Спросить
Войти

Фармакоэкономика - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

Автор: указан в статье

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Фармакоэкономика ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

Сегодня практически все производители лекарств, как оригинальных, так и генерических, вынуждены искать более эффективные и оптимальные пути продвижения собственной продукции. Высокая стоимость инновационных препаратов и серьезная конкуренция на рынке дженериков обусловили интерес компаний к фармакоэкономическим исследованиям (ФЭИ) как к новому и весьма перспективному методу продвижения ЛС.

КАК РАЗВИВАЛАСЬ ФАРМАКОЭКОНОМИКА В РОССИИ

Фармакоэкономику следует рассматривать как научно-практическое направление, возникшее на стыке медицины, фармации и экономики. Методы фарма-коэкономического анализа (ФЭА) позволяют провести оценку различных программ лечения с позиций соотношения их эффективности и стоимости, с учетом безопасности и качества жизни. Официальным рождением новой науки в России можно считать 1999 г. — именно тогда в стране был проведен первый конгресс по фармакоэкономике. Последующие 5—6 лет фармакоэкономика в России развивалась больше в информационно-образовательном плане. Ее внедрение в практику началось в 2005 г., когда стала реали-зовываться программа ДЛО и были выделены значительные государственные средства на закупку лекарств. Именно тогда фарм-компании, прежде всего мультинацио-нальные корпорации, начали активно проводить в России ФЭИ, поскольку их штаб-квартиры стали требовать досье ФЭИ, необходимое для участия в программе ДЛО.

«Мы быстро отреагировали на эту тенденцию и уже в 2005 г. открыли лабораторию ФЭИ, обеспечив западный уровень проведения исследований», — вспоминает Роза Ягудина, проф., зав. лабораà

igh cost of medicines and tough competition in the generics market generated interest to pharmaceutical research as a new promising way of drug promotion.

Irina SHIROKOVA, Remedium. Pharmacoeconomics is an essential part of present-day marketing.

торией фармакоэконо-мических исследований, зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Сегодня, наряду с лабораторией фарма-коэкономических исследований Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, ФЭИ проводят целый ряд государственных, частных и общественных организаций — в Москве, С.-Петербурге, Волгограде, Хабаровске, Ярославле. Одни исследователи основВероника Топчиашвили, руководитель отделения маркетинга ООО «Ново Нордиск»:

— Фармакоэкономические исследования — это один из основных методов продвижения современных препаратов нашей компании на фармрын-ке. Этот метод чрезвычайно актуален и перспективен, полностью согласуется с общемировыми тенденциями и западной практикой. На сегодняшнем этапе развития фармацевтики, того прогресса и инноваций, который существует, в частности, в лечении сахарного диабета, сами фармакоэкономические исследования и донесение их результатов до управленцев здравоохранения чрезвычайно важны. Наша компания проводит фармакоэкономические исследования с 2008 г. Исследования касаются всех современных инсулинов компании «Ново Нордиск» и ее нового препарата — первого аналога человеческого ГПП-1. Мы высоко оцениваем эффективность использования результатов проведенных фарма-коэкономических исследований при продвижении препаратов компании. Сегодня очень значимо оценить рациональность выбора препаратов не только с клинической, но и с экономической точки зрения. В первую очередь результаты проведенных исследований по современным инсулинам компании «Ново Нордиск» и по аналогу ГПП-1 позволяют рассчитать соотношение «затраты-эффективность», что очень важно для оптимального выбора ЛС.

Любовь Сиземова, ген. директор ООО «ШТАДА Маркетинг»:

— Сегодня, представляя наши продукты врачам на лекциях и семинарах («Штада Маркетинг» специализируется на продвижении качественных

преимущественно отечественных брэндированных дженериков и представлена в 5 ведущих АТС-классах), уже недостаточно говорить только о том, что препарат исследован на биоэквивалентность. Это само собой разумеется. Все чаще задается вопрос о наличии терапевтической эквивалентности и сравнительного фармакоэкономического анализа с оригинальным препаратом. Наша компания впервые инициировала фар-макоэкономическое исследование в России в 2008 г. В настоящее время нами инициированы 3 исследования, которые находятся на разных стадиях. Эти исследования касаются, прежде всего, тех наших брэндированных дженериков, которые пациенты вынуждены принимать курсами, порой очень длительно. Чаще мы используем исследование по методу «затраты — эффективность» (cost — effectiveness analysis — CEA), которое позволяет дать оценку не только уровню экономии затрат, но и сравнить эффективность вложения средств при использовании альтернативных методик лечения. С помощью данного метода анализа можно непосредственно оценить затраты, необходимые для достижения единицы эффекта при применении той или иной медицинской технологии, лекарственного препарата. При этом расчет проводится отдельно для каждой альтернативной схемы лечения и результат представляется в виде затрат на единицу эффективности с последующим сравнением полученных результатов.

Результат такого исследования может служить веским аргументом для участия наших препаратов, например в программе импортозамеще-ния, поскольку большинство оригинальных продуктов-конкурентов — препараты зарубежного производства.

Экономическая оценка здоровья и программ в здравоохранении вызывает в последние годы все больший интерес, и фармакоэкономика все

ФАРМАКОЭКОНОМИКА ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

РЕМЩЦЦМ Хь 23

ной акцент в своей работе делают на лоббировании возможностей фармакоэко-номики, другие занимаются непосредственно исследованиями с применением самых современных методов анализа. Работа исследователей также отличается и по доступности полученных результатов. Кто-то публикует их в специализированных журналах, некоторые исследователи выступают с докладами по поводу проведения ФЭИ на конференциях, зачастую не сообщая, как проводились эти исследования. Но, безусловно, есть и те, кто старается сделать максимально доступной информацию о проведенных ФЭИ. «Для этого мы публикуем практически все результаты исследований, размещаем информацию на специальном сайте, — делится Роза Ягудина. — Считаю, что подобный подход крайне важен. Сегодня, в условиях открытого общества, имея возможность посещать западные конференции, представители наших регуляторных органов получают необходимую информацию, касающуюся современных подходов и требований к проведению ФЭИ. Поэтому трудно рассчитывать на то, что их смогут удовлетворить "сделанные на коленке" исследования».

• ВОЗМОЖНОСТИ И ЗАДАЧИ

ФЭИ позволяют участникам фармрынка решить несколько важных

задач.

Организаторам здравоохранения они необходимы для определения затрат при формировании бюджета здравоохранения в условиях конкретной финансово-экономической ситуации. ФЭИ важны для принятия решений о выборе конкретных технологий (стандартов) лечения и о закупках ЛС, а также для определения рациональной фармакотерапии различных заболеваний. Результаты ФЭИ учитываются как на федеральном, так и на региональном уровне. В частности, на региональном уровне они используются для определения региональных перечней и оценки влияния на бюджет здравоохранения и экономику региона различных лекарственных стратегий.

В проведении ФЭИ также заинтересованы ЛПУ (для определения оценки изменения структур затрат в связи с изменением лекарственной стратегии), практикующие врачи, ортюп-лидеры в различных фармакотерапевтических областях и, конечно, фармкомпании. С помощью ФЭИ фармкомпании могут оценить потенциальный вклад нового препарата в лечебный процесс и соотнести его с будущей стоимостью полученного ЛС; определить рыночную стоимость препарата; подготовить фармакоэкономическое обоснование необходимости включения ЛС в стандарты лечения и формуляры ЛС для медицинской помощи различного уровня. По словам Розы Ягудиной, ФЭИ

необходимы фармкомпаниям для маркетингового позиционирования препарата и нахождения его ниши, объяснения его преимуществ с точки зрения системы здравоохранения, а также определения цены ЛС, конкурентоспособной с фармакоэкономической точки зрения и оптимальной с учетом интересов здравоохранения.

Благодаря проведению ФЭИ, фармпро-изводители могут доказать регулятор-ным органам, что, например, при одинаковом бюджете терапия данным препаратом позволяет вылечить большее количество больных либо использование этого препарата в долгосрочной перспективе снизит расходы здравоохранения, несмотря на то что изначально терапия была дороже традиционной. Кстати, даже уполномоченные поставщики — дистрибьюторы сегодня заинтересованы в проведении ФЭИ, поскольку они поставляют препараты в рамках региональных госпрограмм, а региональные Минздравы требуют от них эти данные.

• ПОЧЕМУ РАСТЕТ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ФАРМАКОЭКОНОМИКИ?

На это существует ряд объективных причин: активный рост и развитие отечественного фармрынка и, как следствие, повышение интереса к нему со стороны западных фармкомпаний; увелиглубже входит в нашу практику. Ведь она может и должна способствовать принятию более эффективных решений в сфере здравоохранения и, следовательно, улучшению медицинского обслуживания. Безусловно, «лучшее медицинское обслуживание» не обязательно означает более дешевое медицинское обслуживание. Но важно помнить, что и наоборот, «лучшее медицинское обслуживание» не обязательно означает самое дорогостоящее. Речь идет, прежде всего, о рациональном, эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Вадим Зубков, директор по маркетингу Российского представительства компании «Селджен»:

— Несмотря на то что у нас в полном объеме имеются данные ФЭ— исследований, проведенных в Европе и США, мы с первого дня нашей работы в РФ проводим исследования и на локальном уровне. Дело в том, что ФЭ-анализ помимо общеклинических параметров оценивает также стоимость различного рода сопутствующих медицинских услуг, тарифы на которые могут сильно отличаться в зависимости от существующей системы здравоохранения. Таким образом, фармакоэкономический анализ индивидуален для каждой страны, и при переносе его результатов из одной страны в другую требуется определенная корректировка, учитывающая существующие в ней реалии.

В случае нашей продукции (а это строго рецептурные препараты для лечения онкогематологических заболеваний, предназначенные в основном для федеральных и региональных программ) ФЭ-анализ позволяет сопоставить стоимость применения предлагаемого метода лечения с уже существующими, определить и обосновать справедливую цену на новые технологии.

В Европе принят простой принцип. Препарат допускается к участию в программах возмещения стоимости только в том случае, если он эффективнее, безопаснее или дешевле по критериям «стоимость-эффективность» или «стоимость-польза». В РФ в последние годы наличие ФЭ-анализа стало также необходимым атрибутом досье препарата для включения в различного рода программы. Можно также предположить, что особое дальнейшее развитие ФЭ получит в случае внедрения страховой медицины.

Как известно, в условиях страховой медицины средства, вкладываемые в здоровье людей, чаще рассматриваются не просто как расходы, а как инвестиции в снижение издержек в будущем. Следовательно, понадобятся ответы на вопросы — инвестиции в какие технологии принесут лучший эффект в т.ч. и в долгосрочной перспективе? К примеру, препарат дороже аналога, но позволяет снизить количество госпитализаций. Полученная от этого экономия в разы превысит разницу в стоимости. Или курс лечения в 1,5 раза дороже, но пациенты живут в 3 раза дольше. Несмотря на то что в РФ ФЭ — достаточно молодая наука, ее возраст не более 15 лет, у нас уже есть несколько научных баз, которым удалось за это время развить собственные школы и которые ничем не уступают своим западным коллегам. И я думаю, что в уже ближайшие годы ФЭ анализ станет единым стандартом при принятии решений в экономике здравоохранения.

чение государственных затрат на здравоохранение; наделение регионов полномочиями в сфере проведения лекарственной политики; изменения в законодательстве, ограничивающие некоторые прежние формы продвижения препаратов. «Если раньше компании могли использовать сомнительные с этической точки зрения формы продвижения бизнеса, то сегодня они должны вести бизнес этично, с учетом интересов здравоохранения, — замечает Роза Ягудина. — Компании должны показать, что препарат оптимален для системы здравоохранения».

Заметим, что еще совсем недавно ФЭИ многими фармкомпаниями рассматривались как дополнительный маркетинговый инструмент. Медпредставитель, многократно посетив врача и предоставив ему всю имеющуюся информацию о продвигаемом препарате — безопасности, эффективности, областях применении и комплаентности, как дополнительный и последний довод использовал результаты ФЭИ, в основном проведенных на Западе и иногда в России. Ситуация в корне изменилась в 2006— 2007 гг., когда компании начали заранее планировать ФЭИ и еще на дорегистра-ционном этапе разрабатывать крупные фармакоэкономические модели. Как правило, к лончу препарата в России такая модель уже была готова. Она показывала преимущества нового ЛС, а также определяла оптимальные цены, с которыми фармкомпании следует выходить на рынок.

«Знаковым событием» для российского фармрынка Роза Ягудина назвала сегодняшнее участие в лонче препаратов специалистов по ФЭ: «Совсем недавно доклады о новом препарате делали только клиницисты. Сегодня же специалисты по ФЭ стали полноправными участниками лонча».

В лаборатории фармакоэкономических исследований Первого МГМУ им. И.М.Сеченова отмечают постоянный интерес фармкомпаний к ФЭИ, который особенно усилился начиная со второй половины 2010 г. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. рост количества ФЭИ, по мнению сотрудников лаборатории, составил порядка 40%. Роза Ягудина также обращает внимание на то, что чем дороже препарат, тем больше он нуждается в ФЭИ, если, конечно, речь идет о государственном возмещении: «Если выстроить топ стоимостей, то они будут коррелировать с ФЭ-исследованиями».

Но не только мультинациональные фармкомпании, имеющие в портфеле дорогостоящие инновационные разработки, заинтересованы в проведении ФЭИ. Все больший интерес к ФЭИ проявляют и генерические компании. Это связано с усилением конкурентной борьбы между различными генеричес-кими компаниями, а также подчас с довольно жесткой конкуренцией между производителями дженериков и «ориги-наторами».

И наконец, все активнее проводят ФЭИ биотехнологические компании, специализирующиеся как на выпуске оригинальных препаратов, так и биосимиля-ров.

«Скоро закончится срок действия нескольких значимых патентов, и к нам уже пришли компании, которые будут поставлять в Россию биосимиляры, — сообщила Роза Ягудина. — В ближайшее время ожидается лонч нескольких таких препаратов, а до конца 2014 г. еще больше ЛС». Производители биосимиляров планируют организовать образовательные программы в России, а также заказать многофункциональные модели ФЭИ. Что касается производителей оригинальных биотехнологических препаратов, то некоторые из них планируют выпустить в 2013—2014 гг. следующий пул препаратов. Уже сегодня эти компании говорят о намерении реализовать ФЭ-маркетинг. «Этот нюанс изменит весь рынок, — уверена Роза Ягудина. — И отрадно, что уже сейчас эти компании продумывают комплексную политику фармакоэкономического маркетинга».

ОТ СТАНДАРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ К СЛОЖНЫМ МОДЕЛЯМ

В настоящее время при проведении фармакоэкономических исследований применяется несколько основных методов: анализ стоимости болезни, анализ «минимизации затрат», анализ «затраты-эффективность», анализ «затраты-по-лезность», анализ «затраты-выгода», а также моделирование. Перспективным направлением в сфере проведения ФЭ-исследований является

переход к моделям, что полностью согласуется с мировой тенденцией. Моделирование — способ изучения различных объектов, процессов или явлений, основанный на использовании моделей, представляющих собой формализованное описание изучаемого объекта. Его применяют при невозможности получить в исследовании реальные данные, необходимые для экономического анализа. В частности, моделирование используют в случаях, когда в КИ не изучались отдаленные или опосредованные результаты лечения; при необходимости сделать заключение о целесообразности применения медицинских вмешательств у пациентов, не включавшихся ранее в исследование; когда отсутствуют сравнительные исследования методов лечения, которые предполагалось сравнивать в экономическом анализе; в случаях, когда КИ отсутствуют или нет необходимости в их проведении.

Модель можно рассматривать как комплексный программный продукт, в котором можно использовать разные методы ФЭИ. Фактически модель компилирует из разных источников некую совокупность данных и сводит их в одну картину.

С каждым годом ФЭИ усложняются, и в ряде случаев уже можно говорить о качественном скачке в данной области. Так, например, специалисты лаборатории фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М.Сеченова сегодня перешли от традиционных отчетов к созданию достаточно сложных моделей. Эти исследования по масштабам сопоставимы с ФЭИ, которые проводят крупные международные агентства. Сейчас одно исследование, проводимое лабораторией, по объему можно сравнить с 3 — 5 исследованиями, которые делались раньше методами «минимизация затрат» и «затра-ты—эффективность». Сегодня уже мало кто сомневается в возможностях и значимости ФЭИ. Это относительно новое для российского фармрынка направление исследований является перспективным инструментом маркетинга, позволяя фармпроизводи-телям принимать верное и грамотное решение при продвижении продукции в России.

фРЕМШШМ

Новое поколение справочников

для высоких стандартов врачебной практики

АТЛАСЫ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

* Наличие всех ТН с высокой (Бол№40%] прв дставлеиностью а аптечной рознице

* Результаты маркетинговых исследований, включающее среднюю стоимость прелорота а оптике

* Визуализированные данные ао взаимодействию лекарственных средств

* Шире кий спектр медицинский направлений

* Удобная навигация, альбомный формат и качественная полиграфия

В 2011 году запланирован выпуск Атласов па специальностям:

1 Кардиология » Невроло&ия-гтснкнатрнч 1 Эндокринология

> Терапия

* Акушерство-гинекологии »Аллергелапщиммунолегня

* Офтальмология »Урология

* Ревматология

> Дерматологи п-пенерология

4 Отоларингология

* Пульмонологи а

ЛЕОРСПЕМНЫХ СРЕДСГ

Щ " 1Г1111

УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТЛАСА

16.1.: 7 Э!-;ь

www.remedium.rij

Рынок венотонизирующих

Болезни вен поражают людей всех возрастов: от подростков до стариков. Причем чаще всего страдают женщины трудоспособного возраста — от 20 до 55 лет. Всемирной организацией ангиологов в конце 90-х годов прошлого века было проведено мультицентровое исследование по изучению распространенности патологии вен в Европе среди лиц от 30 до 70 лет. Было выявлено, что данной патологией страдают примерно 40—50% исследованных. При этом было отмечено, что география заболевания весьма неоднородна. Наибольший прирост заболеваемости отмечен в экономически развитых районах. Россия занимает не последнее место в этом печальном списке: в нашей стране венозными заболеваниями страдают около 40 млн. человек, каждый четвертый из них имеет осложненную форму болезни.

Начавшись, венозные заболевания длительное время ничем себя не проявляют. И только после того, как в венозной стенке развиваются органические изменения, заболевание манифестирует такими «малозначительными» симптомами, как усталость, тяжесть, отечность, боль в ногах, чувство напряжения и покалывания в икрах. У пациента с «венозными» жалобами могут не определяться видимые и пальпируемые варикозные изменения поверхностных вен, но регистрируемая при ультразвуковой визуализации деформация сосудистой стенки не оставляет сомнений, что патологический процесс запущен. В дальнейшем к этим неприятным ощущениям присоединяются объективные признаки венозной патологии: телеангиэктазии, расширенные подкожные вены, цианоз кожи, стойкие отеки. Все эти симптомы имеют тенденцию к неуклонному прогрессированию вплоть до развития тяжелых тромбофлебитов, троПРЕПАРАТОВ

Хронические заболевания вен официально признаны ВОЗ болезнью цивилизации. Хотя страдания вен известны с глубокой древности, сегодня они приобрели характер пандемии. Частые и длительные самолетные перелеты, избыточная масса тела, малоподвижный образ жизни, применение контрацептивов, курение, сидячий образ жизни — все это причины развития венозных заболеваний. Беременности, роды, прием оральных гормональных контрацептивов также способствуют формированию венозных проблем.

рисунок Г1 Динамика продаж рынка венотонизирующих средств

Динамика продаж венотонизирующих средств, млн. упак.

50 +1,9%
40
30 46,9 47,8
20
10
0 i 1 1
2009 2010

Динамика продаж венотонизирующих средств, млрд. руб.

8 р +12,5%
7 б 5 4 - 6,7 7,5
3 2 1 0 i 1 1
2009 2010

АНТИСТАЮ

Боль, отеки, тяжесть в ногах?

Новая жизнь

ваших ног

АНТИСГАКС

для лечения заболеваний вен снимет оль, 0Г£КИ и тиучсть н №ГйН.

ВйеМпт 10

СIII.) ¡[¡ЕЕ & ■ И!1ьии..-в.01.«ч!4*)*||-гии:

! г Мйй!М. уЛ дйнг^й д. гм. стр. 1

№1 в пиниосгпсм пнздкнмн Ешзецеппганьи СНПвЧ^ЫЛРРЕЛЙрЙГ-М щи ПЕЧЁНА МОЭГвНняЧ МН 1М5- 2010 ГГШ

antistax.ru

тщт шнго

рисунок г 2 Ведущие брэнды безрецептурных системных венотонизирующих препаратов в 2010 г., % (доля в денежном выражении)

7
1 — Антистакс, 29,0%
2 — Троксевазин, 22,9%
3 — Аскорутин, 19,5%
4 — Эскузан, 19,3%
5 — Троксерутин, 3,5%
6 — Венорутон, 2,5%
7 — Гинкор форт, 1,3%

фических язв и флеботромбозов, которые не только могут привести к ин-валидизации человека, но и представляют серьезную угрозу жизни. Поэтому так необходима своевременная профилактика и эффективное лечение, тормозящее развитие венозного заболевания.

На сегодняшний день рынок венотонизирующих препаратов1 представлен почти полусотней торговых наименований. По данным исследовательского агентства IMS Health по итогам 2010 г. объем реализации ве-нотонизирующих средств на фарм-рынке РФ составил 47,8 млн. упаковок на сумму 7,5 млрд. руб. в ценах конечного потребления (рис. 1). По сравнению с 2009 г. рынок вырос на

1 Анализировались данные групп C05B [Antivaricose Therapy], C05C [Capillary Stabilizing Agents].
12,5% в денежном выражении. В натуральных объемах рост составил всего +1,9%.

В структуре сегмента венотонизирую-щих препаратов, отпускаемых без рецепта врача в аптеке, преобладают наружные лекарственные формы (гели, мази). Однако зачастую только наружных лекарственных форм недостаточно для лечения и профилактики болезни. Поэтому важной составляющей лечения являются системные препараты. По данным IMS Health объем реализации безрецептурных системных препаратов по итогам 2010 г. составил более 1 млрд. руб. (+3,7% по сравнению с 2009 г.), или 9,4 млн. упаковок. Лидирующую позицию в указанном сегменте занимает препарат Антистакс (рис. 2), доля которого составила почти 1/3 сегмента.

Антистакс представляет собой стандартизированный экстракт красных листьев винограда. Запатентованная технология производства стандартизированного экстракта была разработана специалистам немецкой компании Pharmaton. Он оказывает двойное — флеботоническое и флебопро-текторное действие. Антистакс оказывает защитное действие на эндотелий сосудов, стабилизируя мембраны, и увеличивает эластичность сосудов, нормализуя сосудистую проницаемость, что замедляет образование отеков и уменьшает уже существующие отеки. Особо выраженный эффект дает применение Антистакса на ранних стадиях венозных заболеваний, а также в качестве средства, предупреждающего их развитие. Эффекты Антистакса подтверждены международными и отечественными клиническими исследованиями. По данным IMS Health, объем реализации препарата в 2010 г. составил 370 000 упаковок на сумму 2,9 млрд. руб.

Препарат выпускается в капсулах, содержащих 180 мг действующего вещества.

Также Антистакс представлен в виде геля с ухаживающим и охлаждающим действием. Антистакс гель содержит уникальный стандартизированный экстракт красных листьев винограда, что в сочетании с охлаждающими свойствами помогает вернуть комфорт и ощущение легкости ногам. Совсем недавно на российском рынке появился еще один продукт семейства Антистакс — охлаждающий спрей, специальная формула которого оказывает мгновенное охлаждающее действие. Ухаживающие компоненты дарят коже влагу, оставляя ощущение шелковистости, экстракт красных листьев винограда помогает уменьшить неприятные ощущения тяжести и усталости ног. Таким образом, компания Boehringer Ingelheim создала целую линейку средств, которые помогут людям с венозными проблемами без особых усилий вернуться к привычному ритму жизни без усталости и тяжести в ногах.

ФАРМАКОЭКОНОМИКА ФАРМРЫНОК ПРОДВИЖЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖЕНЕРИКИ ИННОВАЦИИ pharmacoeconomics pharmaceutical market product promotion marketing research
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты