Спросить
Войти

Особенности зарождения и развития европейского и адыгского этикетов

Автор: указан в статье

ОСОБЕННОСТИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО И АДЫГСКОГО ЭТИКЕТОВ

© Дахунова Ф.К.*

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

г. Черкесск

Статья раскрывает особенности зарождения и развития европейского и адыгского этикетов и их влияние на формирование кавказского этикета.

Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и то же. Этикет - социально-историческое, культурное явление, корни которого уходят в первобытное общество. В нем заключен богатый опыт человеческого общения, человеческих взаимоотношений, в нем также заложен большой нравственный, философский эстетический смысл, и поэтому нельзя сводить его значение лишь к правилам поведения, хотя последние выполняют важные общественные функции. Этикет в более узком смысле характеризуется как свод норм, правил общения, служащих средством регуляции человеческих отношений. Стошкус К. рассматривает этикет этикет как ритуализированную форму осмысленного общения [11, с. 240]. Многие ученые - этики сближают этикет с нравственностью, а некоторые исследователи даже отождествляют их [12, с. 240]. Лингвисты характеризуют этикет как компонент общения и как его регулятор. Стошкус К.С. выделяет несколько форм этикета: нравственную, политическую, дипломатическую, юридическую, военную, религиозную. «Признавая значимость человека, -пишет он, - признаем и различие этой значимости, и поэтому нет смысла противопоставлять нравственную функцию сегрегативной» [13, с. 241]. Значимость определялась в зависимости от его социального статуса, личных качеств, способностей, титулов, рангов, пола, возраста. С развитием обше-ства оценочный подход к значимости личности меняется, в связи с этим меняется и смысл этикета. Этикет обычно понимается как: правила поведения (от «веды» - знание); правила вежливости (от «ведать» - знать); правила приличия («лик», «образ», лицо человека). По мнению Т. Мишаткиной этикет - это важная часть человеческой культуры и морали, вырабатываемая на

* Старший преподаватель кафедры Общегуманитарных и научно-естественных дисциплин Медицинского института.

протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке [7, с. 198]. Об адыгском этикете писали многие авторы, в том числе зарубежные путешественники и ученые. Наиболее полно рассмотрел эту малоизученную область традиционной культуры адыгов Б.Х. Бгажноков в своей работе «Адыгский этикет», опубликованный в 1978 г. Автор в основном исследовал принципы общения по адыгскому этикету. Этикет неразрывно связан с культурой народа. Адыгская культура самобытна, уникальна, представляет целостную систему, социокультурный генотип, который, несмотря на катаклизмы истории, разрушительные набеги иноземных захватчиков, оставался устойчивым, способным создать новые культурные ценности. Она является частью мировой культуры и под этим углом нужно рассматривать богатейшее культурное наследие адыгов. Адыги были не только потребителями культуры, но и ее активными создателями. Они приняли участие в создании знаменитой майкопской культуры. Адыги, абхазы являются творцами известной в мировой истории дольменной культуры с погребальными сооружениями в форме дольменов, которая имела распространение от Таманского полуострова до г. Очамчири и в бассейне реки Кубани [8, с. 19-22]. В конце II - начале I тысячелетия на Северо-Западном Кавказе возник особый прикубанский очаг металлообработки, родственный кобанскому [5, с. 63-64]. Адыги создали величайший духовный памятник - нартский эпос, который специалисты ставят в ряд с гениальными творениями греков - Илиадой и Одиссеей. Как видим из приведенных фактов, этикетная культура адыгов имела большую культурную основу. История становления и зарождения европейского и адыгского этикетов представляет для нас интерес в двух аспектах - с точки зрения познавательного культурологического подхода и с точки зрения дидактического подхода как материал для воспитательной работы дающей основания для сравнительного анализа этикетной культуры прошлого и настоящего и его влияния на другие народы и этносы. Особенностью этикетной культуры античности было разделение правил поведения людей в зависимости от их положения. Рабство стало не только проявлением социального неравенства, но и нравственной проблемой. Соблюдение норм и правил касалось свободных людей; рабы по существу, стояли «вне правил»: по отношению к ним не действовали требования справедливости, уважения, вежливости. Неравенство начало рассматриваться как естественная норма человеческих отношений. Наиболее ярко это проявилось в этикетной культуре Древней Греции и Рима. Этикетная культура адыгов в систематизированном виде возникает в сиидском (адыгском) рабовладельческом государстве, являвшемся первым государственным образованием на Северном Кавказе [2, с. 10]. Возникло это государство во второй половине V века до н.э. В сиидском (адыгском) рабовладельческом обществе расширяются и упрочиваются существенные функции этикета, усиливается его воздействие на общий уровень развития адыгской культуры. Этикет способствовал регуляции жизни при дворе рабовладельцев, поддерживая расслоенное общество, социальный статус, образ жизни господствующего класса, социальную значимость свободного человека, приниженность, обездоленность раба, которого государственные правители лишили самостоятельной ценности. Раб занимал самое нижнее место в социальной иерархии. Древнегреческий философ идеолог рабовладельцев Аристотель (384-322 г. до н. э.), защищая устои рабовладельческого строя, социальную иерархию, оправдывая бесправное положение рабов, утверждал, что одни рождаются быть господами, другие - рабами. Он писал, что кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и притом все-таки человек, тот по своей природе раб. В эпоху средневековья обращает на себя внимание этикет Византии: пышный и канонический, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Один из интереснейших моментов в развитии этикета - появление в эпоху средневековья светского этикета -строгое соблюдение норм и соподчинения и правил поведения для отдельных сословий. В рамках светского диалекта выделились рыцарский и придворный этикет. В основе рыцарского этикета лежал Кодекс рыцарской чести - свод особых моральных норм и ценностей, позволявший рыцарям отделить себя от «неблагородных» - простолюдинов. Благородство было главным достоинством рыцаря. Параллельно с рыцарским этикетом формировался придворный этикет, еще более явственно служивший обособлению высших слоев общества. В период феодализма в социальной структуре адыгского общества так же усложняется структура этикета, его механизм и общественные функции. У адыгов создается широко разветвленная феодальная иерархическая система: пши - князья, орки первой степени - тлекотле-щи, второй степени - деженуга, третьей степени - беслен - уорк, четвертой степени - шаутлугусы и феодально - зависимые классы: унауты, лагунауты, оги, азаты, тфокотли [6, с. 255]. Для регулирования отношений уорков между собой и с другими сословиями действовали такие институты, как уэркъыгъэ -рыцарская этика (или рыцарский моральный кодекс) и уэркъ хабзэ - рыцар-ско-дворянский этикет. К рыцарю предъявлялись повышенные требования. До аскетизма доходило отношение к некоторым элементарным потребностям и желаниям: предосудительным считалось сооружение благоустроенных жилищ, жалобы на экономические трудности, недомогание, холод, голод, жару, страсть к нарядам, излишнее любопытство. Мало того, дожить до седин - и то казалось постыдным. Полагалось принять смерть в молодом или юном возрасте, совершая очередной подвиг, то есть прожить жизнь короткую, но яркую, полную опасных приключений. Все это свидетельствует о том, что быть и оставаться истинным уорком было чрезвычайно трудно. И отсюда сентенции типа: Уэркъыгъэ дэгъэзеигъэ к1ыхьщ - «Рыцарская этика

(рыцарство) - трудный подъём»; Уэркъ бгы задэщ - «Рыцарство - отвесная, неприступная скала»; Уэркъыгъэр абрэ мывэм хуэдэщ - «Рыцарство - ноша, подобная каменной глыбе» [4, с. 21]. Чрезвычайно суров был и придворный этикет средневековой Испании и Англии. Он сковывал человека, словно металлический корсет. Появляются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди - церемониймейстеры, знающие все тонкости придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монахи. Придворный этикет Италии и Франции был много свободнее. И если во времена средневековья тон задавал испанский этикет, то с XVII-ХУШ вв. пальма первенства переходит к Франции. Во французском языке слово этикет имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения. Этикет и был как раз тем самым поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Умение вести себя, было, помогало определять «кто есть кто». Этикет, строго регламентирующий каждый шаг, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет - чисто светское, придворное достояние. Этика и этикет адыгов произвели культурный переворот. Стиль и образ жизни адыгов, особенно кабардинцев, был образцом для подражания. «Кабардинцы, - подчеркивал В. Тепцов, имеют такое же значение для горцев, какое имели французы, а отчасти и теперь имеют, для европейцев: они вносят моду во всем; им стараются подражать и в одежде, и в удали, и в музыке» [10, с. 10]. К числу типичных можно и отнести и отзыв военного историка А. А. Потто: «Влияние кабардинцев было огромно и выражалось явно в подражании окружающих их народов, их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Благородный тип кабардинца, искусство сидеть на коне и носить оружие, изящество его манер и своеобразное умение держаться в обществе были до того поразительны, что ингуши, осетины, чеченцы отправляли своих детей в Ка-барду учиться приличиям и этикету. Фразы: «он одет» или « он ездит как кабардинец» звучали величайшей похвалою в устах соседнего горца» [9, с. 1]. Суммируя множество подобных свидетельств, М. Ковалевский однажды заметил, что культурное воздействие адыгов на горцев Кавказа является настолько мощным и всеохватывающем, что «едва ли может быть преувеличено» [4, с. 100]. По словам И.А. Абаева, «в XVI-XVIII вв. Кабарда переживала расцвет феодализма, достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Эпитет «кабардинский» был в это время синонимом аристократической изысканности комильфотности» [1, с. 88]. Балкарцы и карачаевцы говорят: «Нет на свете, что может сравниться с черкесским этикетом (черкесским намусом). Осетины считают образцом для подражания кабардинскую этику, кабардинскую степенность и благородство. У чеченцев и ингушей распространены высказывания «Благороден как черкес». По свидетельству А.Н. Генко, у ингушей кабардинец понимается в смысле «интеллигентного, образованного человека и до сих пор бытует выражение: «я не видел молодца воспитаннее его, если бы только не (было) кабардинского князя» [3, с. 497]. Сходные условия проживания, развитие многовековых традиций общения и сотрудничества привели к тому, что ценности и нормы адыгского этикета разделяются не только адыгами. Одновременно адыгство обогащается этическими представлениями других народов, населяющих Северный Кавказ. Так формируется кавказский этикет, вбирающий в себя лучшие гуманистические ценности всех северокавказских этносов.

Список литературы:

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М., 1959. - С. 88.
2. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажноков. - Нальчик, 1999. -С. 21.
3. Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей // Ингуши. Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. - Саратов, 1996.
4. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы. Т. 1. - СПб., 1886. - С. 100.
5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - С. 63-64.
6. Меретуков М.А. Этикет как форма культуры адыгов // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. - Черкесск, 1993. -С. 255.
7. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -С. 198.
8. Очерки истории Адыгеи. - Майкоп, 1957. - С. 19-22.
9. Потто В.А. Кавказская война. Т. 2. - СПб., 1904.
10. Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - М., 1969. - С. 5, 16, 188.
11. Стошкус К. Этикет о развитии общества // Этническая мысль. Научно-публицистические чтения. - М., 1988. - С. 240.
12. Стошкус К. Этикет о развитии общества // Этническая мысль. Научно-публицистические чтения. - М., 1988. - С. 240.
13. Стошкус К. Этикет о развитии общества // Этническая мысль. Научно-публицистические чтения. - М., 1988. - С. 241.
14. Тепцов В. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Т. 14. - Тифлис, 1892.
15. Шортанов А.Т. Нартский эпос адыгов. - С. 10.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты