УДК 93/94
©ШЩЬ УРАЛПЬСЖОГО ДШШЖОТА
____Су? _ _ _ _
ЖСТ1УЮЩШ АРМИИ1 ГОДЫ
____ОаО __ОвО__
русш^жототшм мшпшы
М.Г. Нечаев,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Неудачная для России Русско-японская война 1904-1905 гг., стала, по мнению большинства исследователей, началом конца Российской империи. Критическая составляющая в оценках этих событий не позволяла скрупулезно и систематически подойти к изучению как хода военных действий, так и тех трансформаций, которые произошли в результате этой затянувшейся и непопулярной в обществе войны. Церковь оказывала реальную поддержку и помощь действующей армии как в тылу, так и на фронте. Однако и современники, и исследователи последующего периода принижали значение социально значимой деятельности церкви, действовавшей в интересах не только государства, но и в целом российского общества. На материалах пяти уральских епархий в этой статье реконструированы и проанализированы масштабы помощи духовенства действующей армии в годы Русско-японской войны.
Русско-японская война, или «война двух императоров», исследовалась со всех сторон, однако тема церкви в этой войне не нашла должного освещения в отечественной историографии [1, с. 114-116; 10, с. 20-23; 11, с. 165-170; 12, с. 23-27; 49, с. 1040-1044; 52, с. 102-105; 53, с. 78-82], и объясняется это многими обстоятельствами. Одна из причин - мнение о незначительности помощи церкви действующей российской армии на Дальнем Востоке, которая в конечном итоге не повлияла на исход проигранной войны. «Нам посылали евангелие вместо шимоз» - эта расхожая фраза стала господствующей. Уже среди современников сложилось мнение о равнодушии духовенства к событиям, происходящим в отдаленной Маньчжурии. В связи с этим один из корреспондентов «Церковных ведомостей» в статье «Духовенство и война» писал: «В последнее время в одной из газет проскользнуло известие, что духовенство русское равнодушно относится к настоящей войне. Нет в нем будто бы того интереса к настоящей войне, того одушевления, какое наблюдалось
в турецкую войну 1877-1878 гг. Мы прочли это известие и, сказать правду, были глубоко возмущены. Что духовенство не любит кричать о своих нуждах и заслугах - это верно. Но сказать, что духовенство наше равнодушно относится к событиям, совершающимся на Дальнем Востоке, значит сказать явную неправду, которая возмущает всякого, кто мало-мальски знаком с деятельностью духовенства в настоящую войну» [44, с. 301-307].
В начале 1904 года появилась устойчивая иллюзия о том, что русско-японская война станет скоротечным событием с победоносным для русского оружия исходом. Именно поэтому благотворительная деятельность церкви разворачивается не сразу с началом военных действий, а только несколько месяцев спустя. Надежды на то, что с помощью этой «маленькой и победоносной войны» можно будет укрепить Российское государство в условиях экономического и внутриполитического кризиса оказались призрачными. Неожиданно неприятные события русско-японской войны застали русское общество врасплох. Война явно затянулась, став трагедией для десятков тысяч российских семей.
Уже в январе 1904 г. Св. Синод определил по случаю войны с Японией молитву о даровании победы над врагом на молебнах и литургии [50, с. 31-32].
Пермский епископ Иоанн распорядился предписать «благочинным телеграммами по получении Высочайшего Манифеста о войне с Японией сделать распоряжение по всем церквам их округов о совершении молебствий с коленопреклонением и звоном» [27, с. 67]. 30 января 1904 г. в Градо-Пермском кафедральном соборе по случаю Высочайшего манифеста об объявлении войны Россией Японии пермский владыка произнес пламенную речь [28, с. 51-52], в которой содержался призыв о помощи: «Итак война! Уже проливается кровь наших доблестных воинов-матросов. С крестом в сердце, со знаменем креста среди язычников водрузить евангельский мир призвана ты, святая Русь. <...> Но здесь в Перми слово "война" - звук, с которым мы бессильны соединить представление, сколько-нибудь соответствующее действительности; этот треск орудий и оружия, эти воинственные клики, эти раздирающие душу вопли, вопли раненных, исковерканных, с полуоторванными головами, истекающих кровью, изнемогающих от жажды, кинутых на поле брани, утопающих в волне! <...> Эти великие страдания должны быть нашими страданиями. <.> Поспешим дать, что можем, теперь же комитету Красного Креста на облегчение этого моря страданий; не забудем и после, пока не утихнут вопли, перестанет течь кровь, не забудем уделять из того, что имеем. Этого требует наше христианство, как священного долга. Во время войны все силы народные должны быть напряжены. В случае нужды мы все до одного человека должны идти и все наше достояние повергнуть к стопам нашего родного Царя. Но от нас пока всего не требуется: повергнем пока наши копейки и рубли на тех, кто пошел положить свой живот за славу и честь нашего отечества, засвидетельствуем святость веры нашей делами любви. Не будем любить словом или языком, но делами и истиною» [28, с. 51-52].
Великий князь Александр Михайлович председатель комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования просил Пермскую духовную консисторию передать сердечную благодарность за оказанные пожертвования на приобретение военных судов: 1) прихожанам Иргинской прав. церкви, Красно-уфимского уезда, внесшим на это 25 рублей; 2) причту Касибской церкви, Соликамского уезда, отчислявшему на то же из доходов церкви 22 руб. и причта 4 руб. и 3) причту Ленвенской церкви, того же уезда, отчислившим из доходов церкви 15 руб. и причта 5 руб. [36, с. 551].
На вечернем заседании Пермского епархиального очередного съезда духовенства, состоявшегося 23 августа 1904 г., председатель заседания предложил съезду «войти в обсуждение вопроса об отчислении какой-либо суммы из общеепархиальных средств на нужды войны» [32, с. 538-539]. Однако «Отнесясь с полным сочувствием к таковому предложению, съезд, однако же, не нашел возможным приступить к обсуждению и решению его в настоящем заседании, так как, за несведением смет, не выяснены еще средства, какими могло бы располагать духовенство на указанный предмет». Было решено «вопрос по ассигнованию средств на нужды военных действий оставить открытым впредь до окончания работ по сведению смет» [32, с. 539]. Однако съезд завершил свою работу 27 августа 1904 г., и к этому вопросу больше не возвращались [37, с. 574-577].
В «Пермских епархиальных ведомостях» было опубликовано объявление о порядке высылки рождественских подарков в действующую армию. До 1 ноября 1904 г.
необходимо было уведомить Управление заведующего передвижением войск Казанского района, указав адреса, наименования груза и вес (не более двух пудов), а до 5 ноября посылки из Уфимской, Пермской и Вятской губерний должны были быть доставлены в Челябинск (вокзал, коменданту станции) [36, с. 562].
По поводу войны с Японией в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» была опубликована большая статья, в которой подробно раскрывалось распоряжение духовной консистории [14, с. 105109]. Автор статьи писал: «Не все мы, конечно, можем принять непосредственное участие в войне, но все мы можем придти на помощь тем, кто на далекой окраине борется с врагом, подвергая себя всем опасностям военного времени: всякого рода лишениям, болезням и даже смерти, которая на каждом шагу подстерегает каждого из них. Не откажем же каждый из нас в нашей посильной помощи, кто, чем и как может. <.. .> Пусть наша рука не устанет уделять от щедрот своих на нужды раненых и больных воинов ... <...> Каждая пожертвованная нами на это дело копейка будет только слабою данью нашей благодарности нашим. В своих заботах о раненых и больных воинах не забудем и семейств их, оставшихся в местах своего постоянного жительства. <...> Каждая пожертвованная нами на дело помощи семействам воинов копейка будет поистине лептою евангельской вдовицы. <.> Будем помнить, что "с миру по нитке - голому рубашка" и что миром можно сделать больше, чем в одиночку.» [14, с. 107-108]. Автор статьи призывает: «открыть сбор добровольных пожертвований на приобретение новых судов, взамен выбывших из строя. В ком бьется русское сердце и кто любит свое отечество, тот не откажется принести на алтарь отечества свою посильную лепту и на это дело. Миллионные средства, нужные на постройку судов, пусть не смущают никого, и пусть каждый несет на это дело <.> и, если каждый дает только по копейке, то составятся миллионы и суда будут построены» [14, с. 108].
В феврале 1904 г. служащие духовной консистории Екатеринбургской епархии и канцелярии епархиального попечительства о бедных духовного звания постановили отчислять 1 % из своего жалования на флот и в пользу семейств убитых воинов [15, с. 169]. В связи с этим обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву «поступило заявление с выражением верноподданических чувств беспредельной любви его императорскому величеству» от епископа Екатеринбургского и Ирбитского. 9 апреля
В течении всей войны и особенно во второй половине 1904 г. приходили многочисленные заявления на имя обер-прокурора Св. Синода «С выражением верно-поданнических чувств. По поводу совершающихся на Дальнем Востоке событий». Начался сбор пожертвований от духовенства, церквей, монастырей и церковноприходских попечительств на нужды действующей армии на Дальнем Востоке.
В Вятской епархии на нужды действующей армии на Дальнем Востоке с ноября 1904 по ноябрь 1905 гг. было собрано более 23 927 рублей, из них на раненых и больных - более 9 463 рублей (40,2 %), на усиление военного флота -более 6 760 рублей (28,2 %), на санитарные нужды - более 4 772 рублей (20,1 %), на пользу семейств убитых воинов - более 2 468 рублей (11 %) и на нужды войны - 130 рублей (0,5 %) (см. табл. 1).
В Екатеринбургской епархии на нужды действующей армии на Дальнем Востоке с марта 1904 по декабрь 1905 гг. было собрано более 43 618 рублей, из них на раненных и больных - более 23 945 рублей (55 %), на санитарные нужды - более 12 328 рублей (28,3 %), на усиление военного флота - более 6 943 рублей (16,2 %), на пользу семейств убитых воинов - более 257 рублей (0,5 %) (см. табл. 2).
Пожертвования продолжались и после окончания Русско-японской войны. 30 декабря 1905 г. Екатеринбургская духовная консистория издала распоряжение, утвержденное екатеринбургским епископом, о распределении оставшихся пожертвованных церковных вещей (евангелия, крестов, кадил, риз, поручей, эпитрахилей, покровов, воздухов, пелен, поясов, дискосов, полотенец, стихарей, орарей, подризников, набедренников, копий) для военно-врачебных заведений «военного времени» в «бедные церкви епархии» [23, с. 49].
*Данная цифра, указанная в источнике, не соответствует общей сумме строки. Ист.: Вятские епархиальные ведомости. - 1905. - № 1. - 1 января. - Отд. оф. - С. 13-21; № 3. - 1 февраля. - Отд. оф. - С. 68-75; № 5. - 1 марта. - Отд. оф. - С. 120-127; № 6. - 16 марта. - Отд. оф. - С. 207-217; № 6. - 1 мая. - Отд. оф. - С. 264-273; № 10. - 16 мая. - Отд. оф. - С. 207-217; № 13. - 1 июля.- Отд. оф. - С. 494-503; № 15. - 1 августа. - Отд. оф. - С. 835-845; № 19. - 1октября.- Отд. оф. - С. 652-661; № 21. - 1 ноября. - Отд. оф. - С. 688-697; № 23. - 1 декабря. - Отд. оф. - С. 734-737.
Таблица 1
Пожертвования, сданные духовенством, церквями, монастырями и попечительствами Вятской
епархии на нужды действующей армии на Дальнем Востоке и на усиление военного флота _(ноябрь 1904 - октябрь 1905 гг.)_
Год, месяц На санитарные нужды На раненых и больных воинов На пользу семейств убитых воинов На усиление военного флота На нужды войны Всего
(в рублях)
Ноябрь 524,95 1 081,24 257,55 704,49 10,45 2 578,68
Декабрь 580,70 935,55 266,42 810,90 72,44 2 666,02
Январь 426,52 925,89 208,79 617,70 15,00 2 193,90
Февраль 591,82 1 069,95 295,48 840,45 3,70 2 801,40
Март 323,24 778,40 202,15 507,98 0,00 1 811,77
Апрель 622,52 1 051,44 301,27 666,61 3,00 2 977,84*
Май 425,33 800,44 243,66 697,39 3,08 2 169,92
Июнь 348,94 907,04 202,74 519,43 3,51 1 981,66
Июль 497,5672 674,84 177,81 595,801/2 2,10 1 948,13
Август 278,911/2 681,24 165,32 381,6072 17,62 1 524,70
Сентябрь 123,55 441,75 118,51 347,31 0,00 1 031,12
Октябрь 27,97 115,23 28,66 70,59 0,00 242,45
Итого 4 772,02 9 463,01 2 468,36 6 760,26 130,90 23 927,59
В % 20,1 40,2 11 28,2 0,5 100
соответствующему постановлению Св. Синода от 7-18 октября 1905 г. взамен тарелочного сбора в пользу больных и раненых воинов, установленного Св. Синодом определением от 8 февраля и 17-27 декабря 1904 г. на время войны с Японией, производить сбор пожертвований в пользу пострадавших от неурожая [23, с. 49].
В Оренбургской епархии на нужды действующей армии на Дальнем Востоке с марта 1904 по декабрь 1905 гг. было собрано более 56 320 рублей (см. табл. 3).
Помимо централизованных поступлений пожертвований причты, монастыри, церковные школы и духовно-учебные заведения отправляли их по своей инициативе. Так, в «Вятских епархиальных ведомостях» было опубликовано «Благодарственное письмо с театра войны» от солдата, направленное начальнице Вятского епархиального училища, а также воспитательницам и воспитанницам: «Уведомляю я вас,
дорогие наши сотрудницы, что посланные вами драгоценные для нас подарки я получил 30 марта. Сердечно благодарю, что не забываете нас, защитников Царя и веры Православной. Я получил сумочку для сухарей, рубашку, полотенце, портянки, кисет, в котором платок, иголки, нитки, пуговицы, карандаши, конверты и бумага» [6, с. 591]. Сама подобная переписка для солдат и офицеров русской армии имела огромное моральное значение.
Красный Крест с началом войны предпринял следующие действия: до 18 марта 1904 г. на театр военных действий было отправлено 323 сестры милосердия, а также 10 санитарных поездов, были оснащены лазареты на 6 435 кроватей, оборудовали 5 барж, заготовили хлеб на 1 400 000 пудов и мяса на 40 000 рублей, приступили к заготовке разного рода консервов и питательных предметов на 250 000 руб. и т.д. [30, с. 205].
Таблица 2
Пожертвования, сданные духовенством, церквями, монастырями и попечительствами Екатеринбургской епархии на нужды действующей армии на Дальнем Востоке и на усиление _военного флота (март 1904 - декабрь 1905 гг.)_
Год, месяц На санитарные нужды действующей армии На раненых и больных воинов На пользу семейств убитых воинов На усиление военного флота Всего
(в рублях)
Март-апрель 3 330,43 5 582,87 54,87 4027,61 12 995,78
Май 2 437,94 2 332,84 57,47 481,23 5 309,48
Июнь 1 642,27 1 801,2 8,03 535,03 3 986,53
Июль 515,84 1 268,07 8,01 244,83 2 036,75
Август 48,90 744,31 7,97 7,97 808,61
Сентябрь 703,01 1 076,06 7,97 122,16 1 909,29
Октябрь 217,70 685,63 7,98 42,49 953,80
Ноябрь 487,04 958, 09 7,98 23,32 1 476,43
Декабрь 183,13 1 127,26 7,09 160,36 1 478,73
Январь 273,93 437,69 9,98 244,08 1 000,96
Февраль 498,20 1 077,74 7,99 163,56 1 747,48
Март 202,32 689,85 7,99 35,85 1 036,01
Апрель 358,56 1 209,16 7,99 236,32 1 812,03
Май 315,42 827,46 7,91 34,91 1 185,25
Июнь 286,90 1 178,68 7,77 66,73 1 540,08
Июль 193,04 1 204,66 7,81 343,08 1 748,59
Август 424,29 539,09 4,22 52,41 1 020,01
Сентябрь 65,79 456,64 28,23 28,45 588,02
Октябрь 85,73 411,13 0,00 20,60 517,46
Ноябрь 32,27 229,29 0,00 69,96 331,51
Декабрь 25,74 107,93 0,00 2,23 135,90
Итого 12 328,45 23 945,65 257,26 6 943,18 43 618,48
В % 28,3 55 0,5 16,2 100
Ист.: Екатеринбургские епархиальные ведомости. - 1904. - № 16. - 16 августа. - Отд. оф. - С. 305-313;
№ 20. - 16 октября. - Отд. оф. - С. 347-353; № 22. - 16 ноября. - Отд. оф. - С. 426-427;
№ 24. - 16 декабря. - Отд. оф. - С. 490-491; 1905. - № 1-2. - 1-16 января. - Отд. оф. - С. 29-30;
№ 4. - 16 февраля. - Отд. оф. - С. 95-96; № 6. - 16 марта. - Отд. оф. - С. 148-150;
№ 8-9. - 16 апреля и 1 мая. - Отд. оф. - С. 208 - 209; № 10. - 16 мая. - Отд. оф. - С. 248-249;
№ 12. - 16 июня. - Отд. оф. - С.284-285; № 16. - 16 августа. - Отд. оф. - С. 370-373;
№ 18. - 16 сентября. - Отд. оф. - С. 455-456; № 20. - 16 октября. - Отд. оф. - С. 497-498;
№ 22. - 16 ноября. - Отд. оф. - С. 526-527; № 24. - 16 декабря. - Отд. оф. - С. 615;
С самого начала военных действий был открыт сбор пожертвований на нужды Красного Креста. В Вятской епархии организовал сбор пожертвований епископ Вятский и Слободской Никон. В Вятское управление Красного Креста на нужды войны с Японией пожертвований до 20 августа 1905 г. поступило 190 536 руб. 98 коп. [7, с. 958].
В ноябре 1904 г. вятский епископ обратился с воззванием пожертвовать не только деньгами, а всем чем кто может. Начиная с декабря 1904 года по август 1905 г. в
ответ на этот призыв в вятскую Духовную Консисторию и в отделение Общества Красного Креста стала поступать одежда (шубы, тулупы, полушубки, шапки, шарфы, валенки рукавицы, перчатки, чулки, носки, подвертки, рубашки, кальсоны, башлыки, платки и др.), ткань, канцелярские товары и продукты. Среди них только шуб, тулупов, полушубков и овчин
Таблица 3
Пожертвования, сданные духовенством, церквями, монастырями и попечительствами Оренбургской епархии на нужды действующей армии на Дальнем Востоке и на усиление _военного флота (март 1904 - сентябрь 1905 гг.)_
Год, месяц Сумма пожертвований Всего пожертвований Количество пожертвовавших
Март-октябрь 30 392 руб. 95 коп. 30 392 руб. 95 коп. Ноябрь 2 822 руб. 44 коп. 33 215 руб. 39 коп. 116
Декабрь 3 217 руб. 86 коп. 36 433 руб. 69 коп. 116
Январь 3 327 руб. 80 коп. 39 761 руб. 49 коп. 127
Февраль 2 726 руб. 78 коп. 42 488 руб. 27 коп. 121
Март 2 394 руб. 06 коп. 44 882 руб. 33 коп. 129
Апрель 1 762 руб. 84 коп. 46 645 руб. 17 коп. 93
Май 2 592 руб. 51 коп. 49 237 руб. 68 коп. 109
Июнь 1 298 руб. 52 коп. 50 536 руб. 20 коп. 68
Июль 2 927 руб. 19 коп. 53 462 руб. 39 коп. 93
Август 2 050 руб. 83 коп. 55 513 руб. 22 коп. 85
Сентябрь 807 руб. 20 коп. 56 320 руб. 42 коп. 44
Ист.: Оренбургские епархиальные ведомости. - 1905. - № 3. - 1 февраля. - Часть оф. - С. 79-86; № 5. - 1 марта. - Часть оф. - С. 146-152; № 6. - 15 марта. - Часть оф. - С. 158-165; № 7. - 1 апреля. - Часть оф. - С. 189-195; № 9-10. - 15 мая. - Часть оф. - С. 243-250; № 11. - 1 июня. - Часть оф. - С. 289-292; № 14. - 15 июля. - Часть оф. - С. 363-366; № 16. - 15 августа. - Часть оф. - С. 405-407; № 18. - 15 сентября. - Часть оф. - С. 476-478; № 20. - 15 октября. - Часть оф. - С. 517-520; № 22. - 15 ноября. - Часть оф. - С. 556-557.
с. 637-640]. Кроме того, деньгами (специально на покупку тех же вещей) было собрано 2 345 руб. 18 коп. [8, с. 637-640].
Однако 15 ноября 1904 г. епископ Вятский и Слободской Никон выехал по вызову в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде, а уже 27 ноября 1904 г. вышел указ о новом назначении Никона во Владимирскую епархию (епископ Владимирский и Суздальский), а викарного епископа Глазовского Филарета назначили епископом Вятским и Слободским [2, с. 5-14]. Таким образом, епископ Никон управлял Вятской епархией всего 9 месяцев 1904 года. Новый епископ Вятский и Слободской Филарет 9 января 1905 г. в Кафедральном соборе совершил напутственное молебствие четвертому отряду сестер милосердия Вятской общины. Каждой из отъезжающих сестер надели по образку и преподнесли икону великомученика Пантелеймона. До этого Вятская губерния отослала 3 отряда сестер милосердия [3, с. 117-118].
В Екатеринбургской епархии в воскресенье 30 мая 1904 г. екатеринбургский епископ Владимир в Кафедральном Соборе, «при громадном стечении молящихся
совершил напутственное молебствие санитарному отряду Красного Креста, отбывающему 1 июня на Дальний Восток, при чем напутствовал отъезжающих живою одушевленною речью» [16, с. 256].
Если говорить о центральном церковном руководстве, то определением от 1820 мая 1905 г. был учрежден хирургический госпиталь имени Св. Синода для раненых воинов на театре военных действий. Госпиталь был рассчитан на 100 кроватей [51, с. 273-274].
В мае 1904 г. в Пермской епархии было разослано циркулярное письмо ключаря, протоиерея А. Будрина и благочинного городских Пермских церквей протоиерея И. Пьянкова с призывом «к учреждению в г. Перми больнички от духовенства епархии для раненных и больных воинов в войне России с Японией» [31, с. 343344]. 27 мая 1904 г. состоялось совещание духовенства Пермской епархии, на котором избрали комитет по устройству и заведованию больничкой.
Епископ Пермский и Соликамский Иоанн благословил это начинание, и от его имени председатель комитета обратился к «председателю Пермского губернского
эвакуационного комитета, врачебному инспектору, доктору медицины П.П. Шипи-лину с письменным заявлением о состоявшемся предположении и решении духовенства открыть в г. Перми, в доме епархиального попечительства, на свои средства больничку на 10 кроватей для раненных и больных воинов» [31, с. 344].
Помещение для больнички было выделено в доме Пермского епархиального попечительства. Это двухэтажный дом с надворными тоже каменными строениями. Под больничку был выделен второй этаж, состоящий из пяти комнат. Весь второй этаж был отремонтирован (побелка, покраска) за счет попечительства. Под палаты для больных было отведено три комнаты, все на южной стороне, на 10 кроватей, выделены отдельные комнаты: операционная, ванная, перевязочная и комната для дежурного фельдшера или фельдшерицы. Кухня располагалась отдельно и вдали от палат. Был устроен бак с водопроводными трубами. 100 рублей на водопровод пожертвовал пароходчик и промышленник Д.Е. Ржевин [31, с. 344-345]. Доктора П.П. Шипилин и П.Н. Серебренников «изъявили согласие и желание безвозмездно потрудиться для больнички» [31, с. 344].
Комитет по устройству и заведованию больничкой обратился к женам священ-ноцерковнослужителей с призывам «принять участие в кройке и шитье белья» [31, с. 345]. В связи с этим на страницах «Пермских губернских ведомостей» было опубликовано обращение «городских матушек» [31, с. 345]. Протоиерей И. Пьян-ков уступил свое помещение, где можно было бы реализовать работы по кройке и шитью белья [31, с. 345].
Епископ Пермский и Соликамский Иоанн пожертвовал на больничку 100 рублей [31, с. 346]. Духовенство епархии стало присылать ежемесячные взносы от при-чтов на больничку: священники по 1 рублю, дьяконы по 50 коп. и псаломщики по 25 коп. Были примеры, что священники увеличивали ежемесячные взносы до 3 рублей, дьяконы - до 2 рублей и псаломщики - до 1 рубля [31, с. 347]. За май-июнь
В сборе пожертвований особенно активное участие приняли жены местных священников. Одна из них собрала 41 руб. 14 коп., другая - 40 руб. 11 коп., а третья -25 руб. [33, с. 430], то есть все вместе - 106 рублей 26 коп. Одна матушка прислала полный комплект белья, по одной смене, на 10 кроватей и 10 больных [33, с. 430].
За период с 1 июля по 15 августа 1904 г. поступило «пожертвований, месячных взносов и других поступлений на устройство и содержание больнички от причтов епархии и других лиц» 737 рублей 39 коп. А всего поступило 837 рублей 39 коп. К 15 августа 1904 г. общая сумма составляло 1 749 рублей 49 коп. [33, с. 431]. Всего в 1904 г. поступило 4 529 рублей 78 коп. [39, с. 96]. С 1 января по 1 августа 1905 года на содержание больнички было получено взносов и пожертвований от причтов епархии 3 791 руб. 47 коп. [41, с. 431-432].
Для заведования всем хозяйством больнички пригласили вдову протоиерея Ф.И. Попова. С 1 июля 1905 г. хозяйством больнички стала заведовать Ю.К. Протопопова священническая вдова, вместо оставившей должность заведующей хозяйством Ф.И. Поповой [41, с. 430]. С августа 1904 г. по июнь 1905 г. в больничке безвозмездно работал (с месячным перерывом, в связи с болезнью) доктор П.Н. Серебренников. С июня по август 1905 г. его сменил врач А.Н. Попов, работавший за плату. Каждый день на работу приходил фельдшер К.А. Макурин [41, с. 430].
К 10 августа 1904 г. помещение больнички было готово для приема раненых [33, с. 429]. Уже 12 августа 1904 г. председателем комитета по устройству больнички была получена телеграмма, извещающая о прибытии в Пермь раненых к вечеру 13 августа, в количестве 3 офицеров и 78 нижних чинов. Комитет созвал экстренное заседание и решил пригласить сестру милосердия, привезти в больничную аптечку необходимые медикаменты из Пермской губернской аптеки, согласно заранее составленной выписке [33, с. 429-430].
С 14 сентября 1904 г. по 1 января 1905 г. на излечении в епархиальной больничке содержалось 20 «нижних чинов», и все они выздоровели [39, с. 94]. На следующий год с 1 января по 1 августа 1905 гг. находилось на излечении в больничке 92 человека, из них 44 раненых и 48 больных. Среди раненых и больных преобладали православные, но были и представители других исповеданий - 10 мусульман, 2 иудея и 4 католика [41, с. 430]. Комитет увеличил число кроватей с 10 до 12. Всего в больничке лечились за все время ее работы 131 человек [41, с. 430].
Современники высоко оценили не только качество медицинского обслуживания «больнички для больных и раненных воинов, следуемых с Дальнего Востока, содержимую на средства духовенства Пермской епархии» [40, с. 214], но и ту гуманную обстановку, которая сложилась в этом «благодетельном учреждении». Священник Леонид Троицкий об епархиальной больничке очень тепло отзывался: «Придя туда, я увидел во всем образцовый порядок и полную обеспеченность в инвентаре, ясно свидетельствующие об умении и усердии к делу инициаторов этого учреждения. Призреваемые раненные солдаты пользуются полным содержанием и хорошим уходом. Стол для них готовится в особой столовой общий, по отзывам больных, вполне удовлетворительный. <.. .> Сердечное участие и материальная помощь, видимо воодушевляют больных надеждой на лучшую будущность» [40, с. 215].
В епархиальной больничке было хорошее питание, уход и лечение. Ежедневно в отношении больных «применялись» массаж и «электричество» [39, с. 95]. При выписывании излечившиеся больные снабжались одеждою, обувью и бельем, а некоторые получали и денежное пособие [39, с. 95].
В ноябре 1905 г. от комитета Епархиальной больнички для раненых и больных
воинов было опубликовано объявления о прекращении дальнейшего денежного сбора на содержание больнички, так как прекратилось война с Японией и средств осталось вполне достаточно для того чтобы долечить «эвакуированные» нижние чины [42, с. 607]. К 1 августа 1905 г. осталось 4 512 рублей 28 копеек [41, с. 432].
Примеру Пермской епархии последовали и в соседнем Екатеринбурге, где духовенство на свои деньги открыло лазарет для 10 воинов в здании Епархиального свечного завода [46, л. 46].
Епархиальный съезд, прошедший в Екатеринбурге в 1904 г., принял решение взять на «содержание лазарет на 10 кроватей на средства духовенства епархии» [18, с. 547]. 6 октября 1904 г. в зале епархиального женского училища в Екатеринбурге по инициативе священника Иоанна Уфим-цева состоялось общее собрание городского духовенства при участии жен священно-церковнослужителей, посвященное «учреждаемого в Екатеринбурге на средства духовенства епархии особого лазарета на десять кроватей для больных и раненых воинов на время Русско-японской войны» [18, с. 545]. На этом собрании священник И. Уфимцев отметил, что Русско-японская война «обещает быть, увы! самою крово-пролитнейшею из всех войн, какие знает история» [18, с. 546]. Председателем собрания был выбран кафедральный протоиерей Н. Кибардин. Кроме того, состоялись выборы Распорядительного и Ревизионного Комитета. Председателем Распорядительного Комитета стал священник И. Уфимцев, а Ревизионного - протоиерей А. Серебренников [18, с. 548].
На этом же собрании было решено начать заготовку белья для госпиталя. Жена дьякона Е.Г. Гаряева изъявила свое согласие быть закройщицею, ее примеру последовали «все присутствующие дамы», а священник И. Уфимцев и его супруга предоставили свою квартиру для склада материалов и «производства работ по заготовке белья». Собрание постановило напечатать в Епархиальных Ведомостях «подробные сведения о том, каким требованиям должно удовлетворять белье,
нужное для лазарета, дабы все отсутствующие матушки по этим указаниям могли с пользою потрудиться» [18, с. 549].
Был объявлен сбор пожертвований для лазарета «сельскохозяйственных продуктов», белья, одежды и «разных полезных вещей». В Екатеринбурге при Управлении Свечного завода и в уездных городах Шадринске и Ирбите при свечных складах «был открыт прием пожертвований в пользу епархиального Лазарета [17, с. 357].
С октября 1904 г. до конца 1905 г. в каждом номере «Екатеринбургский епархиальных ведомостей» печаталось объявление «К сведению духовенства», в которых указывались предметы, желательные для лазарета: «Мука, масло, яйца, мясо, домашняя птица, овощи, картофель, лук, морковь и проч.; одежда: полушубки, шапки, рукавицы, перчатки, шарфы, брюки и проч.; обувь: сапоги, пимы и кожаные башмаки; белье - преимущественно белого цвета: рубашки, кальсоны, полотенца, наволочки размером 16 х 14 вершков и 12 х 12 вершков, простыни в три полосы холста, длиною 3 арш., пододеяльники такого же размера, как и простыни, платки носовые ситцевые, носки, чулки, салфетки, холсты для белья и бинтов. Книги, газеты, конверты, почтовая бумага, почтовые марки и проч.» [19, с. 387-388].
В распорядительный комитет по лазарету от духовенства Екатеринбургской епархии для больных и раненых воинов к концу 1904 г. поступило 34 пожертвование, из них 14 от священников и одно от дьякона, а также 11 пожертвований от жен, дочерей и даже внучек священников, дьяконов и псаломщиков, два пожертвования от причта и
прихожан Екатеринбургской епархии и два от купцов, а остальные были анонимными жертвователями [21, с. 494-496]. Было собрано всего 31 рубль, а также рубашки, кальсоны, простыни, наволочки, полотенца, шторы, салфетки, носки, «тамбурные носки», шарфы, платки ситцевые, холст для бинтов, ситец, нитки, рубашки, сорочки, нижнее белье, шерстяные чулки, шерстяные рукавицы, «подвертки», «материал для шароваров», миткали непромокаемые для операционного стола, оконные занавески, спринцовки, термометры, шприцы, ванны. Только холстов для бинтов было собрано более 67 метров. Для раненых в лазарет от духовенства была собрана и небольшая библиотека. Священник города Верхотурья Петр Торопов подарил 5 брошюр «О праведном Симеоне (Верхотурском)», а священник села Волковского Ландышев отправил миссионерские издания «Рассудительная раскольница» протоиерея Виноградова, «Духовная Нива», «Беседа с раскольниками», «Сборник собеседований и поучений» [21, с. 494-496]. При выписке из лазарета «призреваемых» снабжали «необходимым бельем и одеждой» [22, с. 38-39].
В Санкт-Петербурге после начала войны с Японией правление Высочайше утвержденного общества для распространения Св. Писания в России обратилось через печать с воззванием о пожертвованиях «на бесплатную раздачу Слово Божия больным и раненым воинам» [4, с. 308-309].
В течение 1904 года было собрано 708 руб. 02 коп. Вятское правление Общества раздало 770 экз. книг в 28 лазаретов в Москве (405 руб. 5 коп.); 880 экз. послали в Иркутск (200 руб.); подарили 423 экз. книг в Маньчжурию (50 руб. 85 коп.) книгоноше Общества больных и раненых воинов и отправили в Токио через Центральное справочное бюро о военнопленных для находящихся в плену русских офицеров и нижних чинов 114 экз. книг на сумму 50 руб. К 1 января 1905 г. осталось 2 руб. 12 коп., а всего израсходовано 705 руб. 90 коп. [4, с. 308-309]. Раздавались и посылались преимущественно Новые Заветы, в некоторых случаях давались Библии, Псалтири и Евангелия - брошюру [4, с. 308-309].
В своих проповедях священники говорили: «Настоящая кровопролитная война, ниспосланная нам как испытание от Господа, по зависти врагов наших, есть жертва Господу, которая также в будущем приведет к славе Имени Христова и Креста среди поклонников "Дракона"» [5, с. 408].
Благочинный 2-го округа Нолинского уезда, Вятской губернии священник Николая Ерина в своем отчете за вторую половину 1904 и январь 1905 гг. отмечал усиление проповеднической деятельности священников округа [5, с. 406-409]. Он писал: «Военные события на Дальнем Востоке послужили для священников поводом усиленной проповеди на соответствующие темы о патриотизме, о преданности Царю и Родине, о самоотверженном служении им, к