Спросить
Войти

Форум историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 15 октября 2013 г. )

Автор: указан в статье

рует интегративные явления на общероссийском и мировом уровне;

- номинативные и дескриптивные коммерческие наименования ведут к появлению мыслительных штампов, отражающих в определенной мере основные моральные ценности и умонастроения общества и, более того, пусть даже в незначительной степени, определяющих их.

Как известно, в спектре непростых проблем современной (постсоветской) России едва ли не главной является формирование консолидирующей общество идентичности. Теоретические аспекты этой проблемы чаще всего рассматриваются в рамках политологии, философии [7] и культурологии [8]. Наши исследования показывают, что в структуре российской идентичности и механизмов ее формирования существенная роль принадлежит также лингвистике и лингвистическим процессам.

Литература

1. Дмитриева Л.М. Онтологическое и ментальное бытие топонимической системы (на материале русской топонимии Алтая). Барнаул: Изд-во Алт. ГУ, 2002. 254 с.
2. Щербак А.С. Региональная ономастика в когнитивном аспекте. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 198 с.
3. Емельянова А.М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2007. 22 с.
4. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград: Перемена, 2004. 172 с.
5. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как оператор гуманитарных технологий // Вестник Герценовского университета. 2011. № 9. С. 58-67.
6. Barthes, R. Mythologies. Paris: Seuil, 1957. 272 p.
7. Haineault D.-L., Roy J.-Y. Unconscious for Sale. Advertising, Psychoanalysis, and the Public. Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 2001. 218 p.
8. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. 2011. № 1. Спецвыпуск. С. 10-25; Он же. К проблемам и перспективам развития российской культурологи // Вопросы культурологии. 2012. № 8. С. 6-12.
10 октября 2013 г.

- ХРОНИКА НАУЧНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ФОРУМ ИСТОРИКОВ-КАВКАЗОВЕДОВ (г. Ростов-на-дону, 15 октября 2013 г.)

"У октября 2013 г. в Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете прошел

И /щ международный Форум историков-кавказоведов. Организаторами выступили ИППК А ЮФУ, ИСЭГИ ЮНЦ РАН, Российский институт стратегических исследований, Гуманитарный фонд "Кавказ - новые горизонты". Всего - 26 вузов и гуманитарных институтов.

В форуме приняли участие 44 историка из всех регионов СКФО и ЮФО, Москвы Абхазии, Южной Осетии и др., а также представители интелегенции Ростовской области. Наряду с маститыми учеными-профессорами (В.Х. Акаев, А.М. Бугаев, Ш.А. Гапуров, В.Х. Магомаев, С.С. Ма-гомадов (Чеченская Республика), Х.Б. Мамсиров, А.И. Тетуев (Кабардино-Балкарская Республика), Б.В. Виноградов, О.В. Матвеев, В.В. Касьянов (Краснодар), Ю.Ю. Клычников (Пятигорск), Н.С. Ав-дулов, Д.В. Сень, А.А. Озеров, В.В. Черноус (Ростов-на-Дону), О.М. Давудов, Х.Г. Магомедсалихов (Махачкала) и др.), в форуме участвовали молодые исследователи и аспиранты.

Все докладчики в своих выступлениях стремились сделать шаг к ослаблению политизации исторической науки на Кавказе и Юге России, перейти от бескомпромиссной полемики различных школ и направлений, в том числе этноцентричных, к конструктивному диалогу по спорным и дискуссионным вопросам истории народов Кавказа, русско-кавказских отношений.

Были обсуждены проблемы методологии региональной истории, вопросы понятийно-терминологического инструментария исторических исследований, предложены пути консолидации историков Юга России.

На форуме была принята Хартия кавказоведов и создана рабочая консультационная группа историков-кавказоведов (председатель В.В. Черноус), поддержана идея разработки Этического кодекса кавказоведа.

По итогам Форума издан сборник статей.

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2013
123

ХАРТИЯ ИСТОРИКОВ-КАВКАЗОВЕДОВ

Мы, участники международного Форума историков-кавказоведов (14-15 октября 2013 г. Ростов-на-Дону), отмечаем, что в условиях динамичного и нестабильного современного мира возрастает роль исторического сознания как фактора самоидентификации личности, народов и государств.

Историческая память и историческое научное знание выступают одним из оснований определения Россией своего места в глобализирующемся мире. Особое значение историческая наука и историческая память имеют для многонационального Кавказа и Юга России -достижения и трагедии многовековой совместной истории, сложной и противоречивой, но, несомненно, поступательной, переживаются как современность. Системный кризис социокультурной идентичности в постсоветский период привел к обострению социальных и межнациональных противоречий в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века. Некоторые политики и радикальные движения стали использовать трагические и спорные страницы истории для легитимации этнопо-литической мобилизации и конфронтации.

Неизбежное в этих условиях переосмысление истории российского Кавказа стало сводиться подчас к ее этноцентричному пониманию у ученых различной национальности и, как следствие, к сегментации единого южнороссийского научного пространства, сформировавшегося в 70-80-е гг. XX, на локальные, полузакрытые научные направления и школы. За последние годы они обогатили историческую науку новыми, введенными в научный оборот источниками, концептуальными подходами, отражающими отдельные грани исторического процесса, однако полемика между ними часто носит непримиримый и эмоциональный, подчас несправедливый характер. Используются ненаучная, публицистично-оценочная, недостаточно аргументированная или устаревшая, терминология, навешивание друг на друга идеологизированных, политизированных ярлыков, обвинений в фальсификации и.т.п., что практически

исключает возможность налаживания диалога, проведения конструктивных дискуссий. В преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи-2014 стало очевидно, что сохранение таких тенденций может иметь самые негативные последствия для самочувствия народов, их искусственного противопоставления друг другу, для региональной и национальной безопасности. В частности, - использоваться деструктивными силами для нагнетания межнациональной напряженности, ослабления российской идентичности на Кавказе и Юге России, что является, как показывают события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вызовом безопасности всем народам России и Закавказья.

Мы призываем, исходя из социальной и профессиональной ответственности, к консолидации исторического цеха кавказоведов на основе отказа от политизации исторической науки, соблюдения объективности и всестороннего комплексного использования источников на основе их научной критики, принципа историзма. Для этого необходимо восстановить системные научные коммуникации, сделать форумы кавказоведов регулярными и провести конструктивные дискуссии с участием представителей всех школ и направлений по спорным проблемам истории Кавказа и Юга России на базе различных научных центров региона. Полагаем целесообразным разработать Этический кодекс кавказоведа.

В науке не может быть закрытых тем для исследования, невозможно единомыслие, но важно наладить диалог между учеными, возродить традиции совместных общерегиональных трудов.

У нас общая историческая судьба и общее будущее. Историческое кавказоведение может и должно стать фактором развития наших народов и укрепления российской идентичности.

Принято единогласно участниками Форума историков-кавказоведов 15 октября 2013 г.

124
2013

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты