Спросить
Войти

Формирование оптимальных условий развития отечественного судостроения

Автор: указан в статье

УДК 658.14:005.511:629.5(470.46)

Василенкова Надежда Владиславовна

Астраханский государственный технический университет

Nadine0610@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Инструментом реализации стратегии подъёма отечественного судостроения призвана стать ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», состоящая из трех центров судостроения, ориентированных в основном на военное судостроение. В данной статье автор предлагает основные направления плановой деятельности ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта» (ЮЦСиС).

Анализ состояния мирового рынка гражданского судостроения, а также ситуа-.ции, сложившейся в российском судостроении, позволяет определить основную цель стратегии планирования судостроительной отрасли. Это создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы в целях удовлетворения потребностей государства и бизнеса в совершенной судостроительной продукции.

Известно, что инструментом реализации стратегии подъёма отечественного судостроения призвана стать ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», состоящая из трех центров судостроения: Северный центр судостроения, Западный судостроительный центр, Дальневосточный судостроительно-судоремонтный центр, ориентированных в основном на военное судостроение [1].

Доля гражданского судостроения России не превышает 23% от общего объема выпускаемой продукции в судостроительной отрасли, что составляет ориентировочно 12,7 млрд. руб. (без учета судоремонта).

Учитывая значительные объемы выпускаемой продукции астраханскими судостроительными предприятиями, возникает вопрос о необходимости создания четвертого центра судостроения в г. Астрахани. Вопрос создания данного центра рассматривался с 2007 года совместно с руководством ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). В июне 2010 года вышел указ N° 696 президента РФ «О развитии открытого акционерного общества “Объединенная судостроительная корпорация”». Важным этапом

в формировании оптимальных условий ускоренного развития отечественного судостроения будет являться реализация данного указа. Этим документом предусмотрено создание на Юге России ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта» (ЮЦСиС) - дочернего акционерного общества ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК).

Практика показывает, что эффективность деятельности подобных центров снижается из-за отсутствия чёткого механизма формирования их финансовых ресурсов. В этой связи, в указе президента представлен порядок формирования финансовой базы ОАО «Объединённая судостроительная корпорация». С этой целью предполагается:

1) преобразование федерального унитарного предприятия «Внешнеэкономическое предприятие “Судэкспорт”» (г. Москва) в открытое акционерное общество. Сто процентов акций данного предприятия находится в федеральной собственности, с последующим внесением 100% акций минус одна акция этого открытого акционерного общества в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (г. Санкт-Петербург). Данный вклад внесен в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала;
2) внесение акций, находящихся в федеральной собственности ряда предприятий, в том числе 44 % акций ОАО «Судостроительный завод “Лотос”» и 25,5% акций ОАО «Судостроительный завод имени Карла Маркса» в уставный капитал ОАО «Объединённая судостроительная корпорация». Данный вклад внесен в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом допол© Василенкова Н.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

353

нительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.

Образование ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта» (ЮЦСиС) предполагает объединить также другие ведущие предприятия Поволжья, специализирующиеся на строительстве современных танкеров и сухогрузов дедвейтом до 15000 тонн, которые активно участвуют в создании флота для обеспечения работ по разведке и добыче углеводородов на шельфе.

Создаваемый центр в Поволжском регионе предполагает выполнение комплекса работ по строительству флота и технических средств освоения шельфа Каспийского моря, речного и рыболовного флота. Опираясь на большой опыт, наработанный предприятиями Астраханской области по реализации оффшорных проектов, от этапа проектирования до сдачи объекта заказчику, ЮЦСиС в перспективе способен претендовать на роль координатора работ по созданию технических средств освоения континентального шельфа в масштабе Российской Федерации.

Указанные направления развития отрасли, как сегменты судостроительного рынка, отмечены в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, но еще не закреплены за предполагаемыми основными центрами судостроения (Северным, Западным, Дальневосточным и Южным).

Существующая в Астрахани производственно-техническая база и конструкторско-технологический потенциал позволяют уже сегодня, без значительных капитальных вложений, приступить к выполнению заказов обозначенных категорий судостроительной продукции, но для этого потребуется господдержка.

Как показывают исследования, основные направления плановой деятельности ЮЦСиС в регионе должны включать:

- создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных кадров всех уровней;

- создание научно-прикладного и конструкторского характера подразделений для решения первоочередных задач в области техники и технологии освоения шельфа и гражданского судостроения;

- строительство разведывательных и нефтегазодобывающих платформ и установок;

- строительство речного, рыболовного и вспомогательного флотов.

С целью реализации планов по организации государственно-частного партнерства, предлагается рассмотрение модели создания ЮЦСиС в Астраханской области, как нового юридического лица с участием наиболее крупных судостроительно-судоремонтных корпораций Поволжья.

Следует считать целесообразным формирование оптимального уставного капитала ЮЦСиС. Уставный капитал ЮЦСиС должен формироваться из долевого вклада либо пакетов акций судостроительно-судоремонтных компаний, находящихся в частной собственности (далее акции предприятий), пакетов акций судостроительно-судоремонтных предприятий Поволжья, находящихся в федеральной собственности (далее акции ОСК), пакетов акций судостроительно-судоремонтных компаний, находящихся в областной собственности (далее акции регионов) и других ценных бумаг, денежных средств. Модель формирования финансовых ресурсов Волго-Каспийского центра судостроения представлена на рисунке 1.

Согласно разработанной модели рабочая группа по созданию ЮЦСиС определяет доли участия акционеров и окончательно формирует уставный капитал центра судостроения.

Предположительно, в состав ЮЦСиС могут войти крупные компании судостроительно-судоремонтного комплекса: ОАО «Судостроительный завод “Лотос”», ОАО «Астраханский корабел»,

Акции

судостроительных

корпораций

Уставный капитал ЮЦСиС

Акции ОСК (госпакет)

Рис. 1. Модель формирования уставного капитала ЮЦСиС

ОАО «ССЗ им. III Интернационала», ОАО «Судостроительный завод “Красные Баррикады”», ОАО «СЛИП», ОАО «Судостроительный завод им. Карла Маркса», «Красное Сормово», «Волгоградский ССЗ», «Рыбинский ССЗ», «Навашинская судоверфь», «Зеленодольский ССЗ». Государственная составляющая судостроительного центра: 44% акций ОАО «ССЗ “Лотос”», 25,5% акций ОАО «ССЗ им. Карла Маркса», 35% акций ОАО «ССЗ “Красное Сормово”» и др.

Акции регионов, в частности Астраханской области, составят: 5% акций ОАО «ССЗ “Лотос”», акции судостроительно-судоремонтных предприятий, принадлежащих другим регионам, и денежные средства.

Взаимодействие ЮЦСиС с судостроительносудоремонтными предприятиями по размещению заказов может осуществляться на договорной основе, что будет способствовать стабилизации корпоративного планирования.

Другое направление формирования благоприятных условий развития судостроения в Астраханском регионе связано с совершенствованием плановой и налоговой сферы.

Известно, что в мировой конкуренции судостроения не могут устоять даже европейские верфи, а побеждают корпорации Юго-Восточных государств (КНР, Южной Кореи, Японии), пользующихся многосторонней поддержкой своих властей.

С целью создания равных экономических условий для корпораций отечественного судостроения по сравнению с зарубежными верфями, необходимо в комплексе решать вопросы формирования законодательной базы, а также использования экономических и организационных факторов повышения конкурентоспособности судостроительных компаний. Для этого целесообразно реализовывать региональные предложения по законодательным мерам развития судостроения, предусматривающие [2]:

- освобождение от ввозного НДС и импортной пошлины судового комплектующего оборудования, которое не производится в Российской Федерации;

- снижение НДС на суда, производимые верфями Российской Федерации, до 10%;

- освобождение от налога на имущество и от земельного налога предприятий судостроения;

- предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, а также на территориальном море, континентальном шельфе и в экономической зоне Российской Федерации исключительно судами, построенными на верфях Российской Федерации;

- возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным российскими судоходными компаниями на закупку судов и судового оборудования на российских верфях, и российскими судостроительными компаниями по инвестиционным кредитам на технологическое перевооружение верфей;

- направление средств федерального бюджета на увеличение уставного капитала специализированных лизинговых компаний, предназначенных для реализации программы лизинга отечественных речных и рыболовецких судов;

- направление средств федерального бюджета на приобретение за рубежом российскими судостроительными компаниями лицензий на отсутствующие в Российской Федерации передовые технологии производства судов и судового оборудования, не производимого в Российской Федерации;

- предоставление государственных гарантий инвесторам по крупным кредитам, привлекаемым для создания производства в России новых судостроительных производств или для капитальной модернизации существующих судостроительных производств;

- расширение господдержки корпораций, участвующих в оффшорном бизнесе, при формировании экономических отношений в оффшорном судостроении с операторами зарубежных фирм и банков.

Положительное решение данных вопросов придаст значительный импульс развитию как отечественного судостроения в целом, так и судостроительно-судоремонтным компаниям Астраханской области.

Коррекция системы налогообложения, обеспечение судостроительных корпораций госгарантиями по кредитам будут способствовать снижению издержек производства, его развитию и повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

На формирование благоприятных условий стратегического планирования может оказать расширение практики государственных заказов машиностроительной продукции. Мировой опыт показывает, что в рыночных отношениях роль госзаказов в экономике стран, решении общегосударственных и региональных проблем развиВестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

355

тия отдельных отраслей и комплексов остается существенной и весьма значимой [1]. Это отчетливо проявляется в реализации антикризисных программ, призванных минимизировать последствия глобального кризиса.

Госзаказы не должны вести к снижению эффективности производства и прибыли компаний и тем самым негативно влиять на систему планирования. Напротив, во многих случаях государственное присутствие в экономических процессах повышает их предсказуемость, делает выгодной деятельность корпораций, которая в чисто рыночной конкуренции могла оказаться нецелесообразной.

В нашей стране одно из направлений участия государства в хозяйственном обороте - закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Высокая значимость государственных закупок машиностроительной продукции обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, поскольку они нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности, выполнения государством своих функций, и возможностью разрабатывать корпорациями стратегические планы развития.

На закупку продукции для государственных нужд приходится значительная доля расходной части (40%) бюджетов различных уровней [3], в связи с чем особую актуальность приобретает задача эффективного расходования выделенных

на эти цели денежных средств, которая может быть решена, в первую очередь, при размещении государственного заказа.

Основная цель создания Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) заключается в повышении роли государства в стимулировании развития гражданского судостроения. Основу Объединённой судостроительной корпорации составляют предприятия, в которых присутствует как государственный, так и частный капитал. По опыту зарубежных судостроительных корпораций только присутствие государственного капитала способно обеспечить условия для успешной деятельности центров судостроения России, в том числе и вновь создаваемого Южного центра судостроения и судоремонта.

Библиографический список

1. Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demk/rn 28/08/2010
2. Пашин В.М. Роль науки в организации и становлении российского судостроения на современном этапе Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу // Судостроение. -2007. - №>6. - С. 10-14.
3. Приложение к бюллетеню «Конкурсные торги». - М., 2003. - №>140. - С. 56-57.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ АКЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВО ФЛОТА ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ГОСЗАКАЗЫ КОРПОРАЦИИ ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты