них можно было встретить ювелиров, оружейников, каменщиков). О том, что в хозяйстве у караимов превалировало кожевенное ремесло, обработка телячьих и козьих шкур, свидетельствовали путешественники, в разное время побывавшие на полуострове, - турецкий автор Э. Челеби, французский глава миссии доминиканских монахов в Кафе Э. Дортелли д&Асколли, Ш.-Ж. Ромм, Ш. де Пейсонель [23, с. 79, 80; 4, с. 121; 18, с. 93, 119]. Наиболее распространенными в караимских общинах являлись винодельческий промысел, а также пчеловодство и добыча соли, приносившие немалый доход. В ярлыках крымских ханов содержатся сведения, которые дают основание утверждать, что уже в средневековье среди караимов было немало садоводов [13, с. 80].
Жили караимы преимущественно в городах; небольшая их часть селилась в сельской местности. Кварталы, в которых располагались караимские дома, отличались высокой плотностью застройки. Жилые здания караимов возводились наподобие домов крымских татар - многие из них были обнесены глухими стенами; значительная часть зданий являлись двухэтажными. Уже в XIX в. караимы переняли европейские строительные и архитектурные традиции, что придало их постройкам ярко выраженный эклектизм, и это особенно отразилось на стиле зданий молитвенных домов караимов - синагог, или ке-нас [19, с. 237-278].
Важные сведения о правовом статусе караимов относятся к такой сфере социально-экономических отношений, как землевладение в Крымском ханстве. В некоторых выписках из сохранившихся кадиаскерских сакков (книг судебных решений «худжетов») XVII в. имеются данные о том, что представители караимских общин нередко выступали в качестве истцов в судебных тяжбах, касающихся спорных земледельческих участков, расположенных в долинах рек Альмы, Качи, Салгира, в окрестностях Бахчисарая, Ак-Мечети. Так, например, в дефтерах кадиаскера Мустафы, датированных 1608-1613 гг., сообщалось о том, что караимы Чуфут-Кале в 1612 г. обратились в суд с иском к жителям дер. Майрум по вопросу о неправильном, по их мнению, размежевании спорного участка пастбищной земли (решение по данному судебному разбирательству, кстати, приняли в пользу крымскотатарской общины, сумевшей доказать правомочность своих претензий). С XVIII в. в категорию райи включались немусульманские подданные, независимо от своего социального статуса. Райя должна была платить особый подушный налог - «харадж», или «джезие», «джизью». По свидетельству караимского хрониста XVIII в. рабби Азарьи бен-Ильягу, евреи, караимы и христиане ежегодно платили подушной подати соответственно по 88 акче в год с каждого; для новых переселенцев подать устанавливалась в сумме 48 акче ежегодно. Крымский хан Сахиб-Герай I просил турецкого султана разрешения установить для торговцев-немусульман следующий размер подати: с каждого продаваемого горшка масла - по 1 акче; с каждого дома - по 2 акче и за каждый ярлык - по 4 акче [20, с. 313]. Кроме того, с представителей немусульманского населения взималась т. н. «брачная подать» (ее выплачивали те, кто вступал в брак). Существовал также и налог на «резничество скота», на продажу вина, льна, фруктов, кож и пр. Различными налогами облагалось и духовенство иных, немусульманских конфессий, существовавших на полуострове.
В 1777 г., с приходом к власти хана Шагин-Герая, денежный оброк, налагавшийся на все население ханства, «не выключая никаких народов», был повышен и заключался в выплате по 340 акче с каждого поля, которое можно обработать за один день, по два пара за каждую овцу и по шесть пара - за единицу рогатого скота (этот налог платили не только представители немусульманского населения, но и сами крымские татары). В 70-х гг. XVIII в. ввели и новый «подушный» налог с иудеев и цыган, проживавших на полуострове. Вместо прежних 60 коп. (серебром) они должны были выплачивать каждый: зажиточные по 7 руб. 20 коп., «середовые» - по 3 руб. 60 коп. и бедные - по 1 руб. 80 коп. ежегодно [11, с. 27, 28]. Всего же караимами и крымчаками
выплачивалось в ханскую казну до 3 тыс. руб. «хараджа» ежегодно (цыгане выплачивали до 1 тыс. руб. в год) [12, с. 37, 40].
Как замечал немецкий историк XVIII в. И. Э. Тунманн, крымские татары «не преследуют никого за его религию. <.. .> Христианам и иудеям они предоставляют много религиозной свободы» [22, с. 28]. Однако, помимо свидетельств о внешне вполне благополучных взаимоотношениях между ханской администрацией и караимами Крыма, в источниках встречаются сведения о проявлениях нетерпимости и притеснениях представителей иудейских общин полуострова.
По словам русского посла в Крыму С. И. Тарбеева, хан Джанибек-Герай в 1628 г. «збирал полон у мурз, и у татар и у жидов, давал турским людем» [5, с. 11, 74]. В хронике «Девар Сефасаим» («Устное повествование») Давида бен Элиезера Лехно (?-1735), возглавлявшего в XVIII в. карасубазарскую общину евреев-раввинистов (крымчаков), описаны события, имевшие место в Крыму в период с 1681 г. по 1731 г., где, в частности, сообщалось, что крымский хан Селим-Герай I в январе 1697 г. распорядился разрушить пристройки к зданиям синагоги (принадлежавшей крымчакам) и христианской церкви в Карасуба-заре, возведенные ранее местными жителями (что противоречило одному из постановлений сподвижника пророка Мухаммада, праведного халифа Омара ибн-Хаттаба I, согласно которому к молитвенным домам «неверных» нельзя пристраивать дополнительные здания) [14, с. 696; 1, с. 342, 343]. Подобным же образом поступил и хан Селим-Герай I и в отношении здания храма, выстроенного в Бахчисарае монахами-иезуитами, прибывшими в Крым в начале XVIII в.: он «пришел в неистовство, когда увидел над церковью иезуитов нечто вроде колокольни, колокол и окна, выкрашенные зеленою краскою» [15, с. 49; 16, с. 467]. Хан приказал разрушить здание этой церкви, а также здания греческой и армянской церквей; «много богатых армян и греков были заключены в оковы и получили свободу только за большой выкуп». Из донесения резидента в Крыму Никифорова становится известно, что хан Крым-Герай, правивший в 1768-1769 гг., осуществлял «от Греков, Армян и Жидов вымогательствы немалых сумм <.> по всяк день в работу от Греков, Армян и Жидов употреблял <...>, а за рабочих денег ни единой аспры не давал» [3, с. 377].
Следует также сказать о том, что отношения между различными этническими и конфессиональными группами в Крыму обострились во второй половине XVIII в. С началом экспансии России в этом регионе, приходом к власти последнего крымского хана Шагин-Герая, а также после выселения из Крыма в 1778 г. христианского населения представители иудейских общин полуострова испытывали гонения, что нашло отражение в хронике караимского автора рабби Азарьи бен-Ильягу. В частности, он сообщал, что караимы терпели серьезные притеснения непосредственно как со стороны хана Шагин-Герая, так и от его предшественника Девлет-Герая III [25, р. 729-757].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сведения об авторе: Прохоров Дмитрий Анатольевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», г. Симферополь (295000, пр. Вернадского, 2, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация).
Jewish communities in the Crimean Khanate: legal status and basic occupations of the population
Dmitry Anatolievitch Prokhorov
(V. I. Vernadsky Crimean Federal University)
Abstract: The article analyzes the situation of Jewish communities& representatives in the Crimean Khanate - Karaites and Krymchaks. The aim of the work is to summarize already known data on the development of various kinds of handicrafts and trades in the Crimean Karaite and Krymchak communities, their traditional occupations, the participation of representatives of those ethno-confessional communities in the economic life of the peninsula in the 15th - 18th centuries, in particular, during the Crimean Khanate. The relevance of the work is due to the fact that some of the publications on this topic contain contradictory and often opposite conclusions. While working on the article, the materials stored in the funds of the State Archives of the Republic of the Crimea were used. It was revealed that the Karaites, like representatives of other non-Muslim communities, had a special status of the tax-paying population "raia" (or "zimmi") in the Crimean Khanate; artisans Karaites and Krymchaks played an important role in the economic life of the region. Trade, agriculture, cattle breeding, beekeeping and gardening, viticulture and winemaking became widespread in the Karaite communities of the Crimea. In many ways, thanks to the work of representatives of the non-Muslim part of the population of the Khanate - Karaites, Jews, Armenians and Greeks - its economy actively developed.
REFERENCES
Society of History and Antiquities]. Odessa, 1902, XXIV, Ch. II: Materials, pp. 89-180.
vladychestva (istoricheskaja spravka) [On the issue of the situation of Christians in the Crimea during the Tatar rule (historical background)] Tavricheskij cerkovno-obshhest-vennyj vestnik [Tavrida church-social herald]. Simferopol, 1910, 11, pp. 442-543.
Eighteenth Centuries // Karaite Judaism. A Guide to Its History and Literary Sources. Edited by Meira Polliack. Leiden: Brill, 2003. pp. 729-757.
About the author: Dmitry Anatolievitch Prokhorov, Cand. Sci. (History), Senior Researcher at Research Center of History and Archaeology of the Crimea, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, (2, Vernadsky av., Simferopol, Crimea, 295000, Russian Federation); prohorov1da@yandex.ru