Спросить
Войти

КОЛЛЕКЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОБУВИ КРЫМСКИХ ТАТАР ИЗ СОБРАНИЯ БАХЧИСАРАЙСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Автор: указан в статье

Культура

УДК 069.51

Коллекция традиционной обуви крымских татар

из собрания Бахчисарайского музея-заповедника

Севиля Велиева

(ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей заповедник»)

Гульнара Зайидова

(АНО ОКТРК «Миллет»)

Аннотация. Коллекция обуви крымских татар всегда рассматривалась лишь в связи с традиционным костюмом народа и практически никогда не была предметом отдельного изучения. В научных работах, посвященных этнографии и костюму крымских татар, исследователи в основном обращали внимание на мужскую и женскую одежду, на платья, головные уборы, различия костюма степняка и южнобережного крымского татарина и ограничивались лишь упоминанием о традиционной обуви. В настоящей работе авторами предполагается изучение вопросов комплектования, возможных реставраций, каталогизации, а также выявление характерных особенностей обуви крымских татар на основании коллекционных предметов из собрания Бахчисарайского музея-заповедника.

Костюм, частью которого является обувь, это основной элемент культуры любого народа. Поэтому в настоящее время традиционный образ крымскотатарского костюма следует рассматривать только в полной его комплектации, т. е. с типичной обувью народа. Это позволит глубже рассмотреть культурную картину Крыма. А введение в научный оборот такого исследования будет актуально для дальнейшего использования в создании экспозиций, составлении экскурсионных рассказов, возможно, в реконструкции моделей и разработке современной обуви в этностиле.

Одно из самых ранних упоминаний об обуви крымских татар встречается у путешественников и исследователей Крыма XVII в. В небольшом перечне имен этого периода выделяется Эвлия Челеби. Э. Челеби, посетивший Крым в 1665 г., упоминает базар в Бахчисарае, где насчитывалось около 1100 лавок: «Там очень много лавок портных, сапожников, москательщиков, а также кофеен...» [40, с. 50-54]. О рынках Карасувбазара он пишет: «Здесь имеется 1140 лавок: среди них обувные и мастерские по изготовлению луков.» [40, с. 74]. В Кефе путешественник насчитал искусных мастеров 167 ремесел: «ткачей, ювелиров, башмачников и изготовителей молитвенных ковриков» [40, с. 96]. В своей «Книге путешествий» он писал, что в Крыму «обуваются в плетёные ботинки или туфли.» [40, с. 147].

Английская путешественница Мэри Холдернесс, жившая в Крыму с 1816 по 1820 гг., писала о том, что «вся крымская обувь изготавливалась в Бахчисарае и Карасувбазаре, а потом отправлялась в другие города» [42, с. 266]. Ею также подробно были описаны материалы, из которых изготовлялась обувь, а также сословия, носившие тот или иной вид обуви: «Все крестьяне носили обувь из грубой воловьей кожи.» [42, с. 266]. Путешественница, имея в виду налын - высокие деревянные ходули с ремешком для ноги [5, с. 119], отмечала, что в грязную погоду все носят высокие деревянные башмаки. «Их тапочки, расшитые серебром, стоят очень дорого, некоторые из них, которые мне пришлось видеть, были тонко сработаны и стоили 25 рублей пара» [42, с. 223].

В описаниях В. Ф. Зуева, И. М. Муравьева-Апостолова, В. В. Пассека, Г. И. Радде, В. Х. Кондараки можно встретить подробную информацию о национальной обуви крымских татар. В частности, В. Х. Кондараки несколько раз отмечал существование и даже дал описание работ ремесленников - башмачников [13].

Мужская обувь, женские туфли и деревянные ходули упоминаются в подробном описании костюмов крымских татар у этнографов У. А. Боданинского и Г. А. Бонч-Осмоловского.

Из современных исследователей хотелось бы отметить О. А. Желту-хину «Этнография крымских татар», Л. И. Рославцеву, которая в труде «Одежда крымских татар конца XVIII - начала XX вв.», во второй главе «Комплекс мужского и женского костюмов», детализирует основные типы обуви [21]. И, конечно же, довоенные инвентарные книги Бахчисарайского музея-заповедника, являющиеся ценным материалом по истории и этнографии крымских татар.

История исследований по теме «Традиционная обувь крымских татар» тесно связана с изучением этнографического материала о традиционных ремеслах крымских татар, в числе которых были мастерские по совершенной выделке кожи, и особенно сафьяна, «который там весьма красивый» [11, с. 168].

Традиционная обувь крымских татар была различна по стилю, назначению, фактуре и материалу. Мужская и женская обувь разделялась на домашнюю и уличную. Большая часть обуви, особенно зимней, надевалась на вязанные носки «чорап» [21, с. 31]. Женская обувь отличалась от мужской более изысканной отделкой и менее прочным материалом, например, встречалась обувь из сукна и атласа. Однако в основном обувь изготовлялась из кожи.

Обработка кожи была очень развита, особенно в Горном Крыму. В 1808 г. в «Статистическом журнале» о кожевенном производстве писали, что в Крыму сафьян для обуви делается красный и желтый [9, с. 218— 219]. В 1867 г. Ф. Ф. Хартахай обратил внимание на то, что такой вид ремесленной деятельности, как обработка кож, пользовался здесь наибольшим уважением. По всему полуострову, особенно в Евпатории и Карасувбазаре, выделывались всех видов и цветов сафьяны, юфть и шагреневая кожа [39, с. 170].

Немецкий путешественник П. С. Паллас, побывавший в Крыму в 1790-х гг., насчитал в Бахчисарае «13 дубильных для кож и сафьяна» [17, с. 30-32]. Кожевенные цеха располагались в крупных городских центрах полуострова, среди которых можно выделить Карасувбазар и Бахчисарай. Кожевенные мастерские Бахчисарая размещались вдоль речки Чу-рук-Су. Конечно же, деятельность этих цехов в первую очередь была связана с сапожниками. Известный краевед В. Х. Кондараки писал: «Из всех этих каст самою почтенною была известная под названием «терлек-чиев», или, как еще их называли, башмачников, имевшие свои строгие правила, свою историю и свою кофейню, куда в известное время собирались трактовать о делах и выслушивать мнения и замечания своего наиба» [13, с. 73]. В. Х. Кондараки о происхождении башмачников- «тер-ликчиев» повествует следующее: «какой-то мусульманин, достигнув искусства приготовлять особенного рода обувь, открыл в Бахчисарае лавку и до того угодил горожанам, что в непродолжительном времени у него явилось 25 подмастерьев и столько же отдельных лавочек. Впоследствии, когда ему пришлось умирать, он все свои лавочки подарил городу, и тем самым, чтобы число их никогда более не увеличивалось и чтобы наемщик, кроме платы в пользу города, выдавал бы прекращавшему занятие 50 рублей, под названием «анахтар парасы», т. е. деньги за ключи. Кроме этого, что бы никто не смел самопроизвольно быть в Крыму «па-путчием» и не признавать его за мастера до тех пор, пока он не получит на это благословение или право от бахчисарайской касты и их наиба с духовником» [13, с. 73-74].

Точность, достоверность и полнота научных исследований зависят от круга источников, в которых подлинные образцы обуви играют весомую роль. В данном случае это коллекция традиционной обуви из собрания Музея-заповедника. Обувь крымских татар становится музейным предметом только к началу XX века. К тому времени У. А. Боданинский основывает первый Дворец-музей тюрко-татарской культуры, в котором появляются образцы традиционной обуви.

Р. Р. Эминов, исследующий тему Бахчисарайского дворца-музея, приводит выдержки из слов У. А. Боданинского, смысл которых заключается в том, что весть об открытии национального музея нашла живой отклик у местного населения, особенно у крымских татар [41, с. 52]. Это «выразилось в большом количестве пожертвований весьма ценных предметов искусства и старины. Местные антиквары и частные продавцы так же охотно пошли навстречу и доставляют музею сведения и материалы.» - писал У. А. Боданинский в своей докладной записке о положении дел Дворца-музея за период с 1917 по 1919 гг. [41, с. 52]. С каждым днем фонды музея пополнялись все большим количеством экспонатов. Формирование фондов имело не случайный характер. Целенаправленно закупались или передавались в дар предметы, относящиеся к истории и этнографии крымских татар. 309 экспонатов, среди которых и медная посуда, изделия из дерева, и конечно же, сафьяновая и деревянная обувь, были переданы после окончания выставки из Главвыставкома. Небольшая часть этой выставочной коллекции сохранилась и по сей день.

Изучая коллекцию и инвентарные книги Музея-заповедника, нам удалось выявить 47 предметов традиционной обуви крымских татар. Из них 34 - женской, 4 - мужской и 9 - детской обуви.

Основную группу коллекции, сохраняющейся в музее, составляют кожаные и сафьяновые сапожки. В большинстве своем это женская обувь, в основе которой сафьяновые сапожки, именуемые «мест». Их женщины носили зимой дома. «Мест» изготовляли на мягкой подошве, желтого, красного и черного цветов. По обычаю крымских татар, желтые «мест» носили молодые женщины, а пожилые ходили в сапожках черного цвета. Девичьи «мест» украшались очень красивой вышивкой золотой нитью и аппликацией. Сапожки в коллекции Музея-заповедника преимущественно представлены из кожи и сафьяна. Большая их часть была выкуплена в ходе научной экспедиции по Крыму в 1925 г. у жителя Ка-расувбазара Амета Челеби Кафафа, по три рубля за пару [3, л. 149]. Еще одной характерной особенностью коллекции сапожек является их крымское, а также турецкое производство и датировка XIX веком. Длина обуви в основном 24-26 см. Одна пара, из музейной коллекции сапожек «мест» вышита серебряной позолоченной нитью, орнамент вышивки такой же, как использовали и на полотенцах. Они поступили из Центрального музея Тавриды в 1925 г. [3, л. 76]. Очень интересным образцом являются туфли - «терлик», поступившие в Музей из Главвыставкома после Парижской выставки 1925 г. Эти «терлик» выполнены из черного

сафьяна, по бокам их вшиты кусочки красной кожи, а верх украшен орнаментом из серебряной нити [3, л. 230]. «Терлик» в коллекции насчитываются в количестве пяти единиц, одна пара из которых выполнена из замши. Это работа турецких мастеров XVIII в., их длина составляет 22 см. Так же известно, что в довоенное время в фондах музея были «терлик» из черного сукна, вышитые серебром [14, с. 109].

В фондах музея хранится пара женских туфель-шлепанцев - «па-пуч» [26]. «Папуч» - старинный вид домашней обуви. Туфли-шлепанцы выкраивались с язычком у подъема, имели тупой носок и толстую ровную подошву. На ранних образцах конца XVIII - начала XIX вв., встречался каблук в виде танкетки. У богатых «папуч» были красного, а у менее состоятельных желтого цвета [21, с. 32].

Чисто женской считалась обувь, называемая «налын» - ходули. Мужчины такого рода обувь использовали только в банях, в качестве подставок. Женщины «налын» носили и в банях, и в грязную, дождливую погоду поверх обуви. Классические ходули представляли собой деревянную дощечку в форме человеческой ступни, которая имела два каблука и кожаную лямку сверху.

Ношение деревянной обуви на платформе известно с античных времен. Это и котурны - сапоги на высокой колодке без каблука, используемые актерами Древней Греции, и японские сабо, вырезанные из дерева. Деревянные ходули были известны и у мусульманских народов Кавказа, Сирии и Османской империи. Ходули, которые носили черкесские женщины, назывались «пхъэцуакъэ», их женщины надевали даже на свадьбу. Особой изысканностью отличались женские ходули Крыма. Они украшались перламутром, серебряными пластинками, бархатом, а в высоту достигали 6-12 см. Путешественник Г. И. Радде писал: «Когда в деревне очень грязно, татары, кроме толстой обуви, надевают искусно сделанные деревянные башмаки, которые устраиваются следующим образом. Из легкого дерева, обыкновенно из черного тополя вырезаются две толстые доски, до шести дюймов длины, которые имеют почти такую же форму, как у подошвы; а в передней их части вбиты гвозди, чтобы удобнее было бегать. Подошвы держатся на двух поперечных дощечках от трех до шести дюймов вышины; к ним прикрепляется в виде стремени широкий ремень, и таким образом, башмак держится на ноге. У богатых татар можно видеть башмаки, очень красиво вырезанные перламутровой насечкой» [20, с. 44-45].

О широком распространении «налын» свидетельствует и британский востоковед Норман Пензер. Вот что он писал про бани в гареме Турции: «...башмаки как раз использовались для того, чтобы в отапливаемых снизу банях люди не обжигали ноги о горячий мрамор и не скользили на мокром полу. И наконец, в них вы оказываетесь гораздо

выше потопов воды и нечистот, время от времени загрязняющих поверхность пола» [19, с. 251-252]. Г. А. Бонч-Осмоловский дает следующее описание ходулей: «Для хождения по непролазной деревенской грязи существовали своеобразные приспособления: высокие до 3-х вершков деревянные котурны, называющиеся «талбадрых» [7, с. 340-341].

«Налын» в Крыму носили и в XX в. В коллекции Музея-заповедника хранятся «налын», изготовленные из дерева с кожаным ремешком, а некоторые и без верхнего поддерживающего ремешка. Они относятся к довоенным поступлениям. Одна пара «налын» числится в имуществе Ханского дворца. По времени и месту изготовления - XVIII - XIX вв., Турция и Крым [24, 35, 36]. Некоторые ходули инкрустированы перламутром, а некоторые тонкими пластинами серебра. Но, к большому сожалению, сохранность предметов такова, что на деревянной платформе имеются трещины, осыпаны часть перламутра и кусочки серебряных пластин.

Уличной обовью, как описывает Л. И. Рославцева, «в которые надевались сапожки «мест», в южнобережном Крыму назывались «чызма» и «коревле», а в горах - «къатыр» (в переводе означающие - трескучие). Это была глубокая обувь из кожи на плотной подошве, с невысоким каблуком на подкове, от чего называлась «къатыр». В начале XX столетия этот тип обуви приблизился к типу европейской обуви - появилась укрепленная на ремешке пряжка, и их уже часто называли калоши» [21, с. 32]. Такие «къатыр» можно увидеть в музее, причем взрослая обувь практически ничем не отличается от детской. Подошва сделана из цельного куска дерева, в котором вырезан каблук. На подошве детской обуви встречается надпись карандашом «агъач къатыр» [25]. Мужские кожаные ботинки на деревянной подошве - «къатыр», имеющиеся в коллекции музея, были приобретены у жителя деревни Ай-Серез Абдуль Гамаза-эфенди Мухаммеда, в ходе этнографической экспедиции 1925 г. [2, л. 73; 33, 34].

Детская обувь в музее представлена несколькими экземплярами кожаных туфелек с острым носком и кожаной подошвой, а также «терлик» со светлой кожаной подошвой. Обувь, предположительно, датируется XIX - началом XX вв. Акты поступления на эту обувь оформлены в 1982 г. [28, 29, 30, 31, 32].

С конца XIX в. крымские татары носили туфли, называющиеся «емени», т. е. йеменские. В Крым этот вид обуви был завезен из Турции. «Емени» имели толстую подошву без каблуков, острый загнутый вверх носок - «къуш чокъучы» и язычок у подъема [21, с. 32]. В снежную и дождливую погоду носили сапоги из жесткой кожи красного или черного цвета [21, с. 37].

Среди бедных слоев населения были распространены «чарыкъ». Это своеобразный вид постол, который шился из прямоугольного куска сыромятной кожи. Вот как их описывает Г. И. Радде: «.сандалии из бараньей кожи. В отверстия, сделанные в сандалии, прошнуровывается ремень, который потом обматывается около ноги и завязывается под коленом» [20, с. 51]. Г. А. Бонч-Осмоловский писал: «Чарых» - это дорожная обувь, это кожаные лапти, прекрасно выдерживающие каменистый грунт крымских дорог» [7, с. 340].

«Чарыкъ» из коллекции музея в документальной описи названы как «тапки». Эти предметы были обнаружены при сверке 2006-2011 гг. При внешнем осмотре обнаружено, что они изготовлены из светлой кожи, сшиты в носочной части и имеют отверстия в верхней части, в которые продет шнурок [37, 38].

«Чарыкъ» носили в горном и прибрежном регионе Крыма, в степной зоне среди бедного населения и пастухов были распространены стеганые ватные сапоги [21, с. 37].

Изучая коллекцию традиционной обуви крымских татар в собрании Бахчисарайского музея-заповедника, мы приходим к выводу, что большинство предметов здесь относятся к довоенным поступлениям, из них некоторые были переданы в 1920-е гг. Центральным музеем Тавриды, также приобретены во время этнографической экспедиции 1925 г. Предметы же, которые были обнаружены при сверке в 2006-2011 гг., скорее всего также относятся к довоенным поступлениям.

Рассмотренный материал - лишь часть исследований в группе «Кожа, дерево, кость» в собрании Бахчисарайского музея-заповедника. Эти и другие вопросы являются темой для более детального изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (ГБУ РК БИКАМЗ). Ф. 16. оп. 1. д. 1.
2. Архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. оп. 1. д. 2
3. Архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. оп. 1. д. 4
4. Архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 1.6 оп. 1. д. 5
5. Акчурина-Муфтиева Н. Терминологический словарь крымскотатарского декоративно-прикладного искусства. Симферополь, 2007. 120 с.
6. Боданинский У. А. Археологическое и этнографическое изучение крымских татар // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 309-333.
7. Бонч-Осмоловский Г. А. Крымские татары // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения

Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 334-347.

8. Бонч-Осмоловский Г. А. Брачные обряды татар горного Крыма // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен: Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 347-374.
9. Герман К. Описание Таврической губернии // Статистический журнал. Т. II. Ч. 1. СПб., 1807. С. 155-234.
10. Желтухина О. А. Крымские татары в XIX-XX вв. Путеводитель по этнографическому отделу. Симферополь: Домино, 2003. 68 с.
11. Зуева В. Ф. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 169-171.
12. Клееман Н. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 168.
13.Кондараки В. Х. Универсальное описание Крыма. Ч 10. Санкт-Петербург, 1875. 79 с.
14. Культурные ценности из собрания Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, утраченные или перемещенные в результате Великой Отечественной войны / сост. И. В. Зайцев, Р. Р. Эминов. Москва; Бахчисарай: Кучково поле, 2015. 192 с.
15. Муравьев-Апостол И. М. Путешествие по Тавриде в 1820 г. // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 222-223.
16.Никольский П. В. Бахчисарай: Культурно-исторические экскурсии. Симферополь: КРЫМОХРИС, 1924. Вып. 2. 50 с.
17.Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах. М.: Наука, 1999. 246 с.
18.Пассек Т. Приезд в Бахчисарай. Увеселения и обычаи татарок // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 226-231.
19.Пензер Н. Гарем. История, традиции, тайны / Пер. с англ. О. И. Миловой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 303 с.
20.Радде Г. Крымские татары. К.: ИД «Стилос», 2008. 112 с.
21. Рославцева Л. Одежда крымских татар конца XVIII - начала XX вв.: Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2000 г. 149 с.
22. Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. М.: Наука, 2003. 459 с.
23. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 3192-КДК 206.
24. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 3239-КДК 214.
25. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 3244-КДК 216.
26. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 6682-КДК 258.
27. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 6683-КДК 259.
28. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 6684-КДК 260.
29. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 6685-КДК 261.
30. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 7375-КДК 280.
31. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 7376-КДК 281.
32. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 11005-КДК 305.
33. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 11006-КДК 306.
34. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 11718-КДК 330.
35. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 11719-КДК 331.
36. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 12108-КДК 345.
37. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ КП 12109-КДК 346.
38.Хартахай Ф. Ф. Исторические судьбы крымских татар // Вестник Европы. 1867. № 2, ч. 2.
39. Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области (извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Симферополь: Доля, 2008. 272 с.
40. Эминов Р. Первый национальный музей крымских татар // Восточный архив. № 2 (24), 201.1. С. 52.
41.Holderness M. Journey from Riga to the Crimea, by of Kiew with some account colonization, and customsof the colonists of new Russia. London, 1823. 336 р.

Сведения об авторах:

Велиева Севиля Серверовна - специалист по экспозиционной и выставочной деятельности ГБУ РК БИКАМЗ (298405, Республика Крым, Бахчисарай, ул. Речная, 133); vsevila83@gmail.com

Зайидова Гульнара Узретовна - выпускающий редактор АНО ОКТРК Миллет «Общественная крымскотатарская телерадиокомпания» Миллет (295011, Республика Крым, Симферополь, ул. Козлова, 45а); gzayidova@bk.ru

Collection of the traditional Shoe of the Crimean Tatars from

the collections of the Bakhchisaray Museum-reserve

Sevilya Velieva

(Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve)

Gul&nara Zajidova

(AnCO "Crimean Tatar public broadcaster" "Millet")

Abstract: Collection of the Crimean Tatar&s footwear was always considered simply as a part of traditional dress of people and practically never as the topic of separate research. In scientific usage, articles devoted to ethnography and clothes of the Crimean Tatars, researchers usually paid attention only to male and female clothes, dresses, head-dresses, to differences between clothes of the steppe region population and the south shore inhabitants, and limited themselves by just mentioning the traditional footwear. At the given research work, the authors make an attempt to study the problems of compilation and possible restoration, making catalogues and also revelation of specific peculiarities of the Crimean Tatar footwear on the basis of collections of the Bakhchisarai Museum-preserver. Different kinds of footwear are considered in the article. Description of traditional footwear Nalin is given in careful study of the details.

REFERENCES

1. Arhiv Gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya Respubliki Kryim «Bahchisarayskiy istoriko-kulturnyiy i arheologicheskiy muzey-zapovednik» (GBU RK BIKAMZ) [Archive of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve"], found 16. inventory 1. files 1.
2. Arhiv GBU RK BIKAMZ [Archive of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve"], found 16. inventory 1. files 2.
3. Arhiv GBU RK BIKAMZ [Archive of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve"], found 16. inventory 1. files 4.
4. Arhiv GBU RK BIKAMZ [Archive of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve"], found 16. inventory 1. files 5.
5. Akchurina-Muftieva N. Terminologicheskiy slovar kryimskotatarskogo dekorativno-prikladnogo iskusstva [Terminological dictionary of the Crimean Tatar arts and crafts]. Simferopol, 2007. 120 p.
6. Bodaninskiy U. A. Arheologicheskoe i etnograficheskoe izuchenie kryimskih tatar [Archaeological and Ethnographic Study of the Crimean Tatars] Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old-resident population of the Crimea], editorial board M. A. Aradzhioni, A. G. Gertsen. In 2 parts. Simferopol: Tavriya-Plyus, 2004. Part 1. Pp. 309-333.
7. Bonch-Osmolovskiy G. A. Kryimskie tataryi [Crimean Tatars]: Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old-tesident population of the Crimea], editorial board M. A. Aradzhioni, A. G. Gertsen. In 2 parts. Simferopol: Tavriya-Plyus, 2004. Part 1. Pp. 334347.
8. Bonch-Osmolovskiy G. A. Brachnyie obryadyi tatar gornogo Kryima [Matrimonial ceremonies of the Tatars from the Crimean Mountains] Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old-resident population of the Crimea], editorial board M.A. Aradzhioni, A. G. Gertsen, In 2 parts. Simferopol: Dolya, 2005. Part 1. Pp. 97-123
9. German K. Opisanie Tavricheskoy gubernii [Description of the Taurian Gubernia] Statisticheskiy zhurnal [Statistical journal], 1808. Vol. 2. Part. 1. Pp. 155-234
10. Zheltuhina O. A. Kryimskie tataryi v XIX-XX vv. Putevoditel po etnograficheskomu otdelu [Crimean Tatars in the XIX-XX centuries. The Guide to the Ethnographic Department]. Simferopol: Domino, 2003. 68 p.
11. Zueva V. F. Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old resident population of the Crimea], editorial editor M. A. Aradzhioni, A. G. Gertsen. In 2 parts. Simferopol: Tavriya-Plyus, 2004. Part 1. Pp. 169-171.
12. Kleeman N. Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old resident population of the Crimea], editorial board

M.A. Aradzhioni, A. G. Gertsen. In 2 parts. Simferopol: Tavriya-Plyus, 2004. Part 1. P. 168.

13. Kondaraki V. H. Universalnoe opisanie Kryima [Universal description of the Crimea]. Part 10. St. Petersburg, 1875. 79 p.
14. Kulturnyie tsennosti iz sobraniya Bahchisarayskogo istoriko-kulturnogo i arheologicheskogo muzeya-zapovednika, utrachennyie ili peremeschennyie v rezultate Velikoy Otechestvennoy voynyi [Cultural values from the collection of Bakhchisarai historical, cultural and archaeological Museum-reserve, lost or displaced as a result of the great Patriotic war], compilers I. V. Zaytsev, R. R. Eminov. M.; Bakhchisarai: Kuchkovo pole, 2015. 192 p.
15. Muravev-Apostol I. M. Puteshestvie po Tavride v 1820 g. [Journey to Tauris in 1820] Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old-resident population of the Crimea], editorial board M. A. Aradzhioni, A. G. Gertsen. In 2 parts. Simferopol: Tavriya-Plyus, 2004. Part 1. Pp. 222-223.
16.Nikolskiy P. V. Bahchisaray: Kulturno-istoricheskie ekskursii [Bakhchisaray: Cultural and historical excursions]. Simferopol: CREMORIS, 1924. Vol. 2. 50 p.
17. Pallas P. S. Nablyudeniya, sdelannyie vo vremya puteshestviya po yuzhnyim namestnichestvam Russkogo gosudarstva v 1793-1794 godah [Observations, made during a trip to the southern provinces of the Russian state in 1793-1794]. Moscow: Science, 1999. 246 p.
18. Passek T. Priezd v Bakhchisaraj. Uveseleniya i obychai tatarok [Arrival to Bakhchisarai. Amusements and customs of the Tatar women]. Hrestomatiya po etnicheskoy istorii i traditsionnoy kulture starozhilcheskogo naseleniya Kryima [Anthology on ethnic history and traditional culture of the old-resident population of the Crimea], editorial editor M. A. Aradzhioni, A. G. Gertsen. In 2 parts. Simferopol: Dolya, 2005. Part 1. Pp. 365-369.
19. Penzer N. Garem. Istoriya, traditsii, tajny [Harem. History, tradition, mysteries]. Translated from English. O. I. Milova. Moscow: ZAO Tsentrpoligraf, 2005. 303 p.
20. Radde G. Krymskie tatary [The Crimean Tatars]. K.: publishing house "Stylos", 2008. 112 p.
21. Roslavtseva L. Odezhda krymskikh tatar kontsa XVIII - nachala XX vv.: Istoriko-ehtnograficheskoe issledovanie [Clothes of the Crimean Tatars of the late XVIII - early XX centuries: Historical and ethnographic research]. M.: Nauka, 2000, 149 p.
22. Tyurkskie narody Kryma: Karaimy. Krymskie tatary. Krymchaki [The Turkic peoples of the Crimea, the Karaites. Crimean Tatars. Krymchaks]. Resp. edited by S. Ya. Kozlov, L. V. Chizhov. Moscow: Science, 2003. 459 p.
23. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 3192 Leather-wood-bone group - 206.
24. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 3239 Leather-wood-bone group - 214.
25. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 3244 Leather-wood-bone group - 216.
26. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 6682 Leather-wood-bone group -258 .
27. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 6683 Leather-wood-bone group - 259.
28. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 6684 Leather-wood-bone group - 260.
29. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 6685 Leather-wood-bone group - 261.
30. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 7375 Leather-wood-bone group - 280.
31. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 7376 Leather-wood-bone group - 281.
32. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 11005 Leather-wood-bone group - 305.
33. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 11006 Leather-wood-bone group - 306.
34. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 11718 Leather-wood-bone group - 330.
35. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 11719 Leather-wood-bone group - 331.
36. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 12108 Leather-wood-bone group - 345.
37. Fund of the "Bakhchisaray Historical Cultural and Archeological Museum-Preserve". The book proceeds - 12109 Leather-wood-bone group - 346.
38. KHartakhaj F. F. Istoricheskie sud&by krymskikh tatar [Historical fate of the Crimean Tatars] Vestnik Evropy [Herald of Europe]. 1867. No. 2, part 2.
39. Chelebi E. H. Kniga puteshestviya. Krym i sopredel&nye oblasti (izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka) [Book of

travels. Crimea and adjacent areas (extraction from the composition of the Turkish traveler of the XVII century)]. Simferopol: Dolya, 2008. 272 p.

40. Eminov R. Pervyj natsional&nyj muzej krymskikh tatar [The first national Museum of the Crimean Tatars] Vostochnyj arkhiv [Eastern archive]. № 2 (24), 201.1 P. 52. Journey from Riga to the Crimea, by of Kiew with some account colonization, and customs of the colonists of new Russia. London, 1823. 336 p.
41. Holderness M. Journey from Riga to the Crimea, by of Kiew with some account colonization, and customsof the colonists of new Russia. London, 1823. 336 p.

About the authors: Veliyeva Sevilya Serverovna - Specialist on exposition and exhibition activity of SBI BHCARM (133, Rechnaya st., Bakhchisarai 298405, Crimea, RF); e-mail: vsevila83@gmail.com

Zayidova Gulnara Uzretovna - Publishing editor on television, AnCO "Crimean Tatar public broadcaster" "Millet" (45a, Kozlova st., Simferopol 205011, Crimea, RF); e-mail: gzayidova@bk.ru)

КОЛЛЕКЦИЯ ОБУВИ ФОНДЫ МУЗЕЙ КОЖА САФЬЯН ОБУВНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ footwear collection footwear museum
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты