Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321).
История. Вып. 57. С. 31-35.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИСУТСТВИЙ ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XXВЕКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматривается деятельность присутствий по крестьянским делам в конце XIX- начале XXв. в Забайкалье. Проанализирована историография вопроса и приведена предыстория создания особых присутствий. Основное внимание в работе автор акцентирует на взаимодействии чиновников по крестьянским делам с населением и должностными лицами волостного и сельского управления в Забайкальской области.
Местные органы власти в разные периоды истории России играли большую роль в жизни населения и государства. В конце XIX в. среди данных учреждений выделялись своим значением присутствия по крестьянским делам, которые призваны были обеспечивать соблюдение законодательных норм в среде крестьянства. Деятельность непременных членов присутствий по крестьянским делам практически не исследована в исторической науке. Дореволюционные историки обращались к вопросу о функционировании этого института в связи с изучением правового положения крестьян в пореформенной России. Их работы представляли историко-юридические исследования. М. М. Катаев в своем труде описал процесс разработки и принятия законов о крестьянских учреждениях1. Н. М. Дружинин проанализировал движение законодательства в отношении института чиновников по крестьянским делам2. Он отметил слабую разработанность и неподготовленность законов 1861, 1874 и 1889 гг., наличие в них многочисленных противоречий и неясностей. A. A. Леонтьев уделил особое внимание причинам создания крестьянских учреждений, изучению особенностей их функционирования и недостатков3. В большинстве дореволюционных публикаций деятельность уездных по крестьянским делам присутствий оценивалась негативно. Авторы констатировали, что реформа 1874 г. была крайне неудачной и привела к росту злоупотреблений в крестьянской среде. На протяжении пятнадцати лет сельское население было предоставлено само себе, одновременно находясь под мелочным контролем со стороны полиции и администрации. Исследователи сходились в том, что сами принципы, положенные в основу закона 1874 г., были неверны, и деятельность крестьянских учреждений была обречена на провал. Наибольший интерес представляет статья об уездных по крестьянским делам присутствиях Н. Колю-панова4. Автор проанализировал основные недостатки реформы 1874 г. и поставил под вопрос необходимость существования учреждений по крестьянским делам. Он предложил собственный взгляд на организацию подобных учреждений, в основе которых должны лежать принципы бессословности и отсутствие каких-либо цензовых условий. Также интересна монография бывшего мирового посредника и общественного деятеля Санкт-Петербургской губернии П. Л. Корфа5. Он также высказался против существования особых учреждений по крестьянским делам. П. Л. Корф полагал, что вместо непременного члена уездного по крестьянским делам присутствия следовало учредить должность ещё одного мирового судьи, действовавшего строго по закону и не вмешивавшегося в хозяйственные дела крестьян. Следует отметить, что большинство дореволюционных работ по данной теме были не столько исследованиями, сколько публицистикой. В основе их лежал не анализ источников, а изложение собственной позиции автора. В исторической литературе советского периода присутствия по крестьянским делам не стали предметом специального изучения. Из обобщающих работ, посвященных истории государственных учреждений и чиновничества, можно отметить лишь работы Н. П. Ерошкина и П. А. За-йончковского6. В них основное внимание уделено характеристике структуры местных государственных учреждений и анализу личного состава высшей бюрократии и губернской
администрации. Среди современных работ на данную тему появились региональные диссертационные исследования о чиновниках по крестьянским делам, в том числе о непременных членах присутствий7. В отечественной исторической науке наиболее изученным является законодательство о присутствиях по крестьянским делам, их правовое положение и взаимоотношения с властью. Деятельность присутствий является малоизученной. Представляет интерес региональный аспект данной проблемы. В статье предпринята попытка рассмотреть деятельность присутствий по крестьянским делам в конце XIX - начале XX в. в Забайкальской области.
По закону 27 мая 1882 г. о преобразовании общественного управления государственных крестьян Восточной Сибири на территории Забайкальской области создавались особые присутствия по крестьянским делам8. Данные учреждения образовывались на основе законодательства об уездных присутствиях центральной России, учитывали недостатки в их деятельности и были приспособлены к особенностям системы управления Восточной Сибири.
Деятельность особых присутствий по крестьянским делам имела разносторонний характер и охватывала широкий круг вопросов по контролю над крестьянским самоуправлением. Согласно описи дел Верхнеудинского и Баргузинского присутствия 1899 г. на заседаниях проходило утверждение в должности волостных старшин, разбирались прошения разных лиц, осуществлялся контроль над исполнением решений волостных судов, рассматривались приговоры о мирских расходах10. Журналы Верхнеудинского и Баргузинского присутствия свидетельствуют, что на одном заседании рассматривалось от 14 до
Большую часть рассматриваемых особыми присутствиями дел составляли жалобы крестьян на решения волостных судов. Практически каждый крестьянин признавал себя правым в проигрыше дела, и решение волостного суда вносилось в присутствие проигравшею или недовольною стороною. Как правило, приговоры судов находили подтверждение, так как в них не обнаруживалось нарушений форм и обрядов судопроизводства, но были и случаи отмены постановлений из-за ошибок судей. Так, решение Куйтунского волостного суда о краже пшеницы и ржи было отменено постановлением Верхнеудинского и Баргузинского присутствия от 20 августа 1885 г. по причине нарушения коренного юридического правила не привлекать никого к уголовной ответственности без получения объяснений13.
Немногим реже разбирались присутствиями дела о нарушениях и преступлениях волостных и сельских должностных лиц на основании представлений полицейского управления, прокурора, судебных приставов, мировых посредников, окружных начальников, волостных правлений, жалоб крестьян. Вот лишь некоторые факты из делопроизводственной документации особого Верхне-удинского и Баргузинского присутствия. В 1898 г. прокурор 3-го участка Верхнеудинского округа отправил в присутствие дело о растрате хлеба из Читканского экономического магазина, где к суду и следствию были привлечены вахтеры магазина. По решению присутствия был отправлен под суд смотритель и писарь магазина14. В том же году пристав
старшины Казадаева, по приказу которого у него были связаны руки и отобраны часы. Такие случаи были нередким явлением. Журналы особых присутствий свидетельствуют, что нарушения волостных и сельских должностных лиц состояли в несвоевременном выполнении предписаний чиновников, плохом поведении, небрежном отношении к своим обязанностям, а преступления в растратах общественных сумм, получении по поддельным документам и подписям денежных переводов. На основании поступивших жалоб и донесений присутствия проводили разбирательства и в случае подтверждения указанных фактов строго наказывали виновных. Непременные члены делали замечания должностным лицам, например, за задержку, допущенную при выдаче повестки суда. За более тяжелые проступки и преступления присутствия выносили окончательные постановления об освобождении от занимаемой должности. Так,
Важной составляющей деятельности особых присутствий было утверждение общественных приговоров о расходах на мирские потребности и об избрании сельских и волостных должностных лиц, которые им отправляли мировые посредники. В отличие от центральных губерний России, где уездные присутствия заменили собой мировых посредников, в Забайкальской области эти два института взаимодействовали друг с другом. Так, в 1901 г., Верхнеудинским и Баргузин-ским присутствием был получен приговор о выборе Куйтунским волостным старшиной крестьянина Ефима Хромых. Обычно все выбранные на сходах кандидатуры утверждались, и данная процедура носила формальный характер, но были случаи отмены приговоров в случае явного противоречия законодательству. Например, мировой посредник
Особые присутствия обладали огромной властью над крестьянским населением. Ни одна просьба или жалоба не могла обойти данный орган. Для решения любого вопроса требовалось разрешение или содействие присутствия. Об этом свидетельствует обращение в Верхнеудинское и Баргузинское присутствие жителя деревни Выезжей Красноярского сельского общества Соснина с просьбой о выделении деревни Выезжей в числе 70 ревизских душ в самостоятельное сельское общество19.
Органы крестьянского самоуправления, особенно волостные правления, обязаны были предоставлять в присутствия различные сведения, например, об исполнении решений волостных судов, списки призывников. Байхарское волостное правление доносило в Верхнеудинское и Баргузинское по крестьянским делам присутствие 7 апреля 1899 г. о 63 призывниках20. К председателю присутствия обращались сельские и волостные должностные лица о разрешения им отпуска. В 1889 г. Малетинский волостной старшина Нил Ано-хов просил 4-хмесячный отпуск для поправления дел в хозяйстве с передачей своих обязанностей кандидату21. Таким образом, особые присутствия контролировали деятельность волостных и сельских должностных лиц, следили за соблюдением ими законодательства и прав сельского населения.
Особые присутствия отвечали на предложения и запросы должностных лиц различных организаций. Вот один из примеров данного направления их деятельности. По-датный инспектор Верхнеудинско-Баргузинского участка сообщил в особое присутствие
о плохо поставленном счетоводстве, отчетности, сильной запутанности в делах волостных и сельских правлений и просил разрешения проводить ревизии, которое ему было дано22.
В сентябре 1901 г. было учреждено Забайкальское областное по крестьянским делам присутствие. На заседаниях присутствия проходило утверждение должностных лиц волостных правлений и судов, сельских управлений, десятских и сотских, рассматривались жалобы на решения, неправильные действия и постановления крестьянских начальников и их съездов. Подробно разбирались отчеты крестьянских начальников о проведенных ими ревизиях сельских управлений. Выступления на данные темы готовили непременные члены Гюргенс и Депрерадович23. Еще строже контролировалась присутствием деятельность крестьянских начальников. Непременные члены проводили ежегодные проверки их работы, на основании которых решались вопросы определения и увольнения от должности. Крестьянские начальники в начале каждого года подавали в присутствие ведомости о деятельности волостных судов и правлений, сельских обществ24. В отчетах члены Забайкальского областного по крестьянским делам присутствия основательно разбирали работу крестьянских начальников, высказывали замечания, сообщали о положительных моментах. В марте 1909 г. непременный член присутствия Депрерадович провел ревизию делопроизводства крестьянского и инородческого начальника 2-го участка Селенгинского
уезда Остроумова, в результате которой нашел, что этот чиновник присутствует на всех волостных сходах, лично объявляет о результате проверок должностных лиц, оказывает содействие полиции, соблюдает правильный порядок принятия прошений и регистрации жалоб, и в целом проводимые им мероприятия заслуживают одобрения и рекомендации другим крестьянским начальникам. Таким образом, деятельность Забайкальского областного по крестьянским делам присутствия была направлена на улучшение функционирования органов крестьянского управления. Об этом свидетельствуют не только вышеперечисленные факты, но и то, что присутствие обращалось к волостным и сельским писарям с просьбой сообщить о наиболее обременительных работах по делопроизводству, предоставляемых в вышестоящие организации, и тождественных сведениях с целью устранить негативные факторы и предоставить возможность писарям больше общаться с населением25.
Присутствия по крестьянским делам в Забайкалье занимали важное место в системе управления Восточной Сибири. Они осуществляли контроль над крестьянским самоуправлением, являлись посреднической инстанцией между различными органами местного управления Забайкальской области, предоставляли информацию военному губернатору. Положительной стороной работы присутствий являлось рассмотрение на заседаниях небольшого количества дел. Деятельность присутствий Забайкальской области носила характер судебной и апелляционной инстанции и, несмотря на решение большинства дел с формальной точки зрения, способствовала положительным изменениям в работе органов крестьянского управления.
Примечания