Спросить
Войти

Рецензия на книгу: Селезнёв Н. Н. «Pax Christiana et pax Islamica: из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке»

Автор: указан в статье

Н. Мусхелишвили,

доктор психологических наук, профессор Центра изучения религий (РГГУ) РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: СЕЛЕЗНЁВ Н.Н. «PAX CHRISTIANA ET PAX ISLAMICA: ИЗ ИСТОРИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ»*

В рецензируемой монографии1 представлен анализ ценных письменных памятников, являющихся источниками для истории взаимодействия этноконфессиональных сообществ (прежде всего, христиан разных деноминаций). На основании анализа оригинальных данных о творческом сотрудничестве на Ближнем Востоке в эпоху расцвета арабской культуры, автор описывает историческое становление объединительной парадигмы межконфессионального взаимодействия. По справедливому утверждению Н.Н. Селезнёва, «арабская мысль побуждала заново и по-новому осмыслить как непосредственно доисламское, так и классическое наследие», способствовала формированию исследовательских подходов. В обозначенную эпоху в творческих союзах объединялись мусульмане и представители других религий, в том числе и представители различных христианских исповеданий.

Во время арабского владычества, охватившего множество стран от Туркестана на Востоке и до Испании на Западе, идейные столкновения в христианском мире продолжали происходить, и порожденные ими разделения сохранялись. Для мусульманского средневекового ученого христианство было собранием разных исповеданий, воплощенных в разных культурах.

Основными выделявшимися конфессиями в этом многообразии было восточно-сирийское христианство в Персии, православие «ромеев» - то есть греко-римского мира, и группа общин, заявивших о своем противостоянии Халкидонскому собору, позже поле* Селезнёв Н.Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке / Российский государственный гуманитарный университет; Институт восточных культур и античности. -М.: РГГУ, 2014. - (Серия: «Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности РГГУ», Вып. XLV). - 264 с.

1 Селезнёв Н.Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке. - М.: РГГУ, 2014. - C. 33.

мически названная «монофизитским» сообществом. Мусульманские книжники, однако, не только свидетельствовали о разделениях среди христиан, но и указывали на принципиальную общность разных христианских исповеданий. При обращении же к истории объединительного движения в христианстве, прежде всего, привлекает внимание межконфессиональное сближение в эпоху расцвета арабского халифата. Автор рассматриваемой монографии отмечает здесь влияние мусульманской книжности. Восточно-христианские сообщества тогда пошли на тесное взаимодействие, и христианские мыслители того времени отчетливо высказывали идеи общехристианского единства.

Концептуальное осмысление опыта межконфессионального взаимодействия и его теоретических рефлексий в оригинальных арабских сочинениях позволяет Н.Н. Селезнёву выстраивать историю конструктивного социального взаимодействия религиозных групп. Новый характер этноконфессиональных связей, сформировавшийся в истории межконфессионального взаимодействия в русле арабской средневековой культуры, основанном, по мнению автора, на анализе источников, отличался признанием равноценности интеллектуальных достижений разных религиозных сообществ вопреки их взаимному противостоянию в истории.

Методология автора складывается из использования историко-филологического метода в качестве основы при анализе идейно-концептуального содержания источников (в случаях необходимости применяется критический текстологический анализ) и выявления универсальных и потому сохраняющих актуальность (что важно как в научном, так и в социальном планах) элементов системы взаимодействия.

Не остались неотмеченными автором книги и те трансформации сознания, которые происходили под влиянием изменений социально-политической обстановки. Тесное взаимодействие, которым отмечается история восточнохристианских сообществ этого времени, и идеи общехристианского единства, высказывавшиеся тогда христианскими интеллектуалами, указывают на значительный, по сравнению с доисламской эпохой конфессионального расхождения, парадигматический сдвиг во взаимоотношениях христианских сообществ. Можно подумать, что стимулом к такому сближению было давление внешней силы - мусульманского господства. Этот фактор нельзя снимать со счетов. Но был и другой мощный стимул. Обширное государство арабов обнаружило

стремление к созиданию новой культуры, и христиане разных исповеданий были активно вовлечены в этот творческий процесс.

Создавались университеты - как на Востоке, так и в Южной Европе, где шла интенсивная работа по переводу интеллектуального и духовного наследия доисламских цивилизаций на арабский язык, ставший новым lingua franca.

Культурный подъем, обусловленный успехами арабских завоевателей, стал, таким образом, средой соединения и объединения разошедшихся христианских традиций.

Книга Н.Н. Селезнёва - ценная научная работа, представляющая интерес для исследователей целого ряда областей, и в то же время, несомненно, интересная для широкого читателя.

«Религиоведение», Благовещенск, 2014 г., № 3, с. 196-197.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты