Спросить
Войти

Создание Советской автономии в Туркестане в 1917-1918 гг

Автор: указан в статье

специальный выпуск

СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ АВТОНОМИИ В ТУРКЕСТАНЕ В 1917-1918 ГГ.

К.Е. Размахов,

доцент кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России,

кандидат исторических наук Научная специальность: 07.00.02 - отечественная история

E-mail: razmakhov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания советской автономии Туркестана - первого национального административно-территориального образования советской России. Автор делает вывод, что эта автономия имела свои особенности, отличавшие ее от других созданных позднее советских автономных республик. Это был такой вид федерации, который являлся промежуточной стадией между федерацией, основанной на советской областной автономии, и федерацией, основанной на договорных отношениях с независимыми республиками.

CREATION OF SOVIET AUTONOMY IN TURKESTAN IN 1917-1918 YEARS

K.E. Razmakhov,

associate Professor of the Department of theory and history of state and law of the Moscow regional branch of the Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Аnnotation. The article discusses the process of creating of the Soviet Turkestan autonomy - the first national administrative-territorial formation of Soviet Russia. The author concludes that this autonomy had its own features that distinguished it from all other created later Soviet Autonomous republics. It was such a kind of Federation, which was an intermediate stage between the Federation, based on the Soviet regional autonomy, and the Federation, based on a contractual relationship with the independent republics.

Еще многие страницы истории России ждут всестороннего исследования, значительную их часть предстоит переосмыслить, очистить от предвзятых толкований, субъективных интерпретаций.

Среди них особое место занимает советский период. Нет сомнений в том, что опыт Отечественной истории содержит в себе весьма много ценного и полезного для современной государственной политики Российской Федерации во всех сферах ее многогранной деятельности. Исследованию одного из аспектов исторического опыта России и посвящена данная статья.

В 1867 г. на территории Средней Азии, вошедшей в состав Российской империи, учреждается Туркестанское генерал-губернаторство. Для управления Туркестанским краем создается разветвленный военно-бюрократический аппарат.

Народы Туркестана не имели своей национальной государственности и жили в состоянии территориально-административной разобщенности1. Туркестанское генерал-губернаторство включало территорию бывшего Кокандского ханства, часть земель Бухарского эмирата и Хивинского ханства, земли туркмен Закаспия и Мангышлака. Общая земельная площадь Туркестанского генерал-губернаторства, без Хивы и Бухары, составила 1 493 900 кв. верст2.

После победы февральской революции, в апреле 1917 г. в Ташкенте был образован Туркестанский Комитет Временного правительства3. На местах были назначены областные и уездные комиссариаты Временного правительства. В помощь комиссарам Временного правительства были созданы областные, городские и волостные исполнительные комитеты и

специальный выпуск

комитеты общественной безопасности4. В сельской местности как и прежде хозяйствовали аксакалы.

Временное правительство, пытаясь реализовать провозглашенные принципы «свобод» и отмены национальных ограничений5, прибегло к вовлечению в управление краем представителей туземцев. Так, в состав Туркестанского Комитета Временного правительства было включено 4 представителя из числа коренных национальностей. Мусульманскому населению было предоставлено право участия в выборах в Городскую думу.

Вместе с тем, в Туркестане наметились и буржуазно-националистические сепаратистские тенденции. В марте 1917 г. в Ташкенте была создана политическая группа национальной буржуазии «Шурои-Исла-мии», в целом лояльная Временному правительству. Группа, вскоре расширившаяся до разветвленной по всему Туркестану организации, выступала за национально-религиозную автономию края. Из «Шурои-Исламии» в июне 1917 выделилась панисламистская организация «Шурои-Улема», объединившая высшее мусульманское духовенство, местных туркестанских феодалов и часть национальной буржуазии. Наряду с ними был образован Туркестанский комитет партии «Турк одам марказияти» («Центр тюрских народов»), который открыто провозглашал отрыв Туркестана от революционной России.

Известие о победе восстания в Петрограде пришло в Туркестан 27 октября 1917 г. Местным центром социалистической революции стал Ташкент. Четырехдневные бои в Ташкенте привели к полной капитуляции контрреволюционного командования. В ночь на 1 ноября 1917 г. оно приняло требование Революционного комитета сложить оружие6.

15 ноября 1917 г. состоявшийся в Ташкенте III Краевой съезд Советов провозгласил Советскую власть в Туркестане и создал Советское правительство - Туркестанский Совет Народных Комиссаров. Так же, как и в центре, в Туркестане на первых порах был осуществлен политический блок большевиков с левыми эсерами. Несколько левых эсеров вошли в состав советского правительства Туркестана7. Съезд заявил о признании и полной поддержке Советского правительства РСФСР и о своей готовности последовательно проводить в жизнь все его декреты. В принятой съездом «Декларации об организации Краевой власти» говорилось: «... ни местное туземное население, ни местные интеллигентные силы не устраняются от активной работы по улучшению быта и жизни края, а наоборот, привлекаются к работе». Однако в последующем тексте «Декларации» содержалось противоречие этому положению. Этот текст гласил: «привлечение в настоящее время мусульман в органы высшей революционной власти

является неприемлемым как ввиду полной неопределенности отношения туземного населения к власти солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, так и ввиду того, что среди туземного населения нет пролетарских классовых организаций, представительство которых в органе высшей Краевой власти фракция приветствовала бы»8 (имеется в виду фракция большевиков и максималистов, являвшейся автором указанной «Декларации»).

Первым крупным шагом (или актом), имевшим историческое значение для судеб народов Туркестана, стало провозглашение на II Всероссийском съезде Советов рождения нового Советского государства. В обращении к «Рабочим, солдатам и крестьянам!», принятом на II съезде Советов 8 ноября (26 октября) 1917 г., указывалось, что Советская власть «Обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение»9. При этом следует иметь в виду, что право нации на самоопределение не равнозначно праву на отделение. Оно означало лишь последовательное выражение борьбы партии большевиков против всякого национального гнета. Этим правом нации могли и не воспользоваться, если в результате победы социалистической революции будут созданы условия для сотрудничества в пределах единого государства. Причем главным условием становится обеспечение свободного и равноправного развития всех народов единого государства. Для наций, выразивших желание остаться в составе единого государства, лучшей формой сотрудничества является автономия.

Вторым серьезно-значимым шагом стала опубликованная 2 (15) ноября 1917 г. «Декларация прав народов России», в которой были определены основные принципы деятельности Советского правительства в области национальных отношений многонациональной Советской России: равенство и суверенность народов России; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России10.

«Декларация» стала первым конституционным актом Советской власти, которая объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, впервые были записаны основные начала федерации советских республик Советской России.

Через несколько дней, 3 декабря (20 ноября) 1917 г. Советское правительство опубликовало обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Восспециальный выпуск

тока». В обращении, развивавшем идеи и положения «Декларации прав народов России», с особенной силой подчеркивалось: «мусульмане России... отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно»11.

Обращение указывало, что Советское правительство решительно порвало с прежней политикой угнетения, проводимой самодержавием.

Большую роль в практическом осуществлении национальной политики играл Народный Комиссариат по делам национальностей (Наркомнац). Он был создан по декрету II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г., как один из ведущих наркоматов. Организационно Наркомнац состоял из комиссариатов и отделов. Общим для всех них были так называемые столы12 (связи, агитации и пропаганды, статистики, общий и др.). Возглавлял Наркомнац И.В. Сталин и два его заместителя: по общим вопросам и по политическим, национально-государственным, культурным вопросам.

Разнообразие условий в различных частях бывшей Российской империи потребовало от Советского правительства учета своеобразия положения и развития каждой национальности в реализации права наций на свободное самоопределение. И если признание государственной независимости Украины, Польши, Финляндии последовало незамедлительно, для других народов России, в том числе и народов Туркестана, вопрос национально-государственного строительства в аспекте предоставления автономии решался значительно сложнее. Дело в том, что образованное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов советское государство было оформлено как унитарное. Вплоть до января 1918 г. оно носило название Российской Советской республики. II Всероссийский съезд Советов не изменил ни государственных границ бывшей России, ни правового положения ее отдельных национально-территориальных частей. В декретах съезда, в первых актах Советского государства провозглашалось упразднение всякого национального гнета, установление полного равноправия и суверенности всех наций, но вопрос об унитарной или федеративной форме государства еще не был решен.

В период между II и III Всероссийскими съездами Советов появилась необходимость более конкретно определить форму государственного устройства Российской Советской республики. Учитывая сложившуюся в стране обстановку, Советское правительство поставило вопрос о необходимости устройства Советской России на федеративных

началах. Впервые в официальных документах Советского правительства, относящихся к декабрю 1917 г., был сформулирован тезис о федеративных отношениях между отдельными Советскими республиками13. Законодательно же федеративная форма государственного устройства Российской республики была закреплена III Всероссийским съездом Советов 12-15 (25-28) января 1918 г.

В зависимости от конкретно-исторических условий развития той или иной национальности советская автономия в условиях советской федерации допускала различные формы. Наряду с узкой административной автономией (автономная область) существовала более широкая политическая автономия (автономная республика). При этом правительство подчеркивало, что Советской России была нужна не всякая автономия и не всякая федерация, которой может воспользоваться и национальная буржуазия, а советская автономия и федерация, имеющая определенно выраженный классовый смысл.

Так, 8 января 1918 г. в Казани открылся II Всероссийский мусульманский военный съезд, главным вопросом которого было создание Идель-Уральской республики. Провозглашение нового государственного образования было намечено на 1 марта 1918 г., однако этого не произошло, поскольку инициатива мусульманского населения была пресечена, а наиболее активные делегаты Съезда арестованы. Были также распущены все органы, избранные на I Всероссийском съезде мусульман14.

В Туркестане попыткой создания буржуазной автономии стали события, связанные с возникновением «Кокандской автономии».

«Кокандская автономия» была провозглашена IV Чрезвычайным Краевым мусульманским съездом 26-29 ноября (9-12 декабря) 1917 г. в г. Кокан-де. Националистические организации туркестанской буржуазии «Шурои-ислам» и духовенства «Шурои-улема», используя лозунг о праве нации на самоопределение, выдвинули свою программу создания автономии Туркестана: ликвидация Советской власти в Туркестане, отделение Туркестана от Советской России, подавление революционных организаций, сохранение феодально-байского землевладения, шариата, восстановление Кокандского ханства, объединение мусульман под знаменем пантюркизма15. Съезд избрал «Туркестанский временный совет» и «Туркестанское автономное правительство». «Кокандская автономия» установила связи с эмиром Бухары и командующим войсками в Хивинском ханстве, атаманом Дутовым и казахскими националистами «Алам-орды», договорилась с ними о совместных действиях против Советов. Более того, «Кокандская автономия»

специальный выпуск

потребовала от Совнаркома советского Туркестана передачи ей всей власти.

В конце января 1918 г. «кокандские автономисты» начали открытую вооруженную борьбу. В феврале 1918 г. отряды Красной Гвардии разгромили вооруженные формирования «кокандских автономистов». Часть руководства «Кокандской автономии» была арестована, другие - бежали.

В условиях Туркестана наиболее целесообразным для большевиков было создание многонациональной автономной советской республики в составе Советской России (РСФСР).

IV Краевой съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., не решил вопрос о советской автономии Туркестана. На съезде меньшевики-интернационалисты и левые эсеры поддерживали «Кокандскую автономию». Более того, левый эсер Смирнов, высказываясь против создания Советской автономии Туркестана, считал, что «народ мусульманский темен»16. Выступавший на съезде один из руководителей туркестанских большевиков Тоболин И. отметил, что в крае уже начата подготовительная работа по введению автономии в Туркестане. Вместе с тем он считал, что «первым условием автономии был бы вывод русских войск из края»17.

Образование в Коканде правительства «буржуазных автономистов» подстегнуло решение вопроса о создании советской автономии в Туркестане.

В сложившихся условиях особенно необходима была немедленная помощь со стороны центрального Советского правительства России.

Так, Народный Комиссариат по делам национальностей обратился с телеграммой к Советам Туркестана, Оренбурга, Верного, Казани и Уфы, в которой изложил рекомендации Советского правительства по основам проведения национальной политики Советской власти18.

В Туркестан были направлены кадры руководящих работников, оказывалась и хозяйственно-экономическая поддержка в пределах посильной возможности со стороны центральных районов Советской России. Так, для Туркестана Совнарком РСФСР ассигновал 752 млн руб. на нужды хлопководства и хлопковой промышленности. В соответствии с рекомендациями СНК РСФСР Президиум Всероссийского Совета Народного хозяйства (ВСНХ) принял решение о переброске в Туркестан нескольких текстильных фабрик. Исходя из безотлагательных нужд Туркестана и необходимости восстановления и расширения ирригации, 17 мая 1918 г. Совнарком подписал декрет «Об ассигновании 50 миллионов рублей на оросительные работы в Туркестане и об организации этих работ19. Деньги отпускались на орошение

500 000 десятин в Голодной степи и обеспечение сооружения ирригационной системы в Дальверзинской степи, на орошение 10 000 десятин Уч-Курганской степи и завершение строительства ирригационных систем в долине реки Чу на площади 94 000 десятин. Начиналась гражданская война, а в Туркестан снаряжались три «ирригационных эшелона» с машинами, оборудованием и инвентарем для геологоразведочных и проектно-изыскательских работ.
20 апреля 1918 г. в Ташкенте открылся V Краевой съезд Советов Туркестанского края. Среди его делегатов было 86 большевиков, 70 левых эсеров, 17 меньшевиков-интернационалистов, много беспартийных. Главным содержанием работы съезда стал вопрос об автономии Туркестана. В приветственной телеграмме Совнаркому РСФСР съезд заверил Советское правительство, что «все революционные лозунги будут твердо и неуклонно проведены и здесь, в Туркестанском крае»20. 30 апреля 1918 г. V Краевой съезд Советов принял постановление об образовании Туркестанской Советской республики Российской Советской федерации. В утвержденном съездом «Положении» подчеркивалось, что Туркестанская республика, управляясь автономно, признает и координирует свои действия с Центральным правительством21.

На следующий день, 1 мая 1918 г. вечером состоялось торжественное заключительное заседание съезда. Чрезвычайный комиссар Советского правительства Кобозев П.А., избранный председателем Центрального Исполнительного Комитета Туркестанской автономной Советской Социалистической Республики (ТуркЦИКа), огласил «Положение о Туркестанской Советской Федеративной Республике»22.

Заметим, что политика большевиков в это время носила выраженный промусульманский характер. Так, на I съезде туркестанских коммунистов, состоявшемся в июле 1918 г., специально обсуждался вопрос о работе среди мусульманского пролетариата.

Тогда же, в июле 1918 г., начались события, прервавшие на время развитие советской государственности в Туркестане. Вспыхнул контрреволюционный мятеж в Закаспии и власть перешла в руки Временного исполнительного комитета во главе с правым эсером Фунтиковым. В это же время северо-западнее Туркестана возникает Оренбургский фронт. Он образовался в связи с выступлением против Советской власти оренбургских казаков во главе с атаманом Дутовым. В Семиречье в результате антисоветского мятежа офицерских слоев образовался Северо-Семиреченский фронт. А в Ферганской долине выступили басмачи.

Все это определило особое отношение советского правительства к мусульманам. В октябре 1918 г.

специальный выпуск

по инициативе В.И. Ленина было создано Центральное Бюро мусульманских организаций РКП(б)23. Бюро стало специальной организацией всероссийского масштаба для проведения организационно-политической, пропагандистской и агитационной работы среди мусульманских коммунистов. Уже в первые недели работы Мусбюро взяло на учет все партийные организации, состовшие из представителей коренных национальностей. Всего к весне 1919 года на учете Мусбюро состояло 108 организаций24.

Почти одновременно, в ноябре 1918 г. был проведен I Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока, созванный по инициативе ЦК РКП(б), на котором было создано Центральное бюро этих организаций25, а уже 20 ноября приказом № 276 Л.Д. Троцкого была учреждена Центральная мусульманская военная коллегия во главе с М. Султан-Галиевым.

Такая политика определенно производила впечатление на мусульманское население, способствуя победам на фронтах гражданской войны. По замечанию исследователя Эд. Карра, «на нерусских территориях решимость «белых» восстановить единство Российской империи с ее традицией полного политического и культурного подчинения нерусских элементов являла собой мрачный контраст с советскими обещаниями неограниченного национального самоопределения, пусть даже обусловленного определенными политическими и социальными предпосылками»26.

Советская автономия Туркестана стала первым национальным административно-территориальным образованием РСФСР. Она имела свои особенности, отличавшие ее от других созданных позднее советских автономных республик. Это был такой вид федерации, который являлся промежуточной стадией между федерацией, основанной на советской областной автономии, и федерацией, основанной на договорных отношениях с независимыми республиками.

Известно, что автономия предполагает компактное большинство населения, живущее так, что абсолютно однородных по своему национальному составу территорий почти не бывает. Отдельные национальные группы или национальные меньшинства бывают вкраплены в состав компактного большинства населения. Для Туркестана было характерно другое: здесь отсутствовала абсолютная однородность национального состава населения; не было и компактного большинства населения одной национальности. Поэтому Туркестан, в отличие от других республик, был многонациональной республикой, имевшей в своем составе туркмен, узбеков, таджиков, киргизов, казахов, каракалпаков и др.27,

ни один из народов Туркестана не был преобладающим на его территории.

Советская автономия Туркестана подтвердила необходимую целесообразность и большую гибкость Федерации в целом, как общей формы национально-государственного союза советских республик.

Материал вычитан, не содержит сведений ограниченного доступа.

1 В условиях Российской империи среднеазиатские народы были разобщены административными границами между Туркестанским генерал-губернаторством, Бухарским эмиратом и Хивинским ханством.
2 См.: Масальский В.И. Туркестанский край России / Под редакцией Семенова-Тяньшанского, т. XIX. Спб., 1913, С. 345.
3 См.: Собрание узаконений и распоряжений Временного правительства, отдел 1, № 79, 13 апреля 1917 г. С. 673.
4 См.: Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967, С. 169.
5 См.: Декларация Временного правительства о его составе и задачах (1917 г., марта 3). Вестник Временного правительства № 1 (46) от 5 (18) марта 1917 г.
6 См.: Очерки истории Коммунистической партии Туркестана. Ташкент, 1959, С. 102.
7 Уже к осени 1917 года левые эсеры в Туркестане становятся мощной политической силой, по политическому влиянию на население практически не уступавшей большевикам. Туркестанское генерал-губернаторство, вообще, было одним из могучих опорных пунктов левоэсеровских боевиков.
8 Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Туркестане. Сборник документов. Ташкент, 1947, С.93.
9 Известия ВЦИК, 1917, № 208, 27 окт.
10 СУ РСФСР, 1917, № 2, С. 18
11 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 6, 19 декабря 1917 г.
12 См.: Пешкина Е.И. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917-1920 гг. М.,1950.
13 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35, С. 143-144.
14 См.: Густерин П.В. Политика Советского государства на мусульманском Востоке в 1917-1921 гг. // Вопросы истории. 2010 №1 С. 93.
15 Национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все мусульмане должны объединиться в единое государство под эгидой Турции.
16 Турсунов Х. Национальная политика Коммунистической партии в Туркестане. Ташкент, 1971, С. 128.
17 Наша газета, 25 января 1918 г.
18 См.: Политика Советской власти по национальным делам за три года. - ГИЗ, 1920, С. 8-9.
19 См.: Ленин В.И. Сборник. О Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1960, С. 387.
20 Наша газета, 23 апреля 1918 г.
21 Наша газета, 5мая 1918 г.
22 Там же. В Туркестанский край в то время входили Закаспийская, Сыр-Дарьинская, Семиреченская, Ферганская и Самаркандская области.
23 См.: VIII съезд РКП(б). Протоколы. М., 1959, С. 498.
24 См.: Мусбюро РКП(б) в Туркестане. Ташкент, 1922, С.120.
25 Изолированность Туркестана не позволила представителям Туркреспублики участвовать в работе съезда.
26 Карр Эд. История Советской России. Кн. 1, т. 1. М. 1990, С.260-261.
27 Напомним, что в 1906-1912 гг. в ходе столыпинской аграрной реформы царское правительство переселило в Туркестан свыше 438 тыс. крестьянских семей.
ТУРКЕСТАН turkestan СОВЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ soviet autonomy НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО nation-building СОВЕТСКИЙ СТРОЙ soviet system
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты